Изучение основ оказания первой помощи в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Светофорик»

Гладкова М. А.

педагог дополнительного образования,

заведующий ОДОД ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт- Петербурга

Аннотация: в статье автор рассказывает о том, насколько возможно и результативно изучение основ оказания первой помощи при реализации программ дополнительного образования, каких успехов достигли обучающиеся объединения «Светофорик».

Ключевые слова: первая помощь, безопасность, ДТП, моделирование ситуации, лимит времени.

В процессе движения по улицам и дорогам человек из-за неосторожности, небрежности, нарушения правил дорожного движения может оказаться участником дорожно-транспортного происшествия, получить травмы и повреждения.  Любые травмы требуют немедленной помощи.

Первую помощь должен уметь оказать каждый человек для того, чтобы сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, используя любой шанс для его спасения [1, с. 7]. Обучение простейшим приемам оказания первой помощи необходимо начинать в школе с первого класса.

В гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга в Отделении дополнительного образования детей «Корифей» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофорик» (далее ДООП).  Программа рассчитана на 2 года. Возраст обучающихся 8-10 лет. Одним из разделов программы является раздел «Дорожно-транспортные происшествия», при изучении которого и происходит обучение навыкам оказания первой помощи. В данный раздел программы включены следующие темы:

  • Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
  • Основные причины ДТП
  • Виды травм при ДТП
  • Автомобильная аптечка
  • Первая помощь при ДТП

В первый год обучения на этот раздел отводится 16 часов, во второй – 39. Обучающиеся знакомятся с видами травм при дорожно-транспортных происшествиях и обучаются правилам оказания первой помощи. В этом процессе к обучающимся приходит понимание необходимости собственной безопасности, формируется готовность к оказанию первой помощи другому.

Занятия проходят успешно, если дети заинтересованы и увлечены темой, мотивированы и понимают значимость приобретаемых умений. Для достижения этого результата необходимы четкая организация и продуманная методика проведения занятий. Каждое занятие начинается с постановки цели: «Как вы думаете, какая наша главная задача? Для чего это нужно?».    

В конце занятия происходит рефлексия: «Как вы думаете, наши знания и умения помогли справиться с поставленной задачей? Помогут ли они в реальной жизненной ситуации?».

Изучение теоретического материала происходит в ходе рассказа, беседы, анализа ситуаций, просмотра видеороликов, презентаций. Одной из важнейших задач педагога при проведении таких занятий является создание правильного эмоционального настроя. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей, их возможную впечатлительность. Материал занятий кому-то может показаться шокирующим. 

Эффективность обучения очень сильно зависит от практической части занятий. Основная цель практических занятий – отработать тактику и навыки правильного поведения, научить быстро и грамотно принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации [3, с. 154]. Практические занятия для обучающихся первого года обучения направлены, главным образом, на распознание опасностей реальной и возможной. На данном этапе закладывается психологическая готовность к действиям.

«Какие сведения необходимо сообщить диспетчеру для вызова «Скорой помощи» при ДТП?», «Каким образом оказать первую помощь при ранении, полученном в результате ДТП?», «Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?», «Каковы признаки кровотечения из крупной артерии и первая помощь при ее ранении?» – все эти   вопросы являются основными темами занятий на первом году обучения.

Необходимо знать номера экстренных служб, правильно вызвать скорую помощь, правильно позвать на помощь посторонних людей. В процессе изучения названных тем внимание детей акцентируется также на том, как не оказаться тем, кому оказывается первая помощь,  как обеспечить личную безопасность в процессе ее оказания. Практические занятия проходят в форме мастер-классов, мастерских, практикумов по накладыванию простых повязок (например, наложение повязки «крестообразная» при травме головы), по приданию стабильного положения находящемуся без сознания пострадавшему, по остановке артериального кровотечения наложением жгута-закрутки. Обучающиеся должны понимать, что таким простыми действиями они могут спасти человеку жизнь. Полученные знания и умения дети должны быть готовы применять в любой ситуации, в том числе не связанной с дорожно-транспортным происшествием.

На втором году обучения расширяется и усложняется тематика занятий. «Как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего?», «Как следует уложить пострадавшего при потере им сознания и наличии пульса на сонной артерии для оказания первой помощи?», «Что необходимо сделать для извлечения инородного тела, попавшего в дыхательные пути пострадавшего?», «Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют транспортные шины и подручные средства для их изготовления?», «Какова первая помощь при наличии признаков термического ожога первой, второй степени?».

На занятиях моделируются конкретные ситуации, задаются лимиты времени. На данном этапе обучающиеся очень сильно закрепляют на практике алгоритм действий оказания первой помощи, ведь в реальной ситуации им необходимо будет действовать быстро и грамотно. Практические занятия проходят в основном форме практикумов.  Дети изучают новые виды повязок, новые способы остановка артериального кровотечения и т. д.

Эффективные результаты дает групповой метод или работа в парах. При выполнении задания одной из групп или пары, остальные обучающиеся выступают в роли «очевидцев» или критиков, комментируя правильность действий. Встречи с медицинскими работниками, инспекторами ГИБДД, непридуманные истории, рассказанные специалистами, мотивируют обучающихся, способствуют более глубокому пониманию важности умения оказывать первую помощь.

Таким образом, при реализации ДООП «Светофорик» обучающиеся осваивают базовые навыки оказания первой помощи и закрепляют алгоритм поведения в условиях необходимости быстрого принятия решения: оценить ситуацию (в т. ч. и в первую очередь с точки зрения личной безопасности), грамотно вызвать скорую помощь или службу спасения, оказать первую помощь до момента приезда специализированных служб. Проверка усвоенных знаний и умений осуществляется в процессе участия обучающихся в районных и городских соревнованиях, например, «Осторожно, дорога!» или «Безопасное колесо», на которых обучающиеся занимают призовые места, проявляя знания основ первой помощи и навыки быстрого и грамотного ее оказания. При проведении общегимназических игр по станциях обучающиеся по программе уже сами проводят мастер-классы (обычно – на станции «Медицинская»), в процессе которых знакомят других детей с техникой оказания первой помощи. В 2020-2021 году мы с ребятами приняли участие в городском семинаре «Сохрани жизнь!»  для педагогов дополнительного образования, на котором обучающиеся демонстрировали технику наложения разнообразных повязок.

Вопрос оказания первой помощи был актуален во все времена и остается актуальным сегодня. Знания и умения, приобретенные обучающимися при реализации ДООП «Светофорик», помогут им в любой жизненной ситуации.

Литература

  1. Андреева В. Г. – Пермь: Издательская группа ГКУЗ «Пермский край ТЦМК», 2014. – 24 с.
  2. Бармин А. В. – Волгоград: Учитель, 2018. – 266 с.
  3. Ковалько В. И. – Москва: ВАКО, 2019. – 192 с.
Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728