Особенности разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ при подготовке кадет по профилю МЧС России

Воропаев Н. П.,

к. в. н., доцент

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 604 Пушкинского района

СанктПетербурга

Ильинская И. И.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 604 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые, в свою очередь, подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы (ДОП), дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки [1].

В настоящее время, с целью установления единых подходов к разработке, структуре и оформлению ДОП, в том числе краткосрочных ДОП, разработаны критерии оценки качества ДОП, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга [2].

Одной из важнейших характеристик является направленность ДОП, которая определяется не только направлением деятельности, но и ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целях и задачах.

Среди множества характеристик, по нашему мнению, основополагающей является уровень освоения ДОП (общекультурный, базовый, углубленный), который определяет срок реализации, максимальный объем в год, целеполагание и требования к результативности освоения ДОП.

Кадетские классы МЧС России создаются в целях интеллектуального, общекультурного, физического, духовно-нравственного и морально-волевого развития несовершеннолетних обучающихся, а также для подготовки их к службе в структуре МЧС России, военной или иной государственной службе.

Исходя из целей создания кадетских классов выделим особенности ДОП, реализуемой с целью подготовки кадет по профилю МЧС России.

Срок реализации программы должен составлять 4 года, что соответствует углубленному уровню освоения. При таком уровне обязательным результатом освоения является наличие выпускников, продолживших обучение по профилю. Именно в этом заключается основная цель создания кадетских классов МЧС России.

Существенное значение имеет формирование перечня изучаемых дисциплин. По нашему мнению, идея формирования должна состоять из следующих аспектов.

Во-первых, дисциплины, которые изучаются в первые два года освоения программы, должны быть направлены на осознание будущей профессии и необходимости продолжения обучения в кадетском классе МЧС России. Такие дисциплины будем называть предпрофильными.

Дисциплины, которые изучаются в последующие два года освоения программы, должны быть направлены на подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в структуре МЧС России, военной или иной государственной службе. Такие дисциплины будем называть профильными.

Во-вторых, независимо от периода освоения программы дисциплины должны быть направлены на приобретение теоретических знаний по военной подготовке, пожарно-спасательному делу, основам медицинских знаний и т. д., а также иметь практическую составляющую (например, общая физическая подготовка, культурное развитие, психологическая подготовка кадет). Безусловно, такие дисциплины будут способствовать формированию основ профессиональных и личностных качеств, в первую очередь, будущего спасателя.

И, наконец, дисциплины должны формироваться таким образом, чтобы аргументированно обосновать принадлежность ДОП к одной или нескольким направленностям.

Исходя из изложенной идеи предлагается в рамках ДОП изучать следующие дисциплины, представленные в таблице 1.

ЗДЕСЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ТАБЛИЦА № 1

Рассмотрим особенности функционирования кадетских классов МЧС России в ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Основополагающими локальными нормативными актами, устанавливающие порядок функционирования кадетских классов МЧС России, является Устав ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга и Положение о кадетских классах МЧС России.

Одна из важнейших особенностей функционирования кадетских классов МЧС России на базе ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга состоит в построении управления.

Схема управления кадетскими классами представлена на рисунке 1.

Рисунок 1.  Схема управления кадетскими классами МЧС России на базе ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Управление кадетскими классами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Уставом и Положением.

Общее руководство деятельностью кадетских классов и их ресурсное обеспечение организует директор школы. На директора школы возлагается ответственность за комплектование кадетских классов, согласование договоров о взаимодействии с заинтересованными учреждениями и организациями.

Непосредственное руководство кадетскими классами возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Управление кадетскими классами осуществляет координатор деятельности кадетских классов, который, в свою очередь, взаимодействует с классными руководителями.

За каждым кадетским классом закрепляется куратор и воспитатель, которые подчиняются координатору деятельности кадетских классов. Именно кураторы проводят занятия по общим дисциплинам, закрепленным в ДОП.

Наряду с кураторами и воспитателями в подчинении у координатора деятельности кадетских классов находятся педагоги дополнительного образования, которые проводят занятия по профильным дисциплинам.

Таким образом, реализация на практике сформулированных предложений способствует дальнейшему развитию процесса подготовки кадет по профилю МЧС России.

Список использованных источников:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023). URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617?ysclid=lfrvjr9c4b476839635 (дата обращения: 28.03.2023).
  2. Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга: Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25 августа 2022 г. № 1676-р.

       URL: https://docs.cntd.ru/document/351735918?ysclid=lfrvpj6gn0138730335 (дата обращения:  28.03.2023).

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031