Подвиг Пожарных Блокадного Ленинграда
Васильева Ж. Н.,
педагог-психолог
ГБДОУ детского сада № 65 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Теверова О. И.,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детского сада № 65 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Профессия пожарных отнесена к самым опасным профессиям на земле. И в мирное, и в военное время они находятся постоянно в боевой обстановке на грани между жизнью и смертью. Но то, что совершали ленинградские пожарные в течение 900 дней жестокой блокады города на Неве, было огромным человеческим подвигом».
Борис Кончаев – руководитель штаба пожарной службы в блокадном Ленинграде.
Серьезные и тяжелые испытания выпали на долю пожарных города на Неве. Пожарная охрана с началом войны была военизирована и сведена в отряды соответственно административному делению города. В их состав вошли городские пожарные части и объектовые пожарные команды. В августе 1941 года были организованы районные управления пожарной охраны, которые объединили все пожарные подразделения внутри районов. В помощь пожарным был сформирован комсомольский полк противопожарной обороны Ленинграда, из студентов, старшеклассников, рабочей молодежи. В его состав входило 16 рот и 3 отдельных взвода общей численностью около 1600 человек, его подразделения дислоцировались во всех районах Ленинграда. На полк возлагалась подготовка объектов к противопожарной обороне, систематическое проведение профилактической работы, ликвидация пожаров и их последствий.
К началу сентября на промышленных предприятиях были созданы около шести тысяч пожарных звеньев и более двух тысяч – в домохозяйствах. Четверть личного состава этих подразделений составляли женщины.
Противопожарная служба Управления пожарной охраны готовила город к противопожарной обороне. В короткий срок чердаки и дворы жилых домов, территории промышленных предприятий были очищены от горючих материалов, снесены сараи, кладовые, заборы – все, что могло дать пищу огню. Завезено огромное количество песка, заготовлены емкости для воды. Деревянные конструкции чердачных помещений повсеместно были обработаны огнезащитным составом.
С большим размахом проводилось обучение населения и противопожарных формирований способам обезвреживания зажигательных бомб и тушения пожаров. На предприятиях, в учреждениях, школах, больницах проходили практические занятия. Вскоре люди убедились в том, что зажигательные бомбы не так страшны и при известных навыках с ними можно успешно бороться. Эта работа принесла свои результаты. По данным Управления пожарной охраны, 86% всех пожаров и загораний, возникших в первые четыре месяца блокады, были ликвидированы силами населения. Борьба с пожарами приняла широкий, всенародный характер. Каждый гражданин стремился внести свою долю в общее дело защиты Родины, защиты Ленинграда. Население освобождало от хлама и мусора чердачные помещения, коридоры верхних этажей, лестничные клетки, чуланы и сараи. Сгораемая засыпка чердачных помещений (опилки, торф) заменялась несгораемой, а если этого нельзя было сделать, покрывалась слоем песка. На крышах, чердаках и верхних этажах зданий устанавливались бочки с водой, ящики и мешки с песком. Расчищались территории и дворы промышленных предприятий, учреждений и жилых домов, освобождались проезды к зданиям, обеспечивались противопожарные разрывы. Удивительно, как голодные, усталые люди перепиливали вручную толстые бревна перекрытий, разбирали крепко сколоченные полы, подшивку потолков и «черные полы». Все это помогало ограничить распространение огня и тем самым облегчало работу пожарных команд.
Предотвратить возможность развития и распространения пожаров – к этому, прежде всего, сводились неотложные действия, обеспечивающие защиту города от огня, в короткий срок пожарные команды при самом активном содействии населения приспособили для тушения огромное количество водоемов. Эффективным средством обезвреживания зажигательных бомб и предупреждения распространения огня явился песок, который брали даже с пляжа Петропавловской крепости. Для вооружения противопожарных формирований были изготовлены тысячи огнетушителей и гидропультов, сотни тысяч ведер, бочек, лопат, топоров, ломов, ящиков для песка, приставных лестниц, клещей для захвата и сбрасывания зажигательных авиабомб. Были выпущены массовыми тиражами брошюры, памятки, плакаты о правилах поведения населения при воздушных налетах. Сотни тысяч жителей Ленинграда вступили в добровольные пожарные команды. Все это не замедлило сказаться. Во время воздушных налетов не только бойцы профессиональных пожарных команд, но и гражданское население успешно тушило зажигательные бомбы, предотвращая сотни пожаров.
Тысячи авиационных, зажигательных и фугасных бомб, артиллерийских снарядов почти ежедневно обрушивались на город. Ленинград был объят пламенем огромных пожаров: пылали жилые дома, лечебницы и школы, дворцы, музеи, продовольственные склады, фабрики и заводы. Под взрывами бомб рушились многоэтажные здания. Тяжелые снаряды рвались на трамвайных остановках, оживленных перекрестках улиц, в очередях перед магазинами. Люди жили в постоянном нервном напряжении, под ежеминутной угрозой быть убитыми осколками или похороненными в обрушившемся здании. Это было неслыханное, варварское уничтожение города и истребление его жителей. История не знала ничего подобного.
В первую блокадную зиму родились новые приемы, тактика и методы борьбы с пожарами: создание разрывов горящих конструкций, использование снега для тушения, впуск холодного воздуха для придания пламени желаемого направления.
Свято соблюдалось основное правило, ставшее законом для каждого пожарного, – тушить пожары в любых условиях – при бомбардировках и обстрелах, днем и ночью. Когда по сигналу тревоги жители города укрывались в убежищах, пожарные начинали свою опасную работу. Они погибали в жестоких схватках с огнем, оказывались жертвами обвалов и обрушений, умирали от ран и чудовищных ожогов. Но оставшиеся в живых их товарищи продолжали священное дело – дело спасения Ленинграда.
Не было электричества, не обеспечивался необходимый напор воды в сетях городского водопровода, вследствие чего лишался пожарного водоснабжения ряд больших районов. Голодающие ленинградцы, спасаясь от гибельного холода, стали стихийно устанавливать самодельные железные печи-времянки, не всегда соблюдая правила пожарной безопасности. Людям было не до осторожности. Вследствие чего все чаще и чаще стали возникать бытовые пожары — до 100 и более в сутки. А ведь теперь с пожарами приходилось бороться вконец истощенным, крайне усталым бойцам. Из-за отсутствия в городе горючего нечем стало заправлять пожарные машины. На улицах валялись замерзшие пожарные рукава, собрать и высушить которые, у пожарных не было сил. По тревоге боевые расчеты выходили на пожары пешком, волоча за собой пожарный инвентарь. У них подгибались ноги, валился из рук тяжелый инвентарь, не все доходили до очагов пожара живыми. Но пожары все же тушились.
Особенно невыносимо становилось, когда вихревые потоки раскаленного воздуха и тяжелый смрадный дым опускались ближе к земле, обволакивая пожарных удушливой атмосферой, в которой каждый глоток воздуха обжигал горло и легкие. Покрытые копотью, израненные, с обожженными лицами ствольщики-пожарные и офицеры второй боевой линии непрерывно обливали водой ствольщиков первой линии – только так можно было вести наступление на огонь. Вода спасала жизнь людям, она же была тем единственным оружием пожарных, с помощью которого они вели беспримерную битву со стихией. Люди, целиком отдавшиеся борьбе с огнем, уже не ощущали той опасности, которой ежесекундно подвергались. Даже раненые и обожженные не уходили с поля боя, стремясь, чем можно, помочь товарищам. Пожарные делали невозможное.
Чтобы предохранить людей от ожогов и тепловой радиации, использовали в качестве щитов все, что было под рукой: доски, фанерные листы, санитарные и строительные носилки. Прикрываясь ими, ствольщики удерживались на боевых позициях, сбивали пламя, продвигались вперед.
Пожары можно было бы потушить гораздо быстрее, если бы пожарные подразделения города имели порошки для получения пены. Но порошки уже давно стали в Ленинграде сверхдефицитным средством. Приходилось рассчитывать только на воду. А прокладка рукавных линий от пожарных машин к исходным позициям стоила ствольщикам, неимоверного труда. Пеньковая ткань рукавов легко рассекалась осколками снарядов, быстро загоралась от раскаленной земли. Рукавные линии и разветвления тонули в жидком месиве из грязи и мазута. Приходилось снова и снова восстанавливать поврежденные рукава, перетаскивать на себе тяжелые рукавные линии.
История обороны Ленинграда не знает ни одного случая, чтобы артиллерийские обстрелы или авиационные налеты заставили пожарных прекратить работу, отступить, спрятаться в укрытие. Под непрерывными бомбежками, под разрывами снарядов, голодные, замерзшие люди вели упорную борьбу с огнем, не зная ни сна, ни отдыха. Пожарные оставались на линии огня, ликвидируя загорания, спасая людей из завалов.
Для пожарных Ленинграда первые месяцы войны были суровой школой проверки профессионального мастерства. Даже в самые напряженные дни воздушных налетов немецко-фашистской авиации действия пожарных частей по ликвидации пожаров детально анализировались, скрупулезно выявлялись обстоятельства, положительно или отрицательно повлиявшие на их тушение. Работа каждого подразделения оценивалась руководителями пожаротушения, назывались конкретные лица, проявившие мужество в боях с огнем. И это укрепляло дух людей.
Положение города, отрезанного от всех путей подвоза продовольствия, было исключительно тяжелым. После неоднократных снижений 20 ноября 1941 года хлебная норма была доведена до 125 граммов. Рабочие получали по 250 граммов хлеба. Такой же была норма работников пожарной охраны. Сверх этого выдавалось 50 граммов крупы и 20 граммов жира. Началась смертность от голода. В декабре-январе она приобретает катастрофические размеры. За декабрь умерли 52 тыс. человек среди них 300 пожарных. За всю блокаду погибли при работе на пожарах, умерли от голода более 2 тысяч ленинградских пожарных.
Голод, как бы по инерции набрав страшную силу, продолжал жатву смерти и болезней. Все меньше и меньше людей в январе 1942 года становилось в боевые расчеты пожарных. Вышла из строя большая часть пожарной техники, не было бензина для боевых машин, таяли запасы пожарных рукавов. Создалась угроза резкого ослабления борьбы с пожарами. В этот очень сложный период в жизни блокированного города помощь пожарной службе пришла от городского комитета партии и уполномоченного Государственного Комитета Обороны А. Н. Косыгина: пожарные рукава доставили с Большой земли. А вскоре из тыла прибыло пополнение – 400 крепких парней, быстро ставших воинами огненной службы Ленинграда.
Пожарная охрана Ленинграда, выполняя свою основную задачу, откликалась и на все запросы, нужды жителей осажденного города. В январе 1941 года, когда суровые морозы, как железом, сковавшие землю, вывели из строя водопровод, Военный Совет Ленинградского фронта поставил перед пожарной охраной города важнейшую задачу — обеспечить водой хлебозаводы, оказавшиеся перед угрозой остановки. И пожарные, используя боевые автонасосы и автоцистерны, стали снабжать ею не только хлебозаводы, но и многие госпитали. Город страдал не только от пожаров, но и от других трудностей и лишений, связанных с блокадой. Личный состав принимал самое непосредственное участие в прокладке знаменитой Дороги жизни. На работы по созданию этой ледовой трассы были посланы люди и техника. Трудно перечислить все виды работ, которые выполнила пожарная охрана города, оказывая помощь своим согражданам. Всесторонняя помощь населению и городу стала одной из традиций пожарной охраны города на Неве.
10 июля 1942 года Правительство высоко оценили работу и героизм пожарной охраны Ленинграда, удостоив ее высокой правительственной наградой: «За образцовую подготовку противопожарной обороны города Ленинграда, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров, наградить городскую пожарную охрану города Ленинграда орденом Ленина». Более тысячи пожарных были награждены медалями и орденами.
В январские дни 1944 года началось мощное наступление войск Ленинградского фронта, 27 января торжественный артиллерийский салют из 324 орудий возвестил о великой победе Ленинграда и полном снятии героической 900-дневной блокады.
Блокада причинила большой ущерб пожарной охране города. Было уничтожено 535 боевых машин, тысячи метров рукавов, несколько зданий пожарных команд. Более двух тысяч пожарных отдали жизни, защищая Ленинград. При исполнении служебных обязанностей пали смертью храбрых 308 бойцов и командиров пожарной охраны Ленинграда. Пропало без вести 210 человек – это те, кого не удалось обнаружить под обвалившимися зданиями, и кто был уничтожен прямыми попаданиями бомб и снарядов. За время блокады из личного состава пожарной охраны умерли от голода и ранений 1593 человека.
Блокадные пожары вошли в историю пожарной охраны примерами небывалого мужества, нечеловеческой стойкости.
Подсчитать, сколько человеческих жизней было спасено в дни суровой блокады ленинградскими пожарными, определить, даже приблизительно стоимость отвоеванных ими от огня жилых домов, промышленных предприятий, памятников культуры и искусства невозможно. Можно утверждать лишь одно: высшая награда СССР — орден Ленина, которой были удостоены ленинградские пожарные, — заслужена ими с честью. Истоки героизма и мужества личного состава пожарной охраны Ленинграда – в беспредельной любви к Родине и ненависти к немецко-фашистским захватчикам.
Список использованных источников:
- Зильберштейн Ф.Б., Кончаев Б.И. Пожарная охрана Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Л.: «Стройиздат», 1971.
2. Карасев А.В. Ленинградцы в годы блокады. Ленинградцы в годы блокады. М.: Издательство АН СССР, 1968.
3. Савельев П. С. Исторические вехи пожарной охраны России. Пожарное дело. М.: 1993. – №4.
5. https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-ohrana-mpvo-v-godyi-blokadyi-leningrada/