Детские туристские клубы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: причины появления, традиции и некоторые из особенностей

Губаненков С. М. 
методист ГБНОУ «Балтийский берег»
Кандидат педагогических наук
«Заслуженный путешественник России» Санкт-Петербург
gorsutur@inbox.ru

Название статьи отражает ее содержание. Понятие «детский туристский клуб» не имеет общепринятого определения. Попыткой разобраться в том, какое объединение юных туристов может называться  клубом, а также, что  и в каких случаях дает детям и взрослым участие в работе детского туристского клуба, является анонсируемая статья. В статье приводится «таблица клубов», составленная по итогам опроса, проведенного региональным центром детско-юношеского туризма Санкт-Петербурга» (Городская станция юных туристов) в 2024 году.

I

Общественный и даже государственный интерес, проявляемый в последнее время к клубным туристским объединениям образовательных учреждений: вузов, сузов, школ и учреждений дополнительного образования, — заставил региональный центр детско-­юношеского туризма в Санкт-­Петербурге в пределах своих полномочий провести опрос и выяснить, какие из детских (до 18 лет) туристских объединений обучающихся нашего города позиционируют себя как туристские клубы.
В толковых словарях клуб определяется, как объединению людей с общими интересами. Если ограничиться только этим определением, в качестве клуба можно рассматривать любую туристскую группу, собравшуюся (собранную) для совершения конкретного путешествия (походную группу) или просто для «занятий туризмом» (учебную группу). Очевидно, что «толковое» определение клуба не является полным. Клуб от группы должен чем‑нибудь отличаться. Мы решили, что клубом могут считаться две, как минимум, группы, объединенные для решения каких‑то общих задач и взаимодействующие друг с другом в процессе решения.

Таблица 1. Детские туристские клубы образовательных учреждений Санкт-Петербурга

По полученным — наверняка неполным и возможно не совсем точным — данным на сегодняшний день в петербургских школах и учреждениях дополнительного образования насчитывается двадцать турклубов (см. Таблицу 1). В Санкт-­Петербурге занятия туризмом в школах чаще всего организуются учреждениями дополнительного образования, выполняющими функции регионального и районных центров детско-­юношеского туризма: на базах разных школ города с детьми занимаются педагоги-­туристы, получающие зарплату в учреждениях дополнительного образования и работающие по образовательным программам учреждений дополнительного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому в представляемой таблице показано не только количество образовательных учреждений города, на базе которых работают клубы, но и учреждения — организаторы занятий туризмом и, как следствие, организаторы клубной работы.
Разумеется, какие‑то школы организуют занятия туризмом своих учащихся самостоятельно. В школах есть свои фонды оплаты труда, свои отделения дополнительного образования, свои объединения обучающихся, реализующие программы разных направленностей, написанные и утвержденные в школе. Но для достижения максимальной безопасности и максимальной же образовательной эффективности занятий туризмом необходимы не только квалифицированные педагоги-­туристы, но и квалифицированные методисты и руководители структурных подразделений туристской направленности, так называемые «туристские завучи». Человеку, в том числе и педагогу-­туристу, свой­ственно ошибаться, и кто‑то — знающий и доброжелательный — должен контролировать организуемый педагогом учебный процесс (походы — это часть процесса), уберегая педагога от возможных ошибок. И если в каждой школе для каждой школы можно найти и подготовить педагога-­туриста, то в отношении методистов и туристских завучей это будет сделать сложнее. Да их и не может быть в каждой школе, потому что по петербургской традиции формирования штатного расписания образовательного учреждения должность какого‑то завуча, а также и методиста может появиться при наличии в образовательном учреждении не менее тридцати детских групп. Школ, в которых на постоянной основе работает тридцать детских туристских объединений в городе нет, поэтому нет и методистов-­туристов, нет и туристских завучей. И все‑таки, школа способна сама организовать занятия туризмом своих обучающихся, но… — лишь при занятии должностей заведующих отделениями дополнительного образования (ОДОД) специалистами, обладающими большим опытом работы на туристско-­педагогических должностях. Организационно-­методическое сопровождение работы школьных туристских групп будет частью функционала заведующего ОДОД, с которой он, в силу прошлого опыта, окажется в состоянии справиться. Примером петербургской школы, своими силами успешно организующей занятия туризмом своих учащихся, является Президентский физико-­математический лицей № 239, туристский клуб которого — «Шаги — имеет шестидесятилетнюю традицию существования. Есть и другие школы, образовательная среда которых создается с использованием элементов туристской работы с детьми, но о клубах в них, о многодневных походах учащихся этих школ нам ничего не известно. А по известному получается, что, например, региональный центр детско-­юношеского туризма в Санкт-­Петербурге (Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег») организует занятия туризмом в нескольких клубах, члены которых обучаются в 15 школах, а районный центр (Дом детского творчества Центрального района Санкт-­Петербурга «Фонтанка 32») организует занятия туризмом членов одного клуба, работающего на базе 16 школ. Анализируя представленную таблицу с двадцатью клубами, следует понимать, что она не показывает всего масштаба занятий туризмом в школах Санкт-­Петербурга, ведь кроме групп юных туристов, объединившихся в клубы, во многих школах есть туристские группы, руководители которых не позиционируют их в качестве клубов.
В данной статье говорится о школах и учреждениях дополнительного образования. Но в Санкт-­Петербурге работают и подростково-­молодежные центры, и подростково-­молодежные клубы. Значит, в городе могут быть и подростково-­молодежные туристские клубы. Во всяком случае секции туризма есть в ряде клубов. Но «молодежь» — это люди от 14 до 35 лет, и сегодня большинство руководителей секций предпочитает работать с молодежью, достигшей восемнадцати лет, обращаясь к работе с детьми только в случае проблем с набором, не решаемых за счет совершеннолетнего контингента. К тому же, по многолетней традиции, большинство работающих с детьми педагогов-­туристов таких клубов совмещает работу в клубах с работой в учреждениях дополнительного образования, поэтому результаты их работы в области создания детских туристских клубов учитываются в приведенной таблице.
Общепринятой классификации туристских клубов сегодня не существует, как минимум, в силу отсутствия необходимости в ней, но, в перспективе, клубы могут классифицироваться по формам совершаемых — по преимуществу — путешествий (походы, экскурсии, экспедиции, выезды на соревнования) и по формам организации путешествий. В советском прошлом страны, весь туризм делился на плановый туризм, который сегодня мог бы называться туроператорским, и самодеятельный туризм, занимаясь которым туристы все, что только было можно и нужно было сделать для совершения путешествия, делали сами. Самодеятельность во взрослом туризме позволяла туристам значительно удешевлять свои путешествия, самодеятельность в детском туризме кроме удешевления имела (и имеет) высокий воспитательный смысл. Самостоятельно готовя свои путешествия, обслуживая самих себя в путешествиях, готовя отчеты и рассказывая о своих путешествиях другим детям, юные туристы получают социальный опыт (опыт взаимодействия в гражданском социуме) и профессиональную ориентацию (ориентацию в широком спектре туристских и экспедиционных профессий).
По этой причине детский самодеятельный туризм должен сохраняться в арсенале современных педагогических средств.
Исходя из советской классификации туризмов в России детские туристские клубы Санкт-­Петербурга являются самодеятельными туристскими клубами. И даже если при проведении путешествий они прибегают к услугам туроператоров, в остальной клубной жизни (проведение праздников, слетов и даже туристских смен в оздоровительных лагерях) они остаются самодеятельными. В качестве примера такого клуба можно привести клуб «Тури» Санкт-­Петербургского городского Дворца творчества юных. Но стоит отметить, что привлечение туроператоров к организации детских путешествий уменьшает детскую самодеятельность в процессах подготовки и проведения путешествия и тем самым понижает образовательную (воспитательную и развивающую) эффективность детского путешествия.
В клубы могут объединяться группы, руководимые одним или несколькими педагогами. Взаимодействие групп в клубе предполагает организацию взаимодействия, то есть управление клубом. Размеры и качество управления могут быть очень разными. Клубом может называться структурное подразделение образовательного учреждения, и в этом случае все взаимодействие групп будет регламентироваться локальными актами учреждения. Более того, в таком клубе может и вовсе не быть прямого (непосредственного) взаимодействия групп. Использование общих помещений (регулируется расписанием) и общего снаряжения (выдается кладовщиком) является опосредованным взаимодействием, и в этом случае название подразделения «клуб» остается просто названием. Такими в большинстве случаев оказываются школьные спортивные клубы Санкт-­Петербурга, секции которых по разным видам спорта не взаимодействуют друг с другом в силу отсутствия необходимости взаимодействия. Справедливости ради стоит заметить, что туристские клубы, поименованные в приведенной таблице, не таковы. Даже в «Клубе юных геологов» городского Дворца творчества юных, функционирующем в формате структурного подразделения, существует детский актив, занятый проведением более или менее массовых и более или менее пропагандистских (популяризационных) мероприятий. Строго говоря, «Клуб юных геологов» не является туристским (туристско-­краеведческим) клубом, поскольку реализует программы естественнонаучной направленности дополнительного образования, но это тоже клуб юных путешественников, а значит — в этом смысле — клуб юных туристов.
При наличии непосредственного взаимодействия педагогов и детей в клубе управление взаимодействием может осуществляться одним педагогом, несколькими педагогами, с участием детей, без участия детей. Чем значительнее роль детей в управлении клубом, тем выше воспитательная и развивающая эффективность клубной работы. А привлечение к работе клуба, в том числе к его управлению, родителей обучающихся, позволяет — хотя и не всегда — удерживать детей в клубе и привлекать дополнительные средства к его финансированию. Впрочем, родителей можно привлекать к участию в организации занятий туризмом даже в случае отсутствия клуба — через комитет родителей членов каждой учебной группы. Но непосредственное взаимодействие детей и родителей само по себе означает начало клубной работы.

II

Подавляющее большинство детских туристских клубов Санкт-­Петербурга организовано по инициативе занимающихся с детьми педагогов-­туристов. Как только педагогу, организующему образовательный процесс в нескольких группах, приходит в голову мысль привлечь более опытных обучающихся к обучению туризму менее опытных, возникает первое основание называть группы клубом. Как только педагог начинает формировать походные группы из членов разных учебных групп, возникает второе основание. Перемешивание членов разных учебных групп в составе походных групп клуба производится с целью комплектования «групп равных возможностей»: равных уровней физической и технической подготовленности членов походной группы, равных уровней финансового благосостояния их родителей, вкладывающих средства в путешествие группы, одинаковых предпочтений членов группы по форме, виду, району и содержанию путешествия (поход, экскурсия, экспедиция, пешее или водное путешествие, Кавказ или Алтай и т. д.). Перемешивание членов разных учебных групп в походных группах клуба может привести к возникновению проблем во взаимоотношениях между участниками путешествия в процессах его подготовки, проведения и подведения итогов. Поэтому походные группы должны формироваться заблаговременно: чтобы все проблемы в отношениях между членами группы были выявлены и устранены на стадии подготовки путешествия. А если все учебные группы изначально существуют в едином клубном пространстве (образовательной среде), если все их члены так или иначе знают друг друга (встречались или взаимодействовали), проблем в отношениях возникает существенно меньше. По разным причинам.
Если в клуб объединяются учебные группы нескольких педагогов, педагоги имеют возможность объединять свои усилия при проведении учебных занятий. Например, лекции — если помещение позволяет — можно читать не для одной, а для нескольких групп. То же — хотя и в меньшей степени — может касаться и занятий по общей физической подготовке. Зато технической подготовкой юных туристов: обучением преодолению естественных препятствий маршрута, — лучше заниматься, разбивая учебные группы на звенья, обычно, по шесть человек. Грамотно организованное взаимодействие педагогов позволяет лучше использовать сильные стороны каждого из участвующих во взаимодействии педагогов, и это касается не только более или менее краткосрочных занятий, но и многодневных походов. Педагоги-­туристы Санкт-­Петербурга в своем большинстве являются специалистами, способными на уровне первой-­второй категории сложности провести и пеший, и лыжный, и горный, и водный походы. Но у них могут быть личные предпочтения, могут оказаться ограничения по здоровью, с годами может возникнуть необходимость переключиться с проведения походов на проведение экспедиций, не связанных с постоянным перемещением лагеря и соответственно переносом тяжестей на расстояние. В клубном объединении педагогов и обучающихся может присутствовать специализация педагогов, как по содержанию совершаемых путешествий, так и по районам их проведения.
Учебные туристские группы объединяются не только для более эффективного проведения учебных занятий и комплектования походных групп. Любой педагог-­турист вынужден обладать навыками организации массовых туристских мероприятий, проведение которых позволяет привлекать к занятиям туризмом новых детей. Туристская программа таких мероприятий не может быть сложной, но в силу необходимости обеспечения безопасности участников мероприятия, планирования дистанций и графика их прохождения логистика мероприятий не будет простой. Массовые мероприятия (соревнования, слеты) могут проводиться и для членов клуба, уже обладающих определенной туристской умелостью. Ни один педагог не может провести массовое туристское мероприятие в одиночку, ему необходимы помощники, количество и компетентность которых зависит от планируемых сложности программы и количества участников мероприятия. К проведению массовых мероприятий правомерно привлекаются дети, занимающиеся по программам подготовки юных инструкторов или юных судей. Их должность в составе судейской коллегии мероприятия зависит от имеющегося у них опыта. Группы детей и взрослых (как правило, педагогов клуба, но бывает, что и родителей), формируемые для подготовки и проведения массового туристского мероприятия, в отличие от походных групп могут называться организационными группами. В их состав входят как члены судейской коллегии, так и так называемый обслуживающий персонал (водители, медики, комендантская служба и т. д.).
Тем же целям привлечения новых членов в учебные группы служит и информационное сопровождение деятельности клуба, например, ведение групп в социальных сетях и т. д. Специалисты в области информационного сопровождения находятся среди членов клуба, как взрослых (педагогов, родителей обучающихся), так и детей. Группы в социальных сетях работают более или менее хорошо тогда, когда обновляются постоянно. Информационное сопровождение требует и времени, и специальных умений. И если специалистов в области информационного сопровождения не всегда можно причислить к руководителям клуба, то находиться с руководителями в постоянном контакте они обязаны.
Управление взаимодействием объединенных в туристский клуб групп и членов клуба, выполняющих какие‑то обязанности по организации клубной работы, требует от «управителей» клубом (все равно, от детей или от взрослых) наличия как туристских, так и управленческих компетенций. Компетенции приходят с опытом, получаемым будущими «управителями» в процессе работы в составе походных и организационных групп клуба (или в составе походных, еще не объединившихся в клуб, групп). Нетрудно нарисовать «идеальную» схему взаимодействия людей и групп людей в клубе — хотя этому тоже надо учиться — но нарисовать недостаточно. Нужно убедиться в том, что участвующие во взаимодействии люди (и педагоги, и дети) захотят и смогут выполнить свои обязанности, причем «захотят» в данном случае не менее важно, чем «смогут». Способность к правильной оценке людей в рамках конкретного взаимодействия приходит только в процессе работы с людьми, причем — руководящий работы. Приходит, как и положено, через ошибки. Каждый успешный руководитель походных групп, каждый главный судья туристских соревнований имеет опыт руководящей работы, это помогает. У детей такого опыта нет, поэтому для выведения их на реальное управление клубом нужны время и педагогическое мастерство, проявляющееся в данном случае в предоставлении детям право решать, а значит и ошибаться, и осмыслять опыт ошибок. В такой ситуации не удивительно, что в большинстве случаев в тех клубах, о которых мы говорим, взаимодействие групп координируется педагогами, дети допускаются до этой работы тогда, когда уже перестают быть детьми и превращаются в выпускников, пополняющих педагогический состав клуба.
Возникновение большинства клубов на добровольной и потому едва ли не на стихийной основе приводит к тому, что принципы взаимодействия членов детских туристских клубов в Санкт-­Петербурге редко фиксируются документально, большинство клубных объединений строит свою работу на основе устных договоренностей. Нормативные документы появляются тогда, когда возникает реальная необходимость в их появлении. Порой это может произойти через многие годы после начала клубной работы, как, например, это получилось в клубе «Восхождение». Документы же, заведенные для отчетности — если вдруг кто‑то такую отчетность потребует — так и останутся документами для отчетности, то есть бумагой. Но даже там, где уставы клубов появились по желанию самих членов клуба, как, например, в клубе «Шаги», уставы могут не оказаться работающими и в любом случае не гарантируют членам клуба отсутствие возникающих в процессе взаимодействия сложностей.
Полноценность функционирования туристского клуба образовательного учреждения не достигается сразу. Самоуправлению клуба предшествует самоуправление походных и организационных групп, объединившихся в клуб или создаваемых клубом. Самоуправление походных и организационных групп осуществляется по непростым технологиям [2], которые должны знать (а если не знают, то изучить) организаторы клубной работы. После того, как эти технологии будут изучены хотя бы теоретически, для создания клуба необходимо, чтобы они применились на практике в работе с будущими членами клуба. Поэтому в любом случае процесс вызревания туристского клуба образовательного учреждения: по существу, а не по названию, — растягивается на годы. К этому нужно быть «морально готовым».

III

Создание в образовательном учреждении туристского клуба не является гарантированным способом появления и роста массовости детско-­юношеского туризма в учреждении. Сначала в школе должны появиться туристы: педагоги-­туристы, которые сумеют обнаружить в контингенте учащихся школы детей, стремящихся путешествовать или заниматься «туристскими» видами спорта. Педагогам нужны условия для работы: зарплата, место для занятий в учреждении, туристское снаряжение и возможность выезжать с группами школьников за пределы образовательного учреждения. Появление туристского клуба повышает образовательную эффективность занятий туризмом тех групп, которые в школе имеются. Формально клуб может появиться одновременно с появлением групп, но для появления клубных связей, клубного самоуправления необходимо время.
Жизнь клуба не бывает простой, работа клуба может быть по-разному эффективной. К тому же взаимодействие предполагает возможность конфликтов. Например, взаимодействие учебных туристских групп, приводящее к образованию клуба, почти всегда начинается в случае, если в одном и том же образовательном учреждении группами руководят опытный педагог и его менее опытные выпускники, тоже ставшие педагогами. Наставничество в этом случае организуется на педагогическом уровне и обычно имеет благотворный эффект, но для полноты самореализации молодым педагогам необходимо когда‑то начать работать самостоятельно. Осознание этой необходимости не приходит в одно время ко всем, а к некоторым из педагогов никогда не приходит (быть «под кем‑то» спокойнее). Зато у других педагогов процесс осознания протекает достаточно бурно, и при отсутствии управленческой гибкости «коренных» руководителей клуба это может стать причиной разделения клуба «через конфликт». Впрочем, и «гибкость руководителей» не может не удержать молодых педагогов в клубе, когда наступает их время уйти. И никогда многолетняя история клуба не бывает простой. История клуба «Шаги» — тому доказательство [1].
Свобода творчества предполагается существующей в клубе — хотя не всегда существует для всех — но свободой нетрудно увлечься, и эта увлеченность может тормозить развитие клуба. Одним из «тормозящих» примеров увлеченности может быть увлеченность построением коллектива, при котором эффективность взаимодействия приносится в жертву теплоте отношений. Коллектив группы, коллектив клуба-­сообщества, коллектив правления клуба: все эти сообщества по целям создания могут считаться «производственными коллективами», эффективность которых определяется степенью достижения цели, ради которого коллектив создавался. Хорошо относиться друг к другу здесь мало. Нужно уметь работать друг с другом, взаимодействовать, достигать целей работы. Декларируемая при создании коллектива теплота отношений в момент соприкосновения с практикой взаимодействия может превратиться в собственную противоположность. Попытка все делать сообща (ради построения коллектива) может привести к коллективной безответственности, при которой дело не сделается (или сделается исключительно плохо), клише «все виноваты, все друг друга простим» рано или поздно может и не сработать (потому что цели создания коллективов не достигаются), все может закончиться предъявлением друг к другу претензий, и тут все зависит от того, в какой форме они предъявляются, какие выводы делаются «на будущее», и способны ли члены коллектива учесть эти выводы в процессе достижения новой цели. Если не способны, необходимо будет что‑то менять, и по этой причине, возможно, забыть о «теплоте отношений», как непременном базисе построения коллектива.
Увлеченностью, противоположной увлеченности коллективом, но также вредящей развитию клуба, может оказаться увлеченность личным творчеством. В качестве примера можно привести ситуацию, касающуюся информационного сопровождения клубной работы. Чрезмерная увлеченность популяризационной составляющей информационного сопровождения оставляет без внимания остальные составляющие, например, информационное сопровождение совершающихся путешествий, организуемое в целях повышения их безопасности. Обычно такое сопровождение организуется усилиями маршрутно-­квалификационных комиссий и поисково-­спасательных подразделений МЧС РФ, но отсутствие встречного движения со стороны клубов и проводящих путешествия организаций понижает эффективность сопровождения. Походные группы клуба оказываются «не заточенными» под постоянный контакт, возникают недоразумения. Но существуют риски и в самом популяризационном сопровождении. Например, подбор фотографий, создание текстов, популяризирующих детско-­юношеский туризм, для человека, обладающего художественными и литературными способностями (или стремящегося развить эти способности) — это захватывающая работа, в процессе которой человек, ею занятый, может перестать понимать, кому адресуется создаваемый им контент, какого эффекта можно ожидать от контента. И даже если контент решает какие‑то, придуманные самим специалистом, тактические задачи, к достижению стратегической цели информационного сопровождения, в данном случае — популяризации детско-­юношеского туризма — он уже не ведет.
Увлекаться может не только личность, но и весь коллектив, например, организационная группа. Это относится к увлечению проведением массовых туристских мероприятий, популяризирующих занятия туризмом. Занятия туризмом многообразны, но не стоит забывать, ради чего они начинаются — ради совершения путешествий. И основное — наиболее разностороннее и одновременно наиболее сбалансированное — развитие средствами туризма также обеспечивается совершением путешествий [3]. Если участия в массовых мероприятиях заменяют собой путешествия, то это уже не туризм (не совсем туризм), хотя развивающие детей эффекты самих мероприятий могут присутствовать.
Самоуправление в клубной работе — хотя бы в целях личностного развития «управителей» — должно присутствовать как на уровне взаимодействия членов клуба в группах, так и на уровне организации взаимодействия групп клуба правлением. Эффективность применения управленческих технологий особенно трудно определить на уровне клуба. Если с достижением целей создания походной или организационной группы клуба все относительно ясно: пройден ли и как пройден маршрут (как проведено массовое мероприятие), — то с целями создания клуба, а точнее с целями работы правления клуба все оказывается менее очевидным (если только не сделать количество и качество совершаемых членами клуба путешествий главным критерием эффективности работы правления туристского клуба). В повседневной работе членам правления нужна не только увлеченность творческими проектами, но и способность просчитывать «рентабельность» этих проектов, то есть просчитывать, стоит ли результат реализации этих проектов усилий, затраченных на их реализацию. Управлять — это не только командовать и «вести за собой». Важно не завести ведомых в тупик, не растратить чужие силы напрасно, без пользы для обладателей сил, исключительно ради удовлетворения увлеченностей ведущего (лидера) клуба. Управление клубом должно быть ответственным, и отвечать управители должны перед управляемыми: перед теми, чьи силы управители тратят. Во взрослых сложившихся педагогах эта ответственность или есть, или нет, и тут уж почти ничего не поделаешь. Но освоение навыков «ответственного управления» — это главный образовательный результат участия несовершеннолетних обучающихся в управлении туристским клубом образовательного учреждения. Ради достижения этого результата стоит трудиться, но придется долго трудиться. Этот результат может быть достигнут участниками образовательного процесса уже за гранью детского возраста. В этом может скрываться смысл существования клубов, в которых педагогами трудятся выпускники создавшего клуб педагога. Процесс образования детей достигает своих целей уже в процессе образования взрослых. Но это должен быть непрерывный процесс. Если навыки ответственного управления не начинали осваиваться педагогом тогда, когда он сам был еще в детском возрасте (хотя бы управления на уровне группы, звена), надежды на то, что они будут освоены во «взрослом возрасте» остается очень немного. В то же время, если процесс был начат во время обучения ребенка в детском туристском клубе, есть основания надеяться на то, что он может быть завершен не только в клубе, но и где‑то кроме туризма. Выпускнику детского туристском клуба, чтобы реализовать заложенный в него клубом потенциал, все‑таки, не обязательно становиться педагогом детского туристского клуба. И это радует.

Список литературы:

  1. Когда мы все были вместе / сост. М.Г. Иванов. — СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014.
  2. Методические рекомендации по организации деятельности туристских клубов образовательных учреждений на основе детского самоуправления // Городская станция юных туристов / Учебно-­методический комплекс / Методические рекомендации [электронный ресурс] URL: https://sutur.balticbereg.ru/uchebno-­metodicheskij-kompleks-­syutur
  3. Образовательность и безопасность в детском туризме / Под ред. С.М. Губаненкова. — СПб.: Петрополис, 2013.

© С.М. Губаненков, 2024

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930