Из опыта клубной туристской работы с детьми из многодетных семей на примере клуба «Покров»
Кухно Александр Сергеевич
педагог дополнительного образования
Городской станции юных туристов
ГБНОУ «Балтийский берег»
kin@dza-dza.ru
Клуб, о котором рассказывает статья его основателя, относительно молод, не очень типичен по условиям, в которых работает, но очень интересен методами, которые применяет. Эти методы воспроизводимы в любой практике организации клубной работы с детьми.
Однажды мы с друзьями, такими же многодетными родителями, задумали как‑то объединить наших детей и их друзей. Наш выбор пал на походную деятельность. И когда мы только начинали заниматься, было немало скептиков, утверждавших, что через пару месяцев мы наиграемся и разбежимся.
И вот, благодаря этим скептикам мы не пошли по пути «давайте начнём, а там посмотрим», а стали изучать успешный опыт других клубов и детских молодёжных движений, начали целенаправленную, системную работу по созданию полноценного клуба.
За 10 лет мы прошли путь от самодеятельного местечкового клуба до ОБРАЗЦОВОГО коллектива Санкт-Петербурга, стали одной из самых узнаваемых команд Городской станции юных туристов. И вот мы решили обобщить и систематизировать свой опыт, чтобы им могли воспользоваться и другие объединения.
Для начала разберемся, что такое клуб. КЛУБ это:
- Люди, в нашем случае это дети, родители, педагоги и волонтёры.
- Идея, в нашем случае это совместные походы, как деятельность, которая помогает детям взрослеть.
- Ценности: любовь к природе, коллективный созидательный труд, личная ответственность за общее дело, взаимопомощь, честность, уважительное отношение к товарищам и пр.
- Правила: в походе, в клубе, во взаимоотношениях
- Пространство, где мы взаимодействуем друг с другом, трудимся и просто общаемся — это учебное помещение клуба, поход, общий чат, склад.
- Традиции.
- Преемственность поколений.
Пространство, правила, традиции — это всё форма, а вот идеи и ценности — это содержание. И сами из ниоткуда они не возьмутся, их приходится придумать в самом начале. Что мы хотим, для чего мы всё это делаем? Просто чтоб организовать досуг детей на природе или что‑то большее, если большее, то — что именно? Создавая свой клуб, мы постарались вначале увидеть его в своей голове, вложили в него всю свою харизму, весь свой жизненный опыт и знания.
Определившись с содержанием (Идея и Ценности), мы начали облекать его в форму. Взялись за разработку названия: интересного, звучного, отражающего содержание. Мы обратились к православным символике и культуре, близким организаторам клуба. Покров Божией Матери отражает Небесную Защиту, под которой находятся все участники клубного объединения. Кроме смысла названия, мы думали и о звучании. Мы старались подобрать не длинное, звучное слово, чтоб его можно было в лесу громко и далеко крикнуть. Для этого в названии были нужны стреляющие звуки «Б» или «П», открытые гласные «А» или «О» и раскатистая «Р». Так по совокупности многих причин появилось слово «ПОКРОВ». «ПААААКРРРООООООВ!». Найдя его для себя, мы предложили ребятам самим придумать название, рассказали им какими свойствами оно должно обладать, а после продолжительного мозгового штурма аккуратно подвели их к своей заготовке.
Выбрав название, мы взялись за разработку эмблемы. Визуальный образ также очень важен для клуба. Дети рисовали, обсуждали, вновь искали форму отражающую содержание. Так появился щит (защита) и Небесный Покров. И Вифлеемская звезда на эмблеме, как компас, указующий путь.
Пространство, правила, традиции — это всё форма, а вот идеи и ценности — это содержание. И сами из ниоткуда они не возьмутся, их приходится придумать в самом начале. Что мы хотим, для чего мы всё это делаем? Просто чтоб организовать досуг детей на природе или что‑то большее, если большее, то — что именно? Создавая свой клуб, мы постарались вначале увидеть его в своей голове, вложили в него всю свою харизму, весь свой жизненный опыт и знания.
Определившись с содержанием (Идея и Ценности), мы начали облекать его в форму. Взялись за разработку названия: интересного, звучного, отражающего содержание. Мы обратились к православным символике и культуре, близким организаторам клуба. Покров Божией Матери отражает Небесную Защиту, под которой находятся все участники клубного объединения. Кроме смысла названия, мы думали и о звучании. Мы старались подобрать не длинное, звучное слово, чтоб его можно было в лесу громко и далеко крикнуть. Для этого в названии были нужны стреляющие звуки «Б» или «П», открытые гласные «А» или «О» и раскатистая «Р». Так по совокупности многих причин появилось слово «ПОКРОВ». «ПААААКРРРООООООВ!». Найдя его для себя, мы предложили ребятам самим придумать название, рассказали им какими свойствами оно должно обладать, а после продолжительного мозгового штурма аккуратно подвели их к своей заготовке.
Выбрав название, мы взялись за разработку эмблемы. Визуальный образ также очень важен для клуба. Дети рисовали, обсуждали, вновь искали форму отражающую содержание. Так появился щит (защита) и Небесный Покров. И Вифлеемская звезда на эмблеме, как компас, указующий путь.
Разработав эмблему, сочетавшую в себе текстовое название и графические элементы, мы тут же заказали термокружки на всех ребят. Так появился первый мерч. Это предмет, который есть только у нас, у членов клуба, а потому выделяет нас среди всех и, если хотите, консервирует нас внутри своего объединения. Тут можно конечно возразить, что все эти фишки — это внешнее, надуманное, малозначимое. Да, внешнее. Внутренним, базовым остаётся идея. И всё же, человек являясь существом, безусловно, духовным, существует в мире физическом, и ему непременно нужно что‑то трогать, иметь в собственности, видеть глазами. Отражением Идеи и Ценностей и являются все эти шишечки, эмблемой, значки. А дети особенно это любят: значки, нашивки, знаки отличия, отражающие их достижения. Именно поэтому следующим этапом было изготовление шевронов с эмблемой клуба. А вслед за шевронами мы приобрели единую форму для ребят и нашили на рукава шевроны.
Форма решает сразу несколько задач, поэтому о ней расскажем поподробнее. Во-первых, это всё та же общность, единение команды. Форма является визуальным подкреплением слов педагога об общности целей, о необходимости командной работы, с которой на первых порах не все всегда получается гладко. Ценности современного общества, ставя во главу угла личный успех, формируют индивидуалистичную личность, тогда как в туризме крайне важен совместный труд для достижения общей цели (коллективный труд). Единство формы способствует укреплению коллектива.
На любых массовых мероприятиях команда в форме смотрится выигрышно и на общих построениях, и на этапах мероприятий. Форма является предметом гордости её владельцев.
В нашей педагогической работе клубная форма является, в том числе и инструментом, удерживающим детей от необдуманных слов и поступков. Мы объясняем детям, что по поступкам одного будут судить всех, что неподобающее поведение одного человека в клубной форме создаст негативное мнение обо всех членах клуба.
Покупкой формы мы решаем также и ряд практических задач, например, снимаем с родителей проблему выбора качества туристской экипировки, освобождаем их от необходимости куда‑то идти, что‑то покупать, что немаловажно для них, так как почти все дети нашего клуба из супер многодетных семей с очень сложной логистикой быта. Мы находим производителя, договариваемся о скидках, а родительский комитет закупает необходимое детям и проверенное нами единое снаряжение.
Продолжая тему присутствия в мире физическом, существующем во времени и пространстве, нельзя упустить и МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ клуба. Для членов клуба крайне важно иметь СВОЕ клубное место. Это может быть школьный кабинет или оборудованный подвал, или хотя бы оформленный стенд в кабинете, уголок, который сам по себе имеет особую ауру клуба: фотографии из походов, эмблема и/или флаг, карта с флажками в местах, где побывали ребята. Под стендом может быть стол, за которым можно посидеть и посмотреть фотографии на ноутбуке или попить чаю, поздравить товарища с днём рождения или помечтать о будущих путешествиях. МЕСТО КЛУБА — это то место, где находится клуб.
Вся атрибутика, о которой мы писали выше, безусловно, красиво оформляет объединение, но наполняют его, несомненно, люди. Итак, из кого же состоит наше общество? В сформировавшемся клубе, неважно детский это, молодёжный клуб или клуб «кому за…» бывает три поколения участников, не обязательно разных по возрасту, но разных по времени пребывания в объединении. Это Новички, Середнячки и Старички.
Основная группа, активный движитель клуба — это Середнячки. Они уже многое умеют, обладают существенным опытом и знаниями. Именно они являются основными участниками всех клубных мероприятий. Они — главная действующая сила вашего коллектива.
Новички — это ваш задел на будущее. Это развитие клуба, без которого жизнь в нём рано или поздно угаснет. Новичкам всё интересно, но они ещё мало что знают и умеют. Они смотрят на Середнячков и тянутся за ними, перенимают опыт и знания.
Старички — это уходящая команда. Они вырастают из подросткового возраста, постепенно разлетаются и остаются в меньшинстве. Но именно они являются легендой клуба, хранителями традиций и источником интересных баек. Их походными фотографиям украшены стены. Они являются главной опорой любого руководителя, так как их опыт бесценен, а знания и навыки приближаются к квалификации руководителей.
Процесс формирования трёх возрастов в детском клубе по нашим наблюдениям занимает 5–7 лет. Это не означает, что эти пять лет клубная жизнь неполноценна, но максимальная эффективность работы клуба может быть достигнуты при наличии всех трёх поколений.
Для того чтобы зафиксировать статус ребят, их положение в клубе, мы ввели особые ЗВАНИЯ, соответствующие каждому возрасту и уровню вовлеченности в клубную работу. ЮНИОРЫ — новички, приходящие в клуб, в первую очередь это самые младшие ребята. СТАЖЁРЫ — это те середнячки, которые составляют основное ядро объединения. ИНСТРУКТОРЫ, старшие опытные ребята, ведущие инструкторскую работу. У более старших ребят — Стажёров и Инструкторов есть соответствующие нашивки, обозначающие их звание и положение в клубе.
Примерно через год-полтора младшие ребята, Юниоры формируются как самодостаточная команда, начинают полноценно отождествлять себя с клубом, с его достижениями, принимают общие идеи и ценности. В этот период происходит их принятие в Стажёры. Ребята сами решают, кто достоин этого звания в первую очередь и почему, рассуждают о качествах, которыми должен обладать Стажёр. Это также помогает определить ценности, поставить в пример отличившихся, подтянуться отстающим. Процесс инициации очень важен, он даёт члену сообщества принять всю полноту ответственности, а сообществу — зафиксировать новый уровень его членства. Становясь Стажерами, дети дают «Обещание Стажёра». В нём нет ничего сложного или сверхъестественного: оберегать природу, быть честным, трудиться наравне со всеми. Вроде прописные истины, но закреплённые обещанием они дисциплинируют ребят, дают возможность педагогу и товарищам апеллировать к словам обещания при чьём‑либо неправильном поведении. Принятие в Стажёры, как некий торжественный акт, мы обычно стараемся приурочить к какому‑либо мероприятию. Конечно, ничего нового мы в своей работе не изобрели, все инструменты подсмотрены нами из других успешных форм работы с детьми и молодёжью. Мы лишь делимся опытом их результативного применения.
Стажеры, как участники коллектива, имеющие уже достаточный опыт и знания, привлекаются к наставнической работе, как внутри своей группы, так и с младшими ребятами — Юниорами. Обучая других, им приходится на более серьёзном уровне постигать туристские премудрости, более глубоко осмыслять свои действия, систематизировать знания. Всё это продвигает их в развитии, а сама наставническая работа повышает их самооценку.
По достижению ребятами юношеского возраста, обычно это ближе к 16 годам степень вовлеченности в наставническую работу увеличивается, сами отношения с педагогом приобретают форму равного сотрудничества. В этот период мы посвящаем ребят в Инструкторы. Для того чтобы стать инструктором недостаточно много знать и уметь, необходимо в первую очередь работать с младшим поколением. Инструктор получает соответствующую нашивку, а вместе с ней уважение и почёт со стороны товарищей, рост в собственных глазах.
Взаимодействие детей разных возрастов в клубе обеспечивает преемственность идей, ценностей и традиций клуба. Потому что, однажды запустив этот процесс, руководитель как бы перекладывает его на плечи старожилов клуба, и ему остаётся лишь поддерживать его, формируя план мероприятий и стимулируя ребят к реализации плана.
Кроме Званий в нашем клубе разработана система визуализации накопленного походного опыта. За каждый пройденный категорийный поход его участник нашивает на рукав небольшую 4‑конечную звёздочку. Размер её соответствует категории похода 1–2–3, а символ в центре звездочки: снежинка, гора или ель — символизируют лыжный, горный или пеший поход. И когда Юниоры видят восемь или десять звёзд на рукаве их старшего товарища, они проникаются уважением к его опыту, видят перед собой пример для подражания и цель, к которой будут стремиться.
Помимо наставнической работы в нашем клубе существуют и другие формы самоуправления. Расскажем поподробнее о работе в двойках. Двойка — это мини-команда из 2‑х человек, как правило, из одной возрастной группы. В двойке есть капитан — «Ведущий» и второй член экипажа — «Ведомый». Ведущими назначаются более опытные, более ответственные и более авторитетные ребята. Ведомыми — менее опытные или младшие ребята. Ведущий несёт ответственность за своего ведомого. Помогает ему и заботится о нём, передаёт свой опыт и контролирует выполнение поставленных ведомому задач. Также ведущий отвечает за работу двойки — организует работу своей команды из двух человек и отвечает за результат. Обязанность ведомого — слушаться своего капитана (ведущего), уважительно к нему относиться и перенимать опыт.
Все бивачные работы или какие‑то иные задачи распределяются по двойкам. Также у двойки в походе может быть какое‑то общее снаряжение для экономии веса (термос, зубная паста, мыло). На радиальные выходы часто берётся один рюкзак на двойку, и ребята несут его по очереди. Иногда двойка составляется так, что оба участника могут быть опытными и авторитетными, такая двойка может быть флагманской и ставится на выполнение каких‑то особо важных или особо трудных задач.
Работа в двойках упрощает педагогу руководство всей походной группой. Опыт показывает, что дети не могут самоорганизоваться и управлять командой из трёх человек, но прекрасно справляются в паре. В детском и подростковом возрасте ребята могут работать исключительно в двойке с напарником своего пола, им это проще, понятнее и комфортнее. В юношеском возрасте молодые люди спокойно взаимодействуют с напарником противоположного пола, но могут возникать взаимные, а ещё хуже не взаимные привязанности, поэтому мы стараемся формировать однополые двойки. И ещё один важный нюанс из опыта, мы никогда не ставим в двойки детей из одной семьи, так как между ними есть своя история отношений, которая может накладывать отпечаток на совместную работу.
Являясь детским туристским клубом, мы занимаемся очень разнообразной деятельностью: проводим с детьми «экологические акции» — убираем мусор, сажаем деревья. Организуем и благоустраиваем свое клубное пространство. Мастерим стеллажи для хранения снаряжения, ремонтируем это снаряжение. В нашем помещении имеется небольшая ремонтная мастерская с верстаком, тисками, сверлильным станком, наждаком и другими инструментами. Всё обустройство помещений клуба происходит в основном руками детей. Организовывая СВОЁ пространство, дети глубже ассоциируют себя с ним, отождествляют себя с клубом. Здесь мы устраиваем чаепития, поздравляем ребят с днём рождения, смотрим фотографии и видеоматериалы из походов на большом экране с помощью проектора. Тут есть компьютеры, на которых ребята могут работать, так как не у всех дома компьютеры есть, а здесь силами родителей и старших ребят создана настоящая рабочая сетка с сервером и облачным хранением данных.
Работа самодеятельного туристского клуба подразумевает, что дети практические ничего из того, что могут сделать сами, не получают готовым. Поэтому в рамках воспитательного и образовательного процесса они многое делают своими руками: изготавливают снаряжение, сушат и фасуют продукты, благоустраивают пространство клуба. Всё это является неотъемлемой частью походной деятельности, то, без чего не осуществится основная цель ребят — попасть в поход.
По завершении любого похода его участники составляют подробный отчёт и затем оформляют его на компьютере с использованием основных офисных программ, работе в которых мы обучаем ребят. За пару лет они осваивают офисный пакет на очень высоком уровне, за счёт многократного решения интересных и нужных им самим задач. А сама работа над отчётом помогает им осмыслить собственные действия по подготовке и проведению путешествия, проанализировать каждый его этап и все аспекты своей деятельности, формализовать размышления и зафиксировать впечатления. Это очень мощный образовательный инструмент, и мы уделяем составлению отчёта немало времени и до похода, и во время похода, и, безусловно, по его завершении. Стараемся, чтобы дети размышляли сами и помогаем им делать выводы.
Общение с ребятами, обсуждение планов, анализ событий и действий происходит и на регулярных занятиях, и на выездах, и переносится в общий чат в мессенджере Телеграмм. Мессенджер — немаловажный инструмент современного общения, он позволяет сохранять общность вне очных встреч, делиться фотографиями, составлять планы, вывешивать списки снаряжения и так далее. Там же в чате все родители могут наблюдать за деятельностью клуба. Это очень важно для родителей: они видят, чем и как занимаются их дети, могут наблюдать за их достижениями, с нетерпением ждут новостей из походов и с активно просматривают фотографии со всех мероприятий и путешествий. Вообще открытость в работе с родителями и выстраивание с ними дружеских и доверительных отношений — залог плодотворной работы с детьми. Именно поэтому мы много разговариваем с родителями о безопасности в детском туризме, подробно разъясняем структуру нашего взаимодействия с маршрутно-квалификационной комиссией, проговариваем все нюансы обеспечения безопасности в путешествиях. Если грамотно выстроены отношения с родителями, родители будут доверять педагогу и стимулировать детей к продолжению занятий туризмом. У нас в клубе существуют целые династии юных туристов, по стопам старших ребят идут их младшие сёстры и братья, а самые маленькие ждут, когда подрастут, чтобы стать членом клуба.
Отдельно хотелось бы рассказать о финансировании клуба и о закупке личного и группового снаряжения. Экипировать и отправить в поход сразу нескольких юных туристов из одной семьи дело не простое. Мы стараемся пользоваться ресурсами оздоровительной кампании, привлекать жертвователей и конечно создавать обменный фонд самого клуба. Силами родительского комитета закупается снаряжение, которое выдаётся детям, а затем по мере вырастания, заменяется другим: лыжи, лыжные и треккинговые палки, рюкзаки, спальные мешки, бахилы, каски и многое другое. Всё это закупается централизованно с максимальными скидками от производителей или оптовиков. Такой подход позволяет родителям не вкладывать огромные средства одномоментно в экипировку ребёнка, а постепенно пополнять обменный фонд клуба.
Также для финансовой поддержки клуба в прошлом году был зарегистрирован Благотворительный фонд «ПОКРОВ». Любой клуб может создать свою НКО для работы с производителями снаряжения, которые работают с юрлицами, для поиска благотворителей и взаимодействия с госструктурами по вопросам субсидий. Немаловажна здесь открытая страничка в соцсети ВК, представляющая деятельность клуба для внешнего зрителя. Десятки мам и пап, бабушек и дедушек, а также друзей и знакомых просматривают эту страничку, активно реагируют на публикации и пишут комментарии. Благодаря страничке в ВК мы привлекаем жертвователей для помощи в закупке экипировки.
Также для работы клуба мы стараемся привлекать волонтёров, не равнодушных нашей деятельности. Чаще всего это наши выпускники и их друзья. Это немаловажный ресурс для развития.
И завершая статью, расскажем о необходимости стратегического планирования. Любая деятельность должна иметь план развития хотя бы на три года. На основе этого плана составляется план работы на год, а на основе его — план работы на месяц. В планы включаются все походы, соревнования, выступления, встречи. И хорошо, когда к планированию мы подключаем детей. В этом случае они на своём уровне начинают нести ответственность за деятельность клуба, начинают видеть клуб не сиюминутно, а в долговременной перспективе. Начинают видеть собственные перспективы развития.
© А.С. Кухно, 2024