Клубные объединения в Санкт-­Петербурге: педагогическая традиция в историческом контексте

Гусаков Сергей Владимирович
Заведующий отделом
ГБУДО Дом детского творчества Приморского района Санкт-­Петербурга
skif_05@mail.ru


Подлевских Александра Никитична
методист
ГБУДО Дом детского творчества Приморского района Санкт-­Петербурга
Победитель туристско-­краеведческой номинации
Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям» в 2011 году
skif_05@mail.ru


Ильмурадова Антонина Витальевна
Педагог дополнительного образования
ГБУДО Дом детского творчества Центрального
района Санкт-­Петербурга «Фонтанка‑32»
Победитель туристско-­краеведческой номинации
Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в 2019 году
antoninka.magic@gmail.com

Статья в историческом ракурсе представляет практику петербургских педагогов-туристов
А. В. Митрофанова и Л.Ю. Юркиной, завершившуюся в начале двухтысячных годов, но давшую толчок и сформировавшую подходы к педагогической практике многих сегодняшних руководителей клубных туристских объединений детей, их родителей, их педагогов.

В условиях стремительной модернизации воспитательной концепции РФ туристско-­краеведческая деятельность также не стоит на месте. Одним из значимых изменений педагогической концепции детско-­юношеского туризма является ориентация на развитие клубных форм деятельности.
Расцвет детско-­юношеского туризма пришелся на исторический период так называемого «застоя», 70е‑80е года 20 века. Занятия туризмом стали одним из наиболее эффективных способов развиваться его участникам. Многие из них нашли в дальнейшем свое призвание в педагогике детско-­юношеского туризма, находящегося на пике своего развития.
Способствовала этому и государственная политика, для которой детско-­юношеский туризм являлся средством решения определенных социальных задач.
В силу своей специфики детско-­юношеский туризм был направлен на воспитание коллективизма и патриотизма. Решал задачи прикладной военной подготовки. Обеспечивал досуг. Являлся средством пропаганды физической культуры и спорта, способствовал воспитанию работоспособного гражданина.
Являясь в социальном плане частью деятельности пионерской организации, детско-­юношеский туризм одновременно с этим был и отражением туризма взрослого, что обеспечивало преемственность и системность. В каникулы десятки тысяч юных туристов вместе со своими педагогами покидали города и отправлялись покорять горные вершины и сплавляться по бурным рекам и озерам.
При такой большой массовости явления Станции юных туристов из структур, поддерживающих и развивающих, переориентировались на регулирующие и контролирующие. В образование пришла система маршрутно-­квалификационных комиссий, контрольно-­спасательных служб. Появились такие виды соревнований, как контрольно-­туристские маршруты (КТМ), задача которых была подготовить и проверить юных туристов перед совершением категорийных путешествий. Постепенно создавалась целая традиция, возник календарь соревнований, система подготовки судей для них. Некоторые педагоги, руководители туристских детских объединений, стали больше внимания уделять именно соревновательной составляющей, уменьшая походно-­экспедиционную. Появился новый вид детско-­юношеского туризма — соревновательный.
Но главное, что за всей этой массой деятельностью, в череде соревнований, походов, слетов и выездов возникали уникальные педагогические системы, создаваемые и поддерживаемые педагогами-­новаторами, для которых туризм был не целью, а средством воспитания, формирования определенного мировоззрения, социокультурной среды, в которой развивались и педагоги, и их воспитанники. В рамках занятий туризмом педагоги ставили воспитательные и образовательные задачи. Большие туристские объединения становились пространством для педагогического эксперимента. Более успешные практики приобретали форму традиций, реализующихся в многолетних коллективах.
В настоящее время в Санкт-­Петербурге работает большое количество клубных объединений, возникших благодаря педагогическим системам педагогов-­новаторов. Некоторые из них начали работать еще в советский период, и их работа продолжается, поддерживается их выпускниками уже в своих объединениях.
В данной статье мы хотим рассказать о педагогической традиции в туристском клубном объединении Центрального района Санкт-­Петербурга (далее Клуб), инициаторами и руководителями которого были Вадим Александрович Митрофанов и Лариса Юрьевна Юркина. Именно эти педагоги впервые в Санкт-­Петербурге ввели в свою практику событийный подход на программном уровне, где поход — это организованное педагогами событие, в котором для каждого из его участников созданы условия для развития и качественного изменения. Созданная ими авторская программа «Младшие инструктора туризма» стала призером всероссийского конкурса авторских программ в 1994 году, а в 1996 году на базе Клуба была основана федеральная экспериментальная площадка «Воспитание личности и туризм». Также Юркиной Л.Ю. была защищена кандидатская диссертация и написана книга с разработанной системой упражнений для развития личности подростков.

Далее кратко приведем историю Клуба, разделив ее на 3 основных периода.
1 период — «зарождение» туристского клуба. 1960–1983 годы.
Туристский клуб, основанный Митрофановым Вадим Александровичем, возник из литературного кружка в 30‑й гимназии. Этим кружком руководил в то время учитель литературы Герман Николаевич Ионин. Самые первые выезды и походы совершали участники этого кружка.
Самый первый поход, от которого можно отсчитывать начало туристского клуба, был походом на «Званку» в середине 60‑х годов в период летних каникул. Его участники около недели шли к бывшему поместью Державина по берегу Волхова. И самое важное, что это был литературный поход!
За время своего путешествия участники похода написали две повести, множество литературных эссе, стихотворений собственного сочинения, две телевизионных передачи по творчеству Пришвина, одну радиопередачу по Маяковскому.


2 период — «становление» туристского клуба. 1983–2009 годы.
В сентябре 1983 года Клуб обрёл свой дом, в котором он находится и сейчас. С этого времени Митрофанов Вадим Александрович стал работать в Доме пионеров Куйбышевского района, ныне Дом Творчества Центрального района «Фонтанка‑32». Так с его приходом появился туристский отдел. Уже через три года в районе стали традиционно проводиться массовые туристские слеты школ, которые проходят, и по сей день. С 1987 года команды под руководством Вадима Александровича Митрофанова стали занимать призовые места на городских соревнованиях по пешеходному и лыжному спортивному туризму. Благодаря туристскому отделу район быстро вышел в лидеры детско-­юношеского туризма по городу.
В ходе многолетней работы была разработана образовательная программа «Подготовка младших инструкторов с коррекцией личностного развития», которая в 1992 году заняла 1 место на городском конкурсе авторских образовательных программ. Опыт работы по данной программе позволил основать в 1996 году при Министерстве Образования Российской Федерации экспериментальную площадку по теме: «Воспитание личности и туризм», которая получила свое продолжение по темам: «Личностно-­ориентированный подход в системе дополнительного образования детей (на примере детско-­юношеского туризма); «Реализация экзистенциально-­гуманистического подхода в дополнительном образовании детей (на примере детско-­юношеского туризма)». В 1998 году под руководством Митрофанова Вадима Александровича прошла Всероссийская научно-­практическая конференция для туристских организаторов по представлению опыта работы педагогического коллектива туристского отдела.
Большое количество воспитанников Митрофанова В.А. работало и работает в сфере общего и дополнительного образования детей. Среди многих хочется отметить следующих:

  1. Юркина Лариса Юрьевна — мастер спорта, кандидат психологических наук, отличник народного просвещения;
  2. Федоров Леонид Александрович — мастер спорта международного класса по ориентированию, педагог дополнительного образования;
  3. Гусаков Сергей Владимирович — руководитель структурного подразделения, педагог дополнительного образования туристско-­краеведческой направленности (Приморский район);
  4. Мишаков Кирилл Евгеньевич — педагог дополнительного образования туристско-­краеведческой направленности (Красносельский район);
  5. Пивоваров Александр Михайлович — кандидат социологических наук;
  6. Самохин Роман Владимирович и Тарасова Марина Александровна — педагоги дополнительного образования туристско-­краеведческой направленности (Калининский район), руководители турклуба «Остров»;
  7. Груздева Ирина Алексеевна — преподаватель физической культуры, методист (гимназия № 171 Центрального района);
  8. Благодарев Михаил Юльевич — педагог дополнительного образования;
  9. Ананьев Андрей Сергеевич — педагог дополнительного образования, психолог.
  10. Федоров В. С., Мельникова Е. К. — педагоги дополнительного образования, руководители турклуба «Восьмерка».

3 период — «зарождение» туристского клуба «Восхождение». С 2010 года по настоящее время.
9 ноября 2009 г. остановилось сердце основателя туристского клуба Митрофанова В.А., и чтобы не потерять тот колоссальный труд, педагоги туристского отдела объединились и основали туристский клуб «Восхождение». В течении года было разработано положение о туристском клубе, были переработаны образовательные программы. А 15.09.2010 Зверлов Юрий Владимирович занял пост заведующего туристским отделом. С этого времени, туристский клуб изменился, но сохранил те традиции, которые были заложены его основателем.
Сейчас клубу около 70 лет. 15 лет как умер Вадим Александрович и отошла от дел Лариса Юрьевна, а созданная ими система продолжает работать.
На данный момент в Санкт-­Петербурге действуют несколько клубных туристских объединений, работающих по методикам Митрофанова-­Юркиной:
• Турклуб «Восхождение», так и базирующийся в Центральном районе.
Его возглавляет группа педагогов, учеников Вадима Александровича — Зверлов Ю.В., Пахомов А.Е., Ананьев Ю.С., Ильмурадова А.В., Смирнов Д.Н., Горбунов П.А., Смирнова О.В., Кононова Е.В., Михайлов А.С., Белокопытова П.И., Городской Г.А., Куратов С.Г., Степнов П.В., Евдокимов Д.М., Михайлова С.В., Воронцов Б.А., Рябинина В.С., Артемьев И.В.
В 2015 году Зверлов Ю.В., представляя педагогический опыт своего Клуба, стал серебряным призером всероссийского конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». А в 2019 — Ильмурадова А.В. стала победителем «Туристско-­краеведческой» номинации всероссийского конкурса педагогического мастерства. В 2020 лауреатом III степени в номинации «Профессиональный дебют» стала уже выпускница турклуба Восхождение Рябинина В.С.
• Туристский клуб СКИФ, под руководством одного из первых учеников В.А. Митрофанова Гусакова С.В. и его единомышленницы Подлевских А.Н., расположенный на базе ДДТ Приморского района. В 2011 году Подлевских А.Н., также представляя авторскую модификацию методик Клуба, стала победителем всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», а в 2015 году получил статус инновационной площадки по реализации событийного подхода как фактора саморазвития школьника (под руководством профессора, д. п. н. Рожкова М.И., в 2020 получил статус «Образцового коллектива».
• Турклуб «Остров» в Калининском районе под руководством выпускников Клуба Самохина Р.В. и Тарасовой М.В.
В 2018 году Тарасова М.В. стала победителем «Туристско-­краеведческой» номинации всероссийского конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям».
Уникальность педагогической системы В.А. Митрофанова заключалась в постоянном стимулировании всех участников процесса к осмыслению происходящего, рефлексии как индивидуальной, так и групповой.
В.А. Митрофанов и Л.Ю. Юркина впервые ввели на программном уровне применение в туризме методик командообразования и тренинговых приемов. Благодаря планомерной работе педагогов в таких клубных объединениях формируется общая эмоциональная и информационная среда, мотивирующая всех участников к творческой самореализации, самоактуализации и поиска своего места в мире.
Каждое из клубных объединений имеет свою специфику, но всех членов этих детско-­взрослых коллективов объединяет постоянная потребность в рефлексии, творческом переосмыслении и преобразовании мира, ощущении полноты и осмысленности собственного бытия.
Организационно-­методические условия функционирования учебных туристских походных объединений в Санкт-­Петербурге, созданные Городской станцией юных туристов, подталкивают педагогов-­руководителей развивать клубные объединения.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. — Пермь: 2001
  2. Губаненков С.М. Образовательность и безопасность в детском туризме. СПб, ИД «Петрополис», 2013
  3. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики. Ярославский вестник 2002 № 4/
  4. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью: Юногогика. — М.: Владос, 2009.
  5. Спортивный туризм в системе образования/Под редакцией Губаненкова С.М. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2008.
  6. Юркина Л.Ю. Социально-­психологическая подготовка туристов-­школьников: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05: СПб., 1998.

    © С. В. Гусаков, А.Н. Подлевских, А.В. Ильмурадова, 2024
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930