Корабль называется «Тури»

Н. А. Сафонова
педагог дополнительного образования
отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив
Санкт-­Петербургского городского Дворца творчества юных
klubturi@ya.ru

Статья основателя клуба «Тури» рассказывает о детском туристском клубе, форма работы которого в прошлые времена не была слишком распространенной, но в будущем эта форма может стать единственно возможной формой туристской работы с детьми. Это произойдет, если у туроператорские организации будут наделены исключительным правом  водить в походы детей.  Педагоги клуба «Тури» чередовали самодеятельные походы с обращениями к сторонним инструкторам (в современной трактовке — инструкторам-проводникам). Мы надеемся, что это право — право выбора —  сохранится у педагогов-туристов и в будущем.

Наш клуб мне представляется в образе корабля, движущегося по необъятным просторам океана под названием «Детство». У него — нелегкое, но интересное плавание. Корабль пережил много штормов, обошел множество подводных камней и продолжается двигаться заданным курсом. 

В   начале девяностых годов прошлого века в отделе краеведения и туризма городского Дворца творчества юных стали объединятся отдельные кружки в клубы. В отделе уже существовали старейшие клубы: археологов был создан в 1970 году и геологов был открыт в 1948 году. В конце восьмидесятых годов в отделе появились новые клубы: клуб «Переход» руководитель Шевчук В.А., Клуб «Карта» руководитель Артемьев Ю.М., педагоги клуба Стримовская Н.Г. Бакустин И.В., Клуб туристов – географов Губаненков С.М., Ананьева М.С.  Создание клубов позволили    объединить опыт нескольких педагогов, в клубах появлялись новые формы работы с детьми: дни рождения клубов, клубные дни. Но если эти «новые формы работы» были неизвестны большинству педагогов туристско-краеведческой направленности отдела, то для основателей клуба «Тури» новой формой работы с детьми стали занятия активным туризмом.  

 Клуб «Тури» (руководители Сафонова Н. А., Веряскин А. С.) образовался в 1989 году на базе кружков отдела краеведения и туризма, работавших ранее по направлению «Трудовая слава Советского народа». В организации работы кружков изначально использовались элементы детского самоуправления, знание которых организатору клуба дали занятия в пионерских штабах тогда, когда  эти штабы еще были. Включение в работу кружков занятий туризмом позволило расширить структуру детского самоуправления, дав детям еще одно дело, вокруг которого самоуправление строилось.

 Клуб «Тури» получил свое название на смене детских общественных объединений в Загородном центре детско-юношеского творчества «Зеркальный» городского Дворца творчества юных. Участников смены объединяли не в отряды, а   в племена, и нашему племени организаторы придумали такое название.

Клуб традиционно поддерживали связи с детскими общественными объединениями, не практиковавшими занятий туризмом. Наш туризм дал клубу возможность занять среди этих объединений свое — и заметное! — место. Сам клуб был участником детских общественных организаций, таких, как Центр детских и семейных инициатив «Содружество», межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер». Работа по программам этих объединений позволило каждому члену клуба не только реализоваться в области социального творчества, но и применить полученные в клубе знания по туризму и краеведению, обучая их основам членов нетуристских клубных объединений. Делегация «Тури» несколько лет проводила авторские смены в ЗЦДЮТ «Зеркальный», и («Терра инкогнита») во Всероссийском детском центре «Орленок», в детском лагере «Штормовой». Кроме этого клубной традицией стало проведение турслетов и дней здоровья для многих школ города.

Если говорить о туристских сообществах отдела краеведения и туризма того времени, то среди коллективов наблюдалась некая специализация. Например, в клубе «Карта» занимались главным образом ориентированием и картографией, Клуб туристов-географов кроме походов тяготел к участию в соревнованиях по туристскому многоборью. Наша идея состояла в том, чтобы, пока ребята занимаются   во Дворце, они смогли поучаствовать в разных видах путешествий, а уже позже определить для себя каким видом туризма будут заниматься в дальнейшем. Начинали мы с пеших походов по Ленинградской области и водных путешествий по реке Вуокса. Лодки брали в прокат на базе «Лена» в поселке Лосево С годами все больше береговой полосы реки отошло в частные владения и не только ночевка на берегу, но даже выходы на санитарные остановки стали проблемой. Сразу появлялись   специально обученные люди и настоятельно рекомендовали   покинуть территорию. Сегодня мы сотрудничаем с базой « Лена-Ладога» и совершаем путешествия по шхерам Ладоги. Там пока проще.

 Достаточно часто в осенние и весенние каникулы мы выезжали на Кавказ.  В основном это Краснодарский край. Много раз побывали на популярном маршруте к Пшадским водопадам. Были года, когда на этом маршруте оказывалось так много туристов, главным образом школьников, что мы стояли в очереди, чтобы преодолеть перевалы. Поднимались на горы Семашхо и Два брата. Так как наши маршруты пролегали по местам обороны Кавказа, то, конечно, участники походов знакомились с военной историей региона.

       Наши контакты с коллегами из Башкирии помогли нам несколько лет подряд организовывать сплавы членов клуба по реке Белой на катамаранах с посещением пещер Кутук-Сумгана. Но с строительством ГЭС на реке Белой поднявшийся уровень воды затопил первый этаж пещеры.

Около 10 лет подряд мы совершали конные походы по Горному Алтаю от 7 до 15 дней.

Походами деятельность клуба не ограничивалась. Много было экскурсионных поездок по городам Москва, Рязань, Киев, Кишинев, Одесса, Новосибирск. Краснодар, Кострома, Казань, Тбилиси, Рига, Вильнюс, Таллинн, Йошкар-Ола и другие.

Мы были участниками Всероссийских слетов туристов — краеведов в разных уголках страны. В 2024 году команда клуба ездила на слет в город Елец, откуда привезла много командных и личных наград.

По традиции педагоги клуба большое внимание уделяли и уделяют работе с родителями. И разумеется, это не только родительские собрания, но и привлечение родителей к участию в походах выходного дня, многодневных походах, клубных днях. Некоторые клубные мероприятия организуют сами родители. Родителям важно не только знать, чем и как занимается ребенок в клубе, но и по возможности принимать участие в самих занятиях, в организации этих занятий. Все это, понятно, способствует сохранности и преумножению клубного контингента учащихся и усиливает воспитательные эффекты занятий туризмом.

      Разнообразна жизнь клуба сегодня. Традиционными стали День рождения клуба, вечер выпускников, соревнования «Папа, мама, я — туристская семья», «Открытие сезона». Коллективные творческие дела: Вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, конкурсы для девочек, для мальчиков, конкурс ШИП-ШИП (шутки и пародии, шалости и проказы). Игры на местности: Захват флага и Поиск пострадавшего, Кроме того много разнообразных эстафет и соревнований. Весело и интересно празднуются дни рождения на выездах.  Именинника ждут различные испытания, ребята готовят творческие выступления и конечно подарки. В опыте клуба есть также проведение учебно-тренировочных сборов на базах детских оздоровительных лагерей.

 В клубе есть орган детского самоуправления – Совет клуба. В него входят командиры учебных групп. Сбор совета регулярно 1 раз в месяц и по необходимости. Совет решает вопросы об участии в соревнованиях, о подготовке клубных дел и праздников. Для подготовки КТД создается совет дела или творческая группа. Творческая группа все планирует, готовит и проводит сама. А совет дела придумывает основу, сценарий и отдельные части дела и дает на подготовку учебным группам.

Клуб продолжает развиваться и впереди нас ждут новые походы и приключения.

© Н. А. Сафонова, 2024

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930