Коротко о долгой истории.Традиции и новации в работе туристского клуба «Шаги»

Филатов Егор Константинович
учитель математики, педагог дополнительного образования
Президентского физико-­математического лицея № 239, Санкт-­Петербург,
победитель туристско-­краеведческой номинации
Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям» в 2013 году.
egor_filatov@mail.ru

Старейшим школьным туристским клубом Санкт-Петербурга из ныне существующих является клуб «Шаги» Президентского физико-математического лицея № 239. Автор статьи о работе клуба  сегодня выносит на себе основную тяжесть управления клубом. В попытке понять, какие методы организации сегодня сработают, какие — нет, автор изучает историю клуба, изучает клубный архив. Как уже было сказано, статья не велика по объему. Но об истории «Шагов» написана уже целая книга, содержание которой прекрасно известно Е. К. Филатову, и к которой он отсылает заинтересовавшихся историей клуба читателей. Задача автора статьи в другом: он пытается понять, почему вышло так, как оно вышло, и что и как с этим «вышедшим» правильно делать сегодня.

Клуб «Шаги» родился в 1964 году. Это была эпоха, когда человечество запустило своего представителя в космос, когда нашей стране были нужны тысячи ученых и инженеров. Массово начали появляться специализированные школы с техническим уклоном. В 1961 году 239‑я школа стала физико-­математической, и в нее пришли учиться преимущественно ребята из семей ленинградской технической интеллигенции. А когда в одном месте собираются люди одного уровня, одних интересов, тогда неизбежно создаются общества, кружки, клубы. Так, в 239‑й школе появились, например, научный клуб «Тензор», литературный клуб «Алые паруса» и туристский клуб «Шаги». Состояли эти клубы зачастую из одних и тех же учеников.
Процесс создания клуба был не насаждаемым сверху, а оформился из существующего сообщества. В подобных случаях нужна искра, с которой разгорелось бы пламя. Такой искрой послужил молодой учитель математики
В. А. Рыжик, который в студенческие годы занимался туризмом, поэтому в качестве воспитательной системы для своего класса выбрал именно его. Лес, компас, карта — ребятам понравилось. На доске вывешивались объявления о ближайших выездах, с каждым разом количество участников таких выездов росло. Туризм и ориентирование, а в ту пору эти виды были неразлучны, набирали обороты и массовость. 18 февраля 1964 года, в лесу актив выездов решили оформить себя клубом. Не сразу подобрали название, были большие дебаты, но итоговое имя клуба — Шаги — живет и поныне.
Количество желающих ходить в походы и бегать дистанции по ориентированию было огромно, и как раз актив (правление) клуба мог управлять процессом исполнения их желаний. В школе проводился слёт, команды школы участвовали в различных соревнованиях. Администрация школы в целом благосклонно смотрела на самоорганизацию в туристской среде.
На этот период — 60‑е и начало 70‑х — приходится большое количество успехов «два-три-девятовцев» на уровне города и страны. По сути, элита ленинградского ориентирования этого периода — школьники и выпускники школы. В 1969 году проводился матч «Шаги против всех» — сборная клуба против сборной города, выиграли, конечно, «шагисты». Это внешняя сторона, а внутри кипели страсти, обсуждения, дебаты. Сохранились протоколы большинства собраний, где отражены многие сложные моменты из жизни клуба. В клуб принимали, из клуба исключали, проводили «разборы полетов», выражали благодарности или обсуждали проблемы. Подробнее, чем в этой статье, о жизни клуба 60‑х — 70‑х годов рассказано в книге [1], выпущенной к 50‑летию клуба.
Под знаменем клуба в походы ходили много групп, руководители которых были единомышленниками или выпускниками В. А. Рыжика. Когда сам Валерий Адольфович отошел от туризма, большую роль в выстраивании клубной работы сыграл его выпускник, учитель физики М. Г. Иванов. Туристское движение росло, но со временем в нем неизбежно проявились течения, ведь каждый руководитель похода вкладывает в свою работу своё видение туризма, свою идеологию туризма. Но при массовом развитии туризма в школе именно клуб был связующим звеном между течениями. Правление клуба являлось арбитром.
В 80‑е годы количество желающих заниматься туризмом не уменьшалось, но из школы по разным причинам ушло несколько ключевых участников организации клубной работы, осложнились и отношения с администрацией. Это привело к тому, что центробежные силы в клубе оказались сильнее центростремительных. Походы учащихся 239‑й школы продолжались под флагом клуба, но каждый из руководителей походных групп, как правило, классный руководитель, работал со своим классом практически самостоятельно. Клуб из организации, обладающей определенной структурой превратился, в общественное движение.
90‑е годы были тяжелыми и для страны в целом, и для всех сообществ по интересам, заниматься туризмом стало сложнее. Традиции туризма в школе поддерживали единицы, но они, тем не менее, сохранялись. Проводились слёты, несколько групп на каникулах ходили в походы. Сохранялись и клубные знаки отличия, а на региональных соревнованиях походов регулярно побеждали походы групп М. С. Житомирского, который десятилетиями сохранял атрибуты и систему воспитания через походы.
Новое дыхание клубной жизни было дано только в 2010 году. Три учителя: С.В. Юлку, К.Б. Чихачев и Е.К. Филатов, проанализировав несколько прошедших походов, группы в которых имели смешанный состав и не базировались на одном классе, увидели большие плюсы и определенные минусы в такой комплектации групп и в целях устранения минусов решили возродить формат клубной работы. Клуб понимали, как объединение людей по готовности развиваться в одном направлении. Походы стали более активно участвовать в соревнованиях (конкурсах) и побеждать в них. Объем туризма в школе сохранялся большим, социальные условия занятий туризмом стремительно усложнялись, необходимы были координация и больший, нежели прежде, контроль проводимых походов. Это привело к возобновлению деятельности маршрутно-­квалификационной комиссии в статусе «маршрутно-­квалификационной комиссии образовательного учреждения» (в отличии от МКК клуба, к этому времени уже не работавшей).
По нашим данным маршрутно-­квалификационная комиссия Президентского физико-­математического лицея № 239 (так сейчас называется 239‑я школа) является едва ли не единственной в стране МКК, созданной на базе общеобразовательного учреждения и занимающейся выпуском школьных групп. Руководителями МКК ПФМЛ стали хранители и продолжатели клубных традиций
Сейчас всех школьников (теперь лицеистов), которые ходят в походы, именуют «шагистами». Туристских групп в лицейском отделении дополнительного образования детей — двенадцать. И туризм в лицее понимается именно как походы. В то же время ежегодно проводится слёт, в котором участвует 90% школьников, а это намного больше, чем 12 групп. На слёте происходит знакомство поступивших учащихся с туризмом, но также и обмен опытом прошедших походов среди уже сложившихся групп. Эти группы отличаются друг от друга, направленность и стиль работы в каждой из них определяется личностью руководителя группы. Виды и категории сложности совершаемых походов, принципы набора в группы разнятся. При этом у учащихся остается «клубная» возможность ходить в походы с разными руководителями. Остается и формат присвоения статуса члена клуба «Шаги», дающего право ношения эмблемы клуба и являющегося мерой туристской успешности его обладателя.
В 2024 году клуб «Шаги» отметил 60‑летие. Менялись времена, менялись люди, менялся формат жизни клуба, но в походы 239‑я школа продолжает ходить, и делает это массово.

Список литературы:

  1. Когда мы все были вместе / сост. М.Г. Иванов. — СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014.

    © Е.К. Филатов, 2024

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930