МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ КЛУБОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Настоящие рекомендации адресованы педагогическим работникам, задумывающимся о необходимости создания туристского клуба образовательного учреждения, и представителям администрации учреждения, обозначившим заинтересованность в создании клуба. Рекомендации не являются исчерпывающим тему (предмет) документом. Для организации работы туристского клуба образовательного учреждения при активном участии в его работе детей кроме педагогической квалификации [12] организаторы должны обладать специальной туристской квалификацией на том уровне детско-юношеского туризма, каким они занимаются или планируют заниматься с обучающимися учреждения. Наличие туристской квалификации невозможно без получения специального образования, без опыта педагогической деятельности в качестве руководителя организованной группы несовершеннолетних туристов, без самостоятельного изучения литературных и других по форме источников, в первую очередь — источников, вошедших в приводимый в рекомендациях список литературы.
Туристские клубы образовательных учреждений могут отличаться друг от друга по видам и способам организации путешествий, по способам управления клубом. Настоящие рекомендации рассказывают о наиболее сложных формах организации путешествий и организации клубной дея.тельности. И то, и другое предлагается осуществлять с максимально возможным использованием детского самоуправления. Это не просто, но самые сложные формы клубной работы оказываются самыми эффективными в воспитательном и развивающем детей смысле. Воспитательная работа в клубе в предлагаемом рекомендациями варианте строится на основе приоритетного применения педагогических методов организации деятельности и формирования у детей опыта общественного поведения. В соответствии с утвержденной Правительством РФ Стратегией развития воспитания в Российской Федерации поддержка ученического самоуправления является важнейшей формой развития институтов воспитания в системе образования [14 с. 6].
Не во всех образовательных учреждениях могут существовать предпосылки для организации работы туристского клуба на ее максимальном уровне сложности и образовательной эффективности. Но упростить работу клуба по сравнению с предлагаемым в настоящих рекомендациях образцом проще, чем построить работу «по максимуму», не имея педагогически «максималистских» рекомендаций.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В толковых и энциклопедических словарях понятие «клуб» имеет два значения: клуб — это объединение людей по интересам, клуб — это место, где собираются люди. В настоящих рекомендациях под клубом будет пониматься объединение людей с устойчивыми общими интересами. Предполагается, что процесс удовлетворения своих интересов объединившиеся в клуб люди организуют самостоятельно.
Туристский клуб — это объединение людей, устойчиво интересующихся путешествиями. Для подготовки к участию в путешествиях, подготовки и совершения самих путешествий из членов клуба составляются группы, также являющиеся объединениями людей, интересующихся путешестви ями. Туристская группа оказывается первичной ячейкой клуба. Сам клуб в динамике можно рассматривать как объединение групп людей, интересующихся путешествиями.
Туристский клуб образовательного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования детей) создается с целью повышения эффективности занятий туризмом обучающихся образовательного учреждения и повышения качества образования, получаемого в образовательном учреждении, в целом. Основной задачей туристского клуба образова- тельного учреждения является организация разнообразных путешествий и массовых мероприятий. Путешествия (походы, экспедиции, экскурсии, поездки на соревнования, сборы) и массовые мероприятия (соревнования, слеты) могут организовываться образовательным учреждением в рамках реализации дополнительных образовательных программ, целе- вых программ организации детского отдыха, воспитательных, досуговых и иных программ образовательного учреждения. К проведению туристских мероприятий (путешествий и массовых мероприятий) могут привлекаться сто- ронние организации (туроператоры, перевозчики и т. д.). Взаимоотношения образовательного учреждения как организатора детского мероприятия [4] и сторонних организаций регламентируются законодательством Российской Федерации и договорами, заключаемыми между образовательным учреждением и привлекаемыми к проведению путешествия организациями.
Кроме подготовки, проведения и подведения итогов путешествий и массовых туристских мероприятий, традиционной формой клубной работы является организация досуговых мероприятий в форме коллективных творческих дел. К таким мероприятиям относятся Дни рождения членов клуба и самого клуба, общероссийские и всемирные праздники, интеллек- туальные и физкультурно-спортивные игры (чемпионаты клуба по футболу, хоккею, шахматам…), вечера выпускников, «клубы веселых и находчивых», ролевые игры на местности. Такие мероприятия могут не иметь содержа- тельных связей с туризмом, но они обладают собственным воспитательным и развивающим потенциалом и обогащают — при удачном проведении — образовательную среду клуба.
К числу воспитательных и развивающих, но не обязательно (не очевидно) туристских занятий относятся психотренинговые занятия, чтение (прослушивание) и последующее обсуждение литературных произведений, прослушивание музыкальных произведений. Такие занятия могут проводиться в любом детском — или не детском — клубном объединении, не обязательно туристском. Чтение литературных произведений, имеющих отношение к пу- тешествиям, будет тем более туристским (туристско-краеведческим), чем больше содержание литературного произведения будет связано с районом и техникой совершения путешествия. Точно также и занятия художествен- ным, литературным и даже музыкальным творчеством могут иметь или не иметь отношение к путешествиям. Все зависит от содержания продуктов этого творчества.
Туристский клуб образовательного учреждения может объединять обучающихся (детей), бывших обучающихся (выпускников), педагогических работников образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.
Туристский клуб образовательного учреждения может быть создан, как структурное подразделение учреждения [18 статья 27] или как обще- ственное объединение [18 п. 18 и 19 части 3 статьи 28]. В целях привлечения выпускников учреждения и других лиц, способных помочь образовательно- му учреждению достичь целей создания клуба, но не являющихся ни педагогическими работниками, ни обучающимися образовательного учреждения, клуб целесообразно создать в виде общественного объединения. Это может затруднить управление и контроль деятельности клуба со стороны администрации образовательного учреждения и потому затруднить само создание клуба. Компромиссным решением может являться создание клуба, как общественного объединения в форме общественного учреждения [19 статья 11]. Такая форма предполагает, что управление клубом и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), возможно — исключительно представителями администрации образовательного учреждения. В то же время в клубе, как общественном учреждении, может быть создан коллегиальный управленческий орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного общественного объ- единения. Управленческий орган может определять содержание деятельности клуба, иметь право совещательного голоса при учредителе, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем.
Создание клуба в форме общественного учреждения избавляет клуб от обязательного оформления членства и связанных с этим бюрократических процедур. Оформление членства в таком клубе может иметь неформальный характер и выступать в качестве меры поощрения наиболее активных участников клубной деятельности.
Деятельностью клуба руководит коллегиальный орган (совет, правление). Клуб проводит путешествия, массовые туристские мероприятия и т. д. Но в путешествия отправляются группами, массовое мероприятие проводит коллегия судей — и это тоже группа, причем — не совет, не правление.
Поэтому основной функцией совета (правления) является формирование групп, способных к выполнению поставленных перед ними туристских задач, и координация взаимодействия групп.
По своим задачам в клубе выделяются группы детей, готовящихся к путешествиям (занимающихся туризмом) «вообще» — учебные группы, и группы детей, собирающихся в конкретные путешествия (походные, экспедиционные, соревновательные… — далее «походные» группы). Если речь идет о проведении массового туристского мероприятия, «походные» группы называются организаторскими. Организаторские группы могут составляться из членов учебных групп, занимающихся по программам подготовки юных судей туристских соревнований, но это необязательно.
«Походные» группы также формируются из членов учебных групп. Подготовка детей к путешествию начинается в учебных и продолжается в «походных» группах. Если группа изначально создается для совершения конкретного путешествия, она изначально «походная».
Клубные формы организации занятий туризмом (взаимодействие групп) позволяют обогатить содержание занятий, во-первых, элементами инструкторской деятельности (помощь более компетентных путешественников менее компетентным), а во-вторых, увеличивают возможности вы- бора юными путешественниками вида, района и сложности совершаемых путешествий. Первое кроме гуманистического имеет большой профориентационный эффект, второе позволяет организаторам занятий предлагать обучающимся индивидуализированные образовательные маршруты.
Еще более повышает воспитательную эффективность занятий при- влечение обучающихся к управлению клубом. При наличии в членах клуба как детей, так и взрослых, дети привлекаются к управлению клубом «на паритетной основе», и чем интенсивнее участие детей в управлении клубом, тем эффективнее — при прочих равных условиях — воспитательный процесс в клубе.
Для самоуправления необходимы наличие предмета самоуправления и наличие интереса к предмету. Интересующимся путешествиями детям наиболее притягательным предметом управления представляется выбор вида, района совершения путешествия и параметров самого путешествия. Для того, чтобы осуществить выбор, соответствующий возможностям группы, необходимо наличие туристской квалификации, получаемой в ходе предварительной подготовки обучающихся к путешествиям и к организации самих путешествий. Чем больше условия совершения путешествий отличаются от условий повседневного существования пу- тешественников, тем продолжительнее оказывается их подготовка к выбору района и параметров путешествия. Наиболее продолжительной оказывается подготовка к путешествиям, совершаемым в природной среде, на с ложном рельефе, на условиях самообеспечения группы. Чем выше уровень самообеспечения — и соответственно самоуправления — группы в процессах подготовки и проведения путешествия, тем выше образовательная эффективность этих процессов. Организаторам клубной деятельности стоит иметь ввиду, что привлечение сторонних организаций к подготовке и проведению путешествий и массо- вых туристских мероприятий уменьшает размеры самообеспечения и самоуправления в группах и, значит, уменьшает воспитательный и развивающий эффект занятий туризмом.
Численный и персональный состав групп меняется в зависимости от целей создания группы. Не всегда члены учебной группы в полном составе отправляются в одно путешествие. Не всегда группу, отправляющуюся в конкретное путешествие, составляют члены одной учебной группы. Обучающиеся — члены учебной группы могут не принять участие в путешествии по собственному решению, по решению их родителей или — в отдельных случаях — по решению руководителей «походных» групп. По- следнее может произойти по причине несдачи членами учебной группы контрольных нормативов готовности. Члены учебных групп разных годов обучения могут перемешиваться в составах «походных» групп в целях повышения эффективности воспитания и развития каждого из членов такой смешанной группы: каждого — в своем роде. Члены учебных групп более высокой квалификации (групп юных инструкторов, юных судей) повышают свою квалификацию, участвуя в подготовке к путешествиям членов групп более низкой квалификации (групп юных туристов) и/или проводят для групп юных туристов массовые туристские мероприятия (соревнования, слеты). В свою очередь члены «походной» группы более низкой квалификации получают со стороны обучающих их лиц больше внимания, и процесс их обучения ускоряется. Наиболее интенсивным развивающее взаимодействие членов разных групп клуба оказывается во время проведения клубных учебно-тренировочных (обучающих) сборов, программа которых может быть бесконечно разнообразной [3]. В случае, если в таком сборе участвует одновременно более 50 человек, сбор будет относиться к числу массовых туристских мероприятий или проводиться в палаточном лагере, являющимся не формой проведения туристского мероприятия, а местом проведения мероприятий.
Подготовка юных туристов к путешествиям при прочих равных усло- виях оказывается более эффективной в «походных» группах, а не в учебных, и вот почему. Начинающаяся в «походных» группах подготовка конкретного путешествия, проясняет юным туристам цель их собственной подготовки и тем увеличивает их настроенность на такую работу. Подготовка путешествия, его последующее совершение и составление отчета о совершении становятся предметом самоуправления группы, обеспечивая наличие ос- новных воспитательных эффектов занятий туризмом. Поэтому чем раньше дети начнут готовиться к путешествиям в составах «походных» групп, тем выше — при прочих равных условиях — будут результаты их воспитания и развития в процессе занятий туризмом.
СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ ГРУППЫ В ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПУТЕШЕСТВИЯ
Для организации процессов подготовки, проведения и подведения итогов путешествий в структуре «походной» группы может выделяться более двадцати функциональных ролей («туристско-краеведческих должностей» [7]), основными из которых являются роли-должности: штурман, фотограф, хронометрист, заведующий питанием (начпрод), снаряжением (завснар), краевед-исследователь, санинструктор, мастер по ремонту снаряжения (реммастер). В отдельных случаях может выделяться дежурный командир или командир группы. Обязанности дежурного командира, как и обязанности дежурных по приготовлению пищи, могут выполняться всеми членами туристской группы по очереди. Иногда в составе группы выделяются казначеи, но, в целом, за формированием и освоением сметы путешествия обычно следит педагог — руководитель группы, отчитывающийся перед учреждением или лицами, обеспечивающими наполнение сметы, после завершения путешествия.
В экспедиционном путешествии (экспедиции) может быть несколько краеведов-исследователей: по каждой теме исследований.
В прошлом кто-то из состава группы, наиболее склонный к литературному творчеству, выполнял обязанности летописца: вел дневник путешествия, становившийся источником материала для стенных газет, вывешиваемых в образовательном учреждении после завершения путешествия. В настоящее время изменились и формы фиксации, и формы распространения информации, расширился круг потенциальных потребителей информации. Теперь летописца уместнее называть журналистом, блогером и т. д., или сотрудником детского пресс-центра, если центр создан (в клубе, в проводящем путешествие образовательном учреждении) и определяет сроки и формы подачи и распространения информации о путешествиях.
Ведение летописи не является единственным способом фиксации информации о подготовке и проведении путешествия. В целях подготовки
отчета о путешествии, создаваемого для получения зачета путешествия в туристский опыт участников и для участия в конкурсах или соревнованиях походов и экспедиций [6 c. 91–123], участниками путешествия составляется техническое описание маршрута (обычно этим занимается штурман), график движения по маршруту (составляется хронометристом). Фотографов (кинооператоров) в группе может быть несколько, один из них может вести техническую съемку путешествия (для штурмана), другой — художественную (для журналиста). Участники, работающие на «хозяйственных» должностях (завхоз, начпрод, реммастер) составляют отчеты о материальном обеспечении путешествия. Краеведы-исследователи пишут отчеты, в которых фиксируются результаты исследований. Вся эта работа обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом, реализуемым тем более пол- но, чем добросовестней участники выполняют свои обязанности, чем лучше взаимодействуют между собой в этих процессах. Линии «самоуправляющего взаимодействия» членов группы определяются функционалом их ролей- должностей. Координирует их взаимодействие на первых порах — педагог, впоследствии — может быть — дежурный командир или командир группы.
Для достижения целей максимального развития членов группы, ра- ботающей в постоянном составе в нескольких путешествиях, роли-должности членов группы от путешествия к путешествию могут меняться. При необходимости какие-то из ролей-должностей в цикле путешествия может исполнять один и тот же член группы, и в то же время на все или основные роли-должности рекомендуется выделять дублеров. На протяжении всего цикла подготовки, проведения и подведения итогов путешествия дублеры выполняют свои обязанности самостоятельно, вмешиваясь в работу основных исполнителей ролей-должностей только в случае крайней необходимости. Вмешательство должно осуществляться не императивно, а эвристически. Это тем более важно, если в группе путешественников, составленных как из детей, так и взрослых, дублерами несовершеннолетних исполнителей ролей-должностей становятся взрослые.
Кроме дублеров в составе «походной» группы из числа ее членов, успешно справлявшихся со своими обязанностями в прошлых путешествиях, могут выделяться наставники новых исполнителей ролей-должностей. Они, как и дублеры, не должны подменять собой основных исполнителей.
Процесс подготовки, проведения и подведения итогов путешествия в системе туристско-краеведческой деятельности обучающих- ся носит название туристско-краеведческого цикла (ТКЦ) [7]. Интерес к путешествию мотивирует членов группы на выполнение действий по его подготовке. Подведение итогов путешествия лишено этой мотивации, но очень важно для закрепления опыта поведения, полученного участниками путешествия на первых двух стадиях ТКЦ и являю- щегося воспитательным результатом путешествия. Поэтому интерес к подведению итогов совершенного путешествия в группах, ориентированных на совершение нескольких путешествий, рекомендуется подогревать интересом к будущему путешествию (без подведения итогов предыдущего путешествия, без анализа произведенных в нем успешных действий и совершенных ошибок невозможна правильная подготовка к следующему путешествию). В случае формирования группы для разового совершения путешествия необходимо изыскивать другие источники мотивации, например, участие в конкурсах путешествий, публичное представление опыта совершения путешествия и, соответственно, поднятие своего реноме путешественников среди других — непутешествующих — обучающихся ОУ. И т. д.
Необходимость составления отчета о путешествии, включающего в себя техническое описание маршрута, график движения по маршруту, фотоальбом, иллюстрирующий прохождение группой всех определяющих препятствий и «привязанных» точек маршрута, описание хода и результатов проведенных на маршруте исследований и наблюдений, списки снаряжения и продуктов, а также очерки, осмысляющие выполнение участниками путешествия их функциональных обязанностей, вместе с необходимостью ориентирования, преодоления препятствий и решения бытовых задач на маршруте делают процесс путешествия интеллектуально нагрузочным, движение по маршруту с грузом, включающим в себя личное имущество участников, снаряжение, необходимое для жизнеобеспечения группы, продукты и многое другое, физически развивает участников, необходимость согласования действий по совершению путешествия, впечатления, получаемые от созерцания маршрутных ландшафтов, посещения и изучения культурных и природных памятников на маршруте, обеспечивают участникам путешествия духовно- нравственное развитие. Содержание выполняемых путешественниками обязанностей и состав выделяемых для этого выполнения ролей-должностей в зависимости от вида совершаемого путешествия может заметно менять- ся, но в любом случае необходимость согласованного выполнения путешественниками функциональных обязанностей в процессах подготовки, проведения и подведения итогов путешествия дает тот самый предмет управления (самоуправления), без которого никакого самоуправления не было бы вовсе.
Существуют и другие модели организации самообеспечения и самоуправления групп юных путешественников, например, основанные на выделении большого количества «командиров»: командиров палаток, командиров бригад , командиров «проблемных групп» [1]. Большое количество командиров в составе «походной» группы численностью в 10–12 человек может привести к тому, что командирам на отдельных участках работы будет некем командовать или они поочередно будут командовать друг другом: кто-то — в палатках, кто-то — в бригадах, кто-то — в «проблемных группах». Последнее является эффективным способом получения воспитательно важного опыта руководства и подчинения, но не всегда работы по путешествию требуют для их выполнения усилий целых бригад или проблемных групп. Очень часто для этого достаточно одного — максимум двух человек, а отряжать на выполнение какой-то работы детей больше, чем для этого нужно, — это значит, обрекать детей на получение неполезного опыта поведения. Зато предполагаемое наличие в данной модели «совета командиров» может послужить хорошей школой для последующей работы в составе «совета клуба».
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРУППЫ В ЦИКЛЕ УЧАСТИЯ В МАССОВОМ ТУРИСТСКОМ МЕРОПРИЯТИИ
Принципиальное отличие выезда группы для участия в массовом туристском мероприятии (МТМ) от других видов путешествий состоит в том, что непосредственно на самом МТМ после того, как прибытие к месту его проведения состоялось, члены туристской группы участвуют в прохождении дистанций (маршрутов) МТМ в составе команд, численность которых скорее всего будет отличаться от численности туристской группы, из членов которой команды составлены. В составе туристской группы могут быть основные и запасные участники в разных видах программы МТМ, с учетом этого группа организует свой быт на месте проведения МТМ. В программе МТМ могут быть какие-то соревнования на личных дистанциях, во время прохождения которых одни члены группы могут поддерживать других членов, помогать им готовиться к старту, встречать после финиша, но непосредственного на дистанции элементы развивающего самоуправления группы отсутствуют в силу отсутствия группы.
В случае если по дистанции движется команда в составе, например, шести человек, среди членов команды могут распределяться уже командные роли, например, штурман (ориентируется на дистанции между этапами), хронометрист (следит за временем прохождения всей дистанции и ее отдельных этапов), руководитель прохождения этапа (напоминает и следит за распределением и выполнением ролей на этапе, отличающихся от ролей на дистанции), заведующий снаряжением, используемым для прохождений дистанции МТМ. В зависимости от количества тренировок, проведенных в плане подготовки к соревнованиям в программе МТМ, движение по дистанции, включая прохождение ее эта- пов, может доводиться до автоматизма, но большинство юных туристов не тренируется достаточно много и до этой фазы свое мастерство не доводит. Команда юных туристов не движется по дистанции «на автомате». О необходимости, сроках и даже о технике выполнения тех или иных действий членам команды приходится напоминать, тренера на дистанции нет, и члены команды сами напоминают друг другу обо всем, о чем им следует помнить. И в этом тоже заключается самоуправление команды на дистанции МТМ.
Самоуправление на дистанции тренируется в подготовительный пери- од к соревнованиям и итожится на стадии осмысления результатов участия в соревнованиях. Смена командных ролей от цикла к циклу участия в МТМ может организовываться так же, как смена ролей участников походов и экспедиций.
СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ ГРУППЫ В ЦИКЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО ТУРИСТСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Проведение МТМ (туристской игры по станциям, соревнования, слета и т. д.) предполагает иное содержание функциональных обязанностей и состав ролей-должностей членов туристской — в данном случае — организаторской группы, нежели путешествие. Масштаб планируемого МТМ зависит от целей его проведения, от материально-кадрового обеспечения, от коли- чества потенциальных участников, от продолжительности мероприятия. В зависимости от масштаба мероприятия МТМ может проводиться как одной группой, так и объединением нескольких групп, то есть клубом. Мероприятиями, посильными для проведения отдельными группами в составе 8–12 человек, чаще всего бывают популяризирующие туризм «игры по станциям». Станциями (этапами) таких игр обычно являются «установка палатки»,
«разведение костра», «определение расстояния до предмета», «собирание карты», «полоса препятствий», «транспортировка пострадавшего», «краеведческая викторина» и т. д. [15 16 17]. Важно, чтобы содержание станций представляло занятия туризмом в прикладной, занимательной, удобопонимаемой форме. Содержание этапов не должно представлять большой сложности для участников игры, не должно предъявлять к ним высоких требований в области физической или какой-то другой подготовки. И при этом должно быть безопасным. По причине их простоты этапы не требуют для своего обслуживания большого количество судей (инструкторов). Игры по станциям могут проводиться как с подведением итогов и определением победителей, так и без выявления победителей. В случае подведения итогов судей потребуется чуть больше, чем при проведении МТМ без определения победителей.
Другим видом МТМ, проводящимся образовательным учреждением, могут быть «соревнования по преодолению препятствий на туристских маршрутах». Техническая сложность этапов, необходимость максималь- но точного оценивания действий участников соревнований увеличивает количество специалистов, необходимых для постановки и обслуживания этапов. Соревнования могут проводиться по правилам вида спорта «спор- тивный туризм», группа дисциплин «дистанции» [8], Правилам организации и проведения соревнований обучающихся Российской Федерации «Школа безопасности» [9]. В 1995 году Центром детско-юношеского туризма Министерства образования России впервые были изданы Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. Правила были утверждены Министерством образования и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму и согласованы с Комитетом Российской Федерации по делам молодежи, а также с Туристско-спортивным Союзом России. Правила регламентируют проведение соревнований в следующих видах программы: «Туристский поход», «Ориентирование», «Туристская техника», «Контрольный туристский маршрут», «Туристские навыки и быт» и «Конкурсная программа» [10]. Все эти виды в той или иной степени сохраняются в программах туристских слетов учащихся и в настоящее время.
Правила соревнований могут разрабатываться и утверждаться самими организаторами соревнований, например, на базе «Руководства для судей и участников соревнований на пешеходных, горных и комбинированных (в пешеходной и горной части) контрольных туристских маршрутах. Технические этапы» [13]. Состав этапов большинства соревнований по технике преодоления препятствий туристских маршрутов обычно включает в себя подъемы и спуски по крутым или вертикальным склонам, траверсирования склонов, переправы через водные препятствия, движения по болотам, оказание первой помощи, транспортировка пострадавшего и т. д. Разница в представленных сводах правил отражает разницу в целях проведения соревнований. Правила вида спорта «спортивный туризм» фиксируют условности спорта вообще и вида спорта в частности. Правила соревнований «Школа безопасности» имеют более широкий прикладной характер, нежели спортивные правила. Правила проведения туристских соревнований учащихся отражают многообразие туристских слетов. Соревнования на контрольных туристских маршрутах могут проводиться с целью проверки готовности туристских групп к совершению запланированных ими конкретных походов.
Кроме туристских видов в программу слетов могут входить и другие виды соревнований, в том числе и соревнования по игровым видам спорта. В повседневности туристскими слетами могут называться и массовые мероприятия, содержание которых не имеет непосредственного отношения к путешествиям в природной среде или экскурсионным поездкам, но проживание участников организуются в палатках, на туристских базах, в хо- стелах. Проведение такого рода мероприятий силами детской туристской группы или детского туристского клуба имеет образовательное значение, поскольку развивает организаторские навыки детей, но в целом, чем больше в программе массового мероприятия туристских занятий, тем выше образовательный эффект проведения мероприятия для юных туристов.
В зависимости от вида и программы МТМ, от планируемого количества участников, структура органа, создаваемого для проведения МТМ, и количество лиц, входящих в этот орган, может заметно меняться, но в целом все изменения будут вноситься в одну и ту же структуру, изначально определяемую структурой самого МТМ, неизменной независимо от содержательного наполнения мероприятия. Все соревновательные МТМ имеют старт, финиш, этапы (станции) и расстояния между этапами, которые необходимо пройти-пробежать. Для проведения МТМ необходимы судьи этапов (если МТМ обучающее, то инструкторы) — так называемые «линейные судьи», старшие судьи этапов, начальник дистанции, на которой располагаются этапы (станции), заместитель главного судьи по безопасности (он же может быть и начальником спасательной службы), заместитель главного судьи по судейству, заместитель главного судьи по организационным вопросам (в самом организационно простом МТМ — комендант), главный секретарь и наконец главный судья, отвечающий в ходе проведения МТМ «за все и за всех» [10 с. 162–174]. Соревнования не проводятся без медицинского работника, а иногда и без машины «скорой помощи». Отдельно в составе главной судейской коллегии может выделяться заместитель главного судьи по информации или просто судья, ответственный за информацию (эту функцию может брать на себя и заместитель главного судьи по организационным вопросам). Есть еще роль-должность «судья-информатор», функционал которого не совпадает с функциями ответственного за информацию.
Функционал этих ролей-должностей очевиден из их названий. Судьи этапов осуществляют оценивание действия команд на этапах, инструктора — учат, как проходить этап, на который пришли участники обучающего мероприятия. И те, и другие по необходимости осуществляют страховку участников. Старшие судьи этапов организуют работу этапа и замещают со- бой недостающий в случае чего персонал. Начальник дистанции (начдист, на «большом» МТМ он может быть начальником службы дистанции) планирует маршрут движения участников МТМ от старта до финиша через этапы, планирует местоположение старта и финиша (которые могут рассматриваться, как этапы, и соответственно иметь своих судей) и остальных этапов дистанции. Впоследствии этапы разворачиваются (устанавливаются, оборудуются) судьями (инструкторами) этапов вместе с начдистом. Заместитель главного судьи по безопасности (зампобез) принимает дистанцию МТМ, проверяет, чтобы ее прохождение было бы безопасным. Заместитель главного судьи по судейству осуществляет расстановку и инструктаж судей (инструкторов) по этапам. В составе судей этапов могут выделяться секретари, работу которых организует главный секретарь, отвечающий также за съем информации с этапов, обработку и оформление результатов прохождения дистанции участниками мероприятия. Заместитель главного судьи по оргвопросам обеспечивает всех проводящих МТМ специалистов необходимым оборудо- ванием, включая канцелярские принадлежности, руководит комендантской службой «большого» МТМ. Комендантская служба при необходимости может превращаться в спасательскую, и тогда ее действия организует «начспас» (начальник спасательной службы).
Судья-информатор отвечает за полноту и оперативность информации, поступающей в ходе соревнований от судей к участникам соревнований. Функции судьи, ответственного за информацию, шире. В предсоревновательный период он отвечает за размещение на информационных ресурсах клуба (образовательного учреждения) ов соревнований, положения о соревнованиях (слете), регламент (условия) соревнований и другую документацию, раскрывающую будущим участникам соревнований требования организаторов, например, правила пребывания на полигоне слета и т. д. В послесоревновательный период ответственный за информацию размещает на информресурсах итоговые протоколы, релизы и фотографии. Во время соревнований он организует оперативное освещение хода соревнований в доступных ему средствах массовой информации. Это — очень важная функция, потому что соревнования проводятся не только для соревнующихся (хотя они на соревнованиях главные). У соревнующихся есть родители, у проводящей МТМ организации и организаций, направляющих на МТМ группы (команды) участников, есть представители администрации. Все они, не выезжающие на МТМ, могут живо интересоваться ходом мероприятия, дистанционно оценивать качество его проведения. И, наконец, есть потенциальные участники соревнований, потенциальные судьи и, может быть, даже потенциальные спонсоры. Размещение информации, в том числе оперативной, об МТМ в СМИ решает популяризирующую МТМ и вообще занятия туризмом задачу.
Линии самоуправляющегося взаимодействия специалистов МТМ определяются их функциями. Всеобщее взаимодействие, то есть подготовку, проведение и подведение итогов МТМ, координирует главный судья, обязан- ностью которого является подбор и расстановка кадров, в первую очередь своих заместителей, главного секретаря и начдиста, то есть всех тех, кто входит в так называемую главную судейскую коллегию (ГСК) МТМ. Если для каких-то из этих руководящих ролей-должностей не хватает специалистов, главный судья закрывает эту нехватку своею персоной, не отказываясь при этом от выполнения обязанностей главного судьи. Это наряду с прочим означает и то, что для того, чтобы быть главным судьей, нужно быть способным сыграть любую роль, выполнить любую обязанность по проведению МТМ.
Специалисты, имеющие отношение к размещению информации об МТМ в СМИ, также, как и главный судья, взаимодействуют со всеми названными специалистами и с главным судьей, который может стимулировать их активность или напротив, попросить понизить ее и дать соревнованиям состояться. Дополнительной важной функцией судьи, ответственного за информацию (его можно назвать и «пресс-секретарем»), заключается в подведении к главному судье и другим организаторам и участникам соревнований представителей СМИ, командированных своими работодателями на МТМ с целью его освещения. Главное интервью таким представителям обычно дает главный судья, если только он не поручит эту работу ответственному и опытному «пресс-атташе» (можно и так его называть). Именно функция «давать интервью» приводит к необходимости подчинения «пресс-атташе» непосредственно главному судье мероприятия, дает ему право входить в состав ГСК и называться заместителем главного судьи по информации. Во всех остальных случаях
«ответственный за информацию» специалист вполне может работать в подчинении заместителю главного судьи по организационным вопросам.
Характер взаимодействия членов ГСК определяет и возможности совмещения ролей-должностей. Например, при проведении маломощного (и по числу участников, и по числу организаторов) МТМ: игры по станциям для класса или пары классов из школы, — один совершеннолетний специалист может выполнять одновременно роль главного судьи, главного секретаря и заместителя главного судьи по оргвопросам, второй специалист — роль начдиста, зама по безопасности и зама по судейству. Ну а на каждой станции (этапе) может работать всего по два человека: судья-секретарь и страхующий, — или даже вовсе один, если страховка на этапе не требуется. Этими судьями могут быть дети, обучающиеся у выполняющих роль ГСК педагогов в группах юных судей или юных инструкторов. Правда страховка участников в этом случае может оказаться неэффективной, поэтому риск получения травмы на дистанциях, где страхующими являются дети, должен ограничиваться риском получения микротравм.
Предпосылки создания, образование и управление туристским клубом образовательного учреждения. Информационное сопровождение деятельности
Туристский клуб организуется для повышения эффективности занятий туризмом, но занятия туризмом обучающихся образовательного учреждения, являясь необходимой предпосылкой образования клуба, еще не гарантируют его появления. Например, в образовательном учреждении могут работать несколько учебных групп, но если каждая из них работает по своей программе, образует свои «походные» объединения, эти группы могут не образовывать клуб, даже если часть их занятий проводится в одних и тех же помещениях (классах, спортивных залах), и эти группы поочередно пользуются одним и тем же туристским инвентарем. Опосредствованное взаимодействие — через администрацию образовательного учреждения (например, через заместителя директора учреждения по дополнительному образованию) и обслуживающего персонала (например, кладовщика) — организуется в таких структурных подразделениях, как отдел, отделение, сектор образовательного учреждения. Отсутствие непосредственного взаимодействия членов разных учебных групп как раз и отличает отдел или сектор учреждения от туристского клуба.
Шаг к клубной туристской работе в образовательном учреждении совершается, например, в тот момент, когда руководители разных групп решают провести совместную тренировку в режиме соревнований и сами организуют судейство. Клубные формы работы возникают также и в случае, когда один педагог организует деятельность в учебных группах разных годов обучения (или в одной группе, в которую по разным причинам входят дети разного походного опыта) и прикрепляет более опытных членов групп (группы) в качестве наставников к менее опытным членам. Клубные формы работы неизбежно практикуются и в том случае, если в одном структурном подразделении учреждения деятельность учебных групп организуется как опытным педагогом, так и другими, менее опытными педагогами из числа его выпускников. Наставничество в этом случае организуется на педагогическом уровне и — если оно не формальное — приводит к взаимодействию групп. Обычно такое наставничество имеет благотворный эффект, но для полноты самореализации молодым педагогам необходимо когда-то начать работать самостоятельно. Осознание этой необходимости не приходит в одно время ко всем молодым педагогам, а к некоторым — не приходит совсем. Поэтому клубные объединения, организованные на базе педагогического наставничества, могут быть нестабильными, или, во всяком случае, по прошествии какого-то времени педагоги кроме наставничества должны будут найти другие причины объединения.
Туристские клубы образовательных учреждений образуются там, где есть обучающиеся, стремящиеся путешествовать. Потенциально они есть в каждом образовательном учреждении, и после того, как они обнаружены, их объединяют в учебные и «походные» группы. Группы объединяются в клуб в случае, если педагогам понятны преимущества такого объединения. Для того, чтобы действия клуба были успешными, чтобы в управлении клубом участвовали дети, необходимо, чтобы преимущества клуба были бы понятны также и детям. Причем каждому ребенку — его личные преимущества. Потому что объединение в клуб изменяет характер деятельности групп: увеличивает объем и усложняет структуру. Это означает увеличение и усложнение деятельности каждого члена группы, и, если за объединением в клуб обучающиеся не различат перспективу более полного удовлетворения своего интереса к путешествиям, или еще какого-то интереса, они окажутся малопригодными для участия в клубной работе и не пригодными для управления клубом. Поэтому педагогу стоит помочь обучающимся разглядеть перспективы.
Процесс созревания клуба (появления и осознавания предпосылок образования клуба) может занять какое-то время, в течение которого будут апробироваться формы клубной работы и механизмы управления клубом. В отсутствии одних предпосылок клубная деятельность может вестись без оформления статуса клуба, в то же время отсутствие других предпосылок может привести к существованию клуба «де-юре», но отсутствию или почти полному отсутствию клубной деятельности «де-факто». Если предпосылки создания клуба присутствуют и сознаются, туристский клуб образовательного учреждения создается в соответствии с локальным правовым актом: приказом руководителя образовательного учреждения, если клуб создается, как структурное подразделение учреждения, или протоколом учредительного собрания клуба, как общественного объединения. Локальный акт утверждает свод правил (положение о структурном подразделении учреждения или устав общественного объединения), регламентирующий деятельность клуба. Положение или устав клуба устанавливает цели и задачи, права и обязанности членов, порядок управления клубом, отношения клуба с образовательным учреждением.
Члены клуба создают управленческий орган (совет, правление), функциями которого является выработка рекомендаций по составам «походных» и организаторских групп клуба, по районам проведения, срокам и параметрам планируемых путешествий «походных» групп клуба, целеполаганию и срокам проведения массовых туристских мероприятий. Структура управленческого органа (далее — Правления) клуба зависит от масштабов и практикуемых видов занятий туризмом в образовательном учреждении. В состав Правления входят председатель, заместитель председателя, секретарь, казначей, члены Правления, отвечающие за направления и поднаправления занятий туризмом: туристско-краеведческое (походное, экспедиционное, экскурсионное) и туристско-спортивное (кроме вида спорта «спортивный туризм» члены клуба могут заниматься полевыми видами спорта, такими как спортивное ориентирование, скалолазание, рафтинг и т. д.) При туристском клубе может быть создан пресс-центр, руководитель которого также может быть членом Правления.
Педагогической задачей организаторов клубной работы является формирование состава Правления из обучающихся. Кроме детей в состав Правления могут входить взрослые, являющиеся кураторами деятельности несовершеннолетних членов Правления. Один педагогический работник может курировать управление деятельностью клуба сразу в нескольких направлениях. Не рекомендуется вводить в состав Правления людей (детей или взрослых), занимающих должности, не подкрепленные реальным объемом работы. Если какие-то из направлений занятий туризмом в школе отсутствуют, в Правлении отсутствуют члены, отвечающие за данные направления. В то же время в структуре клуба может создаваться ревизионная комиссия.
При выборе детей в члены Правления и распределении между ними обязанностей рекомендуется опираться на то, с какими должностями в «походной» или организаторской группе особенно удачно справлялись кандидаты в члены Правления, к каким должностям тяготели. Члены группы, особенно успешно справлявшиеся с должностями штурмана и краеведа-исследователя могут отвечать в Правлении клуба за изучение районов предполагаемых путешествий. Заместители главного судьи по судейству на массовых туристских мероприятиях войдут в рабочую группу по разработке принципов судейства клубных мероприятий (например, судейскую или судейско-экспертную коллегию клуба) и будут отвечать за подготовку и формирование судейских коллегий МТМ клуба. Заведующий снаряжением в путешествии и комендант на массовом туристском мероприятии почти наверняка окажется в той же роли и в Правлении клуба. В Правлении клуба появляется казначей или ревизор — роль-должность, редко выделяемая в детской туристкой группе, в которой роль казначея обычно выполняет руководитель группы, материально ответственный за освоение сметы путешествия. На роль казначея или члена ревизионной комиссии клуба в Правлении может подойти член клуба, особенно успешно выполнявший в путешествиях роль хронометриста или главного секретаря массовых туристских мероприятий.
Если туристский клуб образовательного учреждения создается одновременно с началом деятельности учебных групп клуба, первоначально и вынужденно деятельностью клуба руководят его учредители. Уставом клуба может быть предусмотрен управляющий орган, например, Совет учредителей [11]. Детское Правление клуба (например, Совет актива) формируется по мере появления в группах клуба обучающих, квалификация которых позволяет им справляться с возлагаемыми на них обязанностями. Председатель Совета актива может иметь на Совете учредителей совещательный или даже решающий голос. Передача полного управления клубом Правлению (Совету актива), состоящему исключительно из детей, практически неосуществима. Передача управления клубом Правлению, в состав которого входят и дети, и взрослые (кураторы направлений и должностей), фиксируется изменениями в уставе клуба, устанавливающими новые полномочия и порядок формирования Правления клуба.
Планирование деятельности и документооборот в клубе организуется в соответствии с требованиями делопроизводства, установленными в образовательном учреждении, при котором клуб создан. Оформление маршрутных документов путешествий производится в соответствии с требованиями маршрутно-квалификационных комиссий, согласующих маршрутные документы. Порядок проведения организуемых клубом массовых туристских мероприятий фиксируется в положениях [10 с. 156; 5 с. 175] и регламентах (условиях) МТМ. Эти документы утверждаются приказами директора образовательного учреждения, если иное не оговорено в уставе клуба (положении о клубе).
Работа клуба предполагает более или менее продолжительное перемешивание членов разных учебных групп постоянного состава во временных группах, создаваемых для участия в путешествии или в массовом турист- ском мероприятии и для проведения массового туристского мероприятия. Проведение многодневных (три и более дня) путешествий за исключением выездов на массовые туристские мероприятия происходит в соответствии с приказом директора образовательного учреждения, утверждающим сроки проведения путешествий, состав участников путешествий и руководителей групп, отвечающих за жизнь и здоровье детей во время проведения путешествия. Выезды для участия в массовых туристских мероприятиях, как и проведение массовых туристских мероприятий, независимо от их продолжительности осуществляются в соответствии с приказом директора образовательного учреждения. Занятия учебных групп постоянного состава продолжительностью до двух дней включительно проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором образовательного учреждения или его заместителем по учебной работе. Если в процессе работы клуба предполагается перемешивание членов разных учебных групп в ходе занятий, проводимых по расписанию, то для определения ответственных за жизнь и здоровье детей в процессе этих занятий образовательным учреждением издается приказ о солидарной ответственности педагогов клуба за жизнь и здоровье детей, согласно которому независимо от вхождения того или иного ребенка в постоянный списочный состав учебной группы, ответственность за его жизнь и здоровье во время занятия несет тот педагог клуба, который проводит занятие и допустил ребенка к участию в нем.
В случае отсутствия в образовательном учреждении учебных групп постоянного состава или проведения мероприятий вне утвержденного расписания мероприятия клуба проводятся на основании приказов директора образовательного учреждения, возлагающих персональную ответственность за жизнь и здоровье детей на руководителей проводимых мероприятий (занятий).
Использование клубом материальных ценностей образовательного учреждения, получение и освоение группами клуба финансовых средств, порядок финансовой отчетности в клубе осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами образовательного учреждения, при котором клуб создан.
Для повышения воспитательной эффективности работы клуба кроме устава (положения) клуба рекомендуется утвердить кодекс, фиксирующий нравственные ориентиры и повседневные нормы поведения членов клуба. С учетом особенностей клубного контингента и условий совершения путешествий в городской и природной среде, участия детей в соревнованиях и тренировках на сложном рельефе за основу Кодекса клуба рекомендуется брать Кодекс путешественника, утвержденный Туристско-спортивным союзом России — Федерацией спортивного туризма России https://tssr.ru/ main/docs/codex/, и принимать к сведению следующее высказывание руководителя центральноазиатских экспедиций Русского географического общества, географа, военного и путешественника Николая Михайловича Пржевальского: «Сварливый, злой человек будет неминуемо великим несчастьем в экспедиционном отряде, где должны царить дружба и братство рядом с безусловным подчинением руководителю дела».
Кодекс клуба должен учитывать цели создания клуба, нормы, принятые в образовательном учреждении, при котором клуб создается, цели образования в принципе и особенности национальной культуры. Кодекс может отражать профессиональные воззрения педагогов — руководителей клуба. Рекомендуется отразить в кодексе регулятивные нормы взаимоотношений педагогов и родителей, обучающихся и не забыть познакомить с ними родителей, которые сами могут быть, но могут и не быть членами клуба.
Кодекс или часть кодекса может быть оформлена в виде клятвы, даваемой детьми на клубных инициациях.
Существование и необходимость развития клуба (что не развивается, то деградирует) обуславливают необходимость информационного сопровождения его деятельности. Сопровождение организуется ради достижения нескольких целей:
• целей вовлечения в занятия туризмом новых обучающихся;
• целей создания клубного пространства, в котором каждый член учеб- ной или «походной» группы постоянно ощущает себя также и членом клубного объединения и понимает, что в следующем цикле занятий он может оказаться в любой из «походных» групп клуба;
• целей показа работы клуба учредителям и лицам (организациям), принимающим участие в финансировании деятельности клуба;
• целей повышения безопасности и образовательного качества путешествий и МТМ клуба.
Состав ресурсов информационного сопровождения зависит в том числе и от масштабов деятельности клуба. На первых порах клубу может хватить открытой группы в социальных сетях. В перспективе стоит стремиться к появлению сайта клуба (страницы клуба на официальном сайте образовательного учреждения) и — кроме страницы в социальных сетях, предположительно, ВКонтакте — например, телеграм-канала клуба. Для решения оперативных задач клуба могут создаваться группы в мессенджерах.
Любое информационное сообщение должно иметь максимально конкретное адресование. Необходимо продумывать и способы получения информации о воздействии сообщений на адресатов. В социальных сетях оставляются комментарии, авторы сообщений отвечают на поступающие от адресатов вопросы, анализируют негативные комментарии, анализируют количество просмотров и «лайков», изучают — в случае их открытости — личные страницы «лайкнувших» адресатов. Такая работа развивает самих авторов сообщений, повышает их журналистскую квалификацию и позволя- ет им и руководителям клуба получать информацию об интеллектуальном уровне действительных или потенциальных членов и спонсоров клуба, об уровне их компетенций в области совершения путешествий и т. д. Через работу в социальных сетях еще на стадии привлечения в клуб новых членов (участников клубной деятельности) могут выявляться потенциальные лидеры, может проводиться встраивание их активностей в работу клуба и т. д.
В целях популяризации клуба в образовательном учреждении информация о деятельности клуба должна размещаться также на настенных стендах образовательного учреждения.
Информационное сопровождение групп, находящихся на маршрутах своих путешествий, обычно осуществляется маршрутно — квалификационными комиссиями образовательных учреждений (МКК ОУ) и органами МЧС РФ. Оперативная информация об обстановке в районе совершения путешествия доводится этими органами до руководителей путешествующих групп напрямую и также напрямую получается информация о состоянии групп на маршруте. В получении информации о текущей обстановке в районе путешествия в первую очередь заинтересованы фактические участники путешествия, поэтому информация о возможности мобильной или спутниковой связи, о наличии интернета на маршруте путешествия первоначально ими и добывается. Ими же на стадии планирования проводится мониторинг обстановки в районе планируемого путешествия. В этом участникам путешествий помогают эксперты выпускающих МКК ОУ. Но Правлению и кураторам клуба не рекомендуется оставлять информационное сопровождение совершаемых путешествий совсем без внимания. Во-первых, органы МЧС в разных регионах в плане оперативности работают очень по-разному. По-разному могут понимать свои функции и маршрутно- квалификационные комиссии образовательных учреждений. Да и руководители «походных» групп могут по-разному оценивать важность предвари- тельного мониторинга обстановки в районе путешествия и возможности информационного обмена между своими группами с одной стороны, МКК ОУ и органами МЧС с другой. К тому же появление информации о группах в их путешествиях на клубных информационных ресурсах непосредственно в моменты совершения путешествий усиливает ощущение сопричастности к путешествиям у всех членов клуба. Это обогащает образовательную среду клуба и консолидирует клуб.
Хорошая интернет-связь на маршруте в ряде случаев не только повышает безопасность путешествия, в том числе и возможностью получения информации о маршруте в момент его вынужденного изменения, но и оказывается напрямую связана с качеством проводимых на маршрутах экспедиционных исследований (использование данных метеосайтов, интернет-классификаторов и т. д.). Контроль этой стороны информационного сопровождения работы групп клуба может быть возложен как на члена Правления клуба — руководителя пресс-центра, так и на члена Правления, отвечающего за экспедиционное направление клубной работы.
Информационное сопровождение путешествий и МТМ необходимо, но затрачиваемые на его организацию силы не должны черпаться из запаса сил, необходимых для безопасного и образовательно эффективного про- ведения самих путешествий и МТМ клуба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание туристского клуба образовательного учреждения является инициативой сообщества (ученического, родительского , педагогического и административного), которое играет определяющую роль в создании механизмов самоуправления в клубе. Инициатива появляется при наличии мотивации и реализуется при наличии предпосылок реализации. Для существования туристского клуба в образовательном учреждении нужны туристы, желательно — юные. Им необходимо создать условия для занятий туризмом: нужны педагоги — руководители групп, место для аудиторных занятий, удобное расписание, туристское снаряжение, возможность выхода (выезда) за пределы образовательного учреждения. Именно созданием предпосылок в первую очередь должны озаботиться инициаторы создания клуба.
Туристские клубы образовательных учреждений отличаются один от другого настолько, насколько отличаются условия, в которых они существуют, и инициативы (творческие замыслы) их создателей. Никакие рекомендации не смогут охватить всего многообразия условий и тем более творческих замыслов. Рекомендации оставляют простор для самореализации инициаторов создания и руководителей клуба. Но прежде, чем приступить к реализации собственных замыслов, инициаторам рекомендуется изучить опыт предыдущих успешных реализаций, осуществленных другими инициаторами.
И созданные, и создаваемые клубы неизбежно будут отличаться один от другого по содержанию и масштабам деятельности, по организационной структуре. Туристские клубы настоящего времени будут отличаться от туристских клубов прошлого настолько, насколько сегодняшние условия жизни отличаются от условий жизни не только в СССР, но и в России конца прошлого века. Например, устав школьного туристского клуба, принятый в шестидесятые годы прошлого века [2], в настоящее время не согласует ни один директор образовательного учреждения, несмотря на длительность и успешность существования клуба с этим уставом. Но такое положение дел вовсе не означает, что опыт этого клуба не имеет смысла изучать инициаторам создания клубов сегодня.
Специалистам, планирующим создать туристский клуб на основе детского самоуправления (самодеятельный клуб), рекомендуется смириться с мыслью о том, что клубом долгое время будут управлять взрослые, и в любом случае детское самоуправление всегда будет курироваться педагогическими работниками. Первоначальные временные правления создаваемых клубов, состоящие из их учредителей, в перспективе могут превратиться в попечительские советы и помогать клубу проводить слеты и путешествия. Работа попечительского совета может быть не формальной, но управленческий орган, в состав которого будут входить педагогические работники образовательного учреждения (и могут входить дети), неизбежно будет присутствовать в официальном поле существования клуба, то есть будет отражаться в уставе или в положении о туристском клубе, согласованном или утвержденном директором образовательного учреждения.
И последняя рекомендация. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев туристские клубы образовательных учреждений создаются педагогами, знающими, зачем обучающимся туризм, и, что создание клуба повышает эффективность занятий туризмом. Но чтобы убедить администрацию образовательного учреждения в необходимости создания клуба (предварительно убедив в необходимости организации занятий туризмом), необходимо найти особые аргументы. Приведем некоторые из них.
Туристская группа школьников — это коллектив, способный не только учиться в классах, но и решать задачи за территорией школы. Этот коллектив привычен к выездам, не теряется в них и всегда благополучно (хотя и не всегда вовремя) возвращается к постоянному месту учебы. Такой коллектив оказывается полезным школе в тот момент, когда необходимо «защитить честь школы» на каком-то выездном мероприятии, к которому специально никто не готовился, но оно вдруг появилось и надо участвовать.
Туристский клуб — точнее актив самодеятельного туристского клуба это группа людей (педагогов и обучающихся), способных к организации мероприятий. Сегодня школе часто предлагается провести школьный этап того или другого всероссийского или регионального мероприятия, не имеющего непосредственного отношения к учебному процессу, но объявленного воспитательным и обязательным. Актив туристского клуба может справиться с этой задачей.
Решение этой задачи может показать способ решения задачи организации детского самоуправления в области внеурочной деятельности школы. С этим решением опять же может справиться детско-взрослый актив туристского клуба, имеющий опыт самоуправления при проведении путешествий и МТМ. Лидеры клуба в какой-то момент могут превратиться в лидеров школы. Туризм не только дисциплинирует детей — хотя без дисциплины в путешествиях не обойтись — самодеятельный туризм, работа в клубе активизируют креативные и лидерские потенции обучающихся. Дети, получившие навыки самоуправления на конкретном предмете, будут способны перенести эти навыки на любой внеурочный предмет или внеурочную деятельность в целом. Инициаторам и координаторам деятельности туристского клуба общеобразовательного учреждения (в учреждениях дополнительного образования туристский клуб будет более свободным от нетуристской нагрузки) — останется только следить, чтобы за выполнением дел, полезных для школы, у обучающихся оставалось время заниматься туризмом. И всем будет хорошо: детям, их родителям [6 с. 148–150] и администрации школы [6 с. 150–164].
Список источников и литературы:
1. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников М.: «ТЦ Сфера», 2004.
2. Когда мы все были вместе / сост. М. Г. Иванов. — СПб.: Изд-во Поли- техн. Ун-та, 2014.
3. Методические рекомендации по организации воспитательного про- цесса в разновозрастном коллективе школьников — участников многоднев- ного туристского полевого мероприятия / Подлевских А.Н. [и др.] — СПб.: Изд-во «Ниц-Арт», 2018.
4. Общие требования к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами органи- зованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с уча- стием организованных групп детей, проводимых организациями, осущест- вляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий (утверждены приказом Министерства просвещения Россий- ской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N702/811)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004160041
5. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков / Под ред. С.М. Губаненкова. — СПб.: Петрополис, 2007.
6. Образовательность и безопасность в детском туризме / Под ред. С.М. Губаненкова. — СПб.: Петрополис, 2013.
7. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско- краеведческой деятельности учащихся. — М., 2001.
8. Правила вида спорта «спортивный туризм» (утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. № 255) https://www.rfstspb.ru/media/attachments/2023/02/01/.pdf
9. Правила организации и проведения соревнований обучаю- щихся Российской Федерации «Школа безопасности» (утв. МЧС России
20.12.2018 N2–4–38–4, Минпросвещения России 20.12.2018, внеочередной конференцией ВДЮОД «Школа безопасности») https://46.mchs.gov.ru/uploads/resource/2022–05–16/shkola-bezopasnosti_1652709237581186184. pdf?ysclid=lx5oo2vmxk526554112
10. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации//Подготовка судей по спортивному туризму: Учебно-методическое пособие — М.: ФЦДЮТиК, 2008, с. 154–215. Отдельно правила опубликованы [электронный ресурс] https://www.окпипт.рф/2019-2020/do/27_05/pravila_organizacii_i_provedenija_tur_sorevnov.pdf
11. Примерный устав детского туристского клуба образовательной организации//Педагогические вестник «Балтийский берег». 2022 № 2, [элек- тронный ресурс] URL: https://www.baltvest.spb.ru/2022/06/20/примерный- устав-детского-туристског/
12. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образо- вания детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации№ 652н от 22 сентября 2021 г.) https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2203?ysclid=llv9tzj3nz795891608
13. «Руководство для судей и участников соревнований на пешеходных, горных и комбинированных (в пешеходной и горной части) контрольных туристских маршрутах. Технические этапы». — СПб., 2019. https://sutur. balticbereg.ru/regionalnoj-marshrutno-kvalifikatsionnoj-komissii/2-uncategoris ed/85-dokumenty-rmkk
14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на пе- риод до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
15. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск третий. — М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
16. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск четвер- тый. — М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
17. Туристская игротека: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Ю. С. Констан- тинова; [Сост. Л. М. Ротштейн]. — М.: Владос, 2000.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
19. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N82-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
© С.М. Губаненков, 2024
© ГБНОУ «Балтийский берег», 2024