О работе районного детского туристского клуба на примере туристского клуба «Восхождение»ГБУ ДО Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка 32»
Смирнова Ольга Викторовна
Методист, педагог дополнительного образования
Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка‑32»
kruchokchek@gmail.com
На сегодняшний день клуб «Восхождение», в котором работают выпускники петербургских педагогов-туристов В. А. Митрофанова и Л. Ю. Юркиной и уже выпускники этих выпускников, является самым большим детским туристским клубом в Санкт-Петербурге. Клуб без его основателей работает уже довольно давно и, будучи добровольным объединением, не разваливается. Можно считать, что методы, внедренные в туристскую работу с детьми Вадимом Александровичем и Ларисой Юрьевной: инновационные для своего времени методы, — выдержали испытание временем. О работе клуба сегодня, о методах организации клубной работы рассказывается в данной статье. В варианте такого крупного клуба, как «Восхождение», эти методы могут быть интересными широкому кругу специалистов.
Туристский клуб, сегодня называемый «Восхождение», основан в середине шестидесятых годов Вадимом Александровичем Митрофановым (1945–2009). В начале восьмидесятых годов в клубе появился второй педагог — Лариса Юрьевна Юркина (1960 г. р.), в школьные годы занимавшаяся туризмом под руководством
В.А. Митрофанова. В девяностых годах в клубе образовалось педагогическое сообщество, в которое кроме Вадима Александровича и Ларисы Юрьевны вошли их пришедшие на работу в клуб выпускники.
Методы работы В.А. Митрофанова и Л.Ю. Юркиной в клубе были новаторскими. В их основу закладывались теоретические изыскания и практические разработки таких классиков психотерапии и психологии, как К.Роджерс,
А.Маслоу, Дж.Бьюдженталь. Изучались и труды русских психологов. Вадим Александрович и Лариса Юрьевна слушали семинарские занятия С. Л. Братченко, бывшего одним из первых разработчиков экзистенциально-гуманистического подхода в отечественной психологии. Кроме этого Вадим Александрович обладал глубокими знаниями в области философии, литературы и целенаправленно делился ими с ребятами в процессе занятий туризмом. Его педагогический подход был комплексным. Лариса Юрьевна больше занималась психологической подготовкой членов клуба: давала основы психологических знаний, проводила различные тренинги. На основе своей работы с детьми она провела исследование и защитила кандидатскую диссертацию по психологии.
В 2009 году ушел из жизни В.А. Митрофанов, вскоре после этого отдалилась от клуба сосредоточившаяся на работе в высшем образовании Л.Ю. Юркина.
Но их выпускники продолжают применять и развивают внедренные ими методы туристской работы с детьми. Многие из выпускников со временем отделились от клуба и организовали работу детских клубных туристских объединений в образовательных учреждениях разных районов Санкт-Петербурга. Но большинство педагогов «митрофановской школы» продолжило работу в основанном В.А. Митрофановым клубе, в 2011 году получившем название «Восхождение».
В настоящее время в клубе работают, как и выпускники В.А. Митрофанова и Л.Ю. Юркиной, так и «выпускники выпускников», общее количество детей — членов клуба колеблется в районе 400 человек, с которыми работает
21 педагог. В созданном в 2007 году онлайн сообществе клуба ВКонтакте состоит из более чем 3200 участников, в число которых входят действующие педагоги, обучающиеся, родители обучающихся, выпускники, учителя школ, работники администрации района и просто «друзья». Содержание постов в группе носит клубный рабочий характер.
На сегодняшний день педагоги клуба работают на базе Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка 32», Городской станции юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег» и шестнадцати школ, четырнадцать из которых находятся в Центральном районе, одна в Невском и одна — в Московском районе. Клуб «Восхождение» — это объединение педагогов-единомышленников и обучающихся. Объемы клубной работы предполагают использование специальных технологий управления клубом. Коротко расскажем о клубе сегодня и о технологиях самоуправления в нем.
Чтобы педагоги работали, им нужны дети. Набор детей в клуб происходит следующим образом:
- Педагоги проводят презентации клуба в школах и школьные слеты, приводящие часть участников в клуб.
- Набор детей ведется через социальные сети — в частности через группу клуба в ВКонтакте.
- Работает «сарафанное радио»: обучающиеся, родители обучающихся, выпускники рекомендуют клуб своим друзьям и знакомым.
Мы перечислили не все возможные способы вовлечения детей в занятия туризмом, но перечисленных нам сегодня хватает.
Каждый педагог набирает свои группы самостоятельно. Но когда ребята записываются в клуб через группу ВКонтакте, они распределяются «по педагогам» с учетом их места жительства, возраста, проявленного интереса. Бывает так, что ребенку оказывается неудобно заниматься в тот день, в который занимается педагог со своей набранной группой, и тогда ребенку предлагают группу, которая занимается в другой день и — как следствие — с другим педагогом.
Занятия туризмом рассматриваются, как образовательная деятельность, основанная на реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня. На ознакомительном уровне реализуются программы начальной туристской подготовки (4 часа еженедельно). Программы предполагают занятия в городе, учебно-тренировочные выезды, учебные сборы.
Далее наступает время реализации программ базовой подготовки
(6 часов еженедельно). Программы предполагают занятия в городе, учебно-тренировочные выезды, степенные походы: пешие, лыжные, водные.
В ходе реализации программ следующего — углубленного — уровня туристской (туристско-краеведческой) подготовки (9 или 12 часов еженедельно) с обучающимися проводятся занятия в городе, учебно-тренировочные выезды, пешеходные, лыжные, горные, водные, велосипедные походы до третьей категории сложности включительно.
Клубная работа строится вокруг проведения массовых туристско-краеведческих и туристско-спортивных мероприятий районного и регионального уровня, совместных сборов и клубных «социальных» мероприятий.
Клуб проводит районные мероприятия:
• туристские слеты школ Центрального района (сентябрь, май);
• контрольные выезды туристских объединений школьников перед осенними, зимними, весенними и летними походами и экспедициями;
• районные соревнования по технике лыжного туризма (февраль), по ориентированию в закрытых помещениях (февраль-март), по технике вязки узлов (апрель);
• Районный Звёздный лыжный поход;
• Районный этап региональных соревнований походов и экспедиций;
• Районный этап регионального конкурса видеороликов о походах.
На региональном уровне педагоги являются активными участниками организации туристско-краеведческих мероприятий Городской станции юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег»: соревнований на контрольных туристских маршрутах, соревнования походов и экспедиций «По родной стране». Также педагоги принимают участие в проведении туристских этапов сдачи норм ГТО и Президентских игр, организуемых районным Центром физической культуры и спорта.
В целях развития самоуправления, социализации и укрепления межличностных связей членами клуба во взаимодействии педагогов и групп проводятся следующие «социальные» мероприятия:
• Праздник «Новый год в клубе»;
• Традиционные летние сборы клуба, на которых происходят общие соревнования, занятия и встречи участников разных групп;
• Ежегодная (сентябрь) «экологическая акция»: сбор и вывоз мусора с места проведения большого количества массовых туристских мероприятий (район ж/д.ст. Лемболово). К акции присоединяются группы из других клубов города: «Остров», «Фалькон», турклуба Дворца детского творчества Петроградского района;
• Акция «Фримаркет». Обмен вещами. Категории вещей абсолютно разные, начиная от туристских вещей, обычной городской одежды заканчивая техникой, посудой, игрушками. Оставшиеся вещи, которые были принесены на это мероприятие, но которые не забрали другие участники, педагоги отдают в благотворительные магазины «Спасибо» и в другие центры социальной поддержки;
• Выезды для выпускников (встречи выпускников на природе с демонстрацией не утраченных или развитых туристских навыков и умений. Способствуют расширению туристского кругозора участников, дают информацию для анализа положения дел в детско-юношеском и молодежном туризме).
Единство клуба основывается на ценностях здорового образа жизни, саморазвития, сотрудничества и познания окружающего мира. Эти ценности являются профессионально главными для всех педагогов, к этим ценностям приобщаются дети в процессе занятий туризмом. Еще одна важная ценность — это разностороннее развитие педагогов и обучающихся, происходящее в процессе их совместной туристско-краеведческой деятельности. Помимо специальных «жестких навыков» («hard skills») — владения техникой видов туризма, техникой полевого быта и т. п., ребята обучаются и «гибким навыкам» («soft skills»): умению взаимодействовать в команде, умению выстраивать коммуникацию с другим человеком через тренинговые занятия. А умению анализировать свой личный опыт и общественный культурно-исторический опыт они обучаются через прослушивание и обсуждение литературных аудио постановок. Креативность развивается на творческих занятиях и занятиях, связанных с подготовкой к конкурсу походов, при подготовке к празднику «Новый год в клубе» или при подготовке к творческим вечерам на разных сборах. Впрочем, творчество может быть не только художественным. Туристско-краеведческая деятельность так или иначе предполагает поиск новых путей, поиск вариантов решения задач
по подготовке, проведению и подведению итогов походов и экспедиций.
Кроме ценностей (в статье перечислены далеко не все ценности клуба) в клубе есть свои правила, которые озвучиваются ребятам на первых занятиях, и по мере необходимости на клубных сборах. К этим правилам относятся: правило отсутствия вредных привычек, правило приходить вовремя, правило предупреждать, если опаздываешь, правило слушать своего собеседника и т. д.
Размер клуба, количество школ, на базах которого занимаются дети и педагоги, обуславливает необходимость появления временных подразделений клуба, так называемых «кустов».
Педагоги объединяются вместе для организации полноценного образовательного процесса. Таким образом, кто‑то работает вдвоем, кто‑то — втроем или вчетвером. В каждом «кусте» появляется свой детский актив: старшие обучающиеся, которые являются помощниками педагогов, вносят предложения, берут на себя какие‑то части общего дела, например, организацию дистанции ориентирования или туристской полосы для новичков на учебном выезде. Объединение всех кустов происходит на общих, клубных мероприятиях.
Общение организаторов клубных и районных мероприятий начинается в мессенджерах ВК и Телеграмм, в которых создаются беседы, куда приглашаются все будущие организаторы мероприятия. Далее по необходимости происходят очные встречи или встречи через онлайн платформы, где обсуждаются полные планы и детали организации мероприятия. Но работой в «кустах» или в группах организаторов клубная работа не ограничивается:
• Еженедельно по вторникам у нас происходит общий сбор педагогов клуба. На сборе происходит планирование деятельности клуба на месяц и на долгосрочную перспективу. Там же распределяются обязанности по проведению общих мероприятий. Решения, как правило, принимаются коллегиально, большинством педагогов. Если в каком‑то инициированном деле заинтересованы не все педагоги, но оно, все‑таки, интересно кому‑то — мероприятие организуется заинтересованными участниками.
Идеи о том, какие конкретно мероприятия проводить, исходит из потребности педагогов проверить те или иные навыки у своих обучающихся, потребности объединиться, увидеться с другими группами клуба и, возможно, в чем‑то сравниться.
• На таких мероприятиях, как «Экологический выезд» или «Фримаркет» — педагогам важно совместно приобщить ребят к декларируемым клубом ценностям. Это интереснее происходит в большой компании единомышленников, как действующих, так и потенциальных.
• Выезды частей клуба: иногда педагоги и дети отдельных кустов объединяются между собой и проводят совместные выезды. На них бывают не все члены клуба, но они уже и не являются выездом подразделения клуба.
Ежегодно в январе организуется «педагогическая встреча», в которой участвуют педагоги и выпускники клуба. Выездная встреча проходит 3 дня. На ней происходит ежегодный анализ деятельности педагогов клуба и стратегическое планирование на год и даже больше. Работа по анализу и планированию чередуется релаксационными процедурами, частью которых является неформальное общение участников встречи.
В проведении большинства организуемых клубом мероприятий участвуют дети, но есть мероприятия, в которых они выступают не как «вспомогательный персонал», а как полноценные соорганизаторы, соавторы организуемого процесса:
Во-первых, это такие клубные проекты, как Новый год, Майские сборы, Летние сборы, на которых проводятся мультигонки и творческие вечера. Проведение таких мероприятий обучающиеся могут полностью взять в свои руки, педагоги будут лишь помогать проходит такие мероприятия как «Мультигонка» и творческий вечер (в июне или в июле). На этих мероприятиях обучающиеся могут полностью взять ведение дел в свои руки, педагоги будут только помогать им и поправлять их время от времени.
Во-вторых, судейство соревнований и прохождения группами туристских маршрутов контрольных выездов. Такие мероприятия традиционно проходит с участием старших обучающихся и выпускников клуба.
И, наконец, о походах. Каждый поход вместе с его подготовкой и подведением итогов рассматривается, как совместный проект детей и руководителей группы.
В клубе развивается пешеходный, лыжный, горный, водный и велосипедный, экспедиционный туризм. Члены клуба ежегодно планируют и совершают походы различного вида и сложности. Районы походов достаточно разнообразны. На начальном уровне тренировочные походы проходят в Ленинградской области и в Карелии. Чем более опытными становятся участники — тем дальше с ними можно отправиться в поход. Маршрут и район похода могут предложить и участники группы. Далее предложенное рассматривается всей группой с участием руководителя, и входе этого рассмотрение принимается решение «быть или не быть» предложенному походу. Решение принимается на основе оценки сил группы.
К сложному и дальнему походу участники и руководители начинают готовиться за год, а порой и за два, если для совершения задуманного похода необходимо совершить поход поближе и проще. Обязательными перед категорийным походом являются контрольные выезды, в ходе которых дети и педагог узнают, над какими из существующих у них навыков и умений им необходимо продолжить работу. Последний из контрольных выездов группы призван убедить экспертов выпускающей МКК в полной готовности группы.
За годы в клубе обучающие могут побывать в разных регионах России:
• в Карелии, в Новгородской, Псковской областях в пеших, водных, лыжных, велосипедных походах 1–2 к.сл.,
• в Мурманской области на Кольском полуострове в лыжных, пеших походах 1–3 к.сл.,
• на Кавказе в горных походах 1–3 к.сл,,
• на Алтае в горных походах 1–2 к.сл.,
• на Тянь-Шане в горных походах 1 к.сл.,
• на Байкале в водных походах 2 к.сл.,
• в Дагестане в пешем и велосипедном походе 2 к.сл.,
• А также, в Крыму, в Адыгее, на Соловках в Архангельской области.
По категорийным походам составляются отчеты, защита которых проводится в ходе районных и региональных соревнований. Походы, занявшие призовые места на региональном уровне получают право участия во Всероссийском конкурсе походов и экспедиций обучающихся, Экспедиционно-походные объединения «Восхождения» ежегодно занимают призовые места «на России» и в качестве победителей и призеров получают право участия в туристских сменах Международного детского центра «Артек» (в Крыму) или Всероссийского детского центра «Океан» (во Владивостоке). Там они встречаются с юными туристами
из разных регионов России и транслируют ценности клуба всем участникам смен.
Список литературы:
- Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. — М.: Смысл, 2001.
- Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
- Маслоу А., Мэй Р., Файфель Г. Экзистенциальная психология. —Львов: Инициатива, 2005.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. — М.: Смысл, 2002.
© О.В. Смирнова, 2024