Портрет педагога дополнительного образования: ключевые моменты

Лихарева Ольга Владимировна Педагог дополнительного образования,
методист ГБОУ Средняя школа № 12
с углубленным изучением английского языка
Санкт-Петербург, Российская Федерация

оlgalih73@gmail.com

Статья дает представление о современных требованиях к педагогу дополнительного образования, рассматривает необходимые в профессиональной деятельности компетенции и личностные качества, заставляет задуматься о понимании и осознании себя в роли педагога. Наверное, задумываться о себе самом, как специалисте, полезно представителю всякой профессии, но кажется, что это вдвойне, а то и втройне, полезно педагогу дополнительного образования. Воспитание в педагогике — а дополнительное образование важно именно воспитанием — это процесс с отсроченными результатами. А если результативность профессиональной деятельности не определить сразу по ее завершении (завершении какого-то цикла), то о результативности легко просто забыть, подменив результаты, в данном случае, воспитания общими словами и, что особенно удобно, — отсылками в будущее. В дополнительном образовании, как правило, работают увлеченные люди. Но всегда ли они увлечены педагогикой, то есть детьми? И всегда ли дети, их развитие и воспитание являются целями деятельности педагога д.о.? Увы, очень часто педагоги д.о. просто занимаются любимым занятием, например, ходят в походы, а присутствие детей в этом процессе позволяет им  получать за это зарплату. Независимо от полученных результатов. Поэтому любое обращение педагога-внешкольника к природе собственного профессионализма, любая попытка осмысления педагогических целей своих любимых занятий с детьми оказывается очень полезной.

На всех этапах развития общества педагогическая наука выдвигала различные подходы к изучению личности педагога. Научные идеи, соответствующие своему времени, высказывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, Т.В. Чер- ниговская и другие ученые. Сегодня основные направления современности группируются вокруг таких понятий, как «цифровое общество», «цифровая культура», «цифровая экономика» «цифровое образовательное пространство», и уже «искусственный интеллект». Мир смотрит на педагога через призму новых цифровых возможностей, опираясь на фундаментальные исследования и достижения классической педагогики, и предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной компетентности педагога нового времени. Педагога, не только обладающего конституированным на- бором знаний и умений, но успевающего трансформироваться соответствен- но постоянно меняющемуся времени. Дополнительное образование детей как уникальный механизм, создающий пространство для самореализации, развития талантливой, гармоничной и социально ответственной личности маленького человека, обладает перед школой большими преимуществами: мобильность, гибкость, открытость, ненавязчивость, способность быстро и точно перестроится в интересах ребенка, общества, государства. Казалось бы, имея такие преимущества перед учителем, педагогу проще строить свою деятельность, но к учителю могут ходить и не мотивированные дети потому, что изучать школьную программу — обязанность, а в сферу дополнительных возможностей идут по желанию.
Совершим краткий экскурс в историю зарождения педагогики дополнительного образования, которое имеет в России давние традиции, с целью проследить как менялись функциональные требования к специалистам, связанным с данной образовательной ветвью до сегодняшнего момента.
Наиболее ранние упоминания в литературе относятся к организации литературного кружка «Общество Любителей Российской Словесности»
«Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса» в Петербурге в 40-х годах 18 века, и открытию воспитательного дома в Москве (проект Екатерины II), где мальчиков обучали не только грамоте и математике, но и дополнительно ремёслам: башмачному, текстильному, красильному, перчаточному.
Постепенно возникали единичные формы внешкольного образования: клубы, спортивные площадки, оранжереи, мастерские, библиотеки, имеющие разные задачи, соответственно и работа проводилась в одних заведениях культурно-просветительская, в других развивающая, оздоровительная или воспитательная.
В 18–19 веках преподавательство прежде всего было призвано восполнить у детворы недостаток и пробелы школьного обучения, а также создавало условия для культивирования морально-нравственных ориентиров, умений самообслуживания, самоуправления, содействовало удовлетворению их коммуникативных и социальных нужд.
В середине 19 — начале 20 века развитие промышленности и искоренение неграмотности населения порождает активную внешкольную деятель- ность, направленную на повышение общей культуры народа и организацию жизни детей. В профессиональных педагогических сообществах активно обсуждаются вопросы, связанные именно с внешкольным образователь- ным процессом, и, уже с обучением в данной области специалистов, что является признанием их значимости для развития ребенка. Тогда же были разработаны и прочитаны теоретические курсы по теории внешкольного образования Медынским Е.Н. (один из первых организаторов обучения педагогических кадров за пределами школы).
После революции внешкольное образование становится на новую ступень — появляются первые внешкольные учреждения на государственном уровне, важное место в работе педагогов отводится задачам воспитания, заботе о жизни и здоровье детей. В области подготовки кадров и просвещения персонала для работы с детьми создается 1-й специальный отдел внешкольного образования, где педагогами выступают увлеченные люди: политики, общественные деятели, ученые, рабочие-мастера. В работе педагога появляются методологические аспекты: даются научно-методические обоснования именно внешкольного образования, разрабатываются новые содержания, подходы, формы работы с учащимися. Вместе с тем расширяется и управленческий аппарат, а с ним появляются проверки кампа- ний по обучению и повышению квалификации работников. С 1930-х годов в работе педагога внешкольное воспитание подразумевает активность по возрастанию не только культурного, но политического уровня развития учащихся, а также повышению интереса к науке, технике, спорту, искусству.
В 1992 году закон РФ от 10.07.1992 № 3223–1 (ст. 26) «Об образовании», утвердив «дополнительное образование» вместо «внешкольного», возложил на работников педагогического труда новую ответственность, обозначая ее профессиональными требованиями. А в 1998 году Министерством общего и профессионального образования была введена специальность «педагоги- ка дополнительного образования», тем самым акцент смещается в сторону выстраивания профессиональной модели компетентного педагога, а не про- сто профильного специалиста. В 2012 году законом № 273 «Об образовании в РФ» дополнительное образование признано самостоятельным звеном системы российского образования, что открыло перед педагогами новое значение их деятельности: основным становится удовлетворение потребности учащегося в собственном развитии, самоопределении, становлении личности.
На протяжении всего периода становления дополнительного образования мы можем проследить, что основными функциями педагога были обучающая (искоренение неграмотности), просветительская (расширение кругозора), профориентационная (связь обучения с жизнью). Сегодняшние требования уместно будет рассмотреть, для начала обратившись к нормативно-законодательной базе — Профессиональному стандарту пе- дагога дополнительного образования (от 22.09.2021 № 652н). Удивительно, но этот документ — то, с чем педагоги дополнительного образования знакомятся не часто. Профессиональный стандарт устанавливает требования к качеству, содержанию, условиям трудовой деятельности, а также к уровню квалификации, опыта и образования, соответствия должности. Практически применить профстандарт педагог должен при оценке соответствия имею- щихся у него компетенций, для выявления профессиональных дефицитов. Кластер необходимых знаний и умений при выполнении определенных тру- довых функций достаточно объёмен и детально расписывает необходимые требования по следующим направлениям: проектирование дополнительной образовательной программы; конструирование, реализация и контроль учебно-воспитательного процесса; методическая область для осуществления основной цели профессиональной деятельности.
Специальные профессиональные компетенции, указанные в стандарте, направлены на решение основной цели: «организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных.[7, с. 4].

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, закон
«Об образовании в РФ» (ФЗ № 273, ст. 75) также определяют целевое направление деятельности педагога как «создание условий для самореализации и развития талантов детей, воспитание высоконравственной, гармоничной и социально-ответственной личности». В этих документах определяется модель педагога, состоящая из ключевых, метапредметных и специальных профессиональных компетенций.
Обратимся к мнению социума — какого педагога ждет общество? По- стоянно меняющийся мир, различные непредвиденные обстоятельства таковы, что на первый план выходит умение адаптироваться в условиях неопределенности, компилировать фундаментальные профессиональные знания с гибкостью мышления, не просто решать проблемы, а быстро и эффективно находить более успешные способы их решения. Конструктивность, стрессоустойчивость, практико-ориентированная, исследовательская дея- тельность, — в свете меняющегося спроса на профессиональные навыки, все это становится одним из главных качеств, нашедших отражение в портрете современного педагога. По данным Всемирного экономического форума были выявлены когнитивные и социальные способности, необходимые для успешного достижения профессиональных целей, что как нельзя точно подходит для современной педагогической деятельности: языковая компе- тенция (грамотность в изложении мыслей), критическое мышление и умение решать проблемы, навыки работы с цифрами и данными, с информацией, лидерские качества, инициативность, культурная и гражданско-правовая грамотность, сотрудничество. То есть необходимо обладать некоторой со- вокупностью узкопрофессиональных и хорошо развитых «метапредметных» навыков.
Узнаем, непосредственно, мнение одной из важных сторон участников образовательного процесса — детей. По данным научных исследований и социологических опросов дети называют лучшим педагогом не того, кто может ответить на любой вопрос или много знает, а того, кто может их просто выслушать, поговорить с ними, понять (Черниговская Т.В). Постоянно растущая нагрузка учителей не оставляет им возможности разговора по душам — им важно выдать учебный материал. Школа ориентируется на тре- бования ФГОС, дефицит времени и внимания, избыточная наполняемость класса не дают в должной мере развивать личностный потенциал учащихся. В свою очередь дополнительное образование позволяет компенсировать стандартизацию школьного образования, общаясь с детьми в неформальной обстановке педагог дает возможность неуспевающим в школе ученикам продемонстрировать свою успешность, повысить уровень достижительной мотивации у учащегося. Дети говорят, что при общении с педагогом, чув- ствуя его поддержку и заинтересованность, у них появляется внутренняя устремленность к творческому росту, желание сегодня сделать лучше, чем вчера; они ставят более реалистичные цели, ищут интересные способы их решить, и понимают свою ответственность в принятии собственных реше- ний. Действуя в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, личностно-ориентированной технологии и позитивной коммуникации пе- дагог улучшает результаты и совместной творческой, и социально-значимой деятельности.
Что говорит нам научная литература по этому вопросу? Проблема профессиональной компетенции рассматривалась в трудах многих ученых-исследователей: Хуторский А.В., Байкова И.Г., Введенский В.Н., Волков В.Н., Поташник М.М. и другие искали определение сущности и содержания данного вопроса, считая, что главные черты в портрете педагога — это совокупность его знаний, умений, опыта и личностных качеств. Отечественный ученый, доктор психологических наук В.С. Суходольский формулирует профессиональную компетентность как
«способность к наиболее эффективному выполнению профессиональной деятельности», в рамках должностных требований с непременной фундаментально-научной теоретической базой и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. [1, с. 74].

По мнению Станкина М.И. (кандидат педагогических наук), среди основ- ных операционных функций педагога должны быть следующие способности: дидактические, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские, прогностические, конструктивные, а также умение прочувствовать психическое состояние и внутренний мир учащегося в каждый отдельный момент, оптимизм и юмор [8, с. 51–268].
Н.Н. Лобанова (кандидат психологических наук) выделяет три профес- сиональных компонента: содержательный (теория, осознанность профде- ятельности), деятельностный (апробированная на практике, выявленная наиболее эффективной теория), личностный (позиция и направленность педагога, как личности, индивида и субъекта деятельности) [6, с. 127]. Р.С. Гу- ревич (доктор педагогических наук) обращает внимание на системность организации и структурирование знаний, методологичность и прагматизм, а также вместе с А.Коломиец указывает на идею непрерывного образования педагога на протяжении всей жизни [3, с. 2].
Обзор литературы подводит нас к дополнению портрета педагога, на- делению его особым умением: эффективным систематическим искусством надежно реализовывать сложную деятельность в разнообразных, порой непредсказуемых условиях.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что современный педагог — это мастер, обладающий специальными знаниями, креативным мышлением, умеющий использовать новые цифровые технологии, владеющий инновационными педагогическими методиками, занимающийся самообразованием, обладающий истинной любовью к детям и своей дея- тельности, способный увлечь личным примером, — такой педагог-универсал, работающий во всех направлениях 24на7.
Такой портрет был бы идеальным, если бы не существование неких «но». Например, начинающий специалист, придя в образовательное уч- реждение, адаптируясь и погружаясь в профессию, сталкивается с определенными трудностями, так как имея теоретическую базу, он пока не имеет практических наработок, не владеет технологиями. Не секрет, что и педагоги со стажем испытывают некоторый дисбаланс, дисгармонию, а то и кризис профессионального роста или выгорание. Не всегда в учреждении существует и хорошая материально-техническая база, в ОДОДах часто не бывает интеграции с общешкольной деятельностью, не рентабельно используется потенциал самого педагога. Большой проблемой становится и методическая составляющая педагогической деятельности (работа с документами, проектирование программ, разработка занятий и т. д.), иногда приводя в ступор энергичных, деятельных, амбициозных начинающих специалистов.
Эта профессия является одновременно исполнительской, управленческой, творческой, относится к повышенной зоне ответственности и чувству долга, требует постоянной работы с детьми и с самим собой.
Анализируя вышеизложенное, считаем возможным предложить пе- дагогам ответить на вопрос «Какой я педагог» и прилагаем некий алгоритм в помощь как начинающим, так и «уставшим» специалистам для проверки своих дефицитов, перезагрузки и наращиванию компетенций.
Вопросы, на которые нужно ответить себе честно:

  1. Эмоциональная удовлетворенность от педагогической деятельности (позитивное отношение, выявление причин неудовлетворенности, степень эмоциональных реакций).
  2. Достижение педагогических задач (изменения, происходящие с участниками процесса: что имели на входе и как изменились знания, умения, насколько значительны изменения, соответствуют ли желаемому результату).
  3. Как меняется поведение всех участников педагогического процесса (прирост личностных качеств, использование их в работе, инициативность, самостоятельность, коммуникабельность, гибкость, неординарность, уверенность, мотивация, желание деятельности. Уровень проявления общечеловеческих качеств (внимание, доброта, отзывчивость, забота, сопереживание, толерантность)
  4. Достижение собственно результатов (перенос приобретенных ком- петенций в ежедневную практику, степень достижения).
    И если минусов больше, чем плюсов, возможно стоит задуматься о том, что Ваши перспективы лежат в другой области.

Список источников и литературы:

  1. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов до- школьного образовательного учреждения / Атмахова Л.Н. Дис.на соиск. степ. канд. пед. наук. — Екатеринбург.-2016.-177 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/organizatsiya-deyatelnosti-metodicheskoi-sluzhby-kak-uslovie-razvitiya- professionalnoi-kompe (доступ свободный).
  2. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентно- сти педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — 2003. — № 10. С. 51–55.
  3. Гуревич Р.С., Коломиец А.Н., Шестопалюк А.В. Мотивационные факто- ры непрерывного образования педагога // Интернет-журнал «Киберленинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnye-faktory-nepreryvnogo- obrazovaniya-pedagoga/viewer (доступ свободный)
  4. Золотерёва, А.В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: учебно-метод. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ,
    2010.
  5. Ивонина А.И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю.М. Современные на- правления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 1 (2017). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (доступ свободный)
  6. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Лоба- нова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П.; Рос. акад. образования, Санкт-Петерб. ин-т образования взрослых РАО, Самар. экон. лицей. — Самара; СПб.: ОАО
    «СамВен», 1997. — 107 с.; 20 см.
  7. Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 22.09.2021 № 652н URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.003.pdf (доступ свободный)
  8. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеоло- гия воспитания и обучения / М.И. Станкин. — М.: Московский психолого- социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об об- разовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
    // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_
    doc_LAW_140174 (доступ свободный).
  10. Федеральный закон от Закон РФ от 10.07.1992 N3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (доступ свободный)
  11. Фрумин И.Д, Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Уни- версальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенден- циях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113071. pdf (доступ свободный)
  12. Черниговская Т.В. Лекции. — URL: https://soundstream.media/playlist/
    tat-yana-chernigovskaya-lektsii (доступ свободный).

    © О. В. Лихарева, 2024

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930