МЕНТАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА ЛЫЖНИКОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ. ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕСТО В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
Матреничев Вячеслав Анатольевич
Кандидат геолого-минералогических наук
педагог дополнительного образования ГБНОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
В настоящее время спортивное ориентирование активно развивается в различных регионах России не только как самостоятельный вид спорта, но и в составе многих других видов, в том числе военно-прикладных.
Спортивное ориентирование это комплексный вид спорта, где важно обладать не только хорошей скоростью передвижения по дистанции, но и уметь быстро и качественно ориентироваться на местности с использованием компаса и карты [2]. Для совершенствования уровня технической подготовки спортсмены ориентировщики должны выполнять большое количество упражнений с картой и компасом на местности [3]. С повышением мастерства спортсменов необходимо усложнять упражнения на местности с компасом и картой. В настоящее время актуальна проблема подготовки спортивного резерва ориентировщиков, но, в тоже время, недостаточно разработаны педагогические средства и методические приёмы тактико-технической подготовки ориентировщиков на этапе начальной подготовки и спортивной специализации.
Подбор упражнений, их количество определяют направленность занятия и его нагрузку. Главным фактором, который определяет степень воздействия тренировки на организм спортсмена, является величина нагрузки. Чем выше нагрузка, тем больше утомление спортсмена и тем больше сдвиги в состоянии
функциональных систем, которые интенсивно участвуют в работе. Продолжительность работы в состоянии явного утомления не должна быть чрезмерно большой. Она не должна отрицательно влиять на техническую подготовленность спортсмена и на его психическое состояние, но в то же время, тренировочные
нагрузки должны прогрессивно нарастать на разных этапах спортивной деятельности, иначе они перестанут вызывать необходимый тренировочный эффект [1]. Как правило, для этого необходимо увеличения объема и интенсивности нагрузки, усложнения задания и т. п.