ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СШОР ПО ПОДГОТОВКЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ В ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН «ДИСТАНЦИЯ ПЕШЕХОДНАЯ» ВИДА СПОРТА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
Федотова Е. А.
тренер СШОР № 2
ГБНОУ «Санкт-Петербургский
городской дворец творчества юных», Санкт-Петербург
«Спортивный туризм» — это уникальный вид спорта, состоящий из трех групп дисциплин: «маршрут», «дистанция» и «северная ходьба». Группы дисциплин перечислены в хронологии их появления в спорте, а сам спортивный туризм, как известно, стал видом спорта в 1949 году.
Группы дисциплин «дистанции» и «маршруты» делятся по видам туризма, из дистанционных дисциплин наиболее популярными в спорте являются «дистанция-пешеходная-группа», «дистанция-пешеходная-
связка» и «дистанция-пешеходная (личная)». На данный момент, почти в каждой дисциплине дистанций проходят соревнования различного уровня: от регионального до мирового и в разных возрастных группах: мальчики/девочки, юноши/девушки, юниорки/юниоры, мужчины/женщины. Подготовкой спортсменов разных возрастных групп к соревнованиям разного уровня занимаются по программам дополнительного образования и по программам спортивной подготовки.
Любой процесс подготовки спортсменов независимо от программы, по которой они занимаются, начинается с постановки целей и задач на тренировку, на ближайший тренировочный цикл, на сезон, на конкретный старт.
Ясность целеполагания важна как тренерам, так и спортсменам.
Основной целью занятий любым видом спорта является результат, показанный спортсменом на соревнованиях, а конкретно — на официальных спортивных (внесенных в утвержденный должным образом календарь вида
спорта) соревнованиях. Поэтому организация всего учебно-тренировочного процесса в спорте направлена на подготовку спортсменов к соревнованиям.
В реализации этих целей тренерам помогают приемы, методы, технологии, направленные на достижение спортсменами высоких результатов в нужное время и в нужном месте.
В данной статье к технологиям спорта в пешеходных дистанциях будут отнесены следующие процессы:
• многоступенчатая система работы, учитывающая возрастные особенности спортсменов;
• индивидуальное планирование, как средство подготовки спортсменов;
• использование технологий, методов и приемов смежных видов спорта как средство подводящих упражнений;
• использование занятий маршрутными дисциплинами, как восстановительных мероприятий.