Организация урока географии по теме «Ориентирование на местности» для обучающихся 6-7-х классов в природной среде
Линейкина Виктория Игоревна,
педагог дополнительного образования,
Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег»,
студентка 1го курса магистратуры РГПУ им. А. И. Герцена,
Санкт—Петербург,
Современное образование ставит перед учителями те же вопросы, что волновали предметников и пятьдесят, и сто лет назад: как сделать урок более разнообразным, запоминающимся. Учитель ХХI века может использовать современные технологии, искусственный интеллект. Но ни одно естественнонаучное занятие в классе не заменит знаний и практических навыков, полученных «на природе».
Однодневные выезды в природную среду являются важной частью образовательного процесса по географии. С их помощью обучающиеся могут познакомится с реальными географическими объектами, расширить навыки наблюдения и анализа, углубить и применить знания, изучаемые на уроках. Для организации такого выезда – назовем его «образовательной экскурсией» — учитель должен обладать рядом знаний, навыков и умений, называемых обычно «туристскими».
В данной статье представлены рекомендации по организации однодневного выезда на природу учащихся 6-7-х классов общеобразовательной школы. Целевая аудитория рекомендаций — учителя географии.
Организацию выезда разделим на несколько этапов:
Подготовка.
Организационные вопросы.
Проведение выезда.
Рефлексия и завершение выезда.
I. Подготовка выезда
1.1. Определение целей и задач выезда, знаний и умений, которые участники должны будут получить на выезде.
1.2. Выбор места проведения выезда, учитывая, что однодневный выезд за пределы города может быть продолжительностью 6-8 часов. Определение маршрута. Изучение географических объектов, достопримечательностей и экологических проблем, на которые следует обратить внимание участников образовательной экскурсии. Выбор мест для выполнения практических занятий и проведения исследований по географии [6]. Трудно предположить, чтобы учитель географии в петербургской школе не знал, где что на территории Ленинградской области можно посмотреть-показать:
— известняковые и песчаниковые обнажение берегов Лавы, Саблинки, Тосны, Оредежа, Ящеры, Луги и других рек;
— рукотворные пещеры по берегам вышеназванных рек;
— архейские граниты и ледниковые формы рельефа севера Карельского перешейка;
— болота Ламмин-Суо, Сестрорецкое, Мшинское и другие;
— Линдулловская лиственничная роща;
— шиверы меандры и старицы рек Сестра, Черная, Рощинка, Волчья, Вьюн;
— рукотворный Лосевский порог и т.д.
Если учитель еще чего-то не знает, то — «гугл в помощь», и все будет в порядке. Единственное, на что сегодня следует обратить особое внимание, это на решение Правительства Ленинградской области сделать пребывание в природных заказниках на территории области платным [1]. И если в прежние времена проведению занятия по ориентированию мешало полное отсутствие карт замечательных в природном отношении местностей Ленинградской области, то сегодня эта проблема решается с помощью использования всевозможных картографических сервисов. Получаемы таким образом карты не обязательно будут спортивными, но ведь никто и не утверждает, что учитель географии в обязательном порядке должен заниматься с детьми видом спорта «спортивное ориентирование».
1.3. Разработка программы и составление плана-графика проведения выезда.
1.4. Определение наличия ресурсов, необходимых для проведения выезда, в том числе и кадровых ресурсов. В соответствии с действующей нормативной базой проведения мероприятий, связанных с пребыванием обучающихся в природной среде, организация сопровождение группы учащихся взрослыми ответственными специалистами производится из расчета 1 сопровождающий на 8-12 несовершеннолетних участников мероприятия, но не менее 2 взрослых на организованную группу детей, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
II. Организационные вопросы
Согласование выезда с администрацией школы. В настоящее время организаторы (администрация школы) и руководители (руководители выездной группы учащихся) выезда должны выполнять все нормативные требования, устанавливаемые в разделах 5, 6 и 7 «Общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий» (Утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 702/811) [2]. К обязанностям учителя — руководителя группы учащихся на однодневную образовательную экскурсию в данном случае входят следующие обязанности:
— обеспечить проведение выезда в соответствии с организационно-распорядительным актом о проведении выезда, подписанным директором школы. организовать участие детей в мероприятии в соответствии с их возрастными особенностями, умениями, знаниями и навыками;
— организовать подготовку детей для участия в выезде в соответствии с программой выезда, подготовить участников к прохождению проверки наличия необходимых знаний, умений и навыков участников выезда в соответствии с программой выезда. Организация проверки является обязанностью администрации школы, проверка может проводиться сразу для нескольких однодневных выездов, проводимых с группой участников в течение года;
— составить список снаряжения (группового и личного) и специального оборудования, необходимых для проведения выезда, групповой аптечки для оказания первой помощи. Состав аптечки и список группового и личного снаряжения представлен в Приложениях 1, 2, 3;
— определить логистику транспортных перевозок участников выезда с учетом необходимости обеспечения их комфорта и безопасности;
— провести родительское собрание, на котором познакомить родителей планируемых участников выезда с программой, планом-графиком и особенностями выезда, рассказать о необходимой экипировке и затратах участников (стоимость проезда участников, стоимость посещения особо охраняемых природных территорий, музеев и культурных памятников, посещение которых запланировано в программе выезда. проезд участников, билет на проход участников в заказник, музей и т.п.). Провести анкетирование родителей на предмет выявления аллергических реакций у участников выезда и уточнения списка и количества лекарственных препаратов, находящихся у участников выезда;
— перед проведением мероприятия обеспечить проведение инструктажа учащихся по вопросам безопасности включая инструктаж о порядке безопасной эксплуатации используемого на выезде специального походно-экспедиционного снаряжения (трекинговые палки, веревки, колющие и режущие предметы, электроприборы и т.д.). Инструктажи проводятся на базе инструкций и правил по обеспечению безопасности участников выезда, утвержденных директором школы и отражающих специфику проводимого выезда. В состав инструктажа в обязательном порядке входит информация по противопожарной, экологический, дорожно-транспортной и антитеррористической безопасности;
— уведомить территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о проведении выезда (если эту обязанность не берет на себя администрация школы);
— сопровождать участников во время проведения выезда, при возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью участников выезда принять решение о прекращении или изменении программы и плана-графика выезда;
— при необходимости оказать первую помощь и обеспечить доставку участника выезда в ближайшее медицинское учреждение;
— в период проведения выезда иметь в наличии следующие документы: копию приказа о проведении выезда, список участников выезда с указанием данных паспортов или иных документов, удостоверяющих личность каждого участника мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации; письменное согласие родителей (законных представителей) на участие ребенка в выезде (договор, доверенность или иной документ); медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой; копию полиса обязательного медицинского страхования на каждого ребенка.
III. Проведение выезда
На выезде руководители группы должны обеспечить выполнение программы и выдерживание плана-графика, утвержденного на этапе подготовки выезда.
Содержание выезда должно обеспечивать поддержание высокого уровня мотивации участников к совершению выезда. Руководитель группы должен работать с группой, используя все имеющиеся у него педагогические навыки с учетом содержания и места проведения выезда.
IV. Подведение итогов выезда
Подведение итогов выезда может быть организовано во время транспортной перевозки участников или на первой встрече педагога — руководителя группы с участниками выезда после его завершения. Рекомендуется провести обобщающую беседу и опрос, во время которых участники выезда поделятся своими впечатлениями и сделают выводы о том, что они узнали на выезде. (Что мне понравилось? Чему я научился? Чему хочу научится? Что я сделал для благополучного проведения выезда?). Руководитель группы завершает подведение итогов выезда сообщением о планируемых содержании и сроках следующего выезда группы.
V. Пример сценария проведения однодневного занятия в природной среде: «Ориентирование на местности» для обучающихся 6-7-х классов»
Термины, которые будем использовать:
Маршрут – путь следования группы.
Спортивная карта (рисунок 1.) – детализированная топографическая карта, выполненная с использованием специальных условных знаков, предназначенная для использования в спортивном ориентировании.
Условные знаки — специальные графические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.
КП – контрольный пункт.
Место остановки (полевой лагерь) — временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках.
Жидкостной компас (рисунок 2) — это компас, в котором жидкость (обычно спирт) используется для более точного определения направления. Жидкость в компасе поможет быстро устранить возможные неисправности, вызванные вибрацией и наклоном устройства.
Ориентирование на местности – это умение определять своё местоположение, относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать это направление в пути.
Азимут (рисунок 3) – это угол между направлением на север и направлением на какой-либо удаленный предмет.
Рабочие материалы:
1. 5-10 компасов (по 1-2 на команду).
2. 1-2 топографические карты местности.
3. Комплект карт спортивного ориентирования (10-20 шт.)
4. Таблицы условных знаков спортивного ориентирования.
5. Таблицы условных знаков топографических карт.
6. Ручки и карандаши.
7. Файлы для размещения карт при плохой погоде.
Описание и ход работы выезда:
Подробная нитка маршрута: https://nakarte.me/#m=16/60.41218/30.32982&l=O&nktl=Z4bmPxTynXO6J29oFlmBtg
Встреча группы на Финляндском вокзале, покупка билетов до ж/д станции Лемболово. Педагогу необходимо обеспечить контроль за покупкой билетов: чтобы все участники выезда купили билеты; если есть льготы, то необходимо наличие подтверждающих документов. Проводится повторный краткий инструктаж по технике безопасности и поведения в электричке.
Группа проходит на посадку в электричку заранее. Размещается компактно в одном вагоне — никто не остается в тамбуре и не переходит в другой вагон. Пока группа едет до станции назначения, с обучающимися можно вспомнить пройденный материал по географии, повторить условные знаки карт. Далее педагог предлагает поиграть в совместные игры («контакт», «мафия», «балда»).
Прибыв на станцию Лемболово, группа организованно выходит из электрички, отходит как можно дальше от края платформы, дожидается отхода элекрички и компактно движется по платформе и далее — до места организации лагеря.
Придя на место базовой остановки — организации полевого лагеря (треугольник на карте), учащиеся, под руководством педагогов, начинают его обустройство: вешают тент при плохой погоде, оборудуют посадочные места на всех участников выезда, собирают хворост и разводят костер. Необходимо провести краткий инструктаж по сохранности зеленых насаждений, уборке мусора и т.д. Пока группа, вместе со вторым руководителем, обустраивает лагерь, руководитель выезда ставит дистанцию – контрольные пункты с кодами (загадками, ребусами, размещаемыми на контрольном пункте) или цветными карандашами для отметки участниками.
Приступаем к основной части выезда: ориентированию на местности. Классу необходимо разделиться на группы по два-четыре человека. У каждой группы имеются рабочие материалы, указанные выше. Каждой группе, по возможности, каждому участнику, выдается карта с нанесенной дистанцией (рисунок 1.) и компас. Педагог вместе с классом повторяет теорию, изученную на уроке по темам: «Рельеф», «Ориентирование на местности», «Условные знаки спортивных и топографических карт».
Второй педагог остаётся в лагере. Команды, вместе с первым педагогом, проходят дистанцию по ориентированию. Детям предлагается следить за движением по маршруту на карте. Педагог на практике знакомит обучающихся с рельефом, компасом и картой. Сверяет вместе с обучающимися карту и местность. По пути в любой момент педагог может остановится и задать вопрос ученикам: «Где мы находимся?», в свою очередь дети, которые до этого следили за картой, должны указать точку на карте, где они находятся. Такой контроль способствует пониманию своего местонахождения и ориентированию на местности, включенности в работу, вниманию на дистанции.
Пройдя намеченным маршрутом, показав рельеф местности и их обозначение на карте, группа возвращается в лагерь.
Для большей заинтересованности и включенности ребят, можно выпустить «патрули» (команды по 2-3 человека) на отдельные КП.
На каждом контрольном пункте (КП) к призме прикреплены загадки (Приложение 4), которые ребята должны отгадать. Команды могут выпускаться с фиксацией времени и тогда итоги будут подводится по наименьшему времени, затраченному на поиск КП и ответа на загадку (ребус).
По завершении программы по ориентированию на местности, при наличии времени и исходя из психологического и физического состояния ребят, можно предложить выполнение следующего задания – «Азимутальный ход». Команда идет к «стартовому дереву», от нее руководитель называет градус, на который они должны прийти. На следующем дереве написан следующий градус, и так до финиша.
Пройдя все задания по ориентированию, ребята садятся у костра на перекус (чай в термосе и бутерброды).
Во время или после перекуса, группа обсуждает итоги выезда: «Что понравилось», «чему научился», «какой вклад я внес в группу?»
После рефлексии, ребята собирают лагерь и вещи и уезжают в город на электричке.
Однодневный выезд в природную среду – эффективный инструмент обучения географии. Важно правильно структурировать и организовать выезд, обеспечить безопасность. Благодаря этим пунктам, выезд позволит учащимся углубить знания, развить навыки, осознать важность сохранения окружающей среды. Следуя методическим рекомендациям, учитель географии успешно проведёт однодневный выезд и обогатит образовательный процесс учащихся.
Приложение 1.
Рекомендуемый список аптечки первой помощи [3]
• Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее М.
• Маска медицинская нестерильная одноразовая.
• Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот».
• Жгут кровеостанавливающий.
• Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см.
• Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см № 10.
• Лейкопластыри бактерицидные.
• Лейкопластырь рулонный, гипоаллергенный.
• Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см.
• Ножницы, пинцет, бесконтактный градусник.
• Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам.
• Пантенол (Бепантен, «Спасатель» и аналоги) – противоожоговое, ранозаживляющее средство.
• Антигистаминные препараты при аллергии – Димедрол, Супрастин, Зиртек.
• Нашатырный спирт.
Приложение 2.
Рекомендуемый список группового снаряжения
Тент костровой с оттяжками (4,5х6 м.)– 1-2 шт.
Пила двуручная в чехле – 2 шт.
Топор плотницкий в чехле – 2 шт.
Таганок – 1 шт.
Котел (8-9 л.) – 1-2 шт.
Аптека первой помощи в комплекте – 1 шт.
Ремонтный набор (плоскогубцы, нож в чехле, проволка, изолента, скотч, иголки, нитки и пр.).
Приложение 3.
Рекомендуемый список личного снаряжения
Ученический билет и другие документы на льготный проезд.
Удобная одежда и обувь (по погоде). При необходимости – шапочка и перчатки.
Накидка от дождя или непромокаемая легкая крутка.
Рюкзачок объемом не менее 30 литров.
Сменная обувь для быстрого движения по лесу.
Запасные носки, футболка, легкий свитер.
Термос с горячим чаем, бутеброды.
Кружка пластиковая.
Спички в непромокаемой упаковке.
Фонарик налобный.
Приложение 4.
Загадки (ребусы) для размещения на КП
КП 8. | Сколько у меня цветов и какие, если все из них кроме двух розы, все кроме двух — тюльпаны, и все кроме двух — маргаритки. |
КП 9. | Кирпич весит 1 килограмм и полкирпича. Сколько весят полтора кирпича? |
КП 10. | У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это могло случиться? |
Список источников и литературы:
- Платный вход на экотропы:https://m.47news.ru/article
- Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства экономического развития РФ от 19 декабря 2019 г. № 702/811 “Об утверждении общих требований к организации и проведению природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий»: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/
- Требования Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам (Утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 1331н).
- Базалеев Д.М. Учебный выезд — уникальный «инструмент» учителя географии. (https://urok.1sept.ru/articles/661359)
- Губаненков С.М. Образовательность и безопасность в детском туризме. – СПб: «Петрополис», 2013.
- Даринский А.В., Фролов А.И. География Ленинградской области. – СПб.» Глагол, 2005.
- Кузнецов А.П. – География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие – М.: Дрофа, 2010.
- Куликов В., Ю.Константинов Топография и ориентирование в туристском путешествии. — М.: 1997.
- Матреничев В.А. Рельеф. Топосъемка.(Учебное пособие). — СПб.:2002.
- Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков / Под. ред. Губаненкова С.М. – СПб.: ИД «Петрополис», 2007.
- Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. — М., 2001.
- Сиземская И. Н., Гессен С. И.: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. №4. С.44–47.
- Тымко Н.В. Подготовка педагога к процессу социализации ребенка в условиях туристского поход: /Педагогические технологии организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися/ Сб. из опыта работы под ред. В.В.Казанцева.– М.: Изд-во РИТМ, 2008. – с. 65–74.
- Тымко Н.В. Интеграция общего среднего и дополнительного географического образования детей как инновационная технология расширения образовательных услуг: /Инновационные технологии в детском туризме/ сб. статей и авт. Программ дополн. образования детей. – М: Изд-во Ритм, 2008 – С. 65.