Походы и экспедиции в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах туристско-краеведческой направленности Городской станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег»

Белова Е.П.,
зав.учебной частью Городской станции юных туристов

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско-краеведческой направленности, также как и другие дополнительные программы, помимо других задач, необходимы для того, чтобы занять детей полезным образовательным и оздоровительным процессом в то время, когда школа ими – детьми – не занимается. А это, в первую очередь каникулярные периоды. И самые длинные по времени каникулы в нашей стране, как известно, это летние каникулы, которые длятся три месяца – четверть года. Именно в это время, когда школа уходит на отдых, наиболее активно должно работать дополнительное образование.

Почему же подавляющее большинство дополнительных программ туристско-краеведческой направленности рассчитано только на 36 недель, с сентября по май? И рекомендуемые федеральные программы тоже. Ответ на этот вопрос нам известен. 36 недель – это ошибка, это перенос на дополнительное образование опыта образования основного. Такую ошибку может сделать методист общего профиля, понимающий что-то в структуре программ, но не ведающий специфики дополнительного образования и тем более детского туризма.
Никаких других объяснений у этой ошибки быть просто не может. Фонд оплаты труда выделяется учреждениям и в том числе для оплаты труда педагогов, на календарный год, на 12, а не на 9 месяцев. Давайте проведем элементарные математические подсчеты. В году 52 недели. 2 недели занимают праздничные дни. Еще 6 недель – 42 календарных дня – у работников дополнительного образования отпуск. Отнимем от 52 недель года 8 недель праздников и отпусков и получим в остатке 44 недели. Кто не верит на слово, может взять производственный календарь для шестидневной рабочей недели, а педагоги работают по шестидневке, и просчитать количество рабочих дней в году. Только не забудьте отпуск отнять.
Итак, мы получили 44 рабочие недели. Каникулы не выкидываем, т.к. это самое жаркое рабочее время для дополнительного образования. И получается, что наши дополнительные программы должны составляться на 44 недели, а не на 36, как это принято. В противном случае получается, что мы должны уволить всех педагогов на лето. Или придумать им другую работу. Но зачем же придумывать, если можно уволить? Многие учреждения так и делают, увольняя совместителей и тем самым экономя фонд оплаты труда. Но со штатными сотрудниками так поступать нельзя в соответствии с трудовым законодательством. Чем же они занимаются летом? А лето – это 13 недель. Пусть 6 недель они в отпуске. А остальные 7? Нужно придумывать. И придумывают! Педагоги убирают и красят здания ОУ, дежурят по учреждению, готовят его к новому учебному году. Но это педагоги дополнительного образования, а не администраторы, уборщицы, маляры и штукатуры. Они должны с детьми образовательной деятельностью заниматься, а не переходить летом на работу разнорабочих. Они могут и отказаться переходить. Поэтому 7 недель педагоги должны не красить стены, а работать с детьми.
Есть вариант — открыть лагерь дневного пребывания, завезти туда детей и «припахать» педагогов. Это выход, но зачем же занимать педагогов работой с другими детьми, если те дети, с которыми они занимались в течение учебного года, могут и хотят продолжать занятия в каникулярный период? Они и должны продолжать заниматься и образовываясь и оздоравливаясь в каникулярный период. Для этого и существует детский туризм в активных формах туристско-краеведческой деятельности. Нужно просто продлить программы в каникулы.
Итак, в фонде оплаты труда на каждую программу мы имеем средства для оплаты работы педагога по реализации программы в течение 44 недель. Количество часов зависит от недельной продолжительности реализации, устанавливаемой образовательным учреждением самостоятельно. Нужно сразу сказать, что чем больше часов отводится на реализацию программы, тем выше образовательные результаты при ее реализации. Во все времена федеральные органы управления образованием рекомендовали регионам на реализацию программ туристско-краеведческой направленности отводить по 9 часов еженедельно. Ряд регионов устанавливал свою рекомендуемую продолжительность — 6 часов в неделю на реализацию программы первого года обучения, 8(9) часов в неделю на второй год обучения, 12 часов в неделю – на третий. В любом случае программы 2-4 часовой еженедельной продолжительности реализации практически не эффективны: ни образования, ни оздоровления они не обеспечивают. И даже программы шестичасовой продолжительности не позволяют внести в рабочую программу выезды на многодневные соревнования и слеты в течение учебного года. Именно поэтому федеральные органы всегда рекомендовали 9-часовую продолжительность уже на первом году работы по программам туристско-краеведческой направленности.
Повторим, в фонде оплаты труда мы имеем 44 рабочих недели. Из чего они состоят. Это 37 недель в период с сентября по май. Обратите внимание, не 36 недель, как принято считать – кем? почему? исходя из чего? – а именно 37 недель. Сомневающихся опять адресуем к производственному календарю. И еще 7 недель летом. Все лето – это 13 недель. 6 недель из них отпуск – отпуска в образовании привязаны к летнему периоду. 13 минус 6 получается 7 недель летом на работу с детьми.
7 недель при 6 часах в неделю составляют 42 часа. При расчете зарплаты «по накопительной» это – пятидневный поход второй-третей степени сложности.
7 недель при 9 часах в неделю составляют 63 часа – восьмидневный поход первой категории сложности.
7 недель при 12 часах в неделю составляют 84 часа – десятидневный поход второй категории сложности.
Походы могут заменяться экспедициями аналогичной продолжительности, но разного содержания. Проводить в летние часы учебно-тренировочные сборы представляется не эффективным: к летним походам и экспедициям можно подготовиться в течение года, а тренировки с целью участия в соревнованиях по виду спорта «спортивный туризм» правильнее проводить по плану реализации программ физкультурно-спортивной направленности.
В содержание годовой рабочей программы вносятся не только летние походы, но и участие в массовых мероприятиях в период с сентября по май. Массовые мероприятия обычно бывают двух видов:
1. Контрольные мероприятия (мероприятия промежуточной и итоговой аттестации). Участие в этих мероприятиях является обязательным, и так же в обязательном порядке эти мероприятия вносятся в сетку рабочей программы.
Обязательными для участия могут считаться только те мероприятия, содержание которых напрямую связано с учебным материалом программы. Обязательными мероприятиями также считаются соревнования на контрольных туристских маршрутах, выявляющие степень готовности объединения к участию в запланированном путешествии, и соревнования походов и экспедиций, выявляющие степень успешности совершенного путешествия и качество личностных (интеллектуальным, физических) качеств учащихся.
2. Массовые мероприятия, посвященные каким-то памятным датам; соревнования сверх необходимых для выявления результатов освоения содержания программы. Эти мероприятия могут не вносится в рабочую программу и проводиться «вне сетки часов». Вопрос оплаты труда педагога в моменты участия туристско-краеведческого объединения учащихся в данных мероприятиях решается путем переговоров педагога и направляющей на мероприятие организации.
Дети приходят в туризм ради похода и в течение многих месяцев в программу включены темы по подготовке к походу (или экспедиции). Исключение из программы летних месяцев и летнего путешествия лишает смысла всю работу в течение учебного года.
Проведение похода в рамках туристско-краеведческого цикла (подготовка, проведение, подведение итогов путешествия) предусматривалось образовательной технологией, разработанной в последней четверти прошлого века доктором педагогических наук Александром Александровичем Остапцом-Свешниковым. Технология не потеряла своей актуальности и сегодня, как не потеряли актуальности открытия, совершенные другими классиками отечественной педагогики и психологии (А.С. Макаренко, К.А. Абульханова-Славская и т.д.). Но поход не является завершением работы по реализации программы. Мероприятием итоговой аттестации является участие экспедиционно-походного объединения учащихся в соревнованиях походов и экспедиций, на которых в ходе представления устных отчетов о путешествиях учащиеся демонстрируют, насколько хорошо они усвоили учебный материал программы, насколько эффективной оказалась воспитательная работа, проведенная с детьми педагогом в процессе совместной деятельности учащихся по подготовке и проведению путешествия, подготовке отчета о путешествии. Эта система: весенняя подготовка к походу (экспедиции) с участием в соревнованиях на контрольных туристских маршрутах (промежуточная аттестация), летний поход (экспедиция) и осеннее представление отчета о походе и экспедиции, как мероприятие по итоговой аттестации, — прекрасно работает, но обращает на себя внимание тот факт, что годовым циклом реализации программы оказывается не учебный (с сентября по август), а календарный (с января по декабрь) год. Это – революция в программном обеспечении дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, но тот, кто знает, насколько непросто привязать наполняемость групп, изменяющуюся по учебным годам, к показателям государственного (муниципального) задания, формируемого на календарный год, может решить, что эта революция уже просто необходима.
Нужно обратить внимание еще на один момент. Программы активных форм туристско-краеведческой направленности не могут эффективно реализовываться по единожды утвержденному расписанию. Во-первых, летом в каникулярный период родители стараются не оставлять детей по месту постоянного проживания (во всяком случае в городах), а стремятся отправить куда-то на отдых, и работать по расписанию неканикулярного времени просто невозможно. К тому же лето – это время походов, и полуторамесячная нагрузка может вырабатываться за один поход, то есть за 5-10 дней. После этого педагога можно отправлять в отпуск «за свой счет» (потому что свои часы он уже выработал и зарплату за них получил в полном объеме).
Во-вторых, в период с сентября по май, занятия могут проводиться в соответствии с расписанием, но и в этом случае в расписание закладывается неравномерная от недели к неделе выработка еженедельной нагрузки по выходным. Например, если в соответствии с расписанием еженедельная нагрузка распределяется таким образом: 2 часа на буднях и 4 часа в воскресенье, — то это не означает, что педагог будет работать каждое воскресенье по 4 часа. Он будет работать по 8 часов через воскресенье потому что продолжительность «похода выходного дня» на природу за территорией населенного пункта традиционно принимается равной 8 часам. Отследить, чтобы поход продолжался именно 8 часов – задача для совести педагога и для интеллекта заведующего учебной частью. Занятия в парке в черте населенного пункта может продолжаться именно 4 часа.
Продолжительность занятий в туристско-краеведческой направленности регламентируется следующим образом:
— занятия на базе ОУ в течение учебной недели: один, два или три часа в день;
— практическое занятие на местности (в парке, музее, на стадионе и т.п.) в своем населенном пункте – 4 часа;
— однодневный поход (учебно-тренировочный выезд) – 8 часов;
— двухдневный поход (учебно-тренировочный выезд) в случае, если дети не учатся в субботу и выезжают в лес утром – 16 часов;
— двухдневный поход (учебно-тренировочный выезд) в случае, если дети учатся в субботу и выезжают в лес после уроков – 14 часов.
В период с сентября по май находится время для осенних, зимних и весенних каникул. И если учебная нагрузка на группу установлена в размере 9 часов (например), то три часа в неделю могут вырабатываться в аудитории образовательной организации, четыре часа – в походах выходного дня, а 2 часа в неделю могут накапливаться и использоваться в соответствии с рабочей программой. 2 часа за 37 недель составляют 74 часа. Они могут быть использованы на участие в контрольных мероприятиях (соревнования на контрольном туристском маршруте) – 21 час (трехдневное мероприятие) а 53 часа может вырабатываться на каких-то каникулах. Поскольку сами каникулы тоже занимают неделю, к этим часам добавится недельная нагрузка и в итоге может получиться многодневный поход, вписанный в очередной туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение, подведение итогов похода).
В-третьих, коррективы в занятия вносит погода. Климатические условия учитываются при планировании занятий на открытом воздухе – и хотя бы уже по этой причине могут планироваться неравномерно – но в какой-то конкретный день непогода может сделать проведение занятия не целесообразным и даже не безопасным.
Изменения в расписания привносятся и графиком проведения массовых контрольных мероприятий. Этот график невозможно подстроить под расписание каждого педагога. Например, если у педагога запланирован однодневный 8-часовой выезд в четвертое воскресенье каждого месяца, то контрольное мероприятие может быть проведено и в третье воскресенье месяца. А может получаться так, что группе нужно сдать два контрольных выезда в один месяц – пеший и водный, например. И это тоже не совпадет с расписанием. С группами первого и второго годов обучения сложно попасть в расписание, потому что пока тепло в сентябре и в мае группе нужно успеть съездить на выезды с ночевкой на 2 дня (чтобы подготовиться к летнему походу, чтобы освоить раздел программы «Полевой быт», не освоив который, группа не сможет двинуться в своем развитии дальше), а зимой и в период межсезонья эти группы ездят на однодневные выезды, т.к. дети 1-2 года обучения, а иногда и третьего, еще не готовы к ночевкам в межсезонье.
Еще более сложная ситуация возникает тогда, когда педагог работает не с одной, а с двумя или тремя группами в течение года – а так работает большинство педагогов. Тогда в период с сентября по май ему нужно спланировать свою работу так, чтобы в одни каникулы сходить в поход с одной группой, в другие – с другой. Но когда педагог в походе с одной группой, он не может в это же время работать с другой. То есть его поездки, без которых реализация программы практически лишается смысла, мешают ему «вписаться» в равномерное расписание.
Если постоянно заниматься переносом занятий, то в бумагах – служебных записках и распоряжениях – утонут все: и педагог, и завуч, и методист. Решением является рабочая программа, в которой педагог заранее планирует распределение часов в течение учебного года. По сути, рабочая программа является индивидуальным (сложным) расписанием для каждой группы на весь учебный год. Рабочие программы для каждой группы рассматриваются и принимаются на педагогическом совете и утверждаются приказом (распоряжением по ОУ или структурному подразделению) в начале учебного года.
Отдельно нужно сказать, что в соответствии с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Минобразования РСФСР от 13.07.1992 № 293, в походе с группой должны находиться два взрослых – два руководителя, отвечающих за жизнь и здоровье детей. Это требование безопасности продиктовано здравым смыслом и огромным опытом организации путешествий учащихся, накопленным отечественной системой образования. Однодневный или двухдневный учебно-тренировочный выезд, по сути, тоже поход и требует тех же мер по обеспечению безопасности. Значит, необходимо подумать об оплате труда второго руководителя группы. Например, при еженедельной нагрузке на группу в 6 часов, из которых четыре будет отрабатываться в условиях природной среды за территорией образовательной организации фонд оплаты труда должен предусматривать оплату шести часов работы одному педагогу и четырех часов (на выезде в условиях природной среды) – другому педагогу, которого условно, по аналогии с «походом выходного дня» можно называть «педагогом выходного дня». Такую оплату можно посчитать необычной, но так только кажется. Например, если ребенок учится петь, оплачивается труд и педагога, и концертмейстера, а в момент нахождения ребенка в школе оплачивается каждый час работы не только учителю, но и охраннику, медсестре, повару школьной столовой и так далее. Оплата работы «педагога выходного дня» допустима теоретически и практически.
Отправляя группу в многодневный поход, администрация направляющей организации возлагает на руководителей групп круглосуточную ответственность за жизнь и здоровье детей. И эту ответственность нужно как-то оплачивать. 24 часа в сутки на двоих – по 12 часов на каждого. Восемь часов составляет отражаемая в табеле нормальная продолжительность рабочего дня, оплата за ответственность в остальное время может осуществляться компенсационными или стимулирующими выплатами. Перечень, размер и порядок осуществления выплат устанавливается коллективным договором и (или) положениями о компенсационных и стимулирующих выплатах, согласованных с советами трудовых коллективов и утвержденных руководителями образовательных организаций. Средства на выплаты могут изыскиваться в надтарифном фонде организации или привлекаться со стороны.
Существует практика, в соответствии с которой в течение основного времени реализации программы с группой работает один педагог, а второй педагог (заместитель руководителя группы) привлекается только на время проведения многодневного путешествия в каникулярный период. Эту практику нельзя считать оптимальной. Привлекаемый руководитель может не суметь сработаться с основным руководителем группы. Может не найти контакта с детьми. Наличие постоянного «педагога выходного дня» на группе позволяет повысить безопасность многодневных мероприятий. Руководитель учреждения видит работу этого педагога в течение всего года и доверяет ему. Оба руководителя, и первый и второй срабатываются между собой, имеют единые требования, хорошо понимают друг друга, изучают особенности характера друг друга. Второй педагог, так же, как и первый, имеет время познакомиться с детьми, понять особенности их характеров, поведения в тех или иных ситуациях. Дети также знакомятся с педагогом, он становится близким им человеком. Это повышает управляемость группы, а значит и безопасность похода.
Наличие «педагога выходного дня», количество походов и экспедиций и другие особенности реализации образовательных программ в активных формах туристско-краеведческой деятельности можно предусмотреть в технологическом регламенте оказания государственной услуги в сфере дополнительного образования «Реализация дополнительных общеразвивающих программ (туристско-краеведческой направленности)». В кратком изложении это выглядит так:
Из Приложения 5 и 6 к Распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 3986-р от 25.12.2017 «Отраслевой технологический регламент оказания государственной услуги в сфере образования «Реализация дополнительных общеразвивающих программ (туристско-краеведческой направленности»)»
1 год обучения
4 – 6 часов в неделю
15 человек – минимальная наполняемость группы
Полевой спортивный сбор – 1 шт. – в течение года – 3-5 дней (8 часов в день)
Поход – 1 шт. – лето – 5-8 дней (8 часов в день)

2 год обучения
6 – 8 часов в неделю
12 человек – минимальная наполняемость группы
Полевой спортивный сбор – 1 шт. – в течение года – 3-8 дней (8 часов в день)
Поход – 1 шт. – лето – 7-11 дней (8 часов в день)

3 год обучения и более
9 – 12 часов в неделю
10 человек – минимальная наполняемость группы
Полевой спортивный сбор – 1 шт. – в течение года – 3-9 дней (8 часов в день)
Поход – 1 шт. – период: сентябрь-май – 8-15 дней (8 часов в день)
Поход – 1 шт. – лето – 8-20 дней (8 часов в день)

В соответствии с описанной А.А. Остапцом-Свешниковым образовательной технологией туристско-краеведческой деятельности всякий юный турист мог совершать до пяти многодневных путешествий за один год. Оздоровления не бывает слишком много, как и образования, если оно получается в оздоровительных или, как минимум, здоровьесберегающих формах. Активные формы туристско-краеведческой деятельности относятся к числу таких форм. Правда, на пять путешествий в году не хватит ни 6 часов еженедельной нагрузки, ни девяти, ни даже двенадцати. Шесть и девять часов в неделю гарантируют ребенку минимум-миниморум. На что-то большее необходимо изыскивать (привлекать) средства. Их можно получать с родителей, получать в виде государственной субсидии в рамках оздоровительных кампаний детей, можно привлекать муниципальные средства и средства спонсоров (физических лиц, не являющихся родителями детей, юридических лиц – коммерческих или благотворительных организаций). Понятно, что порядок освоения средств не зависит от их источника и остается одинаковым во всех случаях привлечения средств. Пример порядка планирования и освоения средств субсидии и привлеченных средств, а также порядок планирования многодневных мероприятий, проводимых в условиях природной среды в рамках оздоровительной кампании детей и молодежи Санкт-Петербурга, представляется Инструктивно-методическим письмом «Организация и финансирование нестационарного отдыха детей и молодежи Санкт-Петербурга в периоды оздоровительной кампании».

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829