Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вклад в будущее»
Клиженко А. С.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Предполагаемая площадка для реализации: ДООЛ «Заря»
Целевая аудитория: дети и подростки школьного возраста.
Актуальность и новизна: авторы программы видят ее актуальность в воспитании морально-нравственных качеств у детей младшего возраста и помощи в формировании личностных ориентиров для подростков. Программа призвана помочь проанализировать возможные варианты личностного развития и выбрать подходящий для каждого обучающегося.
Для младшего возраста планируется проводить мероприятия по развитию коммуникативных навыков, формировать представления о ценностных установках и ориентирах через творческую деятельность и социальное взаимодействие.
Мероприятия для среднего и старшего возраста спроектированы на основе кейс-технологии, позволяющей каждому ребенку ежедневно совершать выбор и строить свой жизненный путь в рамках смены на основе его. Новизна программы заключается в комбинации использования кейс-технологий совместно с технологиями форсайт, ориентированные на определение возможных вариантов будущего, а также выбор наиболее предпочтительных из них.
Цель программы — в связи с тем, что в программе предусмотрено разделение её участников по возрастным группам (обучающиеся старшего и среднего возраста и обучающиеся младшего возраста), программа разделена на две подпрограммы.
Для обучающихся старшего и среднего возраста:
Содействие личностному самоопределению обучающихся через использование технологий форсайт и кейс-технологий.
Для обучающихся младшего возраста:
Совершенствование ценностных установок и духовно-нравственное обогащение обучающихся через исследовательскую деятельность и социальное взаимодействие.
Ожидаемые результаты программы:
Для обучающихся старшего и среднего возраста:
Знать:
- Основные этапы жизненного пути, основные жизненные проблемы каждого этапа
- Этапы жизненного пути, варианты развития личностного потенциала
- Основы планирования и анализа
Уметь:
- Представлять себя на различных этапах жизненного пути
- Проводить анализ и планировать собственную деятельность
Владеть
- Навыками целеполагания, анализа собственной деятельности, а также умением брать ответственность за свои решения
Для обучающихся младшего возраста:
Знать:
- Какими бывают ценностные установки и ориентиры
- Основные этапы проектирования и презентации
Уметь:
- Работать в команде как со сверстниками, так и с более старшими ребятами
- Формулировать свои ценностные установки и ориентиры
Владеть:
- Коммуникативными навыками взаимодействия как со сверстниками, так и с более старшими ребятами
Механизмы реализации:
Программа для обучающихся старшей и средней возрастных групп построена на проектировании жизненного пути через организацию тематических дней (например, день выпуска из школы, день трудоустройства, день семьи и др.). Участники программы смогут пройти путешествие длинною в жизнь благодаря мероприятиям, описанным в программе.
Завершается смена ярмаркой достижений, в рамках которой обучающиеся смогут продемонстрировать свой спроектированный и прожитый в рамках смены жизненный путь.
Для младшей возрастной группы программа делится на 3 этапа: вводный этап (первые 3 дня смены), который они проживают совместно с другой возрастной группой; затем этап поиска и актуализации знаний о жизненных ценностях (4-7 дни смены) и в завершении этап исследования жизненных ориентиров (с 8 по 13 дни смены). Основная задача обучающихся младшего возраста: провести исследования, выбрать определенные качества, ориентиры и т.д. и презентовать их в своей и в старшей возрастной группе с целью акцентирования внимания на важности выбранного элемента.
Данная программа размещена в Педагогическом вестнике «Балтийский берег» № 2-2021 г., с. 213.