Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Девятый элемент»
Рехина М. А.,
руководитель программы
Детского Оздоровительного Лагеря «Горизонт»
Направленность программы: Социально-гуманитарная
Предполагаемая площадка для реализации: ДОЛ «Горизонт»
Целевая аудитория:
Программа предназначена для обучающихся школьного возраста различных социальных слоев Санкт-Петербурга
Актуальность и новизна:
Авторы программы, указывая на важность процесса взаимодействия индивидов в общественной жизни и социальных процессах, отмечают малое число возможностей детей общаться друг с другом без каких-либо «рамок» (школы, программ, занятий) и контроля со стороны взрослых и делают вывод об ограниченности опыта их социального взаимодействия.
Программа «Девятый элемент» призвана поэтапно ввести ребёнка в социум и показать разнообразие форм общения с окружающими людьми.
В качестве нового для себя опыта авторы программы указывают отказ от привычной системы конкуренции между отрядами (борьба за звание лучшего отряда, призовые места и т.д.) и организацию коллективно-творческих дел, соревнований, игр и т.д. таким образом, чтобы участники программы старались не «победить других», а объединиться для реализации общей цели
Цель программы — развитие у детей опыта социального взаимодействия посредством игровой деятельности.
Ожидаемые результаты программы:
Обучающийся должен знать:
- Различные приёмы эффективного общения.
- Как можно избежать конфликтных ситуаций.
- Разность между жалостью и сопереживанием.
- Основные навыки командной работы.
Обучающийся должен уметь:
- Обмениваться информацией с другими участниками группы.
- Отстаивать своё мнение без оскорблений других участников группы.
- С пониманием относится к чувствам других участников группы.
- Слышать и понимать собеседника.
- Анализировать свои действия и действия команды.
- Находить в себе «сильные» стороны для максимально эффективного результата при данном задании.
Обучающийся будет иметь опыт:
- Взаимодействия с другими участниками группы, посредством диалога, а, так же, социальной перцепции.
- Нахождения компромисса при решении конфликтной ситуации.
- Проявления эмпатии к окружающим.
- Проведения мозгового штурма.
- Построения отношений в команде для достижения наилучшего результата.
- Взаимодействия с различными социальными группами и проявления своих качества в них (лидерских, творческих и т.д.)
Этапы реализации:
В программе представлены этапы реализации программы непосредственно на смене и описаны входящие в них тематические мероприятия.
Механизмы реализации:
По легенде смены дети оказываются жителями выдуманной планеты, которую необходимо спасти, объединив вместе 9 элементов, спрятанных на её поверхности и в недрах. На протяжении смены ребята, собирая необходимые элементы, узнают различные особенности и тайные места планеты через систему мероприятий, описанных в программе. На финальном концерте закрытия смены они соединяют все элементы вместе и выяснят, что последним 9-м элементом являются они сами.
Ввиду отсутствия соревновательного компонента мотивации инструментом, позволяющим фиксировать личностные, метапредметные и предметные результаты, представлен рейтинг, по которому каждый ребенок сравнивает результаты исключительно с самим собой, а не с другими детьми.
Также детям предлагается проявить инициативу в Совете Старейшин – системе самоуправления на смене.
Данная программа размещена в Педагогическом вестнике «Балтийский берег» № 2-2021 г., с. 240.