Программа летнего отдыха с языковой программой в детских лагерях «Хаглар» с изучением английского языка «Земли Вардареса»
Германова А., начальник ДООЛ «Солнечный»
Завьялова К., руководитель смен
Соколова Е., соруководитель смен
Сухин А., руководитель смен
Направленность программы: социально-гуманитарная
Предполагаемая площадка для реализации: ДОЛ «Пионер», ДОЛ «Счастливый день»
Целевая аудитория: дети 7-17 лет
Актуальность и новизна: авторы программы видят необходимость в минимизации последствий дистанционного обучения и самоизоляции для детей и подростков. Программа «Земли Вардареса» ставит перед собой задачи ресоциализации — восстановления прерванных или укрепление социальных связей — путем создания психологической обстановки взаимопомощи, сотрудничества и развития командного духа на территории лагеря.
Актуальность программы авторы обуславливают и тем, что в процессе участия в мероприятиях обучающиеся смогут приобрести знания о природных зонах мира и использовать полученные географические знания для командного планирования в рамках игрового сюжета. В качестве аргумента актуальности они приводят статистику, говорящую о невысоком уровне географической грамотности населения.
Для создания образовательной среды. активного вовлечения и мотивирования участников Языковая программа «Хаглар» на протяжении многих лет разрабатывает сюжетные игры. Новизна программы заключается в использовании новых технологий для достижения актуальных целей.
Цель программы — ресоциализация детей и подростков в постковидный период через развитие навыков командной работы посредством игры — путешествия.
Ожидаемые результаты программы:
Обучающийся должен знать:
- Технологии, применяемые в выбранной серии мастер-классов,
- Перечень актуальных в будущем профессий
- Компоненты коммуникативных УУД
- Характеристики и особенности природных зон мира
Обучающийся должен уметь:
- Обосновать собственный выбор;
- Применять навык, которому обучился на мастер-классе;
- Идентифицировать профессии по перечню надпрофессиональных навыков
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь
- Обсуждать командные задачи и распределять обязанности
- Оценивать свой вклад в общий результат
- Идентифицировать природную зону по ландшафту, особенностям флоры и фауны
Обучающийся должен владеть опытом:
- Реализации своих умений и погружения в новую деятельность в зависимости от мастер-класса и профессии
- Совместной постановки задач и распределения функционала для достижения общего результата
- Участия в работе группы: распределения обязанности, планирования и выполнения своей части работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
- Создания прототипа компонентов природной зоны из подручных средств;
- Поиска информации о природных зонах мира.
Этапы реализации:
Реализация программы осуществляется в 5 этапов согласно классической периодизации смены:
- Подготовительный
- Организационный
- Основной
- Заключительный
- Аналитический
В программе приведена краткая характеристика каждого этапа: цели, формы, методы, технологии, основные мероприятия.
Механизмы реализации:
Программа состоит из трех блоков: воспитательного, развивающего и обучающего:
- Воспитательный блок включает в себя мероприятия, основанные на сюжете игры-путешествии и направленные на формирование навыков командного взаимодействия и коллективной ответственности за общий результат, развитие коммуникативных навыков, актуализацию знаний о природных зонах мира.
- Развивающий блок состоит из курсов по трем направлениям: ремесленное дело, основы военного дела, основы торгового дела.
- Поскольку Языковая программа «Хаглар» специализируется на обучении детей английскому, последний блок включает занятия иностранным языком с применением коммуникативного метода и метода проектного обучения.
В программе приведена характеристика каждого блока.
Авторами подробно изложена легенда игры-путешествия «Земли Вардареса», которая создана с использованием современного фэнтези-приема, основанного на сказочных мотивах и переносящего участника программы в выдуманное альтернативное пространство средневековья, а также описаны ключевые мероприятия, мотивационная система, система самоуправления, одновременно связанные с сюжетом смены и решающие задачи программы.
Данная программа размещена в Педагогическом вестнике «Балтийский берег» № 2-2021 г., с. 120.