Опыт работы спортивных судей на инклюзивных физкультурно-спортивных мероприятиях

Аверьянова В. Д.

студент 4 курса кафедры сурдопедагогики

 Института дефектологического образования

и реабилитации

 РГПУ им. А.И. Герцена

Невинная Н. А.

студент 4 курса кафедры сурдопедагогики

 Института дефектологического образования

и реабилитации

 РГПУ им. А.И. Герцена

Перфильева Д. И.

студент 4 курса кафедры сурдопедагогики

 Института дефектологического образования

и реабилитации

 РГПУ им. А.И. Герцена 

Инклюзивные физкультурно-спортивные мероприятия  —  это всегда интересный опыт не только для участников, являющихся целевой группой адаптации, но и для людей, стоящих за решением организационных вопросов и проведением спортивных мероприятий. В данной статье нами рассматривается опыт работы спортивных судей и волонтёров на мероприятиях по трейл-ориентированию.

Сама «философия» трейл-ориентирования – спорт равных возможностей: участники с любыми двигательными возможностями на трассе находятся в равных условиях. В трейл-ориентировании две основные дисциплины: «точное ориентирование» и «спринт».

Точное ориентирование – прохождение трассы за установленное контрольное время, по разрешённым для передвижения участников соревнований маршрутам с задачей по определению соответствия между флагами «контрольных пунктов», (далее КП), установленными на местности, и КП, изображёнными на карте. По трассе участники могут передвигаться с различным временем, не имеющем решающего значения, а ранжирование осуществляется через решение нескольких последовательных задач на станциях «тайм-КП» за минимально возможное время. Количество задач на «тайм-КП» – от двух до трёх. При нахождении на «тайм-КП» все участники размещаются на стуле или скамейки, с целью соблюдения равных возможностей с участниками, передвигающимися на креслах-колясках. В дисциплине «спринт» на трассе делают несколько «спринт-станций», организованных по принципу «тайм-КП» в дисциплине точное ориентирование. Время перемещения между «спринт-станциями» не учитывается. Судьи фиксируют ответы и время решения задач только непосредственно на самой «спринт-станции». Количество задач на «спринт-станции» — от пяти до шести. Количество «спринт-станций варьируется» от трёх до восьми в зависимости от уровня соревнований.

Эффективность использования трейл-ориентирования для проведения массовых мероприятий физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности для обучающихся с различными возможностями здоровья подтвердилось при проведении следующих мероприятий, в которых участвовали авторы данной статьи:

— Всероссийского фестиваля среди обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по ориентированию на местности (2021 г., 2022 г.)

— Bcepoccийских массовых соревнований по спортивному ориентированию «Российский азимут» в Санкт-Петербурге (2021 г., 2022 г.)

— Чемпионата и Первенства Федерации спортивного ориентирования России (2021 г., 2022 г.)

— Всероссийских соревнований по трейл-ориентированию «Балтийский берег» (2021 г., 2022 г.).

Спортивный судья – человек, который регулирует различные этапы мероприятия, процесс прохождения дистанции, организует процесс решения задач участником, соблюдение правил, предотвращает возможность прохода по закрытым районам, связывается со стартом и финишем для поиска решения по непредвиденным ситуациям и общей организацией соревновательного процесса и т.д.

Из собственного опыта, нами выделены следующие трудности участия в спортивном мероприятии в роли спортивных судей.

Большая часть трудных моментов связана со взаимодействием с участниками соревнований. Наиболее сложной задачей, на наш взгляд, является работа на «тайм-КП» и/или «спринт-станции», т.к. там необходимо организовывать взаимодействие со спортсменами различных нозологических групп (участники с поражением опорно-двигательного аппарата; нарушением слуха и речи; зрения; интеллектуальными нарушениями).   

Выделим проблему в фиксации ответов спортсменов на станциях (решений задач участниками). Фиксация ответов происходит письменно или с использованием специального приложения в смартфоне. Связано это с тем, что участники могут переоценивать громкость собственного голоса и внятность речи, от чего их ответы становятся трудноразличимы для судьи. Самое интересное, что такая проблема может возникнуть с теми участниками, которые не имеют видимых причин для невнятного произнесения букв. Однако, так же часто участники, понимающие, что их речь может быть не ясна судье, следят за своей речью или используют альтернативные способы коммуникации (взаимодействия/общения) специально размещённые буквенные обозначения на картах с заданиями или используют дактильную азбуку (образец карты с заданиями для «тайм-КП» или «спринт-станции» – Приложение 1).

 Из этого следует, что со стороны спортивного судьи важно не только внимательно слушать ответы, но и следить за движениями участника, фиксировать ответ. 

Приложение 1

Также в раздел трудностей при записи ответов участников можно отнести ситуации, когда спортсмен вслух рассуждает о задаче, после чего переходит к следующей. В данном случае судье непонятно, какой ответ был выбран. Выходом из приведенной ситуации является включение в инструкцию перед началом решения задач фразы о том, что ответы необходимо называть громко и чётко. Лиц, для которых эта невозможно, необходимо попросить чётко показать ответ на карточке или дактилемой. Важно, что судьёй в качестве ответа на задачу принимается первый данный спортсменом ответ. 

Также нами выделено в качестве трудности взаимодействие с опытными спортсменами, начинающими «хитрить». К числу действий, которые можно видеть с их стороны, относятся: специально более длительное усаживание на место; вопросы, на которые судьи отвечать не могут по правилам соревнований; переворачивание карт с заданиями в обратную сторону, что делать запрещено; попытки изменить уже названный ответ.

Такое поведение судьей пресекается, но в вежливой форме: повторная просьба присесть на своё место, отказ от ответов на неуместное вопросы, игнорирование попыток изменить свой ответ.

В качестве ещё одной проблемы на дистанции нами выделены непредвиденные погодные условия. Конечно, необходимо заранее узнавать прогноз погоды. В соответствии с ним для дождливой погоды необходимо иметь при себе зонт (при отсутствии навеса), дождевик, непромокаемую папку для документации, запасные ручки. Карты с заданиями должны быть герметизированы.

Таким образом, судье, на наш взгляд, необходимо:

  • четко и полно произносить инструкцию спортсмену;
  • в зависимости от нозологической группы участника соревнований применять альтернативные способы коммуникации, предлагать помощь в переворачивании карточек с заданиями;
  • чётко знать свои компетенции;
  • быть вежливым в решении любых вопросов и конфликтов;
  • следить за погодными проявлениями перед началом соревнований и заранее быть к ним готовым.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЙСТВИЮ СУДЬИ НА «Тайм-КП» и «Спринт-станции»:

  1. Встретить участника соревнований, поздороваться, пригласить присесть на место
  2. Взять у участника бланк карточки (карточку носит по трассе спортсмен самостоятельно), в который будут фиксироваться ответы спортсмена
  3. Выдать карты с заданиями, спросить о необходимости помочь в переворачивании карт
  4. Четко и громко произнести инструкцию: «На этой станции N заданий, N флагов. Все флаги видно? Контрольное время — N секунд. За 20 секунд до окончания времени мы вас предупредим. Пожалуйста, на ответы указывайте чётко. Готовы? Старт!» (при команде «старт» участник может начинать работать с картами)
  5. Включить секундомер
  6. Записать ответы участника на карточку
  7. Выключить секундомер сразу после последнего ответа участника
  8. Зафиксировать время выполнения заданий участником на карточке
  9. Перенести ответы участника на контрольную часть карточки
  10.  Отдать карточку участнику
  11. Указать направление движения к следующей станции. В случае если Ваша станция последняя, то судья разделяет карточку на две половины: судейскую и контрольную.  Выдаёт участнику контрольную часть карточки, а судейскую часть карточки, передаёт судьям финиша для проверки.

Список использованной литературы

1.       Бибич А. В., Волков А. М. Трейл-ориентирование: равные возможности для обучающихся с различными двигательными возможностями/А.В. Бибич, А.М. Волков. – Текст: электронный// Педагогический вестник «Балтийский берег: электронный журнал. — URL: http://www.baltvest.spb.ru/2021/04/08/ — Дата публикации 08 апреля 2021.

2.. Ари Уотила и Анна Штраубе, январь 2021 года [Электронный ресурс] URL: https://www.trailo.fi/ohjeet/lasten-ja-nuortentarkkuussuunni/ — «Соревнование по чтению карт».

3.     International Specification for Control Descriptions – 2018. IOF RULES COMMISSION: David Rosen (chairman), Barry McCrae, Felix BüchiEditor: Barry Elkington. – Текст: электронный//The International Orienteering Federation official website. – 2018. — URL: https://orienteering.sport/iof/rules/control-descriptions/ (дата обращения 04.10.2022).

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031