От идеи — к её воплощению. Об опыте организации проектной деятельности юных туристов

Ананьева М. С.

заведующая сектором,

руководитель Музея истории детско-юношеского

и молодежного туризма России,

Городская станция юных туристов

ГБОУ «Балтийский берег»

Изменения экономической, политической и социальной обстановки влекут за собой изменения государственной политики в сфере образования. Но, какие бы потрясения не испытывало наше общество – от социальных до экономических революций — туристско-краеведческая работа с подростками, вобравшая в себя практически все существующие методологические подходы педагогической науки, успешно существует на протяжении более чем ста лет.

Приоритеты современного образования отражены в разработанных Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования. Главным результатом образования сегодня являются не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Основная идея системно-деятельностного подхода – основы Федеральных государственных образовательных стандартов — состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и его  развитие осуществляется не тогда, когда ребенок (в нашем случае — подросток) воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Этот принцип хорошо знаком педагогам — организаторам туристско-краеведческой деятельности обучающихся. Но коль скоро работа по развитию юных путешественников в процессе осуществления ими совместной сложноорганизованной (туристско-краеведческой) деятельности уже ведется, ее результаты могут иметь многие приложения (варианты использования). 

Большинство педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности работают на базах школ, но учителя-предметники и администрация школы не всегда полностью понимают смысл и значимость этой работы. Слишком часто походы учащихся рассматриваются школой только в качестве формы организованного, и при этом все равно не безопасного детского отдыха, то есть досуга. Показ образовательных результатов туристско-краеведческой деятельности в форме результатов организуемой школами проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствует установлению понимания и интенсифицирует взаимодействие педагогов-туристов с остальными педагогами школы.

Поход или экспедиция, представленный в цикле туристско-краеведческой деятельности, можно рассматривать в виде разработанного и осуществленного проекта, но проекта группового, командного, в ходе реализации которого участники путешествия (экспедиции или похода) разрабатывали и реализовывали свои проекты, тесно связанные с проектами других участников путешествия, но, все-таки, личные. В рамках личных проектов они могли выполнять исследования и наблюдения, как связанные с движением по маршруту (например, ведение хронометража и исследование тактики движения по маршруту, измерения параметров и изучение факторов, влияющих на физическое состояние участников путешествия и т.д.), так и связанные с находящимися на маршруте краеведческими объектами, с формами рельефа, животным и растительным миром, встречающимися на пути их следования.

Проблема заключалась только в том, что такие проекты практически не представлялись в форме проектов, и потому оставались незамеченными в школах, в которых обучались юные путешественники.

В конце 2021 года Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге (Городская станция юных туристов ГБОУ «Балтийский берег») приступил к организации первого городского конкурса проектных и учебно-исследовательских работ обучающихся Санкт-Петербурга «Грани детско-юношеского и молодежного туризма». Основная задача, стоящая перед организаторами, заключалась в том, чтобы результат проектной работы юных туристов, кроме значения для их личностного развития, был бы востребован где-то еще, кроме многоэтапного Всероссийского конкурса походов и экспедиций обучающихся.  В идеале – задачи для проектов должны были давать организации, заинтересованные в решении каких-то своих проблем, но не обладающие кадровыми или временными ресурсами. Например: определение численности перелетных птиц через особо охраняемые природные территории Ленинградской области;  разработка игры для младших школьников по экспозиции Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России; описание маршрутов походов выходного дня для размещения на сайте регионального центра детско-юношеского туризма и т.д.  Идея сама по себе была не нова: по заданиям научных организаций проводились и проводятся почти все естественнонаучные экспедиции школьников. Но объектами и проблемами исследований в рамках проводимого Конкурса могли быть  объекты и проблемы, имеющие отношения не только к маршрутам походов и экспедиций, но и ко всему, с чем сталкиваются или могут столкнуться члены туристско-краеведческих объединений, обучающихся в процессе занятий туризмом в течение года. 

Не как данность, а как толчок для начала работы фантазии участникам конкурса были предложены следующие возможные темы проектных работ:

Социальный проект:

  • «Волонтерское движение в помощь заказникам и особо охраняемым территориям Ленинградской области»
  • «Маршруты выходного дня для детей с особыми возможностями здоровья»
  • «Маршруты выходного дня для младших школьников»
  • «Маршруты выходного дня для старших школьников»
  • «Маршруты выходного дня для внуков и бабушек/дедушек»

Информационный проект:

  • Электронный журнал «Юный турист-петербуржец»
  • «Доступно о безопасности в походе»
  • «Экологическая грамотность для младших школьников»
  • «Многодневные водные маршруты»
  • «Многодневные горные маршруты»
  • «Многодневные лыжные маршруты»
  • «Многодневные пешие маршруты»
  • «Многодневные вело-маршруты»

Творческий проект:

  • Создание настольных игр для младших школьников (по безопасности в походе, по оказанию первой помощи, по выбору снаряжения для похода и т. п.)
  • Создание видеофильма/презентации по истории детско-юношеского туризма (истории своего туристского коллектива, истории туристской семьи и т. п.)
  • Создание видеоклипов для Тик-Тока, посвященных теме детско-юношеского туризма

Инженерный проект:

  • Создание моделей туристского снаряжения
  • Система маркировки туристских маршрутов, экологических и культурно-исторических троп.

    На Конкурс  была подана  21 работа. Представляем, по мнению членов жюри,  наиболее яркие  проекты, разработанные и реализованные членами туристско-краеведческих объединений обучающихся Санкт-Петербурга.

Можно ли заниматься проектной деятельностью в начальной школе? Ответ на этот вопрос дала нам защита коллективного проекта четвероклассников 116 гимназии Приморского района — членов туристско-краеведческого клубного объединения «Шторм» (ГорСЮТур ГБОУ «Балтийский берег») под руководством Асосковой Александры Евгеньевны. Ребятами был создан «Журнал юных путешественников «Приключения муми-троллей». На защите ребята рассказали, что самым сложным было разборчиво переписывать тексты своих воспоминаний. Заставки, текст, рисунки –  ребята выполняли самостоятельно.

Творческие проекты «Игра – путешествие по маршруту» были представлены командами туристского клуба «Восьмерка» Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32», Гимназия №171 Центрального района Санкт-Петербурга и Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга, туристский клуб «СКИФ». В чем-то эти проекты оказались похожи – и те, и другие проводились на маршрутах по любимым петербуржцами местам Карельского перешейка – Линдуловской роще и Токсовским высотам. Отличие заключается в выполнении заданий. Проект Василисы Федоровой «Секреты Линдуловской рощи» (руководители Федоров Владимир Святославович, Мельникова Елена Константиновна, Толвай Наталья Гелиевна) содержит задания, связанные с туризмом, краеведением, военной тематикой, экологией и биологией. Игра прошла апробацию среди воспитанников туристского клуба «Восьмерка» и учащихся 6-7 классов 171 гимназии. Информацию о проекте (задания, маршрут, документация) можно посмотреть в группе ЮИТ (Юные Инструкторы Туризма) в ВК: https://vk.com/club203400168

Коллективный проект «Маршрут выходного дня для младших школьников. Квест-игра «Еловые холмы»» Устиновой Ольги, Кудряшова Кирилла, Кудряшова Яна, Янсен Владимира, Годына Андрея (руководители Подлевских Александра Никитична, Гусаков Сергей Владимирович, наставник Викентьева Екатерина) включает загадки, ребусы, кроссворды, решаемые участниками игры в процессе движения по экологической тропе памятника природы «Токсовские высоты». Маршрут рассчитан на младший школьный возраст и обкатан на обучающихся туристского клуба «Скиф». Описание, организацию и сопроводительные материалы можно скачать по QR-коду:

Проекты, так или иначе связанными с маршрутами, были представлены членами еще нескольких туристско-краеведческих объединений, в том числе клубным:

— «По следам былой войны (финская линия VT)» Иголкиной Александры, клуб «Восьмерка», ДДТ «Фонтанка-32» (руководители Федоров Владимир Святославович, Мельникова Елена Константиновна);

— «По дорогам советско-финляндской войны» Веркеевой Вероники, Игошиной Марии, ГБОУ СОШ № 625 и 528 Невского района Санкт-Петербурга/ГорСЮТур ГБОУ «Балтийский берег» (руководители  Манаева Гульнара Мифтаховна, Михайлова Светлана Владимировна);

— «Героическое прошлое малой Родины: Ленинград и Дорога Жизни» Титова Александра,  Абдуллаева Жасурбек Мансурбук-угли, ГБОУ СОШ №210 Центрального района Санкт-Петербурга (руководители  Буракова Самира Абдаллаевна,   Бураков Александр Викторович).

Как видно из названий проектов, они описывают маршруты, связанные с историческими местами боев советско-финской и Великой отечественной войн на территории Ленинградской области. На очной защите проектов онлайн присутствовали представители образовательных учреждений, что позволило засчитать работу, выполненную ребятами, как проектную работу с оценкой в аттестате.

Попытка разработки виртуальных экскурсий была предпринята проектными командами КЭТ-клуба «Черный дракон» ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга, руководители Мельников Дмитрий Александрович, Сизова Надежда Евгеньевна:

— «Секреты Елагина острова (виртуальная экскурсия-викторина)», Губайдуллин Денис, Раицкий Егор;

— «Виртуальная экскурсия-викторина по Комаровскому берегу», Ершов Роман, Матченко Даниил, Кайдалов Сергей.

Одними из заказанных и успешно осуществленных проектов стали проекты игр на базе экспозиции Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России, разработанных проектными командами клуба «Скиф» ДДТ Приморского района Санкт-Петербурга, руководители Подлевских Александра Никитична, Гусаков Сергей Владимирович:

— «Игра-квиз для младших школьников по истории детско-юношеского туризма «Куда показывает компас?»», Рукосуев Игорь, Гурин Артем, Гурин Максим, Бирюков Артем. Наставник — Терешонок Иван;

— «Настольная игра для младших школьников «Я знаю короткую дорогу»», Храмова Ольга, Дорошкова Ярослава, Балакин Лев, Тирский Артем, Гусаков Никита.

За сложные проекты взялись старшие школьники, и проекты получились многоэтапными:

— Создание сайта «Как пойти в поход по Ладожскому озеру»,  авторы Либенсон Марк, Гумеров Давид, Сумарокова Таисия (ДДТ «Фонтанка-32», руководитель Федоров Владимир Святославович)

— Видеофильм-ретроспектива «История педагогических систем в туризма Санкт-Петербурга», авторы Крыжная Анастасия, Шишкина Элина, Рожевский Олег (руководитель Подлевских Александра Никитична).

Информацию можно посмотреть в группе ЮИТ в ВК: https://youtu.be/raEAxwsVvIA

Одним из интереснейших проектов был проект, представленный Плахотиным Ильей «Сахарные туристы»: туризм для детей с ограничениями здоровья на примере сахарного диабета 1 типа» (ДДЮТ Выборгского района, руководители Мельников Дмитрий Александрович,  Сизова Надежда Евгеньева), рассказывающий о необходимости самоорганизации туристов, подверженных такому  недугу:  https://disk.yandex.ru/i/CJTXXpdn3M1tqQ

Многие проекты КЭТ Клуба «Черный дракон» принимали участие в первом этапе «Замысел» Всероссийского фестиваля туристско-краеведческих объединений «Краефест». Три проекта туристского клуба «Восьмерка» вышли в призы дистанционного этапа Фестиваля.

Необходимость выстраивать пирамиду достижений привело к поиску выходов на Российский уровень. Смотрели Положения разных конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ — а их великое множество. Но организатор конкурса «Грани туризма» работает в системе детско-юношеского туризма, поэтому в первую очередь мы рассматривали программы, предлагаемые специалистами Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО ФЦДО.

Своим креативным подходом, разнообразием вариантов нам очень импонировал Всероссийский фестиваль краеведческих объединений «Краефест». Многообразие форм приводило в некоторое замешательство, но уже в этом году нам удалось выстроить пирамиду достижений учащихся туристско-краеведческих объединений в конкурсах от муниципального до Всероссийского уровня. Примером тому могут служить три победы проектов туристского клуба «Восьмерка» ДДТ «Фонтанка-32» Центрального района СПб, руководители Федоров Владимир Святославович и Мельникова Елена Константиновна.

Организацией работы обучающихся клубного объединения «Восьмерка» в форме проектной деятельности были заинтересованы педагоги клуба. Конкурс «Грани туризма» позволил их проектам выйти на региональный уровень. Попытка принять участие осенью 2022 года в дистанционном формате Всероссийского фестиваля «Краефест» также увенчалась успехом – все три работы стали призерами и финалистами. Опыт получился удачным, стоит продолжать двигаться в заданном направлении.

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031