Интеграция цифровых ресурсов в образовательный процесс по направлению «Основы первой помощи»

Альхова С. В.

преподаватель-организатор ОБЖ,
учитель ОБЖ ГБОУ гимназия № 405
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В статье представлен педагогический̆ опыт работы в области цифровых образовательных ресурсов и использования дистанционных технологий по модулю «Основы первой помощи». Описываются дидактические возможности платформы GOOGLE CLASSROOM и приложений LearningApps и Quizizz, условия регистрации, а также приводятся примеры упражнений, которые могут быть использованы в качестве дополнения к традиционному основному и дополнительному образованию.

Особую роль использование цифровых ресурсов может сыграть в оптимизации процесса преподавания, так как обладает широкими возможностями не только при осуществлении контроля и администрировании учебного процесса, но и организации индивидуальной и групповой работы учащихся. Автор статьи отмечает, что роль педагога по-прежнему остается первостепенной.             

Ключевые слова: интернет-ресурсы, интерактивное обучение, первая помощь, Google Classroom, тренировочные упражнения, интерактивные задания, электронный образовательный̆ ресурс LearningApps, Quizizz, образовательная платформа.  

Интеграция традиционных методов обучения и современных информационных технологий позволяют сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным, строго дифференцированным и интерактивным. Одним из эффективных средств обучения модулю «Основы первой помощи» является применение цифровых образовательных ресурсов, которых на сегодняшний день достаточно много. 

Практика и опыт проведения дистанционных занятий позволили выявить наиболее действенные цифровые ресурсы. Данные ресурсы можно использовать в 8-11 классах, в любых условиях и обстоятельствах. Рассмотрим эти ресурсы.

Одной из бесплатных платформ для организации эффективного процесса обучения является Google Classroom. Данный̆ веб-сервис разработан компанией̆ Google для общеобразовательных заведений, целью которого является систематизация, создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом. Он имеет много возможностей и достаточно доступный интерфейс:

  1. учитель может регистрировать класс/группу отдельно и разработать для каждого свою траекторию обучения. Но вместе с этим есть возможность прикреплять задания или материалы сразу к выбранным классам, а не публиковать индивидуально;
  2. позволяет делиться с учениками необходимым учебным материалом и размещать задания. Это могут быть текстовые задания или различные видеоматериалы. Все вопросы и теоретические материалы можно разделять отдельно по темам;
  3. есть возможность оценивать задания учащихся и следить за их успеваемостью. Учитель может обозначить сроки сдачи работы, контролировать степень усвоения темы, после выставления оценок – возвращать работу с прикрепленными к ней̆ комментариями или дополнительными заданиями;
  4. учитель может обращаться к классу, общаться в комментариях к выполненным работам и теоретическим материалам или создать отдельно чат, где обучающиеся могут задать вопросы.

Данный веб-сервис объединяет в себе Google диск для создания и хранения данных, документы Google, Gmail для общения и Google календарь для составления расписания и определения сроков выполнения заданий. [10]

Что немаловажно, образовательная платформа Google Classroom имеет мобильную версию, поэтому обучающиеся могут обучаться и со своих смартфонов, необходим только доступ к Интернету. Не все учащиеся владеют компьютерами или планшетами, а использование телефонов позволяет пользователям делать фотографии и прикреплять их к заданиям, обмениваться файлами из других приложений и получать доступ к информации в любом месте.

Сервис Google Classroom позволяет понятно и удобно организовать дистанционное обучение, а также упрощает систематизацию материалов и проверку домашнего задания, назначенного и выполненного в Google-классе. В качестве выполненного задания также можно прикрепить тест или опрос, созданный в Google-форме или в других специальных веб-сервисах. При закреплении знаний можно использовать дополнительные ресурсы, такие как Quizziz и LearningApps, ссылка на которые встраивается в ленту класса (курса).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ QUIZZIZ

Программа Quizziz ориентирована на обучение посредством викторины, при котором пользователь самостоятельно отвечает на вопросы, соревнуясь с другими участниками образовательного процесса.

Обучающиеся и учителя могут использовать Quizizz на любом электронном устройстве, имеющем доступ к Интернету. Викторину можно реализовывать как инструмент проверки знаний, который показывает, как учащиеся усвоили материал, на уроке, либо в качестве домашнего задания.

Зарегистрироваться на сайте данной программы преподавателям не составит труда, так как на них возможно совершить авторизацию при помощи Google-аккаунта. Учащимся необходимости регистрироваться нет. Чтобы провести викторину во время занятия, необходимо войти в режим демонстрации экрана, зайти на сайт quizizz.com и начать заранее созданную игру, выбрав вариант «начать живую викторину». Чтобы подключиться к игре, обучающимся необходимо со своих телефонов или планшетов аналогично зайти на сайт, ввести предложенный PIN игры и свои имена. Перед началом игры очень важно обговорить   с детьми, что необходимо использовать собственные имена и фамилии или ники, позволяющие идентифицировать личности обучающихся после игры.

Когда все подключатся, можно начать игру. Вопросы в случайном порядке ученики получают на свои устройства. На дисплее устройств учеников появляются не только символы ответов, но и полностью весь вопрос с изображением, которое при желании можно увеличить. Таким образом, игра приобретает индивидуальный̆ характер. После каждого вопроса на экран учащихся и учителя выводится рейтинг. По итогу игры определяются призовые места. В игре Quizizz можно вовсе не использовать проектор, достаточно просто озвучить код игры, который высвечивается на устройстве педагога. Такие условия не отвлекают учеников и помогают полностью сконцентрироваться на игре.

В Quizizz есть три режима викторины: индивидуальная, командная и тест (для более серьёзной проверки знаний). В зависимости от задач проведения такого интерактивного упражнения учитель выбирает подходящий режим. Крайне редко, но бывает, что у учащегося не находится телефон или доступ к Интернету, тогда подойдёт режим командной викторины, где учеников можно поделить на пары или в группы.

Данное приложение подойдёт для любой̆ возрастной̆ категории. Используя Quizizz можно провести игры и викторины, провести тест и домашнюю работу, отслеживать результаты каждого обучающегося, предоставить каждому обучающемуся автоматическую обратную связь [2].

Приложения носят соревновательный характер и позволяют не только сделать тему урока и задания интересными для обучающихся, но и оценить работу на уроке отдельного ученика.

Домашние задания так же можно задавать, используя данные приложений. Для этого необходимо нажать на кнопку «задать домашнее задание» и вставить эту ссылку в домашнюю работу или прикрепить её в Google Classroom. Результаты сформируются автоматически и можно посмотреть, кто и где именно допустил ошибку. Это можно использовать в качестве рефлексии и перед началом урока рассматривать вопросы, вызвавшие затруднения.

Преподаватели, использующие программу Quizizz, могут создавать свою библиотеку игр, куда они могут добавлять не только свои игры, но дублировать и редактировать игры других преподавателей, что является хорошей возможностью экономии времени.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРВИСА LEARNINGAPPS

LearningApps служит для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей̆. Данный сервис позволяет легко создавать электронные интерактивные упражнения, разнообразные тестовые задания, и обеспечивает свободный̆ обмен ими между педагогами.

LearningApps бесплатный̆ для использования и не требует сложной регистрации. К готовым заданиям имеют доступ и незарегистрированные пользователи. Во вкладке «Все       упражнения» можно использовать интерактивные задания, созданные пользователями ресурса. LearningApps предлагает большое разнообразие тренажёров, тестов, викторин, кроссвордов, онлайн-игр, например, в стиле «Кто хочет стать миллионером?» и упражнений:

  1. «Классификация» – учащиеся распределяют на соответствующие группы фрагменты текстов, виды травм и т.п.
  2. Упражнения на установление соответствия. Например, соотнести термин с определением, изображение ожога со степенью и соответвующей первой помощью и т. п.
  3. Упражнения и игры на заполнение пропусков недостающих слов, словосочетаний, текстовых элементов: упражнения «Угадай слово», кроссворды, филворды и т. п.
  4. Упражнения на восстановления правильной̆ последовательности. Данные задания особенно актуальны при изучении первой помощи.

В них можно участвовать как индивидуально, так и в парах, группах или коллективно. Выполнять упражнения можно с любого устройства.

На уроках ОБЖ, на других занятиях по обучению методам оказания первой помощи такие интерактивные упражнения можно использовать практически на любом этапе обучения, применять для введения и закрепления изученного материала, и для организации самостоятельной работы учащихся. Они могут быть обучающими, демонстративными, информационно-поисковыми, контролирующими, учебно-игровыми.

Кроме того, учащиеся могут также создавать упражнения самостоятельно. Методическое назначение создания упражнений – информационно-поисковое. Так, можно дать учащимся задание найти самостоятельно информацию об экологической безопасности и составить кроссворд по теме или составить вопросы для викторины.

Итак, использование интерактивных заданий при обучении создает на занятии обстановку, стимулирующую интерес, позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более наглядным и ярким.

Многообразие заданий позволяет сделать процесс обучения более интересным, эффективным и доступным.

Таким образом, сервис Google Classroom является хорошими подспорьем для педагога в целом. Но стоит отметить, что дистанционные технологии в образовании целесообразно использовать дозированно. Они не смогут заменить живого общения обучаемого с учителем.

Бесспорно, интернет-ресурсы позволяют организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, способствуют повышению мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развивают информационную компетенцию, позволяют сделать учебный процесс интерактивным, более мобильным, индивидуальным и дифференцированным. Уже сейчас становится ясной роль педагогов, которым необходимо разработать систему критериев для выбора качественных электронных ресурсов, которые можно использовать учащимся. В перспективе использования интернет-ресурсов в образовательном процессе планируется дополнение арсенала используемых методов новыми, и, при необходимости, адаптация и трансформация методов с ориентацией̆ на специфику подаваемого модуля.

Литература

  1. LearningApps.org [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/about.php (дата обращения: 21.09.2022).
  2. Google Classroom [Электронный ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 21.09.2022).
  3. Quizziz.com [Электронный ресурс]. URL: https://quizizz.com (дата обращения: 21.09.2022).
  4. Ефремова С. М. Использование электронного образовательного ресурса LearningApps на уроках иностранного языка // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного общества. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной   100-летию Белорусского государственного университета. Минск, 2022. С. 369-374.
  5. Лебеденко А. В., Чекалина Т. А. Методика взаимодействия участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения // Школа и производство. 2020. No 7. С. 57–64.
  6. Мосина М. А., Дворецкая М. А. Мобильное обучение в образовательном процессе: отечественный и зарубежный опыт // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. No 12. С. 171-177.
  7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/42-pall.html (дата обращения: 19.08.2022).
  8. Полат Е. С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm (дата обращения: 19.08.2022).
  9. Перунова Т. А. Использование сервиса Google Classroom для организации дистанционного обучения // Вопросы педагогики. 2020. №1-11. С. 196-199.
  10. Шлыкова О. В. Книжная культура в электронной образовательной среде и новые технологии обучения. М.: Высшая школа, 2017. 115 c.
  11. Чигиринова И. Н. Возможности приложений Kahoot и Quizizz в организации учебной деятельности в условиях смешанного обучения// Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2021. 2021. С. 6-9.
  12. Чиркова В. М. Интеграция мобильных приложений в электронную образовательную среду в процессе изучения иностранных языков // Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. №2 (35). С. 198-200.
  13. EduNeo. Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. https://www.eduneo.ru/
Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728