Проблемы программирования деятельности по отдыху и оздоровлению детей в стационарных лагерях.
Ю.М. Ожиганова
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Детских оздоровительных лагерях имеет ряд преимуществ перед другими формами организации отдыха. Во-первых, это организованный отдых, направленный на развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья, развитие духовных и физических сил. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогают детям развить коммуникативные качества, ознакомится с новыми видами деятельности. Все эти аспекты помогают ребенку раскрыть потенциал своей личности.
На сегодняшний день основной целью всех программ является организация качественного отдыха и оздоровления детей с учетом их возрастных и психологических 25 особенностей. В Санкт-Петербурге выстроена система отдыха и оздоровления школьников в дни каникул.
Разработана нормативно-правовая база, состоящая из:
1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года № 242 «О мерах и реализации Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2014 № 25 «О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на период с февраля 2014 по январь 2015 г.
Вместе с тем содержательная сторона деятельности ребенка в лагере практически не регламентирована, и, как правило, представляет собой набор разнообразных досуговых мероприятий в лучшем случае способствующий личностному росту и творческому развитию, в худшем просто занимающихся в свободное время. В последнее время, по рекомендациям Министерства образования и науки в ДООЛ разрабатываются программы, направленные на:
« развитие социальной активности детей, в том числе гражданско-патриотическое воспитание;
развитие духовно-нравственных ценностей ребенка (вовлечение детей в занятие дополнительным образованием);
воспитание у детей ценностей здорового образа жизни;
личное и профессиональное самоопределение детей и подростков;
формирование лидерских качеств и умение работать в команде.
Данные задачи определены в методических рекомендациях по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) от 26.10.2012 № 09-260.
Там же отмечено, что «программа деятельности организации отдыха и оздоровления детей является важнейшим стратегическим документом».
В 2014 году еще одним направлением, используемым при разработке программам, стало обеспечение преемственности ее с целями и задачами определенными федеральными государственными стандартами (ФГОС). Это обусловлено приоритетами государственной политики в сфере образования — интеграцией основного и дополнительного образования и ориентацией на самоопределение и социализацию детей и подростков через систему непрерывного образования. Анализ 23 образовательных программ ДООЛ, представленных на смотр-конкурс «Лучшая организация отдыха и оздоровления в стационарном ДООЛ», экспертом которого я являюсь, показал, что лишь треть программ соответствуют обозначенным выше требованиям.
ГБОУ «Балтийский берег» разработал и успешно реализует блочно-модульную программу, позволяющую моделировать воспитательную среду в ДООЛ и осуществлять образовательную деятельность по тематическим программам смен. Данная программа позволяет создать в ДООЛ воспитательную систему, гибко изменяемую в зависимости от контингента воспитанников и специфики направленности ДООЛ и тематики смены.
Согласно Барышникову Е.Н. «воспитательная система детского оздоровительно лагеря – это педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка, особая социально-природная, культурно- историческая среда временного коллектива детей и взрослых механизм организации пространства здорового образа жизни, физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых, открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир, живое общение с природой, приобретать новый жизненный опыт. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка, и сообщество сверстников и взрослых.
Разработка воспитательной программы в ДООЛ чаще всего сопряжена с нормативно- правовыми, организационными и кадровыми проблемами:
1) Нет нормативно-правовой базы по регламентации программ отдыха и оздоровления детей и подростков.
2) Низкий уровень информативности специалистов о передовом опыте по созданию программ, недостаточное количество методической литературы.
3) Временный педагогический коллектив, реализующий программу, высокий уровень сменяемости педагогических кадров.
4) Отсутствие специализированной подготовки у педагогов, работающих в ДООЛ, учитывающий такие особенности как временный детский коллектив и высоким уровнем групповой динамики, круглосуточность пребывания в коллективе, оторванность от первичной социальной среды.
Профильные смены, реализуемые во многих детских оздоровительных лагерях и загородных центрах, таких как ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок»», ЗЦДЮТ «Зеркальный», и, в том числе и в детских оздоровительно-образовательных лагерях ГБОУ «Балтийский берег» предполагают создание программы, ориентированной на определённый контингент. Результаты реализации программы приведены в табл. 1.
Табл. 1. Численные показатели деятельности по отдыху и оздоровлению детей и подростков
Критерий результативности деятельности | ДООЛ «Заря» | ДООЛ «Солнечный» | ДООЛ «Молодежное» | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Численность детей, отдохнувших во время ЛОК | 1287 | 1417 | 1470 | 1403 | 1624 | 1528 | 612 | 689 | 730 |
Количество коллективов, выехавших в ДООЛ за год | 62 | 60 | 63 | 59 | 62 | 64 | 18 | 18 | 26 |
Количество коллективов, выехавших в ДООЛ повторно | 50 | 49 | 58 | 51 | 42 | 46 | 18 | 17 | 26 |
Удовлетворенность отдыха (%) | 83 | 88 | 93 | 72 | 84 | 92 | 85 | 86 | 85 |
Уровень оздоровления (%) | 89 | 91 | 90 | 90 | 92 | 91 | 89 | 92 | 90 |
Количество реализованных тематических программ смен | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Адресат такой программы характеризуется не только возрастным составом участников, но и направленностью дополнительного образования или деятельностью конкретной группы подростков – будь то математики, экологи, участники игры «Зарница», или юные спортсмены.
Тематическая смена в лагере рассчитана на такую программу, которая погружает в тематику смены всех детей, приехавших в ДООЛ, независимо от возраста, программы и 27 направленности творческого или спортивного коллектива, с которым, подросток приехал в ДООЛ.
В связи с тем, что в каникулярный период в лагерях ГБОУ «Балтийский берег» приезжают разнообразные творческие и спортивные коллективы, с 2003 года реализуются программы тематических смен (21 тематическая смена в год).
На наш взгляд, более высокая, по сравнению с досуговыми программами эффективность, при реализации тематических образовательных программ обусловлена:
погружением ребёнка в образовательное пространство, которое создаётся на весь период смены;
углублённым знакомством с определённым видом творчества или спорта, через различные современные образовательные технологии;
совместной деятельностью участников программы, приводящей к конкретному результату;
взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитанников, вожатых, воспитателей, педагогов-организаторов, физкультурных руководителей, ПДО) в рамках тематики смены.
Вывод: Представленные данные подтверждают результативность деятельности ГБОУ «Балтийский берег» по отдыху и оздоровлению детей и подростков за последние три года.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года № 242 «О мерах и реализации Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2014 № 25 «О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на период с февраля 2014 по январь 2015г.»
3. Методические рекомендации Минобрнауки по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) от 26.10.2012 № 09-260.
4. Е.Н. Барышников Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях.