Проблемы программирования деятельности по отдыху и оздоровлению детей в стационарных лагерях.

                                                              Ю.М. Ожиганова

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Детских оздоровительных лагерях имеет ряд преимуществ перед другими формами организации отдыха. Во-первых, это организованный отдых, направленный на развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья, развитие духовных и физических сил. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогают детям развить коммуникативные качества, ознакомится с новыми видами деятельности. Все эти аспекты помогают ребенку раскрыть потенциал своей личности.


На сегодняшний день основной целью всех программ является организация качественного отдыха и оздоровления детей с учетом их возрастных и психологических 25 особенностей. В Санкт-Петербурге выстроена система отдыха и оздоровления школьников в дни каникул.
Разработана нормативно-правовая база, состоящая из:
1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года № 242 «О мерах и реализации Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2014 № 25 «О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на период с февраля 2014 по январь 2015 г.
Вместе с тем содержательная сторона деятельности ребенка в лагере практически не регламентирована, и, как правило, представляет собой набор разнообразных досуговых мероприятий в лучшем случае способствующий личностному росту и творческому развитию, в худшем просто занимающихся в свободное время. В последнее время, по рекомендациям Министерства образования и науки в ДООЛ разрабатываются программы, направленные на:
« развитие социальной активности детей, в том числе гражданско-патриотическое воспитание;
 развитие духовно-нравственных ценностей ребенка (вовлечение детей в занятие дополнительным образованием);
 воспитание у детей ценностей здорового образа жизни;
 личное и профессиональное самоопределение детей и подростков;
 формирование лидерских качеств и умение работать в команде.
Данные задачи определены в методических рекомендациях по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) от 26.10.2012 № 09-260.
Там же отмечено, что «программа деятельности организации отдыха и оздоровления детей является важнейшим стратегическим документом».
В 2014 году еще одним направлением, используемым при разработке программам, стало обеспечение преемственности ее с целями и задачами определенными федеральными государственными стандартами (ФГОС). Это обусловлено приоритетами государственной политики в сфере образования — интеграцией основного и дополнительного образования и ориентацией на самоопределение и социализацию детей и подростков через систему непрерывного образования. Анализ 23 образовательных программ ДООЛ, представленных на смотр-конкурс «Лучшая организация отдыха и оздоровления в стационарном ДООЛ», экспертом которого я являюсь, показал, что лишь треть программ соответствуют обозначенным выше требованиям.
ГБОУ «Балтийский берег» разработал и успешно реализует блочно-модульную программу, позволяющую моделировать воспитательную среду в ДООЛ и осуществлять образовательную деятельность по тематическим программам смен. Данная программа позволяет создать в ДООЛ воспитательную систему, гибко изменяемую в зависимости от контингента воспитанников и специфики направленности ДООЛ и тематики смены.
Согласно Барышникову Е.Н. «воспитательная система детского оздоровительно лагеря – это педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка, особая социально-природная, культурно- историческая среда временного коллектива детей и взрослых механизм организации пространства здорового образа жизни, физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых, открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир, живое общение с природой, приобретать новый жизненный опыт. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка, и сообщество сверстников и взрослых.
Разработка воспитательной программы в ДООЛ чаще всего сопряжена с нормативно- правовыми, организационными и кадровыми проблемами:
1) Нет нормативно-правовой базы по регламентации программ отдыха и оздоровления детей и подростков.
2) Низкий уровень информативности специалистов о передовом опыте по созданию программ, недостаточное количество методической литературы.
3) Временный педагогический коллектив, реализующий программу, высокий уровень сменяемости педагогических кадров.
4) Отсутствие специализированной подготовки у педагогов, работающих в ДООЛ, учитывающий такие особенности как временный детский коллектив и высоким уровнем групповой динамики, круглосуточность пребывания в коллективе, оторванность от первичной социальной среды.
Профильные смены, реализуемые во многих детских оздоровительных лагерях и загородных центрах, таких как ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок»», ЗЦДЮТ «Зеркальный», и, в том числе и в детских оздоровительно-образовательных лагерях ГБОУ «Балтийский берег» предполагают создание программы, ориентированной на определённый контингент. Результаты реализации программы приведены в табл. 1.

Табл. 1. Численные показатели деятельности по отдыху и оздоровлению детей и подростков

Критерий результативности деятельности ДООЛ «Заря» ДООЛ «Солнечный»  ДООЛ «Молодежное»
2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016
Численность детей, отдохнувших во время ЛОК 1287 1417 1470 1403 1624 1528 612 689 730
Количество коллективов, выехавших в ДООЛ за год 62 60 63 59 62 64 18 18 26
Количество коллективов, выехавших в ДООЛ повторно 50 49 58 51 42 46 18 17 26
Удовлетворенность отдыха (%) 83 88 93 72 84 92 85 86 85
Уровень оздоровления (%) 89 91 90 90 92 91 89 92 90
Количество реализованных тематических программ смен 7 7 7 7 7 7 7 7 7

Адресат такой программы характеризуется не только возрастным составом участников, но и направленностью дополнительного образования или деятельностью конкретной группы подростков – будь то математики, экологи, участники игры «Зарница», или юные спортсмены.
Тематическая смена в лагере рассчитана на такую программу, которая погружает в тематику смены всех детей, приехавших в ДООЛ, независимо от возраста, программы и 27 направленности творческого или спортивного коллектива, с которым, подросток приехал в ДООЛ.
В связи с тем, что в каникулярный период в лагерях ГБОУ «Балтийский берег» приезжают разнообразные творческие и спортивные коллективы, с 2003 года реализуются программы тематических смен (21 тематическая смена в год).
На наш взгляд, более высокая, по сравнению с досуговыми программами эффективность, при реализации тематических образовательных программ обусловлена:
 погружением ребёнка в образовательное пространство, которое создаётся на весь период смены;
 углублённым знакомством с определённым видом творчества или спорта, через различные современные образовательные технологии;
 совместной деятельностью участников программы, приводящей к конкретному результату;
 взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитанников, вожатых, воспитателей, педагогов-организаторов, физкультурных руководителей, ПДО) в рамках тематики смены.
Вывод: Представленные данные подтверждают результативность деятельности ГБОУ «Балтийский берег» по отдыху и оздоровлению детей и подростков за последние три года.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года № 242 «О мерах и реализации Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2014 № 25 «О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на период с февраля 2014 по январь 2015г.»
3. Методические рекомендации Минобрнауки по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) от 26.10.2012 № 09-260.
4. Е.Н. Барышников Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях.

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930