Дополнительное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как базис инклюзии.

А.М. Волков

Дополнительное образование является частью целостной системы общего образования. Оно призвано более полно использовать возможности школьного образования и способствовать углублению, расширению и конкретному применению школьных знаний. Взаимодействие школьного (базового) образования и дополнительного образования становится важным условием решения важнейших задач совершенствования образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


Инклюзивные образовательные технологии наиболее «безболезненным» образом могут внедряться в образовательную практику именно из системы дополнительного образования.
В образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительное образование чаще всего ограничивается рамками внеурочной деятельности в различных кружках и творческих объединениях, а на современном этапе, достаточно часто «растворяется» в большом количестве «внеурочных» часов.
Организация межинституционального взаимодействия, «сближение» специальной и массовой школы, привлечение специалистов из учреждений дополнительного образования – вот актуальные направления развития дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями.
Решение вопроса о создание инклюзивной образовательной среды невозможно директивным методом. Необходима большая подготовительная работа во всех направлениях, в том числе и через систему дополнительного образования. Актуализация путей дополнительного образования, нахождения вариантов взаимодействия с учреждениями дополнительного образования целиком зависит от активности администрации школы.
Изучение проблемы дополнительного образования показывает, что оно тесно переплетается с системой воспитательной работы в коррекционном образовательном учреждении и призвано решать большой спектр задач, одной из которых является социализация. Вместе с тем для обеспечения дополнительного образования необходим постоянный поиск новых форм его реализации. Воспитательно-образовательная работа не может стоять на месте, она изменяется с изменениями реалий общественного развития.
Оптимизация дополнительного образования требует изучения направлений работы во взаимосвязи с основными учебными предметами специальной школы (русский язык, математика, география, история, биология, физическая культура, физика, химия, трудовое обучение, ОБЖ и ряд других дисциплин), которые тесно связаны с общим и речевым развитием учащихся, познанием ими окружающего мира. Эти связи, на наш взгляд, могут активно укрепляться в процессе дополнительного образования учащихся, служить фактором совершенствования общеобразовательной подготовки учащихся, успешной социализации и нормализации жизни воспитанников.
Особо следует отметить, что рассматриваемая нами проблематика дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет тесные связи с их физическим развитием, пропагандой здорового образа жизни, организацией активного досуга, а в будущем и занятием профессиональным спортом, как перспективным направлением социокультурной и профессионально-трудовой реабилитации.
Предлагаем рассмотреть опыт взаимодействия Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег» и Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната №31 Невского района Санкт-Петербурга. Благодаря этому сотрудничеству на базе школы с 2004 года действует устойчивое туристско-краеведческое объединение учащихся, а с 2016 года начал работать Школьный спортивный клуб, который включает учащихся с ограниченными возможностями здоровья в широкий спектр мероприятий для всех школьников Санкт-Петербурга. Обучающиеся имеют возможность получать дополнительные образовательные услуги вне стен школы, в том числе и в каникулярный период, в условиях природной среды под руководством квалифицированных специалистов ГБОУ «Балтийский берег».
На базе школы-интерната обучаются глухие и слабослышащие дети, дети с тяжёлыми нарушениями речи и глухие дети со сложной структурой дефекта. Учащиеся взаимодействуют в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеурочной деятельности, а в рамках дополнительного образования взаимодействуют со сверстниками из массовых школ. Все учатся и общаются в равных условиях и воспринимают окружающих как равных себе.
Рассматривая различные направления дополнительного образования, чаще всего говорят о творческом направлении, как о наиболее доступном и широко используемом. Нам бы хотелось выделить туристско-краеведческое и туристско-спортивное направление. Это комплексные виды деятельности, активизирующий различные стороны жизнедеятельности обучающихся и позволяющие создать благоприятные условия для межличностного взаимодействия учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников в различных условиях. В процессе участия в соревнованиях, слётах, походах создаются интегрированные детско-юношеские коллективы с учащимися из массовых образовательных учреждений. Совместное преодоление препятствий, работа по обеспечению жизнедеятельности коллектива убирает коммуникативные и психологические барьеры в общении. Начиная с 2004 года, и по настоящее время, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ «Балтийский берег» совершили более двадцати путешествий по разным регионам России, побывали в полярной экспедиции на архипелаге Шпицберген, участвовали в проекте образовательных путешествий «Сурдогеография» в Индии — именно в условиях инклюзивного коллектива. Индивидуальная и командная работа на соревнованиях по спортивному ориентированию позволила создать условия для подготовки сильных спортсменов, которые стали неоднократными победителями Первенства России по спортивному ориентированию и даже завоевать золотые медали на Первенстве Европы в 2016 году. Общение учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников не прекращается после завершения туристско-краеведческих и туристско-спортивных мероприятий, а продолжается, в том числе, и в новых видах деятельности, что подтверждает актуальность и значимость описываемой работы. Современные технические средства создают возможность для дистанционной поддержки контактов учащихся и планирования различных мероприятий. Примером может служить он-лайн общение и подготовка различных материалов между глухими обучающимися из Санкт-Петербурга и Мурманска в рамках подготовки совместной экспедиции по местам боевой славы Советской армии.
Главное, на наш взгляд, это осознание всеми участниками учебно-воспитательной деятельности тезиса о том, что все учащиеся имеют равные права. Ограниченные возможности здоровья не должны лишать ребёнка возможности получения качественного образования. При этом нужно учитывать индивидуальные образовательные возможности ребёнка, доносить до родителей информацию о том, что специально созданные образовательные условия (в рамках коррекционной школы) не нарушают права ребёнка, а способствуют его гармоничному развитию и получению целостного образования. Сотрудничество образовательных организаций общего и дополнительного образования способствует процессу развития инклюзивного образования и становится важным направлением современного этапа развития системы образования в России. Важно отметить тот факт, что в условиях модернизации образования необходимо учитывать огромный опыт отечественной специальной педагогики (дефектологии) и грамотно использовать его на пути к инклюзивному образованию.

Список литературы:
1. Волков А.М., Туристско-краеведческая деятельность как ресурс дополнительного образования учащихся с нарушением слуха. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб. 2010.
2. Волков А.М., Организация комплексных туристско-краеведческих экспедиций для учащихся с нарушением слуха // Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства. Матер. XX Межд. конф. СПб. 2013. С. 159-162.

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930