МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с девиантным поведением средствами интеграции технологий танцевально-двигательной терапии и арт-терапии

Игнатенко Ирина Владимировна

На протяжении четырёх лет на базе ЦППРК ГБОУ «Балтийский берег» практикуются занятия по телесно-ориентированной психотерапии, которые входят в обязательную программу реабилитации в ЦППРК «Жизнь без наркотиков». Многим известна данная практика, но мало кто задумывался о таких занятиях с подростками. Мы рискнули и очень тщательно подбирали упражнения для занятий. Основной идеей введения в программу занятий по телесно-ориентированной терапии было снятие мышечных зажимов, и через это проработка неосознаваемых проблем в эмоционально-волевой сфере. Данные занятия имели большой успех, вызвали живой интерес ребят и потрясающие результаты.

Захваченные творческим порывом, мы решили не останавливаться на достигнутом и пойти дальше – и уже три года совместно воспитатель и психолог практикуем танцевально-двигательную терапию, которая теперь входит в вариативную часть программы реабилитации. Это стало дополнительным средством в коррекции коммуникативной сферы подростков. Танцевально-двигательная терапия – это не обучение танцу, здесь неважно умение танцевать, важно выразить себя, свои чувства и эмоции с помощью движения тела.

Арт-терапия не оставила нас равнодушными, и с прошлого года мы запустили проект «Маски», где на занятиях ребята сами изготавливали маски из папье-маше и раскрашивали их. Цикл данных занятий был создан с целью корректировки уровня самооценки подростков. Так как результаты психодиагностики показали нам, что преобладающее большинство воспитанников, проходивших реабилитацию в прошлом году, имели низкий уровень самооценки. Данный вид арт-терапии был выбран не случайно. Работа в масках позволила подросткам с низкой самооценкой сначала выбрать персонаж, с которым ему бы хотелось идентифицировать себя. Затем, погружаясь в выбранный образ, у ребят была возможность «примерить» на себе те качества, которые присущи данному герою. Например, один из ребят поработал с образом Халка – сильный и уверенный персонаж из одноименного фильма. Поскольку идея работы с масками была введена в групповые занятия впервые, нам необходимо было проанализировать эффективность данного метода. Поэтому было принято решение, что «Маски» проводятся на одной группе воспитанников для того, чтобы проверить и сравнить результаты с контрольной группой. Проведённая психодиагностика «до» и «после» цикла занятий на обеих группах показала, что в группе, где проходили данные занятия уровень самооценки значительно вырос по сравнению с теми, у кого работа с самооценкой проходила только на индивидуальных занятиях с психологом.

В этом году мы решили совместить две разные технологии – танцевально-двигательную и арт-терапию с масками в ходе интегрированного занятия по работе с эмоциями.

Целью данных занятий стало закрепление знаний об эмоциях и развитие эмоционально-волевой сферы подростков. Это обусловлено тем, что в этом учебном году по результатам входной психодиагностики было выявлено, что преобладающее большинство воспитанников Центра имеет низкий уровень развития эмоционального интеллекта.

Сейчас мы представим вам фрагмент, собранный из цикла занятий, которые теперь уже стали нашей авторской методикой.

В этом году на занятиях по арт-терапии воспитанники не просто изготовили маски, но их задачей был выбор той эмоции, которую лично они хотели бы проработать. Выбор эмоций был обусловлен самыми разными аспектами. Один из воспитанников выбрал гнев, который, по его мнению, позволяет достигать хороших результатов в спортивных единоборствах. А кто-то выбрал страх, потому что считает, что работа с этой эмоцией позволит ему справиться с имеющимся страхом при рассказывании мистических  историй. Воспитанникам было предложено нарисовать эмоцию на белой маске.

Учитывая, что в танцевально-двигательной терапии не только движение играет важную роль, но и музыка, через которую подростки могут выражать себя, свои чувства, эмоции, мы подобрали некоторое количество музыкальных отрывков и дали подросткам на выбор. Они выбрали то, что именно им подходит и соответствует для выражения каждого конкретного эмоционального состояния «здесь и сейчас». Удержание с помощью музыки того или иного переживания, способно снять блоки и зажимы и дать возможность выходу эмоции.

 

Групповое психокоррекционное занятие «Эмоции в масках» (фрагмент)

Форма: занятие-тренинг.

Адресат: обучающиеся ЦППРК.

Время проведения: 30 минут.

Тип занятия: интегрированный.

Технологии: арт-терапия, танцевально-двигательная терапия.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер, маски, заранее изготовленные участниками занятия.

Цель: развитие эмоционального интеллекта на основе интеграции технологий арт-терапии и танцевально-двигательной терапии.

Задачи:

  • приобретение навыков выражения эмоций через невербальные средства коммуникации;
  • осознание причинно-следственных связей эмоционального состояния и аутентичного движения в танце;
  • приобретение навыков парного и командного взаимодействия.

Ход занятия:

  1. Основная часть

1 упражнение. «Эмоции: жест и поза»

Мы с вами знаем, что существует четыре базовых эмоции. Назовите их (Называют страх, радость, печаль и злость). Мы знаем, как они могут выражаться на лице человека с помощью мимики и примерно понять, что человек чувствует в данных момент. Но, как известно, эмоция может выражаться не только с помощью мимики. Сейчас вам предлагается закрыть лицо нейтральными белыми масками и попробовать показать нам базовые эмоции другими выразительными средствами:

— покажите, пожалуйста, радость.

— покажите, пожалуйста, страх.

— покажите, пожалуйста, печаль.

— покажите, пожалуйста, гнев.

Ребята, обратите внимание, как по-разному мы с вами можем показать, казалось бы, одну и ту же эмоцию! А теперь кто хочет сказать при помощи каких средств вы смогли выразить эти эмоции. (отвечают: тело, энергия, движение)

Да, молодцы! Эмоции, действительно, выражаются именно так и с помощью позы и жеста (присаживаемся).

2 упражнение. «Эмоции в музыке»

Теперь попробуйте выразить эмоцию, которую вы отразили в своей маске под выбранную музыку.

(Каждый из участников делает пластический этюд на 15-30 секунд)

Объявляет эмоции. «Спасибо, молодцы, присаживайтесь!»

Теперь мы перейдем к следующему упражнению. Вы уже знаете, что все эмоции разделяются на положительные и отрицательные. И, следовательно, имеют свою противоположность: например, радость и печаль, ярость и спокойствие.

Эмоция

Музыкальная композиция

Радость

Антонио Вивальди «Весна»

Страх

Escala, «Palladio»
Умиротворение Эдвард Григ «Утреннее настроение»
Гнев Hiroyuki Sawano «Птица в клетке»
Грусть Эннио Марриконе из к/ф «Профессионал»
Ликование Л.В. Бетховен «Ода к радости»

3 упражнение. «Противоположные эмоции»

— Сейчас вам предлагается разделиться по принципу этих противоположностей, исходя из того, какую эмоцию вы выбрали, и начать взаимодействовать. А музыка как всегда поможет вам.

Включается музыка, подростки выполняют задание. Упражнение выполняется под ту же музыку дважды.

Эмоция Музыкальная композиция
Страх-спокойствие Alan Silvestri «Hurry up» — сюита для оркестра № 3 ре-мажор
Грусть-радость Е. Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» — Людвиг Минкус музыка из балета «Дон Кихот»
Гнев-спокойствие А.Хачатурян «Танец пиратов»- Ф. Шопен Ноктюрн in E-Flat Minor
Печаль-счастье А. П. Бородин «Половецкие пляски»
  1. Заключительная часть

Рефлексия занятия:

  • Что вы чувствовали в начале занятия и что вы чувствуете сейчас?
  • А кто бы хотел поменяться своей маской (одолжить чужую или отдать свою) и почему?

Приложение 1

   
   
   
   
   

 

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930