МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система оценивания планируемых результатов обучающихся 8 класса по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Т.В. Николаева 

Введение

Цель методической разработки: показать систему оценивания планируемых результатов обучающихся в 8 классе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных результатов, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предполагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать:

  • познавательная деятельность;
  • информационно-коммуникативная деятельность;
  • рефлексивная деятельность.
  • Педагогические диагностики

Важнейшим средством повышения качества образования при введении ФГОС — это системный мониторинг уровня достижений учащихся на основе педагогической диагностики.

Под педагогической диагностикой понимается  деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.

Важнейшая функция педагогической диагностики – функция обратной связи. Обратная связь позволяет учителю получить сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из внешних условий успешного процесса усвоения.

С помощью обратной связи можно корректировать, направлять действия учеников. Для этого она должна нести информацию о том:

  • выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено;
  • правильно ли его выполняет;
  • соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;
  • формируется ли действие с должной мерой обобщения.

Таким образом, под коррекцией процесса обучения учащихся физике мы понимаем его направленность на преодоление затруднений учащихся содержательного, деятельностного и организационного характера, но и коррекцию обучающей деятельности учителя.

Поэтому можно допустить, что коррекция учебного процесса по физике будет способствовать преодолению типичных затруднений учащихся, повышению уровня знаний по физике, предметных и общеучебных умений и формированию готовности учащихся к итоговой аттестации.

В современной педагогике различают следующие виды диагностики: текущая, промежуточная, итоговая.

 

Виды диагностики Цели Назначение и периодичность Формы
Текущая Установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, уровень их усвоения;
соответствие требованиям стандарта и программы;
оценить эффективность педагогических воздействий;
осуществить своевременную коррекцию процесса обучения
Поурочная проверка знаний, выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных как на одном, так и на нескольких уроках Устный опрос;
физический диктант;
самостоятельная работа;
лабораторная работа;
контрольные работы разного вида
Промежуточная Установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, уровень их усвоения;
обеспечить соответствие требованиям стандарта и программы;
оценить эффективность педагогических воздействий;
наметить перспективы коррекции процесса обучения
Выявление уровня усвоения материала по тому или иному предмету или курсу по окончании изучения курса или темы в конце учебного года Экзамен (устный или письменный).
Итоговая контрольная работа.
Итоговый зачет

Итоговая

Выявить соответствие уровня подготовки учащихся требованиям образовательного стандарта;
проверить готовность ученика к дальнейшему обучению по выбранному направлению;
обеспечить независимую оценку педагогической деятельности
Выявление уровня подготовки по физике за курс основной школы Формат ОГЭ

 

В теории педагогической диагностики определены основные требования, которым должна удовлетворять ее процедура. К ним относятся объективность, систематичность, открытость.

Объективность предполагает: 1) научное обоснование содержания диагностических тестов и процедур;
2) одинаковое отношение педагога ко всем обучаемым;
3) адекватность установленных критериев оценивания знаний и умений.
Систематичность предусматривает: 1)необходимость проведения диагностики на всех этапах учебного процесса;
2) регулярную диагностику всех обучаемых в течение всего времени пребывания в учебном заведении.
Открытость проявляется: 1) в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям;
2) в наглядном, сравнимом характере рейтинга каждого обучаемого;
3) в оглашении и мотивации оценок;
4) в объявлении итогов диагностических процедур;
5) в обсуждении и анализе итогов с участием заинтересованных сторон;
6) в составлении перспективных планов ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

 

Диагностика достижений учащихся наиболее полно выполняет свои функции в том случае, если она проводится в определенной системе, в связи со всем учебным процессом, поскольку только применение различных методов проверки, их разумное сочетание позволяет всесторонне проверить знания и умения учащихся и дать им объективную оценку.

Технология критериального оценивания.

Одним из вариантов оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на повышение мотивации обучающихся.

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

  • оценивается только работа учащегося;
  • работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
  • учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

Учителям:

  • разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
  • иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • улучшить качество преподавания;
  • выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  • знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить;
  • овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности.

Родителям:

  • получать доказательства уровня обученности ребенка;
  • отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
  • установить в процессе обучения обратную связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала.

Текущее, рубежное и итоговое оценивание должно основываться на содержательных критериях. Содержательные критерии соответствуют планируемым результатам за определенный период времени.

Для определения критериев в ходе рубежного контроля необходимо соотнести требования стандарта и программы.

Критерии оценки разрабатываются совместно с обучающимися или сообщаются учителем. Обучающиеся обязательно включаются в процесс самоконтроля и самооценки результатов деятельности на основе критериев.

Критериальное оценивание используется и при всех формах отметочного и безотметочного обучения: отметках, баллах, зачтено — не зачтено, процентах и т.п.

Критериальный подход предполагает задание критерия заранее, до выполнения работы. Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата или в какой мере достиг.

Самооценка ученика предшествует оценке учителя и при несовпадении комментируется.

При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей

Таким образом, мы видим, что критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка.

Наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения.

Особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика.

Технология осуществления критериального подхода

В программе соответствующего УМК, выделяем результаты обучения по теме.

Например: в теме «Изменение агрегатных состояний вещества» — (8 класс. Программа А.В. Перышкина) рассматриваются планируемые  результаты:

Метапредметные Предметные Личностные
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

Распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия их протекания.

Описывать  изученные физические явления, используя физические величины: правильно трактовать обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие физическую величину с другими физическими величинами; вычислять значение физической величины.

Анализировать физические процессы, используя физические понятия; различать словесную формулировку и его математическое выражение.

Решать задачи: анализировать условие задачи и записывать условие; выделять физические величины и формулы; проводить расчеты.

Формирование ответственного отношения к учению. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

 

По программе на тему «Тепловые явления» отводится 23 часа.

Рассмотрим тему  «Агрегатные состояния вещества» с 13 урока «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание» по 18 урок «Решение задач».

 Практическая часть

Особенно остро стоит коррекция процесса обучения учащихся в общеобразовательной школе — интернате ГБОУ «Балтийский берег».

Основная цель школы обеспечение планируемых результатов образовательного процесса для длительно и часто болеющих детей. В классах по 20 человек, продолжительность урока 40 минут. Подростки из разных школ города и области, с различными пробелами в знаниях. При приеме школьника проводится диагностическая  работа по предмету, чтобы составить индивидуальный маршрут с коррекцией пробелов по физике через индивидуальные задания и консультации, подготовки домашних заданий на самоподготовке.

Диагностическая работа (входное тестирование) проверяет:

  • распознавать тепловые явления;
  • анализировать процесс изменения внутренней энергии тела разными способами;
  • объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической
  • теории;
  • находить связь между единицами количества теплоты;
  • объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;
  • рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении;
  • объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее;
  • Решать задачи: анализировать условие задачи и записывать условие; выделять физические величины и формулы; проводить расчеты.

Значит, для рубежного контроля могут быть следующие критерии:

1. Умение   распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия их протекания.

Распознавать тепловые явления,

Анализировать процесс изменения внутренней энергии тела разными способами,

Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории

1 балл

 

2 балла

 

1 балл

2. Правильно трактовать обозначения и единицы. Находить связь между единицами количества теплоты 1 балл
3. Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива Объяснять физический смысл величин 1 балл
4. Находить формулы, связывающие физическую величину с другими физическими величинами Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении;

рассчитывать количество теплоты при сгорании топлива

1 балл

 

1 балл

5. Решать задачи: анализировать условие задачи и записывать условие; выделять физические величины и формулы; проводить расчеты. Умение решать задачи 1 балл
Итого: 9 баллов

Разработан лист оценки образовательных достижений на основе планируемых результатов по предложенной теме.

Критерии Образец задания Показатели Максимальный балл Самооценка Оценка учителя
  1. Записать критерии, исходя из планируемых результатов.
  2. Записать образец задания по каждому критерию.
  3. Определить максимальный балл за каждое задание.
  4. Если максимальный балл больше 1, разработать показатели по данному критерию.
  5. Разработать шкалу перевода баллов в отметку.

Второй вариант входной диагностики.

Тест

  1. Внутренняя энергия тела зависит…

А. От скорости движения тела.

Б. От энергии движения частиц, из которых состоит тело.

В. От энергии взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Г. От энергии движения частиц и от энергии их взаимодействия.

  1. Первый стакан с водой охладили, получив от него 1 Дж количества теплоты, а второй стакан подняли вверх, совершив работу в 1 Дж. Изменилась ли внутренняя энергия воды в первом и втором стаканах?

А. Ни в одном стакане не изменилась.

Б. В 1 — уменьшилась, во 2 — не изменилась.

В. В 1 — не изменилась, во 2 — увеличилась.

Г. В обоих стаканах уменьшилась.

Д. В 1 — уменьшилась, во 2 — увеличилась.

  1. После того как распилили бревно, пила нагрелась. Каким способом изменили внутреннюю энергию пилы?

А. При совершении работы. Б. При теплопередаче.

  1. Чтобы увеличить внутреннюю энергию автомобильной шины, нужно…

А. Выпустить из шины воздух.

Б. Накачать в шину воздух.

      5. Каков способ теплопередачи от костра?

А. Излучение.

Б. Теплопроводность.

В. Конвекция.

  1. Ложка, опущенная в стакан с горячей водой, нагревается. Каким способом происходит теплопередача?

А. Излучение.

Б. Теплопроводность.

В. Конвекция.

  1. Что такое количество теплоты?

А. Количество внутренней энергии, которое необходимо для нагревания вещества на 1 °С.

Б. Часть внутренней энергии, которую тело получает или теряет при теплопередаче.

В. Количество внутренней энергии, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1 °С.

Г. Часть внутренней энергии, которую получает тело при совершении над ним работы.

  1. В каких единицах измеряют удельную теплоемкость?

А. Дж.            Б. Вт.            В. Джкг .          Г. Дж°С         Д. Джкг ∙ °С

  1. Четыре жидкости одинаковой массы получили одинаковое количество теплоты. Какая из них нагреется на меньшее число градусов?

А. Вода.      Б. Керосин.       В. Спирт.        Г. Растительное масло.

  1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 10 г меди на 15 °С?

А. 600 Дж.    Б. 3,75 Дж.    В. 60 Дж.    Г. 266,7 Дж.    Д. 60 000 Дж.

  1. Использование топлива основано…

А. На разложении молекул на атомы, при котором выделяется энергия.

Б. На соединении атомов в молекулы, при котором выделяется энергия.

  1. Что означает выражение: «удельная теплота сгорания каменного угля q = 27 ∙106Джкг »? Это означает, что при полном сгорании…
  2. Угля массой 1 кг выделяется 27 ∙106Дж энергии.

Б. Угля массой 27 кг выделяется 106 Дж энергии.

  1. Угля массой 27 ∙106кг выделяется 1 Дж энергии.

Г. Угля объемом 1 м3 выделяется 27 ∙106 Дж энергии.

  1. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 50 г спирта? Удельная теплота сгорания спирта q = 30 ∙106Джкг.

А. 0,6∙106  Дж.                  Г. 1,5∙106 Дж.

Б. 600 ∙106 Дж.                 Д. 1,67∙106 Дж.

В. 1500∙106 Дж.

 

Правильные ответы на доске.

Самопроверка  и  оценка.

Менее 6 6-8 9-11 12-13
49- 68% 69-91 % 92-100%
«2» «3» «4» «5»

Разработан лист оценки образовательных достижений текущей диагностики  на основе планируемых результатов по теме 13-15 уроков «Решение задач. Нагревание и плавление тел».

Работа рассчитана на 20 минут.

Обобщенный план контрольной тематической работы по разделу «Тепловые явления». Физика. 8 класс.

Цель работы: Проверка соответствия требованиям стандарта предметных результатов достигнутых учащимися.

План работы составлен на основании:

  1. спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по физике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
  2. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по физике

Структура работы:

Состоит из двух частей. Первая часть работы содержит 6 заданий с выбором ответа базового и повышенного уровня. Вторая часть работы содержит 3 задания с кратким ответом, из них 2 задания базового и повышенного уровня на соответствие и 1задание на множественный выбор повышенного уровня. Всего 12 заданий.

Время работы примерно 40 минут

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

  • Задание с выбором ответа считается выполненным, если номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания части 1 работы оцениваются 1 баллом.
  • Задания с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания части 2 работы оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан, хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
  • Общий тестовый балл работы — 12 баллов

Рекомендуемая шкала перевода в оценку

Общий балл 1-3 4-7 8-10 11-12
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Анализ результатов работы (пример)

ФИ Часть 1 Часть 2 Сумма

Коэффициент качества =

сумма разделить на максимальный балл за работу (12)

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Иванов П. 1 1 1 1 1 1 0 0 0 6 0,5
2. Петров А. 0 1 1 1 1 0 2 0 2 8 ≈0,67
3. Сидоров И. 1 1 1 1 1 1 2 2 1 11 ≈0,92
4.
Сумма баллов по каждому заданию 2 3 3 3 3 2 4 2 3
Максимальная сумма 3 3 3 3 3 3 6 6 6
Коэффициент качества по заданиям = сумма баллов разделить на максимальную сумму баллов, которую могут набрать все учащиеся 0,67 1 1 1 1 0,67 0,67 0,33 0,5

 

Выводы о достижениях учащихся формулируются с опорой на план работы. Если коэффициент качества по заданиям менее 0,5, то учителю нужно задуматься о способах коррекции знаний и умений учащихся.

План работы

Минимум

содержания

Проверяемые

умения

Уровень сложности Время выполнения

(минуты)

Тестовый балл
1. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения

внутренней энергии

Знание и понимание смысла физических величин Б 2-3 1
2. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение Умение описывать и объяснять физические явления Б 2-3 1
3. Плавление и кристаллизация

 

Умение описывать и объяснять физические явления Б 2-3 1
4. Удельная теплоемкость Знание и понимание смысла физических величин Б 2-3 1
5. Расчетная задача

(расчет количества теплоты при охлаждении)

 

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

Решение задач различного типа и уровня сложности

 

П 6-8 1
6. Расчетная задача

(расчет количества теплоты при кипении)

 

Знание и понимание смысла физических величин

Решение задач различного типа и уровня сложности

Перевод единиц в «СИ»

П 6-8 1
Часть 2
7. Влажность.

Насыщенный и ненасыщенный пар

Умение описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсация П 6-8 2
8. Физические величины, их единицы. Знание и понимание смысла физических величин: удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплоемкость Б 2-3 2
9. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии Понимание и анализ информации, представленной в виде таблицы, графика или рисунка (схемы)

Умение применять закон сохранения энергии в тепловых процессах

П 6-8 2

 

  1. Заключение

Чтобы вернуть ребенку радость познания в процессе учебного труда, нужно выполнить следующие условия учителю:

  • вернуться к истокам, когда отметка выставляется на основе детальной адекватной оценки предметных знаний и умений;
  • в обучающей деятельности исходить из структуры процесса обучения, которая, по существу, является основой системно-деятельностного обучения;
  • научить школьника самоконтролю и самооценке процесса получения учебного результата и собственно учебного результата.

Ученику:

  • научиться отделять процесс получения учебного результата от собственно учебного результата;
  • научиться контролировать и оценивать как процесс получения учебного результата, так и учебный результат;
  • научиться обосновывать самооценку на основе эталонов и критериев оценки, разработанных совместно с учителем;
  • научиться переводить оценку в отметку.

Итак, данная методическая разработка показала элементы системы оценивания планируемых результатов обучающихся в 8 классе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

 

Приложение 1.

Лист оценки образовательных достижений на основе планируемых результатов по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание».

 

Критерии Образец задания Показатели Макс. балл Само

оценка

Оценка учителя
 Распознавание процесса  Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют…

 

Литература:

  1. Критериальный подход к оцениванию образовательных результатов как средство повышения мотивации обучающихся. Набатова Раиса Иосифовна, заместитель директора по НМР МАОУ гимназии № 26 г. Томскаhttp://gim26.tomsk.ru/development/development3
  2. Лист оценки образовательных достижений. З.А. Кокарева, к.п.н., доцент
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 5 – 9 классы. – М.:Просвещение, 2015.
  4. Рабочая программа. Физика. 7-9 классы.- М:Дрофа 2015 год
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:Просвещение, 2013. – С.14 – 16.
  6. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/А. В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2015
  7. Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс/ О. И. Громцева-М.: издательство «Экзамен», 2014.- 96с
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930