О роли ГУМО организаторов активных форм туристско-краеведческой деятельности учащихся и выездных форм работы с детьми в ОУ СПб
Губаненков С. М.,
руководитель городского
учебно-методического объединения,
ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
I
Названное в заголовке статьи городское учебно-методическое объединение (далее — ГУМО) действует на базе государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег», его структурного подразделения Городской станции юных туристов, являющегося в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 26 октября 2020 года N 2256-р региональным центром детско-юношеского туризма Санкт-Петербурга. Дата образования ГУМО не известна. Название ГУМО менялось, основная цель деятельности оставалась неизменной на протяжении более чем тридцати лет. Определяющая особенность деятельности ГУМО отражена в его сегодняшнем наименовании. Под активными формами туристско-краеведческой деятельности в педагогике понимаются детские походы, экспедиции, соревнования, слеты и сборы, проводимые в условиях природной среды. Целью деятельности ГУМО является содействие методическому и — по возможности — организационному сопровождению перечисленных мероприятий.
Активные формы туристско-краеведческой деятельности — синоним активного детско-юношеского туризма. Поскольку система детско-юношеского туризма в образовательных организациях не только Санкт-Петербурга, но и в целом в России структурирована (пробует структурироваться) по вертикали, членами ГУМО по преимуществу являются специалисты образовательных организаций, выполняющих функции районных центров детского туризма в Санкт-Петербурге.
К районным специалистам присоединяются специалисты образовательных организаций (учреждений) городского подчинения, имеющих в своем составе туристско-краеведческие подразделения (например, Президентский физико-математический лицей или Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных). В работе ГУМО могут принимать участие специалисты, в том числе и педагоги образовательных организаций районов, не имеющих выраженного районного центра детско-юношеского туризма (например, Адмиралтейский административный район). Количество образовательных организаций, специалисты которых входят в состав членов ГУМО в разные годы колеблется от 20 до 25. Количество членов ГУМО – чуть более сорока, хотя на ежемесячных семинарах бывает те же 20 – 25 человек. Причина этого кроется в тематике семинаров, собирающих разных специалистов: от управленцев до педагогов. От одной организации в деятельности ГУМО может принимать участие от одного до трех человек.
В целом ГУМО можно рассматривать, как сообщество квалифицированных специалистов, но текучесть кадров в детском туризме присутствует, поэтому для новых членов ГУМО на первых порах объединение является больше учебным, чем методическим, при этом руководителю ГУМО приходится проводить индивидуальные консультации новых членов, в стороне от этого не остаются и остальные члены ГУМО. Обучение носит коллективный характер, обучают не только коллеги, обучает среда семинаров и мероприятий с детьми.
Профиль специалистов ГУМО по спектру детско-юношеского туризма очень широк. Существует методика организации, обеспечения безопасности и оздоровительно-образовательной эффективности походов, экспедиций и сборов, существует методика организации (и т. д.) массовых, пропагандистских и контрольных мероприятий, существует методика управления (включая вопросы финансирования) самой системой детско-юношеского туризма в системе образования. Не удивительно, что в состав ГУМО, как уже говорилось, входят члены, работающие в своих учреждениях на разных должностях: от педагогов до заместителей руководителей учреждений. В частном порядке к консультационной помощи руководителя и наиболее активных членов ГУМО прибегают руководители учреждений, специалисты органов управления образованием в городе.
О профессионализме членов ГУМО говорит тот факт, что, когда весной 2021 года Комитетом по образованию Санкт-Петербурга была осуществлена попытка организации межведомственного совета по развитию детско-юношеского туризма, его основу составили наиболее активные члены ГУМО. Они же оказались и наиболее активными (и компетентными) членами вновь образованного совета, поэтому, когда — по ряду причин — совет прекратил (или законсервировал) свою деятельность, ничего практически не изменилось. Члены ГУМО на семинарах ГУМО продолжили обсуждение и попытки решения тех проблем, которые обозначались и пробовали решаться на заседаниях совета.
Кроме участия в разработке методик, находящих отражение в инструкциях, регламентах и условиях проведения всевозможных мероприятий (от походов до соревнований походов), кроме участия в разработке технологических регламентов реализации образовательных программ и организационно-методического обеспечения (включая работу регионального и муниципальных центров детско-юношеского туризма) этих программ, члены ГУМО оказывают помощь Городской станции юных туристов в непосредственном проведении региональных мероприятий, образующих – вместе с муниципальными мероприятиями – систему организации активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся Санкт-Петербурга.
К числу системообразующих региональных мероприятий относится Городской смотр-конкурс походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга «По родной стране» (этап Всероссийского конкурса туристских походов и экспедиций обучающихся) и соревнования на контрольных туристских маршрутах (пешеходном, лыжном, горном, водном и комбинированном), кроме воспитательных и развивающих целей имеющие целью проверку уровня готовности объединений обучающихся к проведению запланированных ими походов и экспедиций. В свою очередь специалисты Городской станции юных туристов могут оказать консультативную или иную помощь образовательным организациям Санкт-Петербурга при проведении подобных мероприятий муниципального уровня или уровня образовательной организации, но здесь существуют нюансы. По заведенной традиции на региональных мероприятиях осуществляется проверка готовности детских объединений к совершению наиболее сложных походов и экспедиций или же в них участвуют победители районных мероприятий.
В этих мероприятиях участвуют дети из разных районов и образовательных организаций Санкт-Петербурга и потому членам ГУМО есть смысл участвовать в проведении региональных мероприятий, чтобы наряду с работой в составе ГУМО (в высоких целях развития детско-юношеского туризма на территории региона), посмотреть на уровень готовности своих «муниципальных» детей, ну или приглядеть за организаторами, чтобы не засудили. А вот зачем «глаза региона» приглашать на муниципальные мероприятия, может оставаться неясным. Региональные специалисты не проведут мероприятие полностью (это-то, как раз, во многих случаях было бы очень желательным), но могут углядеть что-нибудь, что показывать вовсе не хочется. Ошибки совершаются всеми, но никто не любит, чтобы эти ошибки становились предметом «всенародного обсуждения». И пусть, по мнению специалистов Городской станции юных туристов, любой контроль должен быть помогающим, случайно выставить район (образовательную организацию) в не слишком приглядном свете не хочет никто. Поэтому обращения за помощью к «регионалам» крайне
редки. Зато совместное проведение мероприятий ГорСЮТур и районов имеет и традицию, и тенденцию к увеличению.
II
По данным мониторингов, проводимых Городским центром развития дополнительного образования городского Дворца творчества юных и Городской станцией юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» по заданию Центра детско-юношеского туризма и краеведения Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФЦДО) в Санкт-Петербурге в настоящее время функционирует более тысячи детских объединений, реализующие образовательные программы при регулярном использовании активных форм туристско-краеведческой деятельности. Количество объединений, эпизодически использующих выездные формы работы с детьми, не подсчитывалось, но практически каждый класс каждой школы Санкт-Петербурга раза два в году выезжает в лес, на природу, в поход выходного дня. И хорошо, если только на один день, как на экскурсию.
Многодневные походы школьников, организуемые без участия специалистов – членов маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций не безопасны. Этому есть примеры, и, к сожалению, члены туроператорских организаций или туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссий, ориентированных на выпуск молодежных (взрослых) групп в походы высокой категории сложности, не всегда демонстрируют знание специфики детского контингента или особенностей так называемых «несложных» (степенных) путешествий. Выпущенное Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и составленное при активном участии специалистов ГУМО инструктивно-методическое письмо «Организация мероприятий, связанных с пребыванием детей в природной среде» отслеживает такие нюансы, но ведь еще нужно, чтобы это письмо изучили в каждой школе Санкт-Петербурга. На это направлены усилия членов ГУМО-специалистов районов.
В настоящее время в детско-юношеском туризме образовательных организаций прослеживаются две разнонаправленные тенденции: тенденция развития, связанная с реализацией на региональном уровне федеральных проектов «Современная образовательная среда», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», и тенденция сворачивания активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся, детерминируемая охранительной, но не всегда высокопрофессиональной деятельностью надзорных организаций, конкуренцией со стороны туроператорских организаций, эпидемиологической обстановкой в стране и, соответственно, в Санкт-Петербурге.
Особенно большой ущерб детскому туризму в нашем городе нанесли два года непроведения оздоровительной кампании детей и молодежи Санкт-Петербурга в форме нестационарного отдыха. По непрогрессивной традиции в большинстве образовательных организаций походы, экспедиции, сборы в природной среде упоминались в текстах образовательных программ, но проводились «вне сетки часов», финансируясь из средств летней оздоровительной кампании.
Непроведение кампании привело к сворачиванию активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся во многих образовательных организациях.
В целях популяризации и развития активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся (детско-юношеского туризма) ЦДЮТиК ФЦДО предлагает регионам России проведение региональных и муниципальных этапов следующих туристско-краеведческих мероприятий:
• Всероссийский конкурс туристских походов и экспедиций обучающихся;
• Всероссийский слет юных туристов.
Для развития активных форм детско-юношеского туризма могут быть использованы и такие многоэтапные (многоуровневые) туристско-краеведческие мероприятия, как Всероссийский конкурс проектных команд по созданию туристских и экскурсионных маршрутов и Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество». Не использованным потенциалом развития активных форм туристско-краеведческой деятельностью обладают туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» и региональное молодежное движение «Юные инструкторы туризма». Большое значение для кадрового воспроизводства и повышения квалификации педагогических работников в детско-юношеском туризме играет объявленный ЦДЮТиК ФЦДО в 2022 году Всероссийский конкурс туристско-краеведческих походов и экспедиций педагогических работников Российской Федерации.
Методическое сопровождение деятельности объединений обучающихся и педагогических работников Санкт-Петербурга в рамках перечисленных мероприятий и движений является задачей деятельности ГУМО на 2021/2022 учебный год. Это отражено в Плане тематических встреч и мероприятий ГУМО.
III
Юные туристы Санкт-Петербурга регулярно занимают большое количество призовых мест во Всероссийском конкурсе туристских походов и экспедиций обучающихся, проводимом по более, чем десяти номинациям, во Всероссийском слете юных туристов. За последние десять лет петербургские педагоги-туристы четырежды становились победителями туристско-краеведческой номинации Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (А. Н. Подлевских, Е. К. Филатов, М. А. Тарасова, А. В. Ильмурадова), при том, что практически все десятилетие этот конкурс проводился раз в два года. Наиболее массово (с учетом размера района) и одновременно педагогически эффективно детско-юношеский туризм развит в Выборгском, Колпинском, Невском, Петроградском, Петродворцовом, Приморском и Центральном районах Санкт-Петербурга, обладающих выраженными районными центрами детского туризма: структурными подразделениями Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района, Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района, Правобережного дома детского творчества Невского района Дворца детского творчества Петроградского района, Детско-юношеского центра «Петергоф» Петродворцового района, Дома детского творчества Приморского района, Дома детского творчества «Фонтанка-32» Центрального района. Активно занимаются спортивным туризмом обучающиеся Детско-юношеского центра «Красногвардеец» Красногвардейского района. Активны – в отсутствии районных центров – отдельные педагоги и методисты Адмиралтейского (Дом творчества «Измайловский») и Фрунзенского (Дворец детского (юношеского) творчества) районов Санкт-Петербурга.
Специалисты всех перечисленных организаций объединяются в составе ГУМО, осуществляющего связь регионального центра детско-юношеского туризма и районных центров нашего города. Еще одной линией (системой) связи между городом и районами является связь маршрутно-квалификационных комиссий регионального и районных центров детского туризма в Санкт-Петербурге. Региональная маршрутно-квалификационная комиссия города в системе образования (ГорСЮТур ГБОУ «Балтийский берег») согласовала полномочия одиннадцати МКК образовательных организаций, включая МКК городского Дворца творчества юных и Президентского физико-математического лицея N 239. Председатели и некоторые из членов этих комиссий также входят в состав членов ГУМО.
Отдельного упоминания заслуживает структурное подразделение Городской станции юных туристов — Учебная часть, организующая деятельность 45 туристско-краеведческих объединений на базах школ разных районов, выполняющая гармонизирующую (выравнивание уровней развития детско-юношеского туризма в районах Санкт-Петербурга) и/или новаторскую функции.
Эксклюзивными клубными объединениями Учебной части ГорСЮТур являются клубные объединения «Клуб юных полярников» и «Живая вода», в деятельности которых ярко выражена профориентирующая составляющая (естественнонаучные экспедиции). Гармонизирующее влияние на развитие детского туризма в районах оказывает организация Учебной частью деятельности клубного объединения «Остров» на базе школ Калининского района, кадровая поддержка отдельных клубных объединений в Приморском и Центральном районах. Специалисты Учебной части входят в состав членов ГУМО, выступают на семинарах со своими обобщениями и предложениями.
В формах клубной туристско-краеведческой деятельности организуют образовательный процесс обучающихся туристские отделы ДДТ «Фонтанка-32» Центрального района (клубное объединение «Восхождение»), ДДТ Приморского района (клубное объединение «Скиф», претерпевающее в настоящее время метаморфозы, явившиеся следствием чрезвычайного происшествия в массиве Хибинских тундр Кольского полуострова в марте 2021 года). На базе школ Калининского района педагоги туристско-спортивного отдела районного Дома детского творчества организуют деятельность клубного объединения «Муравейник».
IV
Как было сказано выше, двухлетний перерыв в финансировании детско-юношеского туризма (нестационарного отдыха) в рамках летней оздоровительной кампании нанес большой ущерб массовости активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся нашего города. Массовость нуждается в обеспечении не только методическом, но и финансовом. Одной из задач ГУМО, которая не может быть решена без помощи специалистов учредителя образовательных организаций Санкт-Петербурга — Комитета по образованию — является восстановление финансовой поддержки активных форм туристско-краеведческой деятельности из средств бюджета Санкт-Петербурга.
Задача может быть решена тремя способами. Во-первых, введением походов и экспедиций обучающихся в состав реализуемых ими образовательных программ и, соответственно, в технологические регламенты реализации этих
программ. Во-вторых, реабилитацией нестационарного отдыха в составе видов детского отдыха, субсидируемых из городского бюджета. Третье решение этой задачи может заключаться в объединении в определенной пропорции первого и второго способов. Народная мудрость утверждает, что не нужно хранить яйца в одной корзине. В плане организации походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга они там никогда и не хранились. Финансирование походов и экспедиций всегда осуществлялось с помощью привлеченных (обычно родительских) средств, но присутствовала и госбюджетная доля.
С исчезновением нестационарного отдыха в составе оздоровительной кампании детей более всего пострадали те образовательные организации, которые в плане софинансирования проведения походов, экспедиций, сборов рассчитывали только на бюджетную оздоровительную корзину. Возникает вполне закономерный вопрос: зачем вообще нужны образовательные программы по туризму (как предполагается, активному), в котором походы и экспедиции вынесены за сетку часов? Практика детско-юношеского туризма может предложить ряд ответов на этот вопрос, причем, инновационных ответов (например, совершение виртуальных походов с опорой на оцифрованные памятники природы или культуры). Правда эффектность не всегда равна эффективности, виртуальные путешествия уступают реальным в воспитательном потенциале, но зато у них есть другие очевидные плюсы — безопасность и сравнительная дешевизна.
Окончательный и бесповоротный уход «образовательных» средств из финансирования организации детских походов не похоронит детско-юношеский туризм в принципе (родительские средства сохранятся), но может увести его в образовательный «андеграунд», переориентировать родителей на туроператорские организации (которым, впрочем, без бюджетных субсидий тоже живется не сладко, и которые, чтобы выжить, удешевят организацию походов, скорее всего за счет снижения уровня их образовательности и безопасности).
Но куда тогда денутся, как будут использованы технологические (педагогические) открытия в области организации детских походов, сделанные в системе образования за более чем столетний период существования в ней детско-юношеского туризма — этот вопрос остается открытым. Скорее всего начнется процесс изобретения велосипеда. Как сделать этот процесс, если он неизбежен, максимально быстрым и безболезненным, такая задача является одной из важных задач деятельности ныне существующего ГУМО, правда, ее решение вряд ли зависит только от членов ГУМО, а простая запись решения (целевая программа или какой-либо другой документ) может выглядеть, как, например, «Тибетская книга мертвых», представляющая собой методические рекомендации по поведению человека после его физической смерти.