О роли ГУМО организаторов активных форм туристско-краеведческой деятельности учащихся и выездных форм работы с детьми в ОУ СПб

Губаненков С. М.,

руководитель городского

учебно-методического объединения,

ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург

I

Названное в заголовке статьи городское учебно-методическое объединение (далее — ГУМО) действует на базе государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег», его структурного подразделения Городской станции юных туристов, являющегося в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 26 октября 2020 года N 2256-р региональным центром детско-юношеского туризма Санкт-Петербурга. Дата образования ГУМО не известна. Название ГУМО менялось, основная цель деятельности оставалась неизменной на протяжении более чем тридцати лет. Определяющая особенность деятельности ГУМО отражена в его сегодняшнем наименовании. Под активными формами туристско-краеведческой деятельности в педагогике понимаются детские походы, экспедиции, соревнования, слеты и сборы, проводимые в условиях природной среды. Целью деятельности ГУМО является содействие методическому и — по возможности — организационному сопровождению перечисленных мероприятий.

Активные формы туристско-краеведческой деятельности — синоним активного детско-юношеского туризма. Поскольку система детско-юношеского туризма в образовательных организациях не только Санкт-Петербурга, но и в целом в России структурирована (пробует структурироваться) по вертикали, членами ГУМО по преимуществу являются специалисты образовательных организаций, выполняющих функции районных центров детского туризма в Санкт-Петербурге.

К районным специалистам присоединяются специалисты образовательных организаций (учреждений) городского подчинения, имеющих в своем составе туристско-краеведческие подразделения (например, Президентский физико-математический лицей или Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных). В работе ГУМО могут принимать участие специалисты, в том числе и педагоги образовательных организаций районов, не имеющих выраженного районного центра детско-юношеского туризма (например, Адмиралтейский административный район). Количество образовательных организаций, специалисты которых входят в состав членов ГУМО в разные годы колеблется от 20 до 25. Количество членов ГУМО – чуть более сорока, хотя на ежемесячных семинарах бывает те же 20 – 25 человек. Причина этого кроется в тематике семинаров, собирающих разных специалистов: от управленцев до педагогов. От одной организации в деятельности ГУМО может принимать участие от одного до трех человек.

В целом ГУМО можно рассматривать, как сообщество квалифицированных специалистов, но текучесть кадров в детском туризме присутствует, поэтому для новых членов ГУМО на первых порах объединение является больше учебным, чем методическим, при этом руководителю ГУМО приходится проводить индивидуальные консультации новых членов, в стороне от этого не остаются и остальные члены ГУМО. Обучение носит коллективный характер, обучают не только коллеги, обучает среда семинаров и мероприятий с детьми.

Профиль специалистов ГУМО по спектру детско-юношеского туризма очень широк. Существует методика организации, обеспечения безопасности и оздоровительно-образовательной эффективности походов, экспедиций и сборов, существует методика организации (и т. д.) массовых, пропагандистских и контрольных мероприятий, существует методика управления (включая вопросы финансирования) самой системой детско-юношеского туризма в системе образования. Не удивительно, что в состав ГУМО, как уже говорилось, входят члены, работающие в своих учреждениях на разных должностях: от педагогов до заместителей руководителей учреждений. В частном порядке к консультационной помощи руководителя и наиболее активных членов ГУМО прибегают руководители учреждений, специалисты органов управления образованием в городе.

О профессионализме членов ГУМО говорит тот факт, что, когда весной 2021 года Комитетом по образованию Санкт-Петербурга была осуществлена попытка организации межведомственного совета по развитию детско-юношеского туризма, его основу составили наиболее активные члены ГУМО. Они же оказались и наиболее активными (и компетентными) членами вновь образованного совета, поэтому, когда — по ряду причин — совет прекратил (или законсервировал) свою деятельность, ничего практически не изменилось. Члены ГУМО на семинарах ГУМО продолжили обсуждение и попытки решения тех проблем, которые обозначались и пробовали решаться на заседаниях совета.

Кроме участия в разработке методик, находящих отражение в инструкциях, регламентах и условиях проведения всевозможных мероприятий (от походов до соревнований походов), кроме участия в разработке технологических регламентов реализации образовательных программ и организационно-методического обеспечения (включая работу регионального и муниципальных центров детско-юношеского туризма) этих программ, члены ГУМО оказывают помощь Городской станции юных туристов в непосредственном проведении региональных мероприятий, образующих – вместе с муниципальными мероприятиями – систему организации активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся Санкт-Петербурга.

К числу системообразующих региональных мероприятий относится Городской смотр-конкурс походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга «По родной стране» (этап Всероссийского конкурса туристских походов и экспедиций обучающихся) и соревнования на контрольных туристских маршрутах (пешеходном, лыжном, горном, водном и комбинированном), кроме воспитательных и развивающих целей имеющие целью проверку уровня готовности объединений обучающихся к проведению запланированных ими походов и экспедиций. В свою очередь специалисты Городской станции юных туристов могут оказать консультативную или иную помощь образовательным организациям Санкт-Петербурга при проведении подобных мероприятий муниципального уровня или уровня образовательной организации, но здесь существуют нюансы. По заведенной традиции на региональных мероприятиях осуществляется проверка готовности детских объединений к совершению наиболее сложных походов и экспедиций или же в них участвуют победители районных мероприятий.

В этих мероприятиях участвуют дети из разных районов и образовательных организаций Санкт-Петербурга и потому членам ГУМО есть смысл участвовать в проведении региональных мероприятий, чтобы наряду с работой в составе ГУМО (в высоких целях развития детско-юношеского туризма на территории региона), посмотреть на уровень готовности своих «муниципальных» детей, ну или приглядеть за организаторами, чтобы не засудили. А вот зачем «глаза региона» приглашать на муниципальные мероприятия, может оставаться неясным. Региональные специалисты не проведут мероприятие полностью (это-то, как раз, во многих случаях было бы очень желательным), но могут углядеть что-нибудь, что показывать вовсе не хочется. Ошибки совершаются всеми, но никто не любит, чтобы эти ошибки становились предметом «всенародного обсуждения». И пусть, по мнению специалистов Городской станции юных туристов, любой контроль должен быть помогающим, случайно выставить район (образовательную организацию) в не слишком приглядном свете не хочет никто. Поэтому обращения за помощью к «регионалам» крайне

редки. Зато совместное проведение мероприятий ГорСЮТур и районов имеет и традицию, и тенденцию к увеличению.

II

По данным мониторингов, проводимых Городским центром развития дополнительного образования городского Дворца творчества юных и Городской станцией юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» по заданию Центра детско-юношеского туризма и краеведения Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФЦДО) в Санкт-Петербурге в настоящее время функционирует более тысячи детских объединений, реализующие образовательные программы при регулярном использовании активных форм туристско-краеведческой деятельности. Количество объединений, эпизодически использующих выездные формы работы с детьми, не подсчитывалось, но практически каждый класс каждой школы Санкт-Петербурга раза два в году выезжает в лес, на природу, в поход выходного дня. И хорошо, если только на один день, как на экскурсию.

Многодневные походы школьников, организуемые без участия специалистов – членов маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций не безопасны. Этому есть примеры, и, к сожалению, члены туроператорских организаций или туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссий, ориентированных на выпуск молодежных (взрослых) групп в походы высокой категории сложности, не всегда демонстрируют знание специфики детского контингента или особенностей так называемых «несложных» (степенных) путешествий. Выпущенное Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и составленное при активном участии специалистов ГУМО инструктивно-методическое письмо «Организация мероприятий, связанных с пребыванием детей в природной среде» отслеживает такие нюансы, но ведь еще нужно, чтобы это письмо изучили в каждой школе Санкт-Петербурга. На это направлены усилия членов ГУМО-специалистов районов.

В настоящее время в детско-юношеском туризме образовательных организаций прослеживаются две разнонаправленные тенденции: тенденция развития, связанная с реализацией на региональном уровне федеральных проектов «Современная образовательная среда», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», и тенденция сворачивания активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся, детерминируемая охранительной, но не всегда высокопрофессиональной деятельностью надзорных организаций, конкуренцией со стороны туроператорских организаций, эпидемиологической обстановкой в стране и, соответственно, в Санкт-Петербурге.

Особенно большой ущерб детскому туризму в нашем городе нанесли два года непроведения оздоровительной кампании детей и молодежи Санкт-Петербурга в форме нестационарного отдыха. По непрогрессивной традиции в большинстве образовательных организаций походы, экспедиции, сборы в природной среде упоминались в текстах образовательных программ, но проводились «вне сетки часов», финансируясь из средств летней оздоровительной кампании.

Непроведение кампании привело к сворачиванию активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся во многих образовательных организациях.

В целях популяризации и развития активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся (детско-юношеского туризма) ЦДЮТиК ФЦДО предлагает регионам России проведение региональных и муниципальных этапов следующих туристско-краеведческих мероприятий:

• Всероссийский конкурс туристских походов и экспедиций обучающихся;

• Всероссийский слет юных туристов.

Для развития активных форм детско-юношеского туризма могут быть использованы и такие многоэтапные (многоуровневые) туристско-краеведческие мероприятия, как Всероссийский конкурс проектных команд по созданию туристских и экскурсионных маршрутов и Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество». Не использованным потенциалом развития активных форм туристско-краеведческой деятельностью обладают туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» и региональное молодежное движение «Юные инструкторы туризма». Большое значение для кадрового воспроизводства и повышения квалификации педагогических работников в детско-юношеском туризме играет объявленный ЦДЮТиК ФЦДО в 2022 году Всероссийский конкурс туристско-краеведческих походов и экспедиций педагогических работников Российской Федерации.

Методическое сопровождение деятельности объединений обучающихся и педагогических работников Санкт-Петербурга в рамках перечисленных мероприятий и движений является задачей деятельности ГУМО на 2021/2022 учебный год. Это отражено в Плане тематических встреч и мероприятий ГУМО.

III

Юные туристы Санкт-Петербурга регулярно занимают большое количество призовых мест во Всероссийском конкурсе туристских походов и экспедиций обучающихся, проводимом по более, чем десяти номинациям, во Всероссийском слете юных туристов. За последние десять лет петербургские педагоги-туристы четырежды становились победителями туристско-краеведческой номинации Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (А. Н. Подлевских, Е. К. Филатов, М. А. Тарасова, А. В. Ильмурадова), при том, что практически все десятилетие этот конкурс проводился раз в два года. Наиболее массово (с учетом размера района) и одновременно педагогически эффективно детско-юношеский туризм развит в Выборгском, Колпинском, Невском, Петроградском, Петродворцовом, Приморском и Центральном районах Санкт-Петербурга, обладающих выраженными районными центрами детского туризма: структурными подразделениями Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района, Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района, Правобережного дома детского творчества Невского района Дворца детского творчества Петроградского района, Детско-юношеского центра «Петергоф» Петродворцового района, Дома детского творчества Приморского района, Дома детского творчества «Фонтанка-32» Центрального района. Активно занимаются спортивным туризмом обучающиеся Детско-юношеского центра «Красногвардеец» Красногвардейского района. Активны – в отсутствии районных центров – отдельные педагоги и методисты Адмиралтейского (Дом творчества «Измайловский») и Фрунзенского (Дворец детского (юношеского) творчества) районов Санкт-Петербурга.

Специалисты всех перечисленных организаций объединяются в составе ГУМО, осуществляющего связь регионального центра детско-юношеского туризма и районных центров нашего города. Еще одной линией (системой) связи между городом и районами является связь маршрутно-квалификационных комиссий регионального и районных центров детского туризма в Санкт-Петербурге. Региональная маршрутно-квалификационная комиссия города в системе образования (ГорСЮТур ГБОУ «Балтийский берег») согласовала полномочия одиннадцати МКК образовательных организаций, включая МКК городского Дворца творчества юных и Президентского физико-математического лицея N 239. Председатели и некоторые из членов этих комиссий также входят в состав членов ГУМО.

Отдельного упоминания заслуживает структурное подразделение Городской станции юных туристов — Учебная часть, организующая деятельность 45 туристско-краеведческих объединений на базах школ разных районов, выполняющая гармонизирующую (выравнивание уровней развития детско-юношеского туризма в районах Санкт-Петербурга) и/или новаторскую функции.

Эксклюзивными клубными объединениями Учебной части ГорСЮТур являются клубные объединения «Клуб юных полярников» и «Живая вода», в деятельности которых ярко выражена профориентирующая составляющая (естественнонаучные экспедиции). Гармонизирующее влияние на развитие детского туризма в районах оказывает организация Учебной частью деятельности клубного объединения «Остров» на базе школ Калининского района, кадровая поддержка отдельных клубных объединений в Приморском и Центральном районах. Специалисты Учебной части входят в состав членов ГУМО, выступают на семинарах со своими обобщениями и предложениями.

В формах клубной туристско-краеведческой деятельности организуют образовательный процесс обучающихся туристские отделы ДДТ «Фонтанка-32» Центрального района (клубное объединение «Восхождение»), ДДТ Приморского района (клубное объединение «Скиф», претерпевающее в настоящее время метаморфозы, явившиеся следствием чрезвычайного происшествия в массиве Хибинских тундр Кольского полуострова в марте 2021 года). На базе школ Калининского района педагоги туристско-спортивного отдела районного Дома детского творчества организуют деятельность клубного объединения «Муравейник».

IV

Как было сказано выше, двухлетний перерыв в финансировании детско-юношеского туризма (нестационарного отдыха) в рамках летней оздоровительной кампании нанес большой ущерб массовости активных форм туристско-краеведческой деятельности обучающихся нашего города. Массовость нуждается в обеспечении не только методическом, но и финансовом. Одной из задач ГУМО, которая не может быть решена без помощи специалистов учредителя образовательных организаций Санкт-Петербурга — Комитета по образованию — является восстановление финансовой поддержки активных форм туристско-краеведческой деятельности из средств бюджета Санкт-Петербурга.

Задача может быть решена тремя способами. Во-первых, введением походов и экспедиций обучающихся в состав реализуемых ими образовательных программ и, соответственно, в технологические регламенты реализации этих

программ. Во-вторых, реабилитацией нестационарного отдыха в составе видов детского отдыха, субсидируемых из городского бюджета. Третье решение этой задачи может заключаться в объединении в определенной пропорции первого и второго способов. Народная мудрость утверждает, что не нужно хранить яйца в одной корзине. В плане организации походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга они там никогда и не хранились. Финансирование походов и экспедиций всегда осуществлялось с помощью привлеченных (обычно родительских) средств, но присутствовала и госбюджетная доля.

С исчезновением нестационарного отдыха в составе оздоровительной кампании детей более всего пострадали те образовательные организации, которые в плане софинансирования проведения походов, экспедиций, сборов рассчитывали только на бюджетную оздоровительную корзину. Возникает вполне закономерный вопрос: зачем вообще нужны образовательные программы по туризму (как предполагается, активному), в котором походы и экспедиции вынесены за сетку часов? Практика детско-юношеского туризма может предложить ряд ответов на этот вопрос, причем, инновационных ответов (например, совершение виртуальных походов с опорой на оцифрованные памятники природы или культуры). Правда эффектность не всегда равна эффективности, виртуальные путешествия уступают реальным в воспитательном потенциале, но зато у них есть другие очевидные плюсы — безопасность и сравнительная дешевизна.

Окончательный и бесповоротный уход «образовательных» средств из финансирования организации детских походов не похоронит детско-юношеский туризм в принципе (родительские средства сохранятся), но может увести его в образовательный «андеграунд», переориентировать родителей на туроператорские организации (которым, впрочем, без бюджетных субсидий тоже живется не сладко, и которые, чтобы выжить, удешевят организацию походов, скорее всего за счет снижения уровня их образовательности и безопасности).

Но куда тогда денутся, как будут использованы технологические (педагогические) открытия в области организации детских походов, сделанные в системе образования за более чем столетний период существования в ней детско-юношеского туризма — этот вопрос остается открытым. Скорее всего начнется процесс изобретения велосипеда. Как сделать этот процесс, если он неизбежен, максимально быстрым и безболезненным, такая задача является одной из важных задач деятельности ныне существующего ГУМО, правда, ее решение вряд ли зависит только от членов ГУМО, а простая запись решения (целевая программа или какой-либо другой документ) может выглядеть, как, например, «Тибетская книга мертвых», представляющая собой методические рекомендации по поведению человека после его физической смерти.

Февраль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28