Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию)

Бибич А. В.,

педагог-организатор Городского координационного центра

физкультурно-спортивной работы ГБОУ «Балтийский берег»,

Санкт-Петербург

Волков А. М.,

методист Городского координационного центра

физкультурно-спортивной работы ГБОУ «Балтийский берег»,

кандидат педагогических наук,

Санкт-Петербург

Эффективность использования дисциплин «трейл-ориентирования» ориентирования, основанного на чтении карт местности, для проведения массовых мероприятий физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности для обучающихся с различными возможностями здоровья подтвердилось при проведении ГБОУ «Балтийский берег» следующих мероприятий [1]:

— Всероссийский фестиваль среди обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по ориентированию на местности 2021;

— Чемпионат и Первенство Федерации спортивного ориентирования России, 15-20 июня 2021 г., Ленинградская область;

— Всероссийские соревнования по трейл-ориентированию «Балтийский берег», 04-05 сентября 2021 г., Санкт-Петербург;

— Дистанции трейл-ориентирования включенные в программу «Российского азимута» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 23 мая 2021 г.

Анализ вышеуказанных мероприятий позволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования на местности с использованием правил трейл-ориентирования.

Наиболее эффективным видом трейл-ориентирования, на наш взгляд, является «точное ориентирование» (международное название: precision orienteering, сокращённо – PreO/ПреО).

Для передвижения используются только тропинки и дорожки в скверах, парках
и лесах. От участника требуются навыки чтения карты и точное соотнесение объектов, обозначенных на карте, окружающей местности.

Организация дистанции «точное ориентирование», при правильной подготовке трассы, сводит к минимуму возможность участника заблудиться. Появляются возможности для увеличения количества участников и расширения контингента за счёт привлечения учащихся с различными возможностями здоровья.

Обучающиеся имеют возможность пройти дистанцию в течении заданного контрольного времени (далее КВ), внимательно изучить особенности местности (парка, пришкольной территории) и сопоставить их с картой. Задания можно интегрировать
с краеведческими вопросами, фото-ориентированием, квестами и т.п.

Участники могут передвигаться только по дорогам и тропинкам, отмеченным
на карте. Дороги и тропинки необходимо обозначить на местности – маркировать лентой, специальными указателями.

Вдоль трассы, по которой передвигается участник, расставлено множество бело-оранжевых призм (в трейл-ориентировании называемых флагами). Флаги не имеют надписей или других обозначений, определяются следующим образом: по часовой стрелке — самый левый флаг «А», следующий «В» и так далее до «F». Используются латинские буквы «А», «В», «С», «D», «Е», «F».

На карте у участника к каждой задаче имеется только одно обозначение объекта на местности – красный круг с номером задачи. Участник должен определить – какой
из флагов находится на том же объекте, что и центр круга на карте т.е. находится
в «правильном месте». Вариант ответа — отсутствие флага в правильном месте обозначается буквой «Z».

Участник решает задачу в процессе передвижения по дистанции.
При необходимости участник может передвигаться по трассе вперед или назад, чтобы рассмотреть различные виды местности и принять решение о правильном ответе.

Вдоль трассы для каждой задачи находятся «точки обзора». Только с этих точек флаги однозначно определяются в порядке, задуманном планировщиком дистанции,
и позволяют выбрать правильный ответ. В точках обзора устанавливаются таблички
с номером задачи и системой отметки. В качестве системы отметки возможно использование компостера (дырокола), карандаша или электронной станции, с помощью которых, участник делает отметку о выбранном варианте ответа.

Помимо дистанции «точное ориентирование» на соревнованиях организуются «таймКП», на которых участнику нужно как можно быстрее ответить, какой из флагов находится в правильном месте.

Прохождение таймКП организуется перед или после прохождения дистанции точного ориентирования. На таймКП участник садится на стул, получает карты
с несколькими задачами в виде буклета, после чего судья показывает участнику флаги. Затем, по команде судьи, участник приступает к решению задач.

Ответы обычно даются устно, желательно с использованием международных обозначений («A»-Альфа, «B»-Браво, «C»-Чарли, «D»-Дельта, «E»-Эхо и «F»-Фокстрот). Обязательно должна быть предусмотрена возможность давать ответы, указывая на них
в карточке с задачей. Для самых маленьких принимаются и просто буквы, если ответ ясен. Судья фиксирует время, затраченное участником на решение задач и ответы. За каждую ошибку на таймКП ко времени решения участнику добавляется штраф 60 секунд.

На таймКП вводится «максимальное время», из расчёта 30 секунд на одну задачу,в случае превышения которого ответы больше не принимаются. Ответ «Z» невозможен. Количество задач на таймКП от 2 до 4, количество флагов -6. Возможна организация двух таймКП.

Итоги подводятся следующим образом: первым в результатах становится тот, у кого больше всего правильных ответов на дистанции «точное ориентирование». Если
у участников одинаковое количество правильных ответов на дистанции «точное ориентирование», то рейтинг среди них определяется общим временем решения задач
на таймКП (время решения задач + 60 секунд за каждую ошибку).

Для эффективности организации прохождения дистанции и качественного обучения чтению карты мы можем рекомендовать следующую «разбивку» дистанций
по возрастам:

  • для участников 8-10 лет (дистанция «С»)

Для каждой задачи предусмотрен только один флаг. Задача участника — ответить, находится ли флаг в правильном месте. Ответом является либо ДА, либо НЕТ. В карточке участника отмечается ДА, если флаг находится в правильном месте, и НЕТ, если флаг
не находится в правильном месте.

Трасса, по которой необходимо следовать, обозначается на местности веревкой или табличками, если она не является достаточно четкой (например, асфальтовая дорога). Инструкции должны объяснять, как трасса обозначена на карте и/или на местности.

Кроме того, желательно, чтобы у первого контрольного пункта на трассе стоял судья (в международной терминологии – маршал), который при необходимости подскажет участнику, как выполнить задание.

  • для участников 11-13 лет (дистанция «В»)

Предусмотрено два типа заданий. Есть задания с несколькими флагами и задания с одним флагом. В заданиях с несколькими флагами участник должен ответить, какой
из нескольких флагов находится в правильном месте. В заданиях с одним флагом участник должен ответить, находится ли флаг на том же объекте, что и в центре круга на карте, или нет — аналогично заданиям дистанции «С».

Если смотреть с точки обзора, то самый левый флаг — A. Следующий флаг справа — B и т.д. Если в задании несколько флагов, то один из них находится в правильном месте, поэтому ответом будет A, B, C, D, E или F. В задании с одним флагом ответом будет A, если флаг правильный, и Z, если флаг не находится на объекте.

  •  для участников 13-16 лет (дистанция «А»)

Для каждого задания есть несколько флагов. Участник должен ответить, какой
из нескольких флагов находится на правильном объекте, или нет ни одного. Ответом является флаг A, B, C, D, E, F или ответ Z, если ни один из флагов не находится в правильном месте.

Если смотреть с точки обзора, то самый левый флаг — A. Следующий флаг справа — B и т.д. Если ни один из флагов не находится в правильном месте, ответом будет Z. Для заданий с несколькими флагами ответом может быть Z. На дистанции «А» также может быть задание, как и на дистанции «С» с одним флагом. Если флаг находится в правильном месте, ответом будет A. Если флаг находится в неправильном месте, ответом будет Z.

На дистанции «A» участник должен также учитывать описание КП и легенду
для правильного решения задачи.

Если используется карта, изготовленная с учетом международных требований для карт ориентирования, то есть, вычерченная в условных знаках стандарта ISOM [2] («лесные знаки»), то все пересекающиеся пути должны быть помечены как запрещенные (перечёркнуты красной линией), если ими нельзя пользоваться.

Если используется карта, изготовленная с учетом международных требований
для спринтерских карт ориентирования — вычерченная в условных знаках стандарта ISSOM [3] или ISSprOM [4] (к классическим лесным знакам добавлены знаки парков и городской застройки), то дорожки, которые можно использовать должны быть обозначены коричневым цветом. Любые пересекающиеся коричневые дорожки должны быть отмечены на карте как запрещенные, если их нельзя использовать.

Рекомендуется на местности дублировать запрещённые обозначения на карте маркирной лентой, табличками и т.п.

Инструкции по подготовке заданий для дистанции «С»

Задания должны быть составлены таким образом, чтобы круг КП в неправильном месте находился на другом картографическом объекте, а не на флаге. Оба объекта должны быть на карте.

Участнику даются пиктографические описания КП. Однако все задачи должны быть решаемы без чтения описания КП, т.е. правильный ответ не должен основываться только на описании КП.

При необходимости трасса отмечается на местности веревкой или серией маркирных лент. «Нитка» соединяет каждую точку обзора со следующей точкой обзора. Трасса должна быть отмечена на карте как обязательный маршрут. Трасса должна находиться на стороне тропы/дороги, чтобы по ней можно было передвигаться
и на инвалидной коляске.

На таймКП один из флагов всегда находится в правильном месте. Хорошо иметь две задачи на таймКП. Если заданий больше, может образоваться очередь.

ТаймКП всегда имеет шесть флагов. На детских дистанциях дополнительно,
в непосредственной близости от флагов, ставятся таблички с их буквенным обозначением (A, B, C, D, E или F).

Рекомендуется сделать отдельную карточку для дистанции «С», где вариантами ответа являются только ДА и НЕТ (A или Z). Рекомендуется, чтобы правильное место было видно с дорожки, но не обязательно с точки обзора для этого задания.

Хотя правилами установлено контрольное время, не следует акцентировать на нем внимание участников. Самое главное, чтобы участник мог спокойно и внимательно читать карту. Официальные соревнования должны соответствовать правилам (3 минуты на каждое задание и на каждые 100 м пройденного маршрута) и учитывать превышение контрольного времени в протоколе результатов.

Инструкции по подготовке заданий для дистанции «B»

Задания должны быть составлены так, чтобы флаги находились на понятных объектах. Флаг может находиться на отсутствующем на карте объекте (например, камень, который слишком мал).

Участнику даются пиктографические описания КП. Все задачи должны быть решаемы без чтения описания КП, т.е. правильный ответ не должен основываться только на описании КП.

В заданиях с несколькими флагами один из флагов должен находиться
в правильном месте. Если в задании только один флаг, ответом может быть и Z. Рекомендуется, чтобы правильное место было видно с дорожки, но не обязательно с точки обзора для этого задания.

На таймКП один из флагов всегда находится в нужном месте. Хорошо иметь две задачи на таймКП. Если задач больше, легко образуется очередь. По возможности можно установить несколько таймКП рядом для решения одних и тех же задач.

Инструкции по подготовке заданий для дистанции «А»

Задания создаются как для дистанции «В», но для заданий с несколькими флагами могут быть сделаны нулевые КП (ответ — Z). Кроме того, на дистанции «А» описание КП может влиять на правильный ответ. Например, ответом будет Z, если флаг находится
на противоположной части холма или на противоположной стороне камня. Однако такие задания, основанные на сторонах света, следует использовать очень осторожно.

С точки зрения работы планировщика, хорошо спланировать дистанцию так, чтобы точки обзора и флаги были одинаковыми для дистанций «B» и «A». Разница между этими дистанциями будет в том, какой объект находится в центре круга на карте.

Список использованной литературы

1.Бибич А. В., Волков А. М. Трейл-ориентирование: равные возможности для обучающихся с различными двигательными возможностями// Педагогический вестник «Балтийский берег», опубликовано 08 апреля 2021 в 16:44. В рубрике: Инклюзивное образование. [Электронный ресурс] URL: http://www.baltvest.spb.ru/2021/04/08/

2. International Specification for Orienteering Maps (ISOM 2017-2) has been compiled and edited by the IOF Map Commission (January 2019). Changes of the ISOM were approved by the Council ESB in November 2018. [Электронный ресурс] URL: https://orienteering.sport/iof/mapping/

3. International Specification for Sprint Orienteering Maps (ISSOM). Valid from 1 January 2007. [Электронный ресурс]  URL: https://orienteering.sport/iof/mapping/

4. This International Specification for Sprint Orienteering Maps (ISSprOM 2019) has been compiled and edited by the IOF Map Commission (January 2019). Approved by IOF Council, April 2019. Valid from 1st January 2020. [Электронный ресурс] URL: https://orienteering.sport/iof/mapping/

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31