Форма анализа прошедшего похода

Пахомов А.Е.,

Кононова Е.В.,

педагоги дополнительного образования ГБУДОДДТ «Фонтанка-32»,

туристский клуб «Восхождение»

Хороший практикующий педагог всегда в каком-то роде исследователь. Каждый новый набор детей, каждый новый год обучения ребят, каждое занятие, поход преподносит огромное количество случаев, которые вызывают затруднения, которые необходимо решать и при этом решать быстро, безотлагательно, на месте. Причем затруднения эти могут быть как педагогического, так и просто технического свойства. Часто приходится искать новые пути, способы, подходы, самому изменяться, чтобы быть адекватным ставшим перед нами проблемами. Вот к нам пришел гиперактивный мальчик, который без устали ерзает на стуле и перебивает вас, когда вы говорите или «зависающая» в гаджетах истеричная девочка.

Есть ли в нашем педагогическом арсенале гуманистичные средства работы с такими подростками? Понятно, что проще не работать с такими детьми, отказать, но это же практически невозможно. Будем честны, не все педагогические задачи мы решаем «на отлично», часто терпим неудачи, бываем некомпетентны. Вероятно, у каждого педагога есть свой шкаф с «педагогическими скелетами». Поэтому, если мы хотим эффективного обучения и взаимодействия с подростками нам нужно перестать быть теми «сумасшедшими» из известного Педагогический вестник № 3, 2021 20 изречения, которые тысячу раз делают одно и то же и тысячу раз ожидают получить другой результат. В этом смысле педагог, не осмысляющий каждое узловое событие своей педагогической практики (для педагога-туриста таким, например, является поход, соревнование или другое знаковое событие), возможно, будет снова и снова наступать на «свои педагогические грабли», пополняя количество скелетов в своем шкафу. Поэтому, на наш взгляд, осмысление состоявшихся событий – один из первых шагов к извлечению опыта, на базе которого можно строить более продуктивную работу.

Форма анализа прошедшего похода создана нами как раз для того, чтобы получить ответ на вопрос: «А что, собственно, происходило в этом походе и при его подготовке?» Данная форма систематизирована таким образом, чтобы учесть максимальное количество сфер пройденного путешествия, она помогает разобраться руководителю в том, что происходило на событийном и психологическом уровне, какими средствами и методами педагог пользовался, добиваясь поставленных целей. Она показывает структуру происходившего. Так же данная форма позволяет, увидев все достоинства и недостатки прошедшего похода, построить на этих выводах новую стратегию поведения для проведения дальнейших путешествий.

Форма эта может использоваться как индивидуальная анкета, которую педагог заполняет для себя, так и для групповой дискуссии по обсуждению прошедшего похода вместе с ребятами или на педсовете. Данная методика несколько раз использовалась на послепоходных педсоветах клубного объединения «Восхождение» (Санкт-Петербург, ДДТ Центрального района «Фонтанка-32») в форме групповой дискуссии. Здесь надо отметить, что до групповой дискуссии необходимо провести собственный разбор прошедшего мероприятия и записать ключевые положения этого анализа, а уж затем проговаривать это в группе. Подобный метода анализ похода еще полезен и тем, что позволяет другим педагогам увидеть то, на что следует обращать внимание в своих путешествиях, здесь можно подсмотреть подходы других, которые можно использовать у себя. Особо надо подчеркнуть, что подобный анализ должен быть проведен максимально честно, откровенно педагогом, избегая общих формулировок, быть максимально конкретным.

Именно в этом его и смысл — понять из каких мелочей сложился поход.

Итак, форма анализа:

1. Общие данные о путешествии

• Время и место проведения (даты мероприятия, локация).

• Вид туризма, формат мероприятия, категория сложности (пеший\горный, лыжный…., УТС, соревнование, поход …, 1\2\3 степень\ категория сложности).

• Количество детей (все ли поехали, кто планировался, если нет, то по какой причине они остались дома).

Пример объяснения: «Назаренко Сашу мы не взяли по причине низкой мотивации к подготовке, заявленные требования подготовки — приходы на за нятия, тренировки и встречи периодически игнорировал, слабо участвовал в групповой подготовке, свою сферу — ремнабор — готовил плохо, спустя рукава. В целом, о нем можно сказать, что мотивация попасть в сам поход у него есть, но делать для этого мало, что желает. Васильев Егор выпал из состава по причине заболевания Covid-19 за неделю до похода».

• Были ли в группе помимо руководителей еще взрослые? Какими целями вы руководствовались, когда приглашали в группу других взрослых? (Повышение безопасности, дружественные связи, другое…).

Пример: «В группу мы взяли третьего педагога из соображений повышения безопасности. Работа на сложных участках на перевалах 1Б требует контроля на «ледовых станциях», да и в принципе поход планировался логистически не самым простым, могла потребоваться помощь третьего взрослого члена группы…».

2. Цели и задачи похода

• Какие цели, задачи вы ставили перед походом, чего хотели достичь в групповом и индивидуальном плане? Были ли у вас в группе до похода мероприятия (упражнения, диалог, групповая дискуссия, тесты), где прояснялись индивидуальные и групповые цели, надежды и опасения ребят.

Пример: «Главной целью было пройти маршрут горного похода 2 к.сл.

Задачами были:

• закрепить навыки работы на ледовом рельефе (ходьба в кошках, работа по организацию станций и передвижению между ними),

• отточить навыки быстрой постановки лагеря в условиях горного похода,

• закрепить навыки быстрого и безопасного передвижения по горному рельефу (трава, курумник, скально-осыпные участки и др.)».

• Разделяли ли, на ваш взгляд, участники похода данные цели?

Пример: «В целом – да. Перед ребятами все эти цели были озвучены задолго до начала похода. Проблем с пониманием и работой над этими целями не было».

• Насколько удалось, как вам кажется, достичь поставленных целей?

Пример: «Поход пройден полностью, изменений в маршруте не было. Работа на ледовом рельефе прошла успешно, без эксцессов, но, безусловно, ее было мало, чтобы довести все действия до автоматизма. Над этой частью надо работать еще дополнительно).

• Какие препятствия и удачи, по вашим наблюдениям, были на данном пути?

 Пример: «Перевал Актур (1Б) оказался сложнее, чем предполагали из-за малого количества снега и обнажившегося льда в этом году. Была опасность камнепада на подъеме, особенно в дневное время, когда мы там были. Пришлось провешивать 5 веревок, вместо предполагаемых 2-3. «…» Удачей была хорошая погода. Больших проблем с ней не было, в основном погода портилась во второй половине дня, когда мы уже приходили на стоянку».

3. Общее впечатление о походе

• Опишите, пожалуйста, ваше общее ощущение от похода (понравилось/не понравилось, тяжело/ легко, ярко/тускло, и др.).

Пример: «Поход выдался не из простых. Вроде бы все просто, лыжная единичка в ЛО, но воспринималась она как «двойка» на Кольском. Я бы назвал этот поход тяговым, тяжелым. В нем сложно было расслабиться. Обычно вначале похода вкладываешься, настраиваешь все процессы, а дальше оно идет уже как-то само, а тут весь поход нужно было вкладываться, контролировать… При этом было много юмора, светлых моментов».

• Как бы вы описали ощущения ребят от похода? Была ли у вас в группе организованная «обратная связь» по походу? Если да, то каковы ее результаты?

Пример: «Я выжата. Такое ощущение, что по мне проехался каток. Мне в двойке было проще, чем здесь» (высказывание Маши на обратной связи).

• Проводилось ли тестирование в вашем походе? Есть ли какие-то результаты?

Пример: «Тестирование не проводилось, но зато делали обратную связь в последний вечер, где по очереди делились своими положительными и отрицательными моментами от похода».

4. Подготовка к походу

• Как проходила подготовка к походу?

Пример: «К горной двойке начали готовиться с сентября. Обозначили главную цель, примерные даты, расписали план подготовки. Из-за того, что начали готовиться рано, почти за год, спешки не было, подготовку можно назвать размеренной. Постепенно приходили в нужную физическую форму за счет тренировок, длительных ПВД, походов на каникулах. По сферам распределились в декабре, за два месяца каждый подготовил свою сферу так, чтобы она была готова «на бумаге».

• Какие методы, средства вы использовали при подготовке похода с детьми?

Пример: «Работала привычная уже система распределения по должностям. Главная идея была в том, чтобы каждый участник группы имел возможность делать вклад в групповую подготовку. Также была обозначена система физических нормативов, которые еженедельно нужно было выполнять. Результаты отслеживали по записям в гугл-документе, а также скриншотам фитнесс-приложений ребят».

• Были ли в вашей работе какие-либо педагогические новшества?

Пример: «В этом походе опробовали систему «дежурного руководителя», когда ребята могли быть «руководителями на день». Из десяти ребят вызвались четверо. С ними отдельно была проведена беседа, на предмет того, на что стоит обращать внимание при руководстве группой. В конце похода ребята делились своими впечатлениями от проделанной работы. Все сошлись на том, что это сложно. Один из ребят сказал, что не хотел бы становиться руководителем, так как понял, сколько всего нужно делать».

• Как вы оцениваете эти педагогические новинки, насколько они удачны, будете ли вы впредь использовать данные наработки?

Пример: «Опыт с «руководителем на день», безусловно, интересный. Ребята побывали в «шкуре» руководителя, почувствовали ответственность. Этот опыт будем и в дальнейшем использовать, но тут нужно, чтобы ребята были готовы, думаю, это посильно на 3-4 году обучения, не раньше».

• Ощущали ли вы цейтнот или подготовка проходила размеренно?

• Равномерно ли распределялась нагрузка на участников похода и руководителей? Если неравномерно, то по какой причине, как вам кажется?

Пример: «Вряд ли можно назвать это распределение равномерным, все-таки были ребята, которые делали больше остальных, но это скорее из-за их же активности, просто они хотели на себя взять такое количество дел, больше вложиться».

• Опишите ваши рекомендации к подготовке будущих походов такого рода.

Пример: «Готовиться заранее! Чем сложнее поход, тем этот период должен быть дольше. К походам, начиная от 2 к.сл. хорошо бы готовиться за полгода, не позже, тогда подготовка будет неспешной, размеренной. Важно одновременно запустить несколько частей подготовки: первая — индивидуальная — физподготовка, личное снаряжение, личные технические навыки, вторая — групповая (техническая) — отработка нужных навыков постановки лагеря (изменять условия), отработка навыков работы на технических участках (организация перил на бревне, броды, организация станций на ледовом и скальном рельефе), третья — групповая по сферам — запустить подготовку по сферам, деятельность в каждой сфере отслеживать через гугл-документы».

5. Поход

1. Технико-тактическая составляющая

• По прошествии похода как вы можете оценить ваш маршрут (грамотно ли он составлен, насколько адекватной возможностям ребят являлась нагрузка, какие изменения претерпел ваш маршрут в самом походе, пользовались ли вы запасными вариантами, насколько красив ваш маршрут, какие рекомендации вы могли бы дать будущим группам, идущим по похожему маршруту или просто в том районе)?

Пример: «Изменений в маршруте два. Первое. Вместо Пер. Уллукёль Восточный (1А, 3100) шли по запасному варианту через Уллукель нижний (н/к, 2900) по изначальной рекомендации РМКК (отмеченной в маршрутной книжке), в связи с этим место ночевки 29.07.2018 решили перенести с оз.Уллукель на оз.Гитчекель. Второе. Решили не идти в радиальный выход на скалы Пастухова 08.08.2018 по причине плохих погодных условий. Но по сути это ничего не поменяло в логике нашего похода, этот радиальный выход был скорее “вишенкой на торте”, чем определяющим препятствием. Маршрут безумно красивый, за 11 дней ты оказываешься в 6 разных живописнейших долинах (Кичкинакол, Нахар, Джалпакол, Мырды, Чиринкол, Кубань), с перевалов видны вершины Главного Кавказского хребта, это потрясающе. Маршрут логичен и проходит через перевалы, которые можно пройти в горном походе 2 категории сложности, места достаточно известные, проблем до похода с поиском информации о нужных нам перевалах не возникало. Поход в большей своей части проходит по району, который называется Гвандра. Маршрут рекомендуем подготовленным группам».

 • Какие потенциально опасные места были на вашем маршруте, как вы обеспечивали безопасность на этих участках (ваши рекомендации другим группам?

Пример: «На восточном склоне пер. Дырявый мы периодически наблюдали сход камней. Выглядит страшно. Поэтому выставили наблюдателя за этой частью склона. Далее покушали, проверили наше обмундирование, проговорили технику безопасности, руководитель пояснил стратегию подъема на перевал и, оставив ненужные вещи у места перекуса, выдвинулись в сторону перевала. Первая часть подъема проходила по пологому снежнику, далее по вытянутой гряде камней мы дошли до следующего, более крутого снежника, под которым надели кошки и начали провешивание веревок. Первый (руководитель) с нижней страховкой на 3 такта и промежуточными точками страховки провесил 50 метров веревки, организуя станцию на ледорубах, второй участник поднялся со второй верёвкой (в отчете это фото 3-10) и, встегнувшись в станцию, встал на страховку лидера для провешивания второй веревки. Первая веревка проходит по снежному склону крутизной 30-35°. Следующий участок до перевала проходит 10 метров по снежнику, далее 20-25 метров по скально-осыпному участку. Надо отметить, что скально-осыпной участок имеет подвижную структуру, камни неустойчивы, возможно спустить их на нижестоящего. Для удобства передвижения по данному участку мы перед ним снимали кошки. Последние два метра подъема на перевал представляют из себя подъем по скальному уступу, для которого требуется элементарная скальная техника. Точка крепления второй веревки — опорная петля вокруг скального уступа на перевале».

• Какие еще «сферы», «точки небезопасности» (сферы, к которым было необходимо особое внимание) были в вашем походе?

Пример: «Безопасность на маршруте была обеспечена комплексом мер, которая включала в себя: тщательную допоходную проработку маршрута, изучение описаний и отчетов других групп, наличием у каждого участника полного комплекта личного специального снаряжения, выход на перевал осуществлялся в первой половине дня, при хорошей видимости и погоде, использованием в походе современных раций (Баофенг), наличием спутникового телефона. Ежедневно вечером мы отзванивались в город, чтобы родители ребят не волновались, ну и у всех были вести о нас; все наши сообщения транслировались в группу Вконтакте. Пользовались мы спутниковым телефоном Iridium 9575 Extreme и сим-картой на 150 единиц. В целом он зарекомендовал себя хорошо, хотя надо сказать, что связь далеко не всегда была устойчивой, самый надежный способ доставить информацию о нас — смс-сообщения. Проблем с ориентированием на маршруте практически не возникало, так как у нас в наличии были разные карты (Генштаб 500 м, ГОСГИСЦЕНТР 500 м и карта Opentopomap) и ко всему прочему мы постоянно пользовались GPS-навигатором, в который были занесены треки других групп, которые ходили по этому или схожему маршруту (треки брались с сайта https://www.gpsies.com/ и через знакомых)».

• Какие объективные факторы (погодный фактор, дикие животные, например) помогали\мешали прохождению маршрута?

Пример: «…группой был совершен отказ от прохождения пер. Суолуайв Зап. по причине сложности подхода к нему, совершенно не было набитой лыжни, идущей в нужном нам направлении, а снежный покров не позволял в срок и безопасно пройти этот перевал без нарушения графика движения. Надо отметить необычное состояние снежного покрова в этом году в Хибинах (я такого давно не припомню) — сверху жесткий наст (некоторых легких участников без рюкзака он даже держит), внизу явно перекристализованный снег в виде крупы (слабый слой), когда копаешь яму — сверху пробиваешь настовый слой, а дальше все до земли — «крупа». Пытались тропить в этом году по лесу, реальное время прохождения 100 метрового участка — 7-10 минут с гигантской трудозатратой. По всей видимости, это связано с температурными «качелями», произошедшими в последние 2-3 недели от срока начала похода. Сначала были сильные морозы (до -40 градусов), а затем резкое потепление (в походе у нас было до +4 градусов»).

• Какие медицинские мероприятия проводились в вашем походе (проверка пульса, ведение дневника самоконтроля, прием витаминов, …)? С какими проблемами со здоровьем участников и руководителей вы столкнулись в походе, как вы их решали? Как вы можете оценить медицинское сопровождение всех участников вашего похода медиком группы?

Пример: «В плане медицины этот поход прошел спокойно, без каких-либо травм, и это нормально. Единственное, что докучало — это мозоли да мелкие ссадины. Наш медик обрабатывал мозоли сначала хлоргексидином, затем посыпал банеоцином и уж потом заклеивал пластырем. Также во все дни была организована пульсометрия, смотрели на отклонения от средних значений…».

• Как вы можете оценить работу завхозов, реммастера, штурмана, краеведа в вашей группе? Были ли в их работе новые приемы, успешные ходы мысли?

Пример: «Питание в этом походе было хорошо продумано, раскладка на человека в день весила примерно 670 грамм (это не много и не мало), голодно совсем не было + мы на т\б “Глобус” и а\л “Узункол” заказывали хычины, что приятно дополняло нашу раскладку. Мясо, лимоны, ягоды мы брали сушеные от компании Субли-бу (http://suble-bu.ru/ ), они отлично экономят вес и легки в приготовлении. Также еще в городе были составлены пакеты с супами (где были сухие овощи, приправы), в общем, всю основную часть по продуктам мы сделали в городе, в самом походе оставалось только закинуть это все в котел. Все продукты были взвешены и упакованы на «едки», так что это дополнительно облегчало деятельность завхоза и дежурных. Завхоз хорошо поработал до похода, что позволило не сильно беспокоиться за эту сферу. За штурманом же необходимо было следить, чтобы он чего-то не забыл, так как это ему свойственно. В итоге «штурманский дневник» мы докупали уже на пути, на одной из станций. Также нужно было контролировать сбор описаний с дежурных штурманов, так как нашему главному штурману не хватало авторитета для сбора их со всех».

2. Психологическая составляющая

• Опишите общее психологическое состояние группы и участников, его динамику в походе (климат в группе, настроение участников, настрой на преодоление трудностей, наличие конфликтов, взаимопомощь, сплоченность, активность и инициативность участников).

Пример: «Удалось до похода получить положительный опыт работы в группе, это и успешно пройденная единичка в Ленобласти и выигранные соревнования на контрольном маршруте. Ребята уже не первый год вместе, поэтому не приходилось дополнительно тратить силы на создание «атмосферы» в группе, ребята уже сами видят, где нужна их помощь и вкладываются туда. Понравился настрой ребят – были моменты, когда им было трудно, например, сложный долгий день до Барышево, видно было, что сильно устали, но шли с улыбкой и задором. Приятно порадовало, что у них появился этот стержень выносливости, в прошлом походе ребята могли срываться под большой усталостью».

• Опишите интересные, на ваш взгляд, для анализа ситуации из прошедшего похода.

Пример: «Долгий сложный день, 26 км нужно пройти. Подходим к вероятному месту лагеря. Нужно идти на разведку искать место. Идут только двое, ведущий и руководитель, остальные сидят на рюкзаках. Вечером разбирали эту ситуацию, говорили о важности работать даже когда тяжело».

• Были ли в вашей групповой работе мероприятия (обсуждения, тренинги, обратная связь), направленные на прояснение группового и индивидуального психологического состояния?

Пример: «Да, дважды за поход делились по кругу яркими моментами за день. Также в конце проводили обратную связь, где отвечали на такие вопросы: «Общее впечатление от похода. Что было ценным и важным тебе в этом походе? Что не понравилось в этом походе? Как ты считаешь, справился ли ты со своей должностью, какие сложности были, как их возможно решить?»

• Какие положительные моменты групповой динамики вы можете отметить в вашем походе? Какие затруднения присутствовали в вашем походе? Пример: «Понравилось, что в этом походе по сравнению с предыдущим пешим походом появился азарт от работы, ребята на скорость пилили, спорили за сколько времени удастся поставить лагерь, в общем, работа делалась с азартом и увлечением, не нужно было принуждать, просить, указывать, ребята большую часть делали самостоятельно».

• Присутствовало ли вашем походе индивидуальное сопровождение участников (педагогическая помощь в преодолении возникающих психологических и технических сложностей у ребенка на маршруте)? Как это происходило и насколько успешно, на ваш взгляд?

Пример: «В этот поход мы взяли Вику, она у нас недавно в группе, с начала года, видно, что сильная и умная, даже является КМС по легкой атлетике, но опыта туристского маловато. Решили взять в поход «на вырост». Изначально решили, что не стоит ее перегружать, снаряжения и питания она несла значительно меньше, чем другие. В принципе, никто и не возражал. Из-за недостатка опыта давали ей посильную работу, и заодно приглядывали».

3. Индивидуальная, личностная составляющая

• Чему (каким знаниям, навыкам) ребята обучились за этот поход? Какие сферы для них были наиболее личностно значимыми? Что вызывало особые сложности?

Пример: «Вот давно уже заметил, что на Кольском ребята учатся лыжной технике намного быстрее, чем в ЛО. Здесь, в Ленобласти получили «базу», там ее уже оттачивали. Хорошая техника катания была основной целью этих сборов, ведь впереди у нас «единичка». За счет рельефа, большого количества снега, разных по уклону склонов можно было варьировать тренировочные задания. Ребята отмечали, что намного увереннее себя сейчас чувствуют на лыжах. Основная сложность, конечно, это работа со страхом. Важно своим примером придать уверенности и показать, что хорошо кататься возможно».

• Можете ли вы среди всех ребят отметить тех, у кого процесс личностного развития проходил особо интенсивно в этом походе? Что этому поспособствовало, на ваш взгляд? Кого вы можете назвать “прорывом похода”? Почему?

Пример: «Саша в этом походе был штурманом, почти целый год мы с ним работали над этой должностью, изучали ее нюансы. В этом походе он делал почти все самостоятельно, от подготовки карт до написания отчета. Что поспособствовало? Может, я ему не мешал? Вслед за должностью он и сам как-то изменился, стал более участливым, начал спрашивать, чем можно помочь с его стороны…» Вопросы педагога самому себе

• Чем именно я могу быть интересен для данной конкретной группы, в чем мой ресурс, сильные стороны и отличие от других?

Пример: «Во мне есть нужное сочетание твердости в отстаивании требований при подготовке походу и мягкости в отношении к самим ребятам».

• Какие ценности я актуализирую и отстаиваю в процессе обучения, и в чем их смысл лично для меня?

Пример: «Мне важно, чтобы ребята были участливыми и вкладывались в процесс подготовки группы. Так как, только вложившись (силами, временем, отношением) они начинают ценить то, во что вложились. Пусть это будет маленькое дело, но оно должно быть. Также мне важно, чтобы ребята начали получать удовольствие от нагрузки, входили в такое состояние, когда азарт от физической (и другой) деятельности перекрывал их усталость в походе».

• Что из содержания обучения значимо, по моему мнению, для учащихся, а что имеет смысл лично для меня?

Пример: «На первом месте у ребят, конечно, всегда отношения. Им важно быть друг с другом, общаться, взаимодействовать, делать общее дело, достигать… Моя задача как руководителя — создать такие условия в группе, чтобы эти отношения помогали в обучении. Чтобы ребята, осваивая, например, какую-то должность, развивались личностно — учились брать ответственность, планировали, развивали свои деловые качества…».

• Как я могу увеличить уровень и глубину осмысленности и личной значимости обучения для обеих сторон?

Пример: «Мне видится, важно обращать внимание ребят на все, что происходит в группе в походе. Объяснять, почему мы делаем так, а не иначе. Проводить дискуссии на предмет того, чему должности, занимаемые ими, учат их…»

• Умею ли я активизировать и включить в процессе обучения ресурс индивидуального опыта, знаний и способностей самих ребят?

Пример: «Когда мы распределяем должности в группе перед новым сезоном я всегда спрашиваю кому что близко в этом году, кто что хотел бы освоить. Таким образом, я опираюсь на их желания и мотивацию. Не учитывая их, мы рискуем не «попасть в человека» и он будет заниматься не любимым делом. «…» Еще я частенько использую методику «Холодный обзвон». Суть ее в том, чтобы ребята понимали, что от них ждут постоянного активного участия. Действует она так, что, когда вы спрашиваете группу о чем-то, вы вызываете ребят независимо от того, тянет ли он руку, желая ответить».

• Достаточно ли я уважителен и толерантен, чтобы внимательно и терпимо относиться к неизбежному разнообразию индивидуальных особенностей ребят?

Пример: «Ох, сложно это… Мне сложно быть с ребятами, с которыми мы расходимся в темпоритмах. Особенно сложно, когда мы обучаемся конкретным навыкам в группе… Моя скорость — выше среднего, и если ребятам сложно понимать в этом ритме, то частенько я повторяю, но делаю это уже с небольшим напряжением…»

 • Были ли у меня моменты в походе, когда я был не уверен в собственных действиях? Если да, то с чем это связано, как вы думаете?

Пример: «Бывают. С ориентированием бывают такие моменты, хотя я достаточно легко могу признать свою ошибку… Сложнее, когда дело касается каких-то вещей, связанных с ребятами, где они не правы. Как правило, я беру небольшую паузу, чтобы подумать, как поступить, советуюсь с замруководителем. Хотя и это не гарант правильного решения. В целом, не считаю состояние неуверенности чем-то плохим».

• Были ли моменты в походе, когда я поступал не педагогично? С чем связаны эти моменты, каковы причины такого поведения? Как можно было бы поступить иначе?

Пример: «Были моменты публичного пристыжения за недоделки по должности. Самому неприятно от того, как это происходило, на эмоциях. Стоило бы проговорить этот момент индивидуально с ребенком».

6. Выводы

• Насколько значим был этот поход для ребят? К чему в дальнейшем готовит этот поход? Какой ступенью в годовом (4-годичном) цикле является этот поход?

Пример: «Ребята отмечали этот поход как самый яркий в году, одновременно с этим и как самый сложный. Это 2 год обучения ребят, сейчас мы сходили в лыжную единичку в ЛО, в следующем году планируем единичку в Хибинах».

• Насколько значим для меня, как педагога этот поход? Чему я научился, какие сложности я увидел в групповой работе, в своем собственном подходе?

Пример: «Чему-то совершенно новому вряд ли научился, но интересно было наблюдать за тем как развивается группа, как возникают новые связи внутри группы. При этом увидел, что среди ребят периодически есть конфликты… Стоит больше уделять времени работе с такими «вспышками». «…» Стоило бы быть более требовательным к ребятам, некоторые их недоделки «спустил на тормозах», хотя могли бы из-за этого быть проблемы. Например, малая граммовка круп, рассчитанная Максимом. Благо, что решили этот вопрос дозакупкой на маршруте».

• Можно ли порекомендовать подобный поход (маршрут) другим группам?

Пример: любой дачный маршрут всегда можно кому-нибудь рекомендовать. Прохождение лыжных маршрутов по Ленинградской области всегда можно рекомендовать в качестве подготовительного к кольским походам. Данный маршрут не показался мне совершенным, в паре мест его стоило бы еще подработать, но рекомендовать его можно, обратив внимание на участки, надо которыми руководителю группы стоит подумать. Всегда лучше подумать самому, чем взять маршрут и некритично пойти по нему. Представленная нами в этой статье форма анализа применима практически к любому походу. Другое дело, что глубина анализа будет зависеть от опыта проводящего анализ педагога и от способности педагога к саморефлексии. Но и опыт и способность являются наживными, к их обретению стоит стремиться, применение представленной формы способствует этому