Опыт патриотического воспитания и исторического образования в условиях детского оздоровительного лагеря

Ожиганов О. Ю.,

начальник ДООЛ «Молодежное» ГБОУ «Балтийский берег»,

руководитель АНО «ВИК “Пятый Македонский легион”»

 Ожиганова Ю. М.,

заведующий сектором образовательной деятельности

в ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег»;

Леонов В. В., педагог-организатор ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег».

К написанию данной статьи авторов подтолкнуло несколько мыслей, которые с течением времени подтверждались, как анализом программ организаций отдыха и оздоровления, так и собственным многолетним опытом работы в данной сфере, а также руководством военно-историческим клубом.

Не секрет, что смены, объединяющие общей тематикой серию воспитательных мероприятий, часто строятся на историческом материале, будь то история Древней Греции с ее мифологическими героями, средневековая история, чаще всего Англии с рыцарями круглого стола или легендами о Робин Гуде, или древнерусская история.

Этот подход с одной стороны заслуживает несомненного поощрения, так как ребята знакомятся с историческими героями и основными событиями на ярких примерах. Но вместе с тем, стоит отдавать себе отчет, что, создавая сюжетно-ролевые игры или легенды смены на историческом материале разработчики, как правило, не ставят своей целью углубленное изучение того или иного исторического события или периода в истории. То, что получается в результате, больше похоже на жанр исторического фэнтези и не может рассматриваться, как инструмент для мотивирования к углубленному изучению истории и формированию восприятия истории, как науки.

Многочисленные исследования остаточных знаний российских школьников по отечественной истории позволяют сделать вывод, что одним из наиболее проблемных для изучения традиционно является период Древней истории России, от Рюрика до Ивана IV. Несмотря на то, что древняя история Российского государства изобилует героическими личностями, которые могут стать реальной опорой при духовно нравственном воспитании, ни в исследованиях проведенной группой под руководством Т.П. Путятиной в 2003 – 2005 г., ни гораздо более поздние исследования, проведенные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не отличаются существенно в констатации того факта, что исторические личности, к которым относятся и как к героям, так и к антигероям, в основном взяты из XX – XXI века, исключением являются только Петр I, которого все же вспоминают выпускники.

5.10.2020 г. в приветствии к форуму «История для будущего. Новый взгляд» Президент РФ В. В. Путин предложил выработать новые подходы к изучению истории и продвигать в обществе, особенно среди молодежи, ценности высокой гражданской культуры. «Все эти вопросы крайне важны для формирования целостной исторической политики, которая играет значимую роль в обеспечении суверенного развития России».

Вместе с тем, на мой взгляд, крайне важно не только мотивировать детей и подростков к изучению истории, прежде всего отечественной, но и привить им понимание того, что история — это наука со своим понятным аппаратом, возможностью изучения источников и постановкой экспериментов. Именно такой подход, нам кажется, наиболее актуальным на сегодняшний день и не только потому, что Указ Президента № 812 от 25.12.2020 г. «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологии» обозначает приоритет развития научного знания, но и потому, что в ФГОС основного общего образования сделан акцент на освоение обучающимися основ исследовательской деятельности. Если исходить из таких взглядов, то крайне важно с одной стороны, знакомя обучающихся с историческими событиями, фактами, личностями быть достоверными и точными в их изложении и интерпретации, а с другой не переходить на стезю академического преподавания, которое в детях и подростках может вызвать и скорее всего вызовет в условиях каникулярного отдыха отторжение.

Что позволяет авторам статьи, разрабатывая программы смен на основе исторического материала, балансировать много лет на этой грани, не скатываясь в историческое фэнтези с одной стороны, и не делать смены научными конференциями с другой?

Технология Living history (живая или ожившая история) — это технология, появившаяся на свет в середине прошлого века в Западной Европе. Изначально она предполагала полное погружение в историческую эпоху: реконструкцию жилища, предметов быта и вооружения, одежды и пищи, общественных взаимоотношений, причем с использованием только аутентичных материалов и изготовление любой продукции с использованием технологий и инструментов характерных для той или иной исторической эпохи. Несомненно, такая технология позволяет не просто ставить исторические эксперименты, но и является доказательной базой, позволяющей подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую учеными. Так было с экспедицией Тура Хейердала, доказавшего, что в эпоху древних цивилизаций были возможны трансатлантические путешествия. Использование этой технологии при работе с детьми ставит все-таки несколько иные цели и, соответственно, иные подходы к организации образовательного пространства.

Основная задача, как и при других технологиях, объединенных общей идеей edutainment — это акцент на увлечение и мотивацию через развлечение и игру, как важнейший принцип получения новой информации. Он предполагает некоторые допущения, например, в условиях стационарного лагеря с жесткими требованиями Роспотребнадзора, приходится жить в благоустроенных корпусах с канализацией и центральным водоснабжением, а не в средневековых замках, землянках или глинобитных домиках, питаться, независимо от выбранной эпохи по сбалансированному меню, в которое входит целый набор продуктов, неизвестных нашим предкам.

Далее все зависит от того, насколько глубоко программа предполагает погружение в эпоху и насколько это позволяют ресурсы. Очень важно, чтобы не только материально-техническая база, но и прежде всего кадры, команда, создающая программу, и вожатые, реализующие ее в отрядах, были готовы к погружению в историю и проживанию части своей жизни в другом времени.

Вы можете резонно заметить, что при создании любой игровой программы, участнику важно погрузиться в игру, осознать себя частью ее сюжета и идентифицировать себя с персонажем. Это действительно так, но, если мы играем в космический патруль или школу волшебников наличие смартфона у героя в руке не является противоречием, а, если вы пытаетесь погрузиться во времена Владимира Святославовича, крестителя Руси или Ромула и Рема, легендарных братьев основателей Рима, пластиковая бутылка или мобильный телефон уже неприемлемы и огонь на алтаре придется зажигать от лучины, а не от зажигалки. Именно мелочи могут в один миг разрушить всю атмосферу, которая так необходима как ребенку, так и взрослому для полноценного погружения в историческую эпоху, чтобы начать ощущать себя, как люди в далекие времена.

Если перейти от общих рассуждений к конкретным примерам, следует сказать, что так как один из авторов статьи много лет занимается реконструкцией военной истории античности, то и при разработке программ мы также начали с древней истории. Ставя перед собой амбициозные цели по воспитанию и формированию ценностных ориентиров детей и подростков в программе «Искусство жить», нами было предложено путешествие в древние цивилизации: инков и майя, викингов, китайцев и Древних Римлян. Североамериканские индейцы учили не только стрельбе из лука, и изготовлению личных оберегов и тотемов племени, но и воспитывали уважение к природной среде, потребность ее сбережения, взращивали умение слиться с природой, умение прислушиваться к себе и своему телу, умение верно дружить. Древние викинги обучали руническому письму, фехтованию при помощи щита и меча, а также воспитывали отношению к семейным ценностям, священным узам брака, уважению и почитанию старших членов семьи, заботе и вниманию к воспитанию и обучению детей. Обращение к культуре Древнего Китая позволило погрузиться в удивительный мир праздников, театрального искусства и каллиграфии, а главное, познакомиться с техниками самосовершенствования, работы над своим телом и духом.

Несомненно, наиболее успешно прошла смена, посвященная Древнему Риму и не только потому, что в ней был сделан акцент на воспитании патриотизма и служения своему Отечеству, формированию гражданского общества, но и прежде всего потому, что были приглашены социальные партнеры из Военно-исторических клубов. Когда члены клуба, являющегося социальным партнером, не только включены в подготовку смены на этапе разработки программы, но и помогают педагогам непосредственно в её реализации, будь то консультации, проведение мастер-классов или интерактивных площадок, получается качественно иной результат. Здесь следует отметить, решающую роль, которую может сыграть не только материально техническое обеспечение программы, реквизит и костюмы, что несомненно важно, но и кадры, подготовленные с одной стороны для работы с детьми, а с другой знающие и любящие историю.

Еще одной особенностью античных смен (а помимо уже упомянутой смены «Римляне на семи холмах» была реализована смена «Три дня в Древнем Риме» и зимняя смена 2021 «Тайна длинной ночи. Точка отсчета» посвященная празднованию дня зимнего солнцестояния у разных народов, населявших Римскую империю) стало создание на территории лагеря интерактивной выставки, созданной на основе материалов из частной коллекции нескольких реконструкторов, и её активное использование. Суть выставки прежде всего в том, что почти все экспонаты можно использовать для проведения мастер-классов, интерактивных площадок и фестивалей, все они являются действующими макетами или репликами предметов, которые реально использовались в быту, в сражениях или на арене 2000 лет назад. Широкое использование технологий музейной педагогики позволяет не только познакомить обучающихся с элементами быта зажиточной семьи, школы гладиаторов и армейской казармы, но и дать потрогать вещи, примерить, пострелять из скорпиона или баллисты, написать послание на восковой дощечке и многое другое. Именно с выставочной экспозиции и начинается погружение участников программы не просто в игру, а в историю, где все должно быть максимально точно и корректно по отношению к историческим деятелям, событиям и фактам.

Прикосновение к Отечественной истории — это очень ответственно. Понимая необходимость серьезного и взвешенного разговора с детьми о тысячелетней истории России, создатели программ осознавали и то, что необходимо подойти к этому так, чтобы каждому стало интересно, чтобы каждый нашел в Древней истории России что-то созвучное себе, своим интересам, запросам, чаяньям. Важно было показать не былинных персонажей (хотя в изучении древнерусского эпоса есть тоже своя педагогическая целесообразность, свой глубинный воспитательный потенциал), не только парадный портрет героя из «Повести временных лет», но живого человека, поставленного в непростые обстоятельства, подчас перед судьбоносным выбором. Очень хотелось, чтобы дети и подростки, принимающие участие в смене, знали не только правителей, первых лиц, о которых упоминается на страницах учебника истории, но и исторических деятелей, составлявших их окружение, которые порой не просто влияли на принятие судьбоносных решений, а реально творили историю.

Например, в формировании личности будущего великого князя, крестителя Руси Владимира Святославовича существенную роль сыграла и воинская слава, и удача его отца, великого воина и полководца Святослава Игоревича, и воспитание, которым занимался его дядька Добрыня, и отказ княжны Полоцкой Рогнеды от предложения выйти за него замуж, и дружба с викингами, их помощь в отстаивании его прав на Киевский престол. Как правило, все эти подробности, все эти люди, которые во многом определили не только судьбу Владимира, но и судьбу Руси на многие века неизвестны современным школьникам.

Как же показать их детям, как сделать так, чтобы история ожила и при этом осталась историей? На помощь нам приходят современные образовательные технологии, например, квесты. Исторических квестов можно предложить огромное количество, начиная с самых простых, линейных, например, квест по территории «Из варяг в греки». При проведении данного мероприятия карта древнего пути из варяг в греки накладывается на схему территории ДООЛ и команды становятся купеческими ватагами, которые должны доплыть из скандинавской Бирки через Торжок, Новгород, Полоцк и т.д. до Киева и дальше до Царьграда. По пути необходимо выполнять задания, в том числе пройти испытание, связанное с нападением половцев и не только сохранить товар, приобретенный по пути следования, но и в сохранности перенести его через волок в районе Хортицы, и в дальнейшем реализовать в Царьграде.

Еще одной используемой формой квеста является квест-рум. Сюжет этого мероприятия на одной из смен знакомил обучающихся с эпизодом похищения вдовы великого князя киевского Ярополка Елены моравским боярином Блудом и ее заточение в темницу вместе с малолетним сыном.

Задача участников, работая в команде и используя знания, логическое и критическое мышление, технологии анализа и синтеза информации найти ключ от темницы и помочь Владимиру спасти пленницу. С одной стороны, в игровой деятельности смоделированной таким образом развиваются мягкие навыки, с другой ребята продолжают знакомство с реальными историческими персонажами, контекстом исторических событий, с терминологией, документами, артефактами.

Еще одним видом квеста, широко используемого при реализации технологии Living-history является life-квест. Это форма позволяет познакомить участников с повседневной деятельностью людей, проживавших в изучаемую эпоху. На примере древнерусского быта нами была рассмотрена повседневная деятельность отрока княжеской дружины, заключавшаяся в ежедневных тренировках по фехтованию деревянным мечом и щитом, в учебных поединках, обучению знахарки, занимавшейся сбором и приготовлением лекарственных растений, ученика повара, обучавшегося приготовлению густой похлебки и напитка и ремесленника, изготавливающего предметы быта.

Те же педагогические цели и задачи во многом решает и другая инновационная форма – иммерсивный квест, который является разновидностью life-квеста. Здесь, помимо самой локации, в которой происходит игровое взаимодействие, вводятся еще и действующие герои, будь то исторические или выдуманные персонажи, которые помогают оживить тот или иной исторический, литературный сюжет и вовлекают участников квеста во взаимодействие.

Примером такого иммерсивного квеста можно назвать детективное расследование гибели киевского князя Ярослава Святославовича, проведенное в ДООЛ «Молодежное» в течение второй летней смены 2020 года. Выполняя роли следователей, криминалистов, оперативных работников, экспертов, обучающиеся опрашивали героев-свидетелей данного исторического события – воеводу Свенельда, жену Владимира Олаву, самого Владимира Святославовича, его дядьку Добрыню, его верных воинов-викингов Сигурда и Олава, воеводу Ярополка Варяжко и других. Проведя анализ всех показаний, а также исторических документов, ребята выдвинули свои гипотезы о мотивах и виновности тех или иных исторических деятелей в данном преступлении.

Подобные мероприятия также, на наш взгляд, выполняют целый ряд важных педагогических задач, и способствуют не только повышению интереса к различным школьным дисциплинам, но и способствуют развитию гибких навыков.

Знакомя участников программы с настольными играми, изготавливая римские духи, фаюмские портреты или обереги древних русичей, мы ставим своей задачей не только познакомить с историей и культурой нашей страны или всемирным культурным наследием, но прежде всего показать неразрывную связь времен, те корни, из которых произрастает современная культура, которые формируют наше национальное самосознание, наши культурные коды.

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031