Итоги Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»-2021

Медведева Н. А.,

член жюри финала Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»,

кандидат биологических наук

e-mail: namedvedeva@mail.ru

Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» по праву можно считать главным педагогическим конкурсом системы дополнительного образования детей. Организатором конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации
и Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации. В 2021 году он проводился в семнадцатый раз. Основная цель конкурса — создание творческих условий, обеспечивающих непрерывное образование и профессиональный рост педагогов дополнительного образования детей.  С 2015 года конкурс проводится ежегодно.

 «Сердце отдаю детям – 2021». Финальные испытания

В 2021 году конкурс «Сердце отдаю детям» проводился по 9 номинациям:

  •  «Педагог дополнительного образования по технической направленности»
  •  «Педагог дополнительного образования по художественной направленности»
  •  «Педагог дополнительного образования по естественнонаучной направленности»
  •  «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности»
  •  «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности»
  •  «Педагог дополнительного образования по социально-педагогической направленности»
  •  «Профессиональный дебют»
  • «Наставничество в дополнительном образовании».

Сложно обозначить время, когда начинаются конкурсные испытания для его участников. Дело в том, что он проходит в несколько этапов. В самом начале календарного года стартует региональный этап. Он проходит в два тура – заочный и очный.

Участником региональных конкурсов могли стать как педагоги дополнительного образования, так и специалисты, имеющие профильное профессиональное образование (не педагогическое), молодые специалисты, студенты, получающие высшее или среднее профессиональное образование в области педагогики и образования; специалисты, реализующие дополнительные общеобразовательные программы и/или образовательные проекты в организациях неформального образования: в кванториумах, центрах цифровых технологий, технопарках, и другие.

В результате более или менее острой борьбы в регионах в федеральный финал вышло 360 педагогов из 71 региона РФ и Донецка. Это были победители региональных этапов конкурса, а также самовыдвиженцы, прошедшие этап «зрительского отбора» и экспертной оценки «самовыдвинутых» материалов.

Для участия в федеральном заочном этапе все участники представили профессиональное портфолио, визитную карточку в формате видеоролика и собственную дополнительную образовательную программу. Самовыдвиженцы также представили эссе на тему «Вклад моей дополнительной общеобразовательной программы в самореализацию и развитие способностей детей».

Высокий статус федерального этапа конкурса подчеркивается масштабом состава жюри. В него вошли пятьдесят специалистов в области общего образования, воспитания и просвещения, педагоги дополнительного образования, победители всероссийских конкурсов, руководители федеральных центров, организаций дополнительного образования, модельных центров. Перед ними стояла очень сложная задача – выбрать лучших из лучших педагогов.

В результате конкурсного отбора в очный финал вышли 85 педагогов из 42 регионов России. Очный финал 2021 года состоялся в ноябре в Казани. По традиции очный финал конкурса следующего года проводится в городе, в котором живет и трудится абсолютный победитель конкурса предыдущего года.  В 2020 году абсолютным победителем стала Анна Григорьева, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Казани, победившая также и в естественнонаучной номинации конкурса с авторской программой «Космические разведчики».

С 15 по 18 ноября 2021 года финальные испытания прошли на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма города Казани. Место было выбрано очень удачно, так как участников испытаний и сопровождающих разместили в общежитии университетского городка и не было необходимости совершать переезды к месту проведения конкурсных испытаний и обратно. Это было очень удобным, особенно в условиях пандемии КОВИД.

Открытие очного финала конкурса прошло в торжественной обстановке в Концертном зале Университета. К конкурсантам обратилась директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России Наталия Наумова со словами: «Вы сегодня лучшие из лучших. Вы те люди, которые реально ведут за собой систему дополнительного образования. Вы — лидеры, на которых сегодня будут обращены все лица будущих поколений педагогов дополнительного образования. Вы — наставники. Вы — обладатели великолепных педагогических компетенций».

В первый день очного финала участники провели открытые занятия на тему «Ознакомление с новым видом деятельности». Испытания проходили по девяти направлениям. Конкурсанты должны были в течение сорока минут провести вводное занятие в программу, по которой они проводят обучение на занятиях в своем регионе.

 На мой взгляд, это испытание является определяющим для педагога. Форма занятия выбиралась конкурсантами самостоятельно, для большей наглядности использовались разнообразные музыкальные, визуальные, презентационные средства обучения. Правда, иногда чувство меры подводило конкурсантов. Часто занятие было перегружено реквизитом, что отвлекало от сути занятия. Дополнительной проблемой для некоторых конкурсантов стало то, что из-за пандемии открытое занятие пришлось проводить не в привычной детской аудитории, а со студентами университета. Особенно сложно пришлось тем педагогам, чьи занятия были рассчитаны на дошкольников).

Во второй день испытанием для конкурсантов стал импровизационный конкурс «4 К: командообразование, креативность, коммуникации, критическое мышление», В смешанных командах конкурсанты должны были проявить свои универсальные компетенции организаторов – администраторов. Любой педагог, выезжающий
с обучающими за пределы образовательной организации, превращается в организатора-администратора, поэтому испытание было «по теме». В задачу конкурсантов входила командная разработка и представление бизнес-плана организации учреждения дополнительного образования в заданном регионе. В конце концов, в руководители нужно приходить не «сверху», а «снизу»: «от сохи», от педагогической практики. В этом случае лучше знаешь, за какое руководство берешься. Члены жюри оценивали не только представленный бизнес-план, но и активность и умение работать в незнакомом коллективе – разработчиков плана. К сожалению, с этим испытанием некоторые блестящие педагоги справились не очень успешно. Возможно, администратору нужны несколько иные профессиональные качества, чем педагогу. Об этом стоит задуматься.

На конкурсе четырех «К»

По результатам двух испытаний были определены девять лауреатов конкурса – победителей в каждой номинации. которые продолжили борьбу на следующем этапе финала.

В третий день были проведены два испытания. В ходе «Педагогического многоборья» участникам предстояло решить задачу по применению образовательных и педагогических технологий.

Заключительным испытанием стала «Педагогическая риторика» – это профессиональный диалог с представителем Министерства просвещения России, в котором участники выражают свою позицию по актуальным вопросам дополнительного образования в России и не позволяют себе бояться ни научных терминов, ни неожиданных обобщений.

По единодушному решению жюри абсолютным победителем конкурса и победителем в естественнонаучной номинации стал Кирилл Пахмутов, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» из Красноярска.

Кирилл Пахмутов – абсолютный победитель конкурса

Кирилл о попадании в число финалистов узнал в последний момент, заменив заболевшего конкурсанта. Времени на подготовку у него было совсем немного, но это не помешало ему показать все свои лучшие качества. А возможно, именно это и помогло: не давила слишком большая ответственность. Его педагогическое мастерство в сочетании с харизматичностью и открытостью никого не оставили равнодушными. Успех Кирилла тем более примечателен, что он еще молод, его стаж не очень велик. Тем шире горизонты, которые открываются перед победителем.

Финальная церемония награждения и торжественного закрытия состоялась в Концертном зале Поволжского университета. Награждение победителей номинаций чередовалось с выступлениями творческих коллективов Центра искусств «Шарм» и заслуженных артистов Республики Татарстан.

Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова поздравила участников: «Все испытания вы прошли успешно, достойно. В конкурентной борьбе за каждого воспитанника вы проявляете не только бойцовские качества, но и искреннюю любовь к детям. Вы демонстрируете очень важное качество, которое сейчас необходимо для каждого работника образования — думаете о том, как сделать так, чтобы за вами шли те, с кем вы работаете».

Заместитель Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России, председатель жюри Ольга Колударова подчеркнула: «Три дня конкурсных испытаний мы с вами провели в дружеской обстановке, потому что говорили на одном языке — языке добра, понимания, ярких эмоций и впечатлений. Я благодарю всех членов жюри, которые присутствовали с нами все три дня, болели за каждого участника конкурса».

Одним из партнеров организаторов конкурса в этом году выступил Московский международный салон образования, Специальный приз Дирекции ММСО получила победитель туристско-краеведческой номинации Ольга Трунина из, г. Балашиха, Московская область. Директор ММСО Максим Казарновский отметил в ее работе значимость построения межкультурных связей сквозь призму путешествий и искусства.

Победители конкурса

Кульминацией церемонии и всего конкурса стало награждение победителей в специальной номинации «Признание профессионального сообщества» и Абсолютного победителя конкурса «Сердце отдаю детям — 2021». Мнение зрителей в зале, определяющих победителя в специальной номинации, и членов профессионального жюри сходится редко, но в этом году одному из участников удалось проявить себя ярко во всех отношениях. По итогам финальных испытаний абсолютным победителем конкурса
и победителем в специальной номинации стал Кирилл Пахмутов.

На церемонии награждения заместитель Министра просвещения РФ Анастасия Зырянова выразила свои пожелания участникам финала: «Сердечно поздравляю победителей Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Желаю всем новых творческих успехов и свершений, долгих лет плодотворной деятельности и благополучия!».

По традиции, финал следующего конкурса проводится в городе абсолютного победителя.  Надеемся на встречу в Красноярске в 2022 году!

После объявления итогов конкурса особенно хочется отметить традиционные успехи педагогов дополнительного образования из Санкт -Петербурга. В Казани наш город представляли 7 педагогов в 6 номинациях.

Уверенную победу в номинации «Педагог дополнительного образования по художественной направленности» одержала Мария Лелека, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Мария Сергеевна – режиссёр и педагог по актёрскому мастерству и кукловождению Театра кукол Дворца, режиссер-постановщик спектаклей «В поисках счастья» (по мотивам пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»), «Совсем неколючая история», «Северное сияние». Все ее спектакли в разные годы стали лауреатами и дипломантами различных творческих конкурсов, в том числе Всероссийского фестиваля детско-юношеских театров кукол «Букет марионеток». М. Лелека – автор проекта «ЧитKid», в котором дети и их родители вместе читают и разбирают различные произведения детской литературы. Чем-то похожим часто занимаются в Петербурге и педагоги-туристы.

Анатолий Шлапоберский, педагог дополнительного образования ГБУ ДО центра детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района «Охта» стал лауреатом II степени в номинации «Педагог дополнительного образования по технической направленности».

Виталий Новиков, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 583 Приморского района стала лауреатом II степени в номинации «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности».

Анна Жильцова, педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дома детского творчества «Юность» Выборгского района, лауреат III степени в номинации «Педагог дополнительного образования по художественной направленности».

Марина Кузьмина, педагог дополнительного образования ГБУ ДО Центра детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга, лауреат III степени в номинации «Профессиональный дебют». Мы, конечно, все очень болели за Марию Корневу, которая представляла Санкт-Петербург в номинации «туристско-краеведческая». И пусть в этот раз кто-то был сильнее и удачливее, но для нас Мария – лучшая! Ее программа, которую она представляла на конкурсе, неоднократно становилась лауреатом региональных и Всероссийских мероприятий, а самое главное, что Марию очень ценят и любят ее воспитанники! И конечно, Марии еще не раз повезет!

Команда из Санкт-Петербурга

В завершении хочется привести слова абсолютного победителя конкурса -2021 года Кирилла Пахмутова: «Дорогие друзья, пробуйте себя в конкурсах. Именно они дают сильный профессиональный толчок. Тем педагогам, которые в следующем году планируют принять участие, хочу пожелать: пробуйте, экспериментируйте! И помните важную вещь – вы в первую очередь хорошие люди, а не методический сборник. Именно от ваших действий, опирающихся, конечно, на методическую базу, зависит радость ваших детей. До встречи в Красноярске в следующем году».

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930