Организация походов выходного дня в школе

Савенко Е. В.,

педагог-библиотекарь

МАОУ г. Магадана «Средняя общеобразовательная

(Русская Культурологическая) школа

  23_katua@mail.ru

Походы выходного дня (ПВД) – одна из наиболее массовых и доступных форм организации активного отдыха учащихся. Проведение походов выходного дня имеет очень глубокие воспитательные идеи: формирование у участников любви к Родине, привитие навыков гуманного, бережного отношения к природе и памятникам истории и культуры, развитие самостоятельности, коллективного взаимодействия, расширение кругозора. Походы выходного дня – это начальная ступень занятий туризмом. Походы невелики          по продолжительности (от одного до трех дней) и протяженности (до 30 км). Маршруты таких походов предназначаются для отработки полезных в полевых условиях умений и навыков движения по маршруту: преодоления естественных препятствий, организации туристского бивака, проведения краеведческих наблюдений.

При достаточно частом и регулярном проведении ПВД способствуют общему физическому развитию участников, их закалке, повышению самостоятельности, морально-волевой и физической выносливости и проверке групп на психологическую совместимость. Большое значение имеет краеведческий компонент ПВД, ведь именно походы как нельзя лучше знакомят путешественников с родным краем, в первую очередь, с его характерными и живописными ландшафтами, флорой и фауной, с объектами природного и историко-культурного наследия.

Успех проведения похода во многом зависит от тщательности подготовки к нему. Документами, регламентирующими порядок подготовки и проведения походов любого уровня сложности, а также права и обязанности их руководителей и участников, являются федеральные и региональные нормативные документы, методические рекомендации, а также инструкции по охране, утверждаемые руководителем проводящей ПВД организации. 

Подготовка к проведению ПВД

Подготовку к проведению похода рекомендуется осуществлять в соответствии с планом, включающим несколько пунктов.

  1. Постановка цели похода. Руководителю следует продумывать назначение ПВД, поскольку цели определяют конкретные задачи и специфику походов в каждом конкретном случае. ПВД может иметь одну или несколько основных целей:

— учебно-тренировочную;

— спортивную (соревнования);

— ознакомительную (познавательную);

— исследовательскую;

— оздоровительную и др.

Воспитательный процесс осуществляется во всех ПВД, независимо от целей их проведения.

2. Разработка маршрута. Маршрут для похода подбирают в зависимости от его цели. Так, учебно-тренировочный поход, в котором предполагается отработка и закрепление навыков бивачных работ (разведения огня и приготовления пищи, установки палаток и пр.), может быть небольшим по протяженности, для этого бывает достаточно выхода группы в лесопарковую зону или окрестности населенного пункта. Учебно-тренировочный поход, проводимый с целью отработки навыков преодоления препятствий маршрута, должен иметь маршрут, включающий в себя эти препятствия или проводиться на специально оборудованном учебно-тренировочном полигоне. Маршрут ознакомительного похода прокладывается вблизи памятников природы, истории и культуры, по экологической тропе, по местам Боевой славы и т. д. Выбор маршрута осуществляется как самим руководителем похода, так и руководителем совместно с детьми. Последнее имеет большое воспитательное значение. 

Следующий шаг на этом этапе – составление нитки маршрута и плана-графика похода. Нитка маршрута – это перечисление его основных топонимических пунктов. План-график составляют обычно для 2-3-хдневных и более длительных походов с ночевками.  Он представляет собой таблицу, содержащую сведения о количестве и протяженности отрезков пути (дневных переходов), местах ночевок, способах передвижения, наличии препятствий или интересных объектов на них, где планируется общественно-полезная или краеведческая работа. Например, для 2-хдневного похода по вышеуказанному маршруту план-график может выглядеть следующим образом:

№   п/п День пути (дата) Дневной переход
(нитка маршрута)
Протяженность (км) Способ передвижения Примечания
1
2
3
4

3. Изучение района похода. Руководитель обязан быть заранее осведомленным о том районе, в котором будет проложен маршрут. Лучше всего, если он организует поход по знакомому ему маршруту, на котором он бывал ранее. Если маршрут для него новый, то необходимо собрать максимальное количество информации о выбранном районе, при этом рекомендуется подключить к работе участников похода. Источниками информации служат, в первую очередь, топографические карты крупного масштаба, а также публикации в местных краеведческих изданиях и на страницах специализированных туристских Интернет-ресурсов, рассказы, фотоальбомы и видеозаписи других людей, бывавших на данном маршруте. В качестве источника информации могут использоваться письменные отчеты о прохождении категорийных маршрутов, включающих в себя маршрут планируемого ПВД. Такие отчеты можно обнаружить в библиотеке маршрутно-квалификационной комиссии, библиотеке туристского клуба. Изучая намеченный маршрут, необходимо обратить внимание на характер местности: степень пересеченности рельефа, соотношение лесных и открытых ландшафтов, наличие рек, ручьев, озер, болот и других естественных препятствий и изучить способы их безопасного преодоления. Руководитель должен быть осведомлен о других возможных опасностях маршрута: о ядовитых растениях и грибах, хищных животных, промышленных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и т. д.

Необходимо предусмотреть прохождение маршрута вне заповедных и иных закрытых для посещений территорий, а также по возможности в стороне от населенных пунктов, установить наличие и возможность осмотра экскурсионных объектов на пути следования группы, быть готовым к тому, чтобы рассказать о них участникам на маршруте. Планируя однодневный ПВД, следует заранее наметить место и время большого привала, а для ПВД с ночевками – места для бивака. При проведении похода с общественно-полезной работой или выполнением краеведческого задания нужно заранее определить их характер, продолжительность  и необходимое снаряжение, подготовить план работ.

4. Подбор группы и распределение должностей. Количество участников похода должно быть определено руководителем заранее. Набор туристов в ПВД может проводиться среди учащихся, которые регулярно занимаются в туристско-краеведческих объединениях. Руководителю следует провести организационный сбор участников для знакомства и рассказа о маршруте. Все участники должны пройти инструктаж по технике безопасности туристских походов.

Минимальное количество участников для ПВД – 6 человек, оптимальная группа – 10-15 человек. Большее количество участников допустимо, но, как правило, руководителю сложнее его контролировать. В целях безопасности и эффективности проведения ПВД руководителю следует иметь хотя бы одного взрослого помощника (заместителя) на каждые 10 участников в однодневном маршруте, одного заместителя на 6 детей — в походах с ночевками. Им может являться сотрудник образовательного учреждения, от которого формируется группа, родитель кого-либо из участников, опытный турист или инструктор-проводник. Минимальный возраст участников ПВД зависит от сложности маршрута похода, руководителю и его помощникам должно быть не менее 18 лет.

Руководитель должен быть осведомлен о здоровье, физических возможностях и психологических особенностях каждого члена туристской группы. Вопрос о медицинском допуске к походу к ПВД может решаться очень по-разному, в соответствии с действующей в регионе проведения нормативной базой.

Большое значение для обеспечения безопасности имеет соблюдение участниками дисциплины и субординации при подготовке и проведении похода. Лучше всего, если участники похода находятся в одной возрастной категории и не имеют значительной дифференциации в своем физическом развитии – это обеспечит равномерное распределение груза по рюкзакам, более слаженное прохождение маршрута без задержек в пути и позволит эффективно провести работу на маршруте.

Для выполнения этих же задач, особенно в ПВД продолжительностью более одного дня, рекомендуется распределить среди участников походные должности: заведующего питанием, заведующего снаряжением, штурмана (топографа), медика, краеведа, фотографа, массовика-затейника и т. д. Заранее необходимо составить график дежурств для костровых работ и приготовления пищи, это позволит избежать конфликтных ситуаций в походе и грамотно распорядиться временем на маршруте. В целом работа по должностям и взаимодействие между собой, в которое вступают участники, обеспечивает воспитательный эффект ПВД.

5. Организация питания. Вопросы питания в однодневном походе решаются обычно довольно просто, поскольку для него может потребоваться только один серьезный прием пищи (обед). Участники могут взять с собой из дома термосы с горячим питьем, бутерброды, консервированные продукты, выпечку, сладости и др. Руководитель организовывает приготовление горячего обеда и/или чая на большом привале. В непродолжительном ПВД можно обойтись одним большим перекусом без разведения огня и приготовления пищи на костре. Главное правило в таком походе – общий стол, т. е. рекомендуется не допускать уединения туристов со своими закусками, способствовать объединению участников в коллектив, приучать их при необходимости делиться с товарищами.

Для более продолжительных ПВД с одной-двумя ночевками требуется составление походного меню. Желательно делать это совместно с участниками похода и учитывать избирательность питания, характерную для детского возраста, возможные аллергические реакции на определенные продукты и т. д. На основе меню составляют продуктовую раскладку – перечень необходимых продуктов питания и их количество (объем) для группы в соответствии с калорийными и весовыми нормами (приложение 1). Нормирование позволяет провести перед походом фасовку продуктов, заранее подготовив необходимое их количество для каждого приема пищи, тем самым можно избежать перегруза участников при переноске рюкзаков.

Раскладка не должна включать в себя скоропортящиеся, аллергенные, провоцирующие нарушение работы желудочно-кишечного тракта продукты. Желательно не выбирать продукты в стеклянной таре и проверять прочность упаковки перед выходом на маршрут. При необходимости нужно переупаковать продукты.

В случае проведения ПВД на собственные средства туристов руководитель не должен собирать с детей или их родителей какие-то деньги: это может расцениваться как незаконная предпринимательская деятельность. Лучше поручить приобретение продуктов родительскому комитету (при его наличии) или поручить участникам сделать свой вклад в общий котел продуктами, взятыми из дома по списку руководителя ПВД. Для сохранения благоприятного психологического климата в группе финансовые расходы участников должны быть равномерными.

6. Подбор снаряжения. После того как группа скомплектована, руководитель вместе со своими помощниками подбирает снаряжение для похода.

Групповое снаряжение – это предметы, которыми может пользоваться вся туристская группа: палатки, тенты, костровой инвентарь (котлы, половник, топоры, пилы, таганок и т. д.), аптечка, ремонтный набор, основная и вспомогательная веревки, карта маршрута и прочее. Руководитель должен проконтролировать наличие необходимых препаратов и инструментов в аптечке, проверить их срок годности, надежность упаковки (приложение 2).

Личное снаряжение – это экипировка каждого туриста, а именно: рюкзак, изолирующий коврик-каремат, спальный мешок, одежда и обувь, индивидуальная аптечка, посуда (миска, кружка, ложка, нож), умывальные принадлежности, фонарь и другие личные вещи (приложение 3).

Для выполнения каких-либо специфических работ, исследовательских заданий на маршруте, может понадобиться специальное снаряжение, например, метеорологические приборы, страховочные системы, сачки и ловушки для насекомых, гербарные сетки и т. д.

Подбирать снаряжение следует рационально. Так, для однодневного ПВД не нужны палатки, за исключением учебно-тренировочных выходов, где они могут понадобиться для отработки навыков установки бивака. Выбирая палатки для ПВД с ночевками, нужно помнить, что вместимость палаток определяется габаритами взрослых людей, поэтому  при размещении в них детей можно рассчитывать на одно дополнительное место. Необязательно иметь фонарь каждому участнику похода, достаточно, чтобы в группе был хотя бы один фонарь на каждую палатку. Некоторые умывальные принадлежности – зубную пасту, мыло – также можно брать кому-то одному по договоренности с товарищами. Подобные тактические приемы позволят снизить общий вес снаряжения участников и облегчить их передвижение по маршруту.

Особое внимание следует уделять одежде и обуви туристов. Одеваться в поход нужно по погоде, чтобы в летнюю пасмурную или солнечную погоду не допускать перегрева, зимой – переохлаждения и обморожений участников и прочих подобных ситуаций, из-за которых группа может быть снята с маршрута. Рекомендуется подбирать одежду из натуральных волокон – хлопка, льна, шерсти, которые способствуют лучшей терморегуляции и потоотведению, гипоаллергенны в отличие от синтетических тканей.  Безопасности участников в определенной мере способствуют головные уборы, предохраняющие летом от солнечного удара, зимой от обморожений.

Обувь следует подбирать чуть больше своего размера, чтобы не натереть ноги. Мерить ее нужно на шерстяной носок, поверх которого надет тонкий, носить в походе рекомендуется так же. Шерсть обладает высокой гигроскопичностью, даже в намоченном состоянии она сохраняет определенный температурный уровень и поддерживает терморегуляцию ног. И ноги при ходьбе остаются сухими. Обувь должна быть закрытой, желательно с плотным голенищем, достаточно разношенной (даже если это специализированные туристские ботинки), на низком каблуке и на нескользкой резиновой подошве.

Руководителю рекомендуется проследить, чтобы участники не брали в ПВД украшения (серьги, браслеты, бусы, кольца и прочие предметы, которые могут спровоцировать травму, например, во время движения по густому подлеску, или обморожение в зимнем походе), а также косметику, от которой в полевых условиях нередко возникают аллергические реакции. Руководитель должен проверить состав индивидуальных аптечек (при их наличии) и ознакомиться с инструкциями по применению специфических препаратов в них, которые могут понадобиться участникам (например, в случае приступа астмы).

7. Оформление маршрутных документов. Руководитель должен оформить документы, подтверждающие нахождение группы на маршруте. Это может быть маршрутный лист, в котором указываются следующие сведения:

— название учреждения или организации, направляющей группу в ПВД;

— нитка маршрута;

— продолжительность в днях с указанием дат;

— протяженность в километрах;

— план-график похода;

— информация об участниках (ФИО, возраст, учебное заведение, адрес);

— допуск врача для каждого участника (по возможности);

— ФИО руководителя и его заместителей.

В соответствии с маршрутным листом образовательное учреждение издает соответствующий приказ о направлении организованной группы учащихся в поход. В случае, если ПВД определенной группы детей проводятся регулярно и в соответствии с утвержденным руководителем образовательного учреждения расписанием, маршрутный лист  на однодневные походы может не составляться, отдельный приказ – не издаваться. Но в любом случае на маршруте ПВД руководитель похода должен иметь на руках документ, подтверждающий его принадлежность к тому или иному образовательному учреждению и ответственность за детей в походе. В том случае, если ПВД планируется не однодневным и по удаленному от населенного пункта маршруту, руководителю рекомендуется зарегистрировать поход в местной поисково-спасательной службе. После выхода группы на маршрут совершить контрольный звонок оперативному дежурному этой службы, а после похода своевременно сообщить ему о благополучном завершении мероприятия. В отдельных регионах России органами МЧС может выдвигаться требование об обязательной регистрации походов выходного дня в поисково-спасательных подразделениях по району совершения ПВД. 

Сбор группы

Время и место сбора группы для выхода на маршрут должны быть объявлены участникам заранее. Руководитель должен предусмотреть возможность корректировки сбора в зависимости от прогноза погоды, изменений в транспортной схеме, составе группы и прочих обстоятельств.

Время сбора назначается с запасом, не менее чем за 30 минут до отправления транспорта, доставляющего участников ПВД к точке начала активной части маршрута. Каждый участник ПВД, прибыв на место сбора, должен подойти к руководителю, а в случае опоздания предупредить его об этом телефонным звонком. Руководитель вправе не разрешить участие в походе лицам, не подготовленным, по его мнению, к данному маршруту (с явными признаками нездоровья, одетыми и обутыми не по сезону и т. п.).

Движение по маршруту

В начале похода руководитель напоминает участникам о его цели и о предстоящем маршруте (сообщает о распорядке и темпе движения, характере местности, объектах экскурсионного осмотра, времени и продолжительности привалов, времени прихода на финишную точку). Также он представляет участникам своих помощников, если это не было сделано на предпоходном собрании.

В походе руководитель находится либо во главе группы, указывая дорогу, либо там, откуда ему удобнее руководить, когда необходимо обеспечить безопасность движения (у переправы, на крутом спуске, на узкой тропе и т. д.). В любом случае при движении по маршруту в группе должен быть «замыкающий группу» участник, и лучше, чтобы это были или сам руководитель ПВД или его совершеннолетний помощник.

Режим и скорость движения в ПВД с учащимися зависят от физических возможностей и экипировки детей и устанавливаются исходя из темпа большинства юных туристов. Обычно в походе ориентируются по самым слабым и медленно идущим участникам. Обгон основной группы допустим, но так, чтобы между всеми участниками была голосовая связь. Отстающих участников нужно перемещать в головную часть группы.

При движении по автомобильным дорогам в населенном пункте и вне его, группе следует двигаться по левой обочине, не мешая движению встречного транспорта. Пересечение проезжей части должно производиться по пешеходным переходам или в местах, удаленных от поворотов с обеих сторон не менее чем на 100 м. Группа, заранее подтянутая к месту перехода, по сигналу руководителя быстро переходит дорогу перпендикулярно ее полотну.

Встреченные на пути препятствия (броды, болота, подъемы и спуски по склону, овраги и пр.) руководитель преодолевает первым или поручает это помощникам, опытным участникам. При необходимости должны быть организованы самостраховка и взаимопомощь. На маршруте похода не должно встречаться непосильных группе препятствий. Сложность препятствий, на которые может или не может выйти группа, определятся туристским опытом группы, выявленным на стадии подготовки к походу. При прохождении препятствий особое внимание следует уделять наименее опытным путешественникам, для сохранения благоприятного психологического климата в группе не стоит подчеркивать, что они слабее других. Преодолев очередное препятствие, группа не начинает движение, пока последний ее участник  не присоединится к ней и не будет отдан приказ руководителя.

При движении без дорог по густому лесу или высокотравью группа должна идти компактной колонной. Руководитель при необходимости подает сигналы голосом или свистком; замыкающий обязан своевременно подать сигнал руководителю о разрыве группы в процессе следования по маршруту. Рекомендуется периодически проводить перекличку, которую завершает замыкающий. На заболоченных участках местности или при движении по глубокому снегу участникам следует идти след в след за направляющим, который выбирает наиболее удобный и безопасный путь.

Руководитель должен следить за тем, чтобы группа, двигаясь по маршруту, не наносила ущерба растительности (как культурной, так и дикой), представителям фауны и их местообитаниям – это один из основных принципов экологического туризма, воспитывающий экологическое сознание и культуру детей.

Длительность нахождения группы на маршруте в ПВД зависит от уровня подготовленности группы, но не должна превышать 8 часов в день, включая время привалов. Первый привал обязательно нужно делать в начале похода, спустя 10-15 минут после старта, чтобы проверить, удобно ли подогнаны и уложены рюкзаки, не натирает ли обувь, не следует ли снять или, наоборот, надеть верхнюю одежду. Далее не реже чем каждые час-полтора устраивают 10-минутные остановки. В многодневных походах при движении с полным грузом продолжительность переходов уменьшается до 40-45 минут, продолжительность привалов может быть увеличена. Небольшой привал нужен перед подходом к какому-либо населенному пункту и в конце маршрута, особенно перед посадкой в общественный транспорт, для того, чтобы участники похода могли привести себя в порядок.

Рекомендуется выбирать для коротких привалов сухие, затененные, ровные места, желательно с большими камнями, бревнами, уступами, на которых туристы могут посидеть и отдохнуть. Время отдыха исчисляется с момента подхода замыкающего группы. Руководитель должен контролировать поведение участников во время привала: дети не должны сидеть непосредственно на земле, камнях, сырых поверхностях, на снегу – для этого следует использовать изолирующие коврики или специальные туристские «пенки-сидушки». Отлучаться с места привала дети могут на несколько минут только парами после того, как уведомят руководителя или его помощника.

Летом, если маршрут проходит вблизи чистых водоемов или рек, возможна организация водных гигиенических процедур. Перед этим руководитель и сопровождающие взрослые должны обследовать зону принятия процедур с целью выявления опасных участков, установить ориентиры для максимального удаления от берега и длительность нахождения в воде. Следует проконтролировать знание учащимися правил поведения на воде и не оставлять их без присмотра. Какие-то игры, развлечения на воде, заплывы, окунания не допускаются.

Выбор места для ночлега и большого привала

Место для ночлега (если он предусмотрен в походе) следует хотя бы приблизительно определять еще на этапе подготовки к ПВД. Группа должна успеть закончить движение по маршруту, поставить палатки, начать готовить ужин до наступления темноты.

Выбирать место для бивака нужно в соответствии с основными требованиями, главное  из которых – безопасность. Оно не должно располагаться у подножья осыпного склона, слишком близко к линии морского прибоя или в зоне прилива, близко к урезу воды, на берегах рек с быстро меняющимся уровнем воды по причине дождей или по каким-то другим причинам. При установке палаток в лесу необходимо следить, чтобы над ними не стояли трухлявые, сухие, надломленные стволы или крупные ветви деревьев. Место для бивака должно быть сухим, защищенным от сильного ветра и в то же время достаточно продуваемым, чтобы там не было большого количества комаров и гнуса, с достаточным количеством топлива, близ пригодной для приготовления пищи и умывания воды. Предпочтительнее устраивать лагерь на берегу реки или ручья выше населенного пункта по течению реки, около родника, чем вблизи водоема со стоячей водой. Безопаснее ночевать рядом с речным плесом, чем около перекатов, поскольку на перекатах более шумно, и в период путины на таких участках реки более вероятна встреча с медведем. Особое, хотя и не обязательное значение имеет эстетичность места ночевки.

Большой привал организуется руководителем для группы в середине дня и используется для приготовления обеда или перекуса. Составляя график движения по маршруту, желательно так рассчитать время большого привала, чтобы он начинался, когда уже пройдена большая часть пути. Сразу же после остановки группы руководитель должен объявить его продолжительность и время выхода на маршрут. Рекомендуется тратить на большой привал и обед не более 1,5-2 часов.

Основные требования к выбору месту большого привала те же, что и к месту для ночлега: безопасность, наличие топлива для костра, чистой воды, по возможности затененность, укрытие от ветра и дождя.

Организация туристского быта

В 2-3-хдневном походе рекомендуется придерживаться общепринятой среди туристов суточной формулы 8+8+8 (8 часов – движение по маршруту, 8 часов – бивачные работы и досуг утром, в обед, вечером, 8 часов – сон). Увеличивать время отдыха рекомендуется за счет увеличения скорости выполнения бивачных работ, т. е. участники должны максимально быстро и эффективно устанавливать, и сворачивать лагерь, готовить пищу, заниматься самообслуживанием.

Все бивачные работы – выбор места для бивака, установка палаток и тентов, разведение огня и приготовление пищи и т. д. – должны происходить под контролем руководителя и его помощников. Руководитель распределяет обязанности в группе, не допуская безделья и неорганизованности, указывает, откуда должна быть взята вода, определяет место для умывания и мытья посуды, туалета, а также место для костра (или установки нагревательных приборов на искусственном топливе), соблюдая все противопожарные меры. Он должен объяснить участникам, как различить сухие и живые деревья, как выбрать подходящее топливо для костра, проследить за тем, чтобы заготовка дров производилась в определенном месте по правилам техники безопасности, проинструктировать дежурных и остальных участников ПВД о поведении у костра, в палатках и рядом с источником воды.

В походе с костром руководитель распределяет обязанности по заготовке топлива, разведению огня и приготовлению пищи между всеми участниками похода. Умения и навыки в этой области должен приобрести каждый турист, поэтому в случае ПВД с несколькими приемами пищи рекомендуется делить группу на звенья дежурных, с одной стороны, чтобы все могли пройти тренировку костровых работ, с другой стороны таким образом обеспечивается более эффективное разделение труда в группе.

При устройстве костров соблюдаются следующие условия:

— запрещается разводить костры в парковой зоне, скверах, в зонах массового отдыха;

— костры должны устраиваться в отдалении от деревьев и кустарников, чтобы их корни и кроны не были повреждены;

— в целях безопасности не рекомендуется устраивать костры под нависающими сухими ветвями деревьев, среди луговин с сухой травой, на сухих ягельниках;

— костры желательно разводить на старых кострищах;

— если костер разводят на новом месте, необходимо предварительно снять дерн, уложить его в штабель на удалении от огня и увлажнить с тем, чтобы перед уходом с места рекультивировать погашенное кострище;

— если бивак располагается в лесу, на торфянистой местности, на старом лугу, то для предотвращения подземного возгорания лесной подстилки и дерновины следует окопать кострище глубокой канавкой, засыпать площадку вокруг костра песком;

— в зимнее время костер удобно разводить на куске мелкоячеистой сетки-рабицы или металлическом листе, уложенных на снег, – это позволит сэкономить силы и не копать яму в снегу, т. к. он быстро протаивает под углями и проваливается, также при этом не придется нарушать дерновую подстилку.

Перед уходом с привала или места ночевки на маршрут руководитель поручает туристам уборку территории (забрать с собой предварительно обожженные металлические консервные банки и другие несгораемые отходы; сжечь горючий мусор). При правильно составленной раскладке питания остатков пищи оставаться не должно. Если это все же случилось, остатки пищи нужно уносить с собой на маршрут и разбрасывать в местах, не пригодных для организации ночлегов, максимально (по возможности) далеко от тропы. Это лучше делать во время привалов. Неиспользованное топливо, которое может пригодиться другим путешественникам, нужно сложить в поленницу там, где она меньше всего будет мокнуть под дождем. Запрещается оставлять или закапывать на месте стоянки какой-либо мусор.

Закончив уборку, необходимо тщательно погасить костер, разворошив угли, полив их водой или засыпав песком, в зимнее время – снегом, перекопать кострище и уложить  на место снятый дерн.

Обязанности и права руководителя

Руководитель и его заместители несут ответственность за жизнь, здоровье участников и безопасное проведение похода, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, соблюдение правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. Руководитель пользуется правом единоначалия на все время похода. Он должен быть культурным, инициативным и дисциплинированным человеком, знающим свое дело, требовательным к себе и к другим.

Перед тем, как организовать и провести поход, руководитель обязан ознакомиться с действующей нормативной базой по организации мероприятий с детьми. Следует помнить, что за нарушение нормативных требований руководитель группы и его заместители несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Руководитель обязан:

  1. До начала похода:
  2. обеспечить комплектование группы с учетом интересов, квалификации, физической и технической подготовленности учащихся;
  3. организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение оказать первую помощь;

— организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутный лист для ПВД, приказ о проведении похода и др.);

  • совместно с участниками ознакомиться с районом похода, по возможности получить консультацию в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов;
  • подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых на маршруте;
  • ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления.
  • В походе:
  • строго соблюдать утвержденный маршрут, изменение маршрута допускается только в чрезвычайных ситуациях, таких как резкое ухудшение погодных условий, возникновение травм и несчастных случаев с участниками похода;
  • принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами;
  • в случае необходимости оказания помощи пострадавшему принять срочные меры по доставке травмированного или заболевшего участника похода в ближайшее медицинское учреждение;
  • сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие поисково-спасательную службу или контрольно-спасательный отряд, в учреждение, проводящее путешествие;
  • не допускать временного разделения группы более чем на час-полтора (например, при необходимости выполнения краеведческих наблюдений), при этом в каждой части группы детей должен находиться взрослый специалист, отвечающий за жизнь и здоровье детей согласно приказу о проведении мероприятия;
  • организовать в случае необходимости оперативную помощь другой группе юных туристов, находящейся в данном районе;
  • информировать ближайшие гидрометеорологические станции и местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, оползнях и других опасных природных явлениях, наблюдаемых на пути следования группы;
  • делать отметки в маршрутных документах о прохождении маршрута.

Обязанности и права участников похода

Участник похода обязан:

— активно участвовать в подготовке, проведении похода и составлении отчета о нем (паспорта, репортажа, отзыва, фотоальбома и т. д.);

—        строжайше соблюдать дисциплину и правила техники безопасности, а также выполнять возложенные на него руководителем и группой поручения;

—        своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его   помощника (заместителя);

— при необходимости получения врачебного допуска к участию в ПВД пройти медицинский осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача образовательного учреждения;

— знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в том числе на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания первой помощи;

— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;

— своевременно информировать руководителя похода или его помощника (заместителя) об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

Участник похода имеет право:

—        пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие;

— участвовать в выборе и разработке маршрута, в подготовке к походу;

—        после окончания похода обсудить на собрании группы недостатки маршрута, действия любого из участников, в том числе руководителя;

— выйти из группы до похода, предупредив об этом руководителя.

Список рекомендуемой литературы

  1. Общие требования к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей  и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий (утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 702/811.
  2. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. – Изд. десятое., дополненное. – М.: 2006. – 96 с., ил.
  3. Бардин, К. В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. – 2-е изд., испр. и доп./ К. В. Бардин. — М.: «Просвещение», 1981. -205 с., ил.
  4. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. / Ю. С. Константинов. – М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 600 с., ил.
  5. Константинов, Ю. С., Митрахович, С. С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов, С. С. Митрахович. — М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. — 352 с., ил.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов                            с обучающимися / Под общ. ред. М. М. Бостанджогло. – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». – М.: Изд-во «Канцлер», 2015, — 24 с.
  7. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. С. Соловьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

Приложение 2

Примерный состав аптечки для похода выходного дня

Лекарственные средства:

  1. Пантенол;
  2. Бальзам «Спасатель»;
  3. Активированный уголь;
  4. Перекись водорода;
  5. Раствор зеленого бриллиантового или йод (флакон или карандаш).

Перевязочные материалы:

  1. Бинт стерильный;
  2. Бинт нестерильный;
  3. Бинт эластичный;
  4. Лейкопластырь бактерицидный;
  5. Лейкопластырь рулонный на тканевой основе;
  6. Вата медицинская;
  7. Ватные палочки или тампоны;
  8. Губка коллагеновая кровоостанавливающая;
  9. Перчатки медицинские латексные.

             Инструменты:

  1.  Пинцет;
  2. Жгут резиновый;
  3. Пипетка.
Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930