Дистанционная подготовка учащихся к соревнованиям по первой помощи в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ
Пискунова М.
педагог-организатор
ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» Красносельского района
Санкт-Петербурга
Аннотация: в статье рассматривается возможность подготовки учащихся к соревнованиям «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница» при переходе на дистанционный формат обучения, а также особенности реализации ДОП по первой помощи в дистанционной форме. Представлен опыт использования дистанционных элементов в программе «Основы военной подготовки» и дальнейшего участия детей в соревнованиях очно. В статье исследуется потенциал дистанционного образования для освоения практикоориентированных программ, а также возможные решения возникающих проблем.
Ключевые слова: первая помощь, дистанционное обучение, дополнительное образование, соревнования.
Одна из задач системы образования в современном обществе – обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Сейчас, с учетом ситуации в мире, а также развития технологий, эта задача наиболее успешно может быть решена именно с использованием дистанционных элементов в образовании.
Дистанционное образование в современных условиях стало одной из распространенных форм реализации образовательного процесса. В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного образования от возможностей, предоставляемых техническими средствами.
Эпидемиологическая ситуация с 2020-го года во многом изменила мир, заставляя социум приспосабливаться к новым условиям существования. В том числе, и образование должно было адаптироваться. Дистанционное обучение стало закономерным ответом на вызовы общества. Система дополнительного образования не стала исключением.
Рассмотрим реализацию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования на примере государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности». Программы «Основы школы безопасности», «Основы военной подготовки» имеют разделы, направленные на освоение знаний и приобретение навыков оказания первой помощи. В среднем в программе на этот раздел отводится четыре учебных часа в году, а полное освоение программы занимает три года. При этом, занятия по программе – практико- ориентированные (как и вся программа), ведь для каждого занятия ставится конкретная практическая цель – научиться накладывать повязку-чепец, научиться технике транспортной иммобилизации пострадавшего и т. д.
Во время занятий в традиционной форме, помимо лекций преподавателя, используются видео-отрывки о работе «Скорой помощи», о работе спасателей МЧС, а также обучающие видео, но большую часть теоретического материала обучающиеся берут из вспомогательной литературы или самостоятельно из сети Интернет. Формой контроля служат опросы, тестирования. Практическая часть оценивается отдельно.
На соревнованиях проверка знаний, умений и навыков по первой помощи проходит тоже в два этапа: теоретическая часть и практическая. При этом если в дистанционном формате теоретическая часть может быть проведена в полном объеме без особых трудностей, то проведение в дистанционной форме практической части ставит перед организаторами задачи, которые не всегда решаются ими успешно. Но это – вопросы к организаторам, а в данной статье речь ведется о подготовке обучающихся к участию в соревнованиях.
Подготовка к соревнованиям рассматривается на опыте работы специалистов ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» по реализации программ дополнительного образования, адаптированных к реалиям дистанционного образования, например, программы «Основы военной подготовки». Данная программа является практико-ориентированной, призванной привить обучаемым комплекс навыков и умений, позволяет расширить и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, начальной военной подготовки, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условиях жизни.
При традиционной форме обучения данная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Реализуется в течение 3 лет, в объеме 216 часов (72 часа в год). Занятия проводятся в очной форме, в количестве 2 академических часов в неделю. При переходе на дистанционное обучение график занятий и общее количество часов не изменяется.
В дистанционной форме сохраняются главные направления и тематика программы, но сокращается количество практических занятий по огневой и строевой подготовке, так как их реализация затруднительная в условиях дистанционного обучения. Взамен этого увеличивается теоретическая часть материала, затрагиваются темы истории вооруженных сил и вооружения, претерпевают изменения практические занятия и по другим разделам программы, задания выполняются индивидуально, а не в парах или группах. Так, накладывание медицинских повязок практикуется на самом себе, что все равно позволяет понять основы и методику правильного их наложения.
Рассмотрим, как именно реализуется дистанционное освоение раздела «первая помощь» по данной программе. В дистанционной форме, чтобы не перегружать обучающихся большим количеством информации, которую нужно посмотреть или прочитать, используются игровые мобильные технологии, на внедрение которых согласились ученики. «Практическим пособием» по изучению материала является игра Reanimation inc — https://psiflame.ru/reanimation-inc-2022.html, в которой обучающиеся могут почувствовать себя в роли работников «Скорой помощи» и выбрать действия, необходимые для оказания первой помощи пострадавшим. Кроме самой игровой реальности в игре используются советы и подсказки, а также теоретический материал и тест, который необходимо сдать перед началом игры на каждом уровне. В игре рассматриваются случаи травм, кровотечений, обмороков, аллергических реакций, утопления, электрических травм, остановки сердца, отравлений и асфиксии. С помощью игровой технологии учащиеся усваивают порядок оказания первой помощи и больше вникают в суть последующей медицинской помощи, что мотивирует их интерес к обучению.
Дополнительным материалом для изучения материала программы стал видео-канал на видеохостинге YouTube «Жизнь хирурга»: https://www.youtube.com/channel/UCtFEylzve5CjRNVKgDLDOAg, на котором нейрохирург в доходчивой форме рассказывает многие тонкости, как медицинской науки, так и первой помощи. Кроме образовательного контента, там содержатся и развлекательные иллюстративные материалы, которые способствуют облегчению усвоения знаний.
Из четырех занятий, отведенных на изучение раздела, первое занятие в дистанционном формате отводится на «входное тестирование»: определение уровня знаний учеников, выяснение их интересов и технических возможностей, а также на решение организационных вопросов. Кроме этого проводится дискуссия на морально-этическую тему: стоит ли оставлять человека в опасности, если нет навыков оказания первой помощи, в соответствии с принципом «не навреди», или же стоит попытаться что-то сделать, кроме вызова спасательных служб и «Скорой помощи»? Живое участие обучающихся является залогом их дальнейшего вовлечения в изучаемый материал. Приводимые в процессе дискуссии «примеры из жизни» позволяют продемонстрировать практическую значимость изучения методов оказания первой помощи, рассмотреть эти методы с разных сторон.
На втором занятии в дистанционной форме выясняется, как обучающиеся воспользовались предложенными им игровыми и видео-ресурсами, обсуждаются результаты изучения, задаются вопросы, проводится игра по иллюстративному материалу «Объясни картинку на медицинскую тему», в которой используются популярные в интернет-культуре форматы изображений и комиксов.
Домашним заданием перед следующим занятием является самостоятельное изучение техники наложения фиксирующих и давящих повязок. Поскольку практика в парах или командах невозможна в используемом дистанционном формате, темой самого занятия становится самопомощь при травмах. Как пример для привлечения внимания и актуальности темы может использоваться известная история о хирурге, который сам провёл себе операцию по удалению аппендикса, или другие истории о самопомощи. Практические занятия не проводятся в хирургических формах, обучающиеся накладывают повязки, и опыт показывает, что в целом это им удаётся. Результаты демонстрируются в формате фотографий, каждую из которых на занятии комментирует педагог, указывая на правильность исполнения или ошибки.
Последнее занятие в разделе предполагает оценивание в целом полученных результатов. Вместо классического тестирования используется задание, заключающееся в написании сочинения на тему «Если бы я мог его спасти» с описанием различных опасных для жизни ситуаций. Индивидуализированный подход позволял ученикам чувствовать собственную важность и нести ответственность за жизнь того, кого они спасают.
Вторым заданием является работа в группах с использованием отдельных чатов. Обучающимся в командах по пять человек нужно найти все ошибки на изображениях, демонстрирующих действия по оказанию первой помощи, а также составить командный пошаговый алгоритм оказания первой помощи в заданной ситуации.
Отправление команд, прошедших обучение в дистанционном формате, на соревнования по оказанию первой помощи, в частности на соревнования «Школа безопасности», является дополнительным методом выявления результатов изучения программы. Опыт показал, что некоторые затруднения с выполнением практических элементов у участников возникали, но это компенсировалось тем, что их работа была слаженной, а схема того, что нужно делать, имелась в голове, как и достаточный для прохождения этапа соревнований объем знаний.
Таким образом, можем сделать вывод, что дистанционный формат обучение в разделе «Первая помощь», несмотря на неизбежные пока недостатки, имеет место быть, в том числе и в качестве подготовки обучающихся к соревнованиям.
Учитывая все еще нестабильную эпидемиологическую обстановку в стране и в мире, прогнозы экспертов, мнения участников образовательного процесса, можно с высокой долей уверенности предполагать, что дистанционная форма обучения в той или иной мере надолго сохранится в образовательном процессе. А это значит, что стоит разрабатывать эта тему в педагогическом сообществе и уделять ей внимание наравне с вопросами, актуальными для традиционной формы обучения.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. – М. : Легион, 2015. – 212 с.
- Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XXVI международной научно-методической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. – 628 с.
- Балашова Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: дисс. … канд. псих. наук. – М., 2011. — 180 с. : ил.
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
- Назаренко А.Л. Триада «Учитель-ученик-учебник» в системе дистанционного обучения // Язык и культура. 2008. № 4. – С. 89-95.
- Кумохин А. Г. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. № 4 – С. 304–307.
- Ерохова Н.В., Чунин А.И., Бурлака А.В., Троценко А.А. Изучение эффективности дистанционных форм обучения Основам Безопасности Жизнедеятельности в 8-х классах // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. № 1 (103). – С. 131-135.
- Айзман Р.И., Королев В.А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2012. № 7. – 211-215.
- Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000.
- Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся». М.: Просвещение, 2004.