Актуальные изменения в законодательстве об аттестации педагогических работни

Яковлева Н. В.,

методист ГБНОУ «Балтийский берег»

С одной стороны, получение квалификационной категории – это государственное признание достижения педагогом определенного уровня профессионального мастерства и гарантированное повышение его должностного оклада, с другой стороны – это рост престижа образовательной организации, где он работает.

Вместе с тем, педагогические работники, сталкиваясь с вопросом необходимости сбора документов и предоставления их для решения вопроса о присвоении квалификационной категории, испытывают стресс, вызванный, в первую очередь, состоянием неопределенности, обусловленной незнанием того, какие аттестационные требования действуют в настоящее время, что необходимо предоставить в подтверждение того или итого критерия и как правильно это оформить.

Во многом это связано с тем, что в образовательных организациях не организована система ознакомления педагогических работников с изменениями, вносимыми в действующее законодательство об образовании. Кроме того, в ряде из них отсутствует специалист, в должностные обязанности которого входило бы оказание помощи коллегам в сопровождении процедуры аттестации. Также, как показывает практика, сами педагогические работники начинают актуализировать информацию по данному вопросу, когда «гром уже грянул» и до подачи заявления о получении данной государственной услуги остаются считанные дни.

Принимая во внимание изложенное, мы хотели бы провести детальный обзор изменений, внесенных в федеральные и региональные нормативно-правовые акты, касающиеся аттестации педагогических работников, вступивших в силу с 1 сентября 2023 года, с целью повышения правовой грамотности последних в указанном вопросе и облегчения процедуры сбора документов, сопровождающих данный процесс.

Итак, с 1 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок), который будет действовать до 31 августа 2029 г.

В соответствии со ст. 2 данного Порядка квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до вступления в силу настоящего Порядка (то есть до 01 сентября 2023 года), сохраняются в течение срока, на который они были установлены. Например, если педагогу дополнительного образования 1 квалификационная категория была присвоена 01 апреля 2020 года, то она действует до 01 апреля 2025 года.

Новый Порядок регламентирует 3 вида аттестации

Первый вид, перешедший из старого Порядка – это аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Данный вид аттестации проводится 1 раз в 5 лет аттестационной комиссией образовательной организации. Аттестация является обязательной для всех педагогических работников, за исключением следующей категории лиц: педагогические работники, имеющие квалификационные категории;  проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;  отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Эта же аттестационная комиссия дает рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Например, назначить на должность методиста лицо, не прошедшее профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «методист».

Второй вид – это аттестация, проводящаяся по желанию педагогического работника в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

В соответствии с новым Порядком, срок действия первой и второй квалификационной категории не ограничен. Напомним о том, что ранее действовавшие правила аттестации ограничивали срок действия как первой, так и высшей квалификационной категории 5 годами.    

Важной новеллой нового Порядка является также отмена ранее действовавшего правила о возможности подачи педагогическим работником заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Вместе с тем, требует дополнительного разъяснения следующая формулировка Порядка: «Заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию», поскольку остается открытым вопрос, могу ли я, как методист, имеющий первую квалификационную категорию, претендовать на получение высшей категории по второй должности «педагог-организатор»?

Представляется, что ответ на указанный вопрос будет предоставлен дополнительно членами соответствующей аттестационной комиссии субъекта Российской Федерации.

Показатели профессиональной деятельности, которые оцениваются для присвоения той или иной категории, сроки проведения аттестации (длительность рассмотрения заявления) в целом остались прежними.

Третий вид аттестации является абсолютно новым и позволяет выделить в отдельную категорию педагогических работников, основная работа которых связана с оказанием другим педагогическим работникам методической помощи и поддержки в их профессиональном становлении и развитии.

Так, по желанию педагогического работника, имеющего высшую квалификационную категорию, он может обратиться в аттестационную комиссию в целях установления ему квалификационной категории «педагог- методист» или «педагог-наставник».

К заявлению прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника. Оно формируется на основе решения педагогического совета, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации (или с иным представительным органом (представителем) работников организации).

Согласно Порядку, квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности: руководства методическим объединением и активного  участия в методической работе; руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе инновационных образовательных программ и проектов; методической поддержки педагогических работников при подготовке к участию в профессиональных конкурсах; участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических  работников, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов; передачи опыта по применению авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.

В свою очередь, квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности: руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования; наставничества в отношении педагогических работников, активного сопровождения их профессионального развития; содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства; распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.

Представляется, что введение третьего вида аттестации и новых квалификационных категорий позволит выделить и дополнительно материально стимулировать особую категорию педагогических работников, вносящих значительный вклад в развитие профессионального мастерства остальных педагогических работников.

Подытоживая вышесказанное, мы хотели бы еще раз обратить внимание на ключевые изменения, внесенные Порядком: 

С 1 сентября 2023 г. до 31 августа 2029 г. будут действовать новые правила аттестации педагогических работников. Аттестация для подтверждения соответствия занимаемым должностям по-прежнему будет проводиться 1 раз в 5 лет.   

Что касается аттестации для присвоения квалификационных категорий (первой или высшей), то срок их действия более не определяется (сейчас они присваиваются на 5 лет). Ранее присвоенные (до 1 сентября 2023 года) квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены. По желанию педагогических работников проводится аттестация в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник». Для подачи заявления на высшую квалификационную категорию теперь не надо ждать 2 года с момента издания распоряжения о присвоении первой квалификационной категории.

Особое внимание хотелось бы также обратить на изменения в региональных нормативно-правовых актах (субъект – город федерального значения Санкт-Петербург), касающихся порядка оказания государственной услуги, форм экспертных заключений и списка экспертов.

Так, распоряжениями Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30.01.2023 № 51-р,  23.08.2023 № 1092-р, 31.08.2023 № 1157-р утверждены Административный регламент Комитета по образованию по предоставлению государственной услуги по организации и проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, формы заключений специалистов об уровне профессиональной деятельности педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность и список экспертов аттестационной комиссии Комитета по образованию.

Оригиналы документов размещены на сайте Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Центр аттестации и мониторинга Комитета по образованию».

Необходимо обратить внимание на следующие важные новеллы, содержащиеся в данных документах.

Так, в настоящее время определен круг лиц, которые могут давать отзыв об открытом занятии: на первую квалификационную категорию – заместитель руководителя образовательной организации, курирующий данное направление (например, заместитель директора школы), руководитель районного или городского методического объединения, эксперт аттестационной комиссии Комитета по образованию, член жюри профессионального конкурса, утвержденного приказом Комитета по образованию (на момент проведения конкурса), на высшую квалификационную категорию – руководитель районного или городского             методического объединения, эксперт аттестационной комиссии Комитета по образованию, член жюри профессионального конкурса, утвержденного приказом Комитета по образованию (на момент проведения конкурса), руководитель педагогической практики. Помимо отзывов о двух открытых занятиях необходимо предоставление листа регистрации присутствующих на занятии (мероприятии), заверенный работодателем.

При этом делается уточнение о том, что вышеуказанный отзыв не будет приниматься во внимание аттестационной комиссией, если руководитель РУМО или ГУМО (или эксперт Комитета по образованию) работает в одной образовательной организации с соискателем, даже если последний является в ней внешним совместителем.

Не менее важной новеллой является отмена ранее обязательного для педагогов-организаторов требования, касающегося представления образовательной программы (в настоящее время обязательна для предоставления программа деятельности и должностная инструкция). Вместе с тем, это исключение не коснулось педагогов дополнительного образования, для которых предоставление образовательной программы по-прежнему обязательно.

Существенные изменения коснулись зачета в процессе процедуры аттестации результатов участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, имеющих официальный статус. В соответствии с новым Порядком, учету подлежат только официальные мероприятия, проведенные в очной форме. Кроме того, в настоящее время учитывается всего одно мероприятие по наивысшему результату. Победа в международном конкурсе приравнивается к всероссийскому конкурсу;

Новый Порядок дополнился пунктом, касающимся оценки стабильности результатов участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, имеющих официальный статус. В целях его подтверждения предоставляется справкой от работодателя о подготовке в течение межаттестационного периода победителей  (лауреатов) конкурсных мероприятиях, имеющих официальный статус (начиная с районного уровня).

Существенно снизилось количество баллов, присваиваемых за публикацию статей и методических разработок на сайтах сторонних ресурсов (с 20 до 5 баллов). 

Новый Порядок аттестации поощряет экспертную активность педагогических работников, поэтому в число документов, подаваемых в аттестационную комиссию, допустимо направление нескольких копий приказов (или сертификатов), подтверждающих участие соискателя в качестве эксперта в комиссиях по оценке мероприятий (соревнований, конкурсов), состав которых утвержден Комитетом по образованию Санкт-Петербурга или организациями, находящимися в ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга (начиная с районного уровня).

Расширился перечень документов, предоставление которых будет подтверждать активную работу педагога с родителями (законными представителями), в настоящее время в аттестационную папку необходимо помещать план работы с указанными участниками образовательных отношений, сценарии проводимых с ними мероприятий, материалы анкетирования, заверенные работодателем.

Для присвоения баллов, подтверждающих выполнение соискателем функций наставника, в соответствии с новым Порядком, требуется предоставление программы наставничества и отчета о работе с наставляемым.

Внесенные изменения свидетельствуют об ужесточении требований к критериям оценивания соответствия педагогического работника той или иной квалификационной категории, но, вместе с тем, позволяют составить более полное и достоверное представление о проводимой им работе. Время покажет, повлияют ли внесенные изменения на качество работы педагогических работников.

Благодарим за внимание и надеемся, что приведенный нами обзор будет способствовать повышению правовой грамотности педагогических работников в вопросах аттестации. 

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». — Текст: электронный // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306020031 (дата обращения: 12.10.2023);

2. Распоряжение Комитета по образованию № 1157-р от 31.08.2023 «Административный регламент Комитета по образованию по предоставлению государственной услуги по организации и проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации» . — Текст: электронный // Центр аттестации и мониторинга КO: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.10.2023).

3. Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении списка экспертов аттестационной комиссии Комитета по образованию» от 30.01.2023 № 51-р. — Текст: электронный // Центр аттестации и мониторинга КO: [сайт]. — URL: https://inspect-ko.spb.ru/%d0%b0%d0%ba%d1%82%d1%83%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b/ (дата обращения: 12.10.2023).

4. Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении форм заключений специалистов об уровне профессиональной деятельности педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность» № 1092-р от 23.08.2023. — Текст: электронный // Центр аттестации и мониторинга КO: [сайт]. — URL: https://inspect-ko.spb.ru/%d0%b0%d0%ba%d1%82%d1%83%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b/ (дата обращения: 12.10.2023).

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031