О принципах создания детского походного социума

Губаненков С. М.,

к. п. н., методист

ГБНОУ «Балтийский берег»

е-mail: gorsutur@wpredinbox.ru

«О́бщество, или со́циум — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения».

Википедия

О том, что поход детской группы, организованный на базе самообслуживания детей на маршруте, обладает потенциалом гражданского воспитания, пишется часто – в статьях, в положениях о туристских мероприятиях, в программах развития детского туризма, в докладных, обосновывающих необходимость организации детских самодеятельных (при участии педагога) путешествий и т. д. Механизм реализации этого потенциала раскрывается значительно реже: не сразу и вспомнишь, где раскрывается. Попробуем сделать это в данной статье и надеемся, что статья получится достаточно внятной и не слишком большой.  

«Граждани́н — лицо, принадлежащее к постоянному населению того или иного государства, имеющее любую национальность, этнос, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав, и обязанностей в рамках действующих законов государства».

Определение, также, как и эпиграф к статье, взято из Википедии – источника не самого оригинального, зато наиболее доступного, в том числе и читателям данной статьи. «Государство» и «социум» – это разные вещи, но пользуется своими правами и выполняет свои обязанности гражданин государства, функционирующий в том или ином сообществе граждан, то есть, в социуме. Об этом и поговорим.

Из темы статьи и приведенных определений сделаем два вывода. Первый: член социума «детская походная группа» имеет права и обязанности. Второй: социум должен защищать своего члена.  Если рассматривать поход детской группы, как оздоровительно-образовательный (в том числе воспитательный) процесс, обязанности членов детской походной группы устанавливаются (или утверждаются) педагогом – руководителем группы.  И он же должен подумать о том, как социум будет защищать права своих членов.

Обязанности члена походной группы – это, в первую очередь, должностные обязанности. Должности (штурман, краевед, завхоз, реммастер и т. д.) и должностные обязанности членов группы наиболее полно представлены в монографии д. п. н. А. А. Остапца-Свешникова [1] и с тех пор неоднократно описывались в туристско-педагогической литературе. Права членов группы – право на жизнь, право на труд, право на отдых и т. д. – не всегда имеют права гражданина», которые должны как-то там ему гарантироваться. Гарантия (защита) этих прав в детской походной группе является заботой и обязанностью руководителя и, по возможности, остальных членов группы. Право на жизнь гарантируется члену походной группы процессами обеспечения безопасности похода. В этих процессах принимают участие не только руководитель и члены походной группы, но и выпускающие члены маршрутно-квалификационных комиссий. Право на отдых – это тоже право на жизнь, потому что без отдыха жизнь скоро кончится. Под правом на труд имеется ввиду право на выполнение членами походной группы своих должностных обязанностей. Если посчитать восходящий к библии принцип «кто не работает, тот не ест» принципом существования детского самодеятельного походного социума, то и право на труд оказывается правом на жизнь. 

Стоит вспомнить, что детский походный социум – это «учебный» социум: образовательный, развивающий, подготавливающий члена походной группы к будущей самостоятельной жизни. Чтобы гражданские навыки действия и взаимодействий в учебном социуме легко переносились в социум «послеучебный», нужно, чтобы жизнь в учебном социуме не слишком отличалась от жизни, которую члену походной группы придется вести в будущем. Но жизнь жизни рознь, условия в которых будут жить члены походной группы в будущем, мало того, что непредсказуемы в важных деталях, они еще и гарантированно будут разными для каждого члена группы. Поэтому нормально, что и учебные социумы отличаются один от другого. Эти отличия зависят от многих причин, но в первую очередь от личности руководителя группы, от его действий по моделированию учебного социума. Как моделировать учебный социум?  Остановимся на ряде принципиально важных моментов.

Первый момент. Социум не должен быть «волчьим» («человек человеку волк»). В будущей жизни такое возможно, но на стадии обучения мы хотим не только подготовить обучающегося к самым тяжелым и, в том числе, к волчьим условиям существования, мы – педагоги – хотим (должны хотеть), чтобы обучающий обладал стремлением к улучшению жизни, желательно, не только своей, но и жизни всех окружающих.

Второй момент. Социум не должен быть «розовым». Моделировать в учебном социуме идеальные с точки зрения социальной справедливости и комфорта условия жизни не нужно. Опробованный в учебном походе социум «город солнца» может травмировать обучающегося невозможностью обнаружения такого города в будущей самостоятельной жизни. «Слишком хорошо – тоже не хорошо». Задача педагогов – максимально адаптировать обучающегося к его будущей участи, а не превратить в дезадаптанта, тоскующего по в принципе недостижимым во внеучебной действительности условиям существования. 

Социум не должен полностью защищать своего члена от превратностей жизни, но должен гарантировать умеренную социальную справедливость. Если руководитель группы не использует какую-то выверенную до мелочей педагогическую технологию, создать «розовый» социум ему помешают его собственные недостатки, поэтому ему стоит сосредоточиться на сознательном контроле того, чтобы социум руководимой им группы не слишком приближался бы к «волчьему». В социуме должно демонстрироваться не право сильного, а максимально возможная социальная справедливость.

Что значит, социальная справедливость в походе? Несправедливость можно не замечать, если того, что у тебя есть, тебе сегодня хватает.  Но если с этим «хватает» возникают проблемы, ты обращаешь внимание на то, что есть у других: хватает ли им того, что есть, а если хватает, почему не хватает тебе? Задача руководителя группы – сделать так, чтобы всем хватало всего или не хватало всего в равной степени каждому.

Перейдём от теории к практике. Потребности туриста на маршруте просты: еда, вода, сон. Еды должно доставаться всем поровну, и еда должна быть одинакового качества. Например, если на ужин приготовлены макароны с тушёнкой, то количество тушёнки в первой миске не должно отличаться от количества тушёнки в последней. Будьте уверены: если отличие есть, дети это заметят. Заметят, и… психологический климат в группе ухудшится. А климат важен. Без хорошего настроения не закончить маршрут. Сохранение позитивного микроклимата в группе в данном случае зависит от действий дежурных, которых педагог должен научить правильным действиям. В приведенном примере в многолитровом котле дети не всегда способны промешать тушёнку до дна. В верхних слоях макарон тушёнки может быть много, в нижних – значительно меньше. Чтобы дежурные справились с размешиванием тушёнки, их нужно предупредить, что если в каких-то слоях котла тушёнки окажется заметно меньше, чем в прочих, то макароны в миски дежурных должны попасть именно из этих, обделённых тушёнкой слоёв. Чтобы таких слоев не было, нужно не вываливать в котел все мясо сразу, а вывалив примерно две трети, перемешать макароны с тушёнкой, приступить к раскладке еды по мискам, и как только количество мяса в макаронах визуально уменьшиться (в последней трети котла), вывалить в котёл остатки тушёнки и промешать теперь уже точно до дна, поскольку до него осталось немного.

Еще пара полезных, в ракурсе сохранения хорошего настроения в группе, советов по части приготовления и раздачи пищи:

  • Если каша подгорела, то последние миски достаются дежурным. Пусть плохое настроение будет у них – в следующий раз они позаботятся, чтоб его не было.
  • Кто бы куда бы ни ушел от места приготовления пищи, при ее раздаче он не должен оказаться забытым. Чтобы не обсчитаться и кого-нибудь не забыть, миски и кружки членов группы нужно собирать не тогда, когда пища готова, а одновременно с началом приготовления. Ну и, понятно, нужно помнить, сколько мисок необходимо собрать.

Вода, точнее, как принято, чай.  Питьевая вода на маршруте может путешествовать во флягах участников движения по маршруту, но все равно вечером чая должно быть заварено много. Каждый член группы должен иметь возможность выпить столько чаю, сколько захочет. Оставшийся чай переливается во фляги и остается на утро. Нужно только, чтобы со своими флягами дети подходили после того, как все напились чаю из кружек. Команду на разлив чая по флягам дежурный подает после того, как убедится, что никто больше сегодня вечером пить чай не будет.

Сон («право на отдых»).  Спят туристы в палатках, места для спящих хватает, спальники и коврики есть у каждого, но от ночлега к ночлегу палатки могут быть поставлены не одинаково. На острых камнях и твердых корнях спится, не в пример, хуже, чем на траве. Места для палаток должны быть равно удобными. И выглядит некрасиво, когда дети, прибыв к месту ночлега, разбегаются и начинают «забивать» места для палаток, стремясь занять лучшее место. Такое поведение не способствует сохранению позитивного психологического климата в группе. Поэтому рекомендуется два способа определения мест для палаток:

  • руководитель группы сам выбирает и указывает членам группы, какая палатка куда должна быть поставлена;
  • участники, определённые для осуществления выбора мест для палаток (всех палаток – не только своих), показывают выбранные площадки руководителю группы, который указывает, на какой площадке будет стоять палатка «выборщиков».

Могут применяться и другие способы определения мест для палаток. Главное, чтобы в итоге соблюдались два правила:

  • члены группы не стремятся, опередив всех, поставить свою палатку «на лучшее место»;
  • места для палаток должны быть равно приемлемыми для защиты «права на отдых».

Все перечисленное похоже на мелочи, но пусть кто-нибудь попробует добиться хорошего настроения в группе, если в ней не будет порядка в быту. Как правило, люди ссорятся «по мелочам» и, ссорясь, раскручивают скандалы до размеров, не сопоставимых с причинами начала скандалов. Чтобы не ссориться, нужно не предъявлять друг другу претензий. Это не просто, потому что поводы для претензий в походе появляются постоянно. Кроме раздачи пищи, выбора мест для палаток и вечернего чаепития на фоне запланированной усталости, возможной непогоды и прочих походных «прелестей» кто-то слишком медленно идет с рюкзаком, кто-то много болтает, кто-то постоянно недорабатывает, кто-то поучает и поучает…  На все эти поводы и причины руководитель группы должен успевать реагировать прежде других и снимать их, объясняя кому-то, в чем тот не прав, или объясняя другому, почему прав тот, кому этот другой предъявляет претензию. Для этого у руководителя должны быть «глаза на затылке» и локаторы вместо ушей. Постоянная включенность руководителя во все происходящее на маршруте может быть развита и превратиться в привычку. Но при этом важно, чтобы руководитель группы не превратился в постоянно лающего человека. Указывать на ошибки можно походя, добродушно,     иногда даже молча – на глазах у члена группы исправляя то, что тот сделал неправильно (главное, чтобы тот не подумал, что так теперь будет всегда). И еще необходимо раз и навсегда объяснить детям (или объяснять постоянно), что на недостатки их действий обращает внимание руководитель, что только он предъявляет претензии недорабатывающим и ошибающимся членам группы и не потому предъявляет, что не ошибается сам – ошибаются (и как посмотреть, а то и недорабатывают) все, включая руководителя, – а потому, что за обращение внимания на недостатки, за указания на ошибки руководителю группы платятся деньги. Ругать и поучать, орать, тратить энергию – занятие малоприятное. Этим глупо заниматься ради собственного удовольствия – только если за деньги.

Если рассматривать организацию походного быта и преодоление препятствий маршрута как задания на взаимодействие (а только так их и надо рассматривать), то эти задания рациональны и потому легко объяснимы. Объяснил –     поняли – убедил, что так правильно.  А там, где все строится на убеждении, нет места для наказаний. Есть только работа над ошибками. Например, не справились с дежурством – следует повторить выполнение этого «технического      элемента похода». Надо договариваться, а не наказывать. Тем более, что и наказывать, в общем-то, некого. Или нельзя. Потому что если руководитель группы выходит на маршрут во главе группы, которую сам готовил к походу, то все ошибки и недоработки членов группы – это ошибки и недоработки руководителя. К слову, иногда – но только при наличии определенного авторитета – это можно говорить даже детям, переводя на себя стрелки детских претензий. А если членов группы непосредственно перед походом привели к руководителю (или наоборот, руководителя привели к членам группы), то наказывая в походе детей, руководитель рискует в послепоходный период столкнуться с негативной реакцией тех, кто свел руководителя и детей вместе.

Чтобы у читателей не сложилось ощущения, что автор статьи благодушествует и призывает к не осуществимому на практике стилю отношений между руководителем и членами походной группы, стоит сказать, что отсутствие наказаний не означает отсутствие «разносов», «наездов» на детей, которые устраивает руководитель по факту каких-то (в восемнадцатый раз совершенных) детских ошибок. Наезды могут присутствовать, но наезд – это не наказание. Это непосредственная реакция на ситуацию. Сильные выражения для того и существуют, чтобы показать силу неправильности сложившейся ситуации. Но наезд должен быть объяснен и должен быть кратковременным. Он не должен превращаться в гнобление (тотальный наезд). Если руководитель поставил задачу избавиться в будущем от того или другого члена группы, это можно сделать проще. Известно, что работа группы детей постоянно подпитывается энергетикой руководителя группы. Достаточно отключить «неугодного члена группы» от личной энергии руководителя (при сохранении социальной справедливости в социуме) и «неугодный член» сам вскоре перестанет приходить на занятия. Но отключение от энергии возможно только в послепоходный период – если условия работы руководителя с группой предполагают наличие такого периода. Поход нужно заканчивать без каких-либо отключений.

«Отключение от энергии» – мера непопулярная, особенно у родителей отключаемого ребенка. Социальная справедливость заключается не в том, чтобы все получали всего строго поровну. Все должны получать столько, сколько им нужно, а каждому может быть нужно по-разному. Но энергия педагога (руководителя группы) не безгранична. И если одному ребенку требуется очень много личной энергии руководителя, этой энергии может не хватить многим другим. И тогда вся группа развалится, и все дети уйдут, в том числе и тот ребёнок, который «съел» всю энергию руководителя группы.  Разумеется, это будет означать, что руководитель группы «не справился», но у каждого человека есть свой предел сил. Руководителями детских походных групп не всегда работают супермены.

Полное прохождение маршрута и хорошее настроение в группе – гарантия отсутствия послепоходных претензий. Но если маршрут рассматривать как развивающий, его прохождение должно быть трудным (на верхнем пределе детских возможностей или близко к нему). Когда трудно, когда почти смертельно устал, сохранить хорошее настроение почти невозможно. В попытках его сохранения многие руководители групп прибегают к заклинаниям: призывают к коллективизму, к «единению ради достижения общей цели». Таким образом они хотят извлечь из детей направленную на преодоление маршрутных трудностей дополнительную энергию. При необеспечении социальной справедливости на маршруте эти заклинания абсолютно не эффективны. И процедуры «командообразования» не эффективны. Пусть этим занимаются организаторы работы в офисах. Сам поход как раз и является процедурой командообразования, и не  стоит «маслить масляное» – это может вызвать проблемы психологического пищеварения.  

Статья была обещана небольшой. Пусть такою и будет. В ней приведены отдельные принципы моделирования детского походного социума. По мнению автора статьи, их, по-любому, стоит придерживаться. Но у каждого руководителя группы это может получаться по-разному. А может получаться и совсем по-другому. Как уже было сказано, походные социумы могут значительно отличаться один от другого, и это – нормально. Интересно было бы узнать о каких-то других принципах организации социума. Но пусть об этом расскажет другой какой-нибудь автор. А читатели статей пусть сами выберут, какие принципы им более близки и понятны. И будем надеяться, что работодатели этих читателей согласятся на реализацию принципов в повседневной работе педагога-туриста – руководителя детских походных групп. 

Используемая литература:

  • Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. — М., 2001.

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031