Модель оценивания уровня развития навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия обучающихся – участников активных форм туристско-краеведческой деятельности

Ананьева М.С., Баранова Ю.С.,
Губаненков С.М., Ниренбург Т.Л.

Описание модели
Описание модели было сделано в целях участия Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» в городском конкурсе моделей учета внеучебных достижений учащихся, проведенных Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования в 2012 году. Форма и объем описания модели продиктованы требованиями к конкурсным материалам, и к слову сказать, предлагаемая модель стала лауреатом конкурса. Авторы модели не имели возможности подробно объяснить членам жюри, что представляет собой технология активных форм туристско-краеведческой деятельности, не стали делать это и при переработке конкурсных материалов в статью. Мы считаем, что читатели этой статьи не хуже нас знают и основные черты, и нюансы использования технологии туристско-краеведческой деятельности в детском туризме.


 

Что прибавляет модель к известной более тридцати лет педагогической технологии? К процессу реализации технологии практически ничего. И устные туры соревнований походов, и социометрические опросы участников  достаточно хорошо известны педагогам-туристам Санкт-Петербурга. Объединение результатов коллективного участия юных туристов в соревнованиях походов и результатов социометрических опросов в формуле модели позволяет получить личный протокол соревнований спортивных походов и экспедиций. Появление этого протокола обуславливается декларируемой актуальностью применения личностного подхода к образованию, превращающегося на практике в социальную приоритетность личных успехов по сравнению с командными результатами. Говоря другими словами, появление формулы пересчета командных успехов в личные достижения объясняется коньюктурой момента. К этому можно относиться по-разному, но  это не мешает получению посредством модели интересной педагогической информации, используемой в дальнейшем для мотивации обучающихся к личностному развитию в составе команды.

Соображениями социальной целесообразности работы педагогов-туристов  объясняется и акцент, сделанный разработчиками модели на выявлении воспитательных результатов туристско-краеведческой деятельности. В подавляющем большинстве случаев специалисты в области организации детских походов и экспедиций трудятся сегодня в системе дополнительного, а не профессионального, в том числе и спортивного, образования, поэтому  хвастаться тем, как хорошо они учат своих подопечных совершать путешествия, им ни к чему. Им платят деньги – уж какие ни есть –  именно за воспитание, а не за обучение профессионально-туристским навыкам и умениям.

Развитием навыков межличностного взаимодействия воспитательный процесс в детском туризме не ограничивается. Многое делают педагоги-туристы и в области патриотического и экологического воспитания подрастающего поколения. Ориентация на сотрудничество юных туристов, без которой невозможно хорошо овладеть навыками межличностного взаимодействия, является ценностной ориентацией, и ее развитие относится к достижениям в области нравственного воспитания.  Но мы пока еще не нашли ни единиц измерения общей воспитанности (предлагаем, когда такая единица найдется, называть ее «воспитуном»), ни единиц измерения патриотизма (предлагаем назвать такие единицы в память о Николае Островском «павками»).  В то же время измеримость воспитательных результатов здесь и сейчас (а не в «отсроченном» будущем)  является на сегодняшний день архиважной задачей. Мы предлагаем педагогам-туристам и педагогам-организаторам смотров конкурсов походов и экспедиций объединить свои усилия по использованию нашей модели и получить протокол личных результатов юных туристов в воспитательном процессе, в котором они по теории педагогики являются соучастниками. После того, как протокол будет получен, мы желаем всем заинтересованным лицам в нужном месте и в нужное время хорошо отчитаться о проделанной ими работе. 

Удачи всем нам в нашем нелегком труде!

Авторы

  Предлагаемая модель предназначена для выявления результативности образовательного процесса, организованного с использованием системно-деятельностного подхода  (А. Н. Леонтьев [10] и др.) на принципах развивающего обучения (Л. С. Выготский [3], В. В. Давыдов [7], Л. В. Занков [8]). Комплексные образовательные технологии реализации названных подходов и принципов в системе туристско-краеведческой деятельности обучающихся были предложены д.п.н. А. А. Остапцом-Свешниковым [12] и  д.п.н. Ю. С. Константиновым [9]. Большое значение в становлении технологии туристско-краеведческой деятельности оказали представления о структуре и закономерностях осуществления совместной деятельности многих людей А. С. Макаренко [11] и К. А. Абульхановой-Славской [1].  Методики категорирования походов и экспедиций, принятые Туристско-спортивным союзом России [13],  позволяют обеспечить многолетнюю образовательную эффективность туристско-краеведческой деятельности. Теоретические положения, положенные в основу воспитательного процесса, проводящегося в системе туристско-краеведческой деятельности, разрабатывались петербургскими учеными М. М. Бахтиным [2], Г. Л. Тульчинским [15], В. И. Гинецинским [4] .

Прогресс общества, жизнедеятельность которого обеспечивается его членами  в процессе совместной деятельности при разделении обязанностей по ее выполнению (раньше это называлось «разделением труда»),  достижим лишь при наличии у всех членов общества хорошо развитых навыков функционально-ролевого и  общегражданского межличностного взаимодействия. Развитие названных навыков является приоритетной задачей образования независимо от формы собственности, доминирующей в том или другом обществе. Важность задачи определяется не формой собственности, а структурой общественного производства. На развитие навыков межличностного взаимодействия, формирование на их основе устойчивых личностных качеств и ценностных ориентаций направлена туристско-краеведческая деятельность, образовательную эффективность которой обеспечивают самостоятельность обучающихся и совместность их действий в процессе осуществления деятельности. 

Совместность усилий и самостоятельность обучающихся в процессе образования не являются прерогативой туристско-краеведческой деятельности. На тех же принципах может организовываться процесс реализации образовательных программ естественнонаучной,  физкультурно-спортивной, социально-педагогической и других направленностей дополнительного образования. В качестве системообразующих форм совместной образовательной деятельности может с равным успехом использоваться спортивный поход, научно-образовательная экспедиция, театральный спектакль, игровая сложная реконструкция, соревнование или другое массовое мероприятие, в котором обучающиеся выступают в роли организаторов. На принципах самодеятельности строится детское самоуправление, образовательная результативность которого также может определяться с помощью предлагаемой нами модели.

В связи с тем, что предлагаемая модель оценивания внеучебных достижений учащихся адаптирована под определенную технологию, в результате чего составляет с ней единое целое (Приложение 1), необходимо сказать несколько слов о самой технологии. Технология туристско-краеведческой деятельности (ТКД) имеет цикличный характер и по условиям реализации может быть многолетней. Циклообразующими мероприятиями в ней являются самодеятельные походы и экспедиции (далее – путешествия). Циклы  ТКД состоят из подготовки, проведения и подведения итогов проведения путешествий. Каждый последующий цикл деятельности оказывается сложнее предыдущего цикла, и это обеспечивает образовательную эффективность цикличной туристско-краеведческой деятельности.  Сложность деятельности подбирается под конкретных участников деятельности такой, чтобы для ее успешного осуществления участникам приходилось использовать имеющиеся у них навыки, умения, качества в пределах, между которыми, по определению Л. С Выготского [3, с. 140-153], находится их «зона ближайшего развития». Определение необходимого (развивающего) уровня сложности деятельности является основной задачей педагога при работе с каждым конкретным объединением обучающихся в каждом туристско-краеведческом цикле. Правильность определения сложности, как и последующая успешность всей совместной образовательной деятельности членов экспедиционно-походного объединения по подготовке, проведению и подведению итогов путешествия удостоверяется членами «маршрутно-квалификационной комиссии образовательного учреждения» [14, с. 292-297], осуществляющими методическое а порой и психологическое сопровождение деятельности объединения. Определением и выставлением необходимого (развивающего) уровня сложности путешествия для каждого  члена объединения занимаются совместно педагог и  учащийся путем подбора функциональной роли (должности) учащегося в составе экспедиционно-походного объединения.  Должностей в составе такого объединения А. А. Остапец-Свешников выделял до пятидесяти [12, стр. 52-57]. При этом в каждом конкретном походе отдельные должности могли совмещаться, а какие-то – и вовсе отсутствовать.

Для успешного совершения путешествия кроме специальных экспедиционно-походных навыков и умений (умение работать с приборами, умение читать и составлять карты, организовывать полевой быт в сложных метеоусловиях и т.д.) необходимы коммуникативные навыки, которые можно выделить навыки общения и более узкие, но более сложные и предельно конкретные навыки взаимодействия. Среди навыков взаимодействия можно выделить бытовые (общегражданские) и производственные (функционально-ролевые) навыки. И в том и в другом случае для успешного выполнения участниками путешествия взятых на себя обязанностей им необходимо обладать умениями, которые можно назвать универсальными:

умением выражать свою мысль (имеющую отношение к производимому действию) и делать это по возможности кратко и точно;

умением выслушивать партнеров по совместной деятельности и при необходимости уточнять их намерения;

умением вносить коррективы в собственные намерения, согласуя их с намерениями партнеров по совместной деятельности;

умением на основе известного им алгоритма действий предугадывать действия партнеров по деятельности и корректировать свои действия не используя вербальные способы передачи и получения информации;

умением концентрировать внимание на совершении действиях и сохранять их правильный алгоритм под влиянием мешающих факторов (собственная усталость, неправильные действия партнеров по деятельности, сложные метеорологические и другие условия осуществления деятельности и т.д.)

умением вносить коррективы в собственное, и относящееся, и непосредственно не относящееся к совместной деятельности  поведение (мимика, слова, действия) с целью создания или сохранения благоприятных психологических условий для осуществления совместной деятельности;

и т. д.

Определить у членов экспедиционно-походного объединения наличие универсальных мыслительных и волевых  навыков и умений в отрыве от конкретных бытовых и производственных  навыков авторам модели представляется затруднительным (все традиционные методы грешат или малой выразительностью или субъективностью получаемых данных), да и не нужным. Универсальные навыки всегда проявляются в ходе конкретной деятельности, для осуществления которой необходимо использовать и  специальные навыки, а изощренность и глубина владения универсальными навыками и умениями зависит от сложности деятельности, которая в свою очередь обуславливается многими факторами, и, не в последнюю очередь, сложностью необходимых для ее осуществления специальных навыков и умений.

Выражая сомнение в репрезентативности результатов, получаемых традиционными методами, мы предлагаем модель, в которой главным мерилом развития интересующих нас личностных качеств, навыков и умений  оказывается качество произведенной совместной деятельности. Эту деятельность, совершаемую учащимися в туристско-краеведческом цикле,  без наличия определенных навыков и умений, как специальных (производственных и бытовых), так и  универсальных, и без готовности применить эти навыки, выражающей наличие ориентации на сотрудничество (ценностной, к слову сказать, ориентации), хорошо выполнить попросту невозможно. Для выполнения всего запланированного объема работ по подготовке, проведению и подведению итогов проведения путешествия учащимся приходится использовать и в процессе использования развивать такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость (упорство) и решительность (смелость). И чем сложнее оказывается успешно произведенная деятельность, тем соответственно выше оказывается уровень развития названных волевых качеств, а также навыков взаимодействия участников деятельности: бытовых, производственных, универсальных.  Успешность деятельности укрепляет в учащихся их ориентацию на сотрудничество, и это укрепление также является важным воспитательным результатом осуществления деятельности.

Степень успешности и реальной сложности произведенной учащимися деятельности по подготовке, проведению и подведению итогов проведения путешествия определяется в составе модели посредством проведения письменного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций. Наличие функционально-ролевого распределения обязанностей в объединении путешественников и уровень интенсивности их межличностного взаимодействия уточняется в процессе проведения устного тура смотра-конкурса. Путем проведения социометрического опроса и соотнесения результатов опроса с результатами письменного и устного туров смотра-конкурса производится определение степени личной успешности каждого из учащихся в развитии названных качеств и навыков.

Процедура оценивания уровня развития навыков производственного (функционально-ролевого) и бытового (общегражданского) взаимодействия в предлагаемой нами модели состоит из трех компонентов.

  1. Определение объема и сложности совершенной совместной деятельности участников путешествия, оценивание уровня развития специальных знаний, навыков и умений участников путешествия в процессе проведения письменного и устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций.
    • Если в процессе анализа письменного отчета о путешествии поход или экспедиция признаются недостаточно сложными для его конкретных участников (по возрасту и по экспедиционно-походному опыту), оценивание успешности их межличностного взаимодействия в путешествии не производится, потому что образовательный процесс в путешествии считается не состоявшимся.
  2. Определение уровня интенсивности и разнообразия социального (функционально-ролевого и общегражданского) межличностного взаимодействия участников путешествия в процессе проведения устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций.

Оценивание производится на основе анализа письменного отчета о путешествии, главы которого написаны участниками, выполнявшими в путешествии те или иные обязанности. Степень их авторства уточняется в процессе проведения устного тура, на котором также оцениваются и сработанность отдельных участников путешествия между собой и качество их функционально-ролевого взаимодействия непосредственно в процессе устного совместного выступления. Критерии оценивания объема и сложности произведенной совместной деятельности по совершению путешествия разработаны авторами модели на основе критериев оценивания отчетов о туристско-спортивных походах [14, с. 96-98]. Критерии оценивания личностных (в составе группы) достижений учащихся, как и  сама система проведения и судейства письменного и устного смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций является инновационной разработкой авторов модели (Приложение 2). Принципиальную важность в процессе проведения смотра-конкурса имеет возможность диалога членов жюри конкурса с каждым из участников представления устного отчета о путешествии. В ходе диалога уточняются и могут корректироваться все оценки, поставленные членами жюри по итогам анализа письменного отчета о путешествии.

  1. Определение личных рейтингов «взаимодействия» и «общения» участников путешествия путем проведения социометрического опроса.
    • Каждому из участников путешествия предлагается сформировать из остальных участников путешествия группу для участия в следующем путешествии. При этом всех участников ему предлагается ранжировать по степени их значимости для экспедиционно-походного объединения. Места участников, занятые ими в опросах всех участников, суммируются и затем делятся на количество опрошенных участников (как правило – всех членов группы). Таким образом определяется текущий личный «рейтинг взаимодействия» каждого члена группы (экспедиционно-походного объединения) и может быть определена его доля в общем труде по совершению путешествия.
    • Каждому из участников путешествия предлагается сформировать из остальных участников путешествия группу для участия в совместном отдыхе (вид отдыха – на усмотрение участника, но в качестве отдыха не рассматривается сложное путешествие). Этот личный рейтинг каждого члена группы (экспедиционно-походного объединения), называемый нами «рейтингом общения», определяется таким же способом, как и «рейтинг взаимодействия».

Определение «рейтинга общения» производится в первую очередь для того, чтобы обратить внимание учащихся на разницу между совместным отдыхом и совместным трудом. Понимание этой разницы в будущем поможет учащимся правильнее оценивать людей и функционально точнее сотрудничать с ними. Участник сдает оба опросных листа одновременно и до момента сдачи имеет возможность изменить свои оценки в любом из них, например, если  в процессе заполнения второго листа ему (рейтинг общения) ему придет в голову поменять что-нибудь в первом (рейтинг взаимодействия) и наоборот.

Социометрические опросы в группе производятся после каждого путешествия. Рейтинги участников могут меняться, но чем слаженнее становится группа, чем более высокого уровня развития навыков взаимодействия и общения достигают участники, тем меньше становится разрыв в значениях их рейтингов. Улучшение личного рейтинга признается положительной динамикой развития личностных качеств и навыков взаимодействия. Уменьшение разрывов между значениями рейтингов участников признается свидетельством положительной динамики и в личностном развитии каждого участника и в развитии экспедиционно-походного объединения, как коллектива [8]. В спортивном туризме этот параметр определяется как «схоженность группы», в остальных случаях чаще применяется термин «сплоченность». 

  1. Определение сравнимых показателей уровня развития волевых личностных качеств и навыков межличностного взаимодействия учащихся.

Путем проведения смотра-конкурса мы получаем показатели успешности совместной деятельности и интенсивности межличностного взаимодействия учащихся в цикле туристско-краеведческой деятельности. Путем проведения социометрии мы определяем успешность каждого из членов объединения учащихся. Используем имеющиеся у нас данные в следующей формуле:

ЛРК = (ЛРВх + ЛРВл – ЛРВ) х КР/( ЛРВх + ЛРВл),

где:

ЛРК – личный результат члена объединения в смотре-конкурсе (в баллах);

ЛРВх – худший личный рейтинг взаимодействия среди рейтингов членов объединения;

ЛРВл – лучший личный рейтинг взаимодействия среди рейтингов членов объединения;

ЛРВ – личный рейтинг взаимодействия члена объединения, чей результат определяется;

КР – командный результат объединения в смотре-конкурсе (в баллах).

Результатом применения формулы будет показатель, личного вклада каждого из путешественников в цикл деятельности по совершению путешествия, отражающий достигнутый им в путешествии уровень развития личных качеств, навыков, ориентаций. Утверждая это, мы исходим из того, что все путешественники – с учетом достигнутого ими накануне совершения путешествия уровня развития интересующих нас качеств и навыков – были равно вовлечены и равно нагружены деятельностью по совершению путешествия. Расчет их нагрузки является обязанностью педагога и проверяется в ходе смотра-конкурса.

Полученные по формуле данные делают сравнимыми показатели учащихся – членов разных объединений. Если по итогам смотра-конкурса мы получаем протокол результатов совместных усилий членов объединений (командный зачет), то при использовании предложенной формулы мы можем составить протокол результатов усилий каждого из участников смотра-конкурса (личный зачет).

Предлагаемая модель учета личностных достижений учащихся апробирована и внедрена в педагогическую практику в Санкт-Петербурге настолько, насколько это представляется нам сегодня необходимым. Городские смотры-конкурсы спортивных походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга, включающие в себя  письменные и устные туры, проводятся на протяжении более чем десяти лет. Структура и критерии проведения конкурса неоднократно дорабатывались, как нам кажется, в лучшую сторону. За годы проведения в смотрах-конкурсах по полной программе участвовало более пятисот экспедиционно-походных объединений обучающихся из всех районов Санкт-Петербурга.  Более двадцати педагогов дополнительного образования в Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет сознательно применяют представляемую модель и строят образовательный процесс руководимых ими объединений в соответствии с технологией ТКД. Получаемые в результате использования всех компонентов модели, показатели личностного развития членов объединений позволяют педагогам точнее планировать свою профессиональную деятельность, точнее подбирать и убедительнее предлагать обучающимся функциональные роли в следующих туристско-краеведческих циклах, проводить путешествия гарантированно развивающего уровня сложности. При исчерпанности резервов личностного развития членов экспедиционно-походного объединения в системе туристско-краеведческой деятельности педагог и его подопечные могут поставить (и решить) задачу создания клубного объединения экспедиционно-походных объединений. Эффективность работы клубных объединений также может оцениваться с помощью нашей модели. Организация работы клубного объединения является функциональной обязанностью старших – из числа учащихся – членов объединения. Выполнение этой обязанности позволяет учащимся использовать обретенные навыки на новом уровне индивидуального самосознания и совместного управления (самоуправления) деятельностью клубного объединения. В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют десятки клубных объединений детских экспедиционно-походных групп разных лет обучения.

Приложение 1

Технология туристско-краеведческой деятельности
Определение объема и развивающей сложности деятельности  членов экспедиционно-походного объединения в туристско-краеведческом цикле.

Распределение личных функционально-ролевых обязанностей участников деятельности.

Деятельность учащихся по подготовке, безаварийному совершению путешествия и созданию письменного отчета о путешествии, подготовке устного выступления с отчетом о путешествии.
Модель оценивания уровня развития навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия обучающихся – участников  активных форм туристско-краеведческой деятельности.
Определение объема и сложности совершенной совместной деятельности участников путешествия, оценивание уровня развития специальных знаний, навыков и умений участников путешествия в процессе проведения письменного и устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций.
Определение уровня интенсивности и разнообразия социального (функционально-ролевого и общегражданского) межличностного взаимодействия участников путешествия в процессе проведения устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций.
Определение индивидуальных рейтингов «взаимодействия» и «общения» участников путешествия путем проведения социометрического опроса.
Определение сравнимых показателей уровня развития волевых личностных качеств и навыков межличностного взаимодействия учащихся.

Приложение 2

ПИСЬМЕННЫЙ И УСТНЫЙ ТУР. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

№ СПОРТИВНЫЕ ПОХОДЫ

Раздел I. Состав группы
Превышение в группе количества взрослых, не обусловленное педагогической (образовательной) целесообразностью  (3 и более человек)
Раздел II. «Маршрутные документы» 
2.1. Неполное, небрежное заполнение маршрутной книжки.
Заполняются все графы бланка маршрутной книжки
2.2. Отсутствие подписей участников и руководителей в графах техники безопасности.
В графе ставится номер инструкции, по которой инструктаж проводился.
2.3. Отсутствие записи о проверке готовности группы на местности.
Запись должна подкрепляться представленным в оргкомитет протоколом проведения контрольного выезда.
2.4. В списочный состав группы, состав маршрута внесены изменения, несанкционированные МКК  (нет соответствующих отметок). 
  Нарушение требований безопасности, повод для невыдачи справки о совершении путешествия руководителю группы..
2.5. Отсутствие отметок о прохождении маршрута.
Раздел III. «Оформление отчета»
3.1. Оформление титульного листа. Наличие сквозной нумерации, содержания, указание авторства разделов. Наличие списка литературы, ссылок на сайты. Наличие электронной версии отчета.
Указание авторства разделом обязательно должно быть. Если его нет, — мероприятие уходит в низ протокола, но  перед нарушителями безопасности.
Раздел IV. «Информация о районе похода»
4.1. Справочные сведения о походе (выпускающая организация; общие справочные сведения о маршруте; подробная нитка маршрута; определяющие препятствия; сроки, список участников с указанием места работы (учебы) опыта и обязанностей в группе; адрес хранения отчета; утверждение о рассмотрении отчета в МКК)
4.2. Справочные сведения о районе похода (географическая,  климатическая, природная, этнографическая, экономическая  характеристики).
Имеет просветительское значение исключительно для участников экспедиции.
4.3. Современная информация о районе (социальная, экологическая, метеообстановка, транспорт, связь, медицина, торговля, образовательные учреждения, туристские центры, музеи и другие экскурсионные объекты, муниципальные органы, учреждения МЧС, в том числе – телефоны, графики работы, расписания, стоимость услуг). 
Социальная (не образовательная), но быстро преходящая ценность отчета. Пишется, скорее всего, руководителем. Необходимо опрашивать детей на устном отчете. 
Раздел V.  «Картографический материал».
5.1. Обзорная карта (масштаб, качество карты, обозначение района похода).
5.2. Рабочая карта (соответствие масштаба, зарамочное оформление, условные обозначения, система ориентировки. Наличие  маршрутной нитки. Обозначение мест и дат ночевок.  Запасные варианты маршрута, аварийные выходы из района).
Наличие  маршрутной нитки, обозначение мест и дат ночевок является определяющим. Если этого нет, нет и рабочей карты.  
5.3. Коррекция карты в ходе маршрута: нанесение дорог, просек, хозяйственных объектов, изменений форм рельефа и водных путей.
Социально значимая информация. Наличие поощряется. Может рассматриваться, как исследование. Учитывается при определении объема и сложности деятельности.
Раздел VI. «Организация похода».
6.1. Подготовка похода (информация об объеме и качестве подготовительных мероприятий, в том числе и контрольных).
Достоверность этой информации следует проверять на устном отчете.
6.2. Соответствие маршрута классификационным требованиям. Обоснование выбранного основного, запасных вариантов, организация забросок и аварийных выходов. Заявленная нитка маршрута и реально пройденная (форма удобная для сравнения). 
В данной ситуации оценивается работа и группы и выпускающей МКК. Если пройденный маршрут не отвечает заявленной сложности, мероприятие следует отправить в другую номинацию конкурса. Если такой (нижней по сложности) номинации нет,  мероприятие оценивается также, как и мероприятие, в письменном отчете о котором нет указаний на авторство отдельных разделов. 
6.3. График движения (дата, пройденный участок маршрута (от-до), километраж, чистое ходовое время, перепад высот за день (для пеших и горных походов), естественные препятствия и их категории трудности, способ передвижения, реальная погода. В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность и суммарный перепад высоты активной части маршрута. Перепад высот считается сложением высоты подъемов и спусков. Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе.
  Существует очень много возможностей оценить достоверность графика. Достоверный график – одно из важных свидетельств того, что поход совершался. Оценивать необходимо именно полноту графика, как документальное свидетельство движения по маршруту.
 Раздел VII. «Техническое описание.
7.1 Тактическое планирование при отклонении от заявленного графика.
Обоснованность необходимости отклонения и грамотное тактическое планирование отклонения дают информацию о квалификации руководителя группы, как гида.
7.2. Подробное описание сложных участков с указанием временных интервалов  и действием группы на них. Всего до ХХ баллов.
7.3. Описание организации  обеспечения безопасности при преодолении естественных препятствий маршрута.
Критерии п.п. 7.1. – 7.3.  имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности. Рекомендуется на устном отчете просить детей прокомментировать соответствующие разделы описания.
7.4. Соответствие технического описания карте и иллюстрациям. 
Соответствует. Частично соответствует. Не соответствует.
7.5. Нарушение предписаний и указаний МКК, ПСС (включая инструктивные письма).
Это – повод для снятия. По выяснению причин нарушений объединение, скорее всего, опускается в низ протокола.
7.6. Выявленные грубые нарушения техники безопасности.
  Серьезный повод для снятия объединения с конкурса.
Раздел VIII.  «Фотоматериалы» .
8.1. Наличие на фотографиях всех участников на определяющих точках маршрута.
При прохождении перевалов и вершин:

— фотографии группы на подходах (вид на препятствие со стороны подъема и/или спуска) с прорисованным маршрутом движения;

— фотографии группы на подъеме и спуске (участки различного горного рельефа — скалы, ледники, преодоление трещин и т.д.), отражающие применяемые технические элементы при прохождении сложных участков, их характер и крутизну;

— фотографии группы на седловине (вершине) (опознание окружающего ландшафта).

При прохождении водных маршрутов приводятся:

— фотографии ключевых мест порогов при их прохождении участниками (судами);

— кинограммы (серии фотографий) и видеоматериалы, подтверждающие прохождение маршрута и определяющих препятствий участниками (судами).

8.3. Зарамочное оформление (дата и место съемки).
8.4. Качество предоставляемых фотоматериалов.
Раздел IX.  «Материальное оснащение группы ».
9.1. Организация технического оснащения. Перечень специального, общественного и личного снаряжения. Состав ремнабора.  Анализ технического оснащения группы, возможность пополнения и ремонта снаряжения на маршруте похода.
9.2. Санитарно-гигиеническое и медицинское оснащение.  Состав аптечки. Анализ процесса санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения деятельности участников путешествия.
9.3. Организации питания. Информация о возможности приобретения продуктов на маршруте похода. Анализ и рекомендации по организации питания участников путешествия.
Раздел X. «Итоги, выводы, рекомендации».
10.1 Анализ тактических решений, выбора нитки маршрута и графика движения. Рекомендации по оптимизации маршрута и материального оснащения группы. 
Оценка по разделу ставится после устного тура. Материалом раздела должны владеть дети.
Раздел XI. «Интегральная оценка».
Выставляется по итогам выступления объединения на устном отчете с опорой на материалы письменного отчета о путешествии.
11.1. Интегральная напряженность путешествия (физическая и интеллектуальная нагрузка на участников путешествия), интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе совершения путешествия.
Устанавливается на основе материалов письменного отчета, демонстрирующих объемы произведенной деятельности, и на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей в экспедиционно-походном объединении. Результаты анализа материалов письменного отчета и маршрутных документов похода проверяются в процессе устного выступления участников  путешествия.
11.2. Интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе выступления с представлением устного отчета о путешествии.
Устанавливается на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей членов экспедиционно-походного объединения.
11.3. Мотивированная массовость, композиция и эмоциональная окрашенность выступления.
Все, выходящие на представление устного отчета должны выступать по возможности поровну. Выступают, демонстрируя функционально-ролевые связи.
11.4. Объем наблюдений, выполненных  участниками путешествия и признанных судейской коллегией имеющими образовательный (развивающий) потенциал и социальную значимость.
По устному выступлению уточняется оценка, выставленная на основании анализа письменного отчета.
11.5. Оригинальность и емкость формы представления устного отчета (полнота отражения информации, представленной в письменном отчете при учете временного регламента выступления).
Устанавливается на основании материалов, предоставленных в письменном отчете.
11.6. Итоги путешествия, самоощущения и самоанализ участников, анализ состояния и перспективы развития экспедиционно-походного объединения. Осознанность участниками целей совершения предыдущего путешествия и необходимости совершения будущего путешествия.
  Технология туристско-краеведческой деятельности предполагает, что начало подготовки к новому путешествию начинается в процессе подготовки отчета о совершенном путешествии. Также важно, чтобы руководитель и остальные участники путешествия были единомышленниками в процессе совершения путешествия. Единомыслии и способность обучающихся к перспективному планированию устанавливается на устном отчете.

№ ЭКСПЕДИЦИИ

Раздел I. Состав группы
Превышение в группе количества взрослых, не обусловленное педагогической (образовательной) целесообразностью (3 и более человек)
Раздел II. «Экспедиционные документы» 
2.1. Полнота и аккуратность заполнения экспедиционной маршрутной книжки.
Заполняются все графы бланка. .
2.2. Наличие подписей участников и руководителей о прохождении инструктажа по безопасности.
В графе ставится номер инструкции, по которой инструктаж проводился.
2.3. Наличие записей о проверке готовности группы на местности.
Запись должна подкрепляться представленным в оргкомитет протоколом проведения контрольного выезда.
Раздел III. «Оформление отчета» 
3.1. Оформление титульного листа. Наличие сквозной нумерации, содержания, указание авторства разделов. Наличие электронной версии отчета. Список использованной литературы, адреса сайтов.
Указание авторства разделом обязательно должно быть. Если его нет, — мероприятие уходит в низ протокола, но  перед нарушителями безопасности.
Раздел IV. «Информация об экспедиции»
4.1. Справочные сведения об экспедиции: выпускающая организация; общие справочные сведения о маршруте; нитка маршрута, программе экспедиционных исследований; сроки, список участников с указанием места работы (учебы) опыта и обязанностей в группе; адрес хранения отчета; отметка о рассмотрении отчета в выпускающей МКК.  
Если МКК нет – подпись специалиста по направлению.
4.2. Справочные сведения о районе проведения экспедиции (географическая,  климатическая, природная, этнографическая, экономическая  характеристики).
Имеет просветительское значение исключительно для участников экспедиции. 
4.3. Современная информация о районе (социальная, экологическая, транспорт, связь, медицина, торговля, образовательные учреждения, туристские центры, музеи и другие экскурсионные объекты, муниципальные органы, учреждения МЧС, в том числе – телефоны, графики работы, расписания, стоимость услуг).
Социальная (не образовательная), но быстро преходящая ценность отчета. Пишется, скорее всего, руководителем. Необходимо опрашивать детей на устном отчете. 
Раздел V.  «Картографический материал»
5.1. Обзорная карта (масштаб, качество карты, обозначенность района экспедиции).
5.2. Рабочая карта (соответствие масштаба, зарамочное оформление, условные обозначения, система ориентировки. Наличие  маршрутной нитки. Обозначение мест и дат ночевок).
  Наличие  маршрутной нитки, обозначение мест и дат ночевок является определяющим. Если этого нет, нет и рабочей карты.  
5.3. Коррекция рабочей карты в процессе проведения экспедиции: нанесение дорог, просек, хозяйственных объектов, изменений форм рельефа и водных путей.
  Социально значимая информация. Наличие поощряется. Может рассматриваться, как часть экспедиционного исследования
Раздел VI. «Проведение экспедиции».
6.1. Подготовка экспедиции (информация об объеме и качестве подготовительных мероприятий, в том числе и контрольных).
Достоверность этой информации следует проверять на устном отчете.
6.2. Информация о выполнении программы экспедиционных исследований.
Оценивается полнота выполнения программы экспедиционных исследований и учитывается степень объективности причин неполного выполнения.
6.3. Нарушение предписаний и указаний МКК, ПСС (включая инструктивные письма).
Это – повод для снятия. По выяснению причин нарушений объединение, скорее всего, опускается в низ протокола.
6.4. Выявленные грубые нарушения техники безопасности.
  Серьезный повод для снятия объединения с конкурса.
 Раздел VII. «Методики и результаты исследований».
7.1 Наличие экспедиционного задания.
7.2. Наличие или отсутствие отзыва. (Отзыв готовится либо организацией, которая давала задание, либо организацией, куда был представлен отчет о выполненных работах).
7.3. Описание целей, задач, актуальности, гипотезы, применяемых методик исследования.
  Оценивается степень полноты и конкретности. Может оцениваться оригинальность гипотезы.
7.4. Тактическое планирование прохождения маршрута и проведения экспедиционных работ.
  Оценивается, если удастся обнаружить. Тем не менее, если изначально все понятно и просто, стоит задуматься: а просто ли было руководителю все так распланировать, где он мог ошибиться.
7.5. Описание проведения исследовательской работы. Наличие иллюстративного материала.
  Оценивается степень полноты и конкретности.
7.6. Степень корректности методики, применяемой при выполнении исследований и наблюдений.
  В определенных случаях необходимо направить запрос в профильное научное учреждение.
7.7. Степень самостоятельности участников при выполнении экспедиционных исследований.
  Можно выделить три степени самостоятельности: выполнение экспедиционных работ под непосредственным наблюдением руководителя экспедиции; выполнение исследования в составе бригады в радиальном маршруте; индивидуальное выполнение исследования в индивидуальном маршруте.
7.8. Степень соответствия сложности методики экспедиционных работ уровню интеллектуального развития учащихся — членов экспедиции.
  Может определяться при соотнесении школьных программ и необходимых для экспедиционного исследования навыков. Необходимо учитывать и сложность маршрутной части экспедиции. Чем сложнее маршрут, тем проще при прочих равных условиях могут оказываться исследования.
7.9. Описание результатов исследования, выводы, рекомендации. Образовательная эффективность и социальная значимость проведенных исследований.
Учитывается степень полноты описания, развернутость, конкретность  и практическая значимость выводов и рекомендаций. «Общие слова» можно вообще не оценивать. 
Раздел VIII.  «Фотоматериалы» 
Оценивается степень полноты и конкретности, а также качество фотосъемки.
Раздел IX.  «Материальное оснащение группы »
9.1. Организация технического оснащения. Перечень специального, общественного и личного снаряжения. Состав ремнабора.  Анализ технического оснащения группы, возможность пополнения и ремонта снаряжения на месте проведения экспедиции.
9.2. Санитарно-гигиеническое и медицинское оснащение.  Состав аптечки. Анализ процесса санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения деятельности экспедиции.
9.3. Организации питания. Информация о возможности приобретения продуктов на месте проведения экспедиции. Анализ и рекомендации по организации питания участников экспедиции
Раздел X. «Интегральная оценка».
Выставляется по итогам выступления объединения на устном отчете с опорой на материалы письменного отчета о путешествии.
10.1. Интегральная напряженность путешествия (физическая и интеллектуальная нагрузка на участников путешествия), интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе совершения путешествия.
Устанавливается на основе материалов письменного отчета, демонстрирующих объемы произведенной деятельности, и на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей в экспедиционно-походном объединении. Результаты анализа материалов письменного отчета и маршрутных документов экспедиции проверяются в процессе устного выступления участников  путешествия.
10.2. Интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе выступления с представлением устного отчета о путешествии.
Устанавливается на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей членов экспедиционно-походного объединения.
10.3. Мотивированная массовость, композиция и эмоциональная окрашенность выступления.
Все, выходящие на представление устного отчета должны выступать по возможности поровну. Выступают, демонстрируя функционально-ролевые связи.
10.4. Объем наблюдений, выполненных  участниками путешествия и признанных судейской коллегией имеющими образовательный (развивающий) потенциал и социальную значимость.
По устному выступлению уточняется оценка, выставленная на основании анализа письменного отчета.
10.5. Оригинальность и емкость формы представления устного отчета (полнота отражения информации, представленной в письменном отчете при учете временного регламента выступления).
Устанавливается на основании материалов, предоставленных в письменном отчете.
10.6. Итоги путешествия, самоощущения и самоанализ участников, анализ состояния и перспективы развития экспедиционно-походного объединения. Осознанность участниками целей совершения предыдущего путешествия и необходимости совершения будущего путешествия.
Технология туристско-краеведческой деятельности предполагает, что начало подготовки к новому путешествию начинается в процессе подготовки отчета о совершенном путешествии. Также важно, чтобы руководитель и остальные участники путешествия были единомышленниками в процессе совершения путешествия. Единомыслии и способность обучающихся к перспективному планированию устанавливается на устном отчете.

 

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
  2. Бахтин М. М. К философии поступка.// Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. — М., 1986.
  3. Выготский Л. С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – (Антология гуманной педагогики).
  4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: СПбГУ, 1992.
  5. Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л. В. Занкова /П. Горностаев // Воспитание школьников. — 2002. — № 3. — С. 54-58.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Академия, 2004.
  8. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999, с. 103-107.
  9. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-мет. пособие. – М.: ФЦДЮТиК. 2006.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977.
  11. Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Издательство политической литературы, 1988.
  12. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК,
  13. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. Выпуск седьмой. – М.2001.
  14. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
  15. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л.: ЛГУ, 1990.
  16. Туристско-краеведческая деятельность вчера и завтра. Материалы пленарного заседания Всероссийской педагогической конференции «Смотры-конкурсы походов и экспедиций в отечественной системе образования» 8 – 10 декабря 2015 года. С-Петербург: изд-во «Арт-Экспресс», 2015.

 

 

 

Март 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031