Модель оценивания уровня развития навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия обучающихся – участников активных форм туристско-краеведческой деятельности
Ананьева М.С., Баранова Ю.С.,
Губаненков С.М., Ниренбург Т.Л.
Описание модели
Описание модели было сделано в целях участия Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» в городском конкурсе моделей учета внеучебных достижений учащихся, проведенных Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования в 2012 году. Форма и объем описания модели продиктованы требованиями к конкурсным материалам, и к слову сказать, предлагаемая модель стала лауреатом конкурса. Авторы модели не имели возможности подробно объяснить членам жюри, что представляет собой технология активных форм туристско-краеведческой деятельности, не стали делать это и при переработке конкурсных материалов в статью. Мы считаем, что читатели этой статьи не хуже нас знают и основные черты, и нюансы использования технологии туристско-краеведческой деятельности в детском туризме.
Что прибавляет модель к известной более тридцати лет педагогической технологии? К процессу реализации технологии практически ничего. И устные туры соревнований походов, и социометрические опросы участников достаточно хорошо известны педагогам-туристам Санкт-Петербурга. Объединение результатов коллективного участия юных туристов в соревнованиях походов и результатов социометрических опросов в формуле модели позволяет получить личный протокол соревнований спортивных походов и экспедиций. Появление этого протокола обуславливается декларируемой актуальностью применения личностного подхода к образованию, превращающегося на практике в социальную приоритетность личных успехов по сравнению с командными результатами. Говоря другими словами, появление формулы пересчета командных успехов в личные достижения объясняется коньюктурой момента. К этому можно относиться по-разному, но это не мешает получению посредством модели интересной педагогической информации, используемой в дальнейшем для мотивации обучающихся к личностному развитию в составе команды.
Соображениями социальной целесообразности работы педагогов-туристов объясняется и акцент, сделанный разработчиками модели на выявлении воспитательных результатов туристско-краеведческой деятельности. В подавляющем большинстве случаев специалисты в области организации детских походов и экспедиций трудятся сегодня в системе дополнительного, а не профессионального, в том числе и спортивного, образования, поэтому хвастаться тем, как хорошо они учат своих подопечных совершать путешествия, им ни к чему. Им платят деньги – уж какие ни есть – именно за воспитание, а не за обучение профессионально-туристским навыкам и умениям.
Развитием навыков межличностного взаимодействия воспитательный процесс в детском туризме не ограничивается. Многое делают педагоги-туристы и в области патриотического и экологического воспитания подрастающего поколения. Ориентация на сотрудничество юных туристов, без которой невозможно хорошо овладеть навыками межличностного взаимодействия, является ценностной ориентацией, и ее развитие относится к достижениям в области нравственного воспитания. Но мы пока еще не нашли ни единиц измерения общей воспитанности (предлагаем, когда такая единица найдется, называть ее «воспитуном»), ни единиц измерения патриотизма (предлагаем назвать такие единицы в память о Николае Островском «павками»). В то же время измеримость воспитательных результатов здесь и сейчас (а не в «отсроченном» будущем) является на сегодняшний день архиважной задачей. Мы предлагаем педагогам-туристам и педагогам-организаторам смотров конкурсов походов и экспедиций объединить свои усилия по использованию нашей модели и получить протокол личных результатов юных туристов в воспитательном процессе, в котором они по теории педагогики являются соучастниками. После того, как протокол будет получен, мы желаем всем заинтересованным лицам в нужном месте и в нужное время хорошо отчитаться о проделанной ими работе.
Удачи всем нам в нашем нелегком труде!
Авторы
Предлагаемая модель предназначена для выявления результативности образовательного процесса, организованного с использованием системно-деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев [10] и др.) на принципах развивающего обучения (Л. С. Выготский [3], В. В. Давыдов [7], Л. В. Занков [8]). Комплексные образовательные технологии реализации названных подходов и принципов в системе туристско-краеведческой деятельности обучающихся были предложены д.п.н. А. А. Остапцом-Свешниковым [12] и д.п.н. Ю. С. Константиновым [9]. Большое значение в становлении технологии туристско-краеведческой деятельности оказали представления о структуре и закономерностях осуществления совместной деятельности многих людей А. С. Макаренко [11] и К. А. Абульхановой-Славской [1]. Методики категорирования походов и экспедиций, принятые Туристско-спортивным союзом России [13], позволяют обеспечить многолетнюю образовательную эффективность туристско-краеведческой деятельности. Теоретические положения, положенные в основу воспитательного процесса, проводящегося в системе туристско-краеведческой деятельности, разрабатывались петербургскими учеными М. М. Бахтиным [2], Г. Л. Тульчинским [15], В. И. Гинецинским [4] .
Прогресс общества, жизнедеятельность которого обеспечивается его членами в процессе совместной деятельности при разделении обязанностей по ее выполнению (раньше это называлось «разделением труда»), достижим лишь при наличии у всех членов общества хорошо развитых навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия. Развитие названных навыков является приоритетной задачей образования независимо от формы собственности, доминирующей в том или другом обществе. Важность задачи определяется не формой собственности, а структурой общественного производства. На развитие навыков межличностного взаимодействия, формирование на их основе устойчивых личностных качеств и ценностных ориентаций направлена туристско-краеведческая деятельность, образовательную эффективность которой обеспечивают самостоятельность обучающихся и совместность их действий в процессе осуществления деятельности.
Совместность усилий и самостоятельность обучающихся в процессе образования не являются прерогативой туристско-краеведческой деятельности. На тех же принципах может организовываться процесс реализации образовательных программ естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и других направленностей дополнительного образования. В качестве системообразующих форм совместной образовательной деятельности может с равным успехом использоваться спортивный поход, научно-образовательная экспедиция, театральный спектакль, игровая сложная реконструкция, соревнование или другое массовое мероприятие, в котором обучающиеся выступают в роли организаторов. На принципах самодеятельности строится детское самоуправление, образовательная результативность которого также может определяться с помощью предлагаемой нами модели.
В связи с тем, что предлагаемая модель оценивания внеучебных достижений учащихся адаптирована под определенную технологию, в результате чего составляет с ней единое целое (Приложение 1), необходимо сказать несколько слов о самой технологии. Технология туристско-краеведческой деятельности (ТКД) имеет цикличный характер и по условиям реализации может быть многолетней. Циклообразующими мероприятиями в ней являются самодеятельные походы и экспедиции (далее – путешествия). Циклы ТКД состоят из подготовки, проведения и подведения итогов проведения путешествий. Каждый последующий цикл деятельности оказывается сложнее предыдущего цикла, и это обеспечивает образовательную эффективность цикличной туристско-краеведческой деятельности. Сложность деятельности подбирается под конкретных участников деятельности такой, чтобы для ее успешного осуществления участникам приходилось использовать имеющиеся у них навыки, умения, качества в пределах, между которыми, по определению Л. С Выготского [3, с. 140-153], находится их «зона ближайшего развития». Определение необходимого (развивающего) уровня сложности деятельности является основной задачей педагога при работе с каждым конкретным объединением обучающихся в каждом туристско-краеведческом цикле. Правильность определения сложности, как и последующая успешность всей совместной образовательной деятельности членов экспедиционно-походного объединения по подготовке, проведению и подведению итогов путешествия удостоверяется членами «маршрутно-квалификационной комиссии образовательного учреждения» [14, с. 292-297], осуществляющими методическое а порой и психологическое сопровождение деятельности объединения. Определением и выставлением необходимого (развивающего) уровня сложности путешествия для каждого члена объединения занимаются совместно педагог и учащийся путем подбора функциональной роли (должности) учащегося в составе экспедиционно-походного объединения. Должностей в составе такого объединения А. А. Остапец-Свешников выделял до пятидесяти [12, стр. 52-57]. При этом в каждом конкретном походе отдельные должности могли совмещаться, а какие-то – и вовсе отсутствовать.
Для успешного совершения путешествия кроме специальных экспедиционно-походных навыков и умений (умение работать с приборами, умение читать и составлять карты, организовывать полевой быт в сложных метеоусловиях и т.д.) необходимы коммуникативные навыки, которые можно выделить навыки общения и более узкие, но более сложные и предельно конкретные навыки взаимодействия. Среди навыков взаимодействия можно выделить бытовые (общегражданские) и производственные (функционально-ролевые) навыки. И в том и в другом случае для успешного выполнения участниками путешествия взятых на себя обязанностей им необходимо обладать умениями, которые можно назвать универсальными:
умением выражать свою мысль (имеющую отношение к производимому действию) и делать это по возможности кратко и точно;
умением выслушивать партнеров по совместной деятельности и при необходимости уточнять их намерения;
умением вносить коррективы в собственные намерения, согласуя их с намерениями партнеров по совместной деятельности;
умением на основе известного им алгоритма действий предугадывать действия партнеров по деятельности и корректировать свои действия не используя вербальные способы передачи и получения информации;
умением концентрировать внимание на совершении действиях и сохранять их правильный алгоритм под влиянием мешающих факторов (собственная усталость, неправильные действия партнеров по деятельности, сложные метеорологические и другие условия осуществления деятельности и т.д.)
умением вносить коррективы в собственное, и относящееся, и непосредственно не относящееся к совместной деятельности поведение (мимика, слова, действия) с целью создания или сохранения благоприятных психологических условий для осуществления совместной деятельности;
и т. д.
Определить у членов экспедиционно-походного объединения наличие универсальных мыслительных и волевых навыков и умений в отрыве от конкретных бытовых и производственных навыков авторам модели представляется затруднительным (все традиционные методы грешат или малой выразительностью или субъективностью получаемых данных), да и не нужным. Универсальные навыки всегда проявляются в ходе конкретной деятельности, для осуществления которой необходимо использовать и специальные навыки, а изощренность и глубина владения универсальными навыками и умениями зависит от сложности деятельности, которая в свою очередь обуславливается многими факторами, и, не в последнюю очередь, сложностью необходимых для ее осуществления специальных навыков и умений.
Выражая сомнение в репрезентативности результатов, получаемых традиционными методами, мы предлагаем модель, в которой главным мерилом развития интересующих нас личностных качеств, навыков и умений оказывается качество произведенной совместной деятельности. Эту деятельность, совершаемую учащимися в туристско-краеведческом цикле, без наличия определенных навыков и умений, как специальных (производственных и бытовых), так и универсальных, и без готовности применить эти навыки, выражающей наличие ориентации на сотрудничество (ценностной, к слову сказать, ориентации), хорошо выполнить попросту невозможно. Для выполнения всего запланированного объема работ по подготовке, проведению и подведению итогов проведения путешествия учащимся приходится использовать и в процессе использования развивать такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость (упорство) и решительность (смелость). И чем сложнее оказывается успешно произведенная деятельность, тем соответственно выше оказывается уровень развития названных волевых качеств, а также навыков взаимодействия участников деятельности: бытовых, производственных, универсальных. Успешность деятельности укрепляет в учащихся их ориентацию на сотрудничество, и это укрепление также является важным воспитательным результатом осуществления деятельности.
Степень успешности и реальной сложности произведенной учащимися деятельности по подготовке, проведению и подведению итогов проведения путешествия определяется в составе модели посредством проведения письменного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций. Наличие функционально-ролевого распределения обязанностей в объединении путешественников и уровень интенсивности их межличностного взаимодействия уточняется в процессе проведения устного тура смотра-конкурса. Путем проведения социометрического опроса и соотнесения результатов опроса с результатами письменного и устного туров смотра-конкурса производится определение степени личной успешности каждого из учащихся в развитии названных качеств и навыков.
Процедура оценивания уровня развития навыков производственного (функционально-ролевого) и бытового (общегражданского) взаимодействия в предлагаемой нами модели состоит из трех компонентов.
- Определение объема и сложности совершенной совместной деятельности участников путешествия, оценивание уровня развития специальных знаний, навыков и умений участников путешествия в процессе проведения письменного и устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций.
- Если в процессе анализа письменного отчета о путешествии поход или экспедиция признаются недостаточно сложными для его конкретных участников (по возрасту и по экспедиционно-походному опыту), оценивание успешности их межличностного взаимодействия в путешествии не производится, потому что образовательный процесс в путешествии считается не состоявшимся.
- Определение уровня интенсивности и разнообразия социального (функционально-ролевого и общегражданского) межличностного взаимодействия участников путешествия в процессе проведения устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций.
Оценивание производится на основе анализа письменного отчета о путешествии, главы которого написаны участниками, выполнявшими в путешествии те или иные обязанности. Степень их авторства уточняется в процессе проведения устного тура, на котором также оцениваются и сработанность отдельных участников путешествия между собой и качество их функционально-ролевого взаимодействия непосредственно в процессе устного совместного выступления. Критерии оценивания объема и сложности произведенной совместной деятельности по совершению путешествия разработаны авторами модели на основе критериев оценивания отчетов о туристско-спортивных походах [14, с. 96-98]. Критерии оценивания личностных (в составе группы) достижений учащихся, как и сама система проведения и судейства письменного и устного смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций является инновационной разработкой авторов модели (Приложение 2). Принципиальную важность в процессе проведения смотра-конкурса имеет возможность диалога членов жюри конкурса с каждым из участников представления устного отчета о путешествии. В ходе диалога уточняются и могут корректироваться все оценки, поставленные членами жюри по итогам анализа письменного отчета о путешествии.
- Определение личных рейтингов «взаимодействия» и «общения» участников путешествия путем проведения социометрического опроса.
- Каждому из участников путешествия предлагается сформировать из остальных участников путешествия группу для участия в следующем путешествии. При этом всех участников ему предлагается ранжировать по степени их значимости для экспедиционно-походного объединения. Места участников, занятые ими в опросах всех участников, суммируются и затем делятся на количество опрошенных участников (как правило – всех членов группы). Таким образом определяется текущий личный «рейтинг взаимодействия» каждого члена группы (экспедиционно-походного объединения) и может быть определена его доля в общем труде по совершению путешествия.
- Каждому из участников путешествия предлагается сформировать из остальных участников путешествия группу для участия в совместном отдыхе (вид отдыха – на усмотрение участника, но в качестве отдыха не рассматривается сложное путешествие). Этот личный рейтинг каждого члена группы (экспедиционно-походного объединения), называемый нами «рейтингом общения», определяется таким же способом, как и «рейтинг взаимодействия».
Определение «рейтинга общения» производится в первую очередь для того, чтобы обратить внимание учащихся на разницу между совместным отдыхом и совместным трудом. Понимание этой разницы в будущем поможет учащимся правильнее оценивать людей и функционально точнее сотрудничать с ними. Участник сдает оба опросных листа одновременно и до момента сдачи имеет возможность изменить свои оценки в любом из них, например, если в процессе заполнения второго листа ему (рейтинг общения) ему придет в голову поменять что-нибудь в первом (рейтинг взаимодействия) и наоборот.
Социометрические опросы в группе производятся после каждого путешествия. Рейтинги участников могут меняться, но чем слаженнее становится группа, чем более высокого уровня развития навыков взаимодействия и общения достигают участники, тем меньше становится разрыв в значениях их рейтингов. Улучшение личного рейтинга признается положительной динамикой развития личностных качеств и навыков взаимодействия. Уменьшение разрывов между значениями рейтингов участников признается свидетельством положительной динамики и в личностном развитии каждого участника и в развитии экспедиционно-походного объединения, как коллектива [8]. В спортивном туризме этот параметр определяется как «схоженность группы», в остальных случаях чаще применяется термин «сплоченность».
- Определение сравнимых показателей уровня развития волевых личностных качеств и навыков межличностного взаимодействия учащихся.
Путем проведения смотра-конкурса мы получаем показатели успешности совместной деятельности и интенсивности межличностного взаимодействия учащихся в цикле туристско-краеведческой деятельности. Путем проведения социометрии мы определяем успешность каждого из членов объединения учащихся. Используем имеющиеся у нас данные в следующей формуле:
ЛРК = (ЛРВх + ЛРВл – ЛРВ) х КР/( ЛРВх + ЛРВл),
где:
ЛРК – личный результат члена объединения в смотре-конкурсе (в баллах);
ЛРВх – худший личный рейтинг взаимодействия среди рейтингов членов объединения;
ЛРВл – лучший личный рейтинг взаимодействия среди рейтингов членов объединения;
ЛРВ – личный рейтинг взаимодействия члена объединения, чей результат определяется;
КР – командный результат объединения в смотре-конкурсе (в баллах).
Результатом применения формулы будет показатель, личного вклада каждого из путешественников в цикл деятельности по совершению путешествия, отражающий достигнутый им в путешествии уровень развития личных качеств, навыков, ориентаций. Утверждая это, мы исходим из того, что все путешественники – с учетом достигнутого ими накануне совершения путешествия уровня развития интересующих нас качеств и навыков – были равно вовлечены и равно нагружены деятельностью по совершению путешествия. Расчет их нагрузки является обязанностью педагога и проверяется в ходе смотра-конкурса.
Полученные по формуле данные делают сравнимыми показатели учащихся – членов разных объединений. Если по итогам смотра-конкурса мы получаем протокол результатов совместных усилий членов объединений (командный зачет), то при использовании предложенной формулы мы можем составить протокол результатов усилий каждого из участников смотра-конкурса (личный зачет).
Предлагаемая модель учета личностных достижений учащихся апробирована и внедрена в педагогическую практику в Санкт-Петербурге настолько, насколько это представляется нам сегодня необходимым. Городские смотры-конкурсы спортивных походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга, включающие в себя письменные и устные туры, проводятся на протяжении более чем десяти лет. Структура и критерии проведения конкурса неоднократно дорабатывались, как нам кажется, в лучшую сторону. За годы проведения в смотрах-конкурсах по полной программе участвовало более пятисот экспедиционно-походных объединений обучающихся из всех районов Санкт-Петербурга. Более двадцати педагогов дополнительного образования в Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет сознательно применяют представляемую модель и строят образовательный процесс руководимых ими объединений в соответствии с технологией ТКД. Получаемые в результате использования всех компонентов модели, показатели личностного развития членов объединений позволяют педагогам точнее планировать свою профессиональную деятельность, точнее подбирать и убедительнее предлагать обучающимся функциональные роли в следующих туристско-краеведческих циклах, проводить путешествия гарантированно развивающего уровня сложности. При исчерпанности резервов личностного развития членов экспедиционно-походного объединения в системе туристско-краеведческой деятельности педагог и его подопечные могут поставить (и решить) задачу создания клубного объединения экспедиционно-походных объединений. Эффективность работы клубных объединений также может оцениваться с помощью нашей модели. Организация работы клубного объединения является функциональной обязанностью старших – из числа учащихся – членов объединения. Выполнение этой обязанности позволяет учащимся использовать обретенные навыки на новом уровне индивидуального самосознания и совместного управления (самоуправления) деятельностью клубного объединения. В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют десятки клубных объединений детских экспедиционно-походных групп разных лет обучения.
Приложение 1
Технология туристско-краеведческой деятельности |
Определение объема и развивающей сложности деятельности членов экспедиционно-походного объединения в туристско-краеведческом цикле.
Распределение личных функционально-ролевых обязанностей участников деятельности. |
Деятельность учащихся по подготовке, безаварийному совершению путешествия и созданию письменного отчета о путешествии, подготовке устного выступления с отчетом о путешествии. |
Модель оценивания уровня развития навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия обучающихся – участников активных форм туристско-краеведческой деятельности. |
Определение объема и сложности совершенной совместной деятельности участников путешествия, оценивание уровня развития специальных знаний, навыков и умений участников путешествия в процессе проведения письменного и устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций. |
Определение уровня интенсивности и разнообразия социального (функционально-ролевого и общегражданского) межличностного взаимодействия участников путешествия в процессе проведения устного тура смотра-конкурса спортивных походов и экспедиций. |
Определение индивидуальных рейтингов «взаимодействия» и «общения» участников путешествия путем проведения социометрического опроса. |
Определение сравнимых показателей уровня развития волевых личностных качеств и навыков межличностного взаимодействия учащихся. |
Приложение 2
ПИСЬМЕННЫЙ И УСТНЫЙ ТУР. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
№ СПОРТИВНЫЕ ПОХОДЫ
Раздел I. Состав группы | |||
Превышение в группе количества взрослых, не обусловленное педагогической (образовательной) целесообразностью (3 и более человек) | |||
Раздел II. «Маршрутные документы» | |||
2.1. | Неполное, небрежное заполнение маршрутной книжки. | ||
Заполняются все графы бланка маршрутной книжки | |||
2.2. | Отсутствие подписей участников и руководителей в графах техники безопасности. | ||
В графе ставится номер инструкции, по которой инструктаж проводился. | |||
2.3. | Отсутствие записи о проверке готовности группы на местности. | ||
Запись должна подкрепляться представленным в оргкомитет протоколом проведения контрольного выезда. | |||
2.4. | В списочный состав группы, состав маршрута внесены изменения, несанкционированные МКК (нет соответствующих отметок). | ||
Нарушение требований безопасности, повод для невыдачи справки о совершении путешествия руководителю группы.. | |||
2.5. | Отсутствие отметок о прохождении маршрута. | ||
Раздел III. «Оформление отчета» | |||
3.1. | Оформление титульного листа. Наличие сквозной нумерации, содержания, указание авторства разделов. Наличие списка литературы, ссылок на сайты. Наличие электронной версии отчета. | ||
Указание авторства разделом обязательно должно быть. Если его нет, — мероприятие уходит в низ протокола, но перед нарушителями безопасности. | |||
Раздел IV. «Информация о районе похода» | |||
4.1. | Справочные сведения о походе (выпускающая организация; общие справочные сведения о маршруте; подробная нитка маршрута; определяющие препятствия; сроки, список участников с указанием места работы (учебы) опыта и обязанностей в группе; адрес хранения отчета; утверждение о рассмотрении отчета в МКК) | ||
4.2. | Справочные сведения о районе похода (географическая, климатическая, природная, этнографическая, экономическая характеристики). | ||
Имеет просветительское значение исключительно для участников экспедиции. | |||
4.3. | Современная информация о районе (социальная, экологическая, метеообстановка, транспорт, связь, медицина, торговля, образовательные учреждения, туристские центры, музеи и другие экскурсионные объекты, муниципальные органы, учреждения МЧС, в том числе – телефоны, графики работы, расписания, стоимость услуг). | ||
Социальная (не образовательная), но быстро преходящая ценность отчета. Пишется, скорее всего, руководителем. Необходимо опрашивать детей на устном отчете. | |||
Раздел V. «Картографический материал». | |||
5.1. | Обзорная карта (масштаб, качество карты, обозначение района похода). | ||
5.2. | Рабочая карта (соответствие масштаба, зарамочное оформление, условные обозначения, система ориентировки. Наличие маршрутной нитки. Обозначение мест и дат ночевок. Запасные варианты маршрута, аварийные выходы из района). | ||
Наличие маршрутной нитки, обозначение мест и дат ночевок является определяющим. Если этого нет, нет и рабочей карты. | |||
5.3. | Коррекция карты в ходе маршрута: нанесение дорог, просек, хозяйственных объектов, изменений форм рельефа и водных путей. | ||
Социально значимая информация. Наличие поощряется. Может рассматриваться, как исследование. Учитывается при определении объема и сложности деятельности. | |||
Раздел VI. «Организация похода». | |||
6.1. | Подготовка похода (информация об объеме и качестве подготовительных мероприятий, в том числе и контрольных). | ||
Достоверность этой информации следует проверять на устном отчете. | |||
6.2. | Соответствие маршрута классификационным требованиям. Обоснование выбранного основного, запасных вариантов, организация забросок и аварийных выходов. Заявленная нитка маршрута и реально пройденная (форма удобная для сравнения). | ||
В данной ситуации оценивается работа и группы и выпускающей МКК. Если пройденный маршрут не отвечает заявленной сложности, мероприятие следует отправить в другую номинацию конкурса. Если такой (нижней по сложности) номинации нет, мероприятие оценивается также, как и мероприятие, в письменном отчете о котором нет указаний на авторство отдельных разделов. | |||
6.3. | График движения (дата, пройденный участок маршрута (от-до), километраж, чистое ходовое время, перепад высот за день (для пеших и горных походов), естественные препятствия и их категории трудности, способ передвижения, реальная погода. В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность и суммарный перепад высоты активной части маршрута. Перепад высот считается сложением высоты подъемов и спусков. Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе. | ||
Существует очень много возможностей оценить достоверность графика. Достоверный график – одно из важных свидетельств того, что поход совершался. Оценивать необходимо именно полноту графика, как документальное свидетельство движения по маршруту. | |||
Раздел VII. «Техническое описание. | |||
7.1 | Тактическое планирование при отклонении от заявленного графика. | ||
Обоснованность необходимости отклонения и грамотное тактическое планирование отклонения дают информацию о квалификации руководителя группы, как гида. | |||
7.2. | Подробное описание сложных участков с указанием временных интервалов и действием группы на них. Всего до ХХ баллов. | ||
7.3. | Описание организации обеспечения безопасности при преодолении естественных препятствий маршрута. | ||
Критерии п.п. 7.1. – 7.3. имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности. Рекомендуется на устном отчете просить детей прокомментировать соответствующие разделы описания. | |||
7.4. | Соответствие технического описания карте и иллюстрациям. | ||
Соответствует. Частично соответствует. Не соответствует. | |||
7.5. | Нарушение предписаний и указаний МКК, ПСС (включая инструктивные письма). | ||
Это – повод для снятия. По выяснению причин нарушений объединение, скорее всего, опускается в низ протокола. | |||
7.6. | Выявленные грубые нарушения техники безопасности. | ||
Серьезный повод для снятия объединения с конкурса. | |||
Раздел VIII. «Фотоматериалы» . | |||
8.1. | Наличие на фотографиях всех участников на определяющих точках маршрута. | ||
При прохождении перевалов и вершин:
— фотографии группы на подходах (вид на препятствие со стороны подъема и/или спуска) с прорисованным маршрутом движения; — фотографии группы на подъеме и спуске (участки различного горного рельефа — скалы, ледники, преодоление трещин и т.д.), отражающие применяемые технические элементы при прохождении сложных участков, их характер и крутизну; — фотографии группы на седловине (вершине) (опознание окружающего ландшафта). При прохождении водных маршрутов приводятся: — фотографии ключевых мест порогов при их прохождении участниками (судами); — кинограммы (серии фотографий) и видеоматериалы, подтверждающие прохождение маршрута и определяющих препятствий участниками (судами). |
|||
8.3. | Зарамочное оформление (дата и место съемки). | ||
8.4. | Качество предоставляемых фотоматериалов. | ||
Раздел IX. «Материальное оснащение группы ». | |||
9.1. | Организация технического оснащения. Перечень специального, общественного и личного снаряжения. Состав ремнабора. Анализ технического оснащения группы, возможность пополнения и ремонта снаряжения на маршруте похода. | ||
9.2. | Санитарно-гигиеническое и медицинское оснащение. Состав аптечки. Анализ процесса санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения деятельности участников путешествия. | ||
9.3. | Организации питания. Информация о возможности приобретения продуктов на маршруте похода. Анализ и рекомендации по организации питания участников путешествия. | ||
Раздел X. «Итоги, выводы, рекомендации». | |||
10.1 | Анализ тактических решений, выбора нитки маршрута и графика движения. Рекомендации по оптимизации маршрута и материального оснащения группы. | ||
Оценка по разделу ставится после устного тура. Материалом раздела должны владеть дети. | |||
Раздел XI. «Интегральная оценка». | |||
Выставляется по итогам выступления объединения на устном отчете с опорой на материалы письменного отчета о путешествии. | |||
11.1. | Интегральная напряженность путешествия (физическая и интеллектуальная нагрузка на участников путешествия), интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе совершения путешествия. | ||
Устанавливается на основе материалов письменного отчета, демонстрирующих объемы произведенной деятельности, и на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей в экспедиционно-походном объединении. Результаты анализа материалов письменного отчета и маршрутных документов похода проверяются в процессе устного выступления участников путешествия. | |||
11.2. | Интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе выступления с представлением устного отчета о путешествии. | ||
Устанавливается на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей членов экспедиционно-походного объединения. | |||
11.3. | Мотивированная массовость, композиция и эмоциональная окрашенность выступления. | ||
Все, выходящие на представление устного отчета должны выступать по возможности поровну. Выступают, демонстрируя функционально-ролевые связи. | |||
11.4. | Объем наблюдений, выполненных участниками путешествия и признанных судейской коллегией имеющими образовательный (развивающий) потенциал и социальную значимость. | ||
По устному выступлению уточняется оценка, выставленная на основании анализа письменного отчета. | |||
11.5. | Оригинальность и емкость формы представления устного отчета (полнота отражения информации, представленной в письменном отчете при учете временного регламента выступления). | ||
Устанавливается на основании материалов, предоставленных в письменном отчете. | |||
11.6. | Итоги путешествия, самоощущения и самоанализ участников, анализ состояния и перспективы развития экспедиционно-походного объединения. Осознанность участниками целей совершения предыдущего путешествия и необходимости совершения будущего путешествия. | ||
Технология туристско-краеведческой деятельности предполагает, что начало подготовки к новому путешествию начинается в процессе подготовки отчета о совершенном путешествии. Также важно, чтобы руководитель и остальные участники путешествия были единомышленниками в процессе совершения путешествия. Единомыслии и способность обучающихся к перспективному планированию устанавливается на устном отчете. | |||
№ ЭКСПЕДИЦИИ
Раздел I. Состав группы | |
Превышение в группе количества взрослых, не обусловленное педагогической (образовательной) целесообразностью (3 и более человек) | |
Раздел II. «Экспедиционные документы» | |
2.1. | Полнота и аккуратность заполнения экспедиционной маршрутной книжки. |
Заполняются все графы бланка. . | |
2.2. | Наличие подписей участников и руководителей о прохождении инструктажа по безопасности. |
В графе ставится номер инструкции, по которой инструктаж проводился. | |
2.3. | Наличие записей о проверке готовности группы на местности. |
Запись должна подкрепляться представленным в оргкомитет протоколом проведения контрольного выезда. | |
Раздел III. «Оформление отчета» | |
3.1. | Оформление титульного листа. Наличие сквозной нумерации, содержания, указание авторства разделов. Наличие электронной версии отчета. Список использованной литературы, адреса сайтов. |
Указание авторства разделом обязательно должно быть. Если его нет, — мероприятие уходит в низ протокола, но перед нарушителями безопасности. | |
Раздел IV. «Информация об экспедиции» | |
4.1. | Справочные сведения об экспедиции: выпускающая организация; общие справочные сведения о маршруте; нитка маршрута, программе экспедиционных исследований; сроки, список участников с указанием места работы (учебы) опыта и обязанностей в группе; адрес хранения отчета; отметка о рассмотрении отчета в выпускающей МКК. |
Если МКК нет – подпись специалиста по направлению. | |
4.2. | Справочные сведения о районе проведения экспедиции (географическая, климатическая, природная, этнографическая, экономическая характеристики). |
Имеет просветительское значение исключительно для участников экспедиции. | |
4.3. | Современная информация о районе (социальная, экологическая, транспорт, связь, медицина, торговля, образовательные учреждения, туристские центры, музеи и другие экскурсионные объекты, муниципальные органы, учреждения МЧС, в том числе – телефоны, графики работы, расписания, стоимость услуг). |
Социальная (не образовательная), но быстро преходящая ценность отчета. Пишется, скорее всего, руководителем. Необходимо опрашивать детей на устном отчете. | |
Раздел V. «Картографический материал» | |
5.1. | Обзорная карта (масштаб, качество карты, обозначенность района экспедиции). |
5.2. | Рабочая карта (соответствие масштаба, зарамочное оформление, условные обозначения, система ориентировки. Наличие маршрутной нитки. Обозначение мест и дат ночевок). |
Наличие маршрутной нитки, обозначение мест и дат ночевок является определяющим. Если этого нет, нет и рабочей карты. | |
5.3. | Коррекция рабочей карты в процессе проведения экспедиции: нанесение дорог, просек, хозяйственных объектов, изменений форм рельефа и водных путей. |
Социально значимая информация. Наличие поощряется. Может рассматриваться, как часть экспедиционного исследования | |
Раздел VI. «Проведение экспедиции». | |
6.1. | Подготовка экспедиции (информация об объеме и качестве подготовительных мероприятий, в том числе и контрольных). |
Достоверность этой информации следует проверять на устном отчете. | |
6.2. | Информация о выполнении программы экспедиционных исследований. |
Оценивается полнота выполнения программы экспедиционных исследований и учитывается степень объективности причин неполного выполнения. | |
6.3. | Нарушение предписаний и указаний МКК, ПСС (включая инструктивные письма). |
Это – повод для снятия. По выяснению причин нарушений объединение, скорее всего, опускается в низ протокола. | |
6.4. | Выявленные грубые нарушения техники безопасности. |
Серьезный повод для снятия объединения с конкурса. | |
Раздел VII. «Методики и результаты исследований». | |
7.1 | Наличие экспедиционного задания. |
7.2. | Наличие или отсутствие отзыва. (Отзыв готовится либо организацией, которая давала задание, либо организацией, куда был представлен отчет о выполненных работах). |
7.3. | Описание целей, задач, актуальности, гипотезы, применяемых методик исследования. |
Оценивается степень полноты и конкретности. Может оцениваться оригинальность гипотезы. | |
7.4. | Тактическое планирование прохождения маршрута и проведения экспедиционных работ. |
Оценивается, если удастся обнаружить. Тем не менее, если изначально все понятно и просто, стоит задуматься: а просто ли было руководителю все так распланировать, где он мог ошибиться. | |
7.5. | Описание проведения исследовательской работы. Наличие иллюстративного материала. |
Оценивается степень полноты и конкретности. | |
7.6. | Степень корректности методики, применяемой при выполнении исследований и наблюдений. |
В определенных случаях необходимо направить запрос в профильное научное учреждение. | |
7.7. | Степень самостоятельности участников при выполнении экспедиционных исследований. |
Можно выделить три степени самостоятельности: выполнение экспедиционных работ под непосредственным наблюдением руководителя экспедиции; выполнение исследования в составе бригады в радиальном маршруте; индивидуальное выполнение исследования в индивидуальном маршруте. | |
7.8. | Степень соответствия сложности методики экспедиционных работ уровню интеллектуального развития учащихся — членов экспедиции. |
Может определяться при соотнесении школьных программ и необходимых для экспедиционного исследования навыков. Необходимо учитывать и сложность маршрутной части экспедиции. Чем сложнее маршрут, тем проще при прочих равных условиях могут оказываться исследования. | |
7.9. | Описание результатов исследования, выводы, рекомендации. Образовательная эффективность и социальная значимость проведенных исследований. |
Учитывается степень полноты описания, развернутость, конкретность и практическая значимость выводов и рекомендаций. «Общие слова» можно вообще не оценивать. | |
Раздел VIII. «Фотоматериалы» | |
Оценивается степень полноты и конкретности, а также качество фотосъемки. | |
Раздел IX. «Материальное оснащение группы » | |
9.1. | Организация технического оснащения. Перечень специального, общественного и личного снаряжения. Состав ремнабора. Анализ технического оснащения группы, возможность пополнения и ремонта снаряжения на месте проведения экспедиции. |
9.2. | Санитарно-гигиеническое и медицинское оснащение. Состав аптечки. Анализ процесса санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения деятельности экспедиции. |
9.3. | Организации питания. Информация о возможности приобретения продуктов на месте проведения экспедиции. Анализ и рекомендации по организации питания участников экспедиции |
Раздел X. «Интегральная оценка». | |
Выставляется по итогам выступления объединения на устном отчете с опорой на материалы письменного отчета о путешествии. | |
10.1. | Интегральная напряженность путешествия (физическая и интеллектуальная нагрузка на участников путешествия), интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе совершения путешествия. |
Устанавливается на основе материалов письменного отчета, демонстрирующих объемы произведенной деятельности, и на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей в экспедиционно-походном объединении. Результаты анализа материалов письменного отчета и маршрутных документов экспедиции проверяются в процессе устного выступления участников путешествия. | |
10.2. | Интенсивность межличностного взаимодействия участников в процессе выступления с представлением устного отчета о путешествии. |
Устанавливается на основе зафиксированного функционально-ролевого распределения обязанностей членов экспедиционно-походного объединения. | |
10.3. | Мотивированная массовость, композиция и эмоциональная окрашенность выступления. |
Все, выходящие на представление устного отчета должны выступать по возможности поровну. Выступают, демонстрируя функционально-ролевые связи. | |
10.4. | Объем наблюдений, выполненных участниками путешествия и признанных судейской коллегией имеющими образовательный (развивающий) потенциал и социальную значимость. |
По устному выступлению уточняется оценка, выставленная на основании анализа письменного отчета. | |
10.5. | Оригинальность и емкость формы представления устного отчета (полнота отражения информации, представленной в письменном отчете при учете временного регламента выступления). |
Устанавливается на основании материалов, предоставленных в письменном отчете. | |
10.6. | Итоги путешествия, самоощущения и самоанализ участников, анализ состояния и перспективы развития экспедиционно-походного объединения. Осознанность участниками целей совершения предыдущего путешествия и необходимости совершения будущего путешествия. |
Технология туристско-краеведческой деятельности предполагает, что начало подготовки к новому путешествию начинается в процессе подготовки отчета о совершенном путешествии. Также важно, чтобы руководитель и остальные участники путешествия были единомышленниками в процессе совершения путешествия. Единомыслии и способность обучающихся к перспективному планированию устанавливается на устном отчете. |
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
- Бахтин М. М. К философии поступка.// Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. — М., 1986.
- Выготский Л. С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – (Антология гуманной педагогики).
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: СПбГУ, 1992.
- Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л. В. Занкова /П. Горностаев // Воспитание школьников. — 2002. — № 3. — С. 54-58.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Академия, 2004.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999, с. 103-107.
- Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-мет. пособие. – М.: ФЦДЮТиК. 2006.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977.
- Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Издательство политической литературы, 1988.
- Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК,
- Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. Выпуск седьмой. – М.2001.
- Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
- Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л.: ЛГУ, 1990.
- Туристско-краеведческая деятельность вчера и завтра. Материалы пленарного заседания Всероссийской педагогической конференции «Смотры-конкурсы походов и экспедиций в отечественной системе образования» 8 – 10 декабря 2015 года. С-Петербург: изд-во «Арт-Экспресс», 2015.