Управление проектированием образовательных программ в ДООЛ
Ожиганова Ю.М.,
начальник отдела образовательных программ
Леонов В.В.,
педагог-организатор отдела образовательных программ
В детских оздоровительно-образовательных лагерях образование детей позиционируется как вариативное, открытое образование, а социокультурная практика определяется творческой созидательной деятельностью в социуме. Важными векторами развития дополнительного образования являются: интеграция, индивидуализация, обновление содержания дополнительного образования.
На сегодняшний день образовательная программа ДООЛ является системообразующим документом, который с одной стороны излагает концептуальные подходы и принципы, реализуемые педагогическим коллективом в процессе деятельности, а также описывает основные цели и задачи, направление и содержание деятельности, ожидаемые результаты, способы их достижения и инструментарий оценки качества реализации, а также различные виды ресурсов, необходимых для реализации.
И.Н. Попова предлагает следующую классификацию программ ДООЛ:
1. По направленности
-комплексные
-профильные
2. По продолжительности
-долгосрочные
-краткосрочные
3. По источнику содержания
-авторские
-модифицированные
Структура программы ДООЛ строго не регламентирована, но большинство разработчиков программ опираются при проектировании на Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 26.10.2012 №09-260. В соответствии с этим документом каждая программа ДООЛ должна включать в себя:
• Пояснительную записку, отражающую актуальность данной программы для современного российского общества, государства, родителей и самих детей и подростков.
• Новизну, отличительные особенности программы, ее преемственность с предыдущими программами данного лагеря, инновационные элементы, если такие существуют.
• Понятийный аппарат программы, позволяющий авторам-разработчикам обозначить ключевые термины, дать определения понятиям, которые в противном случае могут трактоваться двояко.
• Краткую характеристику участников программы, отражающую особенности контингента, для которого разработана программа. В данном разделе отмечаются не только возрастной диапазон участников программы, но и социальный состав, возможность участия в про-грамме обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, детей с ОВЗ, одаренных детей, детей попавших в трудную жизненную ситуацию, подростков с аддиктивным и девиантным поведением, здесь же делается акцент на участие в программе организованных групп детей (спортивных командах, творческих коллективах), т.к. данные группы нельзя рассматривать как временный детский коллектив, а значит — групповая динамика в процессе реализации программы будет существенно отличаться от традиционной для лагеря.
• Педагогическую идею программы, в которой авторы раскрывают основной замысел программы с точки зрения ее педагогической целесообразности, обосновывают выбор педагогических технологий в соответствии с особенностями контингента воспитанников.
• Целевой блок состоит из представления цели программы, педагогических задач, позволяющих достигнуть поставленной цели и ожидаемых результатов, формулируемых как предметные, метапредметные и личностные, в соответствии с ФГОС.
Здесь важно отметить, что поставленные цели и задачи должны быть реалистичны и достижимы за период реализации программы.
Следует соотнести конкретные ожидаемые результаты со способами оценки их достижения. Всегда проще оценивать уровень сформированности знаний, умений и навыков, т.е. достижения предметных результатов. Гораздо труднее обстоит дело с оценкой достижения метапредметных и личностных результатов. Несмотря на то, что в педагогике этот инструментарий не только разработан, но и широко апробирован, существуют реальные проблемы в его внедрении и использовании в условиях ДООЛ. Это, прежде всего, большое количество респондентов, подлежащих исследованию, необходимость проведения входной и выходной диагностики в сжатые сроки смены в ДООЛ, отсутствие достаточного количества специалистов, умеющих проводить, обрабатывать и анализировать полученные результаты. Вместе с тем, без проведения исследования, только используя наблюдения педагогических работников, нельзя не только говорить о качестве реализации программы, но и в целом считать про-грамму образовательной.
Здесь же указываются те методы, которыми будут пользоваться разработчики про-граммы для контроля результатов её освоения.
Важной составной частью программы является ее содержание. В этом блоке подробно описывается игровая модель смены, игровой словарь, если программа использует как форму организации деятельности сюжетно-ролевую игру, подробно описываются все этапы реализации программы, а также особенности организации образовательной деятельности на каждом из этапов, ключевые события смены. Здесь же описывается действующая система мотивации и стимулирования участников как обучающихся, так и педагогических работников и вожатых, содержательные и организационные особенности отрядной, внеотрядной деятельности.
Следующий большой блок посвящен ресурсному обеспечению программы:
-кадровому обеспечению (описание подходов к формированию педагогического коллектива, его структура (воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре) и их взаимодействие между собой, система подготовки вожатых к работе);
-методическое обеспечение, система анализа реализации программы;
-информационное обеспечение программы (использование информационных ресурсов, в том числе продвижение программы через социальные сети, средства массовой информации);
-особенности материально-технического обеспечения программы;
-организационное обеспечение, в том числе организация сетевого взаимодействия и социального партнерства при реализации программы;
-список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации педагогам и обучающимся.
Обязательными приложениями к программе является календарный график, оформляемый в виде план-сетки и инструментария оценки результативности образовательной про-граммы.
Проектирование программы начинается с анализа запроса потребителей или заказчиков образовательной услуги. Заказчиками услуг по отдыху и оздоровлению детей являются родители и государство. Они софинансируют систему и учреждения отдыха и оздоровления детей: родители, непосредственно покупая путевку в ДООЛ, государство — в форме государственных заданий на отдых и оздоровление детей из льготных категорий (дети-инвалиды, дети с ОВЗ, подростки, состоящие на учете в ОДН, дети из многодетных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации), субсидий на развитие инфраструктуры лагерей, бюджетного финансирования региональных и федеральных центров, организующих отдых и оздоровление одаренных и особо мотивированных детей и подростков, получающих бесплатные путевки на профильные смены.
Запрос государства в последние годы формулируется первыми лицами государства. Так, выступая в ЗДЦ «Зеркальный» В.В. Путин отметил, что дети «должны не просто пребывать в лагере или санатории, а получать новые знания и развиваться, заниматься художественным и научно-техническим творчеством, иностранными языками, спортом – иметь все возможности для самореализации и роста».
Итак, для государства и общества определяющими являются:
— безопасность детей в ДООЛ;
— обучающий потенциал образовательной программы;
— развивающая и социализирующая среда;
— оздоровительная составляющая;
— грамотно подготовленный педагогический персонал;
— соответствие деятельности учреждения требованиям, обозначенным на законодатель-ном уровне.
Непосредственными заказчиками услуги по отдыху и оздоровлению, как правило, яв-ляются их родители, которые выбирают для своего ребенка лагерь, исходя из определенных требований.
На первом месте у любого родителя стоит вопрос обеспечения безопасности детей в ДООЛ. Крайне существенными для родителя являются условия проживания и организация питания детей. Существенным является потенциал учреждения по оздоровлению, сохранению и улучшению физического и психического здоровья ребенка. Многие родители рассматривают детский лагерь как учреждение, в котором ребенок может начать или продолжить обучение по дополнительным общеразвивающим программам, а образовательную про-грамму – способствующую социализации ее участников.
Итак, при анализе запроса заказчиков на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей акцентирует внимание разработчиков программ на:
— обеспечении безопасности и благополучия воспитанников (социального, физического, эмоционального, психологического, информационного и интеллектуального);
— удовлетворение когнитивных, креативных, коммуникативных, гностических потребностей;
— обеспечение адекватной оценки со стороны сверстников и значимых взрослых.
Удовлетворение данных основополагающих потребностей ребенка обеспечивается программой, если таковая базируется на основных идеях лагерной педагогики:
1. Единая целевая ориентация в деятельности, т.е. сплочение воспитанников и педагогов вокруг общей значимой цели.
2. Уникальность данного временного детского коллектива.
3. Высокий уровень эмпатии участников друг к другу.
4. Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира через реализацию личных и социальных инициатив, организацию жизнедеятельности своего сообщества.
5.Событийный подход к воспитанию.
6. Соучастие детей в воспитательном процессе.
7. Совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых.
8. Творческий подход к организации жизнедеятельности.
Данные идеи и само понятие «лагерная педагогика» были заложены в фундаментальных трудах И.П. Иванова, С.А. Шмакова, А.Н. Лутошкина и О.С. Газмана и получают своё развитие в работах И.Н. Фришман, С.В. Тетерского, С.А. Коваль и других. Также большинство образовательных программ базируются на концептуальных подходах гуманистической психологии, теории развития коллектива А.С. Макаренко, идеях Ш.А. Амонашвили. При разработке программы авторы, как правило, опираются на ряд принципов, которые являются педагогическим стержнем программы. К таким принципам относятся:
• Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении педагога привести его к успеху.
• Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей и подростков и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ДООЛ является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
• Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
• Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики смены; активное участие детей во всех видах деятельности.
• Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
• Принцип системности – продуманная логичная система вовлечения детей и подростков в ту или иную деятельность.
• Принцип единства — единство оздоровительной, образовательной, воспитательной работы в сочетании с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип ведущей деятельности – учет ведущего вида деятельности для каждой возрастной группы детей, игровая основа организации деятельности лагеря в целом.
• Принцип успешности – предоставление возможности каждому участнику программы (ребенку и взрослому) возможности почувствовать себя успешным в том или ином виде деятельности.
• Принципы патриотизма — одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности. Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические.
Существует несколько подходов к процессу замысла и проектирования программы ДООЛ:
1. Ресурсный подход. При данном подходе анализируется материально-техническое обеспечение лагеря, его финансовые возможности, местоположение и, исходя из результатов, продумывается тематика предлагаемых для реализации смен. Примером такого подхода может служить цикл программ, посвящённых экологии тихого океана и культуре Дальнего Востока, реализуемых в ВДЦ «Океан» или программа «Корабелы Прионежья», реализуемая в одноимённом лагере в Вологодской области, посвящённая сохранению традиций корабле-строения на Русском Севере.
2. Программный подход. При данном подходе, характерном, прежде всего, для частных предпринимателей, работающих в данной сфере, определяющим является высокий уровень продаваемости образовательной услуги, её востребованность на рынке. Примерами таких лагерей являются языковые лагеря, профориентационные лагеря, лагеря, программы которых направлены на личностный рост воспитанников. Часто такие лагеря не имеют собственной базы, арендуя базу отдыха или часть стационарного лагеря и организуя там свою программу.
В 2017 году в Санкт-Петербурге создана Ассоциация программных лагерей.
После введения ориентировочно к 2020 году лицензирования услуг по отдыху и оздоровлению детей данные лагеря окажутся вне правового поля и либо прекратят своё существование, либо официально узаконят свои взаимоотношения с лагерями, которые предоставляют им свои ресурсы для реализации программы.
3. Адресатный подход. При таком подходе анализируется контингент участников про-граммы, его особенности и программа разрабатывается исходя из потребностей конкретной группы детей. К таким программам относятся программы для детей инвалидов, детей с ОВЗ, подростков с девиантным поведением, для детей младшего или, наоборот, старшего школьного возраста.
4. Профильный подход. Может считаться разновидностью адресатного подхода, так как программа разрабатывается для участников, объединённых едиными образовательным интересами и направленностью той или иной деятельности. Как правило участниками профильных смен становятся дети и подростки в течение года занимающиеся в объединениях дополнительного образования, спортивных школах или на другой основе включённые в образовательную или социально-значимую деятельность. Такие программы создаются для спортивных лагерей, военно-патриотических, волонтёрских, научно-исследовательских, танцевальных, математических смен. Во всероссийских детских центрах «Артек», «Орлёнок», «Океан» большинство смен носит профильный характер. Примером такого подхода является разработка в 2018 году Министерством обороны РФ для проведения профильных смен юнармейцев профильного лагеря «Юнармеец».
5. Наиболее распространённым является комплексный подход к разработке программы, характерный для загородных и стационарных ДООЛ, имеющих стабильную клиентуру, достаточный уровень заполняемости и достойное материально-техническое обеспечение, сборный контингент, характеризующийся своей неоднородностью. При данном подходе необходима, как правило, реализация новой программы каждую смену, так как обучающиеся приезжают в данный ДООЛ из года в год. Замысел такой программы, как правило, зависит от календаря памятных дат, тематического года, объявляемого ежегодно Президентом России.
К изменениям ДООЛ стимулируют государство, в том числе благодаря принятию таких нормативных документов, как ФЗ «Об образовании в РФ».
Отдел образовательных программ ГБОУ «Балтийский берег» создан в 2010 году для разработки и реализации программ в ДООЛ. Сотрудниками отдела являются педагоги-организаторы, которые не только проводят массовые мероприятия в ДООЛ, но и являются авторами-составителями программ, реализуемых в ДООЛ. Данный подход существенно отличается от того, как обычно строится работа в круглогодичных ДООЛ. В ВДЦ «Орлёнок», «Океан» существуют методические центры или управление образовательных программ, в которых методисты разрабатывают программы, реализуемые в ДООЛ. Реализацией, как правило, занимаются, педагоги-организаторы и другие специалисты, которые подключаются на стадии разработки конкретных мероприятий, но не имеют возможности влиять на выбор те-мы программы, разработку её сюжетной линии и выбор педагогических технологий.
Каждый из подходов имеет свои сильные и слабые стороны. При разработке программы методистами, а реализации их другими специалистами с одной стороны образовательная программа как документ, как правило, разрабатывается на достаточно качественном уровне. При этом может происходить разрыв между проектом и его реализацией, недопонимание замысла авторов программы и проблемы с контролем результативности. В ситуации, когда разработчик программы реализует её, не возникает проблем с недопониманием замысла. При этом педагогам-организаторам при разработке программы требуется, как правило, существенная методическая поддержка.
В отделе образовательных программ работает 5 педагогов-организаторов, важно отметить, что помимо разработки программ, педагоги-организаторы регулярно реализуют развивающие и тематические программы. Во многом этим обусловлен срыв сроков разработки программ, который наблюдается из года в год. Более того, следует отметить, что доработка программ осуществляется вплоть до принятия научно-методическим советом.
Еще одной проблемой, выявленной в ходе анализа опыта проектирования программ тематических и каникулярных смен, является перекладывание ответственности и непосредственной работы по разработке программы на одного из авторов, членов творческого коллектива, неравномерность распределения нагрузки по проектированию.
При анализе конечного продукта – образовательной программы также выявлен ряд проблем:
— несоответствие целей и задач программы её содержанию, заявленным в календарном графике мероприятиям;
— несоответствие педагогических технологий содержанию программы;
— проблемы в формулировании новизны и педагогической целесообразности.
Эти проблемы, возможно, решить следующим образом:
1. Внедрение технологии Task-менеджмент приводит к тому, что на каждом этапе возможен контроль качества разработки программы
2. Программа разрабатывается творческой группой по 2-3 человека, но ответственность за разработку программы несёт один из них. За каждым педагогом-организатором закреплена разработка трёх программ в период подготовки к летней оздоровительной компании
3. При внедрении Task-менеджмента происходит нормирование каждого из этапов раз-работки программы, что позволяет более чётко контролировать длительность каждого из этапов и, следовательно, устанавливать сроки разработки программы.
Для управления проектированием в отделе образовательных программ используется известная платформа Trello, являющаяся одной из самых популярных систем управления в режиме онлайн. Она позволяется эффективно организовывать работу по японской методологии канбан-досок.
Разработка «Канбан» — метод управления, реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки между работниками.
Платформа Trello – максимально простой инструмент, которым легко пользоваться без долгой адаптации сотрудников. Весь интерфейс программы выстроен на основе канбан-досок, где для реализации задач используется доска с карточками, которые распределяются по типам: запланированные, текущие, выполненные и есть возможность добавлять и редактировать типы. Каждую из досок можно выделять под конкретные рабочие процессы, таким образом, для отдела образовательных программ были созданы следующие доски:
*разработка и написание образовательных программ,
*реализация тематических и развивающих смен вне каникулярного периода,
*подготовка к значимым событиям: смотр – конкурс, конференция, семинары,
* работа с документооборотом отдела,
*общие вопросы отдела.
Маркеры на каждой доске позволяют ставить задачи как для всего отдела в целом, так и для каждого сотрудника персонально. И отслеживать на каком этапе выполнения находится сотрудник.
Так как платформа Trello является облачной, а отдел образовательных программ состоит из сотрудников трех лагерей, отслеживать все задачи и вносить коррективы каждый сотрудник может дистанционно, через мобильное приложения в своем смартфоне.
С помощью данной платформы и использованием ее сотрудниками, можно быстро оценить реализацию по всем основным процессам сразу, в режиме реального времени и на одном экране, что гарантирует выполнение всех поставленных задач точно в срок и позволяет отслеживать работу каждого сотрудника и отдела в целом.