Функции и примерная трудозатратность деятельности маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций

Губаненков С. М.,
председатель Региональной
маршрутно-квалификационной комиссии
Санкт-Петербурга

 

Понятие «маршрутно-квалификационная комиссия» (МКК) используется в системе образования вот уже
25 лет, и все эти годы приходится объяснять не только управленцам, педагогам-организаторам и методистам,
но и работающим с детьми педагогам, что это такое. Объясним еще раз, тем более что понятие «МКК» сегодня находится в тренде и воспринимается, как инновация во многих регионах России, а в регионах – во многих органах управления образованием и образовательных же организациях.

По своим целям и задачам МКК — это специализированная служба организационно-методического сопровождения активных форм туристско- краеведческой деятельности (так в педагогике называется активный детский туризм). Структура и алгоритм деятельности МКК позаимствованы в спортивном туризме, в котором понятие МКК известно уже очень давно. Но структура – структурой, а содержание деятельности МКК образовательных организаций
и их штатное наполнение имеют отличия от туристско-спортивных аналогов.

В состав МКК образовательной организации входят педагоги-организаторы и методисты. Методисты осуществляют предпоходное консультирование, выпуск групп на маршруты походов и их последующее информационное сопровождение, а педагоги-организаторы ставят дистанции контрольных мероприятий. Проверка готовности детских групп к туристско-краеведческим или спортивным походам должна быть проверена не на зачете в аудитории, а на местности, по своим характеристикам приближающейся к местности совершения планируемого путешествия. Потому что походы совершаются не на бумаге, и не в виртуальном пространстве проверяется готовность к походам. К слову, необходимость проверки готовности к походам вменяется в обязанность проводящим организациям совместным приказом Министерства просвещения и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 702/811.

Количественный состав МКК определяется организацией, при которой она создается, в зависимости от количества походов и экспедиций, проводимых создавшей МКК организацией. Понятно, что если в год образовательная организация проводит два-три похода, то создание собственной МКК нецелесообразно: нет ни штатов, ни объема работы. Поэтому МКК чаще всего создаются, или должны создаваться, при специализированных образовательных организациях – региональных и муниципальных центрах детского туризма. Такие МКК «обслуживают» территории, на которых в качестве проводящих организаций находятся десятки общеобразовательных школ, каждая из которых в год проводит до десятка походов.

МКК центра детского туризма должна включать не менее трех человек по каждому виду походов или просто выездных мероприятий (экспедиций, сборов) — пеших, лыжных, горных, водных, вело и других мероприятий, проводимых организациями, расположенными на территории, обслуживаемой МКК центра детского туризма (станции юных туристов). Для этого нужен штат, и не просто штат специалистов с педагогическим образованием, а штат специалистов, обладающих определенным туристским опытом. Оставим пока в стороне, на каких началах будет работать этот «штат» — на общественных или профессиональных. Штат должен быть в любом случае: если есть работа, должны быть люди, которые ее выполнят. Объемы этой работы мы сейчас и «прикинем».

Правом подписи заявочных материалов на выездные мероприятия (походы, полевые сборы, любые выезды и даже экскурсионные) обладает член комиссии,  имеющий опыт руководства не менее чем тремя мероприятиями того же вида и уровня сложности. Маршрутные (заявочные) документы на экскурсионные
поездки, поездки на соревнования и т.д. визируются одним членом МКК (по решению председателя МКК). Маршрутные документы на степенные походы и походы первой категории сложности (включая экспедиционные походы) визируются двумя членами МКК, включая председателя. Маршрутные документы
на походы второй и выше категории сложности визируются тремя членами МКК, включая председателя.

Задачами МКК являются:
• изучение районов и полигонов проведения выездных мероприятий путем непосредственных выездов и работы на полигоне, коррекция имеющихся в распоряжении МКК данных о районах и полигонах;
• комплекс действий по организационно-методическому обеспечению всех выездных мероприятий образовательной организации, при которых создана МКК, или образовательных организаций,
находящихся на территории, обслуживаемой МКК центра детского туризма;
• согласование полномочий и контроль деятельности МКК образовательных организаций, создаваемых на обслуживаемой территории, если в их создании возникает необходимость;
• работа по повышению квалификации руководителей организованных детских групп и самих членов выпускающих МКК;
• сбор и анализ статистической информации о выездной работе с детьми.

Комплекс действий по организационно-методическому обеспечению выездных мероприятий включает в себя:
• предварительное консультирование по маршруту (программе) планируемого выездного мероприятия;
• первичное рассмотрение маршрутных документов выездных групп;
• проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление реального уровня подготовленности выездных групп к проведению мероприятий. Мероприятия проводятся не только с целью проверки
готовности, но и с целью выработки решения по итогам проверки адресных рекомендаций по дальнейшей подготовке группы. И также с целью подстройки маршрута (программы) планируемых выездных
мероприятий под актуальный уровень готовности группы;
• повторное – после выездной проверки – выделения в тексте консультирование, согласование маршрутных документов группы;
• отслеживание движения группы по маршруту выездного мероприятия с помощью средств спутниковой и мобильной связи, взаимодействие с поисково-спасательными подразделениями ГУ МЧС по районам проведения выездных мероприятий;
• рассмотрение отчетов (письменных и устных) групп о проведении выездных мероприятий с целью выявления реального уровня обеспечения безопасности и образовательной эффективности проведенных
мероприятий;
• выработка рекомендаций по подготовке и проведению выездных мероприятий на основе анализа отчетов о проведенных мероприятиях.

Пройдем по задачам
Под изучением районов и полигонов проведения выездных мероприятий путем непосредственных выездов и работы на полигоне имеется в виду именно то, что написано: опережающие командировки членов МКК в районы совершения походов или проведения контрольных мероприятий. Второе более вероятно, чем первое, в силу большей дешевизны. Изучение маршрутов дальних мероприятий является едва ли сбыточной мечтой, поэтому очень важно наладить между МКК образовательных организаций горизонтальные связи.
Ведь дальний район для кого-то является ближним районом. В то же время нужно учитывать, что полигоны проведения сложных выездных мероприятий и пройденные кем-то маршруты не остаются неизменными на протяжении многих лет. Чтобы давать консультации по маршрутам мероприятий, на этих маршрутах периодически необходимо бывать. Посещение популярных полигонов проведения мероприятий можно оформлять в виде разведывательных мероприятий или мероприятий по повышению квалификации, о которых будет рассказано ниже. Финансирование этих мероприятий может проводиться как из бюджета, выделенного образовательной организации ее учредителем (собственником), так и с помощью «привлеченных средств», включая личные средства участников мероприятий. Не стоит забывать, что работающим в МКК людям нравится путешествовать, нравиться ходить непростыми маршрутами,
преодолевать «категорированные препятствия на маршруте». А если нравится, то разведывательные экспедиции членов МКК могут быть «хозрасчетными», то есть проводиться за счет сами участников таких экспедиций. За то, что нравится, можно и заплатить.

Следующей задачей МКК ОО является выполнение комплекса действий по организационно-методическому обеспечению выездных мероприятий. Это выполнение открывается предварительным консультированием руководителей выездных групп, начинающимся с запроса руководителем группы отчетов о совершенных мероприятиях из электронной библиотеки МКК или с личной явки руководителя группы в помещение МКК с целью ознакомления с печатными отчетами о походах. Если отчеты высылаются по запросу, на подбор и отправку отчетов требуется определенное время. В библиотеке и вовсе надо присутствовать. Эти временные затраты нужно учитывать. Петербургская практика подсказывает, что по сравнению с общим количеством выпускаемых групп отчеты о проведенных мероприятиях предварительно запрашивает примерно каждый седьмой-десятый руководитель группы. Опытные руководители часто повторяют свои же маршруты, маркированные в их голове, а вот молодым приходится обращаться за помощью. Но и люди с опытом иногда меняют районы своих путешествий и тогда идут в МКК.

После изучения отчетов руководитель может выслать маршрутные документы для первичного рассмотрения, может явиться лично, согласовав время визита. При личном визите руководитель группы обращается к секретарю МКК, который регистрирует документы (маршрутную книжку в двух экземплярах)
и — по согласованию с председателем МКК — направляет руководителя группы с документами к тому или иному члену МКК. Регистрация может проводиться на основании присланных документов без очного присутствия руководителя.

Опыт подсказывает, что изучение маршрутных документов, беседа (переписка) с руководителем группы может занимать от получаса до полутора по каждому мероприятию. Общее время, уходящее на эту работу, определяется на основании количества выпускаемых мероприятий.

Проведение контрольных мероприятий 

Но, как известно, мало разработать хороший маршрут, нужно быть уверенным, что группа в состоянии пройти по этому маршруту и выполнить комплекс технических действий, делающих этот маршрут безопасным. Поэтому по итогам предварительных заявок и консультаций составляется программа массовых контрольных мероприятий по видам планируемых группами выездных мероприятий (пеших, лыжных, горных, водных, и комбинированных). Для планирования контрольных маршрутов на место проведения мероприятия выезжает бригада членов МКК: так называемая «служба дистанции». Некогда в системе профсоюзного туризма СССР существовали нормативы времени, выделяемые на работу «службы дистанции». Они совпадают с современными нормативами, выведенными методом проб и ошибок (прошлые нормативы тоже были установлены эмпирически). Чтобы проложить по известному полигону конкретный контрольный маршрут протяженностью в районе 5 км, нужно выехать на полигон от двух до трех раз и всякий раз — на весь рабочий день.

Но «поставить дистанцию» — это даже не полдела. При проведении контрольного мероприятия в условиях природной среды в формате массового мероприятия (слета), столь излюбленного распорядителями бюджетных средств (они любят приезжать на торжественные открытия таких мероприятий и выступают на них), необходимо:
• согласовать место проведения мероприятия с местными властями;
• обеспечить вывоз мусора и выполнение всех остальных санитарно-гигиенических требований;
• обеспечить выполнение требований пожарной и экологической безопасности и предъявить это выполнение представителям местных властей;
• пообщаться с представителями МВД на предмет охраны участников мероприятия;
• поставить мероприятия на учет в территориальных органах МЧС.

Для того чтобы повысить безопасность мероприятия, нужно составить инструкцию по безопасности на маршруте мероприятия и правила пребывания на полигоне мероприятия, с которыми под подпись ознакомить хотя бы руководителей групп. Нужно привести и увести снаряжение не только для оборудования этапов контрольного маршрута, но и оборудование секретариата, необходимое для фиксации и сведения воедино результатов прохождения группами маршрута и этапов маршрута, нужно где-то найти (привезти
и увезти) источник питания для этого оборудования. В результате на проведение массового контрольного мероприятия на два-три дня задействуется команда из 5-10 человек, а на момент движения групп по маршруту мероприятия (1-2 дня) привлекается еще порядка 10-20 человек. Тут никаких членов МКК не хватает, тут работают те, кого раньше называли общественниками, а сегодня – волонтерами. Но использование именно волонтеров накладывает на проводящую мероприятие организацию некие обязательства перед этими волонтерами.

Времени на такую работу уходит немало. И если на общественных началах можно позволить себе приехать и постоять на этапе или даже раз в году «поставить дистанцию», то человека (людей), имеющего время на проведение всей организационной работы несколько раз в год без оплаты этой работы, найти практически невозможно. Но мы договорились не говорить в этой статье о статусе — профессиональном или общественном — членов МКК. Поэтому не застреваем на этом.

Чуть менее затратно проводить соревнования на контрольных туристских маршрутах «вне формата массового мероприятия», то есть, не допуская массового скопления людей на одной площади в непосредственной близости одной группы от другой. Достигается это путем предложения проверяемым
группам графика прихода на старт и на технические этапы маршрута. Бежать по маршруту смысла нет, движение по маршруту — не гонка, тем более что маршрут проходится преодолевать «с полной походной выкладкой», с предъявлением снаряжения, которое будет использоваться в многодневном походе. На двухдневном контрольном маршруте группы, словно в походе, сами выбирают себе место ночлега (при условии того же нескопления людей в одном месте), сообщают координаты выбранных мест членам выпускающей МКК, которые проходят по этим местам, наблюдая за организацией полевого походного быта.

Проведение соревнований на контрольном туристском маршруте «вне формата массового мероприятия» позволяет избежать многих организационных проблем, многих согласований. А выполнение юными
путешественниками санитарно-гигиенических правил проверяется членами МКК. В конце концов, эти требования выполняются не для того, чтобы удовлетворить сторонние проверяющие организации (имеется в виду потребнадзор), а потому что в этих требованиях есть смысл. За смыслами способны проследить
и специалисты маршрутно-квалификационных комиссий.

Еще более простым способом проведения проверки готовности группы к походу (к выездному мероприятию) является организация контрольных выездов групп, на которых с каждой группой идет по маршруту член выпускающей МКК и по ходу оценивает готовность группы к походу. Но тут есть свои минусы. Во-первых, группу видит только один человек, а это не всегда хорошо. Во-вторых, если за один день нужно проверить пятнадцать групп, нужно пятнадцать высококвалифицированных членов МКК, а если пропустить пятнадцать групп через пять этапов контрольного маршрута, нужно пять квалифицированных членов МКК на каждом этапе и еще сколько-то волонтеров, не обладающих опытом, достаточным для самостоятельной адекватной оценки уровня готовности группы к походу. И наконец, в-третьих, из контрольного выезда окончательно выветривается атмосфера соревнований, а соревновательность контрольных мероприятий является стрессогенным фактором, дестабилизирующим детскую (а иногда и недетскую) психику, а при проведении контрольного мероприятия бывает полезно увидеть, как группа действует в ситуациях форс-мажора. Соревновательность и создает такие ситуации.

Независимо от формы проведения контрольного мероприятия, группы приезжают на контрольный (туристский) маршрут и проходят его, демонстрируя навыки, необходимые им для совершения заявляемого мероприятия. За движением групп по маршруту, за работой на этапах, моделирующих препятствия маршрута, моделирующих полевой быт и объекты исследований, которые будут проводиться группами на маршрутах мероприятий, наблюдают члены выпускающей МКК. По итогам прохождения маршрутов члены МКК, во-первых, вносят коррективы в маршруты (программы) планируемых мероприятий, во-вторых, разрабатывают адресные методические рекомендации по продолжению подготовки групп к планируемым походам, экспедициям, сборам.

После проведения контрольных мероприятий происходит итоговое (повторное) консультирование
и согласование маршрутных документов группы. В зависимости от сложности планируемого мероприятия, маршрутные документы каждой группы рассматриваются и согласовываются или одним членом МКК (возможно – председателем), или одним членом и председателем МКК, или двумя членами
и председателями МКК. Итоговое консультирование и выписывание рекомендаций (предписаний) МКК по безопасному и образовательному прохождению маршрута занимает определенное — рабочее — время педагогических специалистов — членов выпускающей МКК.

Отслеживание движение группы по маршруту выездного мероприятия
Все выпущенные МКК группы заносятся в свод, данные групп рассылаются в поисково-спасательные подразделения Главных управлений МЧС РФ по районам проведения мероприятий. Этой работой занимается секретарь МКК на основании соглашений об информационном сотрудничестве, заключенных
организацией, при которой создана МКК, и главными управлениями МЧС России по районам, в которых наиболее часто совершаются детские путешествия, выпущенные МКК — стороной соглашения. Такие соглашения целесообразно заключать между региональными МКК и ГУ МЧС региона. Нет смысла мельчить
и множить количество соглашений. Данные о путешествиях, выпущенных МКК, согласовавшими свои полномочия в региональной МКК, поступают в региональную МКК заведенным порядком и попадают в ГУ МЧС в соответствии с соглашением. Действующими сторонами соглашения от ГУ МЧС могут быть
центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) или конкретные поисково-спасательные подразделения, расположенные на территории конкретных относительно небольших популярных районов совершения путешествий.

Централизованная постановка маршрутно-квалификационной комиссией групп на учет в подразделениях МЧС дублирует постановку на учет, осуществляемую руководителями групп. Это, во-первых, дополнительно
и официально фиксирует факт постановки на учет в документах образовательных организаций, во-вторых, облегчает взаимодействие выпускающих МКК с подразделениями МЧС РФ в вопросах отслеживанию движения групп по маршруту. На весь период проведения группами запланированных мероприятий в МКК назначается оперативный дежурный, фиксирующий выходы групп на связь в контрольные сроки, связывающийся с оперативными дежурными подразделений МЧС в случае невыхода группы на связь,
ретранслирующий группам штормовые предупреждения по районам проведения мероприятий.
К оперативному дежурному МКК обращаются руководители групп за согласованием изменения сроков
или числа участников мероприятий, форс-мажорных изменений маршрута или сообщающие о сходе
с маршрута в ситуации форс-мажора. К нему же обращаются и оперативные дежурные ЦУКС
или поисково-спасательных подразделений в случае затруднений в установлении связей между спасателями и руководителем группы. Такие обращения помогают избежать ненужных «спасработ», которые могли бы начаться просто потому, что у руководителя группы села батарейка в телефоне или он забыл этот телефон
в палатке, отправившись в «радиалку». Выпускающая МКК, как правило, имеет не один и даже не два способа связи с путешествующей группой и скорее, чем оперативный дежурный ЦУКС, способна восстановить временно утраченную связь.

Функции оперативного дежурного, как правило, выполняются секретарем МКК, реже (при необходимости) — другими членами МКК, включая председателя. Оперативный дежурный фиксирует (в печатных и/или электронных реестрах) факты выхода групп на связь. Решения по согласованию изменений численности
и маршрута групп, изменений маршрутов принимает председатель МКК. О чрезвычайных происшествиях на мероприятии руководителю образовательной организации сообщает председатель МКК сразу после получения от оперативного дежурного известия о ЧП в группе.

В маршрутной книжке группы и в своде (книге регистрации) выездных мероприятий указываются контрольные сроки выхода группы на связь. Фактом выхода группы на связь является звонок или СМС
на мобильный номер оперативного дежурного МКК. СМС и звонки руководителей групп фиксируются
оперативным дежурным в специальном своде (журнале). Телефон оперативного дежурного работает круглосуточно. На него в неурочные сроки поступает информация о ЧП. В ситуации необходимости изменения маршрута по отношению к заявленному, информация о необходимости изменения маршрута поступает на телефон опердежурного. Решение о согласовании изменения маршрута принимает председатель МКК или — по его поручению — заместитель председателя. Возможно проведение дистанционного «консультирования на маршруте» руководителей групп членами выпускающих МКК.

Рассмотрение и утверждение отчета о проведенном мероприятии.
Зачет путешествия и соревнования походов и экспедиций

По итогам проведения мероприятия составляется отчет установленной формы. Отчет составляется с целью предъявления уровня безопасности и образовательной эффективности проведенного мероприятия. Ведь
запланировать прохождение маршрута (в маршрутной книжке) — это одно, пройти маршрут (на местности) — это другое. К сожалению, нередко случается так, что тот маршрут и тот график его прохождения, который был согласован с выпускающей МКК на бумаге, группа не пытается претворить в период совершения путешествия, а просто идет, как идется. И совсем не обязательно, что что-то случается. В этот раз. Не всегда при переходе улицы на красный свет нас сбивает машина. Поэтому, чтобы не приучать юных и взрослых туристов нарушать достигнутые с членами МКК договоренности, в системе работы МКК устанавливается процедура предъявления и защиты отчета о совершенном мероприятии. Успешная защита отчета приводит к зачету похода. Неспособность группы доказать, что маршрут похода был пройден почти так, как он заявлялся, приводит к тому, что поход может быть признан несостоявшимся.

Отчет представляется в письменной и устной форме и рассматривается членами МКК в той же последовательности: сначала — письменный отчет, затем – устный. Устный отчет представляется детьми — участниками мероприятия. Наиболее важной частью процедуры представления устного отчета является
беседа членов МКК с участниками мероприятия, в ходе которого члены МКК задают вопросы, возникшие
у них в процессе рассмотрения письменных отчетов о мероприятии. Продолжительность рассмотрения письменного и устного отчета о мероприятии занимает в среднем около часа. Отчет рассматривается минимум двумя членами МКК, в случае проведения соревнований выездных мероприятий (походов
и экспедиций) — минимум тремя членами МКК.

Проведение соревнований походов и экспедиций позволяет повысить мотивированность участия детей в процессах подготовки экспедиционно-походного мероприятия, выполнения маршрутных исследований
и наблюдений, подготовки отчета о проведенном мероприятии. Кроме этого выявление лучших
походов и экспедиций в системе активных форм туристско-краеведческой деятельности позволяет отметить лучших юных туристов школы, муниципального территориального образования, региона, России.

Выработка рекомендаций по подготовке и проведению будущих мероприятий на основе анализа отчетов
о мероприятиях, уже проведенных
Выявление реального (приближающегося к реальному) уровня безопасности и образовательной эффективности путешествия позволяет понять, что нужно сделать, чтобы в будущем и то, и другое повысилось. По итогам рассмотрения отчетов разрабатываются как адресные, так и общие рекомендации
по подготовке групп к будущим путешествиям и по программам контрольных мероприятий. Время
на выполнение этой работы зависит от количества изученных отчетов (количества участников соревнований походов и экспедиций).

Согласование полномочий и контроль деятельности МКК образовательных организаций
Отмена в 2020 году приказа Министерства образования России, утверждавшего Положение об инструкторе детско-юношеского туризма, мало изменило существующую систему подготовки руководителей детских выездных мероприятий. Также и отмена Положения о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений может никак не отразиться на системе организации активных форм туристско-краеведческой деятельности. Любой грамотный директор школы, в которой «много туризма» и, тем более,
руководитель центра детско-юношеского туризма в системе образования способен понять,
что без специальной службы организационно-методического сопровождения активных форм туристско-краеведческой деятельности проводить эту деятельность будет небезопасно и для участников деятельности
и для собственной профессиональной карьеры. И если в образовательной организации может существовать комиссия по трудовым спорам, комиссия по организации отдыха и оздоровления детей и т. д., почему бы на тех же основаниях не существовать – без всякого утвержденного Минпросом РФ Положения —
и маршрутно-квалификационной комиссии. Согласование полномочий по территориальной вертикали (район – регион – федерация регионов) может осуществляться на договорной основе между муниципальными и региональными организациями и федеральным центром детско-юношеского туризма.

Организационная система детско-юношеского туризма списана с системы организации спортивного туризма в СССР, и подобно тому, как состав всероссийской туристско-спортивной маршрутно-квалификационной
комиссии утверждался руководством Туристско-спортивного союза России, состав федеральной МКК в системе образования может быть утвержден руководителем федерального центра детско-юношеского туризма, а согласование полномочий может проводиться на основании соглашений (договоров) о сетевом взаимодействии или соглашений, называющихся как-нибудь по-другому, но имеющих то же предназначение. Согласование полномочий может сопровождаться процедурой, прописанной стороной,
согласующей полномочия. Выглядит эта процедура следующим образом. При первоначальном согласовании полномочий, так называемых «низовых МКК», согласующая полномочия МКК организует семинар с обязательным участием всех членов низовой МКК с последующим зачетом. В случае отсутствия части
членов низовой МКК на семинаре или невыполнении ими зачетных процедур, отсутствующие (незачетные) члены МКК из состава низовой МКК исключаются. При повторном согласовании полномочий проводится анализ деятельности низовой МКК за период, прошедший с момента первоначального согласования
полномочий. Для этого на повторное согласование (повышение, понижение) полномочий представляются копии следующих документов:
• приказ руководителя образовательной организации о создании МКК;
• положение об МКК образовательной организации;
• список членов МКК ОО и документы, подтверждающие уровень их квалификации;
• регламенты и протоколы проведения контрольных мероприятий и методические рекомендации группам по итогам проведения контрольных мероприятий;
• регламенты и протоколы проведения соревнований (конкурсов) туристско-краеведческих походов;
• книга регистрации маршрутных документов;
• свод выездных мероприятий;
• журнал учета выходов групп на связь с оперативным дежурным МКК в контрольные сроки, установленные в маршрутной книжке группы и в своде выездных мероприятий;
• соглашения о взаимодействии с органами МЧС РФ, МКК ОО по районам проведения мероприятий;
• книга выдачи справок о зачете походов.

Какие-то документы могут представляться в копиях, какие-то – оригиналами с последующим возвращением. Следует помнить, что отчеты о походах,
принимавших участие в соревнованиях (конкурсах), или просто о зачтенных походах предоставляются в вышестоящую МКК ежегодно.
Представленные документы анализируются председателем или – по его поручению – членами вышестоящей МКК в недельный срок, после чего оформляется (или не оформляется) очередной протокол согласования полномочий.

Работа по повышению квалификации руководителей организованных детских групп
и членов выпускающих МКК

Со времен Остапа Сулеймана Ибрагима Берты Марии Бендера-бея в России многое изменилось, но спасение утопающих часто остается делом рук самих утопающих. На МЧС рассчитывай, но сам не плошай. При ЧП на сложных маршрутах спасатели могут добраться до пострадавшего лишь к тому времени, когда его тело остынет. Поэтому любая группа, забираясь на очень автономный маршрут, должна рассчитывать суметь вернуться обратно, не вызывая спасателей. И точно также членам МКК ОО в плане повышения
их собственной профессиональной квалификации остается надеяться на самих себя. В истории
России бывали периоды, когда походы повышения квалификации инструкторов туризма и руководителей сложных походов (и соответственно членов МКК) проводились за государственный счет, но сейчас мы живем не в этом периоде. Поэтому как в случае с проведением разведывательных экспедиций, так и в случае проведения мероприятий по повышению квалификации прохождения сложных маршрутов в природной среде члены МКК ОО могут рассчитывать в первую очередь на свои деньги и силы, на свои отпуска.

Разведывательные экспедиции и походы по повышению квалификации могут объединяться в многоцелевые мероприятия. По существующим законам педагогические работники должны повышать свою квалификацию не реже, чем раз в три года, но повышать ее можно по-разному.

На практике продолжительность курсов повышения квалификации, засчитываемых за обязательное повышение, начинается от 16 часов, и пройти такие курсы можно дистанционно. Но если квалификация повышается не формально, а «по существу», то как повышать квалификацию,
так и получать первоначальную квалификацию организаторы выездных мероприятий с детьми и члены выпускающих МКК должны в условиях, в которых проводятся выездные мероприятия, то есть, в нашем случае, в условиях природной среды. Как уже говорилось, источники средств, за счет которых проводится повышение квалификации руководителей детских путешествий и члены выпускающих МКК
могут быть разными, но продолжительность походных мероприятий колеблется от одной до двух-трех недель. Это надо как-то учитывать.

Сбор и анализ статистической информации о выездной работе с детьми
Не все коту – масленица, не все туристу – леса. Членам МКК, особенно секретарю и иногда председателю, приходится писать много бумаг. В настоящее время активный детский туризм (активные формы туристско-краеведческой деятельности) в системе образования мониторится не только по вертикали согласования полномочий комиссий, но и органами управления образованием. По линии МКК до настоящего времени собирается и обобщается следующая информация:
• количество категорийных и некатегорийных походов, экспедиций,
полевых сборов, проведенных соревнований;
• количество участников категорийных и некатегорийных походов,
экспедиций, полевых сборов, проведенных соревнований;
• количество рассмотренных и утвержденных отчетов;
• количество выданных участникам справок о зачете похода;
• количество и тематика проведенных семинаров;
• количество участников семинаров – каждого из проведенных.

В октябре 2015 года в соответствии с решением Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации, работавшего при Правительстве России, Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения был издан приказ, утвердивший Положение о системе поощрения в детском туризме. Система предусматривала вручение юным туристам значков за совершенные ими походы: «Юный путешественник России» — 9 ступеней, «Юный турист России» — 3 степени. Каждый значок имел свои нормативы совершенных походов, а поскольку справки за походы выдавали МКК, на них в большинстве случае оказались возложены полномочия по соблюдению нормативов, выдаче и учету значков. Для тех, кто не понял: 9+3=12, и у каждого значка свой норматив, свое – предполагается – делопроизводство. Статотчет
о количестве выданных за год значков — это просто 12 новых позиций в отчете. Но ведь эти значки кто-то должен еще выдавать, следить за соответствием заслуг юного туриста вручаемому значку поощрения. Кто может этим заняться, если не служба организационно-методического сопровождения активных форм
туристско-краеведческой деятельности учащихся? Но в понятиях данной статьи эта служба носит название МКК. Работы у МКК сильно прибавилось.

Начиная с 2018 или 2019 года заказ на мониторинг состояния детско-юношеского туризма в субъектах России, а значит и в муниципальных территориальных образованиях начал приходить от Министерства образования (ныне — Министерства просвещения) России. Кроме прежних позиций в специализированную статистическую информацию добавились следующие показатели:
• количество образовательных организаций, реализующих программы
дополнительного образования детей в регионе;
• количество образовательных организаций туристско-
краеведческой направленности (центров детского туризма – станций
юных туристов) в регионе;
• количество образовательных организаций, реализующих
дополнительные образовательные программы туристско-
краеведческой направленности. Доля таких организаций в составе всех
образовательных организаций региона.

И так далее. Всего более 60 позиций. И хотя к маршрутной деятельности в первоначальной форме относится всего 8 пунктов (и еще 9 по линии награждения значками «Юный путешественник России»), маловероятно, что учредитель или руководитель образовательной организации будет разбираться, где чей пункт
в присланной форме. Обычно работу скидывают на того, кто находится ближе, на того, кто уже есть
и работает. При наличии работающей МКК ОО вся форма может «прилететь» именно к ней, и это надо учитывать при расчете затрат времени (и оплаты этого времени) членов МКК ОО.

Маршрутно-квалификационные комиссии, согласовавшие полномочия «низовых» МКК, принимают
их статотчеты и отправляют в вышестоящую МКК (уровень единичной образовательной организации – муниципальный уровень – региональный уровень – федеральный уровень). Но если не рассматривать работу
по сбору и обобщению статистической информации, как механическую работу (пришедшую информацию нужно проверять, анализируя во время проверки), на сбор и передачу такой информации будет уходить много времени. А если рассматривать статистическую информацию, как информацию о прохождении
маршрута, которую нужно проанализировать, чтобы выработать рекомендации по более безопасному
и образовательному прохождению маршрута в будущем, времени уйдет еще больше. Даже при наличии соответствующей квалификации аналитиков. А кто из работающих в детском туризме специалистов наиболее квалифицирован в вопросах организации детских походов, экспедиций, полевых сборов? Ответ ясен. Так же ясно и то, кто будет заниматься всей этой работой.

Заключение
В туристско-спортивном прошлом России, а точнее, СССР, маршрутно-квалификационные комиссии считались общественными консультативными органами, то есть, работали исключительно на общественных началах. В самодеятельном туризме СССР находились люди, получавшие за свою работу зарплату (директоры туристских клубов, преподаватели курсов повышения квалификации туристско-экскурсионных кадров и т.д.), но МКК работали «забесплатно». Правда, если кто-то думает, что члены МКК только
консультировали и не отвечали за свои консультации, он ошибается.

В 1961 году на Кольском полуострове у перевала Эбручорр в снежной лавине погибла группа (6 чел.) студентов Ленинградского сельскохозяйственного института. Последствиями этой трагедии были постановления, запрещающие организацию дальних туристских походов «с целью получения спортивных разрядов» и много других неприятностей, об одной из которых сейчас и будет рассказано. В запрещающем «всё и вся» постановлении обращалось внимание «на безответственное утверждение туристских походов маршрутными комиссиями». Эти строки были замечены, и в Ленинграде было заведено уголовное дело против комиссии, которая выпустила на маршрут погибшую группу. Об этом в своей книге «Очерки истории российского туризма» рассказывает Г. С. Усыскин, участвовавший в следствии по делу в качестве эксперта. Так что ответственность была в прежние времена, сохраняется она и сегодня, и тем более в детском туризме.

Но кроме ответственности существуют еще и трудозатраты и времязатраты. Описанные в статье объемы работы невозможно выполнить на «общественных началах». Разговор об общественном статусе МКК ОО — непрофессиональный пустой разговор. В Санкт-Петербурге на каждые сто педагогических ставок может выделяться до 15 ставок педагогов-организаторов и методистов. Это не считая административных работников. Вот эти-то люди и должны взять на себя функции «службы организационно-методического сопровождения активных форм туристско-краеведческой деятельности», которую мы зовем МКК. Только все эти педагоги-организаторы и методисты, а также и заведующие отделами, и завучи должны обладать достаточно высокой туристско-педагогической квалификацией. То есть именно так: и туристской, и педагогической. Существуют и другие источники формирования штата МКК. Например, в соответствии с квалификационными требованиями высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается, в том числе, на основе «транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности», «активного участия в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса». Работу в МКК — не в качестве председателя или секретаря, а в качестве выпускающего члена — и можно рассматривать, как трансляцию опыта и разработку сопровождения.

Как педагогическая технология детско-юношеский туризм в России существует больше ста лет. Все «общее» в нем уже сделано. Значение имеют трансляция конкретного опыта и методическое сопровождение деятельности конкретных педагогов-туристов в конкретных условиях совершения самодеятельного (то есть, образовательного) детского путешествия.

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930