Дуальная система подготовки кадров как ресурс повышения качества подготовки руководителей походов и экспедиций учащихся

Серебрякова Ю.М.,
методист Городской станции юных туристов
ГБОУ «Балтийский берег»

 

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Существующее мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, вполне заменяющие походы и дающие тот же результат, ошибочно. Только поход, являясь комплексной формой туристско-краеведческой деятельности, которая обязательно включает в себя и краеведение, и экскурсии в том числе (без экскурсий, наблюдений поход и немыслим), позволяет одновременно достигать всех целей, которые вообще ставятся перед ТКД.

Самодеятельный детский туризм выделяется из множества форм ТКД, так как именно он комплексно способствует развитию у ребенка способности прогнозировать и планировать свои действия, а в будущем – свою жизнь.

Технология ТКД имеет цикличный характер и является многолетней. Циклообразующими мероприятиями в ней являются самодеятельные походы и экспедиции. Циклы ТКД включают: планирование туристского мероприятия – подготовку туристского мероприятия – проведение туристского мероприятия – подведение итогов туристского мероприятия (анализ и подготовка отчета) – представление результатов туристского мероприятия (цикл замыкается).

Детское походное объединение является малой социальной группой — это своеобразная модель общества. Именно через группы подросток приобретает опыт общения, у него формируется система социальных навыков и ограничений, которые реализуются в дальнейшей жизни. В процессе совместной деятельности сама задача достижения целей походного объединения задает необходимое ролевое распределение (система походных должностей: штурман, заведующий снаряжением, медик, реммастер и др.), более жесткое в практической деятельности, чем в межличностном общении. Эти заданные правила взаимодействия и взаимного контроля складываются в некоторую систему прав и обязанностей для каждой социальной роли. Поскольку в каждой социальной группе выработаны собственные предписания, санкции и подкрепления (материальное и моральное стимулирование), то формируются требования ко всем членам группы независимо от их индивидуальных особенностей. И чем лучше подросток овладел определенными принципами, правилами, социальными нормами и навыками взаимодействия, тем легче он адаптируется во взрослой жизни.

Конечную цель образовательной системы и системы воспитания — подготовить ребёнка к жизни — конструируют взрослые, педагоги, они определяют и содержание, и методы образования детей. Воспитание в коллективе направлено на приобретение того социального опыта, который потребуется человеку в будущем. Весь цикл ТКД в образовательной деятельности рассматривается с позиции получения жизненного опыта: подготовка к походу – планирование будущей жизни, проведение похода – проживание жизни, составление отчета о походе – осмысление прожитой жизни, получение осознанного жизненного опыта.

Если в школе проводится много экскурсий, поездок, реализуется краеведческий принцип преподавания основ наук, устраиваются выставки и даже создан свой школьный музей, все это не значит, что в школе развит туризм.

Для системы ТДК важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование, постоянное обновление. Проблема развития ТКД в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, является одной из многих. Учитель – главное действующее лицо и основной источник инициативы в туристско-краеведческой работе. По крайней мере, он должен таким быть. Поэтому необходимо постоянно заботиться об идеологической, физической и технической туристской подготовке учителей.

Для сохранения и развития туристско-краеведческой деятельности в школе необходимо решить проблему подготовки кадров. Профессиональная подготовка педагогов, способных реализовать такие задачи является первостепенной.

Любая проблема подразумевает возможность её решения. Мы предлагаем вариант сохранения того, что существует, и возможность поступательного движения вперёд.

Все понимают, что востребованность направления должна быть пропорциональна выполнению основных правительственных указов и постановлений, которые, в первую очередь, требуют от нас увеличения количества учащихся, занимающихся туризмом и краеведением, увеличения участников походов, количества летних туристских мероприятий и т.д.

Предлагаем следующую инициативу:

  • Предложить Комитету по образованию обратить внимание на вопрос апробации и последующего внедрения дуальной системы подготовки кадров туристско-краеведческого направления с включением в вариативную часть учебного плана государственных высших учебных заведений: РГПУ им. А. И. Герцена и НГУ им. П.Ф. Лесгафта и ЛГУ имени А.С. Пушкина, а также профессиональных образовательных организаций, готовящих специалистов педагогических специальностей, дисциплину «Организация туристско-краеведческой работы с обучающимися».
  • Предложить Комитету по образованию рассмотреть возможность признания на региональном уровне приоритета социальной функции деятельности профильных организаций туристско-краеведческой направленности, которые не могут быть однозначно прибыльными, выполняя важнейшие государственные задачи.

Одним из инструментов качественной подготовки кадров выступает дуальная система обучения, преимуществом которой является согласованное взаимодействие образовательной и узкоспециализированной сфер по подготовке специалистов, высокая степень практикоориентированности и, как следствие, обеспечение высокого уровня подготовленности выпускников.

Внедрение дуального обучения в образовательный процесс учреждений высшего образования и профессиональных образовательных организаций представляется целесообразным, своевременным и перспективным.

Дуальная система полностью отвечает основным принципам компетентностного подхода, лежащего в основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов образования: единство теории и практики, междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса, акцент на применении умений и знаний в профессиональной деятельности, необходимость сетевых форм организации образовательного процесса.

Инновационность дуальной системы заключается в следующем:

  • изменение в организации учебного процесса (сокращаются аудиторные занятия, объем практики увеличивается до 60–70% от объема учебного плана);
  • педагогическая практика основана на индивидуальном подходе и максимально приближена к условиям реальной профессиональной туристской деятельности;
  • развитие института наставничества.

Дуальная система является действенным и гибким механизмом, позволяющим обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

Мы надеемся, что обращение к опыту профильных туристских образовательных организаций будет способствовать осознанию педагогическими работниками высшего и профессионального образования необходимости коррекции образовательных программ и образовательной деятельности высших учебных заведений и профессиональных образовательных организаций в целом.

Основные ресурсы системы дуального обучения:

  1. Дуальная система позволяет преодолеть рассогласованность практикоориентированной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров посредством заключения договоров о совместной образовательной деятельности:
  • реализация образовательных программ предусматривает создание условий прохождения реальной туристской практики, то есть использования в обучении специального снаряжения, изучение специфических туристских технологий в конкретном профильном туристском образовательном учреждении;
  • в образовательный процесс вовлекаются высококвалифицированные кадры конкретного профильного туристского образовательного учреждения, при этом образовательные организации становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации, становятся организациями-партнерами в реализации образовательных программ.
  1. Благодаря единству, интеграции теоретического и практического обучения на основе модульного подхода к структурированию содержания образования увеличивается эффективность как освоения обучающимися теоретических основ профессиональных отраслей знания, так и овладения компетенциями, умениями, трудовыми действиями. При этом теоретическое знание всегда оказывается для обучающегося прикладным, а практическое освоение умений, навыков становится более осознанным. Таким образом, образовательный процесс становится многогранным, всесторонним. Именно синергетический эффект дуального обучения исследователи считают наиболее сильной его стороной.
  2. Благодаря дуальной системе обучения в образовательном процессе совершенствуются педагогические технологии и технологии управления образовательной организацией.
  3. Внедрение модели дуального обучения создает благоприятные условия для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения образовательных организаций, осуществляющих подготовку. Внедрение практико-ориентированной подготовки позволяет оптимально использовать ресурсы образовательной организации.
  4. Дуальные образовательные программы обеспечивают диверсификацию высшего и профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ.
  5. Обучение по дуальной модели способствует разностороннему профессиональному развитию обучающихся: условия дуального обучения создают совершенно иную среду для успешной социализации.
  6. Модульное структурирование содержания образования обеспечивает взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных областей знания, науки и практики.
  7. Работодатели получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы конкретной организации. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в туристской и педагогической деятельности, сокращаются издержки и сроки адаптации будущего работника. В дуальной системе предусматривается максимальный учет требований к уровню подготовки квалифицированного специалиста, обеспечивая при этом формирование спектра необходимых профессиональных компетенций по данной профессии/специальности. Это позволяет обученным работникам быть конкурентными, мобильными, эффективными, устраиваться в организациях различного профиля.
  8. В организации и ведении образовательного процесса в рамках дуальной системы центральное место занимают три важнейшие взаимосвязанные составляющие: система профориентации и профессионального самоопределения, система регламентов (руководств) по профессиям (профессиональных стандартов и других стандартов, их заменяющих) и институт наставничества.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (опыт Германии)

Мировой опыт показывает, что введение дуального образования способствует кардинальному экономическому росту. Оно активно практикуется во многих странах Европы, где в системе дуального образования обучается 50% обучающихся. По оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), Германия – признанный лидер по качеству подготовки кадров. Страны Европейского Союза считают ее образцом современного профессионального образования.

Главной чертой немецкой дуальной системы является тесное сотрудничество между системой профессионального образования, работодателями, профсоюзами и правительством. Главная функция государства – координация профессиональной подготовки специалистов и обеспечение законодательной базы. Федеральное правительство ответственно за разработку концепции подготовки по профессиям в рамках дуальной системы и утверждение перечня профессий, требующих профессионального образования, что гарантирует, подготовку с учетом интересов Федеральных земель. На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном образовании», «Ремесленное уложение», «Директива о пригодности инструкторов», которые регулируют взаимоотношения обучающегося с предприятием и образовательным учреждением. Законом определено, какие предприятия могут участвовать в обучении (из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.).

Германское дуальное образование ориентировано в основном на производственный и технологический секторы и почти не применяется в гуманитарном. Несмотря на это эффект получается весомый: в ФРГ самая низкая среди европейских стран безработица молодежи (в разы меньше, чем в других странах Евросоюза) и хорошо развитая экономика.

ОПЫТ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

В 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. 13 пилотных проектов реализуются в России. Регионы-участники отобраны по конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ), — Калужская область, Ульяновская область, Пермский край, Красноярский край, Ярославская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Московская область, Нижегородская область, Белгородская область, Тамбовская область, Самарская область.

Результаты проекта

Суммарно участниками проекта стали 150 учебных заведений и 1100 предприятий из 13 регионов России, в том числе: ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», Завод экспериментального машиностроения ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», ОАО «Производственное объединение «Баррикады», ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», Закрытое акционерное общество «Авиастар-СП», ОАО «Татнефть», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Волжский трубный завод», предприятия группы «ГАЗ», ООО «Фольксваген Груп Рус» и другие.

В регионах созданы коллегиальные органы по управлению проектом. В зависимости от специфики региона данную функцию могут выполнять Торгово-промышленная палата (Пермский край), Департамент внутренней и кадровой политики под руководством (Белгородская область) и др.

При участии работодателей разработаны квалификационные требования к выпускнику, разработаны (модернизированы) образовательные программы, обновлена материально-техническая база проекта, проведено обучение производственного и педагогического персонала, разработаны нормативно-правовые документы для реализации проекта.

Совместно с Минфином России и группой ЧТПЗ предложены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым расходы на обучение по системе дуального образования будут приравнены к расходам на обучение и получат аналогичные налоговые льготы. Изменения вступили в силу с января 2018 года.

В конце 2016 года независимый немецкий аудитор провел оценку эффективности функционирования моделей практико-ориентированного (дуального) обучения регионов Российской Федерации. По результатам исследования была отмечена положительная динамика развития дуального образования в пилотных регионах проекта.

В рамках реализации проектов «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» были собраны и описаны регионами кейсы практико-ориентированной подготовки кадров на площадке «База эффективных практик».

Первопроходцем среди учреждений СПО по праву можно считать Калужский колледж информационных технологий и управления. В настоящее время в Калужской области практикуют применение германского опыта 3 образовательные организации СПО. По соответствующим программам обучается примерно 1 тыс. человек. Представить с помощью статистики общую картину, которая дает представление об объемах дуального обучения в масштабе всей России, очень сложно, поскольку освоение германского опыта идет не централизованно, а на уровне областей и республик и по инициативе конкретных учебных заведений и предприятий.

В профессиональных образовательных организациях (ПОО) Самарской области действуют кафедры дуального обучения и иные структурные подразделения (учебные полигоны, учебно-производственные участки, открытые методические площадки и др.), созданные ПОО совместно с предприятиями-партнерами для решения задач обеспечения соответствия квалификаций выпускников запросам работодателей посредством согласования требований к результатам освоения образовательных программ, содержания и условий их реализации. В 2008-2009 годах более 10 ведущих работодателей области в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» реализовали совместные партнерские проекты с организациями профессионального образования. В 2013 году между предприятиями аэрокосмического кластера (ОАО «Кузнецов», ОАО «РКЦ «Прогресс», ОАО «Салют») и министерством образования и науки Самарской области заключены соглашения о взаимодействии, закрепляющие формы участия предприятий в реализации программ и проектов, направленных на совершенствование системы профессионального образования и обеспечение кадровых потребностей отрасли авиационного и космического машиностроения региона.

Названные предпосылки к созданию в Самарской области дуальной системы подготовки кадров послужили основанием для принятия АСИ решения о включении в мае 2015 года Самарской области в число пилотных регионов по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В качестве базовой для реализации проекта была определена отрасль авиационного и космического машиностроения, представляющая собой один из стратегических приоритетов развития экономики Самарской области.

С 2014 г. в Костромской области реализуется пилотный проект по внедрению элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций, в 2015 г. пилотный проект получил статус региональной инновационной площадки.

Порядок организации и осуществления дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Костромской области определяет правила организации и осуществления дуального обучения обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные образовательные программы в профессиональных образовательных организациях Костромской области совместно с Предприятиями (организациями) всех организационно-правовых форм и форм собственности, учреждениями, органами власти различных уровней.

Дуальное обучение представляет собой практикоориентированную сетевую форму реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных образовательных программ, основанную на взаимодействии Образовательных организаций, Предприятий и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения.

ОПЫТ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В условиях импортозамещения и реализации программ модернизации предприятий судостроительной отрасли возникла потребность в рабочих кадрах высокого уровня квалификации, быстро адаптирующихся на предприятии. Решению этой проблемы способствует модель дуального обучения, реализуемая в процессе профессионального обучения и при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Организатором такого обучения в Санкт-Петербурге выступает ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий» (ГБПОУ КСиПТ). Совместно с Колледжем в реализации модели дуального обучения принимают участие АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», АО «Балтийский завод» и др.

Колледж является исполнителем заказа на подготовку кадров. Функции колледжа для решения этой задачи заключаются в следующем: разработка совместно с представителями предприятий образовательных программ профессионального обучения и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием дуальной модели обучения; заключение договоров с предприятиями о совместной реализации образовательных программ; заключение ученических договоров; разработка материалов для проведения квалификационного экзамена и государственной итоговой аттестации, а также проведение итоговой аттестации выпускников совместно с представителями предприятий; мониторинг трудоустройства выпускников в течение года после выпуска. Работодатели являются заказчиками на подготовку кадров, они определяют потребность в необходимых рабочих, участвуют в разработке модели учебного процесса, учитывающей принципы дуального обучения и специфику предприятия, обеспечивают наставничество на рабочих местах при проведении производственной практики, совместно с Колледжем разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с учетом исходного уровня их образования и производственного опыта.

Реализация модели дуального обучения требует дополнительных усилий и от предприятия, и образовательного учреждения. Колледж несет полную ответственность за качество теоретической подготовки, методическое обеспечение образовательного процесса, предоставляя обучающимся доступ к электронным образовательным ресурсам, лабораториям и учебно-производственным мастерским. Занятия в Колледже ведут педагогические работники образовательного учреждения и специалисты предприятий. Для качественной теоретической подготовки преподавателями и мастерами производственного обучения Колледжа разрабатываются программы обучения, в которых учитываются требования работодателей и профессиональных стандартов. Педагогические работники, участвующие в реализации модели дуального обучения, в обязательном порядке проходят стажировки в цехах предприятий, чтобы быть постоянно в курсе процесса модернизации производства.

Предприятие отвечает за практическую составляющую обучения, обеспечивая обучающихся квалифицированным наставником, рабочим местом, расходными материалами, спецодеждой и др. При прохождении практического обучения на предприятии используется материально-техническая база цехов и участков, за которыми закреплены обучающиеся.

Для оценки эффективности применения модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров в Колледже были разработаны критерии, из которых наиболее значимыми являются: доля завершивших обучение в СПб ГБПОУ КСиПТ по программам профессионального обучения с использованием модели дуального обучения от общего количества обученных (83 % от числа обученных);

  • доля в общем количестве обучающихся лиц, осваивающих программы профессионального обучения, по договорам с предприятиями (67 % от общего количества обученных);
  • доля трудоустроившихся по окончании обучения в общей численности лиц, завершивших обучение (93 % от числа завершивших обучение);
  • доля трудоустроенных выпускников, продолжающих работу на предприятии в течение года (88% от числа трудоустроенных);
  • доля реализуемых программ профессионального обучения, прошедших экспертизу отраслевых работодателей (профессиональных объединений работодателей);
  • количество разработанных и реализованных образовательных программ для реализации модели дуального обучения и др.

Результаты реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров за период с 2013 по 2018 год свидетельствуют о том, что реализуемая колледжем практика дает положительные результаты.

Анализ результатов подготовки рабочих с использованием модели дуального обучения показал, что качество подготовки при такой форме обучения возрастает, что подтверждается закрепляемостью выпускников на предприятиях и отзывами работодателей об их работе.

Традиции в нашей стране отличаются от германских, где издавна с почтением относятся к ремеслу и уважают наставников. В России принято отдавать предпочтение высшему образованию. Педагоги и родители ориентируют школьников именно на это, и, как показывает жизнь, переломить тенденцию очень трудно.

Институтов, которые занимались бы внедрением дуального образования, в нашей стране нет. Президент В. В. Путин на заседании наблюдательного совета АСИ5 отметил: «Очень важно добиться, чтобы материальное обеспечение учреждений СПО было адекватным современным требованиям, а обучение в ссузах приобрело популярность у старших школьников». Также он обратил внимание на необходимость создавать правовую базу, регулирующую взаимоотношения государственных учебных заведений и частных предприятий, кадры для которых готовят колледжи и техникумы. О поддержке на федеральном уровне предпринимателей, вкладывающих средства в реализацию программ дуального обучения и материальное обеспечение учреждений СПО, глава государства ничего не сказал. Но в феврале в Торгово-промышленной палате РФ прошел семинар, на котором демонстрировался пермский опыт развития дуального обучения. Наработками заинтересовались представители 30 регионов. И на основе анализа пилотных проектов будут подготовлены рекомендации по изменению законодательства и совершенствованию системы управления профессиональным образованием.

Потребности практики в образовании неоднократно подводили Городскую станцию юных туристов (ГорСЮТур) ГБОУ «Балтийский берег» к необходимости сотрудничества с колледжами и вузами в области подготовки кадров. В прошлом ГорСЮТур есть опыт взаимодействия с Санкт-Петербургским гидрометеорологическим университетом (кафедра прикладной экологии), с педагогическими колледжами. В настоящее время оговариваются условия сетевого взаимодействия с педагогическим колледжем № 8 (специальность «Педагогика дополнительного образования» по направлению туристско-краеведческая деятельность). Взаимодействовал с этим же колледжем и Дом детского творчества Красносельского района. Но все эти начинания не носили системный характер.

 

Взаимодействие вузов и колледжей с одной стороны, и учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга с другой, поможет поднять подготовку воспитательских педагогических кадров на новый качественный и количественный уровень не только для учреждений дополнительного образования и не только для его туристско-краеведческой направленности, но и для других направленностей, школ, детских оздоровительно-образовательных лагерей.

Повышение качества подготовки руководителей походов и экспедиций учащихся – насущная проблема. С инициативой ее решения в своей статье выступает Серебрякова Ю. М., методист Городской станции юных туристов. Одним из инструментов качественной подготовки кадров, по ее мнению, может стать дуальная система обучения. В предлагаемой статье обозначена инновационность данной системы, основные ресурсы, приведен европейский и российский опыт ее реализации.

 

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930