О целях, технологии проведения и результатах конкурсов походов обучающихся

Губаненков С. М.,

заместитель руководителя

Федерального ресурсного центра

туристско-краеведческой направленности

ЦДЮТиК ФЦДО

Несмотря на то, что ходить в походы с детьми в настоящее время непросто, соревнований и конкурсов детских походов в России проводится несколько. Центр детско-юношеского туризма и краеведения Федерального центра дополнительного образования детей проводит всероссийский конкурс походов и экспедиций обучающихся, первенства России по маршрутам в соответствующих возрастных группах проводит Федерация спортивного туризма России, Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения проводит международный конкурс походов. Время от времени Русского географическое общество что-то объявит и проведет, и если поискать, то какие-то конкурсы детских туров проходят и в Ростуризме. Но дети ходят в походы отнюдь не для того, чтобы принять участие в конкурсе. Зачем тогда нужны эти конкурсы и кому нужны: детям или взрослым?

За всех не скажем, но относительно конкурса, проводящегося образовательным ведомством, не просто можем, но и должны рассказать. Всероссийский конкурс походов и экспедиций обучающихся нужен главным образом взрослым, но активизирует и работу детей. Развивающую работу детей. Проведения конкурса можно рассматривать как применение метода стимуляции поведения, относимого педагогикой к методам воспитания.

О целях проведения конкурса

Главной целью проведения конкурса походов и экспедиций обучающихся является воспитание гражданственности и патриотизма, точнее – выявление уровня достижения этих целей в процессе организации и проведения походов и экспедиций детьми и их педагогами. Целью организации детских походов традиционно объявляется всестороннее развитие личности юных путешественников. И также оздоровление. Конкурс проверяет и это. В целом проведение конкурса позволяет выявить педагогическую эффективность применения классической технологии туристско-краеведческой деятельности (А. А. Остапец-Свешников, Ю. С. Константинов и др.), модернизированной в соответствии с требованиями современности. Технология туристско-краеведческой деятельности (ТКД) является разновидностью педагогической технологии коллективных творческих дел (И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро)  и основана на применении таких методов воспитания, как метод организации деятельности  и метод формирования опыта, признаваемых педагогической наукой наиболее эффективными (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников, Т. А. Ильина).

Целью проведения конкурса походов и экспедиций обучающихся является повышение безопасности походов и экспедиций. Это не означает, что конкурс проводится на «самое безопасное путешествие». Кроме качества безопасности детский поход или экспедиция должны обладать качествами образовательности (воспитания, обучения и развития). А чтобы быть воспитательным и развивающим, путешествие (экспедиция или поход) должно быть сложным, поэтому просто обеспечить безопасность похода в системе ТДК оказывается далеко недостаточным. Можно сказать, что конкурс проводится на самое безопасное и развивающее путешествие одновременно. Первоначально безопасность и образовательность путешествия обеспечивают руководитель группы и выпускающая МКК, а как это у них получилось в итоге, определяет экспертная (она же судейская) коллегия конкурса.  Невозможно ни обеспечить, ни повысить безопасность тех походов, которые уже состоялись, поэтому цель повышения безопасности походов и экспедиций обучающихся достигается проведением конкурса опосредованно, через анализ конкурсных материалов, составления резюме, выработки методических рекомендаций, проведения обучающих и других вебинаров. 

О технологии проведения конкурса

Технология ТКД предполагает организацию педагогами совместной деятельности детей   в процессе подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций. Детская совместная деятельность основана на функционально-ролевом распределении между детьми экспедиционно-походных обязанностей и взаимодействии детей в процессе их выполнения. Именно взаимодействие в процессе подготовки, проведения и подведения итогов путешествия (в туристско-краеведческом цикле) развивает способность детей к взаимодействию в социуме, то есть в будущем – к гражданскому взаимодействию. На выявление качества этого взаимодействия ориентированы критерии конкурса, отражающие концепцию его проведения и позволяющие оценить работу детей в качестве штурмана, фотографа, хронометриста, завхоза, реммастера, краеведа-исследователя и т. д., а также в быту. Подчеркнем:  при проведении экспертизы походов и экспедиций судейской коллегией оценивается именно работа детей, а через нее – деятельность педагога в области организации этой работы. Задачей педагога является не подготовить и провести детей по маршруту похода, а организовать детей на подготовку, проведение и подведение итогов похода. Ошибки педагога или эксперта выпускающей МКК на стадии оформления маршрутных документов и выпуска группы учитываются, но не имеют определяющего значения. Это ошибки анализируются экспертами судейской коллегии, результаты анализа доводятся до сведения руководителей групп и членов выпускающих МКК при проведении итоговых, обучающих и установочных (перед следующим конкурсом) вебинаров.  В отдельных случаях экспертами конкурса составляются письменные резюме, помогающие конкретным руководителям походов и членам выпускающих МКК обратить внимание на те или иные аспекты своей деятельности и что-то поправить в ней или напротив не поправлять и порадоваться. 

Поскольку наиболее полное представление о работе детей и достигнутом ими уровне развития и воспитанности можно получить только при общении с самими детьми, принципиально важным на конкурсе является устное выступление участников походов и экспедиций. Письменные отчеты позволяют эксперту составить максимально полное представление о проведенной в туристско-краеведческом цикле работе, но оценки по всем критериям конкурса уточняются и утверждаются по итогам устного выступления. Если выступления нет, походу- участнику конкурса трудно рассчитывать на высокое место в итоговом протоколе, но какую-то информацию, какую-то обратную связь от экспертов конкурса руководитель и участники конкурсного мероприятия все же получат, и эта информация будет полезной при подготовке и проведении новых мероприятий. Поэтому участвовать в конкурсе стоит, даже если устного выступления детей подготовить не удается.  

Воспитание патриотизма юных путешественников обеспечивается в процессе совершения ими походов по разным регионам России и краеведческим исследовательским компонентом их работы в туристско-краеведческом цикле. Оценке наличия и качества этого компонента также находится место в критериях конкурса, но поскольку результатами исследовательской работы (объекты исследования – маршрут и группа на нем) являются и техническое описание, и график движения по маршруту, исследования по специальной краеведческой теме при проведении конкурсной экспертизы похода оцениваются в баллах, сравнимых по величине с баллами, присуждаемыми за составление графика, описания, фотоальбома маршрута. Значимость исследований по естественнонаучной или культурно-исторической краеведческой теме растет при оценивании экспедиций, в особенности – экспедиций на полигоне («стационарных экспедиций»).

Посредством активного участия детей в подготовке, проведении и подведении итогов похода или экспедиции обеспечивается рост их личностного развития. Определение размеров развития обуславливает итоговое место похода или экспедиции в конкурсе. Размеры развития указывают и на уровень педагогического мастерства, проявленный руководителем походной (экспедиционной) группы детей в туристско-краеведческом цикле.  Но кроме педагогического у него есть и туристское мастерство. И того, и другого мастерства должно хватать на обеспечение безопасности и образовательной (воспитательной, обучающей, развивающей) эффективности занятий с детьми в цикле туристско-краеведческой деятельности. Именно в цикле, а не только в самой экспедиции или походе. Например, выявляемые в процессе участия в конкурсе недостатки технической и не только технической подготовки юных туристов говорят о недоработке педагога на стадии подготовки к походу. Поход результирует подготовку к походу. А отчет о походе (экспедиции) результирует и то, и другое.

О результатах анализа конкурсным материалов

Главные результаты анализа конкурсных материалов фиксируются в итоговых протоколах конкурса. Протоколы финала Всероссийского конкурса походов и экспедиций, совершенных в 2021 году, опубликованы в апреле 2022 года. Но кроме них каждый конкурс дает важную информацию специалистам в области организации детских самодеятельных путешествий. Не всегда новую (достоинства и недостатки в работе организаторов путешествий год от года меняются мало), но всегда значимую. Какую же информацию дал конкурс походов и экспедиций прошлого года? Перечислим отдельные факты и наблюдения, в расчете на будущее исправление недостатков.  

Ошибки в определении сложности

Начнем с того, о чем уже говорили. Общеизвестно, что группы должны выпускаться в путешествия, которые могут совершить безаварийно и развивающе. И то, и другое зависит от сложности путешествия, определяемой сложностью маршрута, программы маршрутных или экспедиционных исследований, погодными условиями и уровнем готовности группы к работе, которую ей предстоит совершить в путешествии. Сложность путешествия является величиной, необходимо измеряемой организаторами, а вслед за ними и участниками путешествия. Определение сложности путешествия обучающимися является частью развивающего детей исследования. Определение сложности похода начинается с определения сложности маршрута похода. Методики определения сложности маршрута используются детьми (вслед за руководителями походов и членами выпускающих МКК) очень по-разному. В каких-то случаях в конкурсных материалах приводится расчет сложности по формуле из методики, в другом путаются понятия степень и категория сложности. И это – в финале Всероссийского конкурса!

В силу ряда труднопреодолимых обстоятельств применение формул не обеспечивает точности определения сложности маршрута, необходимой для установления его безопасности и развивающего потенциала.  Но использовать формулы (если использовать), пусть даже и для начальной прикидки, нужно корректно. Или хотя бы осмысленно.  Недостаток километража при отсутствии компенсирующих этот недостаток препятствий маршрута – явление частое. Включения –  на голубом глазу – в маршрут препятствий, характерных  для более высокой категории сложности, особенно в случае водных походов, – также явление не исключительное. Понятно, что пороги при разном уровне воды могут проходиться по-разному, и категория трудности порога, рассчитанная под байдарки, не соответствует категории трудности для рафта или даже катамарана, но все эти нюансы должны объясняться в отчетах. К слову, само по себе приведение расчета сложности на конкурсном устном отчете априори не приводит экспертов конкурса в тихий восторг, хотя бы уже потому, что порой дети, хорошо оттарабанившие текст о применении формулы, не в состоянии ответить на вопрос, что такое «определяющая сторона перевала». А когда пройденные радиально по не определяющей стороне или траверсом по хребту перевалы с указанными в справочниках категориями их трудности включаются в расчет сложности маршрута по формуле, это уже просто пугает. Бог-то с ним, с отчетом на конкурс. Плохо то, что эти перевалы  и категории трудности включаются в справки о зачете походов! 

Заполнение маршрутных книжек

В нашем случае: в случае проведения конкурса походов не по правилам вида спорта «спортивный туризм», – форма маршрутной книжки, рекомендованная Федерацией спортивного туризма России, и не отражающая в полной мере специфику работы с детьми, не является строго установленной формой. Форма маршрутной книжки может дорабатываться в регионах в соответствии с пожеланиями региональных властей и проводящей поход организации. Например, уместным выглядит включение в маршрутную книжку номера приказа о походе, издаваемого проводящей организации. Но номер приказа – этого мало. На руках у руководителя должен быть сам приказ, потому что, как показывает практика, для представителей органов власти, встречающих группы на маршруте похода, приказ с возложением ответственности за жизнь и здоровье детей на руководителей групп важнее, чем маршрутная книжка. Но какой бы формы не была маршрутная книжка, если в ней есть какие-то графы, они должны быть заполнены. Особого внимания требуют пункты, касающиеся назначения или не назначения проверки готовности групп. В соответствии с действующими «Общие требования к организации детских мероприятий в природной среде» (утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 702/811), проведение такой проверки входит в обязанности организатора мероприятия (пункт 5 в). А если проверка все равно должна проводиться, стоит фиксировать факт ее проведения в маршрутной книжке, независимо от того, кто ее проводил: проводящая организация или выпускающая МКК. Ну а поскольку проверка дает информацию о готовности группы к походу, а определение уровня этой готовности является главной задачей экспертов, выпускающей МКК, данная организация не может оставаться безучастной к проведению проверки – проверки   на местности, потому что информацию об уровни готовности группы к мероприятию в природной среде, в помещении не получить. 

Теперь о регистрации в МЧС. Новая форма регистрации делает целесообразными изменения в бланке маршрутной книжки. Личная явка в Поисково-спасательную службу ГУ МЧС по району совершения путешествия в большинстве случаев не производится, группа регистрируется дистанционно и заблаговременно. Постановку группы на учет может проконтролировать проводящая организация и/или выпускающая МКК. Некоторые региональные практики организации туристско-краеведческой деятельности демонстрируют такие примеры. Возможно, их стоит перенять и другим регионам.    

Не всегда достаточно ответственно (и это происходит при попустительстве МКК) заполняются руководителями групп графы и строки маршрутной книжки с информацией о групповом и личном снаряжении, с весовыми характеристиками этого снаряжения. Нереальность весовых характеристик выявляется при простом анализе маршрутной книжки, а несоответствие указанного в книжке снаряжения снаряжению, используемому в походе, выявляется при анализе отчетов о походе, как письменного, так и устного. Например, присутствие на водном маршруте судов, не указанных в маршрутной книжке; присутствие там, где не надо, и отсутствие там, где надо, веревок, индивидуальных страховочных систем, карабинов и прочее при проведении походов в горах и т. д.

Нарушение возрастных нормативов участия в категорийных походах тоже встречается достаточно часто. По факту успешного прохождения маршрута это нарушение вроде не выглядит ужасающим: дети же смогли! Но от того, что смогли, оно не перестает быть таким. Переходить улицу на красный свет неправильно, даже если в данном случае тебя не сбила машина.

В аспекте возраста и походного опыта особенно непросто обстоит дело с выпуском водных походов. Существует практика выпуска групп, например, на «троечную» реку, но с обносом всех «троечных» порогов, потому что группа не имеет права на их прохождение. Возникает вопрос: зачем нужно идти в «двойку» на «троечную» реку? Обносить пороги – это трудоемко, не интересно и всегда существует риск, что руководитель группы убедит себя в том, что в данном конкретном случае «троечный» порог является «двоечным», что группа готова к его прохождению. И чем сложнее будет обнос, тем скорее руководитель группы утвердится в своем таком мнении.  

То же и с возрастом. Тот вариант, что «большие» дети проходят препятствие, «маленькие» обходят его, не всегда убеждает. По той же причине, что и обнос.

Техническая неподготовленность

Проведение конкурса походов с привлечением фото, видеоматериалов, с устным отчетом позволяет выявить недостатки в технической подготовленности группы. Уровень технической подготовленности – это не только и не столько заслуга детей, сколько заслуга или наоборот недоработка педагога – руководителя группы, допущенная им в предпоходный период. На маршруте дети показывают то, чему их сумели научить, и при всем желании не могут показать большего. Поэтому важно, чтобы руководитель не только получил с группой оценку за проведенный туристско-краеведческий цикл, но и понял, на что ему предстоит обратить особое внимание в будущем.  Это не всегда можно четко объяснить баллами по тому или иному критерию конкурса, здесь нужен диалог, организуемый через составление экспертами конкурса резюме, не имеющих прямого отношения к конкурсу, но имеющих отношение к походу и вызывающих руководителей групп на разговор, в ходе которого можно объяснить то, чего не объяснить баллами.

Можно посчитать, что поскольку техническая неподготовленность детей не уменьшает, а увеличивает объемы походной работы, постольку же она и увеличивает объемы развития юных походников. Так можно было бы посчитать, но есть целых два «но». Во-первых, правильно рассчитать развивающий и вместе с тем посильный объем походной работы детей непросто и без дополнительного фактора в виде технической неподготовленности, а во-вторых, техническая неподготовленность детей понижает безопасность похода. Еще раз: техническая неподготовленность детей – это не вина детей, это вина их педагога, а на конкурсе соревнуются дети.

Но не обращать внимание на неподготовленность детей тоже нельзя. В результате возможны случаи, что дети получат высокое место на конкурсе, а руководитель не получит справку за руководство походом. Но не нужно думать, что в этом случае во всем виноват один педагог. Виноваты и эксперты МКК, согласовавшие маршрутные документы группе неподготовленных к походу детей.

К основным недостаткам технической подготовки детей в походах-финалистах всероссийского конкурса 2021 относится слабое владение техникой работы с альпенштоками: на сохранение равновесия, на торможение при проскальзывании или падении. Падение под грузом на осыпи является одной из самых распространенных причин травм в походах, на маршрутах которых встречаются осыпи. Падение на мелкой осыпи может быть некритичным, падение на средней осыпи практически наверняка приведет к травме, последствия падения на крупной осыпи могут быть трагическими.

Не имеет прямого отношения к технической неподготовленности, но является частой причиной получения травм на осыпях неподходящая обувь: кроссовки вместо ботинок, фиксирующих голеностоп. Неподходящая обувь – это тоже не вина, а беда детей. Это вина их родителей и их педагога. Но не они соревнуются в данном конкурсе, хотя недостатки экипировки находят отражение в оценках похода.

Встречаются и другие ошибки выполнения технических приемов при преодолении препятствий на пешеходном или горном маршруте, такие, как неправильное положения участника относительно перил и т. д. Но поскольку перила применяются на маршрутах походов первой-второй категории сложности не часто, то и такие ошибки редки. Зато есть другие ошибки. К числу препятствий в походах начальных категорий сложности по факту могут быть отнесены движение по дорогам, пересечение шоссе и железнодорожного полотна. Техника движения и пересечения общеизвестна и даже изучается в школе, но все же стоит обратить внимание руководителей групп на то, что даже по дорогам, по которым очень редко ездят машины, стоит идти, соблюдая необходимые правила. Это нужно делать для доведения до автоматизма правильного стереотипа движения по дорогам (по обочинам дорог).  

Техническую сложность можно найти даже на технически несложном маршруте. Было бы желание. Задачей педагога в цикле туристско-краеведческой деятельности является загрузить детей по возможному максимуму, придумать или помочь придумать маршрут, на котором все имеющиеся у детей навыки, в том числе и технические, получат развитие.  Поэтому на маршрутах походов-финалистов всероссийского конкурса мы можем увидеть примеры, когда группа правильно переправляется через бурный ручей по бревну, организуя перила и сопровождение, в то время как проложив маршрут чуть-чуть по-другому, на разливе могла бы легко перейти ручей вброд, и это преодоление больше бы подходило к маршруту той категории сложности, которая обозначена в маршрутной книжке у группы. Здесь обнаруживается противоречие между традициями набора походного опыта с одной стороны и технической изощренностью групп, много времени проводящих на тренировках с веревками, с другой стороны. И решения, подходящего «на все случаи жизни», пока никем не предложено. «Запретить, наказать» проще всего. Всякий раз надо разбираться «по факту», и сделать это может лишь тот, кто видит детей на контрольных перед походами мероприятиях. А чтобы помочь эксперту финала правильно понять ситуацию, в отчетах стоит говорить и о подготовке группы к походу, и о пройденных «предходовых испытаниях». Всем нам нужно понять, что «отчет о походе» – это не просто отчет о походе, это отчет о походе и о подготовке к нему.   Это осмысление и движения по маршруту, и подготовки к движению, потому что подготовка и определяет движение.

 Неправильная посадка, неправильная техника гребли, пассивность в пороге являются техническими ошибками при прохождении препятствий в водном походе. Возможность быть пассивным при прохождении препятствия – это особенность водных походов. Можно сложить весла и понадеяться, что течение само пронесет. Пронесет-то может и пронесет, но вот куда вынесет?

Водные походы имеют еще и ту особенность, что водники чаще совершают радиальные выходы на берега, чем пешеходники – водные радиальные выходы. Комбинированные походы – это особый случай в мире походов и специально о них мы пока что не говорим, здесь отметим лишь то, что иной водный поход со всеми своими радиалками лишь немногим отличается от комбинированного, например, спелео-водного похода, причем, маршрутные документы таких водных походов спелеоподкомиссия МКК (даже в том редком случае, если она в этой МКК существует) не рассматривает. В результате уровень готовности группы к спелеовыходам не проверяется. Вот и спускаются наши водники по подземным ступеням кое-как, и, как говорится, «по шнуркам от ботинок», причем даже за них неправильно держатся.  Или кое-как преодолевают каньоны, склоны, траверсы берегов, которые, будь они на пешем маршруте, оказались бы категорированными и готовность к их прохождению проверялась бы очень серьезно. Ничего этого при подготовке водного похода с радиальными выходами не происходит. Это опасно. 

О физической подготовке

Лыжный походный сезон 2021 года был омрачен хибинской трагедией, по причине которой многие петербургские группы были сняты с маршрута, а часть групп продолжила движение, максимально упростив маршруты, то есть, минуя места, в которых, по мнению выпускающих МКК и спасателей, существовала хоть какая-то вероятность схода лавин. Делалось это не только для того, чтобы понизить вероятность нового происшествия, но и для того, чтобы хоть как-нибудь успокоить руководство проводящих походы организаций:  тех из руководителей, которые не отозвали группы с маршрутов походов, но по понятным причинам начали плохо спать по ночам. 

В лавину попали члены одной из нескольких групп одного из восемнадцати районов Санкт-Петербурга, но опыт стоит усвоить всем педагогам России. Подробнее о происшествии, точнее, о выводах из обстоятельств, которые на тот момент были известны, рассказывалось в Педагогическом вестнике «Балтийский берег» №4 за 2021 год (статья «Девять выводов из одного происшествия»).

В последние годы в детских лыжных походах по Кольскому полуострову все чаще использовались заброски, все чаще для организации забросок использовались снегоходы.  Это позволяло привозить на полуостров все менее и менее подготовленных в физическом плане детей. Очевидно, акцент делался на их технической подготовке, но этого недостаточно. Для многих любителей зимнего, в том числе и туристского, активного отдыха из разных регионов России, Хибинские тундры стали едва ли не парковым полигоном. Происшествие напомнило, что по снежным горам не нужно ходить слева направо, сверху вниз, как придется, что нужно быть физически подготовленным, сильным, чтобы проходить потенциально опасные места (все такие места на лыжном горном маршруте не обойдешь), как можно быстрее. За ходом физической подготовки нужно следить, уровень подготовки замерять и сравнивать с контрольными нормативами. Нужно вести учет километража, проходимого группой не только каждый день в многодневном походе, но и в однодневных походах, регулярно совершаемых юными путешественниками в соответствии с утвержденным расписанием занятий туризмом. Многие из однодневных походов стоит совершать «с отягощением» (с грузом, близким к грузу многодневного путешествия) и с тем же отягощением проходить предпоходную проверку на местности.  

Ошибки в тактике

Проведение конкурса походов и экспедиций обучающихся способствует обнаружению не только ошибок в выполнении технических действий и физическую неподготовленность детей, но и ошибок тактического планирования, в которых, как впрочем и во всем остальном, трудно обвинять обучающихся. Дети должны принимать активное участие в подготовке похода и, в том числе, в планировании движения по маршруту, но у детей не хватает опыта, чтобы справляться с этой работой без помогающего участия педагога. И если мы видим в походе необоснованно длинные переходы в первые дни, поздние выходы на перевалы, слишком большие суточные наборы и сбросы высоты в условиях высокогорья, то это не вина детей, это – вина руководителей групп и МКК, согласовавших маршрутные документы и засчитавших поход в опыт руководителю группы.

К слову, если МКК хочет воздействовать на руководителя, постоянно совершающего одни и те же ошибки, то мало не засчитывать поход в опыт руководителю: это опыт может оказаться не нужным ему. Например, зачем педагогу, постоянно работающему с детьми, пятнадцатое руководство походом первой категории сложности и десятое – второй категории? Чтобы воздействовать на педагога, нужно воздействовать на него через детей. Например, говорить детям о совершенных ошибках на устном отчете или вовсе не засчитывать поход в опыт не только руководителю группы, но и другим участникам похода. И пусть после этого педагог «отмывается» в глазах своих подопечных! Разумеется, он может объяснить незачет пристрастностью или некомпетентностью экспертов, но это будет уже не туристской, а педагогической некомпетентностью самого педагога.   

Незачет похода – это очень жесткая мера, о применении которой всякий раз стоит задуматься (семь раз отмерить и лишь один раз отрезать). И уж тем более ее нельзя применять к руководителю, если МКК согласовала маршрутные документы с ошибками. Здесь о жестких мерах стоит задуматься уже в отношении самой МКК.

Постепенный набор ежедневного километража, как и постепенный набор высоты – это азы тактического планирования.  Опытным путем выведено, что суточный набор высоты не должен превышать 500-700 метров, сброс высоты под рюкзаками – не более 1200 метров. В случае со сбросом высоты дело не только в том, что избыток кислорода в крови может ухудшить самочувствие ребенка. Нужно помнить, что движение под гору с рюкзаком очень нагружает суставы ног, позвоночник, тут как минимум нужно уметь переносить вес  на трекпалки или альпеншток, но в любом случае стоит ограничивать сброс высоты указанной нормой.

Проблемы с краеведческим компонентом

О том, что экскурсия – это не экспедиция, что краеведческую информацию полезнее воспринимать в режиме исследования, мы уже говорили. Как и о цене краеведческого компонента в походе. Но проблема у участников конкурса обнаруживается в том, что не только исследование, но даже и ознакомление с районом похода часто ограничивается краеведческой справкой в отчете и непосредственно на маршруте вовсе не производится. А краеведческая информация особенно в режиме восприятия через исследование хорошо усваивается, только если группа готова к ее усвоению. То есть думать о краеведческом компоненте похода нужно до, а не после похода, включая этот компонент в подготовку к походу. 

О работе по должностям

Поскольку краеведческие объекты располагаются на маршруте похода, краеведческий компонент предполагает взаимодействие краеведа-исследователя со штурманом группы и хронометристом, потому что производство краеведческих наблюдений, не говоря об исследованиях, требует времени и влияет на график движения по маршруту.  И также с фотографом, если только фотографирование краеведческих объектов не вменено в обязанность самого краеведа, что не обязательно правильно. Но кроме необходимости фотографирования культурно-исторических и природных объектов и процесса работы на них существует необходимость фотографирования маршрутной работы группы и бытовой. Выполнение обязанностей фотографа требует специальных умений, поэтому эти обязанности закрепляются за членом группы на профессиональной основе (походная «должность»). Фотограф взаимодействует со штурманом группы.  Не секрет, чтобы снять все, что нужно снять о движении по маршруту похода, фотограф должен знать маршрут не хуже штурмана  или работать по его указаниям (лучше, все же, упреждая его указания). Иллюстрирующие маршрут фотографии нужно «привязывать» к узнаваемым ориентирам, помещать на них всю группу. В отчете нужно показывать место и направление съёмки на рабочей карте похода, а фотографии размешать в тексте технического описания, указывать на них направление движения группы, подписывать их. Размещение фотографий непосредственно в тексте технического описания опасно «съезжанием» фотографий по тексту, но… надо стараться. Если фотографии помещены в отдельный фотоальбом (или даже файл), они должны быть пронумерованы, а их номера указаны в тексте технического описания. То же самое следует делать и при размещении фотографий непосредственно в тексте.

Получается, что на стадии составления отчета о походе, взаимодействие штурмана и фотографа также необходимо, как и на стадии движения по маршруту. А если учесть, что фотограф должен быть готовым к немедленной фотосъемке, должен по необходимости забегать перед группой и не задерживать ее движение по маршруту, то, получается, что взаимодействие штурмана и фотографа должно начинаться на стадии подготовки к походу. Места и ракурсы съемки надо планировать.

Фотосъемка не всегда способна решить вопрос доказательства прохождения маршрута и предъявления техники его прохождения. И здесь на помощь приходит видеосъемка, квалифицированная работа с зумом и другие аспекты видеомастерства. В том числе и искусство кадрирования, потому что просто приложить к отчету сброску с камеры – это то же самое, что приложить все фотографии, которые были сняты в походе, не отобрав, не пронумеровав и не подписав их. Обработка видеоматериалов к отчету – такая же интересная работа, как и обработка фотографий. Только еще более сложная. И также, как и фоторабота, требует предварительного планирования на стадии подготовки к походу и зрячего выполнения на маршруте похода. «Потоки сознания» интересны только самим сознающим. И предъявление потока не развивает. 

В заключении

Техническое описание маршрута похода, график движения по маршруту с фиксацией метеоусловий, описание программы и результатов исследования, рабочая карта с ниткой маршрута, местами стоянок и местами фотовидеосъемки, обработанные фото и видеоматериалы, итоги, выводы, рекомендации по «работе по должностям» и по результатам похода или экспедиции в целом, – эти продукты деятельности группы детей представляются на конкурсе походов и экспедиций обучающихся. Квалифицированный эксперт выпускающей МКК на основании отчетных материалов может самостоятельно провести экспертизу проведенного похода или экспедиции, поговорить с детьми, задать вопросы, получить ответы. А потом сообщить о своих выводах заказчику экспертизы, все равно кому: руководителю похода или руководителю «проводящей организации». Зачем тогда конкурс? С детьми все ясно: соревновательный азарт, «стимуляция поведения». Зачем нужен конкурс взрослым, которым стимулировать себя посредством участия в конкурсе как-то вроде уже не солидно? Затем, что «все познается в сравнении». По каждому походу можно сделать какие-то выводы, отметить достоинства и недостатки, но размеры достоинств и недостатков очевиднее в конкурсе, очевиднее в «протоколах сравнения» (в итоговых протоколах), с которыми могут познакомиться и педагоги, и дети, и родители детей, и руководители педагогов. Не очень приятная перспектива для тех, кто недорабатывает с детьми. Приходится объяснять все «пристрастным судейством». Или другими «объективными причинами», например, тяжелой ситуацией с детским туризмом в регионе постоянного проживания группы. Но ситуация везде не легка. Просто надо больше работать.

На конкурсе соревнуются дети. Кроме выявления достигнутого в туристско-краеведческом цикле занятий и предъявленного на конкурсе уровня их развития и воспитанности, есть и другие цели, другие смыслы проведения конкурса, и об этом мы уже говорили. Не вся работа экспертов судейской коллегии отражается в итоговых протоколах. Больше значение играет их деятельность в последействии конкурса – фиксация методических озарений, возникших как следствие анализа конкурсных материалов.  Идеология проведения конкурса – идеология и технология гражданского воспитания в коллективном творческом деле – закрепляется в критериях конкура. Не в Положении, в котором можно написать много общих слов, а потому благополучно забыть об их существовании, а именно в критериях конкурса.     Сами критерии тоже являются результатом работы экспертов, результатом их анализа конкурсных материалов. Для руководителей походов и экспедиций критерии конкурса являются методическими рекомендациями по организации совместной деятельности детей в туристско-краеведческом цикле. Год от года критерии могут чуть дорабатываться, отражая те или другие нюансы, но основа остается в принципе неизменной, как неизменной остается и технология туристско-краеведческой деятельности, применение которой направлено на достижение неизменной же цели образования – на подготовку порастающего поколения к будущей самостоятельной жизни в гражданском обществе, основанном на разделении труда и квалифицированном взаимодействии граждан. Нам мало научить детей любить походы: они их полюбят и без нас. И мало научить детей ходить в походы. Ходить в походы – это, все-таки, хобби и редко – профессия. Нам нужно через походы, через взаимодействие в них, научить детей быть гражданами. А если вспомнить о географии путешествий юных туристов, то получается – научить их быть гражданами своей страны, России.