Об опыте реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мой друг – Санкт-Петербург» для детей и подростков из г. Мариуполь в период осенних школьных каникул 2022 года в ДООЛ «Молодежное»
Ожиганова Ю. М.
заведующая сектором
образовательной деятельности
ГБОУ «Балтийский берег»
Иванов М. Н.
педагог-организатор
Голубева А. Н.
педагог-психолог
ГБОУ «Балтийский берег»
5 октября 2022 года выступая перед лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года 2022» и участниками телевизионного шоу «Классная тема!» президент РФ В. В. Путин предложил «подумать о том, как организовать отдых детей. Особенно на тех территориях, где до сих пор не спокойно или даже опасно». Именно эту работу уже с лета начало руководство г. Санкт-Петербург, организовывая отдых детей из г. Мариуполь по программам «Петербургские каникулы» и «Университетские смены» совместно с РГПУ им. А. И. Герцена.
С вхождением ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области в состав Российской Федерации, наиболее актуальной на наш взгляд встали вопросы гражданского и личностного самоопределения и национальной самоидентификации подростков, проживающих на этих территориях. Этот непростой путь, который необходимо пройти каждому человеку на пути становления личности, в их случае осложнен рядом дополнительных факторов. Прежде всего, противоречиями между семейными установками русскоязычного населения и государственной политикой Украины в сфере образования, также противопоставление евроинтеграции дружбе и взаимопониманию славянских народов, что в свою очередь привело к многолетнему и затяжному гражданскому противостоянию. Такая обстановка не могла не сказаться на формировании ценностных ориентиров подростков. Таким образом, основная задача, которая ставится перед педагогическим коллективом в процессе реализации названных выше программ, это помочь подросткам из Мариуполя с адаптацией к новым для них условиям самоопределения.
История и культура Санкт-Петербурга как нельзя лучше соответствует этим задачам, так как позволяет показать, что возможно взаимопроникновение западноевропейской и славянской культур, создающих неповторимый колорит нашего города, а межконфессиональное, кросскультурное взаимодействие обогащает каждый из народов, проживающих в нашем городе. Еще одним аспектом, который возможно будет способствовать интеграции новых граждан России в образовательное, а особенно историческое пространство, является тот факт, что исторически многие события связанные с созданием Малороссии и Тавриды, как регионов России, происходили в 18 веке на берегах Невы, где тогда была столица нашего государства.
В 2019 году для делегации обучающихся из республики Дагестан, приехавших по приглашению Комитета по образованию г. Санкт-Петербург, специалистами ГБОУ «Балтийский берег» была реализована программа «Воспоминания о Санкт-Петербурге». В ней познавательный компонент экскурсии закрепляется через общелагерные мероприятия различных форм, а системообразующей стала технология проектной деятельности по созданию документального фильма о путешествии по нашему городу.
Разрабатывая новую программу «Мой друг – Санкт-Петербург», авторы использовали опыт реализации предыдущей программы, которая показала свою высокую эффективность.
Новизной является привлечение большого количества социальных партнеров программы, которые позволяют показать все многообразие образовательного и социокультурного пространства города. Это учреждения дополнительного и высшего образования, театры, музеи и общественные пространства города.
Программа реализовывалась в период осенних школьных каникул 2022 года. Для оценки эффективности реализации программы проводился комплекс диагностических мероприятий, включающих входное и итоговое анкетирование, стандартизированное наблюдение за воспитанниками, проводимое воспитателями и вожатыми с использованием карты стандартизированного наблюдения, специально разработанной к данной программе. Обучающиеся группы риска, выявленные педагогом-психологом в ходе входной диагностики, приглашались для проведения углубленной психодиагностики эмоционального состояния.
По результатам входного анкетирования можно сказать, что большинство детей приехали в лагерь в хорошем расположении духа, в радостном, светлом, спокойном и приятном настроении (70%). 24% детей находились в чрезмерно активном, восторженном состоянии.
Часть детей (3%) признались, что испытывают тревогу, печаль и грусть. Еще 3% опрашиваемых оценили свое состояние как крайне неудовлетворительное.
Карты стандартизированного наблюдения позволяют отследить динамику адаптации каждого из воспитанников к условиям жизни в ДООЛ, в том числе к режимным моментам, его мотивации к участию в программе, в занятиях системы дополнительного образования и взаимоотношения во временном детском коллективе. Оценка проводиться коллективно всеми педагогами, постоянно работающими на отряде, и позволяет увидеть динамику изменения поведения обучающихся даже в столь непродолжительное время, которым являются осенние каникулы. Статистическая обработка этих данных предоставляет гораздо меньшую ценность, так как показывает усредненные показатели.
Итоговое анкетирование проводилось в последний день пребывания детей в ДООЛ “Молодежное”. По его результатам можно сказать следующее: ожидания детей полностью оправдались в 68,2% случаев, частично оправдались в 29%, совсем не оправдались лишь в 2,8%. В 50% случаев дети остались в радостном состоянии, 33% опрошенных ответили, что уезжают в светлом и приятном состоянии. Были дети, которые признались, что им грустно и печально (26%), но не исключено, что их эмоциональное состояние на момент проведения анкетирования определялось перспективой скорого расставания с лагерем и вожатыми.
Также обучающихся просили оценить свой интерес, эмоциональный отклик и познавательную активность на основных мероприятиях смены.
Из мастер-классов, наиболее запоминающимся оказался мастер-класс по 3D моделированию (50%), на втором и третьем месте оказались мастер-классы по хореографии и вокалу (по 31,5%).
Из соревнований и других видов активностей, больше всего запомнился мини-гольф и ориентирование в спортивном лабиринте (65 и 61%) соответственно.
Проведя всесторонний анализ мониторинга, следует отметить, что в целом программа «Мой друг – Санкт-Петербург», не только понравилась большинству участников, но и была достаточно эффективной. Диагностические мероприятия, такие как интеллектуально-творческий конкурс «Блистательный Санкт-Петербург», медиафестиваль «#ДобрыйПетербур», позволяют сделать вывод о том, что большинство образовательных задач, таких как знакомство с историей и социокультурным пространством Санкт-Петербурга, приобретение начальных навыков работы с видеоконтентом, решены на высоком уровне, вместе с тем высокая насыщенность программы мероприятиями, их интенсивность и большое количество выездов из лагеря в город привело к некоторому перегрузу, прежде всего эмоциональной и познавательной сферы обучающихся. Это сказалось и на результатах анкетирования.
Судя по опросу, детям действительно не хватало свободного времени и времени на отдых. 97,4% детей сказали, что хотели бы вернуться в лагеря ГБОУ «Балтийский берег». Ожидания детей оправдались, многие нашли новых друзей, познакомились с Санкт-Петербургом.