Отчет о походе и способы его рассмотрения

Губаненков С. М.

заместитель руководителя

Федерального ресурсного центра

по направлению развития компетенций

в сфере детско-юношеского туризма 

ФГБОУ ДО ФЦДО,

к. п. н.

Отчет о походе – в той форме, в какой это предписывается делать правилами вида спорта «спортивный туризм» – пишется не только для того, чтобы доказать, что маршрут был пройден (это можно доказать проще), а еще для того, чтобы доказать, что он был пройден именно так, как планировалось: по тем точкам и в том графике, которые были согласованы с экспертами выпускающей маршрутно-квалификационной комиссии. Факт согласования означает, что эксперты признали представленный (или доработанный с их помощью) маршрут и график движения по маршруту максимально безопасными для прохождения маршрута в заявляемые для его прохождения сроки. Отклонение от согласованных маршрута и графика означает нарушение безопасности движения по маршруту и может привести к незачету похода.  Положение, согласно которому заявить к прохождению можно очень опасный маршрут (безопасных маршрутов в природе не существует), но пройти его нужно с максимально возможной в данном случае безопасностью, превращалось  в концепцию вида спорта «спортивный туризм» во второй половине ХХ века, когда  несчастные случаи с туристскими группами несколько раз приводили спортивный туризм к исключению из числа видов спорта или на грань этого исключения. Всякий раз туристам удавалось договариваться со спортивными   чиновниками о сохранении вида спорта в обмен на обещание предпринимать все больше и больше мер по обеспечению безопасности спортсменов на маршруте похода. Согласование маршрутных документов группы членами МКК служило гарантией того, что все возможные меры по обеспечению безопасности на маршруте будут определены, а отчет — доказательством того, что найденные меры были приняты.

В системе образования – в активных формах туристско-краеведческой деятельности — каждый детский поход имеет три фазы: подготовку, проведение и подведение итогов, – как фазы образовательного процесса представляющие собой фазы обучения юных путешественников науке жизни. На стадии подготовки похода (и подготовки к походу самих себя) дети учатся планировать свою жизнь, на стадии движения по маршруту учатся жить, придерживаясь принятых планов, на стадии подведения итогов похода (составления отчета о походе) они учатся рефлексировать: осмыслять полученный жизненный опыт, переводя его в статус  ценных умений и принципов. В то же время, независимо от целей организации путешествий – спортивных или не спортивных – в детском туризме сохраняется разработанная в спортивном туризме система обеспечения безопасности путешественников: система обеспечения безопасности посредством согласования маршрута и графика его прохождения экспертами маршрутно-квалификационной комиссии, стремящихся в первую очередь к тому, чтобы сделать поход максимально безопасным для участников, а во-вторых – в системе образования – педагогически целесообразным, то есть воспитательным и развивающим.

За безопасность, развитие и воспитание юных путешественников во всех фазах похода в системе образования отвечает руководитель путешествующей группы детей: учитель жизни для юных туристов. Но если качество работы учителей в школе проверяется посредством написания школьниками  городских контрольных работ и сдачи экзаменов, то качество работы «учителя жизни» в походе проверяется на стадии представления отчета о походе. Причем — и в данном ракурсе это вполне очевидно — представлять отчет должны сами дети.  

Отчет о походе включает в себя:

  • Справочные данные о походе
  • Описание процессов подготовки к походу
  • Информацию о районе похода (о географии, этнографии, экономике)
  • Информацию о заявленном и пройденном маршруте, заявленным, использованным или не использованным запасным вариантам маршрута (точки и нитки маршрута)
  • Информацию о местах и условиях ночлегов группы на маршруте похода
  • Обзорную и  рабочую карту маршрута с нанесенными на нее нитками основного и запасных вариантов маршрута, местами ночлегов и точками фотосъемки
  • Техническое описание маршрута и подробное описание тактики и техники преодоления наиболее опасных участков маршрута
  • График движения по маршруту
  • Информацию о материально-техническом оснащении группы, включая продукты питания, и об использовании этого оснащения
  • Информацию о состоянии здоровья участников движения по маршруту и ходе медицинского (санитарно-гигиенического) обеспечения
  • Фотоматериалы, иллюстрирующие движение по маршруту, полевой быт и по возможности всю информацию, содержащуюся в отчете о походе
  • Информация еще о каких-то кроме необходимых для составления отчета о движении по маршруту наблюдениях и исследованиях и об их результатах (в случае проведения таких наблюдений и исследований
  •  Итоги, выводы и рекомендации для будущих участников движения по маршруту, сделанные участниками, прошедшими данный маршрут и получившими в процессе движения по нему разнообразный жизненный опыт

Работа по составлению отчета о походе – это очень большая работа в том случае, если речь не идет о составлении отчета о движении по маршруту руководителем группы,           многократно проходившим  этот маршрут, многократно составлявшим отчет о движении по нему и имеющим в своем архиве копии прошлых отчетов. Но при походе, проведенном в целях получения детьми  опыта планирования и проживания жизни, отчет о походе  составляется самими детьми, и они занимаются этим на протяжении многих часов, как в самом походе, так и до, и после него. Подготовка, проведение и подведение итогов похода являются содержанием образовательной программы, реализуемой педагогом и группой юных туристов. 

Традиционно отчет о походе принимается экспертами МКК, согласовавшими маршрутные документы похода. Сроки и форма представления отчета устанавливаются в процессе согласования маршрутных документов,  отчет может представляться в письменной, в устной или и в той, и в другой форме вместе. Глядя на письменный отчет, трудно сказать, составлялся он детьми или взрослыми, и потому в целях установления достигнутого в походе уровня обеспечения безопасности и уровня развития и воспитанности юных путешественников лучше, чтобы отчет представлялся детьми в устной форме, но чтобы эксперты МКК имели бы перед глазами письменный  отчет о походе. 

Чтобы дети понимали, насколько хорошо или плохо они выполнили предложенное им задание, в школе ставят оценки. Поход, а точнее — туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение, подведение итогов похода) являются сложно организованной формой совместной деятельности детей, и потому оценка за поход не ставится один раз по пятибальной системе. Оценка ставится многократно по многим пунктам критериев, известных «учителю жизни» и обучающимся до начала подготовки к походу.

Все составляющие отчета, в том числе и маршрутные фотографии,  несут информацию  о безопасности и  развивающей эффективности совершенного путешествия, все составляющие могут быть отредактированы на стадии послепоходного осмысления походного опыта,    и если отчетные материалы свидетельствуют о каких-то ошибках, совершенных при движении по маршруту,  значит, это ошибки не только были совершены, но и остались незамеченными на стадии послепоходного осмысления. Отчетные фотографии должны давать полное представление о движении по маршруту, и если фотографий представляется мало, можно предположить, что на маршруте группой совершалось слишком много ошибок, что фотографии, зафиксировавшие эти ошибки, просто не вставлялись в отчет. Объяснения, что на фотографирование у юных  туристов просто не оставалось ни сил, ни времени – при том, что о необходимости фотосъемки и последующего представления  фотоматериалов было известно заранее — свидетельствует о том, что участники путешествия не смогли должным образом выполнить установленный объем походной работы, и это снижает образовательную ценность их путешествия.

Иногда «неправильные» маршрутные фотографии остаются в отчете, и это указывает на то, что ни юные путешественники, ни их «учителя» не считают ошибками то, что считают ошибками принимающие отчет эксперты. Нарушения походной техники безопасности, чаще всего вылезающие на походных фото, являются:   

  • неправильная посадка в плавсредствах, движение без спасжилетов, в расстегнутых спасжилетах в плавсредствах, неправильная постановка страховки на препятствиях;
  • движение с нерасстегнутыми поясниками на бревне, без касок или без альпенштоков на осыпях, неправильное использование альпенштоков, неправильное положение рук на веревке, в том числе и при организации страховки, неправильно расположение группы при проходе потенциально опасного места и т. д.;
  • иногда фотографии лагерей групп выдают ошибки в выборе места и в постановке лагеря.

Такие ошибки говорят не только о том, что они были совершены на маршруте, но и о том, что их признание не вошло в состав походного опыта группы. В то же время экспертам, изучающим походные фото, стоит помнить об искажающих эффектах фотографической съемки движения по маршруту. На фотографии опасным может выглядеть то, что на местности было вполне безопасным. Но может быть и наоборот. Поэтому кроме изучения фото большое значение имеют вопросы, задаваемые экспертам представляющим отчет детям. Собеседование с детьми является самой важной фазой представления отчета не только в области фотосъемки, но и по всем другим разделам отчета. 

Собеседованию обычно предшествует факт рассказа детей о своем путешествии (хотя в данной статье «поход» и «путешествие» рассматриваются, как синонимы, путешествием может называться не только поход, но и экспедиция и даже экскурсия). Чтобы рассказ о походе не продолжался до бесконечности, для рассказчиков устанавливается временной регламент рассказа. За короткий срок (15-20 минут) дети должны рассказать очень многое – по сути, изложить все выше представленное содержание письменного отчета о путешествии. Если рассказывать все, регламент окажется мал. Поэтому по каждой части совершенной походной работы (по каждому разделу отчета) рассказывать нужно не обо всем, а о главном. Умение выделить главное указывает на уровень осмысления детьми опыта путешествия. И если у принимающих отчет экспертов возникнет ощущение, что дети говорят «по-заученному», у них есть возможность уточнить это в процессе собеседования, время которого приходит после рассказа.

Заслушивание отчетов детей может производиться как в присутствии, так и в отсутствии их «учителя жизни», но главное — без участия «учителя жизни». Уж как готовы дети, так они и готовы. Можно – в корректной форме – сообщить экспертам свое впечатление об их работе с детьми на отчете, но сообщающий  должен помнить о том, что «судья здесь – не он», что эксперты априори являются хотя бы в чем-то более опытными, чем педагог, и что прежде, чем судить их, неплохо бы понять, почему они задавали детям те или иные вопросы.  Само же присутствие «учителя» на «защите похода» может показать ему недоработки в тех нюансах похода, на которые он может не обращать в походе внимание или даже не знать о них вовсе. «Век живи — век учись».

После представления отчета и собеседования эксперты оценивают походную работу детей, а по ней и работу их «учителя жизни».  Поскольку взаимодействие участников путешествия в процессе его подготовки, проведения и подведения итогов обладает многими гранями,  полная объективность оценок является труднодостижимой задачей. И потому работу детей должен оценивать не один эксперт, а, как минимум, трое. После выставления своих личных оценок (в карандаше) эксперты, подобно присяжным,  удаляются в комнату для совещаний, обсуждают увиденное и услышанное и выносят вердикт по каждому из критериев оценки похода. При этом каждый эксперт выносит свой вердикт по каждому из критериев,  эксперты в совещательной комнате должны делиться аргументацией, а не мнениями. Затем их вердикты усредняются арифметически, и протокол с выставленными оценками вручается руководителю и членам походной группы  для изучения. Возможные протесты (претензии) обсуждаются в установленном порядке, но в целом протокол вручается  не для оспаривания оценок, а для информирования участников путешествия о качестве проделанной ими работы. Кроме оценок эксперты принимают решение о зачете или незачете похода в опыт участников и могут составлять словесные (устные или письменные) рецензии  (резюме) о походах. 

Очевидно, что при такой форме представления и рассмотрения отчетов о путешествиях этот процесс может проводиться в рамках конкурса (соревнования) путешествий определенной формы (поход, экспедиция), вида (пешие, лыжные и т. д.) и уровня развивающей сложности. Для проведения конкурса достаточно просто свести все оценки походов и экспедиций в один протокол. Участия в конкурсах, как правило, осуществляется по заявкам участников — принятых или непринятых организаторами конкурса. Но в данном случае речь об этом может и не вестись. Если педагог («учитель жизни» в походе) работает с детьми по образовательной программе и на профессиональной (за зарплату) основе, оценка качества его работы является обязательной. И коль скоро «все познается в сравнении», сравнить работу педагогов между собой оказывается очень не лишним. Ко всему прочему проведение конкурса активизирует работу детей, мотивируя их к развивающей их самих деятельности.  А если «протокольное» сравнение профессиональной деятельности педагогов может расстроить какого-то педагога настолько сильно, что он может лишиться желания работать с детьми, можно не публиковать результаты оценки всех сведенных в конкурс походов.  Можно опубликовать только оценки походов, занявших призовые места, а  руководителям остальных походов (походных групп), каждому по отдельности  при личной встрече или путем личной рассылки вручать оценку «его похода» по критериям вместе с рецензиями (пожеланиями) экспертов жюри. И никто из них не удержится от того, чтобы сравнить свою оценку с призовыми оценками.  Познание через сравнение состоится.

 Получается, что эксперты МКК в силу производственной необходимости проверяют качество работы педагогов с детьми. Но кто проверяет самих проверяющих?  Кто проверит качество работы экспертов МКК по выпуску групп на маршруты походов? И в системе спорта и в системе образования (спорт — это тоже образование, но речь сейчас не о смыслах, а о формальных  различиях) полномочия маршрутно-квалификационных комиссий по выпуску групп на маршруты походов согласуются вышестоящими по линии вертикального взаимодействия комиссиями. Получается, что тот, кто согласовывает полномочия, и должен проверять качество их использования. Это удобно сделать в форме проведения многоэтапного всероссийского конкурса походов (и экспедиций). Походы, представленные «на суд» экспертов выпускающей МКК, могут и должны принимать участие в конкурсах, проводимых  вышестоящими по линии согласования полномочий МКК. Эксперты «вышестоящих» оценят не только (снова) работу детей и их педагога, но и оценят (впервые)  работу «нижестоящих» экспертов. Результатами такого конкурса явятся не только протоколы соревнований походов, но и отзывы о работе выпускающих МКК (вплоть до отзыва согласованных полномочий). 

После конкурса походов обучающихся одной образовательной организации может быть проведен конкурс походов обучающихся на территории муниципального образования, затем — на территории субъекта РФ и, наконец, на территории целой страны. Кто будет проверять проверяющих на самом верху (где бы этот верх ни находился)? Очевидно господь бог. Или сами же проверяемые. Оценивание походов должно быть открытым, между проверяющими и проверяемыми должно устанавливаться конструктивное взаимодействие, по итогам которого свои выводы делают и те, и другие. Но с учетом возможного стремления проверяемых к «победе любой ценой» и неизбежного эмоционального возбуждения оценивание участниками конкурса действий экспертов не должно быть ни поспешным, ни оголтелым. Экспертов, как, впрочем, и участников, надо беречь.  Нельзя шельмовать проверяющих. Об этом знает каждый мало-мальски опытный главный судья соревнований с большим количеством «линейных судей» или «судей этапов».  Агрессия проверяемых в отношении проверяющих должна пресекаться. По возможности мягко, но, тем не менее, очень решительно. Приемлемым для этого является способ, в котором  претензии проверяемых к проверяющим не доходят до проверяющих, растворяясь в решениях, например, апелляционной комиссии. Всем известно, что детей надо беречь. Работающих с детьми педагогов тоже надо беречь. Но надо беречь и тех, кто работает с работающими с детьми педагогами. Без последних усредненное качество работы педагогов с детьми начнет понижаться. Неумелые педагоги не скоро сами поймут, чем они отличаются от умелых. Возможно, этого они не поймут никогда, но облегчить им  процесс понимания, все же, надо стараться. Отсюда и конкурсы. И необходимость существования организаторов конкурсов. Отсюда и подсистема образования средствами активных видов туризма в системе образования нашей страны.

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031