О необходимости появления и массовой реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов в группе дисциплин «дистанция» вида спорта «спортивный туризм»
Федотов А. Е.
главный тренер сборной России
по спортивному туризму (дистанции),
тренер-преподаватель
Федотова Е. А.
мастер спорта России по спортивному туризму,
старший тренер-преподаватель
СДЮСШОР № 2 ГБНОУ СПбГДТЮ
Одной из наиболее значимых проблем управления качеством повышения квалификации специалистов в области спорта является проблема, связанная с научным обоснованием принципов отбора и структурирования содержания образования, конструирование программ и оценка их эффективности. Ведь следствием недостаточно обоснованного содержания в системе дополнительного профессионального образования может стать низкая эффективность решения специалистами новых практических задач в системе профессионального использования, их неготовность адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности и как результат – неудовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах.
Повышение квалификации специалистов входит в систему дополнительного профессионального образования. А кардинальные изменения в аттестации специалистов в сфере спорта (принятие профессиональных стандартов, подготовки специалистов и др.) ориентирует уже работающих специалистов на постоянное повышение своей квалификации. Именно введение федеральных стандартов обуславливает целевую подготовку и повышение квалификации специалистов по отдельным видам спорта. Это касается и вида спорта: спортивный туризм. Повышение квалификации для специалистов этой области актуально в связи с историческими особенностями развития этого спорта. Изначально самодеятельный характер деятельности спортивного туризма не регламентировал наличие у специалистов какого-то специального, лучше — высшего образования. Но в настоящее время вид спорта «спортивный туризм» перестраивается, в его структуру вносятся изменения, приближающие его по своей организации к другим видам спорта в России. Спортивный туризм все более перестает быть видом активного отдыха (рекреационные мероприятия могут проводиться в спортивном туризме в форме популяризаторской спортивно-массовой работы) все более превращается в вид спорта в общепринятом понимании этого термина. И этот вид спорта должен иметь специальные методы и средства подготовки; программы по разным спортивным дисциплинам в ДЮСШ и СДЮСШОР, общепринятые в спорте статусы и программы соревнований. Появление нормативных документов: правил и регламента проведения соревнований, федерального стандарта влияет на непосредственную деятельность специалистов. Но на данный момент все это недостаточно отражается в подготовке специалистов в спортивном туризме.
Нельзя сказать, что с подготовкой данных специалистов дело обстоит плохо по всем направлениям. Самодеятельность спортивного туризма в советский период его развития позволяло заниматься этим видом спорта всем, не регламентируя наличия у организаторов этих занятий специального высшего образования. Для того, чтобы получить право на проведение и руководство спортивными походами и иной туристско-спортивной деятельностью специалисту был необходим опыт участия в спортивных походах и желательно обучение в системе подготовки туристских общественных кадров: в разное время инструкторов туризма, инструкторов-проводников, руководителей походов. Подготовка проводилась по линии советов по туризму и экскурсиям при советах профессиональных союзов и Туристско-спортивного союза России (Федерации спортивного туризма России). Система подготовки была организована очень логично, в ней присутствовали практические занятия с выездом будущих специалистов, проведение походов, теоретические занятия по медицине и т.д. Вся программа подготовки была нацелена на получение специалистом тех знаний умений и навыков, которые помогут ему провести туристско-спортивное мероприятие безопасно. Традиции такой подготовки в разной мере и в разных учреждениях сохраняются и на сегодняшний день. Но вся эта подготовка касалась того направления вида спорта «спортивный туризм», которая сегодня называется группой дисциплин «маршрут». Для успешной организации занятий спортивным туризмом в группе дисциплин «дистанция» этого недостаточно. Проблема отсутствия специального высшего образования в условиях стандартизации образования на современном этапе только усугубило проблемы в «дистанциях».
В 1995 году в системе разрядов и званий спортивного туризма кроме разрядов и званий по спортивным походам (сегодня — группа дисциплин «маршрут») появились разрядные требования по туристскому многоборью (сегодня — группа дисциплин «дистанция»). С появлением этого разделения на дисциплины значительные изменения произошли в подготовке спортсменов и соответственно изменения должны произойти в подготовке специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов. В течение последних десятилетий российский спорт, в том числе и вид спорта «спортивный туризм», перестраивается организационно, все больше внимания уделяется спортивным формальностям, которые нужно уметь соблюдать. В 2021 году утверждены новые правила вида спорта «спортивный туризм», отражающие последние изменения и представляющие собой многостраничный и непростой для неподготовленного восприятия труд.
Анализ подготовки специалистов в вузах физической культуры, институтах физической культуры и спорта и факультетах физической культуры показал, что, в настоящее время подготовка будущих специалистов ведется по направлению подготовки по спортивно оздоровительному и рекреационному туризму и не в полной мере захватывает стремительно развивающуюся группу дисциплин «дистанция пешеходная». Именно в этой группе дисциплин в силу ее развития и высокой конкурентоспособности необходимы квалифицированные специалисты, работающие с членами сборных команд и группами спортивного резерва. По мнению ряда профессионалов в области физкультурно-спортивного образования, сегодня, для осуществления процесса подготовки высококвалифицированных специалистов физической культуры и спорта требуется находить пути объединения программ подготовки спортсменов с образовательными программами профессиональной подготовки [Костюченко, В.. Профессиональное образование и спорт (противоречия и пути их разрешения) / В.. Костюченко, М.Ю. Щенникова // Современные проблемы теории и практики физической культуры : науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Николая Ивановича Пономарева : сб. науч. тр. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – С. 85-95].
Актуальность системы дополнительного профессионального образования в спортивном туризме, как, впрочем, и в любом виде спорта аргументируется необходимостью безопасного проведения тренировочных, спортивных мероприятий и т.д. Кроме этого актуальность этой системы повышается по причине интенсивных и значительных (более значительных, чем в любом другом виде спорта) изменений в организационной структуре вида спорта спортивный туризм. По мнению ряда специалистов (Змеёв С.И., 2000; Лосин Б.Е., 2001; Иванов А.В., 2003; Бычкова Н.И., 2004; Герберт В.К., 2006; Панкратович Т.М., 2007; Никитин И.В., 2010; и др.), дополнительное профессиональное образование взрослых – одно из важнейших направлений развития отечественной системы образования, в том числе и российского спорта. Для самого субъекта (тренера, тренера-преподавателя и даже педагога дополнительного образования) образование на протяжении всей жизни – это возможность оставаться конкурентоспособным, осуществлять подготовку спортсменов на высоком уровне. Для спортивной школы, в которой работают квалифицированные тренеры, преподаватели, – это возможность успешного выступления спортсменов (обучающихся) на различном уровне, способность решать задачи подготовки на современном уровне.
Проблема поставлена — спортивному туризму необходимы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации тренеров по виду спорта «спортивный туризм», и в первую очередь в группе дисциплин «дистанция пешеходная». Проблему надо решать. Тренерский коллектив отделения спортивного туризма СДЮСШ № 2 Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, в составе которого работают тренеры, многократно подготовившие победителей и призёров всероссийских соревнований, приступил к ее решению. Этот процесс тормозится необходимостью в очередной раз переделывать программы подготовки спортсменов, но мы рассчитываем вскоре справиться и с этой проблемой. Будучи завершённой, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации тренеров по виду спорта «спортивный туризм» в группе дисциплин «дистанция пешеходная» будет предложна к реализации по лицензии на дополнительное профессиональное образование городского Дворца творчества юных. Когда это случится, мы обязательно оповестим об этом весь заинтересованный тренерский корпус не только Санкт-Петербурга, но и России.