О методике патриотического воспитания юных туристов на примере проведения массового мероприятия «Полежаевский рубеж» педагогами спортивно-туристского отдела Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
Ломцова Т. И.,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО Дома детского творчества
Красносельского района Санкт-Петербурга
Технология воспитания российской идентичности, используемая педагогами спортивно-туристского отдела Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга при проведении массовых туристских мероприятий основана на событийном подходе. По мнению А. С. Макаренко этот подход обеспечивает целостное воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности. Событийный подход позволяет уйти с позиции «мероприятийного» воспитания и субъект-объектных воздействующих отношений педагогов с воспитанниками [1, 2, 3].
При организации туристского патриотического мероприятия «Полежаевский рубеж» педагоги создают сценарий соревновательного движения по дистанции с событиями на этапах, формируя эмоциональную включенность ребенка в предложенные события, и тем самым стимулируя его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Этапы соревнований – туристские и военные – ставятся на хранящем следы войны и, в то же время, живописном рельефе. На военных этапах участников встречают судьи в военной экипировке, которая усиливает эмоциональное восприятие события. Но основным фактором, обеспечивающим эмоциональную включенность участников мероприятия, является полигон его проведения – Полежаевский парк.
Массовые туристские мероприятия преимущественно проводятся в лесах или в парках, выбор полигона мероприятия в данном случае имеет значение и в плане достижения целей патриотического воспитания, и в перспективе применения событийного приключенческого подхода. По территории Полежаевского парка в Красносельском районе Санкт-Петербурга проходила линия фронта (сейчас эта линия называется Аллеей Славы), вдоль которой шла позиционная война с 1941 года до снятия блокады в 1944 году. Полежаевский парк является частью городского памятника, носящего название «Кировский вал». В эту часть входят Аллея Славы, на которой посажено 900 берез, символизирующих количество блокадных дней, братские могилы солдат и детей из поселка Клиново и его развалины времён блокады, церковь Святой Нины и рядом с ней братские могилы солдат, найденных поисковиками в парке, памятные знаки и стелы. В самом парке сохранились следы траншей, противотанковых рвов, землянок, воронок от разрывов снарядов и бомб, и это позволяет прочувствовать героическую историю родного района.
Помимо памятников, относящихся к военной истории, парк располагает прекрасным ландшафтом, включающим в себя речку Дудергофку с крутыми берегами и хорошими выходами для организации байдарочных соревнований, поляны, лес и аллеи, что очень удобно для проведения занятий по техникам пешеходного и водного туризмов, по ориентированию и лыжам, удобно для постановки этапов туристских соревнований. Присутствующая на этих этапах романтика путешествий также усиливает эмоциональное включение участников в мероприятие.
Только надо учесть, что для включённости в событие состав команды участников мероприятия должен не должен превышать трех-пяти человек. Опыт показал, что при предлагаемой программе мероприятий увеличение численности команды приводит к тому, что часть участников уже выпадает из действия, превращаясь в более или менее равнодушных статистов. В команду могут входить подростки, уже принимавшие участие в туристских соревнованиях, и начинающие путешественники. Участие в командах подростков, уже имеющих опыт прохождения подобных дистанций, дисциплинирует начинающих, допускаемых до участия в мероприятии, потому что на каждом этапе команды встречают судьи-помощники, подсказывающие правильность выполнения действий и обеспечивающие безопасность участников, минимальный возраст которых — не менее 12 лет (по году рождения).
Создать события помогает и эмоциональная эмпатия педагогов, разделяющих переживания своих подопечных в событиях. Эмоциональная включенность несёт в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является участие ребенка в событии, субъективным – отношение его к событию. Чем ярче эмоции, чем больше включенность ребенка в события, тем больше их воспитательный потенциал, тем больше внешнее проникнет во внутреннее.
Отдельные этапы «Полежаевского рубежа»: навесная, параллельная и паромная переправы «троллей» и ряд других поражают воображение подростков, не принимавших до этого времени участия в туристских соревнованиях. Предполагаемый участниками риск их прохождения усиливает эмоциональное восприятие приключенческого командного мероприятия, ассоциативно связывает происходящее с войной, блокадой, подвигом солдат и народа, с товарищами по команде, с педагогами.
Все перечисленные факторы создают воспитательную среду становления юных патриотов. Дети, участвующие в «Полежаевском рубеже», приобретают необходимые идентичности: «я – член команды, член класса», «я – петербуржец», «я – наследник Поколения Победителей» и «я – гражданин России». Через событие (приключение) «Полежаевский рубеж» воспитывает патриотизм.
На финише соревнований судьи и старшие воспитанники опрашивают участников: что понравилось на дистанции, где проходила линия фронта, почему на территории парка братские могилы, почему такое название – «церковь Святой Нины» и т. д. С одной стороны, опрос участников помогает усилить полученные ими «патриотические» впечатления, с другой, помогает педагогам услышать и увидеть результат воздействия организованных ими событий на участников мероприятия. В дальнейшем в течение учебного года педагоги со своими воспитанниками могут возвращаться в парк для проведения других каких-то занятий и этим возвращением напоминать воспитанникам о патриотическом впечатлении «Полежаевского рубежа».
Программа соревнований «Полежаевский рубеж»
В программу «Полежаевского рубежа» входит несколько видов соревнований. Виды «ориентирование» и «техника пешеходного туризма» являются обязательными, в соревнованиях по оказанию первой помощи, разборке-сборке автомата и технике водного туризма команды участвуют по желанию. На контрольных пунктах дистанции ориентирования устанавливаются «технические этапы».
1. Каждой команде на старте выдается карта маршрута с обозначенными контрольными пунктами (КП), путевой лист, карточки для выполнения письменного задания, карандаш.
2. Ориентирование проходит по заданному на карте направлению.
3. На каждом КП команда дает свой путевой лист судье этапа для занесения туда времени прихода на КП и баллов или штрафных очков.
4. Время выполнения заданий на КП идет в общий зачет времени прохождения всей дистанции.
5. Карточки с выполненным письменным заданием команда отдает судье на финише вместе с путевым листом.
6. Для уменьшения количества судей рекомендуется некоторые этапы делать совмещенными, например, транспортировка раненного, паутинка и бросок гранаты могут следовать друг за другом и судить их может один судья.
7. Подпись судьи в путевом листе на каждом КП будет означать, что команда прошла КП.
Описание этапов на контрольных пунктах дистанции
1. Стрельба из пневматического оружия. Каждому участнику команды даётся 5 пулек, задача команды сбить 3 мишени. Каждая не сбитая мишень – 5 секунд штрафа.
2. Транспортировка раненого. С помощью веревки, сложенной восьмеркой, двое участников, накинув ее себе на плечи, переносят «пострадавшего» участника. Дистанция проходит по заданному судьей направлению.
3. Паутинка. Задача проползти расстояние 4-5 метров под растянутыми паутинкой верёвками, не задевая их. При прикосновении участник возвращается обратно и повторяет свою попытку до тех пор, пока не проползёт без касания.
4. Бросок гранаты. Участники команды по очереди, лёжа в окопе, кидают гранату в обозначенный на земле квадрат. Квадрат находится на расстоянии 15 метров. (Для младших команд допускается 10 м, в зависимости от веса гранаты). Задание считается выполненным, если каждый из участников команды попал в этот квадрат.
5. Спортивный спуск и подъем по крутому склону. Задача – поочередно спуститься и подняться по склону при помощи веревки, закрепленной в верхней точке.
6. Паромная переправа. Команда по 2 человека переправляется через реку на лодке без весел, с помощью перебирания руками по натянутым веревочным перилам.
7. Братская могила. На памятной плите, установленной рядом с могилой, участники должны прочитать текст и вписать пропущенные слова в карточку для письменного задания к данному контрольному пункту.
8. Памятные стелы. На Аллее Славы, рядом с церковью, надо найти те стелы, на которых памятная надпись будет соответствовать надписи на карточке для письменного задания к данному контрольному пункту и вписать в карточку недостающие слова.
«Техника пешеходного туризма»
На соревнованиях по виду «техника пешеходного туризма» участники последовательно проходят следующие этапы:
1. Проход по высотной переправе. Задача – подняться по дереву на высоту 4 метра, далее на высоте перейти по бревну и спуститься по веревке с помощью фрикционно-спускового устройства.
2. Параллельная переправа. Команда проходит по параллельной веревочной переправе через ров.
3. Троллей. Команда переправляется через противотанковый ров по троллейной переправе, используя ролики-тандемы.
4. Переправа по бревну маятником. Команда должна переправиться по бревну с помощью веревки.
5. Переправа через реку. Команда по навесной переправе переправляется на противоположный берег.
Судья-помощник перед стартом выдает участникам страховочные системы и каски. Участники команды одевают системы, судья-помощник в случае необходимости помогает. Когда команда экипирована, дается команда «старт», и участники друг за другом начинают выполнять задания на этапе. На каждом этапе стоит судья-контролер. Команда финиширует, как только все участники после выполнения всех заданий снимут страховочные системы. Время прохождения всей дистанции заносится в путевой лист. Для удобства финиш располагается рядом со стартом. Старт следующей команде дается так, чтобы на дистанции не возникли задержки.
Соревнования проводятся на двухместных байдарках. Необходимо за минимальное время пройти дистанцию, на которой расположены «прямые» и «обратные» ворота, не касаясь вешек ворот и соблюдая последовательность и правильность взятия ворот. Данный вид соревнованиях судится отдельно по группам «юноши», «девушки», смешанный экипаж считается юношеским. В зависимости от возраста участников возможно деление на возрастные группы зачета. Старт и финиш на дистанции совмещены. Ворота расположены так, чтобы можно было выпускать на дистанцию второй экипаж, когда первый еще проходит оставшуюся часть дистанции, но линии движения экипажей не пересекаются.
«Первая помощь»
Команда получает задачу, например, наложение шины на сломанную конечность. На этапе участники должны рассказать алгоритм наложения шины, ответить на вопросы судьи, продемонстрировать как накладывать шину.
Соревнования обучающие. Сначала судья показывает, а участник повторяет разборку и сборку, затем участники выполняют разборку-сборку на время, участвуя в личном зачете.
Обеспечение безопасности участников соревнований «Полежаевский рубеж»
Перед стартом на общем построении для участников проводится общий инструктаж по технике безопасности, на дистанции судьи дублируют инструктаж в части, касающейся их этапа. Инструктаж судей проводится в процессе подготовки мероприятия по инструкциям по обеспечению безопасности, учитывающим специфику всех этапов мероприятия и разработанных с учетом требований специальной литературы [10,11]. Все участники во время проведения мероприятия находятся под наблюдением педагога (представителя команды), на технических этапах – еще и под наблюдением судей, осуществляющих судейство по методу «стоп-ошибка» и помогающих участникам выполнять отдельные наиболее сложные и потенциально опасные действия, страхующие участников в моменты выполнения таких действий.
1. При прохождении дистанции каждый участник должен быть соответствующе экипирован. Спортивные брюки (никаких узких джинсов и других брюк, мешающих движению), футболка с длинными рукавами, ветровка, теплая поддевка под ветровку (толстые, теплые синтепоновые куртки не разрешаются), кроссовки, перчатки или рукавицы для работы с веревками.
2. Команды могут иметь палатки для переодевания, теплоизолирующие подстилки, тенты и пр., продукты питания и запас бутилированной питьевой воды.
3. Каждый участник должен иметь запасной комплект одежды и обуви.
4. Запрещается рубка живых кустов и деревьев на территории проведения соревнований. Запрещается поджигание сухой травы в парке.
Список использованных источников:
1. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред.
Е. И. Соколова. – Пермь, 2001.
2. Дрозд К. В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 8–1 (24). – С. 112–118.
3. Рожков М. И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. – 2002. – № 4 (33). – С. 71–76.
4. Салтыкова М. В. «Естественный» патриотизм как инструмент формирования российской идентичности // Вестник НЦБЖД. – 2018. – № 4 (38). – С. 30–39.
5. Земскова Е. А., Кузьмин И. В., Ломцова Т. И. «Опыт по патриотическому воспитанию в детских секциях туризма Красносельского района», с. 98-103. Сборник материалов всероссийской конференции «Патриотизм в Российском обществе». Материалы Всероссийской конференции «Патриотизм в российском обществе» / Под ред. М.А. Королевой. Воронеж, АРТПринт, 2022. — 113 с. ISBN 978-6-7547670-0-6
6. Кузьмин И. В., Архиповская С. И., Ломцова Т. И., Тарасов А. В. «Событийный подход к организации детских водных православных походов», с.18-21. Событийный подход к организации туристско-краеведческой деятельности: Сборник материалов по итогам открытой всероссийской научно-практической конференции (СПб 6 ноября 2015 года)/ Под редакцией д.п.н., профессора М.И. Рожкова-СПб: Соларт, 2016.- 76 с., ISBN 978-5-902543-33-6
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – Москва: Владос, 2004. – 382 с.
8. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – № 1 (50).
9. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее событийные характеристики // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Соколова Е. И. – Пермь [б. и.], 2001.
10. Губаненков С. М., Циперсон Э. Е., Федоров Л. А. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков/ Под ред. Губаненкова С. М. – СПб: Издательский дом «Петрополис», 2007. – 278 с.
11. Бахвалов Д. Г., Губаненков С. М., Корнев И. В., Циперсон Э. Х. Руководство для судей и участников соревнований на пешеходных, горных и комбинированных (в пешеходной и горной части) контрольных туристских маршрутах. Технические этапы// Экслибрис Принт, 2019. – 44 с.