Прямое движение и повороты на байдарках типа «Свирь». План и конспект занятия
Поташева Т. В.,
педагог дополнительного образования
Дворца детского (юношеского) творчества
Выборгского района Санкт-Петербурга
Занятия проводятся с учащимися второго года обучения в возрасте от 12 лет и старше.
Цель занятия – отработка техники гребли в экипажах двухместных байдарок.
Задачи занятия:
- Обучающие: освоение на практике правильной техники прямой гребли, посадки и высадки, контроль знания и соблюдение техники безопасности.
- Развивающие: способствовать развитию координации, равновесия, эмпатии.
- Воспитательные: слаженная работа внутри экипажа, бережное отношение к снаряжению, экипировке.
Форма проведения занятия: очная
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Планируемые результаты:
- Предметные: реализация обучающих задач.
- Метапредметные: реализация развивающих задач.
- Личностные: реализация воспитательных задач.
Место проведения: занятия проводятся на речке со слабым течением и с меандрами.
Сроки проведения: в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, не ранее второй половины мая.
Продолжительность: два астрономических часа.
В целях освоения походной техники занятия можно проводить на груженых байдарках (спальники, палатки, коврики, котлы и т. д.). Если организация занятия с полной загрузкой затруднительна, то в байдарки обязательно помещаются коврики, на которых проводится разминка и заминка, и гермоупаковка с одеждой для переодевания.
Для эффективного проведения занятия оптимальное количество байдарок от 4 до 6.
План занятия
№ | Этап | Действие | Время (мин) |
1 | Организационный (визуальная оценка эмоционально-психологического настроя детей) | Построение (посмотреть всем в глаза, улыбнуться) | 1 |
2 | Введение (актуализация знаний) | Объявление, цели и плана занятия, обсуждение вопросов безопасности | 2 |
3 | Подготовительный (разогрев мышц, подготовка связок, суставов и систем органов к дальнейшим нагрузкам) | Разминка | 17 |
4 | Практическая работа (освоение правильной техники) | Посадка в байдарки, обсуждение вопросов безопасности | 15 |
5 | Практическая работа (освоение правильной техники, поднятие эмоционального фона) | Прямая и обратная гребля. Эстафета | 20 |
6 | Физкультминутка (отдых, смена деятельности, освоение правильной техники) | Высадка из байдарки. Упражнения с веслом на берегу. Посадка в байдарку | 15 |
7 | Практическая работа (освоение техники разворота) | Развороты на байдарке. Эстафета | 25 |
8 | Практическая работа (формирование правильных привычек, расслабление мышц, нормализация работы систем органов) | Высадка из байдарок, учащиеся переодеваются в сухую одежду, приводят байдарки и снаряжение в порядок. Выполняют упражнения на растяжку на берегу (заминку) | 20 |
9 | Подведение итогов (фиксация успешности в продвижении к цели, мобилизация детей на самооценку) | Обсуждение итогов занятия. Рефлексия | 5 |
Конспект занятия (ход занятия, слова, действия педагога и воспитанников)
1, 2. Вводная беседа: (краткое повторение того, о чем говорилось на теоретических занятиях ранее).
Впереди у нас с вами водные походы, чтобы быстрее проходить маршрут, экономить силы нам необходимо освоить правильную технику гребли, а это значит при выполнении гребка нужно задействовать в основном не мышцы рук, а мышцы спины, которые во много раз сильнее. Для этого от вас требуется на протяжении всего занятия контролировать свои движения и следить за синхронностью работы внутри экипажа. Синхронность – увеличивает эффективность гребли, в то время как несогласованная работа мешает вам двигаться по выбранной траектории.
Отработка техники гребли в экипажах — это цель занятия.
Попробовать в своём экипаже, почувствовать ритм, добиться синхронности.
Хочу вам напомнить то, что вы уже слышали и не раз:
- Важно помнить, что дисциплина – самое главное в обеспечении безопасности.
- Значительная часть аварийных ситуаций возникает из-за недостаточной дисциплины в группе, невыполнения требований руководителя, капитана экипажа; самовольное преодоление препятствий на воде; отрыв от группы, в походе это может привести к гибели людей.
- И еще о безопасности: в распределение по экипажам в походе важно учитывать физическую и техническую подготовку, опыт и личное желание.
Как вы думаете, как это влияет на безопасность? Для чего на каждое судно назначается капитан? Каким номером в байдарке сидит капитан? Кто под кого подстраивается: более опытный, или наоборот?
Вопросы, ответ на которые неочевиден усиливают интерес, позволяют включить детей во взаимодействие.
Выводы, к которым хочет прийти педагог:
- «Если внутри экипажа ссорятся, то не могут слышать друг друга и грести синхронно.
- Неизбежно, что экипаж одной байдарки сильнее, а другой слабее. Слабые будут отставать, чтобы они не суетились и не испытывали страх, нужно в походной группе ждать друг друга, не допуская разрывов установленной руководителем группы дистанции.
- С кормы управляющие гребки делать эффективнее. Эффект усиливается, если байдарка имеет собственную скорость в потоке или на гладкой воде. Поддерживать постоянную скорость задача первого номера, сидящего в носовой части байдарки. У второго номера, сидящего на корме обзор лучше, а значит ему легче подстраиваться, когда байдарка движется по прямой.
3. Разминка:
- бег – 10 мин
- встаем на расстоянии вытянутой руки друг от друга, упражнения повторяем по 8 раз в каждую сторону:
- вращение рук в кистевом суставе
- вращение рук в локтевом суставе
- упражнение «волна», кисти рук в замке
- вращение прямых рук вперед одновременно; назад одновременно
- вращение прямых рук вперед попеременно; назад попеременно
- вращение прямых рук одну вперед, другую назад одновременно
- упражнение «мельница», ноги на ширине плеч, руки в стороны, поворот корпуса
- одна рука наверху другая внизу, наклоны туловища в правую и левую стороны
- «скручивание»: руки на уровне плеч, вращение в правую и левую стороны верхней части туловища
- наклоны туловища вперёд и прогибы назад
- выпад вперёд: задняя нога прямая, передняя согнутая, тянем, выполняем покачивание
- смена ног в прыжке, выполняем покачивание на другую ногу
- присели на правую ногу, левую отставили в сторону, тянемся к вытянутой ноге
- перенесли вес на левую ногу, тянемся к вытянутой правой ноге
- выпрямились, встряхнули ноги, вращение в коленном суставе на правую, затем на левую ногу
- стоя на одной ноге и сохраняя равновесие, выполняем вращение в тазобедренном суставе на правую, затем на левую ногу
- руки в замке поднимаем вверх и выполняем вращение верхней частью туловища
Закончили разминку, надеваем юбки, спасательные жилеты и строимся, перед тем как спускать байдарки на воду и загружать в неё вещи уже на воде.
4. Посадка в байдарку
Педагог: «Напоминаю, что залогом безопасности является целостности оболочки байдарки, её каркаса, вёсел. Вопрос: как сесть в байдарку, чтобы сохранить её целостность?»
Учащиеся: «Спустить лодку на воду, затем в обуви для воды по очереди сесть в байдарку, придерживая лодку».
Педагог: «Юбка должна позволять легко покинуть байдарку в случае переворота. Что делать с юбкой в случае переворота?»
Учащиеся: «Дернуть за петлю». Проверяют петли.
Педагог: «Спасжилет должен обеспечивать запас плавучести, позволяющий держать голову гребца над водой. Поднимите руки вверх». В этом положении педагог пытается сдвинуть спасжилет вверх, если на ком-то получается так сдвинуть, то спрашивает: «Сможешь ли ты в таком положении оказавшись в воде плыть, удобно ли тебе будет грести руками?»
Ответ очевиден: «Нет!» Необходимо подобрать к следующей тренировке подходящий по размеру спасжилет. Сегодня водоём не глубокий.
Педагог: «Байдарки, в которых отсутствую поддувные борта должны быть обеспечены запасом непотопляемости. Проверьте такие байдарки. Запасом плавучести может быть 6-литровая канистра в носу и в корме судна».
Теперь спускаем байдарки на воду и грузим в них вещи, садитесь по байдаркам, задание буду объяснять, когда вы уже будете сидеть на воде.
Дополнительная информация для педагога:
«Посадка в байдарку.
В начале в байдарку садится задний гребец (второй), а затем передний (первый). Первый гребец придерживает байдарку за фальшборт пока второй не сядет. Потом первый гребец кладёт весло одной лопастью на фальшборт перед сиденьем первого гребца, а другую на берег. В это время второй гребец придерживается за берег рукой или веслом.
Посадка в байдарку с воды.
При этом оба гребца кладут вёсла поперёк байдарки на фальшборт. Посадка производится в той же последовательности. При посадки первого гребца, второй придерживается веслом за дно».
Источник: Основные приёмы техники в водном туризме — КиберПедия (cyberpedia.su)
5. Упражнения в прямой гребле вперёд и назад
Педагог: «Дистанция между судами при движении определяется конкретными условиями плавания. Каждое судно должно иметь возможность свободного маневрирования исключающее столкновение судов и в то же время обеспечивающего оказание немедленной помощи соседнему судну. Какое сегодня должно быть расстояние между байдарками?»
Учащиеся: что-то ответят. Педагог: «Правильный ответ: от 5 до 50 метров».
Педагог: «При движении вдоль берега надо опасаться кустов, нависших над водой, нельзя за них хвататься, только отгребать. На гладкой воде это упражнение выполняется для тренировки. Если на реке с течением схватиться за куст, то это приведёт к перевороту судна. Покажите, что значит «отгребать»».
Учащиеся должны двигаться задним ходом в своих байдарках.
Педагог: «Стоп, достаточно».
Упражнение
Байдарки стоят параллельно друг другу на участке воды носом к одному берегу, кормой к другому. Задание двигаться от берега к берегу, сначала разогнаться прямыми гребками, затем затормозить лодку обратными гребками, чтобы не врезаться в берег, вернуться на исходную позицию с помощью обратных гребков и снова разогнаться с помощью прямых гребков. Выполняем по 5 раз туда и обратно.
Эстафета в командах из двух байдарок
Первый этап
Первая байдарка находится за линией 1, носом к линии, у них мяч. Вторая байдарка находится за линией 4, кормой к линии. По команде «старт» нужно доплыть до зоны передачи эстафеты.
Первая байдарка, движется с помощью прямой гребли до линии 2, не пересекая её, участникам нужно кинуть мяч в зону передачи эстафеты и вернуться в исходное положение, не разворачивая байдарку, а используя обратную греблю.
Вторая байдарка, движется с помощью обратной гребли, пересекают линию 3 и в зоне передачи эстафеты подбирают мяч, затем движутся, используя прямую греблю за линию 4. Финиш по пересечению линии байдаркой с мячом.
Второй этап
Байдарки разворачиваются и меняются ролями. Теперь мяч у 2-ой байдарки, она находится за линией 4, носом к линии.
Первая байдарка в исходном положении кормой к линии 1. Всё движение происходит аналогично первому этапу, но в противоположном направлении.
Если участники четко и без нарушений выполняют свои действия, то можно соединить два этапа в одну эстафету. Это сложнее выполнить, но зато соревнование будет более динамичным.
6. Физкультминутка
Высадка из байдарок под наблюдением педагога. Фиксация безопасного способа.
Освоение правильной техники прямой гребли на берегу
Учащиеся встают на берегу с веслом в руках на расстояние 3-4 метров друг от друга.
Педагог объясняет и показывает, стоя на берегу с веслом: «Верхняя рука прямая, вытянута вперед на уровне плеча, плечи не поднимать, плечи повернуты в горизонтальной плоскости. Нижняя рука согнута в локте, не дальше корпуса, спина вертикально, а плечи развернуты (не подняты! А развёрнуты, голова при этом смотрит вперёд). Вынимаем лопасть весла через сторону, чтобы вода свободно стекала с него, верхняя рука опускается, нижняя поднимается до положения: кисть на уровне глаз 10-15 см от головы, локоть на уровне плеча. Затем идёт поворот корпуса, одновременно выпрямляем руку.
Учащиеся выполняют упражнение в гребле на берегу. Затем садятся в байдарки и пробуют выполнить это же упражнение на воде.
Педагог: «Обратите внимание, что при повороте корпуса и выпрямлении руки 90% усилия оказывается противоположной ногой на лодку! Ногами удерживаем борта – любой крен приводит к какому-то повороту, а нам надо прямо».
Упражнение
Педагог: «Вдоль правого берега движемся 50 метров туда, это до конца острова, а вдоль левого берега возвращаемся обратно, соблюдаем расстояние между байдарками не менее 5 метров. 5 метров – это сколько?» (если острова на речке нет — огибаем установленные буйки. В качестве буя можно использовать 5-литровую бутыль).
Учащиеся: что-то ответят.
Педагог: «5 метров – это длина одной байдарки. Выполняем».
Учащиеся проходят круг в 100 метров и возвращаются обратно.
Педагог: «Напоминаю, сидим вертикально, не отклоняемся назад, можно только чуть-чуть вперёд, ногами удерживаем крен лодки, не раскачиваем её. Чтобы было удобно так сидеть, необходимо выйти на берег и поправить «сидушку», спинку, переложить гермоупаковку с вещами и сесть в лодку снова»
Учащиеся устраивают удобнее себе сиденье, те у кого всё в порядке проходят ещё один круг до конца острова (буя) и обратно.
Ещё раз проходят круг в 100 метров и возвращаются обратно.
7. Освоение техники поворота
Упражнение 1
Педагог: «Вам нужно выполнить разворот на 180°. Для этого вы разгоняете байдарку, используя прямую греблю. Затем первый номер разворачивает корпус в сторону поворота и опускает весло в воду под углом 45° (лопасть весла вертикальна) и доворачивает ногами и спиной нос байдарки к веслу. Одновременно с первым, второй номер с противоположной стороны байдарки выполняет дуговые гребки по максимально широкой дуге. Первый повторяет своё движение веслом, чтобы довернуть байдарку до нужного направления».
Учащиеся пробуют выполнить в своих экипажах задание.
Упражнение 2
Педагог: «Проведём небольшой эксперимент. Для этого:
- внутри экипажа байдарки договоритесь в какую сторону вы будете делать поворот
- под свой счет 3, 2, 1 сделайте три прямых гребка и по своей команде «старт» выполните каждый одновременно одно движение для поворота, затем постарайтесь не кренить байдарку и не опускать весла в воду
- наблюдайте до остановки за траекторией своей байдарки».
Учащиеся пробуют выполнить задание (одного раза достаточно).
Педагог: «Повторите весь эксперимент, сделав после команды «старт» каждый одновременно два движения для поворота и дождитесь остановки».
Педагог: «Ваши байдарки имеют или могут иметь разную геометрию, вы — весла разной длины, разный вес и разную силу в движениях. Все наши байдарки – инертны и когда вы делаете следующий гребок, байдарка все еще продолжает выполнять ваш предыдущий».
Упражнение 3
Движение по «восьмёрке» вокруг вешек или поплавков. Первая попытка без учета времени, вторая и третья попытки с фиксацией времени.
8. Высадка из байдарок, заминка
Педагог: «Сейчас вам нужно с соблюдением мер безопасности причалить к берегу, высадиться из байдарок, выгрузить вещи, байдарки вынести на берег, вынуть пены и перевернуть байдарки, весла сложить под байдарки, юбки и спасжилеты положить сверху байдарок, переодеться в сухую одежду и с ковриками выйти на заминку. На это у вас 10 минут, время пошло».
Заминка
Педагог: «Упражнения выполняем на ижевских ковриках из пенополиуретана, которые достаем из байдарок. Каждое упражнение выполняем 3 раза по 30 секунд, 10 секунд перерыв между повторами».
- лежа на животе прямые руки и ноги отрываем от земли, прогибаемся в спине
- сгруппировались и покатались на спине вперёд-назад
- садимся и выполняем наклон к вытянутым вперёд ногам
- лежа на животе, достаем руками ног, прогибаемся и качаемся
- лежим на спине, затем садимся, опираясь на прямые руки, которые ведём симметрично по дуге от головы к ногам
Упражнения на растяжку, которые можно выполнять в положении стоя (без ковриков):
- левую руку поднимите до уровня груди, распрямите, ладонь должна смотреть назад. Правой рукой обхватите левую в районе дельты и прижмите левую руку к торсу, плавными движениями слегка надавите, чтобы сильнее притянуть левую руку к себе. Поменяйте руки, повторите
- правую руку, согнутую в локте, заведите за голову. Левой рукой обхватите локтевой сустав правой и плавными движениями старайтесь, чтобы ладонь правой руки опускалась как можно ниже за лопатки. Поменяйте руки, повторите
- наклоны туловища влево и вправо. Рука, обращенная в сторону наклона, находится на поясе, противоположная – вытянута вверх и прижата к голове. Поменяйте стороны и руки
- наклоны вперед с фиксацией головы у коленных суставов на несколько секунд. Ноги вместе, колени не сгибаются
- поочередные прямые выпады. Туловище прямо, руки располагаются на бедре передней ноги или за спиной
- боковые выпады
- мельница. Стопы располагаются на значительном расстоянии друг от друга. Держа ровной спину, наклон корпуса вперед чуть ниже параллели земле и разверните корпус вправо. Коснитесь пальцами левой руки земли, правую руку вытяните вверх по одной с ней линии. Локти выпрямите, при этом голову разверните в ту же сторону, что и корпус. Плавно встаньте назад из мельницы, повторите еще раз, только влево
- работа в парах – руки партнеров сплетены в районе локтей. Поочередное «прокатывание» партнеров по спине друг друга.
Во время заминки педагог обращает внимание на то, какие мышцы устали, фиксируя ответы. В конце просит повторить каждого то упражнение, выполнение которого труднее всего дается, а затем повторить то упражнение, которое больше всего нравиться.
9. Рефлексия
Педагог: «Сейчас мы с вами будем обсуждать занятие, друг про друга и про себя говорим только хорошее, если что-то не понравилось озвучиваем свои чувства, переживания, при этом не ищем виноватых и себя не виним.
Что понравилось, не понравилось на занятии? Что нового для себя открыли? Кого хочется поблагодарить? Спасибо вам за занятие, за ваше неравнодушное отношение, оно помогает мне работать дальше».