Пожарные риски в мегаполисе: освоение правил пожарной безопасности детьми младшего школьного возраста

Журенкова В. С.,

Панферов Д. В.,

Филистович Э. А.,

студенты ФГБОУ ВО

«Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

имени Героя Российской Федерации

генерала армии Е.Н.  Зиничева», г. Санкт-Петербург

Цель научно-исследовательской работы, проведенной по теме, являющейся заголовком этой статьи, состояла в поиске путей повышения эффективности усвоения младшими школьниками, жителями Санкт-Петербурга, правил пожарной безопасности как необходимого условия формирования культуры безопасного поведения подрастающего поколения при обращении с огнем и в пожароопасных ситуациях.

Объект исследования – процесс усвоения обучающимися младшего школьного возраста правил пожаробезопасного поведения. Предмет составили психолого-педагогические особенности восприятия, понимания, запоминания информации, связанной с пожарными рисками, детьми рассматриваемой возрастной категории.

Актуальность темы, с одной стороны, объясняется явно недостаточным количеством и качеством исследований, рассматривающих проблему формирования культуры безопасного поведения при обращении с огнем через призму исторического материала, связанного с формированием системы безопасности такого крупного и уникального по сосредоточенным культурным ценностям мегаполиса, как Санкт-Петербург. С другой стороны, широко представленный в различных источниках, в том числе, в сети Internt, материал по тематике исследования требует тщательного содержательного отбора с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также органичного согласования массива исторических данных с конкретным набором правил пожарной безопасности, которые необходимо усвоить юному жителю Санкт-Петербурга.

Гипотезу научно-исследовательской работы составило предположение: повышению эффективности усвоения младшими школьниками правил пожарной безопасности будут способствовать использование исторического материала, применение активных и интерактивных форм взаимодействия с обучающимися, разносторонний учет возрастных особенностей контингента, закономерностей взросления детей в условиях такого крупного мегаполиса, уникального культурно-исторического центра, как Санкт-Петербург.

В качестве методов исследования в работе использовались: изучение и анализ психолого-педагогической, исторической, справочной литературы, источников информации по пожарной безопасности, соответствующих проблеме исследования; педагогический эксперимент; наблюдение, анкетирование, беседа.

Анализ литературы и констатирующий эксперимент. Разносторонний анализ источников психолого-педагогической тематики показал, что принятая периодизация развития для младшего школьного возраста отводит диапазон от 7 до 10 лет (по Б. Г. Ананьеву), являясь условной, в настоящее время расширяет левую и правую границы диапазона [2, 3, 10]. Этот период характеризуется сменой типа ведущей деятельности, отражает переход в жизни ребенка от игровой деятельности к учебной, предполагающей освоение правил жизнедеятельности, от которых зависит полноценное развитие, здоровье и жизнь юного гражданина России [7, 8, 11]. Значительная доля рисков связана с возникновением пожароопасной обстановки и отсутствием у ребят навыков поведения в подобных ситуациях.

В этой связи в начале исследования был проведён констатирующий эксперимент, направленный на выявление представлений о правилах пожаробезопасного поведения у детей младшего школьного возраста. Были разработаны анкеты, осуществлен сбор информации, обработка выборочных данных и формулировка существенных для проблемы исследования выводов. Для получения исходных данных использовался метод индивидуального формализованного анкетирования.

Сбор первичных данных проводился на основе разработанного опросника, включающего небольшое число актуальных вопросов закрытого и открытого типа. Примеры используемых вопросов: 1. Почему важно знать правила пожарной безопасности? 2. Приведите примеры правил пожарной безопасности. 3. Какие дополнительные пожарные риски появляются в большом городе (мегаполисе)? 4. Какими качествами должны обладать пожарные, спасатели? 5. Хотели бы Вы в будущем выбрать профессию пожарного, спасателя? 6. Как Вы относитесь к занятиям спортом? 7. Что может стать причиной пожара? 8. Известны ли Вам истории о пожарах в Санкт- Петербурге? 9. Известны ли Вам случаи героизма пожарных, спасателей?

Выборку объема n = 16 составили обучающиеся младшего школьного возраста образовательных организаций Санкт-Петербурга (9 мальчиков и 7 девочек). На основе анализа ответов ребят была получена содержательная информация по ряду показателей, количественная оценка которых представлена в таблице 1.

Таблица 1. Данные по исследуемым признакам

Основные показатели для анализа эмпирических данныхЧисло респондентов с зафиксированным признакомДоля респондентов
с зафиксированным
признаком, %
1Понимание важности знания правил пожарной безопасности (мотивация)1275
2Заинтересованность
информацией о противопожарном поведении
531
3Знание правил пожарной
безопасности (ПБ)
638
4Представление о пожарных рисках (ПР) в мегаполисе424
5Желание стать пожарным,
спасателем, присоединиться
к движению «Юный пожарный»
531

В наглядной форме соотношение положительных и отрицательных результатов по изучаемым показателям представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Диаграмма результатов по исследуемым признакам

Данные констатирующего эксперимента показали, что большинство респондентов осознают важность изучения и соблюдения правил пожарной безопасности (75%), но при этом проявляют недостаточно прочное знание этих правил, не понимают, какие дополнительные риски возникают в условиях большого города (мегаполиса), считают процесс изучения этой информации скучным и не интересным.

Поисковый эксперимент. Анализ полученных результатов позволил основное внимание сфокусировать на поиске форм, средств, приемов организации деятельности, соответствующих возрастным особенностям младших школьников и способствующих развитию познавательного интереса [4, 9]. Так, в процессе поискового эксперимента было выявлено, что наибольший интерес у ребят вызывает автобусно-пешеходная экскурсия по городу, в ходе которой происходит посещение исторических объектов г. Санкт-Петербурга [5]. При разработке маршрута экскурсии отдавалось предпочтение объектам (при огромном их многообразии), информация о которых содержит интересные для ребят сведения, позволяет практически иллюстрировать важность соблюдения правил пожарной безопасности и серьезность последствий нарушения этих правил, раскрыть особенности обеспечения безопасности в мегаполисе [6]. В таблице 2 указаны объекты, выбранные для экскурсии (Центральный район, Васильевский остров Санкт-Петербурга), и указаны основные дидактические цели их посещения.

Таблица 2. Посещаемые экскурсионные объекты

ЗДЕСЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ТАБЛИЦА № 2

К сообщениям экскурсовода предъявлялись такие требования, как компактность и информативная емкость, содержательная доступность, эмоциональная насыщенность, умелое проявление актерского мастерства.

Проведение формирующего эксперимента. Ребятам, ранее составившим группудля получения данных констатирующего эксперимента, была предложена автобусно-пешеходная экскурсия по объектам города, указанным выше в таблице 2. Данные до и после проведения формирующего эксперимента, в наглядной форме представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма результатов экспериментов

Сравнительный анализ данных свидетельствует о результативности используемой формы, эффективности реализованных принципов и приемов организации познавательной деятельности младших школьников по всем исследуемым показателям.

Основные выводы и рекомендации. В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что повышению эффективности усвоения младшими школьниками основ противопожарного поведения будет способствовать использование исторического материала, применение активных и интерактивных форм взаимодействия, разносторонний учет возрастных особенностей контингента при разработке содержания сообщений, постановке проблемных вопросов, использовании видеоконтента. Проведенная работа отразилась на усилении мотивации, росте интереса к ознакомлению с правилами пожарной безопасности и прочному их усвоению.

Практическое использование материалов исследования будет способствовать более ранней профориентации ребят, осознанию важности профессии пожарного, спасателя и добровольческой деятельности, заключающейся в посильной помощи пожарным и спасателям, особенно в условиях такого крупного мегаполиса, уникального культурно-исторического центра, как Санкт-Петербург.

Список использованных источников:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. №501 «О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/ukazy-prezidenta-rf/3208 (дата обращения: 21.03.2023).
  2. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Прометей, 2017. – 708 с.
  3. Асмолов А .Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл, 2019. – 448 с.
  4. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика. – М.: Народное образование, 2017. – 512 с.
  5. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург: программно-методические материалы к курсу «История и культура Санкт-Петербурга» для начальной и средней школы. – СПб.: Корона принт, 2004. – 64 с.
  6. Луговой А. А. и др. История пожарного дела России. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России, 2016. – 558 с.
  7. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере: прогнозирование последствий. – М.: Академия, 2011. 368 с.
  8. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 124 с.
  9. Прохорова Н. Л. Психологические аспекты становления мотивации достижения: Учебное пособие. – Череповец: ГОУ ВПО ЧТУ, 2006. – 60 с.
  10. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. – М.: Юрайт, 2019. – 236 с.
  11. Толстых Н. Н., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Социальная возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Академический Проект. 2019. – 346 с.
Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031