Проектно-исследовательская работа юных туристов в «КЭТ»-клубе («Краеведение, Экология, Туризм»)
Мельников Д. А.,
Сизова Н. Е.
педагоги дополнительного образования,
СОШ № 83 с углубленным изучением
японского и английского языков,
Дворец детского (юношеского) творчества
Выборгского района Санкт-Петербурга,
Городская станция юных туристов
ГБНОУ «Балтийский берег»,е-mail: d_mel@mail.ru
В современном, меняющемся на глазах мире «постиндустриального, информационного общества» становится очевидным, что система образования должна формировать в первую очередь такие качества личности, как инициативность, мобильность, конструктивность. Выпускник образовательного учреждения должен обладать стремлением к самообразованию, уметь принимать самостоятельные решения, овладевать новыми технологиями, адаптироваться в современной социальной и будущей профессиональной сфере, определять и разрешать проблемы, работать индивидуально и в команде. Воспитание такой социально и профессионально активной личности, её обучение и развитие, то есть собственно процесс образования требует от педагогов применения активных методов обучения, технологий, развивающих познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
По мнению авторов статьи, одной из наиболее эффективных моделей такой работы по-прежнему является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Ведь предназначение туризма… как комплексного средства для всестороннего гармоничного развития личности, особенно в подростковом возрасте, – можно определить, как способствование достижению гармонии внутреннего мира Человека с окружающим его внешним миром Природы и Общества. [3]
Разнообразие «педагогической жизни» привело к созданию на базе ГБОУ Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга разноплановых дополнительных общеобразовательных (общеразвивавающих) программ: «Экологический туризм» (реализуется с 1998 года), «Военно-спортивное многоборье», «Юный армеец», «Юный патриот». Последние программы были разработаны относительно недавно с целью подготовки обучающихся к участию в военно-спортивных и патриотических мероприятиях, в основном это игры «Зарница-Орленок» и соревнования «Школа Безопасности». Все программы реализуются в разных объединениях, но на базе неформального разновозрастного многопрофильного клуба, такого, по А. С. Макаренко [1], коллектива, который объединяет людей не только общей целью, общим трудом, но и общей организацией этого труда, который является одновременно и объектом, и субъектом образования. Таким коллективом вот уже более 25 лет является молодежный «КЭТ»-клуб «Чёрный дракон», действующий на базе школы № 83 Выборгского района (КЭТ = Краеведение + Экология + Туризм).
Вслед за А. А. Остапцом-Свешниковым [2], авторы являются приверженцами в своей педагогической деятельности технологии туристско-краеведческих циклов: наличие у любого полевого туристского мероприятия этапов подготовки, проведения «в поле», камеральной обработки результатов и публичных отчетов.
Этой технологии соответствует и девиз КЭТ-Клуба: «Иди, смотри, думай, чувствуй, действуй». Сходил в поход, увидел, прочувствовал и понял основные факты и взаимосвязи увиденных антропогеоценозов? Теперь отчитайся письменно и публично об увиденном перед коллегами из других детско-юношеских объединений города, перед друзьями и знакомыми по своей базовой школе. Более того, действуй практически: благоустрой место своей стоянки, наведи порядок, проведи экологическую чистку (субботник) в «зоне своего влияния».
Отличительными особенностями своих программ все эти годы авторы определяли, во-первых, интеграционный, междисциплинарный характер своей образовательной деятельности, а во-вторых, использование во всех начинаниях и делах клуба проектного метода. Это значит, что необходимость участия в краеведческих мероприятиях, экологических акциях, туристских соревнованиях ведет к необходимости постановки проблемы (П-1), определения предназначения (миссии) проекта, постановки целей, задач, определения ожидаемых результатов и путей их достижения (планирование, поиск информации, получение продукта – П-2, 3, 4). Таковым проектом может стать проведение спортивного похода, организация экологической акции или исследования, подготовка тематического выпуска школьной газеты, проведение туристского слета, разработка виртуальных экскурсий-викторин для учащихся базовой школы и т. д.
С учетом современного тренда развития проектной и исследовательской деятельности учащихся мы внесли дополнения в алгоритм своей деятельности – до «правила шести «П»: работу по проекту нужно заканчивать презентацией проекта (П-5) и оформлением материалов работы в портфолио (П-6). То есть не только написать отчет о путешествии (П-4), но и принять участие в Региональных соревнованиях походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга в программе регионального смотра-конкурса походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга «По родной стране» (П-5), стараясь делать свой проект не только информационным, практико-ориентированным или исследовательским, но и творческим.
Ведь материалы этих проектов (и pdf-файлы отчета, и видео-контент, и слайд-шоу, т. е. оцифрованное «портфолио» проекта) могут быть представлены на всероссийском уровне: Соревнованиях походов и экспедиций обучающихся в МДЦ «Артек» (с 2016 г.), Слёте юных туристов-краеведов: историков, географов, этнографов, экологов (Марий Эл, 2015 г., Смоленск, 2016 г., Национальный парк «Плещеево озеро», 2017 г.), Всероссийском межрегиональном фестивале краеведческих объединений «КраеФест» (2022-2023 гг.), полевой конференции Всероссийской детской экологической экспедиции (озеро Селигер, 2022-2023 гг.).
Современные тенденции – введение отдельного предмета «Проектная деятельность» в учебные планы школ, повсеместное повышение общественной значимости проектно-исследовательской работы (ПИР) – помогли на преодолеть противоречие между необходимостью работать со всей группой в рамках, в частности, ДООП «Экологический туризм» (ЭТ) и индивидуальным, как правило, характером выполнения учебно-исследовательских работ (УИР).
Работает вся группа? А исследовательское задание должно быть индивидуализировано? Значит, в стандартную процедуру деления участников туристской группы в Маршрутную экспедицию «Западный Кавказ-2017» на каждую туристскую и/или краеведческую должность («специальность») будет придумано, назначено и выполнено домашнее задание, как основа УИР в ходе нестационарного мероприятия (см. табл.).
Домашние задания участников Маршрутной экспедиции «Западный Кавказ-2017»
Домашнее задание = основа учебно-исследовательской работы (УИР) | |||
КОМАНДА 1 | Капитан – Гриша | ||
Гриша А. | Медик-физорг | Историк-этнограф1 | Этнография: Население Западного Кавказа: народы, промыслы, обряды, традиции. Как современные люди живут сейчас, чем занимаются (по народам), т. е. делается таблица-сравнение. История: Великая Отечественная война на Кавказе. Где проходила линия фронта? Эпизоды боевых операций Задание 2 (вместе с Викой, как медик-физорг). УИР: Здоровье туристской группы – физическое, психическое, социальное. Как измерить? Как определить оздоровительную роль похода? |
Роман И. | Штурман (+хроно—метрист) | Географ-гидролог | Природа (рельеф, геология, реки-озера) Водная система Краснодарского края. Можно ли сплавляться на катах-байдах и где? Подземные воды Кавказа: Где образуются родники и ключи? Есть ли в Горячем Ключе термальные источники? |
Руслан Б. | Рем—мастер | Метеоролог-1 | УИР: Чем отличается климат Кавказа от климата Приневской низменности? Как будешь изучать погоду? Что и когда будешь измерять? Какие графики строить? Представь команде долгосрочный прогноз погоды на район путешествия. |
Стас Б. | Комен—дант-костро—вой | Фотограф-видеооператор («киношник») А фото/ап есть? Без фото не пойдётJ | Задание. Перечень экскурсионных объектов на маршруте (исторических и культурных). Что буду снимать (пейзаж, портрет, сюжет) и зачем (выставка, слайд-шоу, фотоотчет и презентация)? Совместно со штурманом и краеведами определить необходимые для съемки виды, участки маршрутов, панорамы для технического описания. Предложить сценарий фильма о походе (под песню – клип? Или фэнтэзи-триллер – с постановочными сценами и костюмами |
София Т. | Завснар | Летописец-культорг1 | Известные люди Краснодарского края и первопроходцы Кавказа (краткая биография, чем знамениты, интересные факты биографии, достойные уважения и подражания) |
Ксения Ж. | Завхоз-1 | Биолог-1 | Природа (животный и растительный мир) Западного Кавказа. Собрать (виртуальный? т.е. уже сейчас, по определителям J) гербарий лиственных деревьев. Нарисовать (см.слайд) геоботанический профиль ГКХ по линии Горячий Ключ – Туапсе Подготовить рабочие определители травянистых и древесных растений, животных, пресмыкающихся и птиц, провести практикум по фиксации следов животных (рисунок, фотография) |
КОМАНДА 2 | Капитан – _Илья К. | ||
Илья К. | Штурман | Фотограф-социолог | Виртуальный экскурсионный маршрут «Маршрутами древних цивилизаций» Задание2 (вместе с Викой). УИР: Здоровье туристской группы – физическое, психическое, социальное. Как измерить? Как определить оздоровительную роль похода? |
Вадим А. | Рем—мастер | Географ-геолог | Природа Кавказа (рельеф и его формы, геология, в т. ч. историческая (что здесь было миллионы лет назад?) полезные ископаемые, (что за заброшенная шахта у пос. Подхребтовое?), реки-озера, в т. ч. подземные воды и термальные источники (есть ли такие в Горячем Ключе?) |
Люда Г. | Завхоз | Историк-этнограф2 | Население: народы, промыслы, обряды, традиции. (как современные люди живут сейчас, чем занимаются: по отдельным народам, в первую очередь коренному населению) т.е. делается таблица-сравнение Как древние люди жили здесь? Их легенды, мифы и сказки. Сравнение культуры адыгов, кубанских казаков и переселенцев |
Яна К. | Комен—дант-костро—вой | Биолог-2 | Природа (животный и растительный мир) Западного Кавказа. Собрать (виртуальный? т.е. уже сейчас, по определителям J) гербарий лиственных деревьев. Нарисовать (см. слайд) геоботанический профиль ГКХ по линии Горячий Ключ – Туапсе. Подготовить рабочие определители травянистых и древесных растений, животных, пресмыкающихся и птиц, провести практикум по фиксации следов животных (рисунок, фотография) |
Вика Б. | Медик-физорг | Летописец-культорг2 | УИР: Здоровье туристской группы – физическое, психическое, социальное. Как измерить? Как определить оздоровительную роль похода? Физическое здоровье: изучение роста физической тренированности группы (до начала интенсивного цикла, после цикла, после похода. Психическое: тесты. Социальное: анкеты участников (например, с кем бы пошел в разведку/на Робинзонаду) |
Люба М. | Завснар | Метеоролог-2 | Природа (атмосфера, климат). Сравнение с климатом Ленинградской области и СПб. УИР? Изучение личного туристского снаряжения. Чем снаряга туриста-пеше-горника отличается от снаряги туриста-водника? |
Вопрос: в регламенте Всероссийского слета в НП «Плещеево озеро» присутствуют виды «Полевая конференция» и «Мини-исследование»? Ответ: значит, по материалам Водного похода второй категории сложности по р. Кереть будет подготовлена УИР «Горное дело на побережье Белого моря в разные эпохи», по материалам походов разных лет подготовлен социально-экологический информационный проект «Путешествия „Чёрных драконов“ по ООПТ Восточно-Европейской равнины», а на Плещеевом озере будут проведены гидрографические исследования и «раскрыты» тайны озера Плещеево: его происхождение, история промысла солеварения в этих местах, характер антропогенного воздействия на природу плотины в с. Усолье.
Следующим этапом развития ПИР стал 2021-2022 учебный год. На втором году обучения группы «ЭТ» (дети от 6 до 9 класса, мальчики младше, девочки старше, «не отягощенные желанием заниматься какими-то исследованиями» и пришедшие в объединение в первую очередь за физическими «активностями» и общением-«тусовкой») основными «мотиваторами» ПИР стали подготовка «своего» проекта для зачета в школе и участие в «больших» (знаковых) делах: Всероссийский фестиваль краеведческих объединений «КраеФест», Городской конкурс исследовательских и проектных работ «Грани детско-юношеского туризма».
На основе личных предпочтений и командного походного опыта, с учетом предложенных треков «КраеФеста-2022» мы сформулировали с ребятами следующие темы проектов, от традиционных исследовательских до инновационных творческих:
1. «Маршрутное гидрологическое изучение рек Свирь и Шуя в ходе водных походов летом 2022 года» — трек «#Селигер_живая_природа». Проект был начат как подготовка краеведческих «специалистов» к походам лета 2022 года по рекам Свирь и Шуя. Материалы проекта вошли в краеведческий блок отчета о водном походе 2-ой к. с. по рекам Сяпся-Шуя, были использованы в исследовании «Сравнительный анализ гидрографии озер Карелии, Карельского перешейка и Валдайской возвышенности» в ходе экспедиции «Селигер-2022».
2. «Организация питания в туристских походах летом 2022 г.» – трек «#Музей_в_чемодане». J На первый взгляд странное отнесение этой работы детей к ожидаемо краеведческо-музейному треку позволило взглянуть на работу завхозов-начпитов-начпродов с высоты «интерактивного объекта»: эту «коробочку-с-продуктом» мы изучим, сложим, а потом съедим J.
3. В этом же треке был представлен и проект «Как стать туристом-меломаном». Попытка наших туристок-с-гитарами расширить музыкальный кругозор членов клуба, познакомить друг друга с музыкальными вкусами своих товарищей, повысить ощущения психологического комфорта во время песенных вечеров у костра была важной, не во всем удачной и эффективной, но убедившей участников проекта в жизненности слогана «Нам песня строить и жить помогает!».
4. Ещё одной находкой из «чемодана-рюкзака» стал индивидуальный проект нашего Ильи, человека-с-ОВЗ – «Сахарные туристы: туризм для детей с ограничениями здоровья на примере сахарного диабета 1-го типа», в котором он поделился с окружающими своим семейным опытом «вхождения» в туризм.
5. Информационно-творческий проект «Крепости Ленинградской области» с разрабатываемой виртуальной картой фортификационных сооружений региона из разных исторических эпох был, понятное дело, представлен в треке «#ЭкскурсПРО». Проект был задуман как информационный модуль-«выжимка» для более системной подготовки и клубной, и школьной команд к конкурсу «Крепости Северо-Запада».
Были и другие проекты, не дошедшие до «всероссийского показа». Потенциал сделанной детьми работы, их интерес, их пример позволил в следующем, 2022-2023 учебном году выставить на Городской конкурс проектных и исследовательских работ уже гораздо большее количество исследований, объединенных организаторами в разные тематические блоки.
Блок «Творческие проекты». Возрастная группа 5-7 класс. 1 и 3 места. Проекты прошлого года наконец разделились. «Секреты Елагина острова», «Тайны Комаровского берега» – так мы назвали с ребятами виртуальные экскурсии-викторины, подготовленные ими по материалам соревнований по краеведческому ориентированию и путешествий клуба по ООПТ Санкт-Петербурга, а потом трансформированные в викторины в стиле «Своя игра» и апробированные на одноклассниках и членах Клуба.
В этой же возрастной группе 2 место занял проект «Игра-путешествие „Фото-ориентирование“», который мы с ребятами сделали на основе подобранных штурманами и фотографами походных групп фотографий с маршрутов клуба «От Озерков до Шуваловского карьера», «От Лемболово до Орехово», «От ст. Яккима до пос. Лумиваара». Суть игры проста. Дана «крылатая фраза», буквы/слога которой перенесены на фотографии, заранее расположенные в хронологическом порядке. Задача участников, пользуясь картой маршрута, разложить фотографии по порядку и прочитать предложение/слово.
В возрастной группе 8-10 классы мы представили проекты, начатые год назад. За прошедший период расширился состав участников, была проведена большая работа во всех выездных нестационарных мероприятиях клуба:
— «Крепости Ленинградской области: интерактивная карта фортификационных сооружений разных исторических эпох на территории ЛО»;
— «Как стать туристом-меломаном? Опыт годовой практики разучивания песен в детском туристском коллективе».
Индивидуальные проекты участников, сделанные ими в рамках школьного курса проектирования, были выделены организаторами в отдельную группу зачета:
- Туристические маршруты Ладожских шхер (Любовь М., СОШ № 617) – разработка социально-ориентированного туристского продукта на основе собственного туристского опыта водного байдарочного похода летом 2021 года.
- Организация водного семейного похода на катамаране по рекам Сяпся и Шуя (Максим С., СОШ № 558) – тот же подход, но на материалах катамаранного похода 2022 года.
- Организация водного семейного похода на байдарках по реке Вуокса (Анна Б., СОШ № 83) – по материалам похода 2022 года.
В блок «Информационные проекты» организаторы отнесли наши коллективные работы:
Третьеклассники СОШ № 83 по материалам личных «микро-проектов» «Города России» в рамках курса «Окружающий мир» разработали с помощью родителей и учителей интерактивную карту городов России, которые они посетили. В программе Power Point на карту России были вынесены «иконки»-названия городов, по каждому из которых были подготовлены слайды с фотографиями и текстом об их природных и исторических достопримечательностях. Переход с карты на странички городов и обратно осуществлялся по гиперссылкам. Ребята, помимо выполнения школьного домашнего задания, сплотились вокруг общеклассного дела, начали углубленно знакомиться/осваивать не только географические и исторические факты, развивая таким образом «виртуальный событийный туризм», совершая своеобразное «образовательное путешествие», но и осваивая навыки ИКТ.
Кружковцы, занимающиеся на базе СОШ № 102, провели большую работу по проекту «В радиусе 4 км», основным продуктом которого стала интерактивная карта природных и культурных достопримечательностей в окрестностях СОШ № 102: исторические территории Комендантский аэродром, Озерки, Шувалово, Парголово, Коломяги, природные объекты: лесопарки Сосновка и Новоорловский, Шуваловский карьер, Удельный парк и др. В ходе этой работы, помимо компьютерных технологий и информационного поиска, ребята глубоко «копнули» географию северных пригородов Санкт-Петербурга XVIII-XX веков, познакомившись с картами разных годов с сайта http://www.etomesto.ru/, получив навыки работы с картографическим материалом и сравнительного анализа, подкрепленные практическими выходами на маршруты.
Так же используя методы информационного поиска и сравнительного анализа, велась работа по скорее исследовательскому (или исследовательско-информационному) проекту «Геология и пороги рек Карелии: анализ геологической карты и лоции рек Сяпся, Шуя, Кереть. Работа пока не закончена, так как водный поход третьей категории сложности был проведен только в июле 2023 года, а материалы готовятся в рамках отчета о нём.
По разным причинам оказался незавершенным (работа будет продолжена) и исследовательский проект «Взаимодействие в туристской группе» (психологические исследования походной туристской группы), который две девушки в рамках своих походных «специальностей» психолог/социолог реализовывали на стадиях подготовки, проведения похода по Ладоге и написания отчета о походе. Большое количество тестов и опросов позволило «нарисовать» коллективный психологический портрет походной группы и даже вплотную подойти к рекомендациям о правилах поведения в Клубе, чтобы Рейтинги и общения, и взаимодействия, регулярно составляемые юными туристами Санкт-Петербурга, становились как можно больше совпадающими и сложно составляемыми. Ведь если ко всем в группе испытываешь симпатию, если все работают уверенно и с «огоньком», определить лидеров группы становится гораздо сложнее, а потому интереснее.
Новый блок «Инженерных проектов» сподвиг руководителей Клуба предложить «костровым» и «комендантам» обобщить свой походный опыт. Так появился проект «Утилизация мусора на туристском маршруте: на примерах экскурсий, походов выходного дня, многодневных походов». Работая над проектом, ребята стали сравнивать практический опыт группы по копанию ям под пищевые отходы, обжиганию консервных банок и других «операций» с современными тенденциями утилизации твердых бытовых отходов, рекомендациями экологов по вторичному использованию мусора. Работа продолжается.
Продолжается и практическая работа по сортировке бытового мусора на занятиях объединения «Экологический туризм» как пример акции прямого действия по экологическому просвещению обучающихся. Этот двухлетний опыт тоже стал «точкой роста» одноименного проекта.
Подводя итог сказанному, следует ещё раз отметить, что подобный скачок в ПИР стал возможен благодаря изменению внешних условий. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся получила общепризнанные формы выражения ее эффективности. Обновилась нормативная база, появились практико-ориентированные курсы повышения квалификации. А значит, ПИР продолжается!
Список использованной литературы:
1. Макаренко А. С. Цель воспитания // Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.
2. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М., РМАТ, 2001.
3. Экологический туризм. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. – СПб, ДДЮТ Выборгского района,1998 г. http://ddutvyborg.spb.ru/wp-content/uploads/2020/11/ДООП-Экологический-туризм.pdf