Трейл-ориентирование: соревнования по чтению карт

Бибич А. В.,

педагог-организатор ГБНОУ «Балтийский берег»

Волков А. М.,

к. п. н., методист, педагог-организатор

ГБНОУ «Балтийский берег»

Русаков С. Н.,

 тренер спортивной сборной команды

Санкт-Петербурга

по спортивному ориентированию

среди лиц с ПОДА,

ГБОУ школа № 604 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

В конце 2022 года Федерация спортивного ориентирования России утвердила Правила проведения спортивных соревнований в дисциплинах трейл-ориентирования [1], что позволило авторам настоящей статьи существенно дополнить и актуализировать рекомендации по организации и проведению мероприятий по ориентированию на местности для обучающихся.

Существенным дополнением стало описание легенд контрольных пунктов применительно к дисциплинам трейл-ориентирования и методика организации и проведения соревнований в дисциплинах «трейл-ориентирование – спринт» и «трейл-ориентирование – точное ориентирование – спринт».

Ознакомившись с материалами, представленными в статье, читатель узнает почему трейл-ориентирование назвали «соревнованием по чтению карт»; познакомится с терминами, характерными для дисциплин трейл-ориентирования и используемыми в настоящем пособии, со спецификой организации и проведения стартов по трейл-ориентированию для разных возрастных групп; сможет самостоятельно организовать и провести мероприятие по трейл-ориентированию (ТрейлО).

Цель спортсмена в соревнованиях по «Трейл-ориентированию» – прохождение трассы за установленное «контрольное время» (КВ), по разрешённым для передвижения участников соревнований маршрутам с задачей по определению соответствия между флагами «контрольных пунктов» (КП), установленными на местности, и КП, изображёнными на карте, а также решение за минимально возможное время нескольких последовательных задач аналогичного содержания на «спринт-станциях» или станциях «тайм-КП».

Во всех «дисциплинах трейл-ориентирования» (спортивная дисциплина – часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов программы спортивных соревнований), для передвижения используются только тропинки и дорожки в скверах, парках и лесах.
Для успешного прохождения трасс трейл-ориентирования от спортсмена требуются навыки чтения карты и точное соотнесение объектов, обозначенных на карте – окружающей местности. Специальная физическая подготовка спортсмена не требуется.

Эффективность использования трейл-ориентирования для проведения массовых мероприятий физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности для обучающихся с различными возможностями здоровья подтвердилось при проведении авторами следующих мероприятий:

  • Всероссийских фестивалей среди обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по ориентированию на местности (2021, 2022, 2023 гг.);
  • Чемпионата и Первенства Федерации спортивного ориентирования России (2021, 2022, 2023 гг.);
  • Презентационных и Всероссийских соревнований «Кубок Федерации спортивного ориентирования России по спортивному ориентированию – трейл-ориентированию» в программе Всероссийских соревнований Памяти военного топографа А. В. Пастухова (2022, 2023 гг.);
  • Всероссийских соревнований по трейл-ориентированию «Балтийский берег» (2021, 2022 гг.);
  • Первенство Санкт-Петербурга среди обучающихся образовательных учреждений «Спорт для всех» среди обучающихся с различными возможностями здоровья (2021, 2022, 2023 гг.);
  • Физкультурные мероприятия по трейл-ориентированию в рамках Санкт-Петербургской школьной спортивной лиги для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2022, 2023 гг.).

Анализ вышеуказанных мероприятий и зарубежного опыта [2] по подготовке трасс соревнований в дисциплинах трейл-ориентирования (далее – ДТО) для детей и новичков позволил нам сформулировать рекомендации по обучению основам ориентирования на местности с использованием трейл-ориентирования.

Наиболее эффективной для обучения, на наш взгляд, является ДТО «точное ориентирование» (международное название: precision orienteering, сокращённо – PreO/ПреО).

Организация ДТО «точное ориентирование» при правильной подготовке «трассы соревнований» – линии от старта до финиша, характеризующейся такими параметрами, как: длина, набор высоты, количество КП, количество станций тайм-КП, – сводит к минимуму возможность спортсмена заблудиться. Появляются возможности для увеличения количества спортсменов и расширения контингента за счёт привлечения учащихся с различными возможностями здоровья.

Обучающиеся имеют возможность пройти основную часть трассы в течение контрольного времени, внимательно изучить особенности местности (парка, пришкольной территории) и сопоставить их с картой. При проведении тренировки задания можно интегрировать с краеведческими вопросами, фото-ориентированием, квестами и т. п.

Спортсмены могут передвигаться только по дорогам и тропинкам, отмеченным на карте. Дороги и тропинки необходимо обозначить на местности – маркировать лентой, специальными указателями и/или перекрыть те, передвижение по которым запрещено.

Если используется карта, изготовленная с учетом международных требований для карт ориентирования – вычерченная в условных знаках стандарта ISOM [3] («лесные знаки»), то все пересекающиеся пути должны быть помечены как запрещенные (перечёркнуты красной линией), если ими нельзя пользоваться.

Если используется карта, изготовленная с учетом международных требований для спринтерских карт ориентирования – вычерченная в условных знаках стандарта ISSOM или ISSprOM [4] (к классическим лесным знакам добавлены знаки парков и городской застройки), то дорожки, которые можно использовать, должны быть обозначены коричневым цветом. Любые пересекающиеся коричневые дорожки должны быть отмечены на карте как запрещенные, если их нельзя использовать.

Вдоль основной части трассы, по которой передвигается спортсмен, расставлено множество бело-оранжевых призм, в трейл-ориентировании традиционно называемых «флагами». Флаги не имеют надписей или других обозначений, определяются следующим образом: по часовой стрелке – самый левый флаг «А», следующий «В» и так далее до «F» (рис. 1). Используются латинские буквы «А», «В», «С», «D», «Е», «F». Группа флагов, относящаяся к одному КП, может содержать от одного до шести флагов. Количество флагов для каждого КП указывается в столбце B легенд КП.

Рис. 1. Группа флагов и совмещённая (общая для двух КП) точка идентификации

Спортсмен решает задачу в процессе передвижения по основной части трассы. При необходимости спортсмен может передвигаться по основной части трассы вперед или назад, чтобы рассмотреть местность с различных точек обзора и принять решение о правильном ответе.

На карте у спортсмена к каждой задаче имеется только одно обозначение объекта на местности – красная окружность с номером задачи. Спортсмен должен определить – какой из флагов находится на том же объекте, что и центр окружности на карте, т.е. находится в «правильном месте». Вариант ответа – отсутствие флага в правильном месте обозначается буквой «Z» (зеро-ответ) (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент карты, легенда и правильные ответы КП, соответствующие фото на рис. 1

Точное расположение КП должно быть описано с помощью легенды КП. Легенда КП – это цифровое обозначение и описание точки расположения КП посредством символов, утвержденных Международной федерацией ориентирования [5]. Местоположение КП должно однозначно определяться при помощи карты и легенды. Легенды КП представляются в форме таблицы символов.

Пример легенды основной части трассы в дисциплине «трейл-ориентирование – точное ориентирование» (PreO)

Сверху над таблицей указаны условные обозначения столбцов таблицы легенд (при проведении соревнований наименования столбцов не указываются).

Содержание столбцов:

A – порядковый номер КП на трассе;

B – количество флагов (A — один флаг, A-B или B – два флага и т. д. до A-F или F – шесть флагов);

С – положение объекта (или пары объектов) КП среди подобных ему объектов (или пар объектов), находящихся в пределах окружности КП на карте;

D – объект КП;

E – особенности объекта КП; второй объект КП (при наличии в столбцах F и/или G символов комбинации, требующих наличия второго объекта);

F – размеры объекта КП; комбинации объектов, указанных в столбцах D и Е (только символы «пересечение» и «слияние»); символ «изгиб»;

G – положение КП относительно объекта;

H – приблизительное направление обзора на группу флагов, соответствующую данному КП, с точки идентификации (ТИ).

Значение символов данного примера легенды трассы:

КП1 – два флага, скала, западная часть, обзор с ТИ на северо-восток;

КП2 – три флага, средняя пара отдельных деревьев, между деревьями, обзор с ТИ на северо-запад;

КП3 – три флага, камень, высотой 1,2 метра, южная сторона, обзор с ТИ на северо-запад;

КП4 – три флага, северо-западный бугор, обзор с ТИ на северо-запад;

КП5 – два флага, внемасштабная яма, обзор с ТИ на юго-восток;

КП6 – три флага, северный земляной обрыв, вершина, обзор с ТИ на восток;

КП7 – два флага, лощина, обзор с ТИ на восток;

КП8 – четыре флага, пересечение тропинок, обзор с ТИ на запад;

КП9 – четыре флага, бугор, обзор с ТИ на юг;

КП10 – три флага, восточный нос (выступ), обзор с ТИ на север;

КП11 – два флага, пологая яма, юго-восточная часть, обзор с ТИ на юго-восток;

КП12 –  два флага, восточная лощина, обзор с ТИ на северо-запад;

КП13 – один флаг, восточная пара камней, между камнями, обзор с ТИ на юг;

КП14 – два флага, юго-западная внемасштабная яма, обзор с ТИ на северо-запад;

КП15 – два флага, нос (выступ), обзор с ТИ на восток.

Вдоль основной части трассы для каждого КП находится «точка идентификации» (ТИ) – место на трассе, где спортсмен производит идентификацию соответствия флагов их условным обозначениям. Только с этих точек флаги однозначно определяются в порядке, задуманном планировщиком трассы, и позволяют выбрать правильный ответ. В точках идентификации устанавливаются таблички с номером задачи.

В ТИ или рядом с ними устанавливаются «точки фиксации ответа» (ТФО – место на трассе спортивных соревнований в трейл-ориентировании, где спорт-смен фиксирует свой ответ о правильном флаге КП либо об отсутствии правильного флага КП. В качестве системы отметки в точке фиксации ответа возможно использование компостера (дырокола), или электронной станции, при помощи которых, участник делает отметку о выбранном варианте ответа в контрольной карточке или электронным ЧИПом.

На тренировках допустима отметка персональным компостером, выданным участнику на старте, или карандашом.

Время прохождения основной части трассы не влияет на результат спортсмена. Единственным ограничением в отношении скорости передвижения является КВ, определяемое по формуле: 3 минуты на каждый КП плюс 3 минуты на каждые 100 метров трассы (например: длина основной части трассы 1000 м, количество КП=15; КВ=(10+15)х3=1час 15 минут). Для спортсменов с ОВЗ КВ может быть увеличено. При превышении КВ аннулируется один правильный ответ за каждые полные и неполные 5 минут превышения. На тренировочных стартах допустимо не устанавливать строго КВ.

В ДТО «точное ориентирование» на трассе дополнительно организуется решение заданий на время – «станция тайм-КП». Задача спортсмена на станции тайм-КП состоит в том, чтобы как можно быстрее ответить, какой из флагов находится в правильном месте.

Станция тайм-КП организуется в начале или в конце трассы точного ориентирования и не входит в КВ основной части трассы. На подходе к станции тайм-КП устанавливается стоп-линия. Место, где спортсмен решает задания станции тайм-КП, называется «точкой принятия решения» (ТПР). Прибыв на ТПР станции тайм-КП, спортсмен садится на стул, получает несколько карт с заданиями. Карты заданий могут быть сброшюрованы в виде альбома. Судья сообщает спортсмену техническую информацию (количество заданий, контрольное время, невозможность ответа Z) и показывает ему флаги на местности. Затем, по команде судьи, спортсмен приступает к решению заданий.

Карты заданий станции тайм-КП представляют собой небольшие фрагменты, имеющие форму круга или квадрата. Для каждого задания должны соблюдаться следующие условия: центр окружности КП расположен строго в центре фрагмента карты; ТПР и все флаги станции тайм-КП должны располагаться в пределах фрагмента карты для каждого задания.

Рис. 3. Пример карты задания станции тайм-КП

Стул для участников и стол с картами заданий на ТПР устанавливаются так, чтобы направление взгляда соответствовало биссектрисе угла обзора, т. е. угла, вершиной которого является ТПР, а сторонами – линии, соединяющие ТПР с крайними левым и правым флагами. Таким же образом ориентируется и фрагмент карты.

Рис. 4 Флаги станции тайм-КП, угол обзора и его биссектриса

Ответы обычно даются устно, желательно с использованием международных обозначений («A»-Альфа, «B»-Браво, «C»-Чарли, «D»-Дельта, «E»-Эхо и «F»-Фокстрот). Обязательно должна быть предусмотрена возможность давать ответы, указывая на них в листе с заданиями. Для самых маленьких принимаются и просто буквы, если ответ ясен. Судья фиксирует ответы и время, затраченное спортсменом на решение заданий. За каждую ошибку на станции тайм-КП ко времени решения заданий спортсмену добавляется штраф 60 секунд.

На станции таймКП устанавливается КВ, из расчёта 30 секунд на одно задание,в случае превышения которого ответы больше не принимаются (КВ работы на станции таймКП не учитывается в КВ основной части трассы).

На станции тайм-КП ответ «Z» (зероответ) невозможен. Количество заданий на станции таймКП от 2 до 4, количество флагов – 6. Возможна организация двух станций таймКП.

Итоги подводятся следующим образом: первым в протоколе результатов становится спортсмен, имеющий наибольшее количество правильных ответов на основной части трассы. Если у нескольких спортсменов одинаковое                     количество правильных ответов на основной части трассы, то они ранжируются по суммарному времени решения заданий на станции (станциях) таймКП (время решения заданий + 60 секунд за каждую ошибку).

Рекомендации по планировке и организации трасс ДТО

«точное ориентирование»

Для эффективности организации прохождения трассы и качественного обучения чтению карты мы можем рекомендовать следующую «разбивку» трасс по возрастам.

Для участников 8-10 лет (трасса «С»)

Для каждого задания предусмотрен только один флаг. Задача спортсмена – ответить, находится ли флаг в правильном месте. Ответом является либо ДА, либо НЕТ. В карточке отмечается ДА, если флаг находится в правильном месте, и НЕТ, если флаг не находится в правильном месте.

Трасса, по которой необходимо следовать, обозначается на местности веревкой или табличками, если она не является достаточно четкой (например, асфальтовая дорога). Инструкции должны объяснять, как трасса обозначена на карте и/или на местности.

Кроме того, желательно, чтобы у первого контрольного пункта на трассе стоял судья (в международной терминологии – маршал), который при необходимости подскажет спортсмену, как выполнить задание.

Инструкции по подготовке заданий для трасс «С»

Задания должны быть составлены таким образом, чтобы окружность КП
с ответом НЕТ  находилась на другом картографированном объекте, а не на объекте, на котором находится флаг. Оба объекта должны быть на карте.

Спортсмену даются легенды КП. Однако все задачи должны быть решаемы без чтения легенд КП, т. е. правильный ответ не должен основываться только на легенде КП.

При необходимости трасса отмечается на местности веревкой или серией сигнальных лент. «Нитка» соединяет каждую ТИ со следующей ТИ. Трасса должна быть отмечена на карте как обязательный маршрут. Разметка должна находиться на краю тропы/дороги, чтобы вдоль неё можно было передвигаться
и на инвалидной коляске.

На станции тайм-КП один из флагов всегда находится в правильном месте. Рекомендуется иметь два задания на станции тайм-КП. Если заданий больше, может образоваться очередь.

Станция тайм-КП всегда имеет шесть флагов. На детских трассах дополнительно, в непосредственной близости от флагов, ставятся таблички с их буквенным обозначением (A, B, C, D, E и F).

Рекомендуется сделать отдельную карточку для трассы «С», где вариантами ответа являются только ДА и НЕТ (A или Z). Рекомендуется, чтобы правильное место было видно с дорожки, но не обязательно с ТИ для этого задания.

Хотя правилами установлено КВ, не следует акцентировать на нем внимание. Самое главное, чтобы спортсмен мог спокойно и внимательно читать карту. Официальные соревнования должны соответствовать правилам (3 минуты на каждое задание и на каждые 100 м пройденного маршрута) и учитывать превышение КВ в протоколе результатов.

Для участников 11-13 лет (трасса «В»)

Предусмотрено два типа заданий. Есть задания с несколькими флагами
и задания с одним флагом. В заданиях с несколькими флагами спортсмен          должен ответить, какой из нескольких флагов находится в правильном месте. В заданиях с одним флагом спортсмен должен ответить, находится ли флаг на том же объекте, что и в центре окружности на карте, или нет – аналогично заданиям трассы «С».

Если смотреть с ТИ, то самый левый флаг – A. Следующий флаг справа – B
и т. д. Если в задании несколько флагов, то один из них находится в правильном месте, поэтому ответом будет A, B, C, D, E или F. В задании с одним флагом ответом будет A, если флаг правильный, и Z, если флаг не находится на объекте.

Инструкции по подготовке заданий для трассы «B»

Задания должны быть составлены так, чтобы флаги находились на понятных объектах. Флаг может находиться на отсутствующем на карте объекте (например, на камне, который слишком мал).

Участнику даются легенды КП. Все задачи должны быть решаемы без чтения легенд КП, т. е. правильный ответ не должен основываться только на легенде КП.

В заданиях с несколькими флагами один из флагов должен находиться в правильном месте. Если в задании только один флаг, ответом может быть и Z. Рекомендуется, чтобы правильное место было видно с дорожки, но не обязательно с точки идентификации для этого задания.

На станции тайм-КП один из флагов всегда находится в правильном месте. Хорошо иметь две задачи на станции тайм-КП. Если задач больше, легко      образуется очередь. По возможности можно установить несколько станций тайм-КП рядом для решения одних и тех же задач.

Для участников 13-16 лет (трасса «А»)

Для каждого задания есть несколько флагов. Спортсмен должен ответить, какой из нескольких флагов находится на правильном объекте, или решить, что такого флага нет. Ответом является флаг A, B, C, D, E, F или ответ Z, если ни один из флагов не находится в правильном месте.

Если смотреть с ТИ, то самый левый флаг – A. Следующий флаг справа – B
и т. д. Если ни один из флагов не находится в правильном месте, ответом будет Z. На трассе «А» допускается ответ Z для заданий с несколькими флагами. Также может быть задание, как на трассе «С» –  с одним флагом. Если флаг находится в правильном месте, ответом будет A. Если флаг находится в неправильном месте, ответом будет Z.

На трассе «A» спортсмен для правильного решения задачи должен также учитывать легенду КП.

Рекомендуется маркировать на местности запрещённые для движения пути сигнальной лентой, табличками и т. п.

Инструкции по подготовке заданий для трассы «А»

Задания создаются как для трассы «В», но для заданий с несколькими флагами могут быть сделаны КП с ответом Z. Кроме того, на трассе «А» легенда КП может влиять на правильный ответ. Например, ответом будет Z, если флаг находится на противоположной части холма или на противоположной стороне камня. Однако такие задания, основанные на сторонах света, следует использовать очень осторожно.

С точки зрения работы планировщика, хорошо спланировать трассу так, чтобы точки идентификации и флаги были одинаковыми для трасс «B» и «A». Разница между этими трассами будет в том, какой объект находится в центре окружности на карте.

Дисциплина «спринт»

Трасса в дисциплине «трейл-ориентирование – спринт» (междуна-родное наименование – TempO) состоит из нескольких «спринт-станций», время передвижения между которыми не фиксируется, а передвижение между ними осуществляется по разметке или по схеме.

На подходе к спринт-станции (как и к станции тайм-КП) устанавливается «стоп-линия» — линия, где спортсмены ожидают своей очереди. Стоп линия должна находиться в месте, с которого не видны флаги спринт-станции и обозначена на местности соответствующей табличкой и/или сигнальной лентой. На стоп-линии может находиться судья, регулирующий проход спортсменов по мере освобождения спринт-станции. Судья сопровождает каждого спортсмена при движении от стоп-линии к точке принятия решения (ТПР) спринт-станции, при необходимости судья может использовать экран (зонт), закрывающий спортсмену обзор.

Действия участников и судьи аналогичны станциям тайм-КП в дисциплине «точное ориентирование»: спортсмен получает карты заданий с  фрагментами карты и несколькими заданиями. Листы могут быть сброшюрованы в альбом. Судья сообщает участнику техническую информацию (количество заданий, контрольное время, возможность ответа Z) и знакомит его с флагами. После чего дает команду «старт» и фиксирует ответы и время решения заданий. Требования к фрагментам карт спринт-станций аналогичны требованиям к фрагментам карт станций тайм-КП, описанным выше.

На спринт-станции, аналогично станции тайм-КП, устанавливается КВ из расчёта 30 секунд на одно задание, в случае превышения которого ответы больше не принимаются.

Результаты подводятся исходя из суммарного количества времени, затраченного спортсменом на работу на всех спринт-станциях, с учётом штрафа, который составляет 30 секунд за каждую ошибку. Количество станций варьируется в диапазоне от 3 до 8; количество заданий на каждой спринт-станции обычно от 4 до 6. На спринт-станциях, в отличие от станций тайм-КП, возможен ответ «Z» (зеро-ответ).

Исходя из практики проведения соревнований и тренировок в ДТО «спринт», мы рекомендуем на начальном этапе обучения (в том числе на тренировочных стартах) рассматривать варианты КВ на спринт-станциях из расчета 45 и 60 секунд на одно задание с соответствующими штрафами за ошибку. На официальных соревнованиях штраф и КВ должны соответствовать Правилам.

В ДТО «спринт» время, затрачиваемое спортсменами на передвижение между спринт-станциями, во внимание не принимается, так как все задания решаются на этих спринт-станциях, и фиксируется только время, затраченное непосредственно на решение заданий.

На каждом листе с заданием спринт-станции (рис. 5) размещается фрагмент карты спринт-станции, легенда задания, варианты ответа (буквы), номер задания. Спортсмен может давать ответ как вслух, так и указывая на соответствующий вариант ответа.

Рис. 5. Пример листа с заданием спринт-станции

Дисциплина «точное ориентирование – спринт» (PreO sprint)

Описанные выше дисциплины имеют одну общую сложность организации. Как на станции тайм-КП, так и на спринт-станции не могут одновременно находиться более одного спортсмена. В связи с этим во избежание больших очередей необходимо соблюдать интервал старта, который, в идеале, должен быть на 30-60 секунд больше контрольного времени станции тайм-КП или спринт-станции. Это приводит к тому, что при большом количестве спортсменов соревнования растягиваются на длительное время, особенно это заметно в ДТО «спринт» (TempO), где иногда приходится по этой причине вводить лимит количества спортсменов.

В последние годы на международных соревнованиях, а затем и в России, возникла новая ДТО «точное ориентирование – спринт» (PreO sprint). Эта новая динамичная ДТО проще других в организационном отношении и позволяет находиться одновременно на трассе большому количеству спортсменов. С другой стороны, она требует соблюдения некоторых условий для сохранения инклюзивности (доступности для спортсменов с различными двигательными возможностями). Ниже изложены основные принципы организации ДТО «точное ориентирование – спринт».

Организация ДТО «точное ориентирование – спринт»

Общий принцип постановки и решения задач такой же, как и в дисциплине «точное ориентирование». Но имеется четыре ключевых отличия:

1. Все КП однофлаговые, т. е. для каждого КП имеется только один флаг, который либо размещён на объекте местности в соответствии с центром окружности на карте и легендой (ответ А), либо неправильно размещён на правильном объекте местности (ответ Z), либо размещён на неправильном (близлежащем) объекте местности (ответ Z).

2. Станции тайм-КП отсутствуют.

3. Ранжирование спортсменов с равным количеством правильных ответов производится по времени прохождения трассы.

4. Сильно уменьшенное контрольное время (в три раза относительно формулы для ДТО «точное ориентирование») рассчитывается по формуле 1 минута на каждый КП плюс 1 минута на каждые 100 метров трассы.

Так как все КП однофлаговые, то на трассе можно не устанавливать точки идентификации. Кроме того, допустима фиксация ответа персональным компостером, что позволяет не устанавливать также и точки фиксации ответа.

Отсутствие станции тайм-КП позволяет минимизировать стартовый интервал.

Возможно, что с одной точки трассы будут видны несколько флагов. В таком случае спортсмен должен самостоятельно определить, какой флаг относится к нужному КП, а затем решить, соответствует ли положение этого флага центру окружности на карте и описанию легенды КП.

Основной проблемой этой дисциплины является сохранение «инклюзивности», т. к. это единственная ДТО, где имеет значение время прохождения трассы, а, следовательно, и скорость передвижения спортсмена. Поэтому рекомендованы следующие условия:

— трасса должна быть очень короткой (не более 500 метров, в идеале 200-300 метров);

— трасса должна проходить по ровной дороге с твёрдым покрытием,
без перепадов высот;

— количество КП должно быть достаточно большим (15-25 штук), и вклад длины трассы в значение КВ должен быть по возможности минимален (например, при длине трассы 300 м с 15 КП будем иметь КВ 18 минут, из которых 15 минут – это вклад КП и лишь 3 минуты – вклад длины трассы).

Компьютерные программы для оформления трасс в ДТО

Для подготовки карт и легенд трасс в ДТО используется программа OCAD (не ниже 10 версии, т. к. начиная с этой версии предусмотрены специальные функции для оформления легенд — указание количества флагов и направления обзора).

Специальные программы для подготовки карт заданий спринт-станций и станций тайм-КП:

  • TiM (Timed control map Maker): http://tim.yq.cz/ . Требует создания исходного файла трассы в программе OCAD в соответствии с приведёнными на сайте программы TiM инструкциями, количество заданий на одной станции не ограничено;
  •  ТОМ (TempO Maker): http://srk-ob.cz/trail/tom/. Работа в программе производится на изображении карты в формате TIFF. Количество заданий на одной станции не более пяти.

Список использованной литературы:

1. Правила проведения спортивных соревнований по спортивному ориентированию в спортивных дисциплинах трейл-ориентирования. Утверждены президиумом Федерации спортивного ориентирования России 26 ноября 2022 г. – URL: https://rufso.ru/wp-content/uploads/2022/12/ПРАВИЛА-ТРЕЙЛ-О.pdf — Дата публикации: 31 декабря 2022 (дата обращения 17.02.2023).

2. Ари Уотила и Анна Штраубе, январь 2021 года [Электронный ресурс] URL: https://www.trailo.fi/ohjeet/lasten-ja-nuortentarkkuussuunni/ — «Соревнование по чтению карт».

3. ISOM 2017-2 International Specification for Orienteering Maps (Revision 5 September 2022) has been compiled and edited by the IOF Map Commission. Changes of the ISOM were approved by the Council ESB in November 2018. — Текст: электронный//The International Orienteering Federation official website. – 2019. — URL: https://orienteering.sport/iof/mapping/ (дата обращения 17.02.2023).

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031