Организация урока географии по теме «Ориентирование на местности» для обучающихся 6-7-х классов в природной среде

Линейкина Виктория Игоревна,

педагог дополнительного образования,

Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег»,

студентка 1го курса магистратуры РГПУ им. А. И. Герцена,

 СанктПетербург,

vikamyu@yandex.ru

Современное образование ставит перед учителями те же вопросы, что волновали предметников и пятьдесят, и сто лет назад: как сделать урок более разнообразным, запоминающимся. Учитель ХХI века может использовать современные технологии, искусственный интеллект. Но ни одно естественнонаучное занятие в классе не заменит знаний и практических навыков, полученных «на природе».

Однодневные выезды в природную среду являются важной частью образовательного процесса по географии. С их помощью обучающиеся могут познакомится с реальными географическими объектами, расширить навыки наблюдения и анализа, углубить и применить знания, изучаемые на уроках. Для организации такого выезда – назовем его «образовательной экскурсией» — учитель должен обладать рядом знаний, навыков и умений, называемых обычно «туристскими».

В данной статье представлены рекомендации по организации однодневного выезда на природу учащихся 6-7-х классов общеобразовательной школы. Целевая аудитория рекомендаций — учителя географии.

Организацию выезда разделим на несколько этапов:

 Подготовка.

 Организационные вопросы.

 Проведение выезда.

 Рефлексия и завершение выезда.

I. Подготовка выезда

 1.1.  Определение целей и задач выезда, знаний и умений, которые участники должны будут получить на выезде.

 1.2.  Выбор места проведения выезда, учитывая, что однодневный выезд за пределы города может быть продолжительностью 6-8 часов. Определение маршрута. Изучение географических объектов, достопримечательностей и экологических проблем, на которые следует обратить внимание участников образовательной экскурсии. Выбор мест для выполнения практических занятий и проведения исследований по географии [6]. Трудно предположить, чтобы учитель географии в петербургской школе не знал, где что на территории Ленинградской области можно посмотреть-показать:

— известняковые и песчаниковые обнажение берегов Лавы, Саблинки, Тосны, Оредежа, Ящеры, Луги и других рек;

— рукотворные пещеры по берегам вышеназванных рек;

— архейские граниты и ледниковые формы рельефа севера Карельского перешейка; 

— болота Ламмин-Суо, Сестрорецкое, Мшинское и другие;

— Линдулловская лиственничная роща;

— шиверы меандры и старицы рек Сестра, Черная, Рощинка, Волчья, Вьюн;

— рукотворный Лосевский порог и т.д.

 Если учитель еще чего-то не знает, то — «гугл в помощь», и все будет в порядке. Единственное, на что сегодня следует обратить особое внимание, это на решение Правительства Ленинградской области сделать пребывание в природных заказниках на территории области платным [1]. И если в прежние времена проведению занятия по ориентированию мешало полное отсутствие карт замечательных в природном отношении местностей Ленинградской области, то сегодня эта проблема решается с помощью использования всевозможных картографических сервисов. Получаемы таким образом карты не обязательно будут спортивными, но ведь никто и не утверждает, что учитель географии в обязательном порядке должен заниматься с детьми видом спорта «спортивное ориентирование».

1.3.  Разработка программы и составление плана-графика проведения выезда.

1.4. Определение наличия ресурсов, необходимых для проведения выезда, в том числе и кадровых ресурсов. В соответствии с действующей нормативной базой проведения мероприятий, связанных с пребыванием обучающихся в природной среде, организация сопровождение группы учащихся взрослыми ответственными специалистами производится  из расчета 1 сопровождающий на 8-12 несовершеннолетних участников мероприятия, но не менее 2 взрослых на организованную группу детей, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

II. Организационные вопросы

Согласование выезда с администрацией школы. В настоящее время организаторы (администрация школы)  и руководители (руководители выездной группы учащихся) выезда  должны выполнять все нормативные требования, устанавливаемые в разделах 5, 6 и 7 «Общих требований  к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий» (Утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 702/811) [2].  К обязанностям учителя — руководителя  группы учащихся на однодневную образовательную экскурсию в данном случае входят следующие обязанности:

— обеспечить проведение выезда в соответствии с организационно-распорядительным актом о проведении выезда, подписанным директором школы. организовать участие детей в мероприятии в соответствии с их возрастными особенностями, умениями, знаниями и навыками;

— организовать подготовку детей для участия в выезде в соответствии с программой выезда, подготовить участников к прохождению проверки наличия необходимых знаний, умений и навыков участников выезда в соответствии с программой выезда. Организация проверки является обязанностью администрации школы, проверка может проводиться сразу для нескольких однодневных выездов, проводимых с группой участников в течение года;

— составить список снаряжения (группового и личного) и специального оборудования, необходимых для проведения выезда, групповой  аптечки для оказания первой помощи. Состав аптечки и список группового и личного снаряжения представлен в Приложениях 1, 2, 3; 

— определить логистику транспортных перевозок участников выезда с учетом необходимости обеспечения их комфорта и безопасности;

— провести родительское собрание, на котором познакомить родителей планируемых участников выезда с программой, планом-графиком и особенностями выезда, рассказать о необходимой экипировке и затратах участников (стоимость проезда участников, стоимость посещения особо охраняемых природных территорий, музеев и культурных памятников, посещение которых запланировано в программе выезда. проезд участников, билет на проход участников в заказник, музей и т.п.).  Провести анкетирование родителей на предмет выявления аллергических реакций у участников выезда и уточнения списка и количества лекарственных препаратов, находящихся у участников выезда;

— перед проведением мероприятия обеспечить проведение инструктажа учащихся по вопросам безопасности включая инструктаж о порядке безопасной эксплуатации используемого на выезде специального походно-экспедиционного снаряжения (трекинговые палки, веревки, колющие и режущие предметы, электроприборы и т.д.). Инструктажи проводятся на базе инструкций и правил по обеспечению безопасности участников выезда, утвержденных директором школы и отражающих специфику проводимого выезда. В состав инструктажа в обязательном порядке входит информация по противопожарной, экологический, дорожно-транспортной и антитеррористической безопасности; 

— уведомить территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о проведении выезда (если эту обязанность не берет на себя администрация школы);

— сопровождать участников во время проведения выезда, при возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью участников выезда принять решение о прекращении или изменении программы и плана-графика выезда;

 — при необходимости оказать первую помощь и обеспечить доставку участника выезда в ближайшее медицинское учреждение;

— в период проведения выезда иметь в наличии следующие документы: копию приказа о проведении выезда, список участников выезда  с указанием данных паспортов или иных документов, удостоверяющих личность каждого участника мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации; письменное согласие родителей (законных представителей) на участие ребенка в выезде (договор, доверенность или иной документ); медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой; копию полиса обязательного медицинского страхования на каждого ребенка.

III. Проведение  выезда

 На выезде руководители группы должны обеспечить выполнение программы и выдерживание плана-графика, утвержденного на этапе подготовки выезда.

Содержание выезда должно обеспечивать поддержание высокого уровня мотивации участников к совершению выезда. Руководитель группы должен работать с группой, используя все имеющиеся у него педагогические навыки с учетом содержания и места проведения выезда.

IV. Подведение итогов выезда

Подведение итогов выезда может быть организовано во время транспортной перевозки участников или на первой встрече педагога — руководителя группы с участниками выезда после его завершения. Рекомендуется провести обобщающую беседу и опрос, во время которых участники выезда поделятся своими впечатлениями и сделают выводы о том, что они узнали на выезде. (Что мне понравилось? Чему я научился? Чему хочу научится? Что я сделал для благополучного проведения выезда?). Руководитель группы завершает подведение итогов выезда сообщением о планируемых содержании и сроках следующего выезда группы.

V. Пример сценария проведения однодневного занятия в природной среде: «Ориентирование на местности» для обучающихся 6-7-х классов»

Термины, которые будем использовать:

Маршрут – путь следования группы.

Рисунок 1. Карта спортивного ориентирования с вариантом дистанции.

Спортивная карта (рисунок 1.) –  детализированная топографическая карта, выполненная с использованием специальных условных знаков, предназначенная для использования в спортивном ориентировании.

Условные знаки — специальные графические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.

КП – контрольный пункт.

Место остановки (полевой лагерь) — временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках.

Жидкостной компас (рисунок 2) — это компас, в котором жидкость (обычно спирт) используется для более точного определения направления. Жидкость в компасе поможет быстро устранить возможные неисправности, вызванные вибрацией и наклоном устройства.

Ориентирование на местности – это умение определять своё местоположение, относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать это направление в пути.

Азимут (рисунок 3) – это угол между направлением на север и направлением на какой-либо удаленный предмет.

Рабочие материалы:

1. 5-10 компасов (по 1-2 на команду).

2. 1-2 топографические карты местности.

3. Комплект карт спортивного ориентирования (10-20 шт.)

4. Таблицы условных знаков спортивного ориентирования.

5. Таблицы условных знаков топографических карт.

6. Ручки и карандаши.

7. Файлы для размещения карт при плохой погоде.

Описание и ход работы выезда:

Подробная нитка маршрута: https://nakarte.me/#m=16/60.41218/30.32982&l=O&nktl=Z4bmPxTynXO6J29oFlmBtg   

Встреча группы на Финляндском вокзале, покупка билетов до ж/д станции Лемболово. Педагогу необходимо обеспечить контроль за покупкой билетов: чтобы все участники выезда купили билеты; если есть льготы, то необходимо наличие подтверждающих документов. Проводится повторный краткий инструктаж по технике безопасности и поведения в электричке.

Группа проходит на посадку в электричку заранее. Размещается компактно в одном вагоне — никто не остается в тамбуре и не переходит в другой вагон. Пока группа едет до станции назначения, с обучающимися можно вспомнить пройденный материал по географии, повторить условные знаки карт. Далее педагог предлагает поиграть в совместные игры («контакт», «мафия», «балда»).

Прибыв на станцию Лемболово, группа организованно выходит из электрички, отходит как можно дальше от края платформы, дожидается отхода элекрички и компактно движется по платформе и далее — до места организации лагеря.

Придя на место базовой остановки — организации полевого лагеря (треугольник на карте), учащиеся, под руководством педагогов, начинают его обустройство: вешают тент при плохой погоде, оборудуют посадочные места на всех участников выезда, собирают хворост и разводят костер. Необходимо провести краткий инструктаж по сохранности зеленых насаждений, уборке мусора и т.д. Пока группа, вместе со вторым руководителем, обустраивает лагерь, руководитель выезда ставит дистанцию – контрольные пункты с кодами (загадками, ребусами, размещаемыми на контрольном пункте) или цветными карандашами для отметки участниками.

Приступаем к основной части выезда: ориентированию на местности. Классу необходимо разделиться на группы по два-четыре человека. У каждой группы имеются рабочие материалы, указанные выше. Каждой группе, по возможности, каждому участнику, выдается карта с нанесенной дистанцией (рисунок 1.) и компас. Педагог вместе с классом повторяет теорию, изученную на уроке по темам: «Рельеф», «Ориентирование на местности», «Условные знаки спортивных и топографических карт».

Второй педагог остаётся в лагере. Команды, вместе с первым педагогом, проходят дистанцию по ориентированию. Детям предлагается следить за движением по маршруту на карте. Педагог на практике знакомит обучающихся с рельефом, компасом и картой. Сверяет вместе с обучающимися карту и местность. По пути в любой момент педагог может остановится и задать вопрос ученикам: «Где мы находимся?», в свою очередь дети, которые до этого следили за картой, должны указать точку на карте, где они находятся. Такой контроль способствует пониманию своего местонахождения и ориентированию на местности, включенности в работу, вниманию на дистанции.

Пройдя намеченным маршрутом, показав рельеф местности и их обозначение на карте, группа возвращается в лагерь.

Для большей заинтересованности и включенности ребят, можно выпустить «патрули» (команды по 2-3 человека) на отдельные КП.

На каждом контрольном пункте (КП) к призме прикреплены загадки (Приложение 4), которые ребята должны отгадать. Команды могут выпускаться с фиксацией времени и тогда итоги будут подводится по наименьшему времени, затраченному на поиск КП и ответа на загадку (ребус).

По завершении программы по ориентированию на местности, при наличии времени и исходя из психологического и физического состояния ребят, можно предложить выполнение следующего задания – «Азимутальный ход». Команда идет к «стартовому дереву», от нее руководитель называет градус, на который они должны прийти. На следующем дереве написан следующий градус, и так до финиша.

Пройдя все задания по ориентированию, ребята садятся у костра на перекус (чай в термосе и бутерброды).

Во время или после перекуса, группа обсуждает итоги выезда: «Что понравилось», «чему научился», «какой вклад я внес в группу?»

После рефлексии, ребята собирают лагерь и вещи и уезжают в город на электричке.

Однодневный выезд в природную среду – эффективный инструмент обучения географии. Важно правильно структурировать и организовать выезд, обеспечить безопасность. Благодаря этим пунктам, выезд позволит учащимся углубить знания, развить навыки, осознать важность сохранения окружающей среды. Следуя методическим рекомендациям, учитель географии успешно проведёт однодневный выезд и обогатит образовательный процесс учащихся.

Приложение 1.

Рекомендуемый список аптечки первой помощи [3]

•  Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее М.

•  Маска медицинская нестерильная одноразовая.

•  Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот».

•   Жгут кровеостанавливающий.

•  Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см.

•  Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см № 10.

•  Лейкопластыри бактерицидные.

•  Лейкопластырь рулонный, гипоаллергенный.

•  Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см.

•  Ножницы, пинцет, бесконтактный градусник.

•  Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам.

•  Пантенол (Бепантен, «Спасатель» и аналоги) – противоожоговое, ранозаживляющее средство.

•  Антигистаминные препараты при аллергии – Димедрол, Супрастин, Зиртек.

•  Нашатырный спирт.

Приложение 2.

Рекомендуемый список группового снаряжения

Тент костровой с оттяжками (4,5х6 м.)– 1-2 шт.

Пила двуручная в чехле – 2 шт.

Топор плотницкий в чехле – 2 шт.

Таганок – 1 шт.

Котел (8-9 л.) – 1-2 шт.

Аптека первой помощи в комплекте – 1 шт.

Ремонтный набор (плоскогубцы, нож в чехле, проволка, изолента, скотч, иголки, нитки и пр.).

Приложение 3.

Рекомендуемый список личного снаряжения

Ученический билет и другие документы на льготный проезд.

Удобная одежда и обувь (по погоде). При необходимости – шапочка и перчатки.

Накидка от дождя или непромокаемая легкая крутка.

Рюкзачок объемом не менее 30 литров.

Сменная обувь для быстрого движения по лесу.

Запасные носки, футболка, легкий свитер.

Термос с горячим чаем, бутеброды.

Кружка пластиковая.

Спички в непромокаемой упаковке.

Фонарик налобный.

Приложение 4.

Загадки (ребусы) для размещения на КП

КП 1.
КП 2.
КП 3.
КП 4.
КП 5.
КП 6.
КП 7.
КП 8.Сколько у меня цветов и какие, если все из них кроме двух розы, все кроме двух — тюльпаны, и все кроме двух — маргаритки.
КП 9.
Кирпич весит  1   килограмм и  полкирпича.  Сколько весят полтора кирпича?
КП 10.У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это могло случиться?

Список источников и литературы:

  1. Платный вход на экотропы:https://m.47news.ru/article
  2. Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства экономического развития РФ от 19 декабря 2019 г. № 702/811 “Об утверждении общих требований к организации и проведению природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий»: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/
  3. Требования Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам (Утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 1331н).
  4. Базалеев Д.М. Учебный выезд — уникальный «инструмент» учителя географии. (https://urok.1sept.ru/articles/661359)
  5. Губаненков С.М. Образовательность и безопасность в детском туризме. – СПб: «Петрополис», 2013.
  6. Даринский А.В., Фролов А.И. География Ленинградской области. – СПб.» Глагол, 2005.
  7. Кузнецов А.П. – География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие – М.: Дрофа, 2010.
  8. Куликов В., Ю.Константинов Топография и ориентирование в туристском путешествии. — М.: 1997.
  9. Матреничев В.А. Рельеф. Топосъемка.(Учебное пособие). — СПб.:2002.
  10. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков  / Под. ред. Губаненкова С.М. – СПб.: ИД «Петрополис», 2007.
  11. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. — М., 2001.
  12. Сиземская И. Н., Гессен С. И.: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. №4. С.44–47.
  13. Тымко Н.В. Подготовка педагога к процессу социализации ребенка в условиях туристского поход: /Педагогические технологии организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися/ Сб. из опыта работы под ред. В.В.Казанцева.– М.: Изд-во РИТМ, 2008. – с. 65–74.
  14. Тымко Н.В. Интеграция общего среднего и дополнительного географического образования детей как инновационная технология расширения образовательных услуг: /Инновационные технологии в детском туризме/ сб. статей и авт. Программ дополн. образования детей. – М: Изд-во Ритм, 2008 – С. 65.
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031