Модель системы оценки качества дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»
Воронина Елена Адольфовна,
заведующий методическим отделом
ГБНОУ «Балтийский берег»,
кандидат педагогических наук,
Санкт-Петербург,
Завражнова Алена Алексеевна
методист ГБНОУ «Балтийский берег»,
Санкт-Петербург,
Ульданова Екатерина Николаевна,
методист ГБНОУ «Балтийский берег»,
Санкт-Петербург,
Актуальность проблемы оценки качества дополнительного образования обусловлена стратегическими целями государственной политики в сфере образования, отраженными в ряде нормативных и программных документов. Обеспечение возможности детям получать качественное дополнительное образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка – целевой ориентир федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», Концепции развития дополнительного образования детей до 2023 года и других документов.
Специфика дополнительного образования детей (добровольность, отсутствие единых образовательных стандартов реализации дополнительных общеобразовательных программ, вариативность форм и содержания, самостоятельность образовательных организаций в разработке дополнительных общеобразовательных программ и планировании результатов их освоения) обусловливают разные нюансы раскрытия сущности категории качества по отношению к дополнительному образованию детей.
С одной стороны, во внимание принимаются характеристики, свойственные сфере образования в целом. Так, качество дополнительного образования (как и образования вообще) определяется совокупностью показателей интегрированного качества: качества условий, качество процесса, качества результатов образовательной деятельности.
С другой стороны, основу деятельности учреждений дополнительного образования наряду с федеральным заказом, отраженным в нормативных документах, составляет социальный заказ потребителей. Поэтому такая деятельность будет считаться качественной, если она удовлетворяет потребности заказчиков (детей, родителей, государства, социума) посредством полной и качественной реализации заявленных дополнительных образовательных программ. Все это актуализирует вопрос моделирования системы оценки качества образования внутри учреждения (внутренней системы оценки качества).
Предложенная в данном материале модель внутренней системы оценки качества дополнительного образования универсальна и может быть использована в любом образовательном учреждении, реализующим дополнительные образовательные программы.
Содержательный анализ понятий качество, качество образования, качество дополнительного образования
В толковом словаре С.И. Ожегова качество рассматривается с одной стороны, как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; с другой стороны, то или иное свойство, признак, определяющий достоинство, ценность чего-либо [15].
В научной литературе исследование понятия «качество образования» вызывает неизменный интерес. При этом ученые раскрывают различные аспекты этого понятия. Ряд исследователей связывает понятие «качество образования» с определением соответствия целевых ориентиров образования, запросов потребителя и получаемых результатов. Так, В. А. Болотов рассматривает качество образования как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса [1].
В трудах А. М. Моисеева, качество образования характеризуется как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование [4].
С точки зрения А. И. Субетто «качество образования» обладает следующим набором характеристик: системность и целостность (качество как система совокупности свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее качество); структурность и иерархичность (свойства обладают иерархической структурой); динамичность (качество процесса находит выражение в результате); количество (т.е. количественная мера качества); внешняя и внутренняя обусловленность (единство потенциального, внутреннего и реального, внешнего качества); соответствие требованиям, потребностям и нормам [14].
Большой вклад в разработку вопроса качества образования внес М. М. Поташник. Ученый обращает внимание на понимание качества образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, при том, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне прогнозируемого развития учащихся. По мысли исследователя, результаты образования должны включать в себя оценку ресурсозатрат, которые имели место для достижения результатов, насколько эти результаты эффективны [10].
В условиях отсутствия единой трактовки понятия «качество образования» в науке, появилась необходимость выработки его общепринятого толкования для формирования единых подходов к оценке качества, что и привело к нормативно-правовому уточнению понятия «качество образования» в настоящее время.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [16].
В исследованиях проблемы качества дополнительного образования (Л.Н. Буйлова, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова и пр.) подчеркивается интегральный характер данного понятия. Опираясь на законодательно определенное понимание дополнительного образования [273 -ФЗ, статья 75] качество дополнительного образования рассматривается через совокупность характеристик, отличающих его от других видов образования:
— дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;
— дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования;
— в дополнительном образовании отсутствует государственный стандарт на образование;
— дополнительное образование зависит от социального заказа, потребностей и ожиданий индивидуальных и коллективных субъектов.
Ученые выделяют следующие качественные признаки дополнительного образования:
— открытость конкретным образовательным ожиданиям, интересам и потребностям детей и подростков, запросам семьи, различным социальным группам, заинтересованным в дополнительном образовании;
— обеспечение доступности дополнительного образования;
— ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самоопределении;
— приоритетность в образовательных отношениях с детьми права добровольного, свободного выбора вида деятельности, образовательной области и профиля подготовки, содержания своего образования, объема и темпа его освоения, педагога, образовательной программы объединения, результатов ее освоения и результатов своей деятельности;
— признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка.
По мысли А.В. Золотаревой, анализируя качество дополнительного образования, важно обращать внимание на качество процесса дополнительного образования детей и качество результата.
Качество процесса дополнительного образования включает:
— качество целей – они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны основных заказчиков;
— качество содержания – должно соответствовать целям, современным требованиям к дополнительному образованию;
— качество технологий (методов) организации –должно обеспечивать соответствие целям, содержанию, современным требованиям;
— качество условий (методических, материально-технических, психологических и т.д.) – достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию, технологиям и т.д.
Качество результата дополнительного образования детей:
— Результат будет качественным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимые условия. Отслеживание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и (или) запросами потребителей [3].
В разработках ученых Санкт-Петербурга индикаторы качества дополнительного образования связываются с социально-педагогическими характеристиками данной сферы и группируются по следующим основаниям: соответствие институциональной миссии дополнительного образования детей в ОДОД и соответствие социальному запросу в этих же учреждениях.
В группу соответствия институциональной миссии дополнительного образования входят показатели качества управления (управление функционированием и развитием, организация сетевого взаимодействия); ресурсного обеспечения образовательного процесса (кадры, материально-техническая база, финансирование, информационные ресурсы); качества образовательного процесса (образовательное пространство, организация и методическое обеспечение образовательного процесса, его результативность, направления воспитательной работы в ОДОД, взаимодействие участников образовательного процесса); здоровьесберегающая деятельность.
В группу индикаторов соответствия деятельности дополнительного образования детей социальному запросу вошли такие показатели качества как степень соответствия образовательных услуг социальному запросу; уровень социализации детей; оценка социально-психологического климата [2].
Качество и доступность дополнительного образования – стратегический ориентир, нашедший отражение в Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р.]. Развитие качества дополнительного образования связывается в документе с:
— совершенствованием региональных систем организации и управления дополнительным образованием;
— обновлением инфраструктуры дополнительного образования детей, совершенствованием системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования;
— обновлением содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ;
— организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства;
— профессиональной ориентации, формированием ключевых компетенций и функциональной грамотности обучающихся;
— расширением социального партнерства.
Эти и другие положения Концепции становятся определяющими при разработке моделей оценки качества дополнительного образования.
Современные подходы к оценке качества образования
В настоящей работе оценка качества образования понимается как процесс в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, включающей качество образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления.
Законодательно закрепленная трактовка качества образования стала основой для определения единых подходов к оценке качества образования и разработки моделей оценки качества образования разного уровня: всероссийского, регионального, уровня образовательного учреждения.
В соответствии с современными нормативными документами сферы образования в настоящее время осуществляется внутренняя и внешняя система оценки качества образования.
Внешняя система оценки качества образования осуществляется мероприятиями:
— Органов федерального и регионального государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензирования образовательных организаций [статья 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»];
— Независимой оценки качества образования, осуществляемой юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки и направленной на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ [статья 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].
Внутренняя система оценки качества образования:
В соответствии с пунктом 13 части 3 стать и 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательных организаций относится проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Внутренняя система оценки качества образования – это совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности образовательных организаций [7].
В Санкт-Петербурге действует региональная система оценки качества образования (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.07.2023 № 938-р.). Региональная система оценки качества образования (далее РСОКО) обеспечивает единые подходы и требования к оценке качества образования, единые механизмы управления качеством образования на региональном, районном уровнях и уровне образовательной организации. В документе особое значение придается формированию внутренней системы оценки качества образования через реализацию внутреннего контроля качества образования, внутреннего мониторинга качества образования, социологических опросов участников образовательных отношений с целью установления степени удовлетворенности деятельностью образовательной организации, проведение самообследования.
На уровне образовательных организаций субъектами СПб РСОКО являются сама образовательная организация, методические объединения педагогических работников, органы государственно-общественного управления.
В числе областей оценивания, фиксируемых в Положении о РСОКО для оценивания системы дополнительного образования важны следующие характеристики:
— оценка достижений обучающихся;
— оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
— оценка качества образовательного процесса в образовательных организациях;
— оценка качества условий образовательной деятельности, включая контекстную информацию (социально-экономические характеристики семей, сложность контингента, территориальная отдаленность);
— оценка качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
— оценка системы организации воспитания обучающихся;
— оценка качества управления образовательной организацией, включая эффективность управленческих решений;
— оценка удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), работодателей, педагогических работников. [12].
Таким образом, в настоящее время сформирована нормативная база для оценки качества образования в образовательных организациях, в том числе, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. В опоре на нормативно-правовые документы и научно-теоретические положения разработана модель внутренней оценки качества дополнительного образования в Государственном нетиповом образовательном учреждении Санкт-Петербурга «Балтийский берег» (далее ГБНОУ «Балтийский берег»), которая представлена в следующем разделе настоящей статьи.
Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности ГБНОУ «Балтийский берег»
В соответствии с Уставом ГБНОУ «Балтийский берег» является нетиповой образовательной организацией (не относящейся к конкретному типу образовательной организации), реализующей основные и дополнительные образовательные программы. Многопрофильность ГБНОУ «Балтийский берег» обусловливает решение задач повышения качества образования на основе методологических идей системной интеграции, повышения уровня целостности образовательной системы учреждения, при которой отдельные сотрудники и подразделения работают согласовано и могут без внешней помощи оперативно менять режим сотрудничества в зависимости от обстоятельств. При этом элементы образовательной системы ГБНОУ «Балтийский берег» эффективно кооперируются.
Модель внутренней системы оценки качества образования представляет собой описание системы диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами ГБНОУ «Балтийский берег», которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
Целью внутренней оценки качества образовательной деятельности в части дополнительного образования является формирование единой системы оценки состояния дополнительного образования в учреждении, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности.
В числе основных задач:
— формирование единого подхода к оценке качества дополнительного образования и его измерению;
— формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества дополнительного образования;
— формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
— определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;
— определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам субъектов образовательной деятельности;
— обеспечение доступности качественного образования;
— оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
— выявление факторов, влияющих на качество образования;
— определение направлений повышения квалификации педагогических работников;
— разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;
— обеспечение информационной открытости оценочных процедур.
Субъекты внутренней системы оценки качества дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»
Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образовательной деятельности и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
— администрацию ГБНОУ «Балтийский берег»;
— педагогический совет;
— научно-методический совет;
— педагогических работников ГБНОУ «Балтийский берег» (методисты структурных подразделений/методический отдел; педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы);
— обучающихся;
— родителей/законных представителей обучающихся.
Субъекты внутренней системы оценки качества | Функции субъектов в оценке качества образовательной деятельности |
Администрация ГБНОУ «Балтийский берег» | формирование Локальных нормативных актов, регулирующих функционирование ВСОКО; разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях; обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организация системы мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике развития; анализ результатов оценки качества дополнительного образования предоставление информации о качестве образования учредителю учреждения; формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад, др.); принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. |
Педагогический совет | содействует определению стратегических направлений развития дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, вопросам организации обучения по ДОП, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в Учреждении, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ГБНОУ «Балтийский берег» участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности |
Научно-методический совет | участвует в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; содействует подготовке работников ГБНОУ «Балтийский берег» и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования. |
Педагогические работники ГБНОУ «Балтийский берег» (методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы) | Методисты структурных подразделений /методический отдел: разрабатывают модель ВСОКО и ее инструментарий; проводят контрольно-оценочные мероприятия в соответствии с ВСОКО; осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализируют результаты оценки качества дополнительного образования; ведут учет качества образовательной деятельности ГБНОУ «Балтийский берег» за отчетные периоды; обобщают результаты контрольно-оценочных процедур; формируют информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ГБНОУ «Балтийский берег» за полугодия и учебный год, отчет по самообследованию ГБНОУ «Балтийский берег», публичный доклад генерального директора ГБНОУ «Балтийский берег»); Педагоги дополнительного образования/педагоги организаторы: осуществляют мониторинг и оценку качества реализуемых дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» проводят самоанализ занятий/мероприятий, соответствия дополнительных общеобразовательных программ/ положений о мероприятиях нормативным требованиям; формируют аналитические материалы по результатам контрольно-оценочных процедур. |
Обучающиеся, родители /законные представители | участвуют в проведении социологических опросов; участвуют в оценке удовлетворенности качеством образовательной деятельности. |
В качестве источников данных для внутренней оценки качества образования используются:
— дополнительные образовательные программы и УМК педагогических работников структурных подразделений ГБНОУ «Балтийский берег»;
— результаты контроля/промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительным образовательным программам;
— результаты мониторинговых исследований;
— социологические опросы;
— отчеты педагогических работников;
— результаты посещений занятий, массовых мероприятий;
— штатное расписание;
— протоколы заседаний педагогических советов структурных подразделений, научно-методического совета, методических объединений, тренерских советов;
— комплектование и сохранность контингента обучающихся;
— материалы административного контроля;
— статистический отчет 1-ДО;
— данные опроса участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители);
— результаты участия обучающихся в мероприятиях городского, регионального, всероссийского и международного уровня;
— результаты участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства;
— анализ инфраструктуры учреждения;
Методы оценки качества образовательной деятельности
— анкетирование – письменные опросы с использованием заранее разработанного опросника;
— анализ/самоанализ программно-методических продуктов; с помощью чек-листов;
— экспертная оценка программно-методических продуктов;
— самоанализ /экспертная оценка образовательного события (занятие, массовое мероприятие) по разработанным критериям;
— анализ статистических данных (%);
— анализ документов;
— мониторинг достижений обучающихся;
— мониторинг результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Основные объекты внутренней системы оценки качества дополнительного образования:
— качество образовательного процесса (обновление содержания, реализации дополнительных общеобразовательных программ, образовательных событий);
— качество результатов образовательной деятельности (степень соответствия образовательных достижений и результатов освоения обучающимися требованиям дополнительных образовательных программ, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг, достижения обучающихся);
— качество условий образовательной деятельности (материально-техническое, кадровое, информационное, методическое обеспечение, нормативно-правовое);
Механизмы внутренней системы оценки качества дополнительного образования
Оценка качества образовательного процесса
Оценка качества образовательного процесса включает:
— оценку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ;
— оценку качества дополнительных общеобразовательных программ;
— оценку качества учебно-методического комплекса;
— оценку качества образовательных событий.
Оценка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ проводится ежегодно по следующим параметрам:
Критерий | Метод |
Обновление содержания программ с учетом требований Методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей…» [8] | Анализ документов Анализ программного обеспечения |
Наличие и разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. | Анализ документов Анализ программного обеспечения статистические методы |
Внедрение новых дополнительных общеобразовательных программ с учетом социального заказа. | Анализ документов Анализ программного обеспечения статистические данные |
Наличие и разработка дополнительных общеобразовательных программ для одаренных и талантливых детей. | Анализ документов Анализ программного обеспечения статистические методы |
Наличие дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме. | Анализ документов Анализ программного обеспечения статистические методы |
Наличие дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий и электронного обучения. | Анализ документов Анализ программного обеспечения статистические методы |
Наличие дополнительных общеобразовательных программ, реализующих задачи профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся | Анализ документов Анализ программного обеспечения статистические методы |
Оценка качества дополнительных общеобразовательных программ проводится в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 №1676 «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга» и включает:
— Техническую экспертизу (соответствие структуры программы нормативным требованиям).
— Содержательную экспертизу (целостность программы, соответствие содержания целевым ориентирам, соответствие форм и методов обучения и оценки целевым ориентирам, содержанию и планируемым результатам программы.
Для оценки качества образовательных программ используется чек-листы.
Лист технической экспертизы дополнительной общеобразовательной программы
(на основе распоряжения КО от 25.08.2022 №1676)
Наличие в программе всех структурных компонентов, их соответствие требованиям нормативных документов (0-2 балла) 2 балла — оценочный элемент есть 1 балл — оценочный элемент присутствует частично, фрагментарно 0 баллов — оценочный элемент отсутствует | |
— Педагогический совет структурного подразделения (протокол №, дата). — Научно-методический совет (протокол №, дата) — Педагогический совет ГБНОУ «Балтийский берег» (протокол №, дата). — Утверждающие реквизиты приказа ГБНОУ «Балтийский берег» (номер приказа, дата). Название дополнительной общеразвивающей программы. Возраст обучающихся. Срок освоения. Ф.И.О., должность разработчика(ов) программы. | |
Пояснительная записка содержит все компоненты: — Направленность программы. — Адресат (целевая аудитория). — Актуальность. — Уровень освоения. — Объем и срок освоения. — Цель и задачи. — Организационно-педагогические условия реализации: — язык реализации форма обучения особенности реализации (модульная, сетевая, дистанционная) возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов условия приема на обучение формы организации и проведения занятий особенности организации образовательного процесса (в т.ч. организация и проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей) кадровое обеспечение материально-техническое оснащение. — Планируемые результаты. | |
Учебный план содержит: — Перечень разделов, тем. — Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические. — Формы контроля и итогового оценивания. | |
Рабочая программа раскрывает содержание программы через описание тем в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. | |
Методические материалы Представлены: описанием методов, приемов, технологий, практик, используемых при реализации программы перечень дидактических средств, ЭОР информационные источники (списки литературы для педагогов, детей и родителей, интернет-источники, оформленные по ГОСТ). | |
Оценочные материалы Представлены: виды контроля, их периодичность (сроки) формы и методы отслеживания результатов, в т.ч. формы фиксации. Критериальный аппарат. | |
Культура оформления документа |
Лист содержательной экспертизы дополнительной общеобразовательной программы и УМК
Качество содержательных компонентов программы (0-2 балла) 2 балла — оценочный элемент есть 1 балл — оценочный элемент присутствует частично, фрагментарно 0 баллов — оценочный элемент отсутствует. | |
Целевая направленность программы: соответствие цели направленности дополнительного образования; задачи раскрывают цель программы; цель и задачи конкретны; диагностируемы, соответствуют возрасту обучающихся; цель достижима в заявленные сроки обучения. | |
Планируемые результаты: соответствуют целевым ориентирам, категории обучающихся, объему программы; Представлены предметные, метапредметные, личностные результаты. | |
Содержание программы: соответствует заявленной цели и позволяет достичь планируемых результатов обучения; соответствует заявленному возрасту детей. | |
Методические материалы: методы, технологии обучения, формы, виды учебной деятельности соответствуют заявленной цели, логике компетентностного подхода к обучению, позволяют достичь планируемых результатов обучения. | |
Оценочные материалы: оценочные материалы подробно и полно описаны; оценочные материалы инструментальны, соответствуют цели обучения, позволяют установить степень достижение планируемых результатов обучения на основе измеряемых критериев и показателей. | |
Учебно-методический комплекс: соответствие УМК целевым ориентирам программы; полнота УМК, наличие дидактических материалов к каждой теме/разделу. наличие электронных ресурсов. |
Оценка качества образовательного события (занятие/мероприятие) проводится с помощью самоанализа и экспертной оценки.
Карта анализа/самоанализа занятия по дополнительной общеобразовательной программе
(адаптировано по материалам СПб АППО)
Параметры занятия | Критерии оценки | оценивание |
Определение темы занятия, постановка целей и задач | Педагог сообщает тему, этап целеполагания отсутствует. | 0 |
Определение темы и целеполагание осуществляется только педагогом. | 1 | |
В процессе формулирования темы, определения целей и задач принимают участие учащиеся. | 2 | |
Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности | Этап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач. | 0 |
Работа ведется по плану, предложенному педагогом. | 1 | |
Педагог организует планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Действия осуществляются по намеченному плану. | 2 | |
Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельности | Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности учащихся не осуществляется ни в какой форме. | 0 |
Применяется преимущественно фронтальную форму организации деятельности. Педагог осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только педагогом. | 1 | |
Педагог организует деятельность учащихся применяя групповую и индивидуальную форму. Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только педагогом, но и учащимися (самооценка, взаимооценка). | 2 | |
Подведение итогов деятельности | Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде. | 0 |
Педагог выясняет у учащихся что они узнали, запомнили. | 1 | |
Педагог организует рефлексию. | 2 | |
Формирование УУД | В течение занятия формирование универсальных учебных действий не организовано, идет работа только на предметный результат. | 0 |
В течение занятия педагог лишь единожды целенаправленно способствовал формированию универсального учебного действия. | 1 | |
В течение всего занятия педагог целенаправленно способствовал формированию не менее двух универсальных учебных действий. | 2 |
Карта самоанализа действий педагога дополнительного образования по формированию метапредметных умений учащихся
(адаптировано по материалам СПб АППО)
Перечень действий по формированию и развитию регулятивных УУД | При помощи | Самостоятельно | Примечание |
Учу определять цель занятия. | |||
Учу определять план действий. | |||
Учу формулировать алгоритм выполнения заданий. | |||
Учу действовать по выбранному плану. | |||
Учу находить рациональные способы работы. | |||
Учу описывать желаемый результат. | |||
Учу способам самопроверки. | |||
Учу способам взаимопроверки. | |||
Другое. | |||
Другое. | |||
Перечень действий по формированию познавательных УУД. | При помощи | Самостоятельно | Примечание |
Учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи. | |||
Учу искать информацию в разных источниках. | |||
Учу читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты. | |||
Учу создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. | |||
Учу решать задачу (проблему) разными способами и выделять оптимальный. | |||
Учу называть существенные признаки объектов и явлений. | |||
Учу находить в действиях причину (почему?) и следствие (поэтому). | |||
Учу анализировать. | |||
Учу находить главную мысль. | |||
Учу обобщать. | |||
Учу выделять и формулировать проблему. | |||
Учу делать выводы. | |||
Другое. | |||
Перечень действий по формированию коммуникативных УУД | При помощи | Самостоятельно | Примечание |
Учу задавать /отвечать на вопросы. | |||
Учу убеждать другого человека. | |||
Создаю ситуацию для обсуждения. | |||
Учу передавать содержание в сжатом и развернутом виде. | |||
Учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту. | |||
Учу строить монологическое высказывание. | |||
Учу работать в группе. | |||
Другое. |
Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательного процесса проводится с помощью анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся.
Пример анкеты для обучающегося:
Уважаемые ребята! Внимательно прочитайте вопросы и выберите подходящий вам вариант ответа. Заранее благодарим за сотрудничество!
Доволен ли ты своими успехами и достижениями? | да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить |
Нравится ли тебе как проходят занятия? | да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить |
Интересно ли тебе посещать занятия? | да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Что дает тебе обучение в объединении? | помогает лучше усваивать школьную программу; позволяет получать новые знания, расширять кругозор; способствует развитию способностей; помогает получить опыт общения со сверстниками, найти друзей; помогает познакомиться с будущей профессией; помогает занять свободное время; другое. |
Примеры вопросов, используемых для разработки анкет для родителей.
Уважаемые родители (законные представители)!
ГБНОУ «Балтийский берег» проводит независимую оценку качества образования, в которой принимают участие обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста, и их родители (законные представители) вне зависимости от возраста обучающихся. Педагогический коллектив просит Вас заполнить анкету, ответы на вопросы которой будут учтены при планировании работы учреждения, направленной на повышение качества образовательных услуг и создания комфортной среды обучения и воспитания. Опрос анонимный. Благодарим за участие в анкетировании.
Какую форму проведения занятий в объединении Вы бы предпочли? | очную; дистанционную; смешанную (очную и дистанционную). |
Что Вы ожидаете от занятий по программе? | организацию досуга ребенка; получение ребенком новых знаний и навыков; развитие интеллектуальных и творческим способностей ребенка; получение ребенком опыта общения со сверстниками; возможность самореализации ребенка; другое. |
Готовы ли вы принимать активное участие в мероприятиях детского объединения, интересоваться успехами и достижениями ребенка, оказывать ему помощь и поддержку? | да, по возможности, нет, пусть ребенок всё делает самостоятельно. |
Какая причина побудила Вас выбрать для дополнительного образования Вашего ребенка именно эту программу? | программа соответствует интересам и потребностям моего ребенка ребенок сам сделал выбор занять свободное время ребенка содержание программы современно, создает условия для личностного развития ребенка по программе обучаются дети знакомых программа реализуется в учреждении, расположенном близко к дому. |
Как Вы думаете, что, прежде всего, дает детям обучение по программе «название»? | Свободный ответ. |
Какими сторонами организации обучения по программе «название» Вы удовлетворены? Оцените от 1 до 5 баллов каждое утверждение. | Содержание и качество реализации образовательной программы. Расписание занятий и нагрузка ребенка. Организация участия ребенка в конкурсных мероприятиях Разнообразие форм организации образовательного процесса. Организация в объединении сотрудничества с родителями Обеспеченность образовательного процесса дидактическими, методическими и мультимедийными ресурсами. Профессиональная компетентность педагога. |
Оцените по пятибалльной шкале, насколько программа «…» соответствует Вашим запросам к дополнительному образованию детей | 1 балл; 2 балла; 3 балла; 4 балла; 5 баллов. |
Каково отношение Вашего ребенка к обучению в объединении «название»? | Имеет друзей, с которыми познакомился в объединении. С удовольствием участвует в различных мероприятиях, конкурсах, рассказывает о своих победах. Часто пропускает занятия, жалуется на перегрузки и усталость. |
Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию о работе детского объединения? | Сайт учреждения. Группа в социальной сети «ВКонтакте». Рассылка от педагога по электронной почте, в мессенджере. |
Удовлетворены ли Вы разнообразием форм организации образовательного процесса в объединении? | да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Устраивает ли Вас качество получаемого образования в детском объединении? | да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Какие аспекты, на Ваш взгляд, необходимо добавить в содержание программы или заменить? | Свободный ответ. |
Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями среди детей в группе? | да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Удовлетворены ли Вы эмоциональным настроем ребенка во взаимодействии с педагогом? | да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Учитываются ли педагогом индивидуальные особенности детей и оказывается ли им помощь в решении личных проблем? | да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Готовы ли Вы рекомендовать обучение детей по программе «название» родственникам и знакомым? | да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить. |
Оценка качества результатов образовательной деятельности
Оценка качества результатов образовательной деятельности предполагает:
— мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных программ.
— сохранность и качественный состав контингента ГБНОУ «Балтийский берег»;
— наполняемость объединений,
— наличие жалоб и обращений за год;
— достижения обучающихся и спортсменов (объединений, команд) в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п. разного уровня, социально значимое проектирование; участие детей в общественных объединениях и др.);
— оценка удовлетворенности качеством образовательного процесса потребителей.
Для оценки качества образовательных результатов анализируются статистические данные:
№ п/п | Показатели | Единица измерения |
Общая численность обучающихся, в том числе: | человек | |
Детей дошкольного возраста (3-7 лет). | человек | |
Детей младшего школьного возраста (7-11 лет). | человек | |
Детей среднего школьного возраста (11-15 лет). | человек | |
Детей старшего школьного возраста (15-18 лет). | человек | |
Численность/удельный вес численности обучающихся, занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности обучающихся. | человек/% | |
Численность/удельный вес численности обучающихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности обучающихся. | человек/% | |
Численность/удельный вес численности обучающихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе: | человек/% | |
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | человек/% | |
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. | человек/% | |
Дети-мигранты. | человек/% | |
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. | человек/% | |
Численность/удельный вес численности обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся. | человек/% | |
Численность/удельный вес численности обучающихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности обучающихся, в том числе: | человек/% | |
14.1. | На муниципальном уровне. | человек/% |
14.2. | На региональном уровне. | человек/% |
14.3 | На межрегиональном уровне. | человек/% |
14.4. | На федеральном уровне. | человек/% |
14.5 | На международном уровне. | человек/% |
15. | Численность/удельный вес численности обучающихся -победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности обучающихся, в том числе: | человек/% |
15.1. | На муниципальном уровне. | человек/% |
15.2. | На региональном уровне. | человек/% |
15.3. | На межрегиональном уровне. | человек/% |
15.4. | На федеральном уровне. | человек/% |
15.5. | На международном уровне. | человек/% |
16. | Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности обучающихся, в том числе: | человек/% |
16.1. | Муниципального уровня. | человек/% |
16.2. | Регионального уровня. | человек/% |
16.3. | Межрегионального уровня. | человек/% |
16.4. | Федерального уровня. | человек/% |
16.5. | Международного уровня. | человек/% |
17. | Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе: | единиц |
17.1. | На муниципальном уровне. | единиц |
17.2. | На региональном уровне. | единиц |
17.3. | На межрегиональном уровне. | единиц |
17.4. | На федеральном уровне. | единиц |
Мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных программ проводится в соответствии с критериями, заложенными в образовательных программах, фиксируется по трем параметрам в виде предметных, метапредметных и личностных результатов и проводится в сроках промежуточного и итогового контроля, определенных учебным планом программы и расписанием работы объединения, в котором реализуется программа.
Оценка качества условий образовательной деятельности
Оценка качества условий образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам происходит по следующим параметрам:
Условия образовательной деятельности | Критерии | Методы |
Материально-технические условия. | — оснащение учебной мебелью; — оснащение лабораторным оборудованием; — оснащение демонстрационным оборудованием; — оснащение компьютерной техникой; — оснащение аудио и видеотехникой; | Анализ документов материально-технической базы учреждения. Анализ статистических данных. |
Информационные условия. | — оснащение интерактивными средствами обучения; — оснащение наглядными пособиями; — подключения к сети Интернет и пр.) — открытость образовательной организации. | Анализ статистических данных. Анализ сайта. Анализ групп в социальных сетях. |
Кадровые условия | потребность в кадрах; текучесть кадров; уровень квалификации педагогов (образование, квалификационная категория); участие педагогов в мероприятиях по повышению квалификации; участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; профессиональные достижения педагогов (победы в профессиональных конкурсах разного уровня); | Анализ статистических данных. |
Методические условия | наличие внутрикорпоративной системы повышения квалификации. | Качественный анализ. |
наличие мероприятий по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. | Качественный анализ; Анализ статистических данных. | |
инновационная деятельность учреждения, участие в проектах разного уровня. | Качественный анализ. | |
опытно-экспериментальная деятельность ОУ по апробации новых технологий, методик, учебно-методических комплектов и др., проектная деятельность. | Качественный анализ. | |
публикации педагогов по результатам инновационной и экспериментальной деятельности, в т.ч. на сайтах в сети Интернет. | Анализ статистических данных. Анализ сайта. | |
использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в т.ч. дистанционных. | Экспертиза образовательной деятельности. | |
Санитарно-гигиенические условия | выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса. | Экспертная оценка образовательного процесса |
Нормативно-правовые условия | наличие локальных нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность, соответствие требованиям законодательства систематичность проведения контрольно-оценочных процедур. | Анализ ЛНА Методы планирования Мониторинги |
Подводя итог сказанному, представим сущность модели внутренней системы оценки качества дополнительного образования ГБНОУ «Балтийский берег» в табличной форме:
Модель внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам
Цель ВСОКО | Формирование единой системы оценки состояния дополнительного образования в учреждении, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности. | ||
Субъекты ВСОКО | администрация ГБНОУ «Балтийский берег»; педагогический совет; научно-методический совет; педагогические работники ГБНОУ «Балтийский берег»; обучающиеся; родители/законные представители обучающихся. | ||
Объекты ВСОКО | качество образовательного процесса; качество результатов образовательной деятельности; качество условий образовательной деятельности. | ||
Механизмы ВСОКО | Оценка качества образовательного процесса оценка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ;оценка качества дополнительных общеобразовательных программ;оценка качества учебно-методического комплекса;оценка качества образовательных событий | Оценка качества результатов мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных программ;мониторинг сохранности и качественного состава контингента ГБНОУ «Балтийский берег»;мониторинг наполняемости. объединений;наличие жалоб и обращений за год;достижения обучающихся и спортсменов (объединений, команд) в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п. разного уровня, социально значимое проектирование; участие детей в общественных объединениях и др.);оценка удовлетворенности качеством образовательного процесса потребителей. | Оценка качества условий оценка материально-технических условий;оценка кадровых условий;оценка информационных условий;оценка методических условий.оценка санитарно-гигиенических условий;оценка нормативно-правовых условий. |
Методы оценки качества | анкетирование – письменные опросы с использованием заранее разработанного опросника; анализ/самоанализ программно-методических продуктов; с помощью чек-листов; экспертная оценка программно-методических продуктов; самоанализ /экспертная оценка образовательного события (занятие, массовое мероприятие) по разработанным критериям; анализ статистических данных (%); анализ документов; мониторинг достижений обучающихся; мониторинг результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ. анализ сайта анализ групп объединений в социальных сетях. |
Оценка качества и эффективности управления образовательным процессом проводится на уровне администрации учреждения на основе анализа данных внутренней системы оценки качества образования по параметрам, описанным выше. Результаты оценки фиксируются в отчете по самообследованию образовательной организации и публичном докладе генерального директора ГБНОУ «Балтийский берег».Таким образом, данная модель может быть использована для оценки состояния текущего качества образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, сравнительного анализа качественных и количественных данных, полученных в ходе оценочных процедур и своевременного принятия управленческих решений.
Список литературы:
1. Болотов В. А. Система оценки качества образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. — М.: Логос, 2007
2. Ванина Э.В., Максимцова Т.А. Социально-педагогические измерения в дополнительном образовании (Учебно-методическое пособие) — СПб: СПбАППО, 2012
3. Золотарева А.В. Оценка качества дополнительного образования детей: подходы и результаты s11-5-zolotareva.pptx (live.com)
4. Как создать управляющий совет школы: учебно-методические материалы / под ред. А. М. Моисеева. — М.: Вердана, 2007
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
6. Логинова Л.Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019
7. Методические рекомендации по обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга (Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.02.2023 №03-17-27/23-0-0
8. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны // Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06
9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
10. Поташник М.М. (ред.) Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие. — Москва: Педагогическое общество России, 2000
11. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05.09.2022 №1779-р «Об утверждении правил проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге»
12. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.07.2023 № 938-р «Об утверждении «Об утверждении Положения о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования»
13. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 №1676 Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
14. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). — СПб. М., 2000.
15. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Азъ, 1994.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
17. Управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательной организации: учебно-методическое пособие / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова; под ред. А В. Кислякова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018.