Модель системы оценки качества дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»

Воронина Елена Адольфовна,

заведующий методическим отделом

ГБНОУ «Балтийский берег»,

кандидат педагогических наук,

 Санкт-Петербург,

metodotdelbb@yandex.ru  

Завражнова Алена Алексеевна

методист ГБНОУ «Балтийский берег»,

 Санкт-Петербург,

metodotdelbb@yandex.ru  

Ульданова Екатерина Николаевна,

методист ГБНОУ «Балтийский берег»,

Санкт-Петербург,

metodotdelbb@yandex.ru  

Актуальность проблемы оценки качества дополнительного образования обусловлена стратегическими целями государственной политики в сфере образования, отраженными в ряде нормативных и программных документов. Обеспечение возможности детям получать качественное дополнительное образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка – целевой ориентир федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», Концепции развития дополнительного образования детей до 2023 года и других документов.

Специфика дополнительного образования детей (добровольность, отсутствие единых образовательных стандартов реализации дополнительных общеобразовательных программ, вариативность форм и содержания, самостоятельность образовательных организаций в разработке дополнительных общеобразовательных программ и планировании результатов их освоения) обусловливают разные нюансы раскрытия сущности категории качества по отношению к дополнительному образованию детей.

С одной стороны, во внимание принимаются характеристики, свойственные сфере образования в целом.  Так, качество дополнительного образования (как и образования вообще) определяется совокупностью показателей интегрированного качества: качества условий, качество процесса, качества результатов образовательной деятельности.

С другой стороны, основу деятельности учреждений дополнительного образования наряду с федеральным заказом, отраженным в нормативных документах, составляет социальный заказ потребителей. Поэтому такая деятельность будет считаться качественной, если она удовлетворяет потребности заказчиков (детей, родителей, государства, социума) посредством полной и качественной реализации заявленных дополнительных образовательных программ. Все это актуализирует вопрос моделирования системы оценки качества образования внутри учреждения (внутренней системы оценки качества).

Предложенная в данном материале модель внутренней системы оценки качества дополнительного образования универсальна и может быть использована в любом образовательном учреждении, реализующим дополнительные образовательные программы.

Содержательный анализ понятий качество, качество образования, качество дополнительного образования

В толковом словаре С.И. Ожегова качество рассматривается с одной стороны, как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; с другой стороны, то или иное свойство, признак, определяющий достоинство, ценность чего-либо [15].

 В научной литературе исследование понятия «качество образования» вызывает неизменный интерес. При этом ученые раскрывают различные аспекты этого понятия. Ряд исследователей связывает понятие «качество образования» с определением соответствия целевых ориентиров образования, запросов потребителя и получаемых результатов. Так, В. А. Болотов рассматривает качество образования как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса [1].

В трудах А. М. Моисеева, качество образования характеризуется как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование [4].

С точки зрения А. И. Субетто «качество образования» обладает следующим набором характеристик: системность и целостность (качество как система совокупности свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее качество); структурность и иерархичность (свойства обладают иерархической структурой); динамичность (качество процесса находит выражение в результате); количество (т.е. количественная мера качества); внешняя и внутренняя обусловленность (единство потенциального, внутреннего и реального, внешнего качества); соответствие требованиям, потребностям и нормам [14].

Большой вклад в разработку вопроса качества образования внес М. М. Поташник. Ученый обращает внимание на понимание качества образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, при том, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне прогнозируемого развития учащихся. По мысли исследователя, результаты образования должны включать в себя оценку ресурсозатрат, которые имели место для достижения результатов, насколько эти результаты эффективны [10].

 В условиях отсутствия единой трактовки понятия «качество образования» в науке, появилась необходимость выработки его общепринятого толкования для формирования единых подходов к оценке качества, что и привело к нормативно-правовому уточнению понятия «качество образования» в настоящее время.

В соответствии со  статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 N 273-ФЗ  качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [16].

В исследованиях проблемы качества дополнительного образования (Л.Н. Буйлова, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова и пр.) подчеркивается интегральный характер данного понятия.  Опираясь на законодательно определенное понимание дополнительного образования [273 -ФЗ, статья 75] качество дополнительного образования рассматривается через совокупность характеристик, отличающих его от других видов образования:

— дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;

— дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования;

— в дополнительном образовании отсутствует государственный стандарт на образование;

— дополнительное образование зависит от социального заказа, потребностей и ожиданий индивидуальных и коллективных субъектов.

Ученые выделяют следующие качественные признаки дополнительного образования:

— открытость конкретным образовательным ожиданиям, интересам и потребностям детей и подростков, запросам семьи, различным социальным группам, заинтересованным в дополнительном образовании;

— обеспечение доступности дополнительного образования;

— ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самоопределении;

— приоритетность в образовательных отношениях с детьми права добровольного, свободного выбора вида деятельности, образовательной области и профиля подготовки, содержания своего образования, объема и темпа его освоения, педагога, образовательной программы объединения, результатов ее освоения и результатов своей деятельности;

— признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка.

По мысли А.В. Золотаревой, анализируя качество дополнительного образования, важно обращать внимание на качество процесса дополнительного образования детей и качество результата.

Качество процесса дополнительного образования включает:

— качество целей – они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны основных заказчиков;

— качество содержания – должно соответствовать целям, современным требованиям к дополнительному образованию;

— качество технологий (методов) организации –должно обеспечивать соответствие целям, содержанию, современным требованиям;

— качество условий (методических, материально-технических, психологических и т.д.) – достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию, технологиям и т.д.

Качество результата дополнительного образования детей:

— Результат будет качественным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимые условия. Отслеживание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и (или) запросами потребителей [3].

В разработках ученых Санкт-Петербурга индикаторы качества дополнительного образования связываются с социально-педагогическими характеристиками данной сферы и группируются по следующим основаниям: соответствие институциональной миссии дополнительного образования детей в ОДОД и соответствие социальному запросу в этих же учреждениях.

В группу соответствия институциональной миссии дополнительного образования входят показатели качества управления (управление функционированием и развитием, организация сетевого взаимодействия); ресурсного обеспечения образовательного процесса (кадры, материально-техническая база, финансирование, информационные ресурсы); качества образовательного процесса (образовательное пространство, организация и методическое обеспечение образовательного процесса, его результативность, направления воспитательной работы в ОДОД, взаимодействие участников образовательного процесса); здоровьесберегающая деятельность. 

В группу индикаторов соответствия деятельности дополнительного образования детей социальному запросу вошли такие показатели качества как степень соответствия образовательных услуг социальному запросу; уровень социализации детей; оценка социально-психологического климата [2].

Качество и доступность дополнительного образования – стратегический ориентир, нашедший отражение в Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р.]. Развитие качества дополнительного образования связывается в документе с:

— совершенствованием региональных систем организации и управления дополнительным образованием;

— обновлением инфраструктуры дополнительного образования детей, совершенствованием системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования;

— обновлением содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

— организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства;

— профессиональной ориентации, формированием ключевых компетенций и функциональной грамотности обучающихся;

— расширением социального партнерства.

Эти и другие положения Концепции становятся определяющими при разработке моделей оценки качества дополнительного образования.

Современные подходы к оценке качества образования

В настоящей работе оценка качества образования  понимается как  процесс в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, включающей качество образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления.

Законодательно закрепленная трактовка качества образования    стала основой для определения единых подходов к оценке качества образования и разработки моделей оценки качества образования разного уровня: всероссийского, регионального, уровня образовательного учреждения.

В соответствии с современными нормативными документами сферы образования в настоящее время осуществляется внутренняя и внешняя система оценки качества образования.

Внешняя система оценки качества образования осуществляется мероприятиями:

— Органов федерального и регионального государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензирования образовательных организаций [статья 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»];

— Независимой оценки качества образования, осуществляемой юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки и направленной на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ [статья 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].

Внутренняя система оценки качества образования:

В соответствии с пунктом 13 части 3 стать и 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательных организаций относится проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Внутренняя система оценки качества образования – это совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности образовательных организаций [7].

В Санкт-Петербурге действует региональная система оценки качества образования (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.07.2023 № 938-р.). Региональная система оценки качества образования (далее РСОКО) обеспечивает единые подходы и требования к оценке качества образования, единые механизмы управления качеством образования на региональном, районном уровнях и уровне образовательной организации. В документе особое значение придается формированию внутренней системы оценки качества образования через реализацию внутреннего контроля качества образования, внутреннего мониторинга качества образования, социологических опросов участников образовательных отношений с целью установления степени удовлетворенности деятельностью образовательной организации, проведение самообследования.

На уровне образовательных организаций субъектами СПб РСОКО являются сама образовательная организация, методические объединения педагогических работников, органы государственно-общественного управления.

В числе областей оценивания, фиксируемых в Положении о РСОКО для оценивания системы дополнительного образования важны следующие характеристики:

— оценка достижений обучающихся;

— оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;

— оценка качества образовательного процесса в образовательных организациях;

— оценка качества условий образовательной деятельности, включая контекстную информацию (социально-экономические характеристики семей, сложность контингента, территориальная отдаленность);

— оценка качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

— оценка системы организации воспитания обучающихся;

— оценка качества управления образовательной организацией, включая эффективность управленческих решений;

— оценка удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), работодателей, педагогических работников. [12].

   Таким образом, в настоящее время сформирована нормативная база для оценки качества образования в образовательных организациях, в том числе, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. В опоре на нормативно-правовые документы и научно-теоретические положения разработана модель внутренней оценки качества дополнительного образования в Государственном нетиповом образовательном учреждении Санкт-Петербурга «Балтийский берег» (далее ГБНОУ «Балтийский берег»), которая представлена в следующем разделе настоящей статьи.

Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности ГБНОУ «Балтийский берег»

В соответствии с Уставом ГБНОУ «Балтийский берег» является нетиповой образовательной организацией (не относящейся к конкретному типу образовательной организации), реализующей основные и дополнительные образовательные программы. Многопрофильность ГБНОУ «Балтийский берег» обусловливает решение задач повышения качества образования на основе методологических идей системной интеграции, повышения уровня целостности образовательной системы учреждения, при которой отдельные сотрудники и подразделения работают согласовано и могут без внешней помощи оперативно менять режим сотрудничества в зависимости от обстоятельств. При этом элементы образовательной системы ГБНОУ «Балтийский берег» эффективно кооперируются.  

Модель внутренней системы оценки качества образования представляет собой описание системы диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами ГБНОУ «Балтийский берег», которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;

Целью внутренней оценки качества образовательной деятельности в части дополнительного образования является формирование единой системы оценки состояния дополнительного образования в учреждении, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности.

В числе основных задач:

— формирование единого подхода к оценке качества дополнительного образования и его измерению;

— формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества дополнительного образования;

— формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

— определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;

— определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам субъектов образовательной деятельности;

— обеспечение доступности качественного образования;

— оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

— выявление факторов, влияющих на качество образования;

— определение направлений повышения квалификации педагогических работников;

— разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;

— обеспечение информационной открытости оценочных процедур.  

Субъекты внутренней системы оценки качества дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»

Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образовательной деятельности и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:

— администрацию ГБНОУ «Балтийский берег»;

— педагогический совет;

— научно-методический совет;

— педагогических работников ГБНОУ «Балтийский берег» (методисты структурных подразделений/методический отдел; педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы);

— обучающихся;

— родителей/законных представителей обучающихся.

Субъекты внутренней системы оценки качестваФункции субъектов в оценке качества образовательной деятельности
Администрация ГБНОУ «Балтийский берег»формирование Локальных нормативных актов, регулирующих функционирование ВСОКО; разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях; обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организация системы мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике развития; анализ результатов оценки качества дополнительного образования предоставление информации о качестве образования учредителю учреждения; формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад, др.); принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.  
Педагогический советсодействует определению стратегических направлений развития дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, вопросам организации обучения по ДОП, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в Учреждении, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ГБНОУ «Балтийский берег» участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы дополнительного образования в ГБНОУ «Балтийский берег»; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности
Научно-методический советучаствует в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; содействует подготовке работников ГБНОУ «Балтийский берег» и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования.
Педагогические работники ГБНОУ «Балтийский берег» (методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы)Методисты структурных подразделений /методический отдел: разрабатывают модель ВСОКО и ее инструментарий; проводят контрольно-оценочные мероприятия в соответствии с ВСОКО; осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализируют результаты оценки качества дополнительного образования; ведут учет качества образовательной деятельности ГБНОУ «Балтийский берег» за отчетные периоды; обобщают результаты контрольно-оценочных процедур; формируют информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ГБНОУ «Балтийский берег» за полугодия и учебный год, отчет по самообследованию ГБНОУ «Балтийский берег», публичный доклад генерального директора ГБНОУ «Балтийский берег»); Педагоги дополнительного образования/педагоги организаторы: осуществляют мониторинг и оценку качества реализуемых дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» проводят самоанализ занятий/мероприятий, соответствия дополнительных общеобразовательных программ/ положений о мероприятиях нормативным требованиям; формируют аналитические материалы по результатам контрольно-оценочных процедур.
Обучающиеся, родители /законные представителиучаствуют в проведении социологических опросов; участвуют в оценке удовлетворенности качеством образовательной деятельности.

В качестве источников данных для внутренней оценки качества образования используются:

— дополнительные образовательные программы и УМК педагогических работников структурных подразделений ГБНОУ «Балтийский берег»;

— результаты контроля/промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительным образовательным программам;

— результаты мониторинговых исследований;

— социологические опросы;

— отчеты педагогических работников;

— результаты посещений занятий, массовых мероприятий;

— штатное расписание;

— протоколы заседаний педагогических советов структурных подразделений, научно-методического совета, методических объединений, тренерских советов;

— комплектование и сохранность контингента обучающихся;

— материалы административного контроля;

— статистический отчет 1-ДО;

— данные опроса участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители);

— результаты участия обучающихся в мероприятиях городского, регионального, всероссийского и международного уровня;

— результаты участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства;

— анализ инфраструктуры учреждения;

Методы оценки качества образовательной деятельности

— анкетирование – письменные опросы с использованием заранее разработанного опросника;

— анализ/самоанализ программно-методических продуктов; с помощью чек-листов;

— экспертная оценка программно-методических продуктов;

— самоанализ /экспертная оценка образовательного события (занятие, массовое мероприятие) по разработанным критериям;

— анализ статистических данных (%);

— анализ документов;

— мониторинг достижений обучающихся;

— мониторинг результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Основные объекты внутренней системы оценки качества дополнительного образования:

— качество образовательного процесса (обновление содержания, реализации дополнительных общеобразовательных программ, образовательных событий);

— качество результатов образовательной деятельности (степень соответствия образовательных достижений и результатов освоения обучающимися требованиям дополнительных образовательных программ, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг, достижения обучающихся);

— качество условий образовательной деятельности (материально-техническое, кадровое, информационное, методическое обеспечение, нормативно-правовое);

Механизмы внутренней системы оценки качества дополнительного образования

Оценка качества образовательного процесса

Оценка качества образовательного процесса включает:

— оценку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ;

— оценку качества дополнительных общеобразовательных программ;

— оценку качества учебно-методического комплекса;

— оценку качества образовательных событий.

Оценка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ проводится ежегодно по следующим параметрам:

КритерийМетод
Обновление содержания программ с учетом требований Методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей…» [8]Анализ документов
Анализ программного обеспечения
Наличие и разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.Анализ документов
Анализ программного обеспечения статистические методы
Внедрение новых дополнительных общеобразовательных программ с учетом социального заказа.Анализ документов
Анализ программного обеспечения статистические данные
Наличие и разработка дополнительных общеобразовательных программ для одаренных и талантливых детей.Анализ документов
Анализ программного обеспечения статистические методы
Наличие дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.Анализ документов
Анализ программного обеспечения статистические методы
Наличие дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий и электронного обучения.Анализ документов
Анализ программного обеспечения статистические методы
Наличие дополнительных общеобразовательных программ, реализующих задачи профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихсяАнализ документов
Анализ программного обеспечения статистические методы

Оценка качества дополнительных общеобразовательных программ проводится в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 №1676 «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга» и включает:

— Техническую экспертизу (соответствие структуры программы нормативным требованиям).

— Содержательную экспертизу (целостность программы, соответствие содержания целевым ориентирам, соответствие форм и методов обучения и оценки целевым ориентирам, содержанию и планируемым результатам программы.

Для оценки качества образовательных программ используется чек-листы.

Лист технической экспертизы дополнительной общеобразовательной программы

(на основе распоряжения КО от 25.08.2022 №1676)

Наличие в программе всех структурных компонентов, их соответствие требованиям нормативных документов (0-2 балла)
2 балла — оценочный элемент есть
1 балл — оценочный элемент присутствует частично, фрагментарно
0 баллов — оценочный элемент отсутствует
Педагогический совет структурного подразделения (протокол №, дата).
— Научно-методический совет (протокол №, дата)
— Педагогический совет ГБНОУ «Балтийский берег» (протокол №, дата).
— Утверждающие реквизиты приказа ГБНОУ «Балтийский берег» (номер приказа, дата).  Название дополнительной общеразвивающей программы. Возраст обучающихся. Срок освоения. Ф.И.О., должность разработчика(ов) программы.
 
Пояснительная записка содержит все компоненты:
— Направленность программы.
— Адресат (целевая аудитория).
— Актуальность.
— Уровень освоения.
— Объем и срок освоения.
— Цель и задачи.
— Организационно-педагогические условия реализации: — язык реализации форма обучения особенности реализации (модульная, сетевая, дистанционная) возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов условия приема на обучение формы организации и проведения занятий особенности организации образовательного процесса (в т.ч. организация и проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей) кадровое обеспечение материально-техническое оснащение.
— Планируемые результаты.
 
Учебный план содержит:
— Перечень разделов, тем.
— Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические.
— Формы контроля и итогового оценивания.
 
Рабочая программа раскрывает содержание программы через описание тем в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. 
Методические материалы Представлены: описанием методов, приемов, технологий, практик, используемых при реализации программы перечень дидактических средств, ЭОР информационные источники (списки литературы для педагогов, детей и родителей, интернет-источники, оформленные по ГОСТ). 
Оценочные материалы Представлены: виды контроля, их периодичность (сроки) формы и методы отслеживания результатов, в т.ч. формы фиксации. Критериальный аппарат. 
Культура оформления документа 

Лист содержательной экспертизы дополнительной общеобразовательной программы и УМК

Качество содержательных компонентов программы (0-2 балла)
2 балла — оценочный элемент есть
1 балл — оценочный элемент присутствует частично, фрагментарно
0 баллов — оценочный элемент отсутствует.
Целевая направленность программы: соответствие цели направленности дополнительного образования; задачи раскрывают цель программы; цель и задачи конкретны; диагностируемы, соответствуют возрасту обучающихся; цель достижима в заявленные сроки обучения.
Планируемые результаты: соответствуют целевым ориентирам, категории обучающихся, объему программы; Представлены предметные, метапредметные, личностные результаты.
Содержание программы: соответствует заявленной цели и позволяет достичь планируемых результатов обучения; соответствует заявленному возрасту детей.
Методические материалы: методы, технологии обучения, формы, виды учебной деятельности соответствуют заявленной цели, логике компетентностного подхода к обучению, позволяют достичь планируемых результатов обучения.
Оценочные материалы: оценочные материалы подробно и полно описаны; оценочные материалы инструментальны, соответствуют цели обучения, позволяют установить степень достижение планируемых результатов обучения на основе измеряемых критериев и показателей.
Учебно-методический комплекс: соответствие УМК целевым ориентирам программы; полнота УМК, наличие дидактических материалов к каждой теме/разделу. наличие электронных ресурсов.

Оценка качества образовательного события (занятие/мероприятие) проводится с помощью самоанализа и экспертной оценки.

Карта анализа/самоанализа занятия по дополнительной общеобразовательной программе

(адаптировано по материалам СПб АППО)

Параметры  занятияКритерии оценкиоценивание
Определение темы занятия, постановка целей и задачПедагог сообщает тему, этап целеполагания отсутствует.0
Определение темы и целеполагание осуществляется только педагогом.1
В процессе формулирования темы, определения целей и задач принимают участие учащиеся.2
Планирование деятельности. Осуществление практической деятельностиЭтап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач.0
Работа ведется по плану, предложенному педагогом.1
Педагог организует планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Действия осуществляются по намеченному плану.2
Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельностиПрименяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности учащихся не осуществляется ни в какой форме.0
Применяется преимущественно фронтальную форму организации деятельности. Педагог осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только педагогом.1
Педагог организует деятельность учащихся применяя групповую и индивидуальную форму. Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только педагогом, но и учащимися (самооценка, взаимооценка).2
Подведение итогов деятельностиПодведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде.0
Педагог выясняет у учащихся что они узнали, запомнили.1
Педагог организует рефлексию.2
Формирование УУДВ течение занятия формирование универсальных учебных действий не организовано, идет работа только на предметный результат.0
В течение занятия педагог лишь единожды целенаправленно способствовал формированию универсального учебного действия.1
В течение всего занятия педагог целенаправленно способствовал формированию не менее двух универсальных учебных действий.2

Карта самоанализа  действий педагога дополнительного образования по формированию метапредметных умений учащихся

(адаптировано по материалам СПб АППО)

Перечень действий по формированию и развитию регулятивных УУДПри помощиСамостоятельноПримечание  
Учу определять цель занятия.   
Учу определять план действий.   
Учу формулировать алгоритм выполнения заданий.   
Учу действовать по выбранному плану.   
Учу находить рациональные способы работы.   
Учу описывать желаемый результат.   
Учу способам самопроверки.   
Учу способам взаимопроверки.   
Другое.   
Другое.   
Перечень действий по формированию познавательных УУД.При помощиСамостоятельноПримечание  
Учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи.   
Учу искать информацию в разных источниках.   
Учу читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты.   
Учу создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.   
Учу решать задачу (проблему) разными способами и выделять оптимальный.   
Учу называть существенные признаки объектов и явлений.   
Учу находить в действиях причину (почему?) и следствие (поэтому).   
Учу анализировать.   
Учу находить главную мысль.   
Учу обобщать.   
Учу выделять и формулировать проблему.   
Учу делать выводы.   
Другое.   
Перечень действий по формированию коммуникативных УУДПри  помощиСамостоятельноПримечание
Учу задавать /отвечать на вопросы.   
Учу убеждать другого человека.   
Создаю ситуацию для обсуждения.   
Учу передавать содержание в сжатом и развернутом виде.   
Учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту.   
Учу строить монологическое высказывание.   
Учу работать в группе.   
Другое.   

Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательного процесса проводится с помощью анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся.

Пример анкеты для обучающегося:

Уважаемые ребята! Внимательно прочитайте вопросы и выберите подходящий вам вариант ответа. Заранее благодарим за сотрудничество!

Доволен ли ты своими успехами и достижениями?да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить
Нравится ли тебе как проходят занятия?да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить
Интересно ли тебе посещать занятия?да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить.
Что дает тебе обучение в объединении?помогает лучше усваивать  школьную программу; позволяет получать новые знания, расширять кругозор; способствует развитию способностей; помогает получить опыт общения со сверстниками, найти друзей; помогает познакомиться с будущей профессией; помогает занять свободное время; другое.

Примеры вопросов, используемых для разработки анкет для родителей.

Уважаемые родители (законные представители)!

ГБНОУ «Балтийский берег» проводит независимую оценку качества образования, в которой принимают участие обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста, и их родители (законные представители) вне зависимости от возраста обучающихся. Педагогический коллектив просит Вас заполнить анкету, ответы на вопросы которой будут учтены при планировании работы учреждения, направленной на повышение качества образовательных услуг и создания комфортной среды обучения и воспитания.  Опрос анонимный. Благодарим за участие в анкетировании.

Какую форму проведения занятий в объединении Вы бы предпочли?очную; дистанционную; смешанную (очную и дистанционную).
Что Вы ожидаете от занятий по программе?организацию досуга ребенка; получение ребенком новых знаний и навыков; развитие интеллектуальных и творческим способностей  ребенка; получение ребенком опыта общения со сверстниками; возможность самореализации ребенка; другое.
Готовы ли вы принимать активное участие в мероприятиях детского объединения, интересоваться успехами и достижениями ребенка, оказывать ему помощь и поддержку?да, по возможности, нет, пусть ребенок всё делает самостоятельно.
Какая причина побудила Вас выбрать для дополнительного образования Вашего ребенка именно эту программу?программа соответствует интересам и потребностям моего ребенка ребенок сам сделал выбор занять свободное время ребенка содержание программы современно, создает условия для личностного развития ребенка по программе обучаются дети знакомых программа реализуется в учреждении, расположенном близко к дому.
Как Вы думаете, что, прежде всего, дает детям обучение по программе «название»?Свободный ответ.
Какими сторонами организации обучения по программе «название» Вы удовлетворены? Оцените от 1 до 5 баллов каждое утверждение.Содержание и качество реализации образовательной программы. Расписание занятий и нагрузка ребенка. Организация участия ребенка в конкурсных мероприятиях Разнообразие форм организации образовательного процесса. Организация в объединении сотрудничества с родителями Обеспеченность образовательного процесса дидактическими, методическими и мультимедийными ресурсами. Профессиональная компетентность педагога.
Оцените по пятибалльной шкале, насколько программа «…» соответствует Вашим запросам к дополнительному образованию детей1 балл; 2 балла; 3 балла; 4 балла; 5 баллов.
Каково отношение Вашего ребенка к обучению в объединении «название»?Имеет друзей, с которыми познакомился в объединении. С удовольствием участвует в различных мероприятиях, конкурсах, рассказывает о своих победах. Часто пропускает занятия, жалуется на перегрузки и усталость.
Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию о работе детского объединения?Сайт учреждения. Группа в социальной сети «ВКонтакте». Рассылка от педагога по электронной почте, в мессенджере.
Удовлетворены ли Вы разнообразием форм организации образовательного процесса в объединении?  да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить.
Устраивает ли Вас качество получаемого образования в детском объединении?  да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить.
Какие аспекты, на Ваш взгляд, необходимо добавить в содержание программы или заменить?Свободный ответ.
Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями среди детей в группе?да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить.
Удовлетворены ли Вы эмоциональным настроем ребенка во взаимодействии с педагогом?да, вполне скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить.
Учитываются ли педагогом индивидуальные особенности детей и оказывается ли им помощь в решении личных проблем?да, вполне; скорее да,           скорее нет,         нет, затрудняюсь ответить.
Готовы ли Вы рекомендовать обучение детей по программе «название» родственникам и знакомым?да, вполне; скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить.

Оценка качества результатов образовательной деятельности

Оценка качества результатов образовательной деятельности предполагает:

— мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных программ.

— сохранность и качественный состав контингента ГБНОУ «Балтийский берег»;

— наполняемость объединений,

— наличие жалоб и обращений за год;

— достижения обучающихся и спортсменов (объединений, команд) в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п. разного уровня, социально значимое проектирование; участие детей в общественных объединениях и др.);

— оценка удовлетворенности качеством образовательного процесса потребителей.

Для оценки качества образовательных результатов анализируются статистические данные:

п/пПоказателиЕдиница измерения
 Общая численность обучающихся, в том числе:человек
 Детей дошкольного возраста (3-7 лет).человек
 Детей младшего школьного возраста (7-11 лет).человек
 Детей среднего школьного возраста (11-15 лет).человек
 Детей старшего школьного возраста (15-18 лет).человек
 Численность/удельный вес численности обучающихся, занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности обучающихся.человек/%
 Численность/удельный вес численности обучающихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности обучающихся.человек/%
 Численность/удельный вес численности обучающихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе:человек/%
 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.человек/%
 Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.человек/%
 Дети-мигранты.человек/%
 Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.человек/%
 Численность/удельный вес численности обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся.человек/%
 Численность/удельный вес численности обучающихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности обучающихся, в том числе:человек/%
14.1.На муниципальном уровне.человек/%
14.2.На региональном уровне.человек/%
14.3На межрегиональном уровне.человек/%
14.4.На федеральном уровне.человек/%
14.5На международном уровне.человек/%
15.Численность/удельный вес численности обучающихся -победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности обучающихся, в том числе:человек/%
15.1.На муниципальном уровне.человек/%
15.2.На региональном уровне.человек/%
15.3.На межрегиональном уровне.человек/%
15.4.На федеральном уровне.человек/%
15.5.На международном уровне.человек/%
16.Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности обучающихся, в том числе:человек/%
16.1.Муниципального уровня.человек/%
16.2.Регионального уровня.человек/%
16.3.Межрегионального уровня.человек/%
16.4.Федерального уровня.человек/%
16.5.Международного уровня.человек/%
17.Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе:единиц
17.1.На муниципальном уровне.единиц
17.2.На региональном уровне.единиц
17.3.На межрегиональном уровне.единиц
17.4.На федеральном уровне.единиц

Мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных программ проводится в соответствии с критериями, заложенными в образовательных программах, фиксируется по трем параметрам в виде предметных, метапредметных и личностных результатов и проводится в сроках промежуточного и итогового контроля, определенных учебным планом программы и расписанием работы объединения, в котором реализуется программа.

Оценка качества условий образовательной деятельности

Оценка качества условий образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам происходит по следующим параметрам:

Условия образовательной деятельностиКритерииМетоды
Материально-технические условия.— оснащение учебной мебелью; — оснащение лабораторным оборудованием; — оснащение демонстрационным оборудованием; — оснащение компьютерной техникой; — оснащение аудио и видеотехникой;Анализ документов материально-технической базы учреждения. Анализ статистических данных.
Информационные условия.— оснащение интерактивными средствами обучения; — оснащение наглядными пособиями; — подключения к сети Интернет и пр.) — открытость образовательной организации.Анализ статистических данных. Анализ сайта. Анализ групп в социальных сетях.
Кадровые условияпотребность в кадрах; текучесть кадров; уровень квалификации педагогов (образование, квалификационная категория); участие педагогов в мероприятиях по повышению квалификации; участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; профессиональные достижения педагогов (победы в профессиональных конкурсах разного уровня);Анализ статистических данных.
Методические условияналичие внутрикорпоративной системы повышения квалификации.Качественный анализ.
наличие мероприятий по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.Качественный анализ;  Анализ статистических данных.
инновационная деятельность учреждения, участие в проектах разного уровня.Качественный анализ.  
опытно-экспериментальная деятельность ОУ по апробации новых технологий, методик, учебно-методических комплектов и др., проектная деятельность.Качественный анализ.  
публикации педагогов по результатам инновационной и экспериментальной деятельности, в т.ч. на сайтах в сети Интернет.Анализ статистических данных. Анализ сайта.
использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в т.ч. дистанционных.Экспертиза образовательной деятельности.
Санитарно-гигиенические условиявыполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.Экспертная оценка образовательного процесса
Нормативно-правовые условияналичие локальных нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность, соответствие требованиям законодательства систематичность проведения контрольно-оценочных процедур.Анализ ЛНА Методы планирования Мониторинги

Подводя итог сказанному, представим сущность модели внутренней системы оценки качества дополнительного образования ГБНОУ «Балтийский берег» в табличной форме:

Модель внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам

Цель        ВСОКО   Формирование единой системы оценки состояния дополнительного образования в учреждении, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности.
Субъекты ВСОКОадминистрация ГБНОУ «Балтийский берег»; педагогический совет; научно-методический совет; педагогические работники ГБНОУ «Балтийский берег»; обучающиеся; родители/законные представители обучающихся.
Объекты ВСОКОкачество образовательного процесса; качество результатов образовательной деятельности; качество условий образовательной деятельности.
Механизмы ВСОКООценка качества образовательного процесса оценка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ;оценка качества дополнительных общеобразовательных программ;оценка качества учебно-методического комплекса;оценка качества образовательных событийОценка качества результатов мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных программ;мониторинг сохранности и качественного состава контингента ГБНОУ «Балтийский берег»;мониторинг наполняемости. объединений;наличие жалоб и обращений за год;достижения обучающихся и спортсменов (объединений, команд) в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п. разного уровня, социально значимое проектирование; участие детей в общественных объединениях и др.);оценка удовлетворенности качеством образовательного процесса потребителей.Оценка качества условий оценка материально-технических условий;оценка кадровых условий;оценка информационных условий;оценка методических условий.оценка санитарно-гигиенических условий;оценка нормативно-правовых условий.
Методы оценки качестваанкетирование – письменные опросы с использованием заранее разработанного опросника; анализ/самоанализ программно-методических продуктов; с помощью чек-листов; экспертная оценка программно-методических продуктов; самоанализ /экспертная оценка образовательного события (занятие, массовое мероприятие) по разработанным критериям; анализ статистических данных (%); анализ документов; мониторинг достижений обучающихся; мониторинг результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.      анализ сайта      анализ групп объединений в социальных сетях.

Оценка качества и эффективности управления образовательным процессом проводится на уровне администрации учреждения на основе анализа данных внутренней системы оценки качества образования по параметрам, описанным выше. Результаты оценки фиксируются в отчете по самообследованию образовательной организации и публичном докладе генерального директора ГБНОУ «Балтийский берег».Таким образом, данная модель может быть использована для оценки состояния текущего качества образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, сравнительного анализа качественных и количественных данных, полученных в ходе оценочных процедур и своевременного принятия управленческих решений.

Список литературы:

1. Болотов В. А. Система оценки качества образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. — М.: Логос, 2007

2. Ванина Э.В., Максимцова Т.А. Социально-педагогические измерения в дополнительном образовании (Учебно-методическое пособие) — СПб: СПбАППО, 2012

3. Золотарева А.В. Оценка качества дополнительного образования детей: подходы и результаты s11-5-zolotareva.pptx (live.com)

4. Как создать управляющий совет школы: учебно-методические материалы / под ред. А. М. Моисеева. — М.: Вердана, 2007

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р

6. Логинова Л.Г.  Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019

7. Методические рекомендации по обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга (Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.02.2023 №03-17-27/23-0-0

8. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны // Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06

9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629

10. Поташник М.М. (ред.) Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие. — Москва: Педагогическое общество России, 2000

11. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05.09.2022 №1779-р «Об утверждении правил проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, планируемых к реализации в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге»

12. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.07.2023 № 938-р «Об утверждении «Об утверждении Положения о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования»

13. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 №1676 Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».

14. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). — СПб. М., 2000.

15. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Азъ, 1994.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 

17. Управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательной организации: учебно-методическое пособие / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова; под ред. А В. Кислякова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018.

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031